ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1990

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общих чертах это выглядит следующим образом. Фирма или организация заключает контракт с местными властями на прокладку кабеля, соединяющего дома телезрителей с общей приемной антенной, установленной этой же фирмой, а также с небольшой местной телестудией. Лицензию на вещание выдают, как правило, специальные комиссии при правительстве или местных органах власти. По кабелю можно передать не только местные и национальные программы, но и программы с иностранных спутников или специальные программы, покупаемые владельцами кабельной сети. Разнообразие программ зависит от мощности, финансовых возможностей и связей владельцев сети с другими телеорганизациями.

У каждого потребителя, который становится абонентом КТВ (т. е. вносит плату), есть специальное устройство – декодер, которое в качестве приставки к телевизору предлагается фирмой, владеющей кабельной сетью. Такой декодер позволяет просматривать программы только той сети, абонентом которой стал владелец данного телевизора. Существуют кабельные системы, которые не кодируют сигнал. В этом случае их программы транслируются бесплатно (на этапе становления многие системы кабельного телевидения заинтересовывают аудиторию таким бесплатным показом). Некоторые московские кабельные телекомпании отказались от хлопот с выдачей декодеров и взиманием платы, так как их деятельность полностью окупается рекламой.

Кабельное ТВ появилось в США в начале 50-х гг. прошлого столетия в основном благодаря усилиям торговцев ТВ. Сначала по кабелю транслировали обычные эфирные каналы. Мысль о том, что можно передавать и что-то еще, пришла в голову только в 60-е. Однако, владельцы эфирных ТВ – станций увидели в КТ потенциальную угрозу для себя. И еще 10 лет они «бодались». Так что настоящее развитие КТВ получило только в 70-е годы. Тогда и возник новый (для того времени) вариант КТВ: за доп. плату зритель-абонент мог выбрать доп.каналы (последние новинки кино, оригинальные развлекательные программы). Это оказалось взаимовыгодно: одним – деньги, другим – выбор программы по собственному вкусу.

В середине 70-х годов предпринимается попытка еще более дифференцировать услуги: создается так называемая служба PPV («плата за просмотр»). Абонент по каталогу заказывает по телефону понравившиеся программы, т. е. платит не за канал, а за отдельные передачи. В 90-х годах, с внедрением новых технологий, значительно упрощающих процесс заказа, стало возможно за несколько минут получить нужную программу на экран своего телевизора. В связи с этим служба PPV стала бурно развиваться.

У нас в России.

Первые кабельные операторы на этапе становления новой индустрии (1989-1990) опирались на технологическую инфраструктуру, созданную в последнее десятилетие СССР. Тогда, в соответствие с планами Министерства бытового и коммунального хозяйства, практически во все новостройки прокладывался кабель для создания централизованных городских и региональных каналов КТВ.


Неиспользованная советскими местными властями эта инфраструктура стала основой полулегальных КС, которые действовали по известному в странах западной Европы и США принципу коммунального видео. «Запись и перезапись зарубежных видеопрограмм, их продажа и прокат образовали подпольный рынок в 80-х гг.» Так у сетей КТВ появилась возможность создания собственных программ за счет «переупаковки», прежде всего, пиратских видеофильмов, эротического, детективного, приключенческого характера. Именно пиратский видеобизнес предложил зрителям реальную альтернативу центральным каналам. Именно пиратство позволило многим кабельным компаниям встать на ноги, поскольку основных источников финансирования (рекламы) еще не было.


  1. По типу деятельности:

  • вещательные (компании, осуществляющие телетрансляцию программ, иногда встречаются компании лишь ретранслирующие, но в основном это организации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру).

  • программопроизводящие (продюсерские фирмы)


  1. По охвату аудитории:

  • общероссийские (1-й канал, Россия, НТВ)

  • региональные («Юг России», NTSC)

  • местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона)

  1. По форме собственности:

  • государственные

  • негосударственные (частные, акционерные)

  • смешанные формы собственности с участием государственной, акционерной и частной


Сетевая система.

За прошедшее десятилетие на отечественном телевизионном рынке произошло множество изменений.

- Эфирное пространство стало более насыщенным,

- ряд телеканалов сменил своих владельцев и кардинально пересмотрел свой имидж,

- телевизионное вещание превратилось в эффективный бизнес.

И далеко не последним по важности в ряду этих изменений стало появление на нашем телевизионном рынке нового типа телеканалов – телевизионных сетей.

