ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1993

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) основное звуковое содержание;

5) метраж монтажного плана с точностью до одного кадра;

6) общий метраж.





Типология жанров тележурналистики.

В восприятии произведения зрителем большую роль играет форма «заявленного жанра», определяемая коммерческим названием экранного продукта или анонсом. Заявленный жанр может повысить кассовый зрительский успех через влияние на адресность и психологическую установку.

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз.

При этом экранное сообщение (материал, телевизионный сюжет) можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования избранной его формы – жанра.

Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативности. На самостоятельную разведку оптимальных путей уходят годы, и в результате чаще всего так ничего и не изобретается. Поэтому знание теории жанров обеспечит максимальную эффективность работы журналиста, причем изучать их нужно именно как методы, как технологии умственной работы.

Жанр (от французского «Genre» – «род, вид»)

В теории журналистике сейчас наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой, не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Поэтому вполне логично, что разные ученые по-разному дают само определение жанра.

Приведем некоторые из них.

«Жанр – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; многообразие жанров обусловлено тем, что произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение».

Словарь иностранных слов. М.: 1964, стр. 233.

«Жанр – тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания».

Шостак М. И. Журналист и его произведение. М., 1998. С.13.

«Жанр – это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков».

Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2001. С.14.

Условимся, что под жанром мы будем понимать последнее.

Жанровая структура СМК конденсирует большой исторический опыт.

Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения.


Жанр – категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров – и это относится именно к журналистике – могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.

Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами.

Основная особенность, характеризующая жанр – единство содержания и формы при ведущей роли содержания. Бертольд Брехт говорил: «Думай о форме, а содержание подтянется!» Этим высказыванием Брехт, стремился подчеркнуть исключительную роль формы при создании художественного произведения, разумеется, не в ущерб содержанию.

Понятие «жанр» применительно к телевидению, так же как и в литературе и журналистике в целом, обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей.

Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации – печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру.

Телевизионные жанры отличаются друг от друга методом подачи, стилем изложения, композицией и даже просто продолжительностью во времени (хронометражем).

Каждый жанр в тележурналистике имеет свой предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими факторами или признаками.

Как бы ни были различны мнения ученых в современной теории журналистики, но все они выделяют в качестве основных следующие жанрообразующие признаки:

предмет отображения

целевая установка (функция)

методы отображения

Предметом телевизионных жанров выступает какое-то актуальное или интересное для аудитории событие, явление действительности в субъективно-личностном восприятии другого человека.

"Сильным" жанрообразующим свойством обладает функция или целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью - в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.


Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их "свернутом" виде, а во втором случае он "развертывает" такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.

Таким образом, функция (целевая установка) проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.

Не стоит также забывать, что именно функция является основанием для деления жанров всей журналистики в целом на группы информационных и аналитических.

При подготовке материалов журналист пользуется различными

методами отображения действительности.

«В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов, которые могут быть общими (например, понимание, осмысление, сопоставление) или специальными: психологические, социологические, криминалистические».

По мнению ряда исследователей, в журналистике существует две основные группы методов «преобразования объективной действительности в ее информационный аналог». А именно: рационально-познавательные (логические) и художественно-образные (художественно-публицистические) или сочетание понятийного и образного. Эти методы включают в себя «два уровня теоретического метода познания – эмпирический и теоретический».

Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию материалов, составляющих основу потока аналитических сюжетов, которые отличаются, прежде всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

Таким образом, можно отметить, что во всех группах телевизионных жанров используется весь арсенал способов и методов познания действительности.

Что касается использования в журналистике художественно-образного метода, то это требует некоторого уточнения. Суть его заключается в безграничном применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа и выявления через него "правды жизни в целом". Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем, как известно, и "озабочена" в основном журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь для того, чтобы "оттенить" такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять зрителю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их "сосуществования". Таким образом, говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с определенными оговорками, понимая под этим, прежде всего использование образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий.


