Файл: Диплом Разработка автоматизированного рабочего места мастера сервисного центра.doc

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 17661

Скачиваний: 339

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Анализ предметной области и формирование требований к автоматизированному рабочему месту

1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области и учреждения. Анализ деятельности учреждения

1.1.1 Характеристика учреждения и его деятельности

1.1.2 Организационная структура управления компанией

1.1.3 Программная и техническая архитектура компании

1.2 Характеристика комплекса задач и обоснование необходимости автоматизации

1.2.1 Анализ комплекса задач автоматизации бизнес процессов и разработка диаграмм «как есть»

1.2.2 Характеристика проектируемой задачи и предметная технология ее решения

1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи

1.3 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации

1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи

1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи

1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач

1.4 Постановка целей и задач автоматизации

1.4.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения задачи

1.4.2 Разработка требований к проектируемой системе (процессу автоматизации)

1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения

1.5 Вывод по первой главе

2 Разработка проекта автоматизации бизнес-процессов

2.1 Основные проектные решения

2.1.1 Описание функций проектируемой системы «Как-будет»

2.1.2 Анализ ожидаемых рисков на этапах жизненного цикла ИС

2.1.3 Обоснование проектных решений по основным видам обеспечения

2.1.4 Характеристика архитектуры разрабатываемого проекта

2.2 Информационное обеспечение задачи

2.2.1 Информационная модель «Как будет»

2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, исходной и результативной информации

2.2.3 Разработка модели данных

2.3 Программное обеспечение

2.3.1 Разработка дерева функций и сценария диалога

2.3.2 Характеристика базы данных

2.3.3 Разработка пользовательского интерфейса

2.4 Вывод по второй главе

3 Оценка экономической целесообразности

3.1 Оценка уровней зрелости автоматизированных процессов

3.2 Управление проектом автоматизации

3.3 Оценка экономической целесообразности выполнения проекта автоматизации

3.3.1 Анализ затрат на ресурсное обеспечение проекта (оценка совокупной стоимости владения)

3.3.2 Анализ качественных и количественных факторов воздействия проекта на бизнес-архитектуру и деятельность организации

3.4 Вывод по третьей главе

Заключение

Список использованной литературы

Для создания АРМ необходимо использовать аппаратную платформу файл-сервер. Она позволит всем пользователям ИС получать одновременный доступ к данным, а также, позволит разграничить права доступа разных пользователей к разным данным. В случае же аппаратных и программных сбоев, данная платформа позволяет обеспечить целостность и непротиворечивость данных.

Функции сервера следующие: хранение информации; предоставление механизма одновременного доступа к данным нескольких пользователей; обеспечение идентификации и разграничение прав доступа разных пользователей к разным данным; обеспечение целостности и непротиворечивости данных в случае аппаратных и программных сбоев; предоставление средств администрирования.

Задача автоматизации учета компьютерных комплектующих в данном проекте делится на несколько подзадач, успешное решение которых приводит к успешному решению задачи целой задачи - автоматизации учета поступления и реализации комплектующих. Можно выделить следующие подзадачи автоматизации:

  • автоматизация формирования первичных документов (накладных);

  • автоматизация формирования результатных (выходных) документов;

  • автоматизация поиска информации;

  • автоматизация формирования итоговых отчетов.

Входная информация – это первичные документы учета, а также информация о комплектующих, данные о работниках и пр. Данные вносятся в таблицы посредством соответствующих экранных форм, через них запускается автоматизированное формирование всех документов. Они формируются на основе таблиц БД и справочников. В экранных формах, кроме ввода входной информации, указываются дополнительные реквизиты – дата документа, сотрудник сервисного центра и пр. Итоговые отчеты формируются на основе таблиц БД. Процесс формирования итоговых отчетов запускается из экранных форм, в которые вносится информация по временному периоду.

Результативная информация – это выходные документы, отчеты о реализованной продукции, о поиске данных. Эта информация отображается в виде печатных бланков.

