ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 5669
Скачиваний: 158
В эпоху античности сформировался человек современного типа. Современного не в анатомо-физиологическом, а интеллектуальном смысле. Мы сегодня мыслим категориями, которые были заложены в эпоху античности: причина и следствие, случайность и необходимость, закон и закономерность и т.д. В многообразных формах греческой мифологии уже имеются, в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрения, Специалисты в области религии указывают, что философские основы христианства заложены в античном платонизме. Историки науки говорят о том, что многие проблемы современной науки были сформулированы древними греками. Например, проблема «первокирпичика», первоосновы мира, сформулированная ещё в самой начальной стадии формирования античной философии, остаётся не решенной и в рамках современной науки.
Милетская школа
Милетская философская школа считается первой античной философской школой и получила свое название по городу Милет, в котором она возникла. Время возникновения – примерно VI в. до н.э. Эта школа известна тем, что она впервые поставила вопрос о первооснове мира. Милетцы впервые поставили вопрос о «первокирпичике», о первооснове мира. Существует ли нечто из чего всё построено? И если это нечто существует, то как оно выглядит. То есть эта школа впервые в истории человечества формулирует проблему сущности мира.
Историко-философские источники указывают на имя Фалеса (640-562 гг. до н.э.) как на основателя школы. Исследуя биографию Фалеса можно прийти к выводу, что он происходил из достаточно богатой семьи. Будучи философом, он занимался политикой и торговлей, много путешествовал. В своих путешествиях он вполне мог ознакомиться с достижениями науки в Индии, Персии и Египте. Можно считать вполне достоверным факт, что на основе полученных знаний Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э.
Первоосновой мира Фалес считал воду. В этой связи Г. Гегель подчеркивал, что фалесово положение, что вода есть абсолют, первоначально, представляет собой начало философии. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное в греческой философии употребляется термин архэ, означающее первоматерию, праматерию. В первоматерии Фалеса, в «бесконечной воде», содержится потенция дальнейшего развития. Всё остальное, возникает путем «сгущения» или «разрежения» первоматерии.
О земле Фалес говорил, что она имеет форму диска, который плавает в воде. Землетрясения он объяснял как колебание Земли на взволнованной воде (но не гнев богов). Фалес объяснял наводнения на Ниле пассатными ветрами, которые встречными ветрами преграждают ему течение. Это объяснение, как выяснилось позже было не верным. Но важно другое – Фалес не объяснял наводнения надприродными, божественными причинами. Природное он объяснял природным (наводнение – ветром), тем самым переходя от мифологического мышления к рациональному, философскому.
Второй фигурой в милетской школе является Анаксимандр (611-546 до н.э.). Так же как и Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о первооснове мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное (апейрон), а не определял его как что-то конкретное (вода, воздух). Если Фалес все материальное разнообразие мира к воде, то Анаксимандр уходит от этой определённости. Апейрон характеризуется как нечто неопределенное, неосязаемое, но при этом реально существующее. Эта точка зрения, кстати, достаточно близка к современному представлению об устройстве микромира. Элементарные частицы, в современной картине микромира, так же не осязаемы, но при этом их реальное существование не вызывает сомнения.
В творчестве Анаксимандра содержится важная догадка о возникновении жизни на земле. Он первым утверждает о возникновении жизни в воде и её дальней эволюции на суше. Это вполне согласуется с данными современной биологической науки. Дело в том, что в период зарождения жизни, на земле отсутствовал озонный слой, защищающий землю от солнечной радиации. Поэтому жизнь могла возникнуть и сохраниться под каким-то экраном, который бы защитил её от солнечной радиации. А таким экраном, скорее всего, была вода.
Третьим выдающимся представителем милетской школы был Анаксимен (585-524 до н.э.). Он, как и его предшественник, первоосновой мира считает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, имеющий неопределённую форму воздух. Анаксимен провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему всё возвращается. Из воздуха затем возникает всё остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. Естественное (а не мифологическое) объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. Анаксимен говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи.
Гераклит Эфесский
Примерно с милетской философской школой, в малоазийском городе Эфес сформировалась философская школа, ярким представителем которой был Гераклит (540-480 до н.э.) Различные природные явления Гераклит объясняет естественным образом. Он, например, считает, что гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновением ветра в тучи; молнии возникает воспламенением испарений, а зарницы – загоранием и потуханием облаков. В объяснении этого явления Гераклит устраняет мифологических греческих богов, которые присутствовали в мифах (Гермес, Зевс и т.п.).
Гераклит, как и философы Милета, отдал должное поиску первоосновы мира. Основой всего Гераклит считает огонь. Огонь есть основной элемент, всё является видом огня и всё происходит путем разрежения и сгущения огня. Огонь – первооснова мира (архэ).
Но более всего Гераклит известен как создатель первых форм диалектического мышления, так называемой стихийной диалектики. Диалектика – это философское учение о развитии и взаимосвязи всех явлений в мире. Идея развития и взаимосвязи выражена в творчестве Гераклита в различных формах. Например, он утверждает, что мир возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века. Ядром его диалектического учения был принцип всё течет.
Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: одно и то же является и живым и мёртвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим. Наиболее известно высказывание Гераклита «Нельзя войти в одну реку дважды», ибо, когда человек будет входить в реку второй раз, то прежней воды в реке уже не будет, а значит, что это будет уже другая река. В другом тексте Гераклит даже утверждает, что в одну реку мы не можем войти и однажды, ибо «в одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем». Философ имеет в виду тот очевидный факт, что пока мы входим в реку, река постоянно меняется и постоянно меняемся мы сами.
Существенный вклад внёс Гераклит в разработку теории познания (гносеологию). По его мнению, познание стремится постичь сущность, то есть логос. Кто его не понимает, тот не может ничего понять в мире. Гераклит различает «многознание», «многоучёность» от мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует подлинному познанию мира, а скорее удаляет познающего от истины.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что Гераклит внёс существенный вклад в развитие такой важной составляющей философского знания. И не случайно систематизатор диалектики Г. Гегель подчёркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс и что сам абсолют в философии Гераклита как единство противоположностей. А эта оценка Гераклита Гегелем является отчасти признанием Гераклитовой диалектики как основополагающей в истории философии.
Элейская школа
Школа элеатов или элейская философская школа – это древнегреческая философская школа, которая существовала с конца 6 в. до н.э. до начала второй воловины 5 в. до н.э. и представлена тремя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелисом. Поскольку основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, жителями города Элеи, то школа в целом и получила название элейской.
Парменид (род. Около 540 г. до н.э.). Получилось так, что основным содержанием творчества Парменида стала борьба против философии Гераклита. Мы помним, что Гераклит утверждал, что основная характеристика природы – это движение. Более того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через противоположности.
Это учение подвергается у Парменида резкой критике. Из положений о единстве мира и его сплошной вещественности Парменид вывел как необходимое следствие невозможность никакого деления или раздробления мира на множество вещей. Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит – первый диалектик в античной философии, то Парменид её первый метафизик, первый антагонист диалектики. Он определяет мир как не подвижный, неизменный.
Почему могло сформироваться такое философское мировоззрение? Элейская школа возникла и развивалась в греческом городе – государстве Южной Италии. Здесь промышленность была развита слабее, чем на востоке Греции, большей была роль земледелия, земледельцев и землевладельцев. Здесь не было, как в ионийский городах, почвы для быстрого развития знаний о природе. Не удивительно, что Парменид и его ученик Зенон, были в какой-то мере враждебны философским и научным результатам греческих малоазийских школ диалектики.
Наиболее ярким представителем элейской школы является ученик Парменида по имени Зенон (род. ок. 460 г. до н.э.). Зенон создал наиболее яркую теорию элейского отрицания движения и утверждения неизменности и неподвижности мира. Эти взгляды он выразил в так называемых апориях (неразрешимых противоречиях), которые получили название апории Зенона.
Первая из апорий названа дихотомией (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели, должен сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако, чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половину пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.
Второй апорией Зенона является апория Ахиллес. Эта апория показывает, что самый быстрый человек (Ахиллес) никогда не сможет догнать черепаху. Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на определённый отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленный с необходимостью продвинется несколько вперед. В этой апории повторяется то же самое, что и в апории «дихотомия». Ахиллес, преследующий черепаху, должен был бы конечное время пройти бесконечное число отрезков.
Третья апория – «летящая стрела». Согласно этой апории путь движения состоит из суммы покоящихся точек. Мы можем сказать, что в данный момент времени стрела находится в данном пространственном интервале. А если стрела «находится» в данном месте, то она не летит.
Приведенные рассуждения Зенона могут показаться спекулятивными, а иногда и просто глупыми (ну как же Ахиллес не догонит черепаху). Аргументы Зенона сообщили мощный импульс дальнейшему развитию математики, логики, диалектики. Они внесли существенный вклад в понимании пространства, времени, движения и покоя, прерывного и непрерывного. Современно представление квантовой механики о том, что при переходе электрона с орбиты на орбиту он не проходит ни какого пространства, а лишь «исчезает» на одной орбите и «появляется» на другой весьма созвучно представлениям Зенона о пространстве и времени.
Пифагор и пифагорейцы
Значительной философской школой в Южной Италии является школа пифагорейцев. Мысли основателя школы дошли до нас в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Годы жизни примерно 584-500 гг. до н.э. Согласно историку философии Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе».
Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора). Пифагор и пифагорейцы закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определённой абсолютизации, к мистике чисел. Числа были подняты до реальной сущности всех вещей. По мнению Пифагора, начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределённое двоица; из единицы и неопределённой двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них - чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидная и населена со всех сторон. По Пифагору получается, что число, единица порождает весь мир.
Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда – единицу, двойку, тройку, четвёрку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность.
Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в «чистых» числах и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, которую они представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут поняты как самостоятельно существующие объекты.