ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1797
Скачиваний: 1
Группа художественно-публицистических жанров выделяется по такому общему признаку, как используемые изобразительные средства. Очерк, зарисовка, эссе предполагают применение литературных изобразительных средств – типизации, образности, художественного вымысла.
Общий признак группы сатирических жанров – специфический предмет (социально-негативное явление, деятельность, асоциальное поведение).
Объединение жанров в жанровые группы происходит не просто в силу наличия общего признака, а на основе его обязательности для данной группы и доминирования над другими.
Признак, объединяющий жанры в жанровые группы, одновременно выступает разграничителем, отделяющим жанровые группы друг от друга.
Современная система жанров отечественной журналистики
Информационные (новостные) жанры |
Заметка Отчет Интервью Репортаж |
Функция |
|
Аналитические жанры |
Корреспонденция Статья Обозрение Рецензия Обзор СМИ Социологическое резюме Рейтинг (Опрос, Версия, Расследование - ? ) |
Используемые изобразительные средства |
|
Художественно-публицистические жанры |
Очерк Зарисовка Эссе Письмо |
предмет |
|
Сатирические жанры |
Фельетон Памфлет Реплика Пародия Эпиграмма |
Эволюция жанровой системы
-
Внутрижанровая эволюция (корреспонденция, очерк, передовая статья)
2. Появление новых жанров (социологическое резюме, рейтинг, обзор рынка).
12.Информационные жанры. Общие жанровые признаки новостных жанров
Когда
говорят о журналистике информационной
(новостной), то ее своеобразие видят,
прежде всего, в оперативности сообщений
о новых событиях. Журналист-информатор
стремится первым донести до читателя
те сведения, которые определяются как
"новость прессы". Вспомним, что
новость - это творчески преобразованные
факты с расчетом на их восприятие
аудиторией, то есть так сорганизованные,
чтобы неожиданное, сенсационное
сочеталось со значимым, помогающим в
социальной ориентации.
Наряду с
этим гносеологическим понятием существует
и онтологическое понятие новости, где
она определяется как нечто, что интересно
большей части сообщества и что было
неизвестно ей прежде. Новостью может
стать только интересное, необычное и
значимое событие, происшедшее за
последние двадцать четыре часа. То есть,
прежде всего, важны ощутимая своевременность
происшествий или высказанных мнений,
их явная близость аудитории, драматизм,
выход на общечеловеческую тематику и
экстраординарность. Это, в конечном
итоге, и служит для журналиста принципом
отбора новостей. Поэтому он обязан
заранее планировать или хотя бы предвидеть
результаты своей деятельности по отбору
«новости для прессы».
Чтобы можно
было верно судить о событии, журналист
стремится ответить на шесть главных
вопросов: что именно произошло, кто,
где, когда, как и по какой причине совершил
действие или оказался в плену обстоятельств.
Эти традиционные вопросы сформулировал
еще в I веке римский оратор Марк Фабий
Квинтилиан. И до сих пор журналисты
всего мира пользуются этой простой, но
очень емкой информационной формулой.
Целью
обращения к аудитории с новостными
материалами могут быть: оповещение о
произошедшем или готовящемся факте,
событии, явлении, ориентирование в
социальной и политической обстановке,
включение читателя в активную жизнь
общества, побуждение его к коррекции
своих мыслей и поступков.
В
отечественной науке выделяются следующие
основные виды новостей: событие,
происшествие, мероприятие, итоги
деятельности, планирование. Западные
исследователи предлагают иную
дифференциацию. Они выделяют семь
категорий: новость, несущая определенное
значение-смысл - социальный, экономический,
политический, человеческий; новость-«драма»;
новость-«сюрприз»; новость о личности;
скандальная новость, в том числе и
криминальная; новость о масштабном
событии; близость события к потребителю
новости.
Так сложились два
направления – новостное и
проблемно-аналитическое - в перспективном
развитии средств массовой коммуникации.
