Файл: Диплом Разработка автоматизированного рабочего места мастера сервисного центра.doc
ВУЗ: Волгоградский государственный аграрный университет
Категория: Дипломная работа
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 17663
Скачиваний: 339
СОДЕРЖАНИЕ
1 Анализ предметной области и формирование требований к автоматизированному рабочему месту
1.1.1 Характеристика учреждения и его деятельности
1.1.2 Организационная структура управления компанией
1.1.3 Программная и техническая архитектура компании
1.2 Характеристика комплекса задач и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1 Анализ комплекса задач автоматизации бизнес процессов и разработка диаграмм «как есть»
1.2.2 Характеристика проектируемой задачи и предметная технология ее решения
1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
1.3 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации
1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи
1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач
1.4 Постановка целей и задач автоматизации
1.4.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения задачи
1.4.2 Разработка требований к проектируемой системе (процессу автоматизации)
1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения
2 Разработка проекта автоматизации бизнес-процессов
2.1 Основные проектные решения
2.1.1 Описание функций проектируемой системы «Как-будет»
2.1.2 Анализ ожидаемых рисков на этапах жизненного цикла ИС
2.1.3 Обоснование проектных решений по основным видам обеспечения
2.1.4 Характеристика архитектуры разрабатываемого проекта
2.2 Информационное обеспечение задачи
2.2.1 Информационная модель «Как будет»
2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, исходной и результативной информации
2.2.3 Разработка модели данных
2.3.1 Разработка дерева функций и сценария диалога
2.3.2 Характеристика базы данных
2.3.3 Разработка пользовательского интерфейса
3 Оценка экономической целесообразности
3.1 Оценка уровней зрелости автоматизированных процессов
3.2 Управление проектом автоматизации
3.3 Оценка экономической целесообразности выполнения проекта автоматизации
3.3.1 Анализ затрат на ресурсное обеспечение проекта (оценка совокупной стоимости владения)
Рассмотрим основные документы учета товаров (комплектующих). Первичные документы по поступлению и реализации товаров играют важную роль в организации материального учета, т.к. являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
В законе "О бухгалтерском учете" и "Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" приведены основные требования к оформлению, порядку открытия первичных документов и перенесения из них достоверной информации в бухгалтерскую отчетность.
Все первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
-
наименование документа (формы) и код формы;
-
дату составления;
-
содержание хозяйственной операции;
-
измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
-
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку.
Первичные документы составляются в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. При выдаче первичных документов выписывается в двух экземплярах и подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. Их выписывают в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первый экземпляр накладной остается в организации и является основанием для аналитического и синтетического учета материальных ценностей, второй передается получателю товара. Если материальные ценности отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также основанием для выписки бухгалтерией расчетных–платежных документов. При предварительной оплате накладная служит основанием для отражения операций по реализации и расчетных операций с покупателем. Всякая реализация продукции (работ, услуг), в том числе материальных ценностей сопровождается оформлением счета–фактуры, в котором указано наименования компьютерных комплектующих, их количество, цена, общая сумма, отдельной графой выделена сумма НДС. Счет-фактура выписывается в двух экземплярах: один предназначен покупателю, он служит оправдательным документом для возмещения НДС из бюджета, второй остается у поставщика. В свою очередь все счета–фактуры подлежат регистрации в «Книге продаж».
2.2.3 Разработка модели данных
Концептуальная модель базы данных строится на первом этапе проектирования БД. Она позволяет определить основные сущности будущей БД, на основе которых затем будут созданы реальные реляционные отношения [10]. Концептуальная модель отражает предметную область в виде взаимосвязанных объектов без указания способов их физического хранения.
Модель сущность-связь (ER-модель) – это модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы. Она предоставляет графическую нотацию, основанную на блоках и соединяющих их линиях, с помощью которых можно описывать объекты и отношения между ними какой-либо другой модели данных. В этом смысле ER-модель является мета-моделью данных, то есть средством описания моделей данных.
ER-модель удобна при проектировании информационных систем, баз данных, архитектур компьютерных приложений, и других систем. С ее помощью можно выделить ключевые сущности, присутствующие в модели, и обозначить отношения, которые могут устанавливаться между этими сущностями. Важно отметить, что сами отношения также являются сущностями, что позволяет устанавливать отношения на множестве самих отношений. ER-модель является одной из самых простых визуальных моделей данных (графических нотаций). Она позволяет обозначить структуру в общих чертах. Это общее описание структуры называется ER-диаграммой [23].
На этапе перехода к реализации данной ER-диаграммы в виде реальной информационной системы или программы, происходит отображение ER-модели в более детальную модель данных реляционной (объектной, сетевой, логической, или др.) базы данных, которая называется физической моделью данных по отношению к исходной ER-диаграмме.
Для построения концептуальной модели БД для АРМ «Сервисный центр» были определены следующие сущности:
-
Сведения об организации;
-
Приходная накладная;
-
Расходная накладная;
-
Товары;
-
Контрагенты;
-
Счет-фактура.
Концептуальная модель БД для АРМ представлена на рисунке 14.
Рисунок 14 – Концептуальная модель БД для АРМ
После построения концептуальной модели выполним построение логической модели БД для АРМ. Логические представления о свойствах и отношениях объектов предметной области определяют построением внешней, логической модели, которая не зависит от способов физического размещения данных. Наглядное изображение логической модели выполняется графически, когда каждому типу записи соответствует таблица с множеством полей записи.
Логическая модель базы данных для АРМ мастера сервисного центра представлена на рисунке 15.
Рисунок 15 – Логическая модель БД для АРМ
2.3 Программное обеспечение
2.3.1 Разработка дерева функций и сценария диалога
Логическая модель автоматизированного рабочего места учета комплектующих для сервисного центра ООО «СМАРТ-СОФТ» представлена на рисунке 16.
Рассмотрим характеристику функциональной структуры АРМ.
Рисунок 16 - Структура АРМ «Сервисный центр»
Схема функциональной структуры содержит основные элементы:
-
Функция «АРМ» - открывает главное меню и рабочую область программы АРМ «Сервисный центр».
-
Функция «Документы» - открывает меню «Документы»:
-
Функция «Приходная накладная» - создает новый документ на поступление товара и выводит на печать;
-
Функция «Расходная накладная» - создает новый документ на реализацию товара и выводит на печать;
-
Функция «Журналы» - открывает меню «Журналы»:
-
Функция «Расходные накладные» - просмотр, редактирование и удаление созданных документов;
-
Функция «Приходные накладные» - просмотр, редактирование и удаление созданных документов;
-
Функция «Счет-фактуры полученные» - просмотр, редактирование и удаление созданных документов;
-
Функция «Счет-фактуры выданные» - просмотр, редактирование и удаление созданных документов;
-
Функция «Отчёты» - открывает меню «Отчеты»:
-
Функция «Остатки товаров» - просмотр и печать отчета;
-
Функция «Продажи» - просмотр и печать отчета о реализации товара за определенный период;
-
Функция «Прайс-лист» - просмотр и печать отчета всех товаров которые имеются в наличии;
-
Функция «Справочники» - открывает меню «Справочники»:
-
Функция «Контрагенты» - добавление нового контрагента, просмотр, редактирование и удаление;
-
Функция «Номенклатура» - добавление нового вида товара, просмотр, редактирование и удаление;
-
Функция «Сведения о фирме» - ввод сведений о фирме, просмотр, редактирование и удаление.
-
Функция «Товары» - открывает меню «Товары»:
-
Функция «Выход» - закрывает АРМ «Сервисный центр».
2.3.2 Характеристика базы данных
Способы и средства размещения данных, описанные в логической модели, в физической среде хранения определяют построение внутренней, физической модели организации баз данных. Физическая модель организации баз данных АРМ «Сервисный центр» состоит из нескольких объектов (сущностей), которые описаны в представленных ниже таблицах.
