ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 3614
Скачиваний: 2
48. Демократическая поэзия 60-х годов (Н. Добролюбов, Д. Минаев, В. Курочкин, М. Михайлов, И. Никитин и др.)
Эпоха 60-х годов – время большой соц.ломки,формиров. новых взглядов на жизнь, новых обществ.отношений. общественная жизнь, да и обычная дейст-ть во всех ее проявлениях вторгается в л-ру. В поэзии на первый план выдвигается Н.А. Некрасов и его последователи, образовавшие самостоят.школу. Термин «некрасовская школа» возник в 60-е гг 19 века под пером Чернышевского и чуть позже Тургенева. Лит.шк.принято считать группу писателей или поэтов, объединенных общностью или близостью мировоззрений, особенностями идейно-худож.тв-ва. Эта группа испытывает влияние велкикого писателя-современника или предшественника. В понятии «некрасовская школа» отразился дух 60-хгг. Под этим термином мы понимаем худ.систему в ру.демократич.поэзии. участники этой шк.испытывали не только мощное воздействие поэзии Некрасова, но даже и в организ.и личном плане во многом примыкали к великому поэту. В школу Некрасова входят И.С. Никитин, М.Л. Михайлов,В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Л.Н. Трефолев. В.И. Богданов, Н.А. добролюбов и др. они испытывали темы, поэтич.приемы НЕкрасова, но д/всех хар-но дерзкое новаторство. Почти все поэты – разночинцы. Все отличались неприятием «чистого искуства», все были приверженцы идеологии крестьянской демократии. Они предпочит.гражд.темы, откликались на злободнев. ?-ы современности, т.е. созд.действенную поэзию, связ с жизнью. Они отзывались на все события 60-х годов. Их поэзию отлич. полит острота оценок, ясность позиции, непримиримость с самодерж. и деспотизмом. В области гражд.лирики поэты некр школы внесли большой вклад в рус.поэзию. показат была полемика их с адептами «Чистого искусства»: стихи обретали блестящ.форму. большую ценность представ.стих., в кот реш проблемы народ жизни. Их авторы глубоко знали рус. действит-ть, близко к сердцу принимали народ.стардание. они создавали произв., по форме и содерж. Доступные народу.+ Дальше обзор творчества того автора, о котором написан реферат.
43,44,45,46,47. Творчество Островскоготеснейшим образом связано с принципами “натуральной школы”, утверждающей “натуру” в качестве отправного момента в художественном творчестве. Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского “пьесами жизни”. Они представлялись критику новым словом в драматургии, он писал, что пьесы Островского “это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему можно дать название “пьес жизни”, если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно”. Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: “Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни”.
Эта “общая обстановка жизни” обнаруживается пьесах Островского в самых повседневных, обычных фактах жизни, в мельчайших изменениях души человека. Говоря о “быте этого темного царства”, который стал главным объектом изображения в пьесах драматурга, Добролюбов отмечал, что “вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне”.
Рассматривая финалы в пьесах Островского, Марков особое внимание обращает на их сценическую эффектность. Однако из логики рассуждений исследователя явствует, что подсценической эффектности он подразумевал лишь колоритные, внешние эффектные средства финальных сцен и картин. Остается не учтенной очень существенная особенность финалов в пьесах Островского. Драматург создает свои произведения, принимая во внимание характер их восприятия зрителем. Таким образом, драматическое действие как бы переводится в свое новое качественное состояние. Роль же переводчиков, “преобразователей” драматического действия, как правило, выполняют финалы, что и определяет их особую сценическую эффективность.
Противоречие между естественным законом жизни и уродующим душу человека неумолимым законом быта определяет драматическое действие, из которого возникали различные виды финальных решений – от комически-утешительных до беспросветно-трагических. В финалах продолжался глубокий социально-психологический анализ жизни; в финалах, как в фокусах, сходились все лучи, все результаты наблюдений, находя закрепление в дидактической форме пословиц и поговорок.
Островский является создателем жанра психологической драмы. В его пьесах можно наблюдать не только внешний конфликт, но и внутренний.
Художественное исследование характеров в комедии А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся"
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» - приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну. Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму, но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. Нав конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин без особого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.
В комедии выведен ряд характеров, совершенно незнакомых русской литературе до Островского. Помимо самого Вольтова, его жены, Аграфены Кондратьевны, дочери, приказчика Подхалюзина это и весьма колоритные образы московской свахи Устиньи Наумовны, спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Все это был совершенно новый, иной мир. Сюжет комедии представляет собой бесконечную цепь обманов, и на первых порах никто из персонажей не вызывает сочувствия. Но в финале комедии Островский неожиданно придает образам Самсона Силыча и его жены драматические нотки, пробуждая зрительское сострадание к чувствам родителей, обманутых собственными детьми, оказавшимися настолько безжалостными, что готовы оставить родного отца в тюрьме. Если старшему поколению купцов, представленному образами Большова и Аграфены Кондратьевны, еще свойственны какие-то призрачные представления о нравственности, распространяющиеся хотя бы на своих близких, то для детей уже ничто не свято, даже родственные отношения.
