Файл: Б.3.Б.12 УМК Новостная журналистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 1507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Хронологически последовательное воспроизведение уже завершившегося события позволяет автору отчета выделить его главные черты, наиболее характерные проявления, уделить внимание деталям, определить важность отдельных фактов и дать общую оценку.

Наличие достаточно полной информации о событии, знание (благодаря завершенности) его места в ряду других явлений действительности делают возможными в отчете авторские выводы и обобщения. При этом важно учитывать, что оценочные элементы в отчете могут быть как результатом чувственно-эмоционального восприятия события, так и итогом логического анализа.


Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Наряду с эмпирическими (главным образом наблюдением) автору отчета приходится активно применять такие теоретические методы познания действительности, как анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Стилистические особенности отчета определяются, во-первых, его принадлежностью к новостным жанрам (отсюда - характерная тенденция к экономии языковых средств), и, во-вторых, конкретной темой.

Если отчет об официальном правительственном мероприятии предполагает определенную сдержанность тона, использование нейтральной лексики, то в отчете, например, о финале конкурса красоты “Мисс Москва” совершенно уместны и эпитеты, и метафоры, и слова молодежного жаргона. Вполне допустим и ироничный тон - так автор показывает свое отношение к этому и аналогичным конкурсам.

Жанр отчета позволяет использовать все схемы построения новостных материалов. Вместе с тем есть определенная зависимость между композицией отчета и его видом.

Виды отчета


Выделяют четыре вида отчета - прямой (стенографический) отчет, отчет с комментарием, аналитический отчет и тематический отчет.

Прямой (стенографический) отчет предполагает максимально полное и точное сообщение о событии, воспроизводящее его ход во времени и пространстве. Прямой отчет часто используется для освещения важных официальных мероприятий, наиболее интересных спортивных соревнований, значительных событий в сфере науки, культуры и искусства. Предполагает последовательную композицию.

Отчет с комментарием необходим в тех случаях, когда некоторые фрагменты события нуждаются в дополнительных разъяснениях или требуют авторской оценки. Эти задачи и решаются в комментариях, включаемых в отчет в различных формах - вступления к материалу, авторских отступлений в самом тексте, послесловия. Комментирование, естественно, усложняет композицию.


Аналитический отчет строится как двухплановый материал: рассказывая о событии, автор одновременно анализирует и оценивает происходящее, причем авторская интерпретация и сама новость представляют собой одинаково значимые аспекты материала.


Композиция этого вида отчета более свободна, в случае необходимости журналист может нарушать временную последовательность события, акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и опускать несущественные. Нередко свое отношение к событию автор высказывает в специальной вводке к материалу или в послесловии. В современной печатной периодике аналитический отчет получил широкое распространение.

Тематический отчет по сути близок аналитическому; различаются они тем, что в тематическом анализируется не событие в целом, а отдельные его составляющие.

Важно: хотя в аналитическом и тематическом отчетах информационная функция не является доминирующей, автор тем не менее обязан дать читателю достаточно полное представление о событии. Недостаток событийной информации значительно снижает уровень восприятия материала.

В газетах и журналах отчеты помещаются как отдельные материалы, иногда - на тематических полосах. На телевидении и радио жанр отчета представлен прежде всего в новостных и тематических программах.

ЛЕКЦИЯ 6


Репортаж.


План:


1. История и современное состояние жанра

  1. Жанрообразующие признаки репортажа

  2. Виды репортажа

История и современное состояние жанра

Латинское reportare” - “передавать, сообщать”. В первой половине Х1Х века в Англии словом “репортер” стали называть журналистов, сообщавших в редакции новости о дебатах в парламенте, о судебных процессах. Позднее название закрепилось за сотрудниками СМИ, работающими в сфере новостной журналистики.

Как газетный жанр репортаж начал формироваться относительно рано. Отдельные репортажные элементы встречаются уже в первых периодических изданиях. Они появлялись тогда, когда авторы, стремясь полнее отразить описываемые события, сообщали не только об их фактической основе, но и о своих собственных впечатлениях, испытанных эмоциях, пережитых чувствах.

Во второй половине Х1Х века понятие «репортаж» прочно связывается с понятием «сенсация». Западные, прежде всего американские журналисты используют этот жанр, чтобы рассказывать читателям о пикантные истории из жизни миллионеров, высшего света, живописать ограбления, уличные происшествия и т.п.

