Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации труда персонала предприятия).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда персонала предприятия
1.1 Сущность и содержание мотивации труда
1.2 Характеристика методов мотивации персонала
1.3 Критерии оценки эффективности мотивации труда персонала
Глава 2. Анализ мотивации на предприятии кафе «Индиго»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состава работников предприятия и эффективности их использования
2.3 Оценка системы мотивации труда на предприятии
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование мотивации труда на предприятия
3.1 Разработка плана мероприятий
Таблица 14 – Матрица бонусов для официантов и барменов
Показатели |
Счет |
||||
Сумма счета, тыс. р. |
1-2 |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5 и выше |
К возрастания месячной заработной платы |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
1,0 |
2,0 |
Официант премируется за каждый принятый им заказ, превышающий 1 тыс. р. в соответствии с приведенной платежной матрицей.
Минимальный уровень, с которого начинается выплата бонусов, шаг по объему выручки и сумма бонуса на каждой ступени рассчитываются, исходя из средней и максимальной закупки, необходимой и возможной интенсивности продаж новым клиентам, желаемого размера фонда оплаты труда и тому подобное.
Процент. Основное преимущество процента от выручки в качестве стимула заключается в том, что официанту не ставится предел в его заработке, а значит и объем продаж, который официант способен осуществить, ограничивается главным образом его умением и воображением.
Таблица 15 – Процент от продаж
Показатели |
Сумма |
||||
Сумма заказов за месяц, тыс. р. |
15 |
30 |
60 |
90 |
Выше 90 |
Процент к прибавке месячной заработной плате, % |
1,5 |
3 |
5 |
7 |
10 |
В целом процент, как основа расчета премии, предоставляет разнообразные возможности для мотивирования различных видов трудового поведения торгового персонала. Очень часто процент используется для расчета премии, выделяемой смене.
Следует разработать систему поощрений: например, награда лучшему работнику месяца (лучшему официанту), призы тем, кто разработает лучшее предложение о поднятии выручки заведения. При выборе лучших работников месяца или лучших предложений необходимо учитывайть мнение всего коллектива.
Но не стоит сводить все к деньгам, иначе сотрудники без этого стимула и салфеток на стол не положат. Нематериальная мотивация не менее значима: личная благодарность, похвала в присутствии всего коллектива может стать для официанта прекрасным стимулом работать с душой и большой отдачей.
Также необходима разработка нематериальных стимулов, таких как повышение квалификации, карьерный рост и тому подобное.
Обучение персонала предприятия общественного питания или его переподготовка несет в себе много положительных моментов, в результате чего снижается: текучесть кадров, повышается профессиональная культура; повышается качество обслуживания, развиваются корпоративные компетенции – увеличиваются продажи и доходы предприятия; снижается количество жалоб; поддерживается корпоративная культура, повышается мотивация и лояльность персонала.
Для повышения качества трудовой жизни на предприятии можно организовать питание за счет кафе, обеспечить работников проездными билетами.
Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах можно достичь с помощью совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и тому подобное, эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель).
Для поддержания здорового образа жизни в коллективе предприятия можно предоставлять для работников абонементы в фитнес-центры. Кроме того предоставление некоторым категориям сотрудников (студентам, пенсионерам, молодым матерям) права на «льготный» рабочий день, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, что позволит работнику набраться сил на дальнейшую работу на предприятии еще с большей отдачей и производительностью.
Для поддержания корпоративного духа и сплоченности коллектива предприятия можно устраивать корпоративные праздники. День основания организации, Новый год, профессиональные и другие праздники, которые принято отмечать в компании. Важно, чтобы кроме развлекательной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам предприятия и его сотрудникам.
Рассмотрим на рисунке 7 основные направления по мотивации и стимулированию сотрудников кафе «Индиго», важные для повышения эффективности труда, и способы, которыми этого можно достичь.
Проект мероприятий направленный на мотивацию работников кафе «Индиго»
Не материальная мотивация
Материальная мотивация
Система бонусов и премий за достижения результатов в труде
Обучение персонала с помощью тренингов на основе «деловой игры»
Улучшение организационно-технических условий с помощью установки кондиционера
Поддержание здорового образа жизни с помощью покупки абонементов в фитнес-центр
Рис. 7. Проект мероприятий направленный на мотивацию работников кафе «Индиго»
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Об экономической эффективности мероприятий можно судить по тому экономическому результату, который будет достигнут от применения мероприятий на предприятии направленных на мотивацию и стимулирование работников предприятия.
Прежде чем определять эффективность внедрения того или иного мероприятия на предприятии, необходимо рассчитать затраты на его внедрение. Источниками финансирования затрат может стать фонд потребления прибыли предприятия.
Итак, в качестве первого мероприятия направленного на материальную мотивацию и стимулирование было выбрано внедрение системы бонусов и премий для основных работников предприятия. Рассмотрим расчет затрат на внедрение бонусов и премий в таблице 16.
Таблица 16 – Расчёт суммы затрат на внедрение бонусов и премий
Категория |
Сумма ежемесяч-ной заработной платы работников |
Бонусы, К |
Премия, % |
Дополнительная сумма к начислению |
||||||
Писсимистический (1-2 тыс.р.) |
Вероятный (2-3 тыс.р.) |
Оптимистический (3-4 тыс.р.) |
Писсимистический (15 тыс.р.) |
Вероятный (30 –тыс.р.) |
Оптимистический (60 тыс.р.) |
Писсимистический |
Вероятный |
Оптимистический |
||
Официант |
80,0 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
1,5 |
3 |
5 |
25,2 |
42,4 |
68,0 |
Бармен |
34,0 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
1,5 |
3 |
5 |
10,71 |
18,02 |
28,9 |
Итого: |
154 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
35,91 |
60,42 |
96,9 |
Рассчитав суммы затрат на мероприятия можно вычислить экономический эффект от их внедрения.
