Файл: НЖ конспекты лекций Обелюнас.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1798

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На протяжении 30-х годов Кольцов посвящает десятки статей разоблачению фашизма. Полтора года, с августа 1936 г., он провел в качестве корреспондента “Правды” на фронтах республиканской Испании. Его многочисленные репортажи и очерки составили книгу “Испанский дневник”. В июне 1938 г. М. Кольцов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, а вскоре, обвиненный в антисоветской деятельности, репрессирован и расстрелян.

В творческом методе М. Кольцова особо выделяются репортажи с места событий, прием “журналист меняет профессию”. Умение перевоплощаться в таксиста, учителя, сотрудника загса придавали его выступлениям не только яркость и образность, но и достоверность в показе правды жизни.

Кольцов был активным участником различных массовых кампаний, имевших большое общественное значение. Среди его важнейших организационно-творческих дел особое место заняла пропаганда развития советской авиации. По его примеру многие корреспонденты “Правды”, “Известий”, “Комсомольской правды” стали энтузиастами авиационного дела.

Один из самых известных репортажей Кольцова – “Мертвая петля” (1929 г.). Автор описывает захватывающую и незнакомую ни ему, ни читателям ситуацию: он летит вместе с летчиком Смирдиным на небольшом военном самолете, когда он выполняет фигуры высшего пилотажа – перевороты и “мертвую петлю”. Это очень эмоциональный текст, репортаж-ощущение.

Вся советская журналистика этого периода направлена на популяризацию достижений социалистического строительства. Репортеры едут на стройки, поднимаются на Останкинскую башню, ведут репортаж из Политехнического музея.

В 1928 г. газета “Новости радио” писала, что в том году впервые трансляция демонстрации и парада с Красной площади сопровождалась пояснениями сотрудников радиопередачи.

В том же году появляется первый настоящий радиорепортаж – “Прогулки по Москве”, когда слушатели смогли услышать звуки с фабрик, вокзалов и специальные пояснения. Его авторы неизвестны. Эти передачи называли “новым, еще не знакомым радиослушателям видом “звуковых картин”.

Великая отечественная война – это период, когда в СССР замирают дискуссии о репортаже. Теория журналистики в целом практически не развивается. На практике, напротив, происходит бурный расцвет репортажа. Материалы в этом жанре писали К. Симонов, В. Вишневский, Б. Полевой, Е. Воробьев, Б. Горбатов, Н. Погодин, Е. Габрилович и др. журналисты.

Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение общих задач: поднятие народного духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. В связи с новыми задачами и изменением структуры печати новая роль отводилась и репортажу. Бурное развитие репортажа военного времени – яркое проявление закономерности, заключающейся в зависимости черт жанра от объективных обстоятельств: общественной потребности, обусловленной ей цели, а также от специфики восприятия. Возросла потребность в сообщениях о ходе борьбы с врагом, которые ответили бы на главный военный вопрос: кто кого? Перед репортажем встала цель: “высветить в конкретных событиях то, что составляло залог неизбежной победы советского народа”.


Таким образом, предметом отражения стал облик солдата, психология поведения.

Если событие показывается с точки зрения ведения боя, то важным для репортажного отображения становится использование людьми военной техники, творческое применения тактики. Изображение военных будней отличалось деловитостью, насыщением военной терминологией, своеобразной фразеологией и лексикой. Репортажи, раскрывавшие мотивы героических поступков, характеризуются тонким лиризмом, пафосом жизнеутверждения и веры в победу.

Во время наступательных операций в прессе появлялись материалы, изображавшие картины военных сражений, действий армий и флотов в целом. В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев показывали силу духа бойцов и давали образцы для подражания. Со 2 июля 1941 г. в “Правде” появляется постоянная рубрика “Боевые эпизоды” (впоследствии – “На фронтах Отечественной войны”, которая выходила до 1945 г. Отличительная черта всех материалов под этой рубрикой – внимание к отдельным эпизодам, конкретным случаям. Здесь опубликованы репортажи “Четыре товарища” А. Безыменского, “Морские охотники” В. Вишневского.

Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей.



20. Репортажное событие

Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не огра­ничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости. Разработка этой темы тоже своеобразна, она как бы проходит два этапа: на первом — читатель приобщается к собы­тию, окунается в его атмосферу, на втором — усиливается автор­ская эмоциональная оценка происшествия, читатель вводится в круг образов и ассоциаций. Можно сказать, что девиз репорта­жа — «От эффекта присутствия — к эффекту соучастия».

В материалах зарисовочно-репортажных всегда есть установка на достижение определенного «созвучия» интонаций события и от­клика в душе того, кому передается информация о событии. Чита­тель подразумевается достаточно впечатлительный, с долей воображения, который может по штрихам, фрагментам представить всю картину, восстановить как бы собственное воспоминание о ней.


Для того, чтобы событие предстало волнующим действием, ре­альные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения — более ощутимым, делая «картинку» предельно выразительной.

Правильно выбранная и подчеркнутая интонация репортаж-ного события тесно связана с его особой темой. Трагические по­следние минуты бега марафонца на высокогорной трассе были полны нечеловеческих усилий, кончились обмороком, временной слепотой. Но они же, эти последние метры, были полны и пафоса преодоления, свойственного только человеку. Что выделить ре­портеру-очевидцу? Трагизм ситуации? Спортивный результат? По­беду над собой и обстоятельствами?Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репор­теры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали.


