ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 5673
Скачиваний: 158
Душа по Платону, бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, а существует вечно. Тело подчиняется душе. Она состоит из трёх частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания, низшая часть – влечения и чувственность.
Проблеме общества посвящены две работы Платона: «Закон» («Политея») и «Законы» («Номои»). Государство, по его мнению, возникает потому, что человек один не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он анализирует не реальное общество, а строит модель идеального государства. В идеальном государстве должно существовать три социальные группы. Во-первых, это правители – философы, во-вторых – стратеги – воины, задача которых – стоять на страже государства, в третьих – производители – земледельцы и ремесленники.
Трем основным соответствуют три из четырёх основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей, храбрость – добродетель воинов, а умеренность – добродетель народа.
Платон делит существующие типы государства на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные – упадочные. Первое место в группе приемлемых государств занимает его идеальное государство. Из реально существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не монархия).
К упадочным государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе. Ниже тимократии, стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю и ростовщичество. Больше всего Платон не любит демократию, в которой он видит власть толпы и неблагородного демоса.
Аристотель (384-322 до н.э.) родился в г. Стагире. В 17 лет он покидает Стагир и уходит в Афины, где становится учеником Платона. В 343 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II он переселяется в македонскую Пеллу, где становится учителем Александра, сына Филиппа II, будущего Александра Македонского. Затем после многих лет странствий он возвращается в Афины, где основывает школу, получившую название Ликей.
Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Его сочинения относятся к самым различным областям – логике, естествознанию, истории, политике, этике, эстетике.
Все науки, по Аристотелю, делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается для достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.
«Теоретические науки» Аристотель разделяет на три части – «первую философию», куда входят математика и физика. «Первая философия» исследует неизменные «начала» сущего. Математика изучает взятые в абстракции числовые и пространственные свойства тел. Физика изучает различные состояния тел в природе и определенные «материи».
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Но хотя она является основой всякого бытия, её нельзя считать простой составной частью всякого бытия.
Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различать две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризует четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, а земля – холодного и сухого.
Аристотель известен также как крупнейший теоретик в области общественной науки. Согласно Аристотелю, человек родился политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Человек есть политическое животное.
У Аристотеля мы находим развернутую и тщательно разработанную теорию защиты рабства. У раба, по Аристотелю, на первом месте стоит тело, у свободного – душа. Но душа должна господствовать над телом. Раб для Аристотеля – говорящий и совершенный инструмент. Рабовладельческий строй Аристотель признавал вечным, данным от природы.
Сущность государства Аристотель видел в политическом общении людей, соединившихся для достижения какого-то блага. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, но для того, чтобы жить счастливо. Философ считал возможным свести все богатства форм государства лишь к двум формам - демократической и олигархической.
В основе всех больших потрясений, по Аристотелю, лежит имущественное неравенство. Аристотель понимал, что когда в обществе много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными элементами.
Отвергнув «идеальное государство» Платона, Аристотель разработал теорию о «лучшем государстве». Государство Аристотеля основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Философ сохраняет в нем имущественное неравенство и рабовладение. Он считал, что в государстве должно быть организовано воспитание молодежи. Из частных рук дело воспитания должно быть передано государству.
Эллинистическая философия
В конце IV века до н.э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. Кризис этот привел к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад этот державы после смерти завоевателя не мог остановить дальнейшее развитие кризиса. Развиваясь дальше, кризис этот вызвал глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой философии. В это время возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 гг. до н.э.). По его учению, философ – человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения. На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях – там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует по истине. Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа блаженства.
Основные положения Пиррона получили свое развитие в учении его последователей Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика.
Эпикурейство как философская школа получила свое название по имени основателя – Эпикура (341-270 г. до н.э.). С одной стороны, Эпикур является продолжателем атомистики Демокрита. Но вместе с тем, принимая исходные положения атомистики, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека свободы. Руководствуясь этой мыслью, Эпикур перерабатывает атомистику Демокрита, переводя её из сферы натурфилософии в сферу нравственной проблематики. Из способности атома отклоняться от первоначальной траектории, он делает вывод о том, что и человек свободен в своем поведении.
Для Эпикура критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Обоснованию учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути; страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью в загробном мире. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывало путь к счастью. Мудрец различает три вида удовольствия: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность.
Противниками учения Эпикура была школа стоиков, основанная Зеноном из Китиона на Кипре (366-264 гг. до н.э.). Если центральной категорией философии Эпикура была свобода, то у стоиков – необходимость. Учение о строжайшей необходимости всего происходящего в мире сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого. Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового шара телами. Из этого факта выводилась идея невозможности человеческой свободы.
В этике противоположность между стоицизмом и эпикурейством сказалась в вопросах о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлена к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода, как понимает ее Эпикур, невозможна.
Римская философия
С начала III столетия до н.э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики превращается в мощную державу. Во II в. до н.э. он владеет уже большей частью древнего мира. Под его влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Примерно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в Греции – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Наиболее известным представителем римского стоицизма был Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Он происходил из сословия «всадников», получил юридическое и философское образование. Был воспитателем будущего императора Нирона.
Будучи стоиком, Сенека исходит из того, что всё в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Сенека выделяет два основных жизненных принципа, которые ведут к счастью: 1) жить счастливо – значит жить в соответствии с природой; 2) принцип подчиненности человека судьбе.
Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой не избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно Сенеке, наиболее достойной. Сенека отвергает стремление к богатству и накоплению имущества, однако, как утверждают некоторые источники, это не помешало ему стать одним из самых богатых людей Рима. Когда противники указывали Сенеке, что его собственная жизнь весьма резко отличается от идеалов, которые он провозглашает, тот отвечал, что все философы говорят не о том, как живут сами, но о том, как должно жить.
Наиболее значительным представителем эпикуреизма в римской философии был Тит Лукреций Кар (95-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе», которая является также и ценным художественным произведением тогдашней литературы.
Лукреций отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. Атомам, согласно Лукрецию, присуще движение. В решении вопроса движения он стоит на принципах Эпикура. Он пытается определенным образом обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов.
В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить признаки эволюционизма. Он придерживается взгляда, что все органическое возникло из неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.
Лукреций пытается объяснить естественным образом и возникновение общества. Он говорит, что первоначально люди жили в «полудиком состоянии», не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому, что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Так же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора).
В области этики Лукреций последовательно отстаивает эпикурейские принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья является познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха, в частности от страха перед богами.
Прогрессирующий кризис римского общества закономерно отражается и в философии. Наиболее интересным философским направлением в этот период был неоплатонизм. В основе этого течения лежали философские идеи Платона. Он является последним цельным философским течением, возникшим в период античности. Наиболее ярким представителем неоплатонизма был Плотин (205-270 г. н.э.).
Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный мир. От него зависят все формы бытия. Можно сказать, что божественный принцип Плотина является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона. Много внимания Плотин посвящает душе.
Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа – это нечто чуждое материальному и телесному. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с тело органически. Она является часть мировой души.
В теории познания единственно подлинным познанием является познание божественного принципа. Последний не может быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает экстаз, который достигается душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.