Файл: НЖ конспекты лекций Обелюнас.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1799

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако отечественная традиция расширила предметное поле репортажа, введя в него обыденное событие. Обязательное условие – оригинальное авторское видение предмета (В. Песков).


Функция репортажа – оперативно и эмоционально рассказать о событии, создать его образ. Как и отчет, репортаж показывает развитие события во времени. Но, если отчет дает хронологию происходящего, то цель репортажа - отразить динамику события, воссоздать самые существенные фрагменты изменений действительности.


Важнейшее свойство репортажа - наглядность. Выбирая наиболее яркие детали, выстраивая цепочку выразительных подробностей, “одушевляя” текст авторским “я” и прямой речью участников и очевидцев, журналист создает так называемый “эффект присутствия”, позволяет читателю как бы самому оказаться в центре события. Эффект присутствия – не имитационный прием, он возникает только тогда, когда журналист описывает событие, которое он лично наблюдал и которое чем-то задело его чувства, вызвало сильные эмоции.

Проблема – реконструированный репортаж (Геннадий Бочаров, «ЛГ», 1970-е годы).


Масштаб охвата действительности в репортаже имеет свою специфику. Конечно, репортаж - жанр информационный, на первом плане здесь всегда конкретное событие. Но особенность предмета (неординарность) и своеобразие его отражения (сочетание рационального и чувственно-эмоционального начал) позволяют автору расширять рамки происходящего события. Например, репортеру нередко приходится сравнивать описываемое событие каким-либо другим, уже известным читателю; иногда необходимо обратить внимание на предысторию события или показать его возможные последствия.

Репортаж – жанр фабульный, основу повествования составляет последовательное описание события. Репортер отбирает наиболее яркие и значимые эпизоды происходящего, не разрушая при этом реальный ход события.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.

Рассматривая жанры заметки и отчета, мы подчеркивали: цель журналиста состоит в том, чтобы донести до читателя сущностную и предельно объективную информацию о событии.

Автор репортажа, кроме этой, решает еще одну не менее важную задачу - рассказывает о своем субъективном восприятии события.

Присутствие субъективно-личностного начала, открытое выражение собственного отношения к происходящему, активное использование различных форм проявления авторского “я” - специфическая черта репортажа. Поэтому естественно, что наряду с основной (фактический, информационной) темой в репортаже всегда присутствует “тема-образ”- авторское видение события.

Репортаж предполагает как минимум ярко выраженную эмоциональную авторскую оценку. Некоторые виды репортажа (тематический, проблемный) позволяют журналисту не ограничиваться эмоциональной оценкой, а сделать глубокие логические выводы, подняться до обобщений высокого порядка.



Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Автор репортажа является свидетелем или участником события. Следовательно, основной метод познания действительности, присущий этому жанру - наблюдение. Вместе с тем очевидно, что создать образ события, передать его динамику, вызвать “эффект присутствия” невозможно без художественного способа познания. Неразрывность научного и художественного способов познания - характерная черта жанра репортажа.


Важнейшие качества репортажа:

- неординарное событие (оригинальный взгляд автора на обыденное событие);

- последовательное динамичное воспроизведение события;

- наглядность – создание образа происходящего;

- документальность – реконструкции, творческий вымысел недопустимы;

- активная авторская позиция – показывая, как происходило событие, журналист одновременно исследует его, прежде всего в образно-эмоциональной форме;

- эмоционально-окрашенный стиль.

Виды репортажа


Можно говорить о двух видах репортажа - событийном и постановочном.

Событийный репортаж связан с горячей новостью, постановочный - с календарной или организованной.

Постановочный репортаж, просто рассказывающий о событии, иногда называют тематическим; если же освещение события предполагает его глубокое изучение, всесторонний анализ - мы имеем дело с проблемным репортажем.



19. Репортаж в русской и советской журналистике

Наверное, большинство из вас слышало такое имя — Дядя Гиляй. Точнее не имя, а псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляров­ский. Его слава прогремела на всю Россию и живет до сих пор, хотя писал он в конце XIX — начале XX в. А знает ли любознательный читатель, что такое ре­портерство и кто такой репортер? Репортер — это журналист, который пишет или делает на радио, те­левидении репортажи. А репортаж: — один из жанров журналистики. Для того чтобы написать репортаж, нужно, чтобы произошло событие, т. е. что-то случилось. Нужно, чтобы журналист оказался на месте этого события. И еще нужно, чтобы журналист был репортером, т. е. сумел не просто рассказать читате­лю, что случилось, но и показать, КАК это происхо­дило.