Ярко выраженное сегодня стремление к
американизации прессы сказывается,
прежде всего, на развитии новостной
журналистики.
"Новость прессы"
- особый литературный продукт, который
пользуется огромным спросом в
постиндустриальном обществе, где
информация становится главным товаром.
Она «продается» публике, будучи
«упакованной» в привлекательные
сенсационные обертки. Те, кто занимает
ключевые посты на телевидении, в газетах
и других СМИ занимаются «установлением
пунктов повестки дня», то есть выдвигают
на первый план одни вопросы, а другие
предают забвению.
Одним из способов
идеологического производства новостей
является процедура выбора темы новостей.
Эта процедура требует, чтобы факт был
вырван из реального контекста его
происхождения таким образом, чтобы его
можно было поместить в новый, символический
контекст: тему новостей. Поскольку
свойство заслуживать освещение
определяется темами, внимание, уделяемое
событию, может быть несоразмерным его
значению, актуальности или своевременности.
Информационная функция средств
массовой коммуникации включает в себя
четыре обязательных компонента:
во-первых, нахождение информации о
событиях и условиях жизни непосредственного
окружения, общества, мира в целом,
во-вторых, удовлетворение общих интересов
и любознательности, в-третьих,
информационное обеспечение инновационных
процессов, обучение и самообразование,
и, в-четвертых, поиск советов, необходимой
информации для принятия решений.
В
связи с этим роль информационной
журналистики, исполняющей все эти
функции, значительно возрастает. Ведь
в последнее время количество поступающей
к человеку информации настолько велико,
что он уже не в силах самостоятельно
разобраться в ней, определить критерии
истинности и принять верное решение.
Ведь в доидустриальной среде основную
информационную нагрузку нес личный
контакт с другим человеком. Позднее
сформировалась книжная культура, где
печатные средства массовой коммуникации
преобладали до недавнего времени. В
постиндустриальном обществе все большее
значение приобретает экранная культура,
создаваемая на основе аудиовизуальной
техники. Отныне производство, хранение,
передача и потребление информации
производится на принципиально иной
технологической основе, приводящей к
децентрализации коммуникационных
каналов.
Доступность и разнообразие
информации, получаемой по современным
каналам массовой коммуникации, приводят,
с одной стороны, к значительной
однородности культурно-информационного
пространства, а с другой - к огромному
разнообразию этой информации, из которой
человек может выбирать то, что отвечает
его ориентациям. Если общество будущего
действительно таково, то роль журналиста
в нем будет сведена к простому ретранслятору
фактов: передача информации без каких-либо
комментариев.
Но с другой стороны,
журналист рисует перед своей аудиторией
определенную картину мира, отбирая и
выстраивая в определенной последовательности
факты. В этом смысле новостная журналистика
несет в себе и воспитательную функцию,
ориентируя человека не только в выборе
духовных ценностей, но и формируя в его
сознании смысл жизни. Причем человеку,
жизнь которого связана с однообразной
работой, подчинением бюрократии,
социальной изоляцией и низким уровнем
солидарности средства массовой
коммуникации предлагают картины мира,
далеко не во всем согласующиеся с его
реальным жизненным миром. И это, как ни
парадоксально, помогает ему расслабиться
и отвлечься от своих каждодневных
проблем.
Не акцентируя внимание
на том, что журналист так или иначе
формирует общественное мнение через
подбор фактов, американские исследователи
печати считают вопиющей нелепостью
присутствие открытого выражения взглядов
в новостной журналистике: многие учебники
по США и Великобритании настаивают на
том, что в новостях должна быть только
информация, а комментарии - основа
аналитических материалов. Право на
собственное мнение имеют лишь специальные
или зарубежные корреспонденты, дающие
по ходу дела ремарки. Читатель, по твердой
убежденности сторонников чистой
информационной журналистики, желает
знать, что увидел и что обнаружил
журналист, а не то, как и почему это
произошло.
