ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1799
Скачиваний: 1
Однако отечественная традиция расширила предметное поле репортажа, введя в него обыденное событие. Обязательное условие – оригинальное авторское видение предмета (В. Песков).
Функция репортажа – оперативно и эмоционально рассказать о событии, создать его образ. Как и отчет, репортаж показывает развитие события во времени. Но, если отчет дает хронологию происходящего, то цель репортажа - отразить динамику события, воссоздать самые существенные фрагменты изменений действительности.
Важнейшее свойство репортажа - наглядность. Выбирая наиболее яркие детали, выстраивая цепочку выразительных подробностей, “одушевляя” текст авторским “я” и прямой речью участников и очевидцев, журналист создает так называемый “эффект присутствия”, позволяет читателю как бы самому оказаться в центре события. Эффект присутствия – не имитационный прием, он возникает только тогда, когда журналист описывает событие, которое он лично наблюдал и которое чем-то задело его чувства, вызвало сильные эмоции.
Проблема – реконструированный репортаж (Геннадий Бочаров, «ЛГ», 1970-е годы).
Масштаб охвата действительности в репортаже имеет свою специфику. Конечно, репортаж - жанр информационный, на первом плане здесь всегда конкретное событие. Но особенность предмета (неординарность) и своеобразие его отражения (сочетание рационального и чувственно-эмоционального начал) позволяют автору расширять рамки происходящего события. Например, репортеру нередко приходится сравнивать описываемое событие каким-либо другим, уже известным читателю; иногда необходимо обратить внимание на предысторию события или показать его возможные последствия.
Репортаж – жанр фабульный, основу повествования составляет последовательное описание события. Репортер отбирает наиболее яркие и значимые эпизоды происходящего, не разрушая при этом реальный ход события.
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.
Рассматривая жанры заметки и отчета, мы подчеркивали: цель журналиста состоит в том, чтобы донести до читателя сущностную и предельно объективную информацию о событии.
Автор репортажа, кроме этой, решает еще одну не менее важную задачу - рассказывает о своем субъективном восприятии события.
Присутствие субъективно-личностного начала, открытое выражение собственного отношения к происходящему, активное использование различных форм проявления авторского “я” - специфическая черта репортажа. Поэтому естественно, что наряду с основной (фактический, информационной) темой в репортаже всегда присутствует “тема-образ”- авторское видение события.
Репортаж предполагает как минимум ярко выраженную эмоциональную авторскую оценку. Некоторые виды репортажа (тематический, проблемный) позволяют журналисту не ограничиваться эмоциональной оценкой, а сделать глубокие логические выводы, подняться до обобщений высокого порядка.
Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.
Автор репортажа является свидетелем или участником события. Следовательно, основной метод познания действительности, присущий этому жанру - наблюдение. Вместе с тем очевидно, что создать образ события, передать его динамику, вызвать “эффект присутствия” невозможно без художественного способа познания. Неразрывность научного и художественного способов познания - характерная черта жанра репортажа.
Важнейшие качества репортажа:
- неординарное событие (оригинальный взгляд автора на обыденное событие);
- последовательное динамичное воспроизведение события;
- наглядность – создание образа происходящего;
- документальность – реконструкции, творческий вымысел недопустимы;
- активная авторская позиция – показывая, как происходило событие, журналист одновременно исследует его, прежде всего в образно-эмоциональной форме;
- эмоционально-окрашенный стиль.
Виды репортажа
Можно говорить о двух видах репортажа - событийном и постановочном.
Событийный репортаж связан с горячей новостью, постановочный - с календарной или организованной.
Постановочный репортаж, просто рассказывающий о событии, иногда называют тематическим; если же освещение события предполагает его глубокое изучение, всесторонний анализ - мы имеем дело с проблемным репортажем.
19. Репортаж в русской и советской журналистике
Наверное, большинство из вас слышало такое имя — Дядя Гиляй. Точнее не имя, а псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляровский. Его слава прогремела на всю Россию и живет до сих пор, хотя писал он в конце XIX — начале XX в. А знает ли любознательный читатель, что такое репортерство и кто такой репортер? Репортер — это журналист, который пишет или делает на радио, телевидении репортажи. А репортаж: — один из жанров журналистики. Для того чтобы написать репортаж, нужно, чтобы произошло событие, т. е. что-то случилось. Нужно, чтобы журналист оказался на месте этого события. И еще нужно, чтобы журналист был репортером, т. е. сумел не просто рассказать читателю, что случилось, но и показать, КАК это происходило.
