ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Репортаж – жанр фабульный, основу повествования составляет последовательное описание события. Репортер отбирает наиболее яркие и значимые эпизоды происходящего, не разрушая при этом реальный ход события.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.

Рассматривая жанры заметки и отчета, мы подчеркивали: цель журналиста состоит в том, чтобы донести до читателя сущностную и предельно объективную информацию о событии.

Автор репортажа, кроме этой, решает еще одну не менее важную задачу - рассказывает о своем субъективном восприятии события.

Присутствие субъективно-личностного начала, открытое выражение собственного отношения к происходящему, активное использование различных форм проявления авторского “я” - специфическая черта репортажа. Поэтому естественно, что наряду с основной (фактический, информационной) темой в репортаже всегда присутствует “тема-образ”- авторское видение события.

Репортаж предполагает как минимум ярко выраженную эмоциональную авторскую оценку. Некоторые виды репортажа (тематический, проблемный) позволяют журналисту не ограничиваться эмоциональной оценкой, а сделать глубокие логические выводы, подняться до обобщений высокого порядка.


Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Автор репортажа является свидетелем или участником события. Следовательно, основной метод познания действительности, присущий этому жанру - наблюдение. Вместе с тем очевидно, что создать образ события, передать его динамику, вызвать “эффект присутствия” невозможно без художественного способа познания. Неразрывность научного и художественного способов познания - характерная черта жанра репортажа.

Создать “движущуюся картину” события не просто. Журналист должен выработать особый репортажный стиль, в основе которого лежит умение передавать ритм и создавать ритмические образы, тесно связанное с изобретательным использованием глаголов и глагольных форм. “В каждом хорошем репортаже есть своеобразная “характеристика ритма”. Ржавые языки жадно лизнули кусты, рванулись ошалело в поле... Огонь разбойничает, шастает где-то внутри торфяников, вот и теперь неожиданно выскочил на ночное шоссе... ” (Шостак М. “Картинки” репортера”. “Журналист”, 1997, №10).


Стиль репортажа эмоционален. Репортеры охотно обращаются к эпитетам, сравнениям, метафорам и другим средствам стилистики, позволяющим создать яркий и точный образ события. При этом репортаж исключает затянутые описания, пространные рассуждения - они лишают текст динамики.

Композиция репортажа носит более свободный, чем в отчете характер. Конечно, и здесь важна хронология развития события, но доминирование субъективно-личностного начала (авторское восприятие) позволяет использовать иные способы организации текста, например, ассоциативный. Но в любом случае недопустимо применение композиций, разрушающих реальный ход события.



Важнейшие качества репортажа:

- неординарное событие (оригинальный взгляд автора на обыденное событие);

- последовательное динамичное воспроизведение события;

- наглядность – создание образа происходящего;

- документальность – реконструкции, творческий вымысел недопустимы;

- активная авторская позиция – показывая, как происходило событие, журналист одновременно исследует его, прежде всего в образно-эмоциональной форме;

- эмоционально-окрашенный стиль.

Виды репортажа

Можно говорить о двух видах репортажа - событийном и постановочном.

Событийный репортаж связан с горячей новостью, постановочный - с календарной или организованной.

Постановочный репортаж, просто рассказывающий о событии, иногда называют тематическим; если же освещение события предполагает его глубокое изучение, всесторонний анализ - мы имеем дело с проблемным репортажем.

ЛЕКЦИЯ 7


Интервью.


План:


  1. Интервью – метод и жанр

  2. Жанрообразующие признаки интервью

  1. Виды интервью

  2. Технология работы над интервью


Интервью – метод и жанр

Интервью (в переводе с английского - беседа) изначально использовалось журналистикой как метод получения информации. Журналист часто получает нужные ему сведения от других людей - очевидцев или участников событий, обладающих необходимой информацией специалистов и т.д. Поэтому элемент интервью - диалог журналиста с собеседником - можно встретить и в материале любого жанра.

Интервью как жанр журналистики сформировалось на базе интервью - метода сбора информации. В самостоятельный жанр оформилось в середине 19 века.

Современная теория журналистики определяет интервью как информационный жанр, предполагающий оперативное сообщение новостной информации, полученной журналистом от ее непосредственного носителя, в форме диалога (беседы).

Подобно заметке, отчету и репортажу интервью обладает общим признаком информационных жанров - оно предназначено для сообщения аудитории важных или интересных сведений. Вместе с тем интервью имеет собственные специфические черты, выраженные настолько ярко, что можно говорить об особом месте интервью в жанровой группе.

Специфические качества интервью (жанрообразующие признаки) отчетливо проявляются при сопоставлении его с другими жанрами по определенной выше системе критериев.

Жанрообразующие признаки интервью


Предмет интервью - событие или явление действительности в субъективно-личностном восприятии; собственно личность. Интервьюер не сам рассказывает о событии, а предоставляет такую возможность своему собеседнику. Задача журналиста - добиться, чтобы рассказ был полным, интересным, достоверным. Насколько успешно она решается, зависит от многих факторов, прежде всего от выбора собеседника, подготовки к интервью и умения вести беседу.


Функция интервью - передача информации о событии или явлении, полученной из первоисточника (очевидец, участник события, компетентный специалист); передача сведений личностного характера. Естественно, что журналист не может быть свидетелем всех происходящих событий. Чтобы грамотно рассказать о некоторых явлениях, нужны специальные знания; наконец, интерес для аудитории представляет и информация личностного характера, разглашать которую без согласия гражданина журналист не вправе (частная жизнь известных людей, их взгляды и убеждения и т.д.) Именно в таких ситуациях журналисты и прибегают к жанру интервью, обращаясь за нужными сведениями к их носителям.