Такой же процесс развивается и в России – «Русское слово», «Новое время», «Московский листок», «Газета-копейка» и другие издания охотно публикуют яркие и живые описания скандалов, происшествий. При этом авторы часто искусственно драматизируют происходящее. Материал для таких репортажей часто добывался «…окольными путями, хитростью, порой обманом и даже ценою риска быть спущенным с лестницы» (И.А. Волков. 20 лет по газетному морю).

Но уже в конце 19 века жанр репортажа начинают осваивать журналисты, решающие совсем иные задачи. Жанровые особенности репортажа позволяют ярко и правдиво показывать социальную действительность, реальную жизнь общества, прежде всего – острые социальные проблемы.


В США репортах активно используют «разгребатели грязи»; в России титул «Король репортеров» коллеги присваивают Владимиру Гиляровскому, материалы которого знакомят читателя с жизнью городского «дна», с подробностями Ходынской катастрофы, с ужасной эксплуатацией рабочих на подмосковных фабриках.

В советской журналистике репортах сразу оказался в центре острой дискуссии. С одной стороны, некоторые теоретики утверждали, что советской печати этот жанр чужд, что он создан на потребу буржуазной аудитории. Но с другой стороны, уже в годы гражданской войны на страницах «Правды» и «Известий» появляются яркие репортажи А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Рейснер. В годы первых пятилеток М. Кольцов, А. Колосов, Л. Кассиль и другие репортеры рассказывают читателям о Днепрогэсе и Магнитогорске, о трудовом подвиге А. Стаханова, о полетах В. Чкалова…

8 сентября 1935 года в газете «Правда» публикуется передовая статья «О советском репортаже», в которой говорилось о большом значении этого жанра для развития всей советской печати.

В годы Великой Отечественной войны фронтовыми репортерами стали Б. Полевой, Е. Петров, К. Симонов, С. Борзенко, П. Лидов.

В послевоенные годы репортаж прочно утвердился в советской журналистике. Многие журналисты и исследователи считают его одним из самых эффективных жанров публицистики благодаря тому обстоятельству, что репортаж позволяет соединять оперативную подачу информации с ее анализом.

Сегодня репортаж востребован как печатными СМИ, так и ТВ и РВ. Причины – как уникальные возможности этого жанра, так и тенденция к сокращению доли собственно аналитических (корреспонденция, статья) и особенно художественно-публицистических (очерк) публикаций, явно просматривающаяся во многих изданиях. Репортаж в такой ситуации в определенной мере компенсирует недостаток как исследовательских, так и образных текстов.


Жанрообразующие признаки репортажа

Современный репортаж - новостной жанр, предполагающий оперативное, наглядное, эмоционально насыщенное освещение актуальных или интересных событий, участником или очевидцем которых является автор.

Предмет познания в репортаже имеет свою специфику. В случае с заметкой и отчетом мы подчеркивали два качества предмета – актуальность или интересность. Репортаж предполагает воспроизведение авторского, субъективно-личностного восприятия события. Значит, событие должно, как минимум, вызывать у журналиста эмоциональный отклик. Предметом репортажа становится, как правило, неординарное событие, глубоко заинтересовавшее автора.

В западной журналистике репортаж прочно связан с событием-сенсацией (катастрофы, громкие уголовные преступления, финансовые и политические скандалы и т. п.). Такого рода события нередко становились предметом репортерского интереса и в русской дореволюционной прессе, есть репортажи, основанные на событиях-сенсациях, и в современных СМИ.


Однако отечественная традиция расширила предметное поле репортажа, введя в него обыденное событие. Обязательное условие – оригинальное авторское видение предмета (В. Песков).


Функция репортажаоперативно и эмоционально рассказать о событии, создать его образ. Как и отчет, репортаж показывает развитие события во времени. Но, если отчет дает хронологию происходящего, то цель репортажа - отразить динамику события, воссоздать самые существенные фрагменты изменений действительности.

Важнейшее свойство репортажа - наглядность. Выбирая наиболее яркие детали, выстраивая цепочку выразительных подробностей, “одушевляя” текст авторским “я” и прямой речью участников и очевидцев, журналист создает так называемый “эффект присутствия”, позволяет читателю как бы самому оказаться в центре события. Эффект присутствия – не имитационный прием, он возникает только тогда, когда журналист описывает событие, которое он лично наблюдал и которое чем-то задело его чувства, вызвало сильные эмоции.

