ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1995
Скачиваний: 2
Государственная телерадиокомпания обязана обеспечивать разнообразие тематики распространяемой информации путем передачи информационных, спортивных, образовательных, культурно-просветительных, развлекательных программ.
Общественное телевидение - новый вид телерадиокомпаний, основанных на смешанных формах собственности - государственной, акционерной и частной. Указом Президента Российской Федерации на основе государственной телерадиокомпании "Останкино" создано акционерное общество "Общественное Российское телевидение". Вот только общественным, в прямом смысле этого понятия оно никогда и не было.
Структура
российских СМК.
Российское телевидение сегодня,
хотя и уходит своими корнями в советское
телевидение, существенным образом
отличается от него. Советское телевидение
существовало в рамках государственной
модели функционирования, когда телезритель
бесплатно имел доступ к небольшому
количеству телевизионных каналов.
Государство оплачивало это телевидение,
получая взамен его идеологическую
лояльность.
Государственная
модель телевизионного вещания в 90-е
годы была лишь поколеблена, но не
ликвидирована полностью. Государство
по-прежнему сохраняет контроль над
основными полиграфическими мощностями,
системами распространения периодической
печати и ретрансляции эфирного вещания.
В сфере эфирного вещания доля
государственных технических средств
составляет около 70 процентов.
Исследователи, занимающиеся проблемами
СМК, относят к сугубо российской специфике
существование централизованной системы
ретрансляции телесигнала. Она сначала
находилась в ведении Министерства
Российской Федерации по связи и
информатизации, а с 2001 года — Федерального
государственного унитарного предприятия
«Российская телевизионная и радиовещательная
сеть» (ФГУП РТРС) (соответствующий указ
президента РФ был подписан 13 августа
2001 года). Образованная путем слияния
федеральных государственных унитарных
предприятий «Главный центр телевидения
и радиовещания», «Главный центр управления
сетями радиовещания и магистральной
радиосвязи» и выделенных из ВГТРК
организаций, отвечающих за распространение
и трансляцию телерадиосигнала, новая
структура стала фактически монопольным
владетелем эфира. После ее образования
сразу же начали высказываться опасения
о неконтролируемом росте тарифов,
возможности физического контроля за
вещанием («рубильник в одних руках»).
Данный инструмент воздействия может
быть весьма эффективным, поскольку
плата за ретрансляцию сигнала и сейчас
весьма высока: на ее долю может приходиться
до 60–70 процентов от общей стоимости
выходящих в эфир программ. Покончить с
госмонополией на сигнал может лишь
осуществление частными компаниями
дорогостоящих программ по выводу в
космос собственных спутников связи.
В
телевизионном сегменте медиарынка
государство также занимает ведущие
позиции. Государственные каналы «Россия»
и «1 канал» собирают 50 процентов
телеаудитории.
История частных
телекомпаний берет начало с 1991 года,
когда они стали активно развиваться в
регионах и лишь затем объединяться в
федеральные телесети (REN TV, ТВ-6, СТС,
ТНТ), после чего вступили в конкуренцию
с центральными государственными
каналами.
Частное кабельное и
спутниковое телевидение пока не в
состояние стать альтернативой
государственному эфиру. Количество
абонентов кабельных сетей не превышает
12 миллионов домохозяйств, хотя техническая
возможность позволяет расширить эту
аудиторию до 20 миллионов. Запущенный
компанией спутник Бонум-1 (доставшийся
в наследство «Газпроммедиа») может
транслировать до 48 каналов на всю страну.
Но для этого требуется создание
дополнительной инфраструктуры. По
расчетам специалистов, для окупаемости
проекта в России необходима аудитория
пользователей не менее чем в 1 300 тысяч
семей, так что в нынешнем экономическом
положении населения проект, едва ли
сделается рентабельным в ближайшем
будущем.
Российские СМК, прежде всего телевидение, можно разделить на три основные группы в соответствии со структурой собственности: компании государственные, частные и со смешанной собственностью (частные СМИ с государственным участием).
Государственные
и квазигосударственные телестанции
декларируют приверженность интересам
государства и общества, но действуют,
руководствуясь в первую очередь логикой
рынка — получая прибыль от рекламы, они
одновременно пользуются бюджетным
финансированием, налоговыми и иными
льготами и долгосрочными госкредитами.
Перекос российского телевизионного
рынка в пользу государственных каналов
не только искажает экономический рынок,
сдерживая развитие частного телевизионного
сектора, но также ограничивает рынок
идей и свободу выбора информации.
За последние десятилетия в большинстве
стран коммерческое телевидение
существовало наряду с общественным
вещанием (ОВ). Традиционно общественное
телевидение финансировалось платой за
подписку.