Результатом правильного использования художественно-образного метода в журналистике является создание экранных сообщений, содержащих не художественные образы (что присуще кино), а публицистические, то есть образы, ограниченные "правдой факта", но не "правдой жизни в целом". Тем самым публицистика выступает переходной ступенью, "пограничной зоной", отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественное кино.

Усиление обмена информацией в современном обществе сопровождается интересом к анализу языково-стилистических структур, обеспечивающих высокую степень коммуникативного воздействия. Язык и стиль современного ТВ включает в себя самые разнообразные пласты языка: разговорный, официальный, литературный, бытовой. Хотя вполне можно утверждать, что на данном этапе сформировался совершенно особый тип языка СМК (в том числе и на ТВ) - некий синтез разговорного и кодифицированного литературного языка, нуждающийся в точном определении лингвистического, либо экстралингвистического характера.

Исследования языковой структуры телевидения требуют учета всего комплекса вербальных и невербальных явлений, связанных с ТВ: например, неподготовленный, непринужденный диалог, записанный на месте события, допускает использование тех языковых конструкций, которые неприменимы в информационном контексте; комментирующий текст, связывающий сюжеты программы, строится по определенным законам аналитики, публицистики, информационности, парадоксальности суждений и образных средств.

Языковые структуры собеседников – участников программы, звучащие на разговорном (и даже бытовом уровне), допускают так называемые "промежуточные тексты" телеведущего – реплики, уточнения, рассуждения и т.д. Соответственно меняется и синтаксический строй: для аналитических программ характерны более сложные структуры, чем для информационных сюжетов; выражение авторской индивидуальности позволяет более свободно использовать экспрессивно-эмоциональные пласты языка. Вместе с тем глобальное распространение такого телевизионного амплуа, как ведущий - модератор, наоборот, не предполагает разнообразия языковых структур, а требует умения удерживать тему программы в определенном контексте, в том числе и временном.

Язык ТВ связан с проблемой устности текста как таковой: типизированные конструкции разговорного языка накладываются на типизированные тексты публичной речи. Во всех случаях можно наблюдать самоперебивки, самоуточнения, обрывы речи. Это связано с линейным развертыванием речи на ТВ, ее неподготовленностью. В то же время фактор официальности и неофициальности языкового сообщения – телевизионного монолога, диалога – остается мощным регулирующим рычагом, воздействующим на выбор слова, конструкции и типа речи.


Язык телевидения находится в едином контексте с элементами семиотики – изображение, звук, невербальные аспекты, составляющими целостное телевизионное произведение. В телевизионном языке возрастает нагрузка на слово: текст ни в коем случае не должен дублировать "картинку", носить описательный характер. Телевизионные журналисты считают, что газетная информация на телевидении может быть сокращена на 75 %.

Принципы отбора и сочетания языковых единиц, функционирующих в телевизионных передачах, определяются тройной зависимостью в экранном контексте: изображение, звук, речь. Более того, телевизионный контекст может сформировать новое содержание, связанное с переосмыслением факта, события, данного в изображении. Композиционная структура телевизионного текста должна создать единый аудиовизуальный образ.

Типологическая структура (система) жанров имеет свойство меняться во времени (эволюционировать) — возникают новые жанры (например, телемосты или телеигры), исчезают старые (например, телевизионный памфлет), также происходит взаимопроникновение жанров (например, для увеличения зрелищности интервью включает черты репортажа, а репортаж — привлекает черты художественности вплоть до образности очерка).

Этот процесс исторически неизбежен. И практика нашего телевидения убеждает нас в несостоятельности раз и навсегда данной, застывшей жанровой схемы.

Однако, это не означает, что жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование. В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.

Телевизионные жанры условно можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах.

Журналистика как явление и как профессия традиционно подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную (художественно-публицистическую).

Это деление связано, прежде всего, с целью автора, определяющего функции своего материала.

Информационные жанры: группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением – констатирует, фиксирует факты. Отвечает на вопросы: что? где? когда? Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события.

Аналитическая публицистика: тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора