Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации труда персонала предприятия).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда персонала предприятия
1.1 Сущность и содержание мотивации труда
1.2 Характеристика методов мотивации персонала
1.3 Критерии оценки эффективности мотивации труда персонала
Глава 2. Анализ мотивации на предприятии кафе «Индиго»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава работников предприятия и эффективности их использования
2.3 Оценка системы мотивации труда на предприятии
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование мотивации труда на предприятия
3.1 Разработка плана мероприятий
Таким образом, за счет внедрения в кафе программы профессионального развития объем продаж увеличиться предприятия увеличится от 296 тыс.р. до 493,35 тыс.р, при этом прибыль от продаж может увеличится от 21 тыс.р. до 35 тыс.р.
В качестве второго мероприятия направленного на повышение нематериального стимулирования работников предприятия, в рамках цели улучшения организационно-технических условий работы на предприятии, было предложено закупка и установка кондиционера в зале обслуживания посетителей и на кухне предприятия.
При закупке кондиционеров увеличатся также затраты, в которые войдут единовременные затраты на закупку и установку кондиционеров и текущие на оплату потребляемой ими электро-энергии.
Стоимость кондиционера фирмы «Samsung» составляет 27,4 тыс.р., но учитывая что для предприятия нужно 2 кондиционера, то общая сумма затрат на закупку кондиционеров составит 54,8 тыс.р. (27,4×2). Стоимость затрат на установку одного кондиционера составит 2,5 тыс.р., соответственно установка двух кондиционеров предприятию обойдется в сумме 5 тыс.р.
Учитывая что потребляемость электро-энергии у кондиционеров составляет 2,35 кВт/ч при тарифе 1,87 р./кВт/ч, то стоимость затрат на электроэнергию в сутки составит 105,468 р. (2,35×1,87×12×2), а в год затраты составят 38,496 тыс.р.
Общая сумма затрат на внедрение кондиционеров на предприятии составит 98,296 тыс.р. (54,8+5+38,496).
На основе опыта пиццерии «Маргарита» и кофейни «Мандарин», который уже внедрял на предприятии систему кондиционирования воздуха, можно сделать вывод, что производительности труда в плановом году за счет данного мероприятия увеличится от 1% до 2%.
Рассмотрим, изменение суммы увеличения производительности труда, объем продаж и прибыль от продаж за счет внедрения в кафе системы кондиционирования воздуха (кондиционеров) в таблице 20.
Таблица 20 – Повышение экономических показателей деятельности предприятия на основе внедрения в кафе кондиционеров
Показатель |
Прогноз развития |
||
Пессимистический |
Вероятный |
Оптимистический |
|
Производительность труда, тыс.р/чел. |
∆Пт = 598 × 1:100 = 5,98 |
∆Пт = 598 × 1,5:100 = 8,97 |
∆Пт = 598 × 2:100 = 11,96 |
Объем продаж, тыс.р. |
∆Опр-ж= 5,98×33= 197,34 |
∆Опр-ж= 8,97×33= 296,0 |
∆Опр-ж= 11,96×33= 394,7 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
∆Ппр-ж = 197,34×7,1:100=14,0 |
∆Ппр-ж = 296×7,1:100=21,0 |
∆Ппр-ж = 394,7×7,1:100=28,0 |
Таким образом, за счет внедрения в кафе системы кондиционирования воздуха объем продаж предприятия увеличиться от 197,34 тыс.р. до 394,7 тыс.р, при этом прибыль от продаж может увеличится от 14 тыс.р. до 28 тыс.р.
В качестве третьего мероприятия направленного на улучшение нематериального стимулирования работников предприятия и поддержания их здорового образа жизни было решено закупить абонементы в фитнес-центр.
Закупка абонементов в фитнес центр будет осуществлена для тех работников кому необходимо этот вид стимулирования. Из анкетного опроса выявилось, что абонементы в фитнес центр хотели бы получить 12 человек. Стоимость одного годового абонемента в фитнес-центр составляет 24 тыс.р., поэтому стоимость затрат на закупку абонементов для всех желающих работников посещать фитнес-центр составит 288,0 тыс.р. (24×12).
На основе опыта кафе «Соло» и кафе «Очаг», которые уже внедряла в качестве не материального стимулирующего фактора абонементы в фитнес-цент для своих работников, можно сделать вывод, что производительности труда в плановом году за счет данного мероприятия увеличится от 2% до 4%.
Таким образом можно рассмотреть изменение суммы увеличения производительности труда, объем продаж и прибыль от продаж за счет внедрения в кафе стимулирования труда с помощью абонементов в фитнес-центр в таблице 21.
Таблица 21 – Повышение экономических показателей деятельности предприятия на основе закупки абонементов в фитнес-центр для работников предприятия
Показатель |
Прогноз развития |
||
Пессимистический |
Вероятный |
Оптимистический |
|
Производительность труда, тыс.р/чел. |
∆Пт = 598 × 2:100 = 11,96 |
∆Пт = 598 × 3:100 = 17,94 |
∆Пт = 598 × 4:100 = 23,92 |
Объем продаж, тыс.р. |
∆Опр-ж= 11,96×33= 394,7 |
∆Опр-ж= 17,94×33= 592,02 |
∆Опр-ж= 23,92×33= 789,36 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
∆Ппр-ж = 394,7×7,1:100=28,0 |
∆Ппр-ж = 592,02×7,1:100=42,03 |
∆Ппр-ж = 789,36×7,1:100=56,04 |
Судя по таблице 31, за счет закупки абонементов в фитнес-центр для работников предприятия объем продаж в кафе увеличиться от 394,7 тыс.р. до 789,36 тыс.р, при этом прибыль от продаж может увеличится от 28 тыс.р. до 56 тыс.р.
Сведем все результаты расчета экономического эффекта сгруппировав все мероприятия и затраты на их внедрение в сводной таблице 22.
Таблица 22 – Сводная таблица экономического эффекта по мероприятиям
Мероприятие |
Сумма затрат, тыс.руб. |
Сумма увеличения объема продаж, тыс.руб. |
Сумма увеличения прибыли от продаж, тыс.руб |
Система бонусов и премий за достижения результатов в труде |
|||
Пессимистический прогноз |
35,91 |
592,02 |
42,03 |
Вероятностный прогноз |
60,42 |
986,7 |
70,06 |
Оптимистический прогноз |
96,9 |
1381,4 |
98,08 |
Внедрение программы профессионального развития для работников предприятия |
|||
Пессимистический прогноз |
489,4 |
296,0 |
21,0 |
Вероятностный прогноз |
489,4 |
394,7 |
28,0 |
Оптимистический прогноз |
489,4 |
493,35 |
35,0 |
Внедрение системы кондиционирования воздуха |
|||
Пессимистический прогноз |
98,296 |
197,34 |
14,0 |
Вероятностный прогноз |
98,296 |
296,0 |
21,0 |
Оптимистический прогноз |
98,296 |
394,7 |
28,0 |
Закупка абонементов в фитнес-центр для работников предприятия |
|||
Пессимистический прогноз |
288 |
394,7 |
28,0 |
Вероятностный прогноз |
288 |
592,02 |
42,03 |
Оптимистический прогноз |
288 |
789,36 |
56,04 |
Итого: |
|||
По пессимистическому варианту развития |
911,6 |
1480,1 |
105,0 |
По вероятному варианту развития |
935,7 |
2269,4 |
161,1 |
По оптимистическому варианту развития |
972,6 |
3058,8 |
378,2 |
Таким образом, абсолютный прирост затрат предприятия на внедрение мероприятий направленных на стимулирование и мотивацию работников кафе «Индиго» может составить от 911,6 тыс.р. до 972,6 тыс.р., сумма увеличения объема продаж при этом может составить от 1480,1 тыс.р. до 3058,8 тыс.р., а повышению прибыли предприятия может составить от 105 тыс.р. до 378,2 тыс.р.
С помощью таблицы 23 представим как изменяться экономические показатели деятельности предприятия до и после внедрения мероприятий направленных на стимулирование работников предприятия.