Масштаб охвата действительности. Как правило, интервью связано с конкретным событием, имеет конкретный информационный повод. Однако данный жанр допускает более широкое освещение событий, чем другие новостные жанры. В качестве источника информации журналист выбирает наиболее компетентного собеседника, обладающего максимально полными знаниями по интересующему вопросу. Как правило, это позволяет получить не только общую, но и сущностную информацию о событии, узнать о его причинах, связях с другими


событиями и явлениями, возможных последствиях. К этому нередко добавляется и личностное отношение собеседника к предмету. В результате аудитория получает более глубокую и масштабную картину происходящего.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. В получаемых от непосредственного носителя сведениях почти всегда присутствует субъективный момент. Следовательно, интервьюер может передать аудитории не только объективные факты, но и отношение своего собеседника к предмету разговора. В случаях, когда и сам журналист располагает важной информацией, возможна дискуссия, сопоставление взглядов, мнений и оценок. В совокупности данные факторы позволяют достигать в некоторых видах интервью высокого уровня обобщений, делать глубокие и обоснованные выводы. Можно говорить о том, что отдельные виды интервью, оставаясь по форме информационным жанром, в содержательном аспекте становятся аналитическими (интерпретация становится доминирующей функцией).


Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Жанр интервью предполагает активное использование различных способов и методов познания действительности. Случайный свидетель, например, необычного природного явления рассказывает журналисту о том, что он наблюдал, какие чувства и эмоции при этом испытывал. Информация ученого, которого журналист попросил прокомментировать событие, будет основана на анализе имеющихся сведений, на сравнении данного явления с другими... Нетрудно представить и ситуации, когда в основу материала составит информация, полученная, допустим, метафизическим или художественным способами познания.


Главная стилистическая особенность интервью - организация текста на основе диалога. Конечно, собеседников может быть и несколько, но и в этом случае материал оформляется как связанная общей темой беседа. Задавая вопросы, предлагая кому-либо высказаться, журналист направляет ее в нужное русло.

Очевидно: если журналист обращается к кому-то за информацией, значит, этот человек или лучше знает предмет разговора, или именно его точка зрения особенно интересна аудитории. На первый план, таким образом, выходит не автор интервью, а его собеседник. При этом читатель не только получает какие-то сведения, но и составляет свое представление о сообщающим их человеке.

Исходя из этого, автор интервью должен представить своего собеседника, в случае необходимости дать портретную характеристику и, что особенно важно, сохранить (а иногда и подчеркнуть) особенности его речи. Последнее, разумеется, делается с учетом требования декодируемости текста и норм литературного языка.

Еще одна характерная черта интервью определяется спецификой вопроса. “Для меня самое главное - исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает” (Сократ). Именно по вопросам аудитория судит о журналисте.

Вопрос в интервью - не только метод получения сведений, но форма движения авторской мысли, призванная обеспечить сотворчество журналиста и его собеседника.

Таким образом, кроме информативной функции в интервью вопрос имеет еще две:

  • психологическую (должен способствовать созданию атмосферы сотрудничества между журналистом и собеседником);

  • стилистическую (является композиционным стержнем будущего текста).

Виды интервью

Как и в случае с другими новостными жанрами, в литературе можно встретить различные классификации интервью.

По способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов).

По количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы).

Некоторые исследователи классифицируют интервью по степени участия автора. Если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным.

Однако наибольшее распространение получила классификация по целевому назначению, выделяющая следующие виды интервью:

Информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника;


Интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории. Авторами вопросов часто выступают читатели, зрители или слушатели, что отражается в названиях рубрик: “Интервью по вашей просьбе”, “Интервью с письмом в руках” и т.п.;

Интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление

мнений). Может проводиться в устной или письменной формах, по телефону;

Проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблемы.

Информационно-личностное интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.


Все названные виды интервью отличаются по назначению, но имеют и общие свойства. В частности, можно утверждать, что во всех случаях поток информации направлен от собеседника к журналисту. Именно собеседник располагает необходимыми сведениями; задача журналиста состоит в том, чтобы получить их и ретранслировать аудитории.

Иное дело, когда сам журналист обладает большим объемом знаний по обсуждаемому вопросу. В этом случае участники интервью могут обмениваться информацией, сопоставлять свои точки зрения и оценки, вести дискуссию. Движение информационного потока происходит в двух направлениях - от собеседника к журналисту и от журналиста к собеседнику. Интервью такого типа называют интервью-беседа.


Интервью-беседа - самый сложный вид интервью, требующий серьезной подготовки. Как правило, за него берутся журналисты, специализирующиеся на определенной тематике.

Классификация интервью по М. Лукиной (Технология интервью. М., 2003).

- Информационное интервью

- Оперативное интервью (сжатый вариант информационного, краткий комментарий).

- Блиц-опрос

- Интервью-расследование

- Интервью-портрет

- Креативное интервью

Как видим, терминология слегка изменена, но по сути – полное совпадение с традиционной функциональной классификацией.


Формы организации интервью.

  1. Индивидуальное интервьюирование

  2. Пресс-конференция

  3. Брифинг

  4. «Круглый стол»

  5. Телефонное интервью

  6. Интернет-интервью (на форуме, в чате)

  7. Уличный опрос (street talk).


Технология работы над интервью

Эффективность процесса общения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Значит, успех или неудача интервью определяется тем, насколько хорошо владеет журналист профессиональными умениями и навыками, позволяющими преодолевать всевозможные барьеры общения.