На основе опыта ресторана «Айвенго» и ресторана «Рыцарь», которые уже внедрял на предприятии данное мероприятие, можно сделать вывод что производительности труда в плановом году за счет внедрения бонусов и премий для работников зала обслуживания клиентов увеличится от 3% до 7%.
Зная увеличение производительности труда можно рассчитать плановый объем продаж предприятия по следующей формуле:
∆Опр-ж = ∆Пт×Чраб., (4)
где ∆Опр-ж – дополнительный объем продаж в плановом году;
∆Пт – увеличение производительности труда в плановом году;
Чраб – численность рабочих [7, С. 39].
Зная увеличение объема продаж предприятия можно определить увеличение прибыли от продаж предприятия:
∆Ппр-ж = ∆Опр-ж×Ротч.:100 (5)
где ∆Ппр-ж – дополнительная прибыль от продаж в плановом году;
∆Опр-ж – дополнительный объем продаж в плановом году;
Ротч. – рентабельность продаж за последний год [9, С. 39].
Рассчитаем, сумма увеличения выработки работников кафе, дополнительный объем продаж от мероприятий и прибыль от продаж исходя из трех возможных вариантов развития: пессимистического, вероятностного и оптимистического и представим в таблице 17.
Таблица 17 – Повышение экономических показателей деятельности предприятия на основе внедрения в кафе бонусов и премий
Показатель |
Прогноз развития |
||
Пессимистический |
Вероятный |
Оптимистический |
|
Производительность труда, тыс.р/чел. |
∆Пт = 598 × 3:100 = 17,94 |
∆Пт = 598 × 5:100 = 29,9 |
∆Пт = 598 × 7:100 = 41,86 |
Объем продаж, тыс.р. |
∆Опр-ж= 17,94×33= 592,02 |
∆Опр-ж= 29,9×33= 986,7 |
∆Опр-ж= 41,86×33= 1381,4 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
∆Ппр-ж = 592,02×7,1:100=42,03 |
∆Ппр-ж = 986,7×7,1:100=70,06 |
∆Ппр-ж = 1381,4×7,1:100=98,08 |
Таким образом, увеличение объема продаж за счет внедрения в кафе материального стимулирования с помощью бонусов и премий объем продаж увеличиться от 592,02 тыс.р. до 1381,4 тыс.р., а прибыль от продаж может увеличится от 42,03 тыс.р. до 98,08 тыс.р.
В мероприятия по нематериальному стимулированию работников кафе войдет программа профессионального развития. Программа профессионального развития и дополнительного обучения персонала позволит сократить текучесть кадров, повысить заинтересованность работников в конечном результате производственной деятельности.
В расходы на обучение включаются затраты на проезд до места проведения мероприятия; оплата проживания, питания и пр. расходов из расчета 2 тыс. в день. Средний срок проведения курсов 10 дней.
Итого сумма дополнительных расходов составит 20 тыс. р. на 1 чел.
Рассмотрим программу профессионального развития для категорий персонала кафе «Индиго» в таблице 18.
Таблица 18 – Пример программы профессионального развития и обучения персонала
Мероприятие |
Назначение |
Периодичность |
Стоимость, тыс. р. |
Сумма, тыс. р. |
Семинар по управлению персоналом |
Директора |
2 раза в год |
1,5 |
3,0 |
Тренинг для персонала кафе |
АУП (5) Бармены (2) Официанты (8) Повара (7 чел.) |
1 раз в год |
1,2 |
26,4 |
Дополнительные расходы (на проведение |
Директор АУП (5) Бармены (2) |
2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год |
20,0 / 1 чел |
460,0 |
Продолжение таблицы 18 |
||||
программ обучения персонала) Семинар / тренинг |
Официанты (8) Повара (7 чел.) Общее кол-во: |
1 раз в год 1 раз в год 23 |
||
ИТОГО |
489,4 |
Таким образом сумма затрат на внедрение программы профессионального развития на предприятии сумма затрат возрастет на 489,4 тыс.р.
На основе опыта кафе «Стрелец» и «Бистро-21 век», которые уже внедряла на предприятии программу профессионального развития для своих работников, можно сделать вывод, что производительности труда в плановом году за счет данного мероприятия увеличится от 1,5% до 2,5%.
Рассчитаем, сумма увеличения производительности труда, дополнительный объем продаж и прибыль от продаж за счет внедрения на предприятии программы профессионального развития в таблице 19.
Таблица 19 – Повышение экономических показателей деятельности предприятия на основе внедрения в кафе программы профессионального развития
Показатель |
Прогноз развития |
||
Пессимистический |
Вероятный |
Оптимистический |
|
Производительность труда, тыс.р/чел. |
∆Пт = 598 × 1,5:100 = 8,97 |
∆Пт = 598 × 2:100 = 11,96 |
∆Пт = 598 × 2,5:100 = 14,95 |
Объем продаж, тыс.р. |
∆Опр-ж= 8,97×33= 296,0 |
∆Опр-ж= 11,96×33= 394,7 |
∆Опр-ж= 14,95×33= 493,35 |
Прибыль от продаж, тыс.р. |
∆Ппр-ж = 296×7,1:100=21,0 |
∆Ппр-ж = 394,7×7,1:100=28,0 |
∆Ппр-ж = 493,35×7,1:100=35,0 |