Таблица 3 - Структура объекта «Сведения об организации»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Код_организации |
счетчик |
длинное целое |
Да |
Наименование |
текстовый |
50 |
- |
Руководитель |
текстовый |
50 |
- |
Гл_бухгалтер |
текстовый |
50 |
- |
Адрес фирмы |
текстовый |
100 |
- |
ИНН |
текстовый |
10 |
- |
КПП |
текстовый |
10 |
- |
Таблица 4 - Структура объекта «Контрагенты»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Код_контрагента |
счётчик |
длинное целое |
Да |
Наименование |
текстовый |
50 |
- |
Адрес |
текстовый |
50 |
- |
ИНН |
числовой |
длинное целое |
- |
КПП |
числовой |
длинное целое |
- |
Номер договора |
числовой |
целое |
- |
Банк |
текстовый |
50 |
- |
Р/счет |
текстовый |
20 |
- |
БИК |
текстовый |
10 |
- |
Факс |
текстовый |
12 |
- |
Таблица 5 - Структура объекта «Товары»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Код_товара |
счётчик |
длинное целое |
Да |
Наименование товара |
текстовый |
120 |
- |
Артикул |
числовой |
длинное целое |
- |
Группа товаров |
текстовый |
50 |
- |
Цена |
денежный |
денежный |
- |
Таблица 6 - Структура объекта «Приходная накладная»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Код_прих_накл |
счетчик |
длинное целое |
Да |
Дата поступления |
дата |
краткий формат даты |
- |
Название покупатель |
текстовый |
40 |
- |
Название поставщик |
текстовый |
40 |
- |
Группа товаров |
текстовый |
40 |
- |
Наименование товара |
текстовый |
15 |
- |
Количество |
числовой |
длинное целое |
- |
Цена |
денежный |
денежный |
- |
Сумма НДС |
денежный |
денежный |
- |
НДС |
числовой |
длинное целое |
- |
Сумма |
денежный |
денежный |
- |
Всего |
денежный |
денежный |
- |
Таблица 7 - Структура объекта «Расходная накладная»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Номер |
счетчик |
длинное целое |
Да |
Дата реализации |
дата |
краткий формат даты |
- |
Название покупатель |
текстовый |
40 |
- |
Название поставщик |
текстовый |
40 |
- |
Группа товаров |
текстовый |
40 |
- |
Наименование товара |
текстовый |
50 |
- |
Количество |
числовой |
длинное целое |
- |
Цена |
денежный |
денежный |
- |
Сумма НДС |
денежный |
денежный |
- |
НДС |
числовой |
длинное целое |
- |
Сумма |
денежный |
денежный |
- |
Всего |
денежный |
денежный |
- |
Таблица 8 - Структура объекта «Счёт-фактура»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Номер_счета_фактуры |
счетчик |
длинное целое |
Да |
Дата |
дата |
краткий формат даты |
- |
Наименование товара |
текстовый |
120 |
- |
Группа товаров |
текстовый |
40 |
- |
Грузоотправитель |
текстовый |
40 |
- |
Грузополучатель |
текстовый |
40 |
- |
Цена |
денежный |
денежный |
- |
Сумма без НДС |
денежный |
денежный |
- |
НДС |
числовой |
длинное целое |
- |
Сумма НДС |
денежный |
денежный |
- |
Сумма с НДС |
денежный |
денежный |
- |
Таблица 9 - Структура объекта «Объём реализации товара»
Имя поля |
Тип поля |
Размер поля |
Ключ |
Код_группы |
счетчик |
длинное целое |
Да |
Группа товаров |
текстовый |
40 |
- |
Наименование товара |
текстовый |
50 |
- |
Количество |
числовой |
длинное целое |
- |
Всего |
денежный |
денежный |
- |
2.3.3 Разработка пользовательского интерфейса
Интерфейс создаваемого АРМ можно отнести к стандартному графическому интерфейсу MS Windows. Доступ ко всем экранным формам приложения осуществляется как из главного меню приложения, так и из других форм. Для упрощения работы пользователей, имеющих неглубокие знания в области функционирования ЭВМ, АРМ будет работать в режиме диалога. Т.е. приложение будет обращаться к пользователю с формами, подлежащими заполнению. Частично поля в формах будут иметь списки для выбора имеющихся данных, что облегчит заполнение необходимых документов.
