ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 5671
Скачиваний: 158
Атомистика Демокрита
Во второй половине 5 в. до н.э. на севере Греции появился новый центр науки – город Абдер. По мнению многих историков философии, именно в этом городе жил и творил создатель атомистической философии Демокрит (ок. 460-370 до н.э.).
Демокрит за свою долгую жизнь приобрёл огромное количество знаний. Его труды представляют энциклопедию своего времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии. Глубина и широта его трудов снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких, как Аристотель, Цицерон, Плутарх и т.д.
Термин «атомос» с древнегреческого переводится как неделимый. Весь мир состоит из атомов и пустоты. Даже душа человека состоит из атомов.
Что же представляют собой атомы, из которых состоят все предметы природы и изучение которых даёт возможность раскрыть причинные связи о мире?
Атомы, по Демокриту, различаются друг от друга по четырем признакам. Во-первых, - по форме. Так, по Демокриту, атомы души и человеческой мысли имеют сферическую форму. Атомы могут быть самой причудливой формы, и в зависимости от неё образуются различные вещи. Во-вторых, атомы различаются по величине. Атомы, утверждает Демокрит, могут быть настолько малы, что в силу этого они уже недоступны для восприятия их организации чувств человека. Но они могут быть и очень велики. В-третьих, они отличаются по порядку. В-четвертых, они отличаются по положению.
Каждый атом, с точки зрения Демокрита, вечен, а потому и вся природа, весь мир вечны; природа состоит из вечных, неуничтожимых, не исчезающих и вновь не появляющихся атомом. Атомы неизменны. Они не могут изменить свою природу. Они непроницаемы, безусловно, объективны или, как говорит Демокрит, телесны. Обладая неделимостью, внутренней устойчивостью, неразложимостью, атомы постоянно движутся, изменяют своё положение в пространстве.
Как же, по мнению Демокрита, образуются вещи в природе? Атомы по внутренней своей структуре неизменны, неразложимы; им присуще лишь перемещение в пространстве. Возникновение новых предметов Демокрит объясняет изменением сочетаний атомов вследствие их перемещения. Демокрит утверждает, что вселенная существует вечно. Движение столь же вечно, как вечна и сама вселенная, ибо атомы всегда перемещались в пространстве, всегда находились в движении. Наряду с материальными атомами существует пустота. Наличие атомов и пустоты есть обязательная предпосылка для осуществления любого перемещения атомом в пространстве.
Большой интерес представляет учение Демокрита о строении вселенной. Он считал, что расстояние между мирами не одинаково. В ряде фрагментов Демокрита содержится указание на то, что существует бесконечное множество миров. Он писал, что одни миры еще развиваются, другие находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. В одно и то же время в разных частях вселенной происходит и возникновение и уничтожение миров, происходит различное движение атомом, движение веществ. Новые тела и миры возникают от сложения атомов; уничтожаются они от разложения на атомы.
Крайне интересна теория познания (гносеология) Демокрита. Если состоит из разнообразных по форме, величине, порядку и расположению атомов, если все предметы в природе различны, а целом природа подчинена необходимости и причинной связи, то возникает вопрос: как же познать эту сложную, многообразную, находящуюся в вечном и постоянном движении природу?
Демокрит разработал довольно стройную гносеологию. Он делил всё познание на познание по истине и познание по мнению. Познание по истине он называет светлым. Оно характеризует объективные признаки вещей: то, что атомы существуют, то, что они движутся, то, что они такой-то величины и такой-то формы. Знание по истине, т.е. наиболее совершенное знание, основано на свидетельстве разума. Всё остальное, например восприятие человеком цвета, звука, запаха и т.д. – всё это основано на мнении, а потому есть знание несовершенное, или, как его называл Демокрит, знание темное.
Несмотря на то, что чувства, по мнению Демокрита, не дают полного и истинного знания, всё же без них невозможно разумное познание вещей. Они дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского обобщения.
Что касается механизма чувственного восприятия в частности восприятие человеком цвета, то этот процесс Демокрит объяснял учением о так называемых «эйдосах», или образах. Он считал, что от каждого предмета исходят частицы, образующие как бы его внешнюю оболочку. Какой бы предмет человек ни воспринимал, он всегда воспринимает исходящие от этого предмета частицы, напоминающие собой предмет в целом.
Взгляды Демокрита на общество тесно связаны с его политической ориентацией. Он был решительным сторонником греческой рабовладельческой демократии. Для правящего класса рабовладельцев главным врагом были рабы и демос. Раб в античности не считался человеком. Поэтому победившая рабовладельческая демократия и провозглашает свои принципы и ценности «общечеловеческими». Всё это отражается во взглядах Демокрита на общество.
