ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2019

Просмотров: 3616

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лирический герой Н.А. Некрасова: Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора. Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей». Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему ...борьба мешала быть поэтом, Песни... мешали быть бойцом, что он «к цели шел колеблющимся шагом,//Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли. Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек! В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призы¬вает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его — «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают зву¬чать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью... «...Не будет гражда¬нин достойный//К отчизне холоден душой...» Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо оби¬женных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И уп¬равляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон...». И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсут¬ствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзыв¬чивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит. Поэт негодует: Чем был бы хуже твой удел, Когда б ты менее терпел! Он в то же время увствует боль за это бесконечное терпение русское: Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда... Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!.. Лирический герой и автор едины в цикле стихотво¬рений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Пи¬сареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступни¬ка» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический ге¬рой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил». «Какой светильник разума угас!//Какое сердце биться перестало!» — так сказал Некрасов о Добро¬любове. О «народных заступниках» поэт писал: Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека,Только тот себя переживет... Во многих стихотворениях поэт воспел образ рус¬ской женщины и Родины. ..коня на скаку остановит, //В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил:
Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом...»), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). В формировании героя — борца, гражданина, пат¬риота — огромно активное воздействие Некрасова на современников и последующие поколения. Несомнен¬но, что Некрасов оказал влияние на поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского и других совре¬менных поэтов. Традиции Некрасова-лирика и эпиче¬ского поэта — великая школа художественного мастерства борца и гражданина. И как завет звучат слова поэта:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо вас скажет сердечное





42. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как итог творческого пути поэта.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам. Некрасов чётко наметил схему по которой должен был развиваться сюжет и находиться ответ в повторяющимся рефрене. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле.Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус.женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.


Заключит.часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус.фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус.и мировой лит-ре. Финал: происходит окончательное изменение в осмыслении счастья: у каждого из героев поэмы свои личные представления о счастье, автор же приводит нас к идее счастьявсеобщего, хотя финал поэмы открыт в будущее и не разрешен до конца. Это один из признаков эпопеи как жанра.


43. А.Н. Островский – создатель русского национального тетра. Жанровое разнообразии драматургии. Периодизация творчества. Особенности поэтики. Островский Александр Николаевич (31.03[12.04]. 1823—2[14].06.1886), драматург, театральный деятель. Родился в Москве в Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы. Отец — чиновник, сын священника, окончивший духовную академию, поступивший на государственную службу и позднее получивший дворянство. Мать — из бедного духовенства, отличалась наряду с красотой высокими душевными качествами, рано умерла (1831); мачеха Островского, из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков, для чего семья имела необходимый достаток. После смерти отца Островский с братом М. Н. Островским выкупил имение у мачехи (1867). С Щелыковым связана история создания многих пьес.В целом страстная сосредоточенность Островского на творчестве и театральных делах, сделав его жизнь бедной внешними событиями, нерасторжимо сплела ее с судьбой русского театра. Умер писатель за письменным столом в Щелыкове, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра».В творческом пути Островского можно выделить следующие периоды: ранний, 1847—51 — проба сил, поиски своего пути, завершившиеся триумфальным вступлением в большую литературу комедией «Свои люди — сочтемся!». Этот начальный период проходит под знаком влияния «натуральной школы». Следующий, москвитянинский период, 1852—54 — активное участие в кружке молодых сотрудников «Москвитянина», стремившихся сделать журнал органом течения общественной мысли, родственного славянофильству (пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). Окончательно определяется мировоззрение Островского в предреформенный период, 1855—60; происходит его сближение с народниками («В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза»). И последний, пореформенный период — 1861—86.Пьеса «Свои люди — сочтемся!» обладает достаточно сложной композиционной структурой, объединяющей нравоописательную очерковость с напряженной интригой, и вместе с тем характерной для Островского неторопливостью развертывания событий. Пространная замедленная экспозиция объясняется тем, что драматическое действие у Островского не исчерпывается интригой. В него втянуты и нравоописательные эпизоды, обладающие потенциальной конфликтностью (споры Липочки с матерью, визиты свахи, сцены с Тишкой). Своеобразно динамичны и беседы героев, не приводящие ни к каким непосредственным результатам, но имеющие свое «микродействие», которое можно назвать речевым движением. Речь, самый способ рассуждений так важен и интересен, что зритель следит за всеми поворотами, казалось бы, пустой болтовни. У Островского сама речь героев — почти самостоятельный объект художественного изображения.В комедии Островского идет война всех против всех, и в самом антагонизме драматург вскрывает глубокое единство персонажей: добытое обманом удерживается только насилием, грубость чувств — естественное порождение грубости нравов и принуждения. Острота социального критицизма не мешает объективности в обрисовке характеров, особенно заметной в образе Большова. Его грубое самодурство сочетается с прямотой и простодушием, с искренним страданием в финальных сценах. Вводя в пьесу как бы 3 этапа купеческой биографии (упоминание о прошлом Большова, образ Тишки с его наивным накопительством, «преданного» Подхалюзина, обкрадывающего хозяина), Островский добивается эпической глубины, показывая истоки характера и «кризис». История замоскворецкого купеческого дома предстает не как «анекдот», результат личных пороков, а как проявление жизненных закономерностей.После того как Островский создал в комедии «Свои люди — сочтемся!» столь безотрадную картину внутренней жизни купеческого дома, у него возникла потребность найти положительные начала, способные противостоять аморализму и жестокости современного ему общества. Направление поисков определялось участием драматурга в «молодой редакции» «Москвитянина». В самом конце царствования имп. Николая I Островский создает своеобразную патриархальную утопию в пьесах москвитянинского периода.


Для москвитянинцев была характерна сосредоточенность на идее национальной самобытности, которая разрабатывалась ими преимущественно в сфере теории искусства, особенно проявляясь в интересе к народной песне, а также к допетровским формам русского быта. Исследуя в москвитянинский период архаичные формы быта в семейных отношениях купечества, Островский создает художественную утопию, мир, где, опираясь на народные (крестьянские в своих истоках) представления о нравственности, оказывается возможным преодолеть рознь и ожесточенный индивидуализм, все более распространяющийся в современном обществе, достигнуть утраченное, разрушенное историей, единение людей. Но высшим художественным достижением Островского в предреформенные годы стала «Гроза» (1859), в которой он открыл народный героический характер. В пьесе показано, как нарушение идиллической гармонии патриархальной семейной жизни может привести к трагедии. Главная героиня пьесы Катерина живет в эпоху, когда разрушается самый дух — гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды. В душе героини рождается отношение к миру, новое чувство, еще самой ей неясное, — просыпающееся чувство личности, которое в соответствии с ее положением и жизненным опытом принимает форму индивидуальной, личной любви. В Катерине рождается и растет страсть, но эта страсть в высшей степени одухотворенная, далекая от бездумного стремления к потаенным радостям. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как грех страшный, несмываемый, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны первозданного смысла и значения. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: вокруг нее уже все рушится, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной подлинного нравственного содержания. Для Катерины же форма и ритуал сами по себе не имеют значения — ей важна человеческая суть отношений. В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути этих ценностей и в своей борьбе она одинока. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях. Под пером Островского задуманная социально-бытовая драма из жизни купечества переросла в трагедию. Он показал народный характер на крутом историческом переломе — отсюда и масштабность «семейной истории», могучая символика «Грозы». В 60-е он обращается к исторической драме, разделяя общий интерес русской культуры этого периода к прошлому. В связи с просветительским пониманием задач театра Островский считал пьесы на темы национальной истории необходимыми в репертуаре, полагая, что исторические драмы и хроники «развивают самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству». Для Островского история — сфера высокого в национальном бытии (это определило обращение к стихотворной форме). Исторические пьесы Островского неоднородны по жанру. Среди них есть хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1862; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1867; «Тушино», 1867), историко-бытовые комедии («Воевода», 1865; «Комик XVII столетия», 1873), психологическая драма «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым, 1868). Предпочтение хроники традиционному жанру исторической трагедии, как и обращение к Смутному времени, определялось народным характером театра Островского, его интересом к историческому деянию русского народа. В наследии Островского и в русской драматургии в целом совершенно особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873). Задуманная как феерия, веселое представление для праздничных спектаклей, написанная на сюжет народных сказок и широко использующая другие формы фольклора, прежде всего календарную поэзию, в процессе создания пьеса переросла замысел. В жанровом отношении она сопоставима с европейской философско-символической драмой, напр. с «Пер Гюнтом» Ибсена. В «Снегурочке» с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского. Иногда «Снегурочку» без достаточных оснований называют утопией. Между тем утопия содержит представление об идеально справедливом, с точки зрения ее создателей, устройстве общества, она должна быть абсолютно оптимистична, сам жанр как бы призван преодолеть трагические противоречия жизни, разрешив их в фантастической гармонии. Однако жизнь, изображенная в «Снегурочке», прекрасная и поэтичная, далека от идиллии. Берендеи предельно близки к природе, не знают зла и обмана, как не знает его природа. Но все, что собственной волей или силой обстоятельств выпадает из этого круговорота естественной жизни, должно здесь неминуемо погибнуть. И эту трагическую обреченность всего выходящего за пределы «органической» жизни воплощает судьба Снегурочки; не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла закон жизни берендеев и готова воплотить свою проснувшуюся любовь в бытовые формы. Это недоступно ни ей, ни Мизгирю, чья страсть, незнакомая берендеям, выталкивает его из круга мирной жизни. Однозначно оптимистическая трактовка финала создает противоречие с непосредственным зрительским сочувствием погибшим героям, поэтому она неверна. «Снегурочка» не укладывается в жанр сказки, она приближается к мистериальному действу. Мифологический сюжет не может иметь непредсказуемый финал. Приход лета неотвратим, и Снегурочка не может не растаять. Все это не обесценивает, однако, ее выбора и жертвы. Действующие лица вовсе не пассивны и покорны — действо отнюдь не отменяет обычного действия. Мистериальное действо есть каждый раз новое воплощение сущностных основ жизни. Свободное волеизъявление Снегурочки и Мизгиря у Островского включено внутрь этого жизненного цикла. Трагедия Снегурочки и Мизгиря не только не колеблет мир, но даже способствует нормальному течению жизни, даже и спасает берендеево царство от «остуды». Мир Островского может быть трагедиен, но не катастрофичен. Отсюда непривычное, неожиданное сочетание в финале трагизма и оптимистичности.В «Снегурочке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально-личностного бытия.В художественной системе Островского драма формировалась в недрах комедии. Писатель разрабатывает такой тип комедии, в котором наряду с отрицательными персонажами непременно присутствуют их жертвы, вызывающие наше сочувствие и сострадание. В творчестве Островского психологическая драма была жанром становящимся, поэтому наряду с такими значительными пьесами, как «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884), таким шедевром, как «Бесприданница», в этом жанре писатель знал и относительные неудачи. Однако лучшие работы Островского заложили основы для дальнейшего развития психологической драмы. Создав целый репертуар для русского театра (ок. 50 оригинальных пьес), Островский стремился и к тому, чтобы пополнять его как мировой классикой, так и пьесами современных русских и европейских драматургов. Он перевел 22 пьесы, среди них «Укрощение строптивой» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, интермедии Сервантеса и мн. др. Островский читал множество рукописей начинающих драматургов, помогал им советами, а в 70-е и 80-е написал несколько пьес в соавторстве с Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», 1877; «Женитьба Белугина», 1878; «Дикарка», 1880; «Светит, да не греет», 1881) и П. М. Невежиным («Блажь», 1881;«Старое по-новому», 1882).