Таблицы с условно-постоянной информацией – это справочники «Контрагенты», «Сведения о фирме», «Номенклатура».

Режим решения задачи – диалоговый.

Периодичность получения результативной информации:

  • отчет по приходу компьютерных комплектующих – еженедельно;

  • отчет по расходу компьютерных комплектующих – еженедельно;

  • отчет по остаткам товара - еженедельно.


1.5 Вывод по первой главе


Разработка АРМ мастера сервисного центра (АРМ «Сервисный центр») позволит в компании ООО «СМАРТ-СОФТ» автоматизировать учет поступления и реализации комплектующих, используемых для ремонта цифровой техники, снизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в ПК, а также сократить количество первичной учетной документации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению точности и оперативности учета движения материальных ценностей в компании. Это позволит сократить время при ремонте цифровой техники, повысить оперативность оказания услуг, улучшить их качество.


В процессе работы в первой главе полученные следующие результаты:

  1. Проведен анализ предметной области, проанализирована деятельность сервисного центра ООО «СМАРТ-СОФТ».

  2. Выявлены основные документы учета комплектующих в сервисном центре.

  3. Выполнен сравнительный анализ систем-аналогов. Выявлены достоинства и недостатки систем. Показано, что использовать готовое программное решение нерационально, так как имеющиеся на рынке системы имеют высокую стоимость, обладают сложным интерфейсом, требуют дополнительной адаптации под требования заказчика.

  4. В ходе работы выполнено функциональное моделирование предметной области, разработаны диаграммы IDEF0 и DFD, которые позволили в наглядном виде провести анализ предметной области.



2 Разработка проекта автоматизации бизнес-процессов

2.1 Основные проектные решения

2.1.1 Описание функций проектируемой системы «Как-будет»


Ремонт и сервисное обслуживание цифровой техники в сервисном центре при внедрении АРМ принципиально не измениться. Только вместо средства исполнения процессов – «канцелярские принадлежности» появиться новое средство - «АРМ» (рисунки 7 - 8).

Рисунок 7 – IDEF0-диаграмма «Ремонт и сервисное обслуживание» (TO-BE)

Рисунок 8 – Декомпозиция IDEF0-диаграммы «Ремонт и сервисное обслуживание» (TO-BE)


2.1.2 Анализ ожидаемых рисков на этапах жизненного цикла ИС


Жизненный цикл (ЖЦ) информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации. ЖЦ охватывает все стадии и этапы создания ИС, её сопровождения и развития. Жизненный цикл протекает в соответствии с выбранной моделью ЖЦ. Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ программного обеспечения, а в некоторых случаях и процессы его разработки.

В настоящее время используются в основном две модели жизненного цикла программного обеспечения:

  • каскадная модель;

  • спиральная модель.

Для жизненного цикла разрабатываемого проекта по созданию нового программного обеспечения выбрана наиболее подходящая каскадная модель ЖЦ, так как разработка АРМ будет выполняться отдельными этапами. При этом переход к следующему этапу будет происходить только после завершения всех работ на предыдущем этапе, включая подготовку необходимого пакета документации, достаточного для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой группой специалистов. При этом будет предусмотрена возможность планирования сроков завершения работ на каждом этапе и оценка финансовых и временных затрат на каждом этапе их выполнения.

Таким образом, не смотря на определенные недостатки, каскадная модель ЖЦ наиболее точно подходит к данному проекту.