Таблица 23 – Изменение экономических показателей деятельности кафе «Индиго» за счет внедрения мероприятий направленных на повышение стимулирования работников
Показатели |
Базовый вариант (2016 год) |
Пессимистический вариант развития |
Вероятный вариант развития |
Оптимистический вариант развития |
Темп роста, процент |
||
По пессимистическому |
По вероятному варианту развития |
По оптимистическому |
|||||
Товарооборот, тыс.р. |
19734 |
21214,1 |
22003,4 |
22792,8 |
107,5 |
115,5 |
111,5 |
Себестоимость, тыс.р. |
9887 |
10350,5 |
11059,6 |
11595,0 |
104,7 |
111,9 |
117,3 |
Валовой доход, тыс.р. |
9847 |
10863,6 |
10943,8 |
11197,8 |
110,3 |
111,1 |
113,7 |
Уровень валового дохода, процент |
49,9 |
51,21 |
49,74 |
49,13 |
102,6 |
99,7 |
98,5 |
Издержки обращения, тыс.р. |
8446 |
9357,6 |
9381,7 |
9418,6 |
110,8 |
111,07 |
111,5 |
Уровень издержек обращения, процент |
42,8 |
44,11 |
42,64 |
41,32 |
103,06 |
99,63 |
96,5 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
1401 |
1506 |
1562,1 |
1779,2 |
107,5 |
111,5 |
127,0 |
Рентабельность продаж, процент |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, судя по таблице 23, отражающую пессимистический, вероятный и оптимистический вариант развития экономических показателей за счет внедрения на предприятии направлений на стимулирование и мотивацию работников, можно сделать вывод что объем продаж предприятия может возрасти от 21214,1 тыс.р. до 22792,8 тыс.р., а прибыль от продаж предприятия может возрасти от 7,5% до 27%.
Необходимо отметить, что индексная цепочка роста основных показателей (ЈП > ЈВД >ЈТ > ЈИО > ЈЧ) на основе пессимистического варианта развития будет иметь вид: 1,075˂1,103˂1,108>1,00, на основе вероятного варианта развития будет иметь вид: 1,115>1,111>1,1107>1,00, а на основе оптимистического варианта развития будет иметь вид: 1,27>1,137>1,115>1,115>1,00
Таким образом, на основе вероятного и оптимистического варианта развития индексная цепочка выстраивается в правильном соотношении, что говорит о том что мероприятия направленные на повышение стимулирования и мотивации труда будут эффективными, а значит предприятие будет рационально использовать свои доходы и управляет издержками обращения.
Заключение
Правильная мотивация персонала способна определять весь успех или неуспех деятельности предприятия, ведь в конечном итоге только от заинтересованности работников, их сознательном и ответственном отношении к работе зависит точность и своевременность реализации планов и достижение целей предприятия. Применение самых современных методик позволяет оказывать эффективное воздействие на деятельность каждого сотрудника предприятия и быть уверенным в его преданности общему, корпоративному делу.
В рамках проведенного исследования было проанализировано современное состояние кафе «Индиго».
За анализируемый период практически все показатели деятельности предприятия улучшились. Так повышением товарооборота за последний год составило в 1,5 раза за счет физического объема продаж.
Положительным фактором для предприятия считается снижение за последний год уровня издержек обращения по отношению к товарообороту на 0,3%. Сумма прибыли от реализации продукции увеличилась в отчетном году против предыдущего на 543тыс.р. Рентабельность продаж увеличилась как в 2015 году по сравнению с 2014 годам на 0,48%, так и в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,7%.
Анализ количественного состава работников предприятия показал, что в анализируемом периоде фактическая численность работающих в кафе увеличилась на 3 человека в 2015 году и на 2 человека в 2016 году. Незначительно, но изменилась структура работающих – уменьшилась доля руководителей, работников кухни и младшего обслуживающего персонала, но, в то же время, увеличилась доля работников зала обслуживания на 4,1%.
Проанализировав показатели качественного состава работников кафе «Индиго» (по стажу, по возрасту и по образованию) можно сделать вывод, что в кафе работает 33 человека, из которых более 27 человек – рабочие. Средний возраст работников – 20-40 лет. Высшее или специальное образование имеют более 75% персонала. Каждый третий сотрудник работает в кафе менее 10 лет.