Гиляровский писал обо всем: о пожарах и скачках, о подземных тайнах речки Неглинки, о том, как празднует московское студенчество Татьянин день, о солнечном затмении и московских банях и трактирах, о непорядках в родильных домах, о детях-беспризорниках... Он всегда умудрялся оказаться в центре событий и происшествий. Например, он был единственным журналистом, оказавшимся на Ходынке в момент страшной трагедии. В дни коронации Николая II во время раздачи подарков случилась страшная давка и погибли люди. Гиляровский был в самой гуще народа и спасся только благодаря недюжинной силе и сметливости.; Его репортаж перепечатали многие газеты, а иностранные журналисты после этого случая приезжали к нему домой, чтобы самим пощупать его бицепсы.
Паустовский: «По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорожцем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проницательными глазами, в смушковой серой папахе и жупане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика». Между прочим, Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану.
Родился Гиляровский в имении под Вологдой, в семье управляющего. Прежде чем стать журналистом, переменил много профессий. Был бурлаком на Волге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных театрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский пришел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.
Впервые он попал в Москву двадцатилетним юношей, в октябре 1873 г. Вот как он описывает свой приезд: «Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только натолкнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».
Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без оглядки вмешивался в жизнь и любил все делать своими руками. Он был физически крепок и необычайно силен. Рассказывают такую историю из его жизни. Однажды он приехал к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Отец, в то время уже глубокий старик, рассердившись на сына за то, что тот портит вещи, тут же в сердцах развязал кочергу.
Возможно, никто лучше дяди Гиляя не смог создать летопись российского и особенно московского быта чеховских времен. Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарниках и лошадях.
Он был знатоком московского дна, Хитровки, — приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, широта натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты.
Кстати говоря, дом Гиляровского был всегда открыт для гостей — вся артистическая, газетная, художественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпиным, Успенским...
Хороший репортер — внимательный наблюдатель, который с помощью точно подмеченных деталей, верно переданных ощущений и ассоциаций создает в репортаже так называемый «эффект присутствия». Читая хороший репортаж, мы как бы вместе с его автором оказываемся на месте происшествия, в центре события. Он — наши глаза, он — наши уши, с его помощью мы слышим запахи, ощущаем прикосновения, вместе с ним мы чувствуем страх или радость.
Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постановила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.
С 1917 года журналистика на территории бывшей Российской империи двигается в своем развитии на пути к авторитарной модели. Уже в первые годы Советской власти создается устойчивая структура “вертикали прессы”, полностью подчиненной политике Коммунистической партии. Эта структура со временем подкрепляется новой идеологией печати. Советская теория журналистики начинает формироваться в 1920-х гг. с дискуссий на страницах профессиональных и специализированных изданий (“Журналист”, “Красная печать”, “Радиослушатель” и др.). Теория репортажа в учебных пособиях и исследовательских работах формируется только в 1950-е гг. До этого происходит “дотерминологическое” накопление советским репортажем формальных признаков, которые потом будут обобщены теоретиками.
Советская историография всегда придерживалась классовых позиций толкования истории жанра, выделяя два направления развития печати – реакционное, буржуазное, и революционно-демократическое. Соответственно, и репортаж, с этой точки зрения, мог иметь целью либо сообщение сенсаций и отвлечение сознания масс (в буржуазной печати), либо правдивое освещение экономических и социальных процессов в обществе (в советской журналистике). При этом нетрудно заметить близость противопоставляемых характеристик демократических и буржуазных репортеров. Ленин писал о необходимости создания армии “репортеров-социал-демократов, заводящих связи везде и повсюду, умеющих проникнуть во все и всяческие “государственные тайны” (…) обязанных “по должности” быть вездесущими и всезнающими”., а буржуазных репортеров называли беспринципными и циничными ловцами сенсаций, готовыми “добыть материал любыми – дозволенными и недозволенными -- средствами”.
