Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Персонал и эффективность его использования).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Персонал и эффективность его использования
1.1. Характеристика персонала и показатели эффективности его использования
1.2. Особенности управления персоналом в сфере товарного обращения
2. Оценка политики развития персонала СП «Санта-Импекс»
2.1.Организационная характеристика СП «Санта-Импекс»
2.2. Анализ системы управления персоналом СП «Санта-Импекс»
3. Оптимизация политики развития персонала СП «Санта-Импекс»
Уровень производительности труда выражает результативность использования рабочего времени. Однако, в связи с тем, что производительность труда является характеристикой конкретного труда, уровни производительности труда в разных отраслях при таком измерении оказываются несопоставимыми.
Измерить производительность труда на микроэкономическом уровне (уровне предприятия) можно, исходя из количества продукции, произведенной в единицу времени (выработка) или количества времени, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость) согласно формуле (1.1), где:
ПТ - производительность труда работающих;
N - количество продукции, произведенной в единицу времени (смену, месяц, год);
t - трудоемкость единицы продукции;
ППП - численность промышленно-производственного персонала, обеспечившего выпуск продукции.
В знаменателе формулы (1.1.) фигурирует численность промышленно-производственного персонала. Это позволяет учесть влияние на производительность труда не только основных производственных рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала: ППП (вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и др.). В отдельных случаях может исчисляться производительность труда только производственных рабочих.
Более универсальным и широко применяемым измерителем производительности труда в отраслях товарного обращения является стоимостной, когда объем выполненных работ и услуг измеряется с помощью цен реализуемых товаров и услуг. В основных отраслях товарного обращения — торговле и общественном питании — под производительностью труда понимается товарооборот, приходящийся на одного среднесписочного работника за год или квартал, который рассчитывается по формуле 1.2.:
Пт = Р : Ч (1.2.)
где Р — сумма товарооборота за рассматриваемый период, руб.;
Ч — среднесписочная численность работников за тот же период.
Этот показатель называют средней выработкой. Его достоинства заключаются в применении и сводимости показателей товарооборота на всех уровнях торговли или общественного питания (магазин, склад или предприятие общественного питания — фирма или компания — отрасль). Однако помимо затрат времени работников этот показатель отражает влияние других факторов, не зависящих от предприятий или отраслей товарного обращения. Среди них существенными являются изменения цен на товары (услуги) и структурные сдвиги в товарообороте, приводящие к изменению средней стоимости реализуемых товаров, трудоемкости товарооборота. Поэтому для оценки динамики производительности труда рекомендуется элиминировать влияние независимых факторов с помощью следующих коррективов по формуле 1.3.:
Iпт = (Iсв * Int) : Iц (1.3.)
Iпт — индекс производительности труда;
Iсв - индекс средней выработки;
Int — индекс трудоемкости реализации товаров;
Iц — индекс цен на товары (услуги).
Из-за отсутствия установленных норм выработки статистические органы чаще всего ограничиваются корректировкой показателей выработки индексами цен на товары (услуги). В связи с этим приводимые статистические данные не следует отождествлять с реальной динамикой производительности труда.
В развитых рыночных странах производительность (продуктивность) труда в масштабах отраслей товарного обращения измеряется также суммой добавленной стоимости в расчете на один человеко-час. Такой показатель имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим, поскольку он очищен от промежуточных материальных затрат и услуг других отраслей экономики. Кроме того, его выражение в расчете на один человеко-час позволяет более объективно оценивать динамику производительности труда в условиях широкого распространения неполной занятости. Он может быть использован для межотраслевых и международных сопоставлений.
Исходя из этого, многие экономисты отмечают, что рост добавленной стоимости на один человеко-час в определенном смысле равнозначен увеличению затрат труда на единицу реализуемых товаров. Это означает повышение относительной трудоемкости реализации товаров. Отрасли товарного обращения, выполняя свои основные экономические функции, постоянно с развитием рыночных отношений расширяют круг дополнительных услуг участникам товарного обращения, тем самым, увеличивая диапазон своего участия в процессе расширенного воспроизводства.