Гиляровский писал обо всем: о пожарах и скачках, о подземных тайнах речки Неглинки, о том, как празднует московское студенчество Татьянин день, о солнечном затмении и московских банях и тракти­рах, о непорядках в родильных домах, о детях-беспризорниках... Он всегда умудрялся оказаться в центре событий и происшествий. Например, он был един­ственным журналистом, оказавшимся на Ходынке в момент страшной трагедии. В дни коронации Нико­лая II во время раздачи подарков случилась страшная давка и погибли люди. Гиляровский был в самой гуще народа и спасся только благодаря недюжинной силе и сметливости.; Его репортаж перепечатали многие газеты, а иностранные журналисты после этого слу­чая приезжали к нему домой, чтобы самим пощупать его бицепсы.


Паустовский: «По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорож­цем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проница­тельными глазами, в смушковой серой папахе и жу­пане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика». Между прочим, Репин на­писал с него одного из своих казаков, пишущих пись­мо турецкому султану.

Родился Гиляровский в имении под Вологдой, в се­мье управляющего. Прежде чем стать журналистом, переменил много профессий. Был бурлаком на Вол­ге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных те­атрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский при­шел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.

Впервые он попал в Москву двадцатилетним юно­шей, в октябре 1873 г. Вот как он описывает свой приезд: «Наш полупустой поезд остановился на тем­ной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчи­ков, штурмовавших богатых пассажиров и не удос­тоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, сколь­зя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветрен­ный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только натолкнувшись на деревянный столб, мож­но было удостовериться, что это фонарь для освеще­ния улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».

Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без ог­лядки вмешивался в жизнь и любил все делать свои­ми руками. Он был физически крепок и необычайно силен. Рассказывают такую историю из его жизни. Однажды он приехал к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Отец, в то время уже глубокий старик, рассердившись на сына за то, что тот портит вещи, тут же в сердцах развязал кочергу.

Возможно, никто лучше дяди Гиляя не смог создать летопись российского и особенно московского быта чеховских времен. Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарни­ках и лошадях.

Он был знатоком московского дна, Хитровки, — приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, ши­рота натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты.

Кстати говоря, дом Гиляровского был всегда от­крыт для гостей — вся артистическая, газетная, худо­жественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпи­ным, Успенским...

Хороший репортер — внимательный наблюдатель, который с помощью точно подмеченных деталей, вер­но переданных ощущений и ассоциаций создает в ре­портаже так называемый «эффект присутствия». Чи­тая хороший репортаж, мы как бы вместе с его автором оказываемся на месте происшествия, в цен­тре события. Он — наши глаза, он — наши уши, с его помощью мы слышим запахи, ощущаем прикоснове­ния, вместе с ним мы чувствуем страх или радость.


Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постано­вила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.



С 1917 года журналистика на территории бывшей Российской империи двигается в своем развитии на пути к авторитарной модели. Уже в первые годы Советской власти создается устойчивая структура “вертикали прессы”, полностью подчиненной политике Коммунистической партии. Эта структура со временем подкрепляется новой идеологией печати. Советская теория журналистики начинает формироваться в 1920-х гг. с дискуссий на страницах профессиональных и специализированных изданий (“Журналист”, “Красная печать”, “Радиослушатель” и др.). Теория репортажа в учебных пособиях и исследовательских работах формируется только в 1950-е гг. До этого происходит “дотерминологическое” накопление советским репортажем формальных признаков, которые потом будут обобщены теоретиками.

Советская историография всегда придерживалась классовых позиций толкования истории жанра, выделяя два направления развития печати – реакционное, буржуазное, и революционно-демократическое. Соответственно, и репортаж, с этой точки зрения, мог иметь целью либо сообщение сенсаций и отвлечение сознания масс (в буржуазной печати), либо правдивое освещение экономических и социальных процессов в обществе (в советской журналистике). При этом нетрудно заметить близость противопоставляемых характеристик демократических и буржуазных репортеров. Ленин писал о необходимости создания армии “репортеров-социал-демократов, заводящих связи везде и повсюду, умеющих проникнуть во все и всяческие “государственные тайны” (…) обязанных “по должности” быть вездесущими и всезнающими”., а буржуазных репортеров называли беспринципными и циничными ловцами сенсаций, готовыми “добыть материал любыми – дозволенными и недозволенными -- средствами”.