Кстати, не у нас это придумали - такая модель характерна для США. В США телевещание изначально развивалось по принципу сети и не случайно. США - государство с большой территорией, где провинция, развита не менее, чем центр. Есть нечто похожее, по первому пункту, а по второму – русский «авось». Авось и так сойдет. Сошло, правда не сразу.

Этот процесс начался, как вы помните, в 1996-1997 гг., когда происходил бурный рост телевизионного рекламного рынка и стали экономически оправданы масштабные инвестиции в освоение дециметрового пространства.

Телевизионные сети являются качественно новым явлением в российском медиапространстве по целому ряду признаков:

- институционально-организационному,

- характеристикам аудитории,

- программному наполнению

  1. Институционально-организационный признак.

Телесети представляют собой достаточно сложную структуру, состоящую из одной центральной станции и ряда станций-партнеров, связанных договорными отношениями.


Согласно договору, центральная передающая станция обязуется предоставлять региональным телекомпаниям (РТК) свое программное наполнение, а станции-партнеры в регионах, в свою очередь, – ретранслировать эти программы на той территории, в пределах которой они имеют лицензию на вещание.

Взаимовыгодность подобной модели очевидна.

Для центральной станции: рекламным сообщениям внутри ретранслированных программ обеспечивается больший охват.

Для станций-партнеров:

- получают качественный эфирный продукт, который в противном случае был бы им недоступен,

- имеют возможность осуществлять собственное вещание в пределах оговоренных промежутков времени («региональных окон»),

- могут по договору размещать рекламу и в других местах телевизионной сетки.

При этом станции являются деловыми партнерами и юридически независимы друг от друга, что и является основным институциональным отличием телесетей от других типов каналов.

Из российских каналов на основе подобной модели (разумеется, с отдельными индивидуальными особенностями) строятся, в частности, телесети СТС, Рен-ТВ, ТНТ, MTV и Муз-ТВ, и др.

Сетевые каналы являются на отечественном телевизионном

рынке новым явлением не только с институционально-организационной точки зрения, но и с позиций качественного состава зрительской аудитории.

  1. Характеристика аудитории.

Аудитория телесетей принципиально отличается от аудитории

федеральных каналов по ряду показателей.

Телесети стремятся специализироваться на каком-либо конкретном, относительно узком сегменте телезрителей (в отличие от национальных каналов, каждый из которых является в той или иной степени «массовым» каналом).

Взаимное расположение телеканалов
в координатах «пол-возраст-рейтинг*» в 2004 г.


Практически все телесети значительно превосходят федеральные каналы по доле молодых зрителей – так, например, в аудитории телеканалов СТС, Рен-ТВ и ТНТ зрителей от 16 до 24 лет примерно в полтора раза больше, чем среди зрителей федеральных каналов, а среди зрителей Муз-ТВ и MTV их доля выше в 3 - 4,5 раза.

Третье отличие сетевых каналов от федеральных:

  1. программная политика, поскольку именно благодаря ей сетевым

каналам удается завоевывать интересующую их аудиторию.

Телесети впервые стали проводить программную политику, ориентированную в первую очередь на развлечение, а не на информационное влияние и информирование, и это с самого начала стало отличать их от федеральных каналов, каждый из которых был и остается в той или иной степени каналом идеологического воздействия. Именно развлекательный продукт занимает большую часть эфирного пространства телесетей.

Подобная программная политика, в национальном масштабе впервые примененная телеканалом «2Х2», в настоящее время является отличительной чертой сетевых каналов (кроме них она применяется лишь на небольших кабельных каналах).


К этому нужно добавить отсутствие у сетевых каналов ряда характеристик, присутствующих у федеральных каналов.

Сетевые каналы гораздо хуже позиционированы в сознании телезрителей и в большинстве своем не обладают ярко-выраженным и запоминаемым имиджем, то есть не являются брэндами в полном смысле этого слова. В общественном сознании они представлены скорее в виде единой несегментированной массы.

Исключение составляет разве что канал MTV, который достаточно особняком стоит в сознании молодых телезрителей, и в определенной степени СТС. Остальные же сетевые каналы не обладают сформировавшимся имиджем и не связаны с определенными ожиданиями и ассоциациями. Заметим, что с нашей точки зрения это временное явление, связанное с «молодостью» сетевых каналов. В настоящее время все сети активно работают над созданием своего собственного «лица», выделяющего их из эфирного пространства.

Во-вторых, сетевые каналы имеют меньший технический охват. Если возможность приема ОРТ и РТР есть почти у всех жителей России (у 97-98 процентов), то, к примеру, СТС и Рен-ТВ может смотреть почти втрое меньше телезрителей – лишь 36%, а реально смотрит программы этих каналов и того меньше – только 26% населения. У музыкальных каналов эти цифры еще ниже.

Таким образом, сетевые каналы достаточно программно-специализированы, ориентированы на своего специфического зрителя, и единственное, что объединяет эфирную политику всех из них – это общая ярко-выраженная развлекательная направленность и низкая суммарная доля образовательных, гуманитарных, социально-политических и информационных программ, которая даже на обладающих собственной новостной службой каналах не превышает 20% эфирного времени.

Для сравнения приведу данные за 2004г.

НТВ - суммарная доля этих программ составляет чуть более 36% и почти равна доле кинопоказа (который занимает 38.5% эфирного времени).

СТС – около 5%, причем полностью отсутствует спортивные, социально – политические и познавательно - просветительские программы.

РЕН-ТВ – суммарная доля 16%.

ТНТ – около 3% суммарная доля, при самой большой 28% доли развлекательных программ.

Жанрово-тематическая структура эфира телеканалов в 2004 г.*

немного истории.

Первыми модель телесети в России начало создавать, наверное, ТВ-6. Но у них получился, некий гибрид суперстанции и сети.

Затем появилось REN-TV - одновременно и сетевой партнер, и крупная производственная компания, работающая не только на свою сеть, но и на других вещателей.

Так что первой попыткой создать телесеть в чистом виде было создание СТС. (сеть телевизионных станций) но, во-первых с иностранными инвесторами, во-вторых в регионах сотрудничая в основном с кем попало.

Затем появилась ТНТ делает ставку на самые сильные станции. "Медиа-Мост", оценив предыдущий опыт, пошел по пути партнерства с крупнейшими региональными станциями. И сейчас оно имеет ядро из телекомпаний, которые уже являются лидерами в своих регионах.


Второе отличие состоит в том, что членство в "НТВ-Холдинге" дает возможность покупать продукт большими пакетами. Весь холдинг, в который входят и НТВ, и НТВ+ и сеть ТНТ, может заплатить серьезные деньги за пакет хороших фильмов и передач. Конечно, внутри холдинга происходит дележ пакета, но это внутреннее дело. Зато в результате ТНТ имеет возможность предложить весьма конкурентноспособный программный продукт.

При этом станции ТНТ не транслируют только продукты зарубежного производства. в сетке ТНТ остаются большие окна только для региональных программ, которые станции производят сами. Это уже дает перевес в балансе "зарубежное - отечественное".


Если говорить о чисто институционально-организационном признаке, то на российском ТВ – пространстве действует около трех моделей сетей, основанных на государственном сотрудничестве московских и региональных станций:

  • прямая ретрансляция ведущая к полной субординации и не

оставляющая возможности для самостоятельного программирования (ТВканал). (ОРТ, РТР, НТВ)

  • Ретрансляция программ, общих для всех станций сети, обязательно в

прайм – тайм (ТНТ, СТС), что гарантирует значительную аудиторию в самое привлекательное время, но ведет к потере лучшей региональной рекламы.

  • Ретрансляция «пакета» программ московского партнера в удобное

время с сохранением региональных станций с достаточно независимой рекламной политикой (РЕН – ТВ). Для многих местных станций наиболее предпочтительной формой взаимодействия.


Виды телерадиокомпаний - государственные, общественные и частные.

Государственной является телерадиокомпания, учредителями которой являются имеющие не менее 51% акций государственные органы Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Финансирование государственной телерадиокомпании осуществляется преимущественно из бюджетных средств.

Общественной является телерадиокомпания, соучредителями которой являются государственные органы Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также иные юридические лица и граждане.

Частной является телерадиокомпания, учредителями которой являются граждане и (или) юридические лица, за исключением государственных органов.

Все телерадиокомпании в Российской Федерации, независимо от их вида и формы собственности, пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

Государственное телевидение - телекомпания, основанная на государственной собственности. Федеральный уровень государственной собственности обеспечивает всероссийский характер государственных телекомпаний. Республиканская, муниципальные формы общественной собственности создают основу региональных государственных телекомпаний, финансируемых из местных бюджетов и отчасти бюджета Федерации. Государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательством принимают меры для обеспечения гарантированного получения телезрителями или радиослушателями на территории зоны обслуживания теле- или радиопрограмм государственной телерадиокомпании с качеством, соответствующим техническим стандартам.