После Второй мировой войны
общенациональные вещательные организации,
существовавшие на общественные деньги,
часто были единственным общенациональным
вещателем, и такие организации продолжают
играть важную роль во многих европейских
странах (например, в Великобритании и
Германии). Одна из их главных функций —
обеспечивать разнообразие передач и
удовлетворять право общества на
информацию. Не верьте этому!!!!
Есть
шесть ключевых принципов деятельности
организаций общественного вещания:
доступность на всей территории страны;
забота о поддержании национальной идентичности и культуры; независимость как от государства, так и от коммерческих интересов; объективность программ;
широкий диапазон и разнообразие передач;
финансирование
главным образом за счет налога на
пользователей.
Характерны ли шесть
главных признаков ОВ для вещателей в
России после распада СССР? Едва ли.
Доступность на всей территории страны
гарантировалась тем фактом, что сигнал
Первого канала «Останкино» могли
принимать около 98 процентов населения
России, и забота о национальной
идентичности и культуре оставалась
важной проблемой для нового российского
руководства на протяжении 1990-х годов,
но на остальные четыре признака ОВ
просто не обращали внимания в хаосе,
наступившем после 1991 года.
И после
опубликования в 1994 году спорного
президентского указа, передававшего
собственность Первого канала «Останкино»
телекомпании ОРТ (Общественное российское
телевидение), политическая воля,
необходимая, чтобы обеспечить редакционную
и финансовую независимость реального
ОВ и от государственных и от коммерческих
интересов, равно как объективность
телепрограмм, оказалась погребенной
под клиентскими отношениями, сформированными
к тому времени альянсом государственных
чиновников и бизнесменов — альянсом,
который определил облик этого десятилетия.
Вопреки своему названию, ОРТ не могло
считаться общественным телевидением.
Россия так и не получила такого
общественного телевидения, которое
имеется в западных странах, где существуют
четко определенные стандарты общественного
вещания и общественные наблюдательные
советы, регулирующие соблюдение этих
стандартов.
Что касается российской
публики, то в то время было немыслимо
предлагать введение телевизионного
налога населению, которое в подавляющем
большинстве едва сводило концы с концами
и считало нормой бесплатное телевидение
советских времен.
Глобализация
вещания - одна из главных тенденций
развития современного телевидения:
взаимодействие, процесс объединения
усилий телевизионных организаций разных
стран, формирование мировидения на
основе спутниковых средств связи, других
способов доставки телесигнала, создания
системы инотелевещания в различных
странах, образование международных
телеканалов силами национальных
телеструктур. Глобализация вещания -
процесс, отражающий природные свойства
телевидения, которое не знает ни
политических, ни географических границ,
физических барьеров в виде пространства
и времени.
Глобализация телевещания – одна из тенденций развития современного ТВ. Включает в себя взаимодействие, кооперацию усилий телекомпаний разных стран, формирование мирового телевидения (мировидения) на основе развития спутниковых средств связи и других развивающихся способов доставки телевизионного сигнала (например, через размещение в сети Internet и др.), образование транснациональных телеструктур.
Одним из проявлений этой тенденции является система международного телеобмена, в которой участвуют практически все крупнейшие телекомпании мира.
КАДР. ПЛАН. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЪЕМОК
Среди основных дефиниций операторского и режиссерского дела важнейшее место занимает понятие кадр.
В кино и телевидении кадр – это изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает и протяженность во времени, то есть, длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры.
В сочетании с временными характеристиками говорят о длинном кадре, коротком кадре, микрокадре.
В практике многих телестудий в последние годы получило распространение смешение понятий «план» и «кадр», говоря «план», подразумевают протяженность во времени («длинный план», «короткий план»), хотя в этих случаях следовало бы говорить о «кадре».
План – это масштаб изображения, характеристика кадра. Понятие «план» выражает степень величины объекта съемки, зависит от расстояния между объективом видеокамеры и объектом съемки и от фокусного расстояния объектива, регулируемого трансфокатором видеокамеры.
Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Более точное – на шесть видов: – дальний план (объект и окружающая его обстановка); – общий (объект в полную величину); – средний план (условно – человек до колен); – поясной план (человек по пояс); – крупный план (голова человека); – макроплан (деталь, например, глаза).
Важнейшим элементом любого кадра является наличие активного, действия, пусть даже и минимального. Если вы снимаете крупным планом флаг на каком-то здании, дождитесь момента, когда он станет развеваться на ветру, еще лучше, если на флагшток сядет птичка и т.д. В кадре должна присутствовать жизнь.