44. Начало творческого пути А.Н. Островского («Бедность не порок»). РАННИЙ ПЕРИОД. 1847-1851 ГОДЫ. Начало творческого пути Островского связано с натуральной школой. Однако эта связь была чисто литературной, организационно он не имел к этому движению никакого отношения. Островский родился в семье чиновника, поэтому будущий драматург получил хорошее образование: сперва домашнее, а затем в Первой московской гимназии. Поступив на юридический факультет Московского университета, Островский увлекся театром и литературой, он оставил после второго курса факультет и поступил по настоянию отца, чиновником сперва в Московский совестный, а потом Московский коммерческий суд. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений. Формирование литературных и эстетических взглядов Островского в этот период происходит под влиянием чтения статей Белинского и Герцена. Огромное значение для всего его творчества имел Гоголь и "Горе от ума", "одно из высоких вдохновений" Островского, по верному замечанию Ан. Григорьева. Первый из дошедших до нас литературных опытов Островского - юмористический рассказ "Сказание о том, так квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один шаг" - относится к 1843 году, т.е. к тому моменту, когда натуральная школа переживает период теоретического, творческого и организационного формирования. Правда, здесь Островский имеет прямым предшественником Гоголя и отчасти Пушкина. В отличие от классической формы физиологического очерка Островский строит повествование вокруг явно выраженной фабулы анекдотического характера. Несмотря на то, что в сюжетном отношении рассказ вполне был закончен, Островский не стал его печатать. Частично он был использован в дальнейшем при работе следующим прозаическим произведением - "Записками замоскворецкого жителя", опубликованный в 1847 году в "Московском городском листке...", этот очерк должен был послужить началом серии, в которой Островский предполагал дать "физиологию Замоскворечья". Других очерков он не напечатал, но некоторые материалы сохранились в рукописях. Основной интерес очерка состоит в изображении "страны никому до времени в подробности неизвестной" и никем еще из предшественников не описанной. "До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обман, степень образованности - все это было покрыто мраком неизвестности" - пишет Островский1. В 1846 году была закончена, прочитана на вечере у Жевырева, а затем опубликована в "Московском городском листке". "Картина семейного счастья", позднее переименованная в "Семейную картину". Этот день Островский считал началом своей литературной карьеры: "Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года... С этого дня я стал считать себя русским писателей и уже без сомнения и колебаний поверил в свое призвание" 2. Первая пьеса была, в сущности, почти тем же физиологическим очерком, но таким, из которого изъяты все описания. Быт, среда, характерные купеческие типы были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Действие в собственном смысле слова отсутствует, нет драматической интриги, нет конфликта между персонажами. Это можно "проследить на примере пьесы "Свои люди - сочтемся!". "СВОИ ЛЮДИ - СОЧТЕМСЯ!" Это произведение по жанру комедия. Первоначально она имела название "Банкрот". Затем Островский ее доработал и назвал "Свои люди - сочтемся!". Главный герой пьесы - Самсон Силыч Большов. Он лицо драматическое, не только потому, что оказывается жертвой своего злодейского замысла, но он жертва своей веры в то, что свой свет не обманет. Большов заработал свое состояние собственным трудом, он принадлежат к патриархальному миру, где возможны доверительно-деловые отношения между родственниками без заключения соответствующих договоров. Он решил провести денежную махинацию: взять ссуду в банке, переписать свое имение на родственника, а потом объявить этого родственника банкротом, но Большов не учел того, что честные отношения между родственниками перестали существовать, таким "своим" человеком, который обманет Самсона Силыча, в пьесе является Лазарь Елизарыч Подхолюзин, приказчик в доме Большого. У Большого есть дочь Липочка, которую отец выдает за Подхолюзина, несмотря на то, что она его не любит. В итоге Подхолюзин получил и имение, и Липочку, а Большов угодил в долговую яму. Жена Большого говорит о том, что совесть замучает и Липочку, и Подхолюзина, поступивших так несправедливо с Большовым. Но совесть была нравственным мерилой в патриархальном мире, а не в зарождающемся новом, буржуазном. В доме есть ещё один персонаж - Тимка - мальчик на побегушках, последователь Подхолюзина. Когда-то и Подхолюзин начинал с мелкой должности, а теперь стал хозяином. Следовательно, можно сделать вывод о том, что это явление становится типичным для русской действительности. Я.