Любой проект по созданию информационной системы связан с различными рисками. Наиболее характерные риски и методы из минимизации приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Возможные риски проекта и способы их минимизации

Виды рисков/варианты менеджмента рисков

Снижение видов риска

Снижение вероятности возникновения риска

Технические риски проекта

Строгий отбор команды проектировщиков и разработчиков по квалификационным критериям. Обучение участников проекта технологии проектных работ, инструментальным средствам

Использование стандартов предприятия на проектные работы, разработка стандартов проекта

Риски, связанные с недостаточным опытом пользователей в сфере ИТ

Проведение обучения пользователей, включая руководство, соблюдение технологий работы

Разработка и утверждение концепции проекта на возможно более ранней его стадии

Операционные риски проекта

Многократное тестирование созданного программного продукта, тщательная экспертиза документов

Строгое выполнение процедур программы качества

Организационные риски проекта

Обучение участников проекта, тренинги рабочей команды, более полная формализация деятельности

Включение в команду администратора проекта, детальное распределение ролей в проекте


2.1.3 Обоснование проектных решений по основным видам обеспечения


Обоснование проектных решений по техническому обеспечению. Комплекс технических средств создаваемого АРМ «Сервисный центр» будут составлять следующие элементы:

  • персональные компьютеры;

  • устройства печати;

  • устройства хранения информации;

  • устройства передачи информации;

  • устройства сканирования информации;

  • сетевое оборудование;

  • дополнительные расходные материалы.

Проанализировав имеющиеся в сервисном центре компьютеры, можно сделать следующий вывод. Данные персональные компьютеры соответствуют предъявляемым требованиям к АРМ, поэтому они полностью подходят для создания и эксплуатации нового АРМ «Сервисный центр».

Для обеспечения надежности хранения данных при аварийном отключении электропитания персональный компьютер, который будет использоваться с АРМ, должен быть оборудован источником бесперебойного питания (ИБП).

В настоящее время в сервисном центре рабочие места сотрудников сервисного центра оборудованы многофункциональными устройствами (МФУ) и источниками бесперебойного питания. Следовательно, для эксплуатации нового автоматизированного рабочего места нет необходимости закупать и устанавливать дополнительные аппаратные средства в виде принтера и сканера.

Обоснование проектных решений по информационному обеспечению. В информационное обеспечение АРМ будут входить следующие основные документы, описанные ниже.

Приходная накладная, в которой указываются следующие основные реквизиты: номер накладной, дата, адреса сторон, наименования товаров для поставок, единицы измерения, цены товаров, количество товаров и итоговая стоимость по каждому виду товара и по документу в целом (рисунок 9):


Рисунок 9 - Образец приходной накладной

Расходная накладная в которой указываются следующие основные реквизиты: номер накладной, дата, адреса сторон, наименования товаров для поставок, единицы измерения, цены товаров, количество товаров и итоговая стоимость по каждому виду товара и по документу в целом (рисунок 10).

Рисунок 10 – Образец расходной накладной

Счет-фактура, в которой указываются следующие основные реквизиты: номер счёт-фактуры, дата, название продавца, грузоотправитель, грузополучатель, наименования товаров для поставок, единицы измерения, цены товаров, количество товаров, итоговая стоимость по каждому виду товара и по документу в целом, сумма без налога на добавленную стоимость, сам НДС, сумма НДС, сумма с НДС.

Рисунок 11 – Образец счета-фактуры

Для хранения информации в АРМ наиболее подходящей будет реляционная модель данных. Учитывая все преимущества реляционных моделей данных для представления информации, обрабатываемой при решении задачи учета комплектующих для цифровой техники целесообразно использовать реляционную модель БД.

В создаваемой системе используются следующие виды системы кодирования, указанные в таблице 2.

Таблица 2 - Используемые системы кодирования

Кодируемое множество объектов

Длина кода

Мощ­ность кода

Система кодирования

Система классифи­кации

Вид классифи­катора

Заказы

4

9999

Порядковая

Отсутствует

Локальный

Клиенты

4

9999

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ТМЦ

4

9999

Порядковая

Отсутствует

Локальный

Приходная накладная

4

9999

Порядковая

Отсутствует

Локальный

Расходная накладная

4

9999

Порядковая

Отсутствует

Локальный


Структурная схема классификатора заказов, клиентов, ТМЦ и накладных:

К1=[XXXX] – Код заказа

К2=[XXXX] – Код клиента

К3=[XXXX] – Код ТМЦ

К4=[XXXX] – Код приходной накладной

К4=[XXXX] – Код расходной накладной

Обоснование проектных решений по программному обеспечению.

