ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1798
Скачиваний: 1
На протяжении 30-х годов Кольцов посвящает десятки статей разоблачению фашизма. Полтора года, с августа 1936 г., он провел в качестве корреспондента “Правды” на фронтах республиканской Испании. Его многочисленные репортажи и очерки составили книгу “Испанский дневник”. В июне 1938 г. М. Кольцов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, а вскоре, обвиненный в антисоветской деятельности, репрессирован и расстрелян.
В творческом методе М. Кольцова особо выделяются репортажи с места событий, прием “журналист меняет профессию”. Умение перевоплощаться в таксиста, учителя, сотрудника загса придавали его выступлениям не только яркость и образность, но и достоверность в показе правды жизни.
Кольцов был активным участником различных массовых кампаний, имевших большое общественное значение. Среди его важнейших организационно-творческих дел особое место заняла пропаганда развития советской авиации. По его примеру многие корреспонденты “Правды”, “Известий”, “Комсомольской правды” стали энтузиастами авиационного дела.
Один из самых известных репортажей Кольцова – “Мертвая петля” (1929 г.). Автор описывает захватывающую и незнакомую ни ему, ни читателям ситуацию: он летит вместе с летчиком Смирдиным на небольшом военном самолете, когда он выполняет фигуры высшего пилотажа – перевороты и “мертвую петлю”. Это очень эмоциональный текст, репортаж-ощущение.
Вся советская журналистика этого периода направлена на популяризацию достижений социалистического строительства. Репортеры едут на стройки, поднимаются на Останкинскую башню, ведут репортаж из Политехнического музея.
В 1928 г. газета “Новости радио” писала, что в том году впервые трансляция демонстрации и парада с Красной площади сопровождалась пояснениями сотрудников радиопередачи.
В том же году появляется первый настоящий радиорепортаж – “Прогулки по Москве”, когда слушатели смогли услышать звуки с фабрик, вокзалов и специальные пояснения. Его авторы неизвестны. Эти передачи называли “новым, еще не знакомым радиослушателям видом “звуковых картин”.
Великая отечественная война – это период, когда в СССР замирают дискуссии о репортаже. Теория журналистики в целом практически не развивается. На практике, напротив, происходит бурный расцвет репортажа. Материалы в этом жанре писали К. Симонов, В. Вишневский, Б. Полевой, Е. Воробьев, Б. Горбатов, Н. Погодин, Е. Габрилович и др. журналисты.
Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение общих задач: поднятие народного духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. В связи с новыми задачами и изменением структуры печати новая роль отводилась и репортажу. Бурное развитие репортажа военного времени – яркое проявление закономерности, заключающейся в зависимости черт жанра от объективных обстоятельств: общественной потребности, обусловленной ей цели, а также от специфики восприятия. Возросла потребность в сообщениях о ходе борьбы с врагом, которые ответили бы на главный военный вопрос: кто кого? Перед репортажем встала цель: “высветить в конкретных событиях то, что составляло залог неизбежной победы советского народа”.
Таким образом, предметом отражения стал облик солдата, психология поведения.
Если событие показывается с точки зрения ведения боя, то важным для репортажного отображения становится использование людьми военной техники, творческое применения тактики. Изображение военных будней отличалось деловитостью, насыщением военной терминологией, своеобразной фразеологией и лексикой. Репортажи, раскрывавшие мотивы героических поступков, характеризуются тонким лиризмом, пафосом жизнеутверждения и веры в победу.
Во время наступательных операций в прессе появлялись материалы, изображавшие картины военных сражений, действий армий и флотов в целом. В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев показывали силу духа бойцов и давали образцы для подражания. Со 2 июля 1941 г. в “Правде” появляется постоянная рубрика “Боевые эпизоды” (впоследствии – “На фронтах Отечественной войны”, которая выходила до 1945 г. Отличительная черта всех материалов под этой рубрикой – внимание к отдельным эпизодам, конкретным случаям. Здесь опубликованы репортажи “Четыре товарища” А. Безыменского, “Морские охотники” В. Вишневского.
Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей.
20. Репортажное событие
Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не ограничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости. Разработка этой темы тоже своеобразна, она как бы проходит два этапа: на первом — читатель приобщается к событию, окунается в его атмосферу, на втором — усиливается авторская эмоциональная оценка происшествия, читатель вводится в круг образов и ассоциаций. Можно сказать, что девиз репортажа — «От эффекта присутствия — к эффекту соучастия».
В материалах зарисовочно-репортажных всегда есть установка на достижение определенного «созвучия» интонаций события и отклика в душе того, кому передается информация о событии. Читатель подразумевается достаточно впечатлительный, с долей воображения, который может по штрихам, фрагментам представить всю картину, восстановить как бы собственное воспоминание о ней.
Для того, чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения — более ощутимым, делая «картинку» предельно выразительной.
Правильно выбранная и подчеркнутая интонация репортаж-ного события тесно связана с его особой темой. Трагические последние минуты бега марафонца на высокогорной трассе были полны нечеловеческих усилий, кончились обмороком, временной слепотой. Но они же, эти последние метры, были полны и пафоса преодоления, свойственного только человеку. Что выделить репортеру-очевидцу? Трагизм ситуации? Спортивный результат? Победу над собой и обстоятельствами?Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репортеры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали.