С.Белинкис пишет, что "попранным оказывается и то без чего жизнь просто не может стоять" 3. В новых зарождающихся как отношениях утрачивают свои ценности такие понятия, как совесть, честность, трудолюбие. Подхолюзин нанес удар исподтишка, он не зарабатывал этого состояния сам, а воспользовался чужим трудом. Таким образом, Островский показал процесс умирания патриархального мира и его ценностей, в котором мог существовать устный закон "свои люди - сочтемся", в сменивший же патриархальный мир действительности все изменилось: здесь выживает сильнейший, главное в этом мире деньги, а не совесть. "Говорящими в этой пьесе оказываются имена и фамилии героев: Самсон Силыч Большов - сильный, большой богатырь. Так же он типичный представитель самодуров, это человек, в котором имелись сила, трудолюбие, русская доверчивость случаю, самодурство. Лазарь Елизарыч Подхолюзин. Слышны такие ноты: лебезить, быть подхалимом, "петь Лазаря". Таким образом, даже фамилия и имя указывают на то, что он человек лживый, неискренний. Большого предает даже его дочь. И современная Островскому критика видела в Большове русского короля Лира. Эта пьеса Островского была замечена и высоко оценена: А.Панаева вспоминала, что после появления этой комедии Некрасов очень заинтересовался автором, захотел с ним познакомиться и пригласить в сотрудники в "Современник". Классическим стал отзыв В.Ф. Одоевского: "Я считаю на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "Банкроте" я поставил норме четвертый4. По выходе этой пьесы за Островским был установлен негласный полицейский надзор, и ему ни раз приходилось объясняться с властями по поводу этой пьесы. Он говорил: "Главным основанием моего труда, главную мыслию, меня побудившего, было: добросовестное обличение порока, лежащее долгом на всяком члене благоустроенного крестьянского общества, тем более на человеке, чувствующим в себе прямое к тому призвание. Такой человек льстит себе надежного, что слово горькой истины, обличенная форма искусства, услышится многими и произведет желанное плодотворное впечатление, как все в сущности права и по форме изящное "согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавал в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, он должен был написать комедию или ничего не писать" 5. МОСКВИТЯНИНСКИЙ ПЕРИОД. 1852-1855 ГОДЫ. Новый период в творчестве Островского был очень непродолжителен. В это время создаются всего лишь 3 пьесы: "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок"(1853) и народная драма (жанровое определение автора) "Не так живи, как хочется" (1855). Первыми литераторами, горячо принявшими молодого драматурга, были сотрудники журнала "Москвитянин", издававшегося историком и публицистом М.П.Погодиным. Сам Погодин разделял идеи официальной народности, и "молодая редакция" "Москвитянина" придерживалась более демократических воззрений. Идеи моквитянинцев принято считать разновидностью славянофильства, хотя таким видеть в них ранний вариант подвижничества. Со славянофилами "молодую редакцию" сближала сосредоточенность вокруг идеи национальной, самобытности, а также к допетровским формам русского быта, сохранявшимся еще в среде крестьянства и патриархального купечества. К моменту вступления Островского в литературу у нас сложилось два типа комедии. Один, стадиально более поздний и непосредственно предшествующий появлению Островского, - комедия без героя, где все персонажи подвергаются осмеянию, а "положительное лицо - смех", по известному выражению Гоголя. Другой, более традиционный, основан на противопоставлении положительных и отрицательных персонажей. В реалистической литературе, предшествующей Островскому, такой комедией было "Горе от