На используемых в сервисном центре IBM-совместимых компьютерах можно ис/пользовать следующие операционные системы:

  • /операционные системы семейства Windows (Windows XP/7/8/10);

  • операционные системы семейства Linux (UNIX подобные) от различных фирм – разработчиков (Red Hat, FreeBSD и пр.) [13].

В качестве операционной среды для разработки и применения АРМ «Сервисный центр» была выбрана операционная система семейства Windows, в частности операционная система Windows 8, в дальнейшем бесплатно обновлённая до версии 10. Этот выбор обусловлен тем, что на сегодняшний день Windows 8 (Windows 10) является наиболее распространенной операционной системой, используемой в работе офисов.


Выбор системы управления баз данных (СУБД) представляет собой сложную. Выбор СУБД является важным этапом при разработке АРМ. Выбранная СУБД должна удовлетворять всем потребностям предприятия. Процедура выбора СУБД для данного проекта проводилась в три этапа:

  • на качественном уровне определялись все программные продукты пригодные для решения поставленных задач;

  • проводилась оценка технических характеристик СУБД;

  • проводилась оценка удобства использования СУБД;

  • проводилась оценка интерфейса СУБД;

  • проводилась оценка производительности СУБД.

Для проекта автоматизации, рассматриваемого в данной дипломной работе, наиболее приемлема СУБД Microsoft Access.


2.1.4 Характеристика архитектуры разрабатываемого проекта


В настоящее время оформление документов по учету использованных комплектующих и запасных частей для цифровой техники происходит вручную. Перед этим происходит поиск всех данных, которые хранятся на бумажных носителях. Требуемые отчеты также составляются вручную.

После внедрения проектируемого АРМ весь процесс будет выглядеть следующим образом: в базе данных, будут храниться данные по клиентам, запасным частям и комплектующим, что обеспечит удобство в хранении данных, а так же увеличит скорость заполнения документов и выборки информации, снизит трудоемкость оформления документов.

Основными элементами архитектуры создаваемой системы являются:

  • выделенный файл-сервер компании;

  • создаваемая в рамках АРМ централизованная БД;

  • коммуникационный канал связи пользователей с БД;

  • рабочие станции пользователей.

Организационная структура проекта представляет собой пользователей, принимающих участие в эксплуатации внедряемого АРМ, данная архитектура представлена на рисунке 12. Разработанный модуль включает в себя две части: серверную и клиентскую часть Серверная часть является приложением для взаимодействия с базой данных, клиентская – приложением пользователя для ввода данных и получения отчетной информации.

Рисунок 12 - Организационная архитектура проекта

2.2 Информационное обеспечение задачи

2.2.1 Информационная модель «Как будет»


В данном разделе рассмотрено построение DFD-диаграммы учета комплектующих и запасных частей, необходимых для ремонта цифровой техники, которая отражает потоки данных после внедрения программного обеспечения. Диаграмма создавалась с точки зрения мастера сервисного центра, отвечающего за материально-техническое обеспечение процесса ремонта и обслуживания техники в сервисном центре.

DFD-диаграмма учета комплектующих и запасных деталей «как будет» приведена на рисунке 13.

Рисунок 13 - Диаграмма потоков данных учета комплектующих (TO-BE)


2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, исходной и результативной информации


При оказании услуг по ремонту и сервисному обслуживанию телекоммуникационного оборудования или вычислительной техники происходит замена вышедших из строя комплектующих. Чем быстрее будет подобрана запасная часть к устройству, тем быстрее будет выполнен ремонт и, соответственно, клиент быстрее получит техническое устройство в работоспособном состоянии. Следовательно, чем лучше организован учет в сервисном центре, тем выше качество оказываемых услуг [26].