Противоречивость внутреннего мира героев в драме А.Н. Островского "Бесприданница".
Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.
Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.
Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.
Конфликт — это
столкновение двух или нескольких сторон,
не совпадающих во взглядах, в мироощущении.
В пьесе Островского “Гроза” несколько
конфликтов, но как же решить, какой из
них главный? В эпоху социологизма в
литературоведении считали, что социальный
конфликт самый важный в пьесе. Конечно,
если видеть в образе Катерины отражение
стихийного протеста народных масс
против сковывающих условий “темного
царства” и воспринимать ее гибель как
результат столкновения с самодуркой
свекровью, следует определить жанр
пьесы как социально-бытовую драму. Драма
— это произведение, в котором общественные
и личные стремления людей, а иногда и
сама их жизнь оказываются под угрозой
гибели со стороны не зависящих от них
внешних сил. В пьесе также присутствует
конфликт поколений между Катериной и
Кабанихой: новое всегда наступает на
пятки старому, старое не хочет сдаваться
новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это
может показаться на первый взгляд. Ведь
Катерина прежде всего борется сама с
собой, а не с Кабанихой, конфликт
развивается не вокруг нее, а в ней самой,
поэтому пьесу можно определить как
трагедию. Трагедия — это произведение,
в котором присутствует неразрешимый
конфликт между личными стремлениями
героя и сверхличными законами жизни.
Вообще пьеса очень похожа на античную
трагедию: здесь хор заменяют некоторые
внесюжетные герои (Кулигин), а развязка
заканчивается гибелью главного
героя.
Гибель Катерины — результат
столкновения двух исторических эпох.
Некоторые герои пьесы как бы различаются
временем, в котором они живут. Например,
Кулигин — это человек XVIII века, он хочет
изобрести солнечные часы, которые были
известны еще в античности, или перпетуум
мобиле — излюбленная тема средневековья,
или громоотвод, цитирует поэтов XVIII
столетия Ломоносова и Державина. Борис
— это уже образованный человек XIX века.
Катерина же — героиня допетровских
времен. Рассказ о ее детстве — это
рассказ об идеальном варианте
патриархальных домостроевских отношений.
В этом идеализированном мире царит
только всепроникающая взаимная любовь
и человек не отделяет себя от
общества.
Катерина воспитана так,
что не может отказаться от нравственных
законов, всякое нарушение их — неминуемая
смерть. Героиня оказывается как бы
старше всех в городе по своему
мировоззрению, даже старше Кабанихи,
которая осталась как последняя
блюстительница домостроевского уклада
в Калинове. Ведь та только делает вид,
что в семье у нее все как положено: ее
боятся и уважают невестка и сын.
Главная
героиня попадает в мир, который она
представляла себе совсем иначе:
патриархальный уклад оказывается ложен
и разрушается прямо на глазах. Она не
может сжиться с этим обществом, оно
чуждо ей. Для Катерины муж — это опора
и властелин. Но Тихон не таков, жена
разочаровывается в нем, и в этот момент
происходит зарождение нового чувства
— чувства личности, которое оборачивается
“греховной” любовью. Это чувство для
Катерины — страшный грех. Если бы она
продолжала жить в патриархальном мире,
то этого чувства не было бы. Даже если
бы Тихон показал свою мужскую волю и
просто взял бы ее с собой, она бы забыла
о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в
том, что она не умеет лицемерить.
Во
многом судьбу Катерины решает Варвара,
подбивая ее идти на свидание, без нее
вряд ли Катерина решилась бы на это.
Варвара относится к тем молодым людям
города Калинова, которые сформировались
на переломе патриархальных отношений.
Но Катерина как личность с высокими
нравственными требованиями не умеет
приспосабливаться через насилие над
собой. Она не смогла жить дальше, нарушив
один раз законы “Домостроя”. То чувство,
которое зародилось в героине, не может
воплотиться в ней до конца, и она, не
смиряясь с содеянным, совершает еще
больший грех — самоубийство. Итак, можно
сделать вывод: пьеса “Гроза” — это
трагедия главной героини, в которой
немаловажную роль сыграла эпоха перелома
патриархальных отношений. «Бедность
не порок»
(первоначальное название «Гордым Бог
противится») — комедия в трёх действиях
Александра Николаевича Островского.
Написана в 1853 году. Премьера состоялась
в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном
участии Островского.
42. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам. Некрасов чётко наметил схему по которой должен был развиваться сюжет и находиться ответ в повторяющимся рефрене. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле.Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус.женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.