Прежде всего, он стремится «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди в начальных стадиях своего развития, жили неупорядоченной и животной жизнью. Прогресс, по мнению Демокрита, был достигнут за счет того, что люди познали огонь и другие вещи, было изобретено искусство.
В своих политических взглядах Демокрит является типичным представителем своего класса. Его взгляды в этой области являются смесью индивидуализма им стремления поддержать авторитет древнегреческого полиса как основной формы государства греческой рабовладельческой демократии. Поэтому ценности и воззрения своего собственного класса он считал универсальными. «Верность» рабовладельческой демократии ему представлялась одним из наивысших как политических, так и этических принципов.
Подобной же точки зрения руководствуется Демокрит и в отношении собственности, Он не осуждает накопления, приобретения собственности, но осуждает лишь такое приобретение дурными способами.
Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами. Он пытается сформулировать некие «универсальные» моральные правила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к этому – через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели Демокрит считает убеждение и воспитание в духе нравственности. «Принуждением» человека нельзя сделать добрым.
Софисты и Сократ
Вершина развития античной греческой философии приходится от второй половины V до конца VI в. до н.э. Центром эллинского мира становятся города континентальной Греции. Ведущую роль среди них завоёвывают Афины. Основой политической устройства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса, но для этого требовалась общая образованность. Вследствие этого в Афинах возникает система общего образования и появляются первые учителя – софисты (софос – мудрый).
При обучении софисты не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенное знание в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику. Как философское течение софисты не представляют вполне однородного явления. Наиболее характерной чертой общей всех софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок.
К старшей группе софистов относится Протагор (481-413 г. до н.э.). Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Весьма прославился другой софист – Горгий. Во время своих выступлений он утверждал: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; если оно даже и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.
Софист Продик развивал релятивистское воззрение, согласно которому каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи.
Софисты старшей группы были крупными специалистами в вопросах права. Протагор написал законы, которые были приняты в афинской колонии Фурии в Южной Италии, и обосновал идею равенства свободных людей.
Софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Сочинение Протагора о Богах было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма.
В учениях младших софистов особенно выделяются их этические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант выступали против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант – никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Софист Фразимах развил учение, об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия – демократические, а тирания – тиранические.
Сократ (469-399 до н.э.) происходил из бедной афинской семьи. Подлинные воззрения Сократа можно реконструировать с большим трудом. Дело в том, что сам Сократ никогда ничего не писал. Историки философии воспроизводят его взгляды по трудам его современников, особенно Платона. Сократ никогда не считал себя «мудрым», а лишь «любящим мудрость». Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Поэтому, наверное, трактатов и не писал.
Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, к социуму, а также к богам. Главной задачей философии он считал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал ненужным и невозможным изучение природы.
Основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии Сократ считал последовательное познание» самого себя». В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывам «прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.
В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. В этой связи он ставит весьма понятный вопрос: как может быть нравственным человек, если он не знает, что такое добродетель? Так для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность, по Сократу – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.
Добродетели, то есть познания того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь «благородные» люди. Сократ считает, что земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, что бы знать самих себя. А значит, они не могут быть нравственными.
Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы. Эти добродетели человек приобретает путём познания и самопознания. Добродетели, равно как и моральные нормы, и законы, основанные на них, Сократ считал вечными и неизменными.
У Сократа мы встречаемся с первой попыткой классификации форм государства. Сократ называет такие основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей.
Сократ распространял свои взгляды в разговорах и дискуссиях. В них сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. В этом состоит так называемая сократовская ирония. С иронией (сомнением) тесно связана майевтика. Этим термином Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.
Тенденция постоянное обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их, и приходить. Таким образом, к новому знанию становится источником развития субъективной диалектики.
Платон (427-347 до н.э.) – житель Афин, ученик Сократа. Платон считается основателем объективно-идеалистической линии в мировой философии. Его философия во многом основана на борьбе против «линии Демокрита», т.е. всех материалистических воззрений, которые встречались в античной философии. В чём же суть объективного идеализма Платона?
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаём своими чувствами, согласно Платону, является лишь «тенью» и производен от мира «идей». Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут, «идеи» же являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признаёт их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета познания. Платон объясняет подобие всех существующих столов наличием идеи стола в мире идей.
Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей. По Платону, реальные вещи представляют собой соединение «идеи» с пассивной «материей». Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы, идеи.
В системе Платона присутствует иерархия идей. Выше всего стоит идея красоты и добра. Она не только превосходит всё реально существующее добро и красоту, тем, что совершенна, весна и неизменна, но и стоит выше других идей. Наиболее глубоко учение Платона об идеях разработано в работах «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».
Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, - это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологии является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда существовала в царстве идей.