Применение оценки производительности труда на основе добавленной стоимости свидетельствует о том, что рациональное использование материальных ресурсов (овеществленного труда) становится все более важной функцией живого труда. Поэтому основой определения эффективности живого труда может служить показатель, обобщающий результаты выполнения всех его функций. Следовательно, эффективность труда работников возрастает по мере роста совокупного эффекта в расчете на каждого из них.
1.2. Особенности управления персоналом в сфере товарного обращения
Управление персоналом в сфере товарного обращения имеет особенности, обусловленные спецификой экономических отношений деятельности в этой сфере. Проводимые рыночные реформы значительно расширили масштабы деятельности работников торговли: увеличилась возможность закупать товары за рубежом, получили широкое применение современные методы и приемы продаж; использование современной электронной техники значительно упростило систему расчетов. Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направлен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных товаров.
Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и содержанию вида:
- связанные со сменой форм стоимости товара;
- обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения.
Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и другие.
Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др. Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса.
Таким образом, первая отличительная особенность труда на торговых предприятиях — его двойственный характер.
Вторая отличительная особенность в том, что труд, связанный с продолжением производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме трудовых процессов. Главная причина данного явления — низкая оснащенность техникой торговых предприятий. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый; фасовкой; подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную.
Большие затраты живого труда — негативный фактор, тем более что около 80% трудовых ресурсов торговли— женщины (например, в розничной торговле в среднем за смену приходится перемещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза). В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь — емкостью до 50—100 кг, растительное масло — до 200 кг, зубная паста — по 50—60 кг.
Это выдвигает ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.
Третья особенность труда в сфере обращения в том, что труд, связанный со сменой форм стоимости, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено целым рядом причин:
во-первых, организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником;
во-вторых, недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную.
Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов — продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно, это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза — 1200 кг.
Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при их различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслуживать до 100 человек. Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей в часы "пик" могут достичь 50% среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы "пик" нагрузка может составить 70—75% всей нагрузки за смену. Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасного труда.
Четвертая особенность труда в торговых предприятиях — значительное влияние на него вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия; значительные колебания спроса по товарным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, а в других — к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда. В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 30— 40%), причем это приходится на часы "пик", когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.
Пятая особенность труда в торговых предприятиях заключается в том, что конечным результатом труда является не продукт, а услуга. Это заставляет потребителей, особенно в розничной торговле, предъявлять повышенные требования к качеству труда торговых работников.
Категории производительности и эффективности труда в системе товарного обращения и их соподчинение еще не устоялись ни в теории, ни в хозяйственной практике, что обусловлено трудностями учета затрат и результатов труда в ее отраслях. В развитых рыночных странах эти понятия либо равнозначны, либо эффективность рассматривается как частный случай производительности труда. В отечественной же практике, наоборот, понятие эффективности труда рассматривается более широко(как критерий), чем производительность труда(как обобщающий показатель).
Рост производительности и эффективности труда работников товарного обращения необходим для решения следующих задач:
- сокращения потребности в увеличении трудовых ресурсов при сохранении необходимого уровня торгового и экономического потенциала отраслей товарного обращения;
- обеспечения роста экономической эффективности и расширенного воспроизводства трудовых и материальных ресурсов отраслей товарного обращения;
- поддержания необходимого уровня материального стимулирования работников товарного обращения.
Главной задачей повышения эффективности труда является экономия времени всех участников товарного обращения, включая конечных покупателей. В этом смысле процесс обращения товаров принято рассматривать как комплекс последовательных видов работ, например транспортировки, хранения, фасовки, упаковки и т. п., каждый из которых требует определенных затрат времени.
Различные виды этих работ могут быть перераспределены между участниками товародвижения таким образом, что экономия времени у одних из них вызывает неоправданные его потери у других, или некоторые дополнительные затраты у одних сопровождаются более значительной экономией у других. Например, экономия на затратах, связанных с фасовкой и упаковкой товаров в промышленности и оптовой торговле, оборачивается неоправданно высоким уровнем затрат на них в розничной торговле. В результате существенно замедляется и удорожается весь процесс товародвижения. Уровень себестоимости фасовки продовольственных товаров в розничной торговле в полтора—два раза выше, чем в оптовой торговле и в несколько раз выше, чем в промышленности.