На самом же деле,
информационные тексты только выигрывают
от использования элементов анализа и
компонентов публицистики. Скажем, если
при сообщении новости журналист покажет
причинно-следственную зависимость или
сообщит о новых толкованиях и взглядах,
то сможет достигнуть эффекта, получившего
название сенсация интерпретации. Для
этого журналист должен вести дневник
новостей, отмечающий развитие
событий.
Журналистика новостей,
выделяя из потока событий наиболее
значимые или наиболее яркие факты,
создает материалы, сильные прежде всего
эффектом "самоочевидности факта".
Но информационная журналистика – это
вовсе не "фотографирование" событий.
Это кропотливый труд, отнимающий у
журналиста немало времени и сил. Строгий
анализ происходящих в мире событий
позволяет правильно и своевременно
отобрать из множества фактов те, которые
становятся "новостью прессы".
Среди
главных требований, предъявляемых к
этому виду товара, - оперативность,
краткость, компактность и точность.
Западные исследователи выделяют
двенадцать факторов, определяющих факт
как новость: частота повторяемости,
масштабность, ясность смысла,
адаптированность (учет социокультурного
контекста восприятия факта), согласованность
с ожиданиями аудитории, сенсационность,
динамизм (непрерывное развитие некогда
начавшегося события), комбинированность
(сочетание серьезности и развлекательности),
причастность к событиям ведущих
государств мира, отражение жизни «звезд»
политики или культуры, персонификация
(жизнь личности или тех, кто персонифицирует
определенное социальное или политическое
явление), ожидаемая негативность
последствий события, - только так
журналист может заинтересовать своим
сообщением аудиторию. Первые шесть из
названных факторов считаются наиболее
важными в современной новостной
журналистике.
Распространение
электронных средств вновь приводит мир
к состоянию племенного общества -
"общества уха", - где доминирующим
средством передачи информации была
речь. Глобальная коммуникационная сеть
подобна центральной нервной системе
человека, передающей краткую оперативную
информацию. В этом новом мире, прежде
всего за счет стремительного сжатия
пространства, времени и информации,
человек получает возможность одновременно
соучаствовать в событиях, происходящих
на огромном расстоянии друг от друга.
Он как мозг получает информацию и
выбирает единственно приемлемый вариант
поведения. И от того, насколько ответственно
к своей роли отнесется журналист,
наполняющий "мозг" достоверными
сведениями, зависит развитие общества
в целом.
В постиндустриальном
обществе информационная журналистика
прочно занимает свою нишу, позволяя
журналисту обрести новый социальный
статус.
Основными жанровыми
моделями новостной журналистики сегодня
считаются заметка, информационная
корреспонденция, информационный отчет,
информационное интервью, блиц-опрос,
репортаж, некролог. Каждая из этих
моделей, отвечая основным жанрообразующим
признакам новостной журналистики, имеет
специфические черты, заключающиеся в
умении представлять новость через обмен
репликами, показывать наглядные
особенности происшедшего, воссоздавать
события или прояснять ситуацию.
13.Заметка как жанр новостной журналистики
Заметка - наиболее старый и распространенный жанр новостной журналистики. Из коротких, в 10 - 20 строк, заметок почти полностью состояла первая русская газета “Ведомости”:
«Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству».
Ведущим жанром заметка остается и в “Санкт-Петербургских ведомостях”, выходивших с 1728 года. С газетных страниц заметка проникает в журналы, получившие в 18 веке значительное развитие.
Благодаря таким качествам, как лаконичность, малый объем и оперативность, заметка и в наше время остается основным информационным жанром для сообщения событийных новостей.
Так как интересные для аудитории события происходят во всех сферах жизни (в политике, экономике, культуре, науке, искусстве и т.д.), то тематика заметок практически безгранична, как их география.
Слово “заметка” имеет несколько значений. Заметки в широком смысле - это форма раздумий, размышлений по поводу увиденного, прочитанного. В газетах и журналах можно встретить рубрики “Заметки писателя”, “Путевые заметки”. Нас же интересует заметка как жанр информационной журналистики, как специфическая форма сообщения читателю новостей.