В 1917-1921 гг. произошла кардинальная целевая переориентация репортажа, но его форма, испытанная дореволюционной журналистикой, была признана эффективной и необходимой в советской печати. В печати России уже успели сложиться традиции удовлетворения информационных потребностей читателя: “Передача известий и в настоящее время составляет еще главнейшую задачу текущей печати. (…) По части передачи известий газета является хроникой дня”.
Объектом отражения в советском репортаже становятся события общественно-политической значимости. Сенсации, связанные с жизнью знаменитостей, сообщения о бытовых происшествиях, криминальная хроника вытесняются с газетных полос.
Считалось, что дореволюционная бульварная пресса скомпрометировала жанр репортажа. В 1925 г. на диспуте о советском репортере в Московском Доме печати выступавшие констатировали, что “уже сегодняшний день дает картину объективной деградации репортажа”. Поэтому репортаж как жанр не сразу стал самостоятельным, поначалу проявлялся отдельными элементами в других жанрах публицистики. На долгие годы за репортажем остается такое определение: “Искусство репортажа – искусство добычи, розыска, искательства фактов, борьба за факты”. Репортаж, таким образом – это то, чем занимаются репортеры, газетчики вообще. При этом совершенно игнорировалась вторая составная часть репортажа – личность репортера.
Жанр трактовали в 1920-х гг. по-разному, но всегда - как ненужный, не соответствующий потребностям советского читателя, с его духом сенсационности. Слово “репортер” некоторые авторы противопоставляют слову “рабселькор”. В статье “Репортаж и репортер” И. Ворошилин в 1926 г. пишет: “Центр тяжести рабкора заключается в отражении живой действительности, в то время как центр тяжести работы репортера заключается в отражении жизни по документам”. С другой стороны, можно встретить и вполне нейтральные упоминания термина “репортер”. Рабкоры были в середине 1920-х гг. важными поставщиками информации с мест, но среди них было мало грамотных и решающихся написать, поэтому они часто просто пересказывали событие журналисту. Е. Бахметев в заметке “Устный репортаж” назвал таких людей “устными репортерами”: “Он приходит в редакцию и рассказывает. – А вы уж сами напишите! И если не быть бюрократом, то следует написать”.
На фоне сложного отношения к репортажу в дискуссиях, на практике жанр был весьма востребован. 1920-30е гг. в СССР – это период накопления репортажем формальных признаков. Но репортажи в советских газетах появились задолго до того, как был принят сам термин “репортаж”. Их писали и публиковали, не назнавая таковыми. Агитационно-пропагандистские и организаторские задачи советской прессы, отраженные в многочисленных партийных документах, обусловили предмет и функции этих материалов. Объектом отражения в новом советском репортаже становятся события общественно-политической значимости:
-
бои на фронтах Гражданской войны,
-
митинги солдат и рабочих,
-
проводы добровольцев на фронт,
-
организация помощи голодающим,
-
налаживание производства на заводах и хозяйства в деревнях.
После Гражданской войны лейтмотивом стало восстановление народного хозяйства.
В 1920-1930-х годах намечается тенденция к анализу нравственно-психических мотивов поведения участников описываемого в репортаже события. Классические репортажи Ларисы Рейснер и Михаила Кольцова сформировали истоки аналитического направления в жанре. Михаила Кольцова называли “неистовым”. В Германии в то же самое время “неистовым репортером” стал Эгон Эрвин Киш. В газетах “Правда”, “Труд”, “Известия”, “Комсомольская правда”, “Красная звезда” регулярно публикуются репортажи, содержащие элементы анализа событий. Яркие репортеры 1930-х гг. – Б. Горбатов, Я. Ильин, М. Розенфельд, С. Третьяков.
Михаил Кольцов становится в конце 20-х годов М. Кольцов постоянным автором отдела “Правды” — “Каленым пером”. В 1923 г. Кольцов стал инициатором основания, а затем и редактором еженедельника “Огонек”, популярность которого уже в 20-е годы была колоссальна: тираж его с 20 тыс. экземпляров поднялся до 500 тыс. экз. До сих пор “Огонек” уделяет много места репортажам.