21. Литературно-стилистические особенности репортажа
Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики — это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.
Репортера интересуют:
• свидетели состоявшегося события (они — источник информации и опора документальности);
• очевидцы (важны их непосредственные реакции);
• жертвы (чья вовлеченность в событие — вольная или невольная, как-то меняет их жизненную перспективу, в чьих судьбах угадываются возможные последствия происшедшего);
• главные исполнители и участники (через их действия в основном и показывается событие; их усилиями событие движется);
• герои (героем, по воле автора, может стать любой. Это персонаж, чьи слова или фрагмент поведения особо отмечаются и становятся кульминационным моментом репортажа).
Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах.
------------------------------------------------
22. Образ и «тема-образ» в репортаже. Эффект присутствия и способы его сзздания. Интонация и авторское я
Варианты картинок, связанные с необходимостью передавать динамику происходящего, традиционно называются в отечественной прессе репортажами.
«Происшествие» — один из синонимов репортажа. В нем главное происходит на наших глазах. Изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов — «перелетов» с абзаца на абзац.
Репортажиый сюжет.
Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Событие разворачивается во времени. Часто, однако, получается сухой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа — в видимой непрерывности движения, в постоянном «А что дальше?».
Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты — моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характеристике действия — сжатой и энергичной.
Репортажный стиль — стремительный и легкий. Развернутая характеристика, обстоятельная картина подменены штрихами, пунктиром деталей. Лаконизм, яркость, «наступательный» характер репортажного повествования сразу выделяют этот стиль.
В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения. (Бьют по демонстрантам резиновые пули — крупные, с сигару...).Ценится и изобретательность в использовании глаголов и глагольных форм, при помощи которых создается своеобразная «характеристика ритма». Выразительны «ритмические образы» события.Каждый репортаж создает свою последовательность изображения (временную канву) и воссоздает характер движения — этапы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», — вот основные структурные варианты, которые используются в этой литературной форме.
23. Репортажные роли. Метод «маска».
Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики — это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.
Отмечается, как событие воздействует на людей. Репортер вступает в разговор, обменивается репликами на правах участиика или очевидца. Кроме того, вызывает на разговор, проводит блиц-интервью (два-три вопроса), уточняя реакции людей.
Все эти действия репортера направлены на воссоздание ситуации и поиск все новых доказательств ее необычности, особой ее атмосферы. «Мелодия события» задается не только определенным ритмом и интонацией — воссозданные реплики тоже помогают уловить эту неповторимую «мелодию» и в результате — создать репортажный образ.
Репортера интересуют:
• свидетели состоявшегося события (они — источник информации и опора документальности; с их слов воскрешаются важные детали);
• очевидцы (важны их непосредственные реакции — моменты соприкосновения происходящего с движениями души. Отмечаются моменты «солидарности» или, напротив, резкого несогласия с обстановкой, душевный протест);
• жертвы (чья вовлеченность в событие — вольная или невольная, как-то меняет их жизненную перспективу, в чьих судьбах угадываются возможные последствия происшедшего);
• инициаторы («вожди»); иногда «провокаторы», «подстрекатели» — люди, активно влияющие на окружение, побуждающие других совершать поступки или активно отказываться от действия (противодействия);
• главные исполнители и участники (через их действия в основном и показывается событие; их усилиями событие движется);
• герои (героем, по воле автора, может стать и «инициатор», и «исполнитель», и «жертва»... Это персонаж, чьи слова или фрагмент поведения особо отмечаются во время наблюдения и становятся кульминационным моментом репортажа).
Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах.
В определении примет события, его интонации и ритма очень помогают и воссоздаваемые реплики, и наблюдение за поступками. Особенно ценны для сюжетной ткани репортажа поступки в чем-то необычные, неожиданные (жест отчаяния, проблеск героизма...).
Бывает и так, что все основные сюжетные ходы связаны с поведением репортера: он постоянно что-то предпринимает. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга. (Обычно это связано с приемом «маски»). Научно-популярный репортаж часто всецело зависит от «сюжетной активности» автора (Мне показапи... Я спросил... Вслед за провожатым я прошел...), чьи действия — главный событийный повод; изображенная ситуация почти полностью зависит от собственной «режиссуры» журналиста.
Организовать репортажное действие может история знакомства с работой исследовательской лаборатории, новой станцией метро, когда автору что-то показывают, объясняют, а он описывает процесс показа. Широко известны «репортажи двумя перьями» (например, «корабль» — «водолаз» или «корабль» — «подводная лодка», перекличка «земля» — «воздух» и т. п.), когда при разных точках наблюдения этапы события дополнительно членятся, представая в разных ракурсах.
Участие автора в событии очень желательно. Именно тогда перед читателем предстает полноценный репортаж — единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста.
Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализм репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм достаточно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора.
Авторское «я» репортажа — это «я действующее».
24. Деталь и особенности детализации в репортаже
25. Средства создания динамики в репортаже
26. Композиция репортажа
В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности – прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.