21. Литературно-стилистические особенности репортажа

Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики — это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.

Репортера интересуют:

свидетели состоявшегося события (они — источник информации и опора документальности);

очевидцы (важны их непосредственные реакции);

жертвы (чья вовлеченность в событие — вольная или невольная, как-то меняет их жизненную перспективу, в чьих судьбах угадываются возможные последствия про­исшедшего);

главные исполнители и участники (через их действия в основном и показывается событие; их уси­лиями событие движется);

герои (героем, по воле автора, может стать любой. Это персонаж, чьи слова или фрагмент поведения особо отмечаются и становятся кульминационным мо­ментом репортажа).

Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах.



------------------------------------------------

22. Образ и «тема-образ» в репортаже. Эффект присутствия и способы его сзздания. Интонация и авторское я

Варианты картинок, связанные с необходимостью передавать динамику происходящего, традиционно называются в отечествен­ной прессе репортажами.

«Происшествие» — один из синонимов репортажа. В нем глав­ное происходит на наших глазах. Изменчивость ситуации высту­пает в качестве репортерской новости. Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпи­зоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов — «перелетов» с абзаца на абзац.

Репортажиый сюжет.

Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Со­бытие разворачивается во времени. Часто, однако, получается су­хой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа — в видимой непрерывности движения, в по­стоянном «А что дальше?».


Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хроноло­гических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагмен­ты — моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характери­стике действия — сжатой и энергичной.

Репортажный стиль — стремительный и легкий. Развернутая характеристика, обстоятельная картина подменены штрихами, пунктиром деталей. Лаконизм, яркость, «наступательный» харак­тер репортажного повествования сразу выделяют этот стиль.

В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения. (Бьют по демонстрантам резино­вые пули — крупные, с сигару...).Ценится и изобретательность в использовании глаголов и гла­гольных форм, при помощи которых создается своеобразная «харак­теристика ритма». Выразительны «ритмические образы» события.Каждый репортаж создает свою последовательность изобра­жения (временную канву) и воссоздает характер движения — эта­пы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», — вот основные структурные ва­рианты, которые используются в этой литературной форме.



23. Репортажные роли. Метод «маска».

Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики — это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.

Отмечается, как событие воздействует на людей. Репортер вступает в разговор, обменивается репликами на правах участиика или очевидца. Кроме того, вызывает на разговор, проводит блиц-интервью (два-три вопроса), уточняя реакции людей.

Все эти действия репортера направлены на воссоздание ситуа­ции и поиск все новых доказательств ее необычности, особой ее атмосферы. «Мелодия события» задается не только определенным ритмом и интонацией — воссозданные реплики тоже помогают уловить эту неповторимую «мелодию» и в результате — создать репортажный образ.

Репортера интересуют:

свидетели состоявшегося события (они — источник информации и опора документальности; с их слов вос­крешаются важные детали);

очевидцы (важны их непосредственные реакции — моменты соприкосновения происходящего с движениями души. Отмечаются моменты «солидарности» или, напро­тив, резкого несогласия с обстановкой, душевный про­тест);

жертвы (чья вовлеченность в событие — вольная или невольная, как-то меняет их жизненную перспективу, в чьих судьбах угадываются возможные последствия про­исшедшего);


инициаторы («вожди»); иногда «провокаторы», «подстрекатели» — люди, активно влияющие на окруже­ние, побуждающие других совершать поступки или ак­тивно отказываться от действия (противодействия);

главные исполнители и участники (через их действия в основном и показывается событие; их уси­лиями событие движется);

герои (героем, по воле автора, может стать и «ини­циатор», и «исполнитель», и «жертва»... Это персонаж, чьи слова или фрагмент поведения особо отмечаются во время наблюдения и становятся кульминационным мо­ментом репортажа).

Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах.

В определении примет события, его интонации и ритма очень помогают и воссоздаваемые реплики, и наблюдение за поступками. Особенно ценны для сюжетной ткани репортажа поступки в чем-то необычные, неожиданные (жест отчаяния, проблеск героизма...).


Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Дру­гой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано с приемом «маски»). Научно-популярный репортаж часто всецело зависит от «сюжет­ной активности» автора (Мне показапи... Я спросил... Вслед за провожатым я прошел...), чьи действия — главный событийный повод; изображенная ситуация почти полностью зависит от соб­ственной «режиссуры» журналиста.

Организовать репортажное действие может история знакомст­ва с работой исследовательской лаборатории, новой станцией метро, когда автору что-то показывают, объясняют, а он описы­вает процесс показа. Широко известны «репортажи двумя перь­ями» (например, «корабль» — «водолаз» или «корабль» — «подводная лодка», перекличка «земля» — «воздух» и т. п.), ко­гда при разных точках наблюдения этапы события дополнительно членятся, представая в разных ракурсах.

Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста.

Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм доста­точно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора.

Авторское «я» репортажа — это «я действующее».

24. Деталь и особенности детализации в репортаже



25. Средства создания динамики в репортаже



26. Композиция репортажа

В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности – прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.