Проблема – реконструированный репортаж (Геннадий Бочаров, «ЛГ», 1970-е годы).


Масштаб охвата действительности в репортаже имеет свою специфику. Конечно, репортаж - жанр информационный, на первом плане здесь всегда конкретное событие. Но особенность предмета (неординарность) и своеобразие его отражения (сочетание рационального и чувственно-эмоционального начал) позволяют автору расширять рамки происходящего события. Например, репортеру нередко приходится сравнивать описываемое событие каким-либо другим, уже известным читателю; иногда необходимо обратить внимание на предысторию события или показать его возможные последствия.

Репортаж – жанр фабульный, основу повествования составляет последовательное описание события. Репортер отбирает наиболее яркие и значимые эпизоды происходящего, не разрушая при этом реальный ход события.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.

Рассматривая жанры заметки и отчета, мы подчеркивали: цель журналиста состоит в том, чтобы донести до читателя сущностную и предельно объективную информацию о событии.

Автор репортажа, кроме этой, решает еще одну не менее важную задачу - рассказывает о своем субъективном восприятии события.

Присутствие субъективно-личностного начала, открытое выражение собственного отношения к происходящему, активное использование различных форм проявления авторского “я” - специфическая черта репортажа. Поэтому естественно, что наряду с основной (фактический, информационной) темой в репортаже всегда присутствует “тема-образ”- авторское видение события.

Репортаж предполагает как минимум ярко выраженную эмоциональную авторскую оценку. Некоторые виды репортажа (тематический, проблемный) позволяют журналисту не ограничиваться эмоциональной оценкой, а сделать глубокие логические выводы, подняться до обобщений высокого порядка.



Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Автор репортажа является свидетелем или участником события. Следовательно, основной метод познания действительности, присущий этому жанру - наблюдение. Вместе с тем очевидно, что создать образ события, передать его динамику, вызвать “эффект присутствия” невозможно без художественного способа познания. Неразрывность научного и художественного способов познания - характерная черта жанра репортажа.

Создать “движущуюся картину” события не просто. Журналист должен выработать особый репортажный стиль, в основе которого лежит умение передавать ритм и создавать ритмические образы, тесно связанное с изобретательным использованием глаголов и глагольных форм. “В каждом хорошем репортаже есть своеобразная “характеристика ритма”. Ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле... Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе... ” (Шостак М. “Картинки” репортера”. “Журналист”, 1997, №10).


Стиль репортажа эмоционален. Репортеры охотно обращаются к эпитетам, сравнениям, метафорам и другим средствам стилистики, позволяющим создать яркий и точный образ события. При этом репортаж исключает затянутые описания, пространные рассуждения - они лишают текст динамики.

Композиция репортажа носит более свободный, чем в отчете характер. Конечно, и здесь важна хронология развития события, но доминирование субъективно-личностного начала (авторское восприятие) позволяет использовать иные способы организации текста, например, ассоциативный. Но в любом случае недопустимо применение композиций, разрушающих реальный ход события.


Важнейшие качества репортажа:

- неординарное событие (оригинальный взгляд автора на обыденное событие);

- последовательное динамичное воспроизведение события;

- наглядность – создание образа происходящего;

- документальность – реконструкции, творческий вымысел недопустимы;

- активная авторская позиция – показывая, как происходило событие, журналист одновременно исследует его, прежде всего в образно-эмоциональной форме;

- эмоционально-окрашенный стиль.

Виды репортажа

Можно говорить о двух видах репортажа - событийном и постановочном.

Событийный репортаж связан с горячей новостью, постановочный - с календарной или организованной.

Постановочный репортаж, просто рассказывающий о событии, иногда называют тематическим; если же освещение события предполагает его глубокое изучение, всесторонний анализ - мы имеем дело с проблемным репортажем.

ЛЕКЦИЯ 7


Интервью.


План:


  1. Интервью – метод и жанр

  2. Жанрообразующие признаки интервью

  1. Виды интервью

  2. Технология работы над интервью


Интервью – метод и жанр

Интервью (в переводе с английского - беседа) изначально использовалось журналистикой как метод получения информации. Журналист часто получает нужные ему сведения от других людей - очевидцев или участников событий, обладающих необходимой информацией специалистов и т.д. Поэтому элемент интервью - диалог журналиста с собеседником - можно встретить и в материале любого жанра.