Жанровые характеристики заметки
Предмет - конкретное событие действительности, актуальное или интересное для аудитории. Требования оперативности и лаконичности не позволяют журналисту глубоко анализировать событие, пристально его изучать, выяснять все детали и нюансы, всесторонне оценивать, по крайней мере на этапе подготовки первого сообщения. Заметка сообщает только самое главное о событии.
Функция заметки - оперативное сообщение основной информации о событии. Чтобы успешно ее реализовать, достаточно полно и объективно выяснить главное, получить точные ответы на классические вопросы: кто и что сделал, где и когда это случилось, как и почему произошло.
Масштаб охвата действительности в заметке ограничен пространственными и временными рамками рассматриваемого события.
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Информационная база заметки чаще всего не является достаточной для глубоких выводов и широких обобщений. Этого не требует и информационная природа данного жанра (заметка сообщает о факте, но не анализирует его).
Вместе с тем в ряде случаев жанр заметки позволяет автору выразить свое отношение к событию, дать его общую оценку, чаще всего чувственно-эмоциональную.
Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.
Собирая необходимую для написания заметки информацию, журналист использует преимущественно эмпирические методы познания действительности, прежде всего наблюдение. Конечно, применение в случае необходимости других присущих научному способу познания методов (например анализа, сравнения, аналогии и т.д.) и даже других способов познания действительности вовсе не исключено, но эмпирика в данном случае явно преобладает.
Газетная заметка - самый оперативный жанр печати, призванный быстро и точно передавать наиболее важную информацию о событиях, происходящих в самых разных сферах общественной жизни.
Этими факторами обусловлена важнейшая стилевая черта заметки - лаконизм, сжатость изложения; официальный тон, обезличенность сообщения; разнообразие словаря.
Лексика заметки.
Содержание заметок чрезвычайно разнообразно: промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, спорт, международные события, политическая жизнь страны, происшествия - все входит в ее сферу. Поэтому лексика заметки многотемна и многопредметна. Лексическую основу заметки составляют общеупотребительные слова.
Однако именно многотемность и многопредметность обусловливают возможность использования в заметке терминов.
Отбор терминов должен быть дифференцированным, так как использоваться в заметке может лишь терминология общепонятная, широко употребляемая (эпидемия, проект бюджета, инфляция, атмосферное давление и т.п.).
Узкоспециальные термины следует употреблять лишь в силу их “информационной необходимости”, если их пропуск или замена общепонятным словом невозможны, приведут к неполноте либо неточности сообщения.
Другим отличительным признаком заметки является активное использование газетной фразеологии, то есть устойчивых словосочетаний: оказываеть помощь, столкнуться с трудностями, ведутся работы по..., приобретать размах, не остается сомнений, осуществляется под эгидой, стол переговоров, переговоры на высшем уровне, ниже прожиточного уровня, за чертой бедности и тому подобное.
Стиль заметки - это преимущественно книжно-деловой стиль, поэтому обороты разговорной речи, сленг, жаргонизмы в ней обычно не встречаются. Отбор лексических средств определяется книжно-деловым стилем этого жанра и необходимостью точно и кратко сообщить о факте, явлении, событии.
Грамматические особенности заметки.
Синтаксический строй заметки отличается значительной сложностью. Стремление вместить большой объем информации в ограниченную форму объясняет преобладание сложных и осложненных предложений.
Компактности изложения способствует использование причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов..
Синтаксический строй заметок носит статичный характер, не воспроизводит событие в движении. Поэтому основным морфологическим средством в заметке являются имена существительные: их обычно в 4-8 раз больше, чем глаголов.
Среди глаголов преобладают формы с ослабленным лексическим значением: глаголы бытия (будет, были, являются); модальные глаголы (может, предполагается); фазовые глаголы (начинается, продолжается).