ума", безусловно, дающее яркий образец соединения высокого и комического. Начав с гоголевского варианта, Островский в этот период обращается к грибоедовскому типу построения пьесы. Но только среда, материал, вся бытовая фактура у него совершенно иная, затушевывающая это сходство. Мир драматургии Островского москвитянинского периода - мир должностного создания, когда человеку и не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Островский в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи, чревата драмой. Несмотря на то, что пьесы этого периода, в известной мере, полемичны по отношению к наиболее передовым - революционно-демократическим идеям своего времени, в становлении Островского-художника они сыграли немаловажную роль. Это были первые опыта драматурга в создании положительного народного характера. В это время в его творчестве неповторимо соединились две стихии: аналитическое, исследовательское начало, порожденное близостью к принципам натуральной школы, и вынесенное из москвитянинских увлечений внимание, интерес и доверие к стихийным проявлениям жизни, вера в творческие возможности не только просвещенной личности, но и темной, неразвитой, однако, свежей и непосредственной. Именно в этот период сложились некоторые из тех художнических представлений о жизни, о соотношении в ней стихийного и теоретического, которые Островский сохранил в дальнейшем до конца своего пути и которым он и обязан тем, что сказал о русской действительности совершенно новое, своеобразное слово, достойное на равных правах встать рядом с теми открытиями о русской жизни, которые совершают его великие современники-романтики. Наиболее яркой пьесой этого периода является пьеса "Бедность не порок". "БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК". Чернышевский ругал эту пьесу, так как считал, что в ней наблюдается распадины драматической формы. Он не видел в ней драмы, основанной на столкновении интересов. Опасаясь перехода драматурга в лагерь реализма, он оценил пьесу как "приторное прекрашивание того, что не может и не должно быть прекрашиваемо" 6. Действие пьесы происходит во время Святок. Любой святочный рассказ должен иметь счастливый финал. Пьеса Островского соответствует этому закону. Гордей Торцов - отец Любы Торцовой - является самодуром. Он хочет выдать свою дочь замуж по собственному усмотрению. Люба влюблена в Митю - приказчика в доме, но Торцов не хочет выдавать за него свою дочь, для него важно исполнение его воли. Люба патриархальна, любит своего отца, не может его ослушаться, но в ней уже просыпается индивидуальное начало, и она способна сделать выбор. Я.С.Белинкис пишет: "...до развитого, индивидуального чувства и, таким образом до уровня личности, вырастает девушка, ничего в жизни кроме старозаветности не знавшая7. Островский хочет этот выбор Любы согласовать с патриархальными нормами, но обнаруживает, что это уже невозможно, только счастливая случайность спасает Любу и Митю. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чудесное спасение, а не законы современной жизни приводят к счастливому концу. Любим Торцов, брат Гордея Торцова, помогает влюбленным. Это человек, который выпал из купеческого быта, оторвался от семьи, от рода. Это становящаяся личность, которой Островский предсказывает большое будущее. Именно он встает на защиту любви Мити и Любы. К этому периоду относятся и пьесы "Не в свои сани не садись". "Не так живи как хочется", написанные в 1855 году. Его заканчивается Москвитянинский период творчества Островского. Чернышевский назвал пьесы Островского, относящиеся к этому периоду, произведениями слабыми и фальшивыми. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" поставил пьесы Москвитянинского периода в один ряд с обличительными комедиями о "темном царстве" и показал, что они рисуют тяжелые стороны самодурства. Революционные демократы рассматривали пьесы Островского этого периода как явление исторически прогрессивное. "Несмотря на то, что пьесы Москвитянинского периода в известной мере комичны по отношению к наиболее передовым - революционно-демократическим - идеям своего времени, в становлении Островского художником, они сыграли немаловажную роль. Это были первые опыты драматурга в создании положительного народного характера.