В процессе работы будут использоваться следующие принципы организации пользовательского интерфейса:
-
естественность или интуитивность (отсутствие у пользователя сложностей в поиске необходимых директив или элементов интерфейса для управления процессом решения поставленной задачи);
-
непротиворечивость;
-
отсутствие избыточности (должен обеспечиваться ввод минимально необходимого объёма данных для решения производственных задач или управления системой; не должен требоваться повторный ввод данных или ввод вычисляемых данных);
-
структурирование информации на экране (количество элементов и данных на экране должно быть минимальным; информация на экране должна быть сгруппирована и упорядочена с помощью цветового кодирования, рамок, негативного изображения или других методов привлечения внимания);
-
выделение элементов интерфейса яркостью и цветом;
-
стандартизация (однотипные данные должны размещаться в одной и той же области экрана); информация, на которую следует немедленно обратить внимание, должна быть выделена цветом или яркостью, и всегда отображаться в видном месте, чтобы захватить внимание пользователя.
Исходя из перечисленных принципов, для обеспечения простого и удобного интерфейса для пользователя в программе будут использоваться кнопки с всплывающими подсказками размером не менее 1,5х0,5 см. и с надписями шрифтом не менее 10 пт. Для обеспечения наглядности будут использоваться контрастные цвета фона, текста и кнопок:
-
основной фон приложения – бежевый;
-
цвет шрифта – черный;
-
цвет кнопок – черный.
В качестве основных шрифтов выбраны Times New Roman для заголовков и подписей, Arial Cyr для кнопок и вводимых данных.
Для обеспечения простой навигации пользователя в системе вложенных окон в каждом таком окне будут использованы традиционные кнопки, которые позволят пользователю либо вернуться к предыдущему окну, либо выбрать определенное действие. Вместо подписей кнопки могут содержать наглядные рисунки (выход – дверь, печать – принтер, вперед – стрелка и т.д.). Все окна программы будут иметь традиционные для операционных систем типа Windows кнопки «Свернуть», «Развернуть», «Закрыть».
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы разработана двухуровневая структура пользовательского интерфейса АРМ. На первом уровне расположено главное меню программы. На втором уровне расположены остальные формы, отображающиеся на экране в зависимости от выбора пользователя.
Для задания справочников системы предназначена группа окон, вызываемых выбором необходимого пункта меню «Справочники».
Для просмотра журналов заказов или счетов необходимо выбрать соответствующий пункт меню «Журналы».
Для просмотра отчетов необходимо выбрать соответствующий пункт главного меню «Отчеты».
С определенных форм при необходимости можно задать формирование отчета. В пользовательском интерфейсе АРМ предполагается использование простых форм, не требующих открытия дополнительных окон для ввода данных.
Для уменьшения ошибок при вводе информации в ПЭВМ в некоторых полях базы данных задаются условия на значение. В самом простом случае условие на значение должно гарантировать, что из-за ошибки ввода в числовом поле не окажутся буквенные символы. Другие условия могут определять область или диапазоны допустимых значений. Заданное условие на значение всегда будет проверяться при вводе или изменения значения поля в таблице. Кроме того, для уменьшения ошибок при вводе данных используется маска ввода. Маска ввода удобна при использовании полей, размер и смысловая нагрузка которых заранее известна.
Для взаимодействия с пользователем программы предполагается использование меню, подсказок, полей, отвечающих за ввод информации, а также кнопок, результатом нажатия на которые будет отображение того или иного запроса к базе данных.
Ниже приведено краткое описание пользователя при работе с интерфейсом АРМ «Сервисный центр».