Грамматические особенности заметки: сложность структуры предложений, наличие причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов, преобладание имен над глаголами
Из рассмотренных схем построения новостных материалов для создания заметки чаще других применяется “перевернутая пирамида”, но возможны и другие.
Заметка в современных СМИ
В современных изданиях мы можем встретить заметку, стоящую на полосе как самостоятельный материал, но чаще на страницах газет и журналов заметки объединяется в специальные информационные подборки (новостные блоки).
Принципы организации подборок:
- По тематике новостей - “Новости вокруг науки” (“Педагогический калейдоскоп”), “Арт-фонарь”(“Наша газета”), “Спортивный телетайп” (“Кузбасс”);
- На основе географии событий - “Новости. Кузбасс”, “Новости. Россия” (“Кузнецкий край”), “Пульс планеты” (“Правда”, ”Труд”);
- На основе временного периода - “От четверга до четверга” (“Общая газета”);
- По источнику информации - “НЕГА сообщает” (“Независимая газета”);
- По специфике аудитории - “Проблемы молодежи”, “Акселерация” (“Педагогический калейдоскоп”);
- По форме подачи информации - “Новости с комментарием”, “Новости без комментария” (“Наша газета)”, “Одним абзацем” (“Кузнецкий рабочий”).
Иногда новости объединяются в блок по нескольким общим признакам: “Хроника происшествий: Прокопьевск” (“Кузнецкий край”). Есть немало других возможностей составления новостных подборок. В “Комсомольской правде”, например, использовались следующие рубрики:
-
“Короче некуда” - предельно краткая новостная “смесь”, нередко курьезного характера;
-
“Сообщаем подробности” - подборки заметок, содержащих дополняющую, развивающую информацию об актуальных событиях в стране и за рубежом;
-
“Короткая версия”, “Все новости - в номер” - “горячие” новости из-за рубежа;
-
“О чем судачит планета” - заметки о звездах зарубежного кино, шоу-бизнеса;
-
“О чем говорит страна” - заметки о неординарных событиях и происшествиях в России.
Сегодня во многих печатных СМИ объем новостной информации снижается, что ведет к унификации форм подачи новостей (НГ).
14. Виды заметки
Хроника - предельно краткое сообщение о событии. Содержит только основные сведения, часто отвечает только на часть вопросов (например, на вопросы что?, где?, когда?). Публикуется главным образом в подборках, без заголовков и подписей авторов.
Собственно заметка - сообщение, содержащее основные и минимально необходимые дополнительные сведения о событии. Как правило, отвечает на все классические вопросы, имеет заголовок или хедлайн, часто - подпись автора. На газетных полосах может помещаться и как отдельный материал, и в подборках новостей.
Расширенная информация - подробное сообщение о событии, содержащее, наряду с главными сведениями, дополнительную информацию о нем. Этот вид заметки нередко включает в себя и комментарий, выражающий оценочное отношение автора к описываемому событию. Встречается как в газетах, так и в еженедельниках и журналах, преимущественно как самостоятельный материал.
Существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.
Существует несколько разновидностей заметок:
Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.
Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.
Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.
Заметка может представлять собой и мини-рецензию.
Одна из разновидностей заметки - блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.
Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
15.Новость как главный элемент содержания заметки. Особенности подачи новости в разных видах заметки.
Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.
Типы информационного содержания заметки
Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация, которая бы помогала ему устанавливать факт существования каких-то явлений, их значимость, ценность и направления их развития, будущее их состояние, определять соответствующие нормы (рамки) их «использования» и возможные варианты собственных действий (в том числе, возможно, и со стороны других членов аудитории), связанных с такими явлениями.Всесторонность информации возникает в результате комбинирования (то ли целенаправленного, то ли спонтанного) неких исходных типов этой информации. А именно: фактов (фактологической, дескриптивной информации), оценок (оценочной, валюативной информации), норм (нормативной предписательной информации), программ (программной, рекомендательной информации), предположений (прогностической, вероятностной, превентивной информации). В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации.