ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4180
Скачиваний: 66
аналогия — перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними.
моделирование — создание искусственного аналога (копии) действительности, исследование его, перенесение полученных результатов на оригинал;
идеализация — конструирование объекта, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;
аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем, посредством доказательства;
системный подход — рассмотрение объектов как систем: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой. Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.
Литература
Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн. Л. Философские работы. Ч.I М.,1994
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.,1980
Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.,2005
Марков Б.В. Разум и сердце. СПб.,1993
Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М.,1957
Субъект, познание, деятельность. М.,2002
Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён). М., 1996.
Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // ВФ. 1996. № 1.
Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX в. // ВФ. 1995. № 7.
Красиков В. И. Ложь // Этюды самосознания. Кемерово, 2000.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
-
Чем отличаются познание и сознание?
-
Вы считаете, что мир познаваем, или являетесь агностиком? Аргументируйте свой ответ.
-
Являются ли вера, любовь, интуиция способами познания мира?
-
Делает ли познание мира человека счастливее?
Объясните цитаты и афоризмы
-
-
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес)
«Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций)
«Спрашивать о причине вещей – то же, что искать начало бесконечного» (Демокрит)
«Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно» (Платон)
-
«Познание начинается с удивления» (Аристотель)
«Нельзя желать того, что до этого не было бы познано» (Ф. Аквинский)
«Не найдя истину, и не полюбив её, ты погибнешь» (Б. Паскаль)
«Метод – светильник в руках путника, идущего в темноте» (Ф. Бекон)
«Человек бессмертен, благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его бессмертия» (Г. Гегель)
«Познай самого себя!» Познала. И это нисколько не облегчает мне познания другого. Наоборот, как только я начинаю судить человека по себе, получается недоразумение за недоразумением» (М. Цветаева)
«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей» (Ф. Кафка)
«Познание без преображения – это не мудрость» (П. Коэльо)
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Интеллект – не дар, а наказание» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
-
-
-
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
А) Философия науки
— раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.
1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах их получения и использования.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.
Если основная цель науки — получение истины, то философия науки решает вопрос «как возможно достижение истины?».
2. Проблема разграничения (демаркации) науки и не-науки:
1) принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение, только если оно эмпирически проверяемо;
2) принцип неверифицируемости: нетрудно получить эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории, критерием демаркации является фальсифицируемость, принципиальная опровержимость любого утверждения относимого к науке, научное знание — непрерывный поток предположений (гипотез) и их опровержение (К. Поппер (1902-1994) «Логика и рост научного знания»).
3. Особенности научного знания (критерии научности, отличающие его от обыденного, религиозного, эстетического знания):
1) обнаружение объективных законов действительности;
2) прогнозирование (научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности
3) системность, взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство;
4) постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты);
5) получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть, непредвзятых);
6) логическая доказательность (последовательность, аргументированность);
7) опытная обоснованность.
4. Два основных уровня научного знания:
1) эмпирический — цель: получение и описание фактов (живое созерцание, рациональный момент здесь имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ);
2) теоретический — цель: открытие закона, т.е. сущностной взаимосвязи, обуславливающей функционирование и развитие изучаемого объекта (создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального, использование формализации, идеализации, моделирования, структурно-фукционального, системного подходов…).
5.Этапы научного исследования:
-
постановка проблемы («знание о незнании»);
-
формулирование целей и задач исследования;
-
выбор методов исследования;
-
формулирование гипотезы (предположительного результата исследования);
-
накопление эмпирического материала (сбор фактов);
-
проверка, оценка и систематизация фактов;
-
построение теоретического положения, подтверждающего или опровергающего гипотезу.
Парадигмой (от греч. – образец) называется совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследования, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию (Т. Кун (1922-1996) «Структура научных революций»).
Конце́пция, или конце́пт (от лат. сonceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея, определяющая стратегию систематического исследования; определённый способ понимания, трактовки явления.
6.Отрасли науки
Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (гуманитарные, социальные науки), мышлении (логика, гносеология). По удаленности от практики — фундаментальные (где нет прямой ориентации на практику), и прикладные (с непосредственным применением результатов познания на практике).
7. Возникновение и развитие науки
Преднаука (доклассический этап) зарождается на Древнем Востоке, в Греции, Риме, Средние века). Наука возникает в Новое время (XVI – XVII вв.).
В своем развитии она проходит четыре этапа:
1) романтический — наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины;
2) классический (XVII – XIX вв.) — стремление исключить всё, что относится к субъекту, средствам его деятельности, господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения;
3) неклассический (первая полов. ХХ в.) отвергает объективизм, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора;
4) постнеклассический (вторая половина ХХ в.) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами.
-
8. Революция в науке
– смена старых научных представлений (методов, парадигм, концепций, оценок, интерпретаций) новыми, вносящими коренные изменения в уровень познания.
|
-
а) первая научная революция (XVII / XVIII вв.)
«Коперникановская революция» (Н. Коперник (1473—1543): переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира); утверждение эмпирического метода познания (взамен знания, полученного чистой логикой). Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны.
Исаак Ньютон
доказал закон всемирного тяготения, открыл «небесную механику», сформулировал основные идеи механической картины мира: Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных атомов, взаимосвязанных силами тяготения в пустом пространстве; природа — машина, части которой подчиняются жесткой механической детерминации
-
-
а) вторая научная революция (кон. XVIII — 1-я пол. XIX вв.)
Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой. Возникает идея развития (биология, геология). Начало возникновения парадигмы неклассической науки, признание допустимости множества теоретических интерпретаций в физике, сомнение в незыблемости законов мышления.
-
в) третья научная революция (кон. XIX — сер. XX в.)
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции — наследственность и изменчивость. Резерфорд, Бор — планетарная модель атома. Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем. Зависимость знания от применяемых исследователем методов. Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность. Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта. Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.
-
-
г) четвертая научная революция (с кон. XX в.)
«Постнеклассическая наука». Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.). Синергетика. Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта. Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера, биотехнологические (генная инженерия) объекты. Идеал ценностно-нейтрального исследования здесь неприемлем. Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональным и внерациональным.
Сциенти́зм (от лат. scientia — наука, знания) — представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и основополагающем факторе взаимодействия человека с миром. Абсолютизация роли науки как способа решения всех острейших стоящих перед человечеством проблем (глобальных, в том числе).
Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — критическая оценка науки, её роли в культуре и отношениях человека к миру. Наука предстаёт в качестве силы, противостоящей человеческой свободе (Н. А. Бердяев, Л. А. Шестов). Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. Нучно-технические достижения делают человеческую жизнь более комфортной, но не более гуманной, счастливой, нравственной...
Б) Филосо́фия те́хники —
раздел философии, изучающий первопричины техники, её внутреннее развитие и влияние на общество (Э. Капп «Основные направления философии техники» (1877).
1) Техника – произведённые человеком (искусственные) средства (артефакты) для осуществления деятельности («орудия, созданные орудиями», «прикладная наука»).
В основе техники – органопроекция: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
В архаической культуре орудия включались в анимистическую картину мира: человек верил, что в них присутствуют духи, помогающие или препятствующие ему. В средние века техника понималась как проявление божественного творчества. В Новое время она понимается как процесс (сила, энергия) природы и результат собственного творчества человека.
2) Этапы развития технических знаний:
донаучный (до второй половины XVIII века) — знания добываются эмпирическим путем, не подразумевается их использование;
зарождение технических наук (вт. пол. XVIII в. — 70-х гг. XIX в.) — начинают использоваться естественнонаучные знания, появляются первые технические науки;
классический (до середины XX века) — формирование технических теорий, образовавших фундамент дальнейшего развития;
постклассический (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться с естественными и общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.
3) Основные этапы развития техники:
I. Ручной труд
—
с 50-го тысячелетия до н. э. (самое
совершенное «орудие» – человеческая
рука, все орудия труда – продолжение и
дополнение тела человека, используется
физическая сила домашних животных
(лошадь, бык) и природные источники
энергии (ветер, река).
II. Механический —
с середины XVII века (использование
парового двигателя);
III. Электромеханический —
с девяностых годов XIX века (использование
электрического двигателя);