Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Персонал и эффективность его использования).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Персонал и эффективность его использования
1.1. Характеристика персонала и показатели эффективности его использования
1.2. Особенности управления персоналом в сфере товарного обращения
2. Оценка политики развития персонала СП «Санта-Импекс»
2.1.Организационная характеристика СП «Санта-Импекс»
2.2. Анализ системы управления персоналом СП «Санта-Импекс»
3. Оптимизация политики развития персонала СП «Санта-Импекс»
В развитых странах фасовка и упаковка продовольственных товаров превратились в мощные индустриальные комплексы. Доля фасованных продовольственных товаров достигает 70—90% объема реализуемых продовольственных товаров. Именно фасовка и упаковка товаров явились технологической основой формирования одного из основных направлений повышения эффективности труда в отраслях товарного обращения.
Следовательно, применительно к розничной и мелкооптовой торговле нашей страны самообслуживание остается одним из важнейших направлений повышения эффективности труда. Его развитие может принести экономический и социальный эффект при условии создания в оптовом звене специализированных комплексов фасовки и упаковки товаров. Аналогичные проблемы имеются и в общественном питании. Их решение связано с формированием современной индустрии централизованного производства полуфабрикатов.
От эффективного решения проблем фасовки и упаковки товаров зависит решение вопросов механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ и других подсобных работ, которые остаются наиболее узким местом в технологии торговых процессов. Совершенствованию технологии и механизации вспомогательных работ уделяется недостаточно внимания. Поэтому доля рабочих, грузчиков и уборщиков помещений в общей численности работников розничной торговли достаточно велика. Это можно рассматривать и как значительную долю неквалифицированного труда, снижающего качество рабочей силы в розничной торговле.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что повышение уровня механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ в торговле может быть обеспечено на основе применения современных систем товародвижения, тары-оборудования и других прогрессивных технологий. Так, на основании опроса специалистов торговли Франции, выявлены следующие основные пути повышения производительности труда в оптовой торговле, методы и сроки их достижения [1](табл. 1.).
Таблица 1.Пути повышения производительности труда в торговле Франции |
||
Пути повышения производительности труда |
Методы и сроки достижения поставленных целей |
|
1970-1985 гг. |
1986-2010 гг. |
|
Рациональная организация товародвижения |
Создание центральных складов для хранения товаров сложного ассорти-мента и складов, снабжающих ограниченное количество магазинов товарами простого ассортимента |
Укрупнение розничных торговых фирм и фирм-поставщиков |
Совершенствование технологии поставки |
Стандартизация поддонов. Маркировка картонных коробов с товаром штриховым кодом |
Широкое распространение штрихового кодирования |
Внедрение автоматизированных информационных систем |
Осуществление заказов на поставку товаров по телексу |
Прямой диалог между предприятиями промышленности и оптовой торговли с помощью компьютеров |
Автоматизация погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ |
Первый опыт внедрения автоматизированных складов |
Распространение полуавто-матизированных и автоматизированных систем складской переработки грузов |
Рациональная организация хранения товаров |
Рационализация грузопотоков на складах с помощью электронно-вычислительной техники |
Управление подъемно-транспортными механизмами с помощью компьютеров |
Совершенствование работы по организации связей между оптовой и розничной торговлей |
Создание автоматизированных систем учета выполнения договоров поставки |
Широкое распространение кассовых систем со сканирующими устройствами для принятия оперативных управленческих решений |
Одним из основных направлений повышения производительности труда в отраслях товарного обращения является повышение качества персонала. Качество рабочей силы определяется уровнем квалификации персонала на основе общеобразовательной и специальной подготовки, уровнем трудовой активности и добросовестным отношением к труду. Роль этих факторов возрастает в современных условиях, поскольку:
- во-первых, широкое применение научно-технического прогресса в системе товарного обращения требует от работников возрастающих знаний и понимания современных тенденций развития отраслей товарного обращения;
- во-вторых, поддержание необходимого уровня квалификации позволяет работникам повышать их деловой статус, материальное благосостояние, конкурентоспособность на рынке труда, сохранять удовлетворенность работой.
Сложность проблемы повышения качества рабочей силы в торговле заключается в большой текучести кадров. Так, по данным Госкомстата Республики Беларусь в отраслях товарного обращения страны в 2012году выбыло 27,7% работников, при среднем выбытии - 24,9%. В розничной торговле продовольственными товарами США ежегодно уходит из отрасли 50% оплачиваемых работников. В этих условиях привлечение наемного труда на неполную рабочую неделю, особенно женщин и пенсионеров, не всегда рассматривается как негативное явление. Многие менеджеры считают, что такие работники более добросовестно и аккуратно относятся к работе.
Проблема качества рабочей силы в нашей стране имеет и психологическую основу. Контингент персонала, сформировавшийся в условиях товарного дефицита, не в состоянии быстро перестроиться на предпринимательскую деятельность в условиях конкуренции. Вместе с тем, существенный рост занятости в торговле в 90 годы за счет профессионально неподготовленных работников других отраслей также снижает качество трудовых ресурсов и определенное время будет сдерживающим фактором роста эффективности труда.
Важным направлением повышения эффективности труда торгового персонала в составе торговых и торгово-оперативных работников остаётся мотивация труда в рамках совершенствования материального и морального стимулирования работников.
Особенность использования трудовых ресурсов в отраслях товарного обращения в развитых рыночных странах заключается в том, что занятая в них рабочая сила остается одной из самых низкооплачиваемых. Это обусловлено сравнительно низкой эффективностью труда в этих отраслях, а также широким использованием в них частично занятых, относительно высокой долей женщин и молодежи, низким уровнем охвата работающих профсоюзами.
Кроме того, в торговле развитых стран большое число работников занято непроизводительным трудом. К ним относятся так называемые неоплачиваемые работники — владельцы мелких магазинов и члены их семей. Для относительно оплачиваемых торговых работников задача заключается в постоянном поиске эффективных методов и форм их стимулирования. В этих целях на торговых предприятиях разрабатываются специальные меры поощрения работников, увеличивающих оборот своих подразделений.
Дополнительным процентом от величины торговой сделки стимулируется инициатива торговых работников в привлечении покупателей. Используются и такие формы материального и морального стимулирования, как привлечение работников к управлению предприятием и к участию в распределении прибыли посредством приобретения акций торговых предприятий своими работниками. Совершенствование стимулирования труда является важным резервом и постоянно действующим фактором эффективности труда в отраслях товарного обращения. Существенные резервы повышения эффективности труда связаны с процессами концентрации ресурсов и организационных структур системы товарного обращения, рационализации системы товародвижения, сокращении ее звенности, увеличении товарооборачиваемости и т.д.
2. Оценка политики развития персонала СП «Санта-Импекс»
2.1.Организационная характеристика СП «Санта-Импекс»
Совместное предприятие СП «Санта-Импекс» зарегистрировано Комитетом по внешнеэкономическим связям Республики Беларусь 15.04.1993г. (государственный регистрационный № 844) и перерегистрировано Министерством иностранных дел Республики Беларусь 17.09.1999г. (государственный регистрационный № 134/2). Торговая фирма СП «Санта-Импекс» имеет статус совместного предприятия, в котором учредителями являются юридические и физические лица Беларуси, Германии и Российской Федерации.
СП «Санта-Импекс» создано в виде общества с ограниченной ответственностью на основе договора, заключенного участниками СП, являющегося результатом самостоятельного решения о создании СП каждым участником, который явился и учредителем. СП «Санта-Импекс» является коммерческой организацией со статусом юридического лица: имеет самостоятельный консолидированный баланс, печать, штампы, бланки с фирменным наименованием, товарный знак, расчетный и валютный счета в учреждениях банков.
Как отмечено в учредительных документах СП «Санта-Импекс»(уставе и учредительном договоре), целью его торговой деятельности является максимизация прибыли и удовлетворение потребностей населения.
Уставный капитал СП «Санта-Импекс» образован за счет вкладов его белорусских, российских и немецких участников и может пополняться за счет прибыли от торговой деятельности и дополнительных вкладов участников в денежной и неденежной формах согласно ст. 2 зарегистрированного Устава СП. Причем, неденежные вклады оцениваются по взаимной договоренности участников как в иностранной, так и в национальной валюте с учетом цен мирового рынка. Денежные взнос в уставный капитал делается в конвертируемой валюте (см. ст. 2 Устава СП).
Согласно ст. 1 Устава СП «Санта-Импекс» осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля рыбой и рыбопродукцией; розничная торговля рыбой и рыбоподукцией; розничная торговля пищевыми продуктами и напитками в специализированных и неспециализированных магазинах; хранение и складирование; производство минеральной воды; общественное питание (бары, рестораны и кафе). В рамках вышеуказанных видов деятельности СП также осуществляет экспортно-импортные операции.
В состав организационной структуры СП «Санта-Импекс» входят следующие структурные подразделения: 4 склада, 11 магазинов, 7 отделов, представительство в Российской Федерации, 2 бара, ресторан, 10 специализированных отделов в продовольственных магазинах (см. рис.2.1.).
Как показывает анализ, существующая организационная структура управления СП «Санта-Импекс» относится к линейно-функциональному типу, т.е. сочетает в себе элементы линейной и функциональной оргструктур управления. Ответственность за торговую, коммерческую, внешнеэкономическую, организационную, маркетинговую, финансово-экономическую деятельность и работу с кадрами возлагается на функциональных управляющих в должности коммерческого директора и 3 заместителей генерального директора, которые подчиняются непосредственно генеральному директору и учредителям предприятия.
С позиций ограниченной номенклатуры и однородного ассортимента реализуемой рыбной продукции данная линейно-функциональная оргструктура СП «Санта-Импекс» еще остается приемлемой, но с выходом на международный рынок, усложнением торгово-хозяйственных связей, увеличением объёма оптово-розничного товарооборота, ростом экономического потенциала СП становится актуальной проблема выбора более прогрессивного типа оргструктуры управления, либо их сочетания.
Наиболее оптимальной с этих позиций будет выбор для СП «Санта-Импекс» дивизиональной, матричной, инновационной или множественной оргструктуры, либо их сочетания. В рамках рассмотренной оргструктуры СП «Санта-Импекс» важную роль играют органы управления, в совокупности составляющие аппарат управления, который можно представить схематично на рис.1.
Наблюдательный Совет Учредителей СП «Санта-Импекс»
Ревизионная комиссия
Генеральный директор
Коммерчес-кий директор
Зам ген.
директора
по торговле
Зам. Ген.
директора
по экономике и финансам
Зам. ген.
директора
по орг. и кадровой работе
Начальник ОК
Главный бухгалтер
Начальник отдела ВЭД
Нач. КО
Директор магазина (бара, ресторана)
Зав. складом
Начальник ТО
Рисунок 1. Аппарат управления СП «Санта-Импекс»
Как видно из нижеприведенной схемы аппарата управления СП «Санта-Импекс» управленческие связи сосредоточены на 3-х иерархических управленческих уровнях:
I - верхнее звено - высшее руководство в виде Наблюдательного совета учредителей;
I1 - среднее звено - дирекция СП;
Ш - низшее звено - руководители структурных подразделений и служб (отделов, магазинов, складов и т. д.).
Причем, высшее руководство СП «Санта-Импекс» определяет общую стратегию его развития на перспективу в рамках основных направлений торговой деятельности. Высший уровень управления осуществляет организационно-руководящую и контролирующую деятельность. Средний уровень управления осуществляет организационно-распорядительные, координационные, регламентирующие, учетно-аналитические и контрольные функции управления. Низший уровень руководства осуществляет исполнение всех вышеназванных функций и обеспечивает принцип управленческой связи (устные и письменные отчеты о выполнении управленческих решений руководителей 3-х иерархических уровней).
При детальном обследовании всей системы управления СП «Санта-Импекс», в целом, с учетом того, что ее основу составляет оргструктура и аппарат управления, необходимо отметить следующие недостатки существующей системы управления:
- устаревший, линейно-функциональный тип применяемой оргструктуры управления;
- дублирование управленческих функций (как общих, так и частных);
- совпадение целей развития системы управления со стратегической целью развития СП в рамках стратегии управления предприятием;