В 1917-1921 гг. произошла кардинальная целевая переориентация репортажа, но его форма, испытанная дореволюционной журналистикой, была признана эффективной и необходимой в советской печати. В печати России уже успели сложиться традиции удовлетворения информационных потребностей читателя: “Передача известий и в настоящее время составляет еще главнейшую задачу текущей печати. (…) По части передачи известий газета является хроникой дня”.

Объектом отражения в советском репортаже становятся события общественно-политической значимости. Сенсации, связанные с жизнью знаменитостей, сообщения о бытовых происшествиях, криминальная хроника вытесняются с газетных полос.

Считалось, что дореволюционная бульварная пресса скомпрометировала жанр репортажа. В 1925 г. на диспуте о советском репортере в Московском Доме печати выступавшие констатировали, что “уже сегодняшний день дает картину объективной деградации репортажа”. Поэтому репортаж как жанр не сразу стал самостоятельным, поначалу проявлялся отдельными элементами в других жанрах публицистики. На долгие годы за репортажем остается такое определение: “Искусство репортажа – искусство добычи, розыска, искательства фактов, борьба за факты”. Репортаж, таким образом – это то, чем занимаются репортеры, газетчики вообще. При этом совершенно игнорировалась вторая составная часть репортажа – личность репортера.


Жанр трактовали в 1920-х гг. по-разному, но всегда - как ненужный, не соответствующий потребностям советского читателя, с его духом сенсационности. Слово “репортер” некоторые авторы противопоставляют слову “рабселькор”. В статье “Репортаж и репортер” И. Ворошилин в 1926 г. пишет: “Центр тяжести рабкора заключается в отражении живой действительности, в то время как центр тяжести работы репортера заключается в отражении жизни по документам”. С другой стороны, можно встретить и вполне нейтральные упоминания термина “репортер”. Рабкоры были в середине 1920-х гг. важными поставщиками информации с мест, но среди них было мало грамотных и решающихся написать, поэтому они часто просто пересказывали событие журналисту. Е. Бахметев в заметке “Устный репортаж” назвал таких людей “устными репортерами”: “Он приходит в редакцию и рассказывает. – А вы уж сами напишите! И если не быть бюрократом, то следует написать”.

На фоне сложного отношения к репортажу в дискуссиях, на практике жанр был весьма востребован. 1920-30е гг. в СССР – это период накопления репортажем формальных признаков. Но репортажи в советских газетах появились задолго до того, как был принят сам термин “репортаж”. Их писали и публиковали, не назнавая таковыми. Агитационно-пропагандистские и организаторские задачи советской прессы, отраженные в многочисленных партийных документах, обусловили предмет и функции этих материалов. Объектом отражения в новом советском репортаже становятся события общественно-политической значимости:

  • бои на фронтах Гражданской войны,

  • митинги солдат и рабочих,

  • проводы добровольцев на фронт,

  • организация помощи голодающим,

  • налаживание производства на заводах и хозяйства в деревнях.

После Гражданской войны лейтмотивом стало восстановление народного хозяйства.



В 1920-1930-х годах намечается тенденция к анализу нравственно-психических мотивов поведения участников описываемого в репортаже события. Классические репортажи Ларисы Рейснер и Михаила Кольцова сформировали истоки аналитического направления в жанре. Михаила Кольцова называли “неистовым”. В Германии в то же самое время “неистовым репортером” стал Эгон Эрвин Киш. В газетах “Правда”, “Труд”, “Известия”, “Комсомольская правда”, “Красная звезда” регулярно публикуются репортажи, содержащие элементы анализа событий. Яркие репортеры 1930-х гг. – Б. Горбатов, Я. Ильин, М. Розенфельд, С. Третьяков.

Михаил Кольцов становится в конце 20-х годов М. Кольцов постоянным автором отдела “Правды” — “Каленым пером”. В 1923 г. Кольцов стал инициатором основания, а затем и редактором еженедельника “Огонек”, популярность которого уже в 20-е годы была колоссальна: тираж его с 20 тыс. экземпляров поднялся до 500 тыс. экз. До сих пор “Огонек” уделяет много места репортажам.