В плоскости таких динамических характеристик обычно выделяется четыре самостоятельных вида съемок:
1. Статичный кадр. Наименее желателен к применению. В кадре нет движения. Этот вид съемки допустим только в особых случаях. Например, при съемке таблички у входа в здание, какого-либо текста и т.д. То есть, в тех случаях, когда кадр содержит информацию, необходимую зрителю, которую он должен прочитать. Иногда снимая статичным кадром человека можно попытаться таким образом передать его особое состояние, однако, ограниченность хронометража кадров в репортажных жанрах редко позволяет использовать статичный кадр в таких целях. Впрочем, такой кадр относился бы уже к разряду психологических, практически неприменяемых в репортажной практике. Изредка статичный план может служить для усиления текста: показать разруху, отсутствие жизни, безмолвие. Правда, и в этом случае имеет право присутствовать в кадре движущийся объект: например, качающееся на ветру дерево. Важно одно – кадр телевизионный это не фотография, несмотря на генетическую общность, это уже разные жанры визуальной информации.
2. Динамичный план. Жестко стоящая камера, неизменное фокусное расстояние объектива, в кадре присутствует естественное движение. Наиболее предпочтительный вид съемки в репортажных жанрах.
3. Искусственный динамичный план. Эффект движения создается в результате движения камеры (панорама) или изменения фокусного расстояния объектива (отъезд-наезд). В репортаже относительно чаще приемлема короткая панорама. Панорама должна быть законченной: начав движение от какого-то объекта, показ которого соответствует содержанию сюжета, камера должна остановиться на другом объекте аналогичного свойства. Например: от говорящего человека к слушающему. Другой пример: вам необходимо обозначить местность путем показа адресного плана и в то же время в тексте идет, скажем, речь о том, что в этой местности отсутствует движение (предположим, на границе закрыт контрольно-пропускной пункт), либо, напротив, жизнь вернулась в свое русло и движение есть. В этой ситуации очень показательно применение панорамы от таблички указателя населенного пункта (или направления на населенный пункт) на дорогу. Либо в обратном порядке. В зависимости от текста, дорога в момент нахождения ее кадре должна быть либо пустынной, либо по ней обязательно должны двигаться автомашины.
Пример использования трансфокатора объектива.
У крыльца административного здания проходит митинг. Митингующие обращаются к президенту.
Есть табличка: «Президент Киргизской Республики», либо «Администрация Президента». Правомочен отъезд от таблички к общему плану митингующих – правда, такой план необходимо снимать с высокой точки, в ином случае от митингующих останутся одни спины. И в любом случае следующим планом при монтаже необходимо, вероятно показать лица участников митинга.
Более простой пример: адрес столицы республики. Фиксированный общий план «Белого Дома», затем наезд на герб и флаг (либо что-то одно) на здании. Имеет право быть и отъезд в обратном порядке. Выбор для использования в сюжете отъезда или наезда зависит уже от общей композиции материала, от того, в какой его части вы этот план захотите использовать.
4. Комбинированный динамичный план. Комбинация реального и искусственного движения. Самое простое – сопровождение камерой движущегося объекта. Иногда используется и сочетание двух последних видов съемки, причем, объединяющее и панораму, и работу трансфокатора объектива. Едва ли не самый сложный в исполнении, но в то же время этим планом можно дать очень большое количество видеоинформации. Если оператору удалось снять его технически совершенно, если информационное наполнение кадра соответствует тексту, и все элементы этого кадра равноценны, таким кадром можно заменить сразу несколько обычных.
Пример.
В глубине улицы находится интересный вам объект. А на противоположной от точки съемки стороне улицы открывается нужный общий план. Вы выполняете отъезд с одновременным панорамированием и фиксированием общего плана на полном отъезде. При выборе для съемок панорамных планов, или планов с отъездом-наездом, необходимо выполнять безукоризненно следующее правило: перед началом движения камеры (или объектива) и по окончании этого движения обязательно снимается примерно секунда с жестко зафиксированной камерой и неизменным фокусным расстоянием.
При монтаже доля секунды записи с фиксированной камерой (объективом) обязательно оставляется в используемом материале и в начале, и в конце плана. Незавершенная панорама, незаконченные отъезд или наезд являются грубейшей ошибкой, потому что склейка планов в таком случае очень «бьет по глазам», мешает нормальному восприятию изображения зрителем. Практически имеет смысл план, зафиксированный на начальной и на конечной точках панорамы (начало и конец отъезда или наезда), снять не менее 3–4 секунд. В итоге вы получаете два запасных плана, которые вполне могут пригодиться.
Панорама может быть только строго горизонтальной или строго вертикальной (очень редкий случай). Панорама «по диагонали», под углом, категорически запрещена. При съемках панорамы или с использованием трансфокатора необходимо сделать несколько дублей с различной скоростью движения камеры или трансфокатора. Неизвестно, какой длительности план понадобится при монтаже. Вообще же, использовать эффекты движения камеры или изменения фокусного расстояния объектива следует только в случае явной необходимости.
Если такие планы (с работающим трансфокатором или движением самой камеры) занимают более 50% телевизионного материала (не считая массовых съемок) или более 10% новостного сюжета, это является творческим браком.