ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7307
Скачиваний: 8
76
новÑе
оÑигиналÑнÑе
конÑепÑии
,
ÑколÑко
маÑÑеÑÑки
,
ÑакÑиÑеÑки
до
неÑзнаваемоÑÑи
ÑÑанÑÑоÑмиÑовали
наÑледие
пÑоÑлого
.
ÐÑобенно
Ñвно
ÑÑа
идейнаÑ
пÑе
-
емÑÑвенноÑÑÑ
пÑоÑлеживаеÑÑÑ
на
пÑимеÑе
Ñелигиоз
-
нÑÑ
пÑедÑÑавлений
ÐÑоÑвеÑениÑ
,
к
наиболее
ÑпеÑи
-
ÑиÑнÑм
ÑеÑÑам
коÑоÑого
,
абÑолÑÑно
оÑибоÑно
,
по
мнениÑ
ÐаÑÑеÑеÑа
,
оÑноÑÑÑ
кÑиÑиÑеÑкое
и
ÑкепÑиÑе
-
Ñкое
оÑноÑение
к
Ñ ÑиÑÑианÑÑвÑ
: «
СилÑнейÑие
идей
-
нÑе
импÑлÑÑÑ
ÐÑоÑвеÑениÑ
и
его
подлиннаÑ
дÑÑ Ð¾Ð²
-
наÑ
Ñила
оÑновÑваÑÑÑÑ
не
на
оÑÑиÑании
веÑÑ
,
а
на
новом
идеале
веÑованиÑ
,
коÑоÑÑй
ÐÑоÑвеÑение
ÑÑÑа
-
навливаеÑ
,
и
на
новой
ÑоÑме
Ñелигии
,
коÑоÑÑÑ
оно
в
Ñебе
воплоÑаеÑ
» [11.
С
. 156â157].
ÐÑиведеннÑе
вÑÑе
ÑаÑÑÑждениÑ
,
в
пеÑвÑÑ
оÑе
-
ÑедÑ
,
ÑпÑаведливÑ
в
оÑноÑении
английÑкого
ÐÑоÑве
-
ÑениÑ
,
коÑоÑое
во
многиÑ
идеÑÑ
бÑло
пионеÑÑким
,
задаваÑ
Ñон
и
напÑавление
ÑилоÑоÑам
Ñ
конÑиненÑа
.
Ð
миÑовоззÑении
англиÑан
Ðового
вÑемени
ТвоÑеÑ
не
ÑвлÑлÑÑ
оÑвлеÑеннÑм
наблÑдаÑелем
,
а
ÑеÑно
бÑл
во
-
влеÑен
в
дела
Ñвоего
ÑвоÑениÑ
,
оÑобенно
в
Ñе
ÑÑеÑÑ
,
коÑоÑÑе
заÑÑагивали
моÑалÑ
и
нÑавÑÑвенноÑÑÑ
.
Ш
.
Ð
.
ÐонÑеÑкÑе
в
пеÑвÑÑ
ÑÑÑоÑкаÑ
знамениÑой
Ñабо
-
ÑÑ
«
Ð
дÑÑ Ðµ
законов
»
пÑизнавал
: «â¦
вÑе
,
ÑÑо
ÑÑÑе
-
ÑÑвÑеÑ
,
имееÑ
Ñвои
законÑ
:
они
еÑÑÑ
и
Ñ
ÐожеÑÑва
,
и
Ñ
миÑа
маÑеÑиалÑного
â¦Â».
ÐнглиÑане
воÑпÑинимали
маÑеÑиалÑнÑй
миÑ
как
пÑодолжение
миÑа
ÐожеÑÑва
,
ÑвÑзанного
Ñ
ним
незÑимой
Ðеликой
ÑепÑÑ
,
о
коÑоÑой
ÑаÑÑÑждал
еÑе
Фома
ÐквинÑкий
.
Ð
ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении
английÑкого
поÑÑа
пеÑвой
половинÑ
XVIII
в
.
Ð
.
ÐоÑ
-
па
пÑоÑноÑÑÑ
вÑеÑ
звенÑев
ÑÑой
незÑимой
ÑвÑзи
â
за
-
лог
ÑÑÑеÑÑвованиÑ
«
ÑиÑÑемÑ
»,
оÑделенной
Ñонкой
гÑанÑÑ
оÑ
Ñ Ð°Ð¾Ñа
:
Ð
,
ÑепÑ
ÑÑÑеÑÑв
!
Ðог
â
пеÑвое
звено
,
Ðад
нами
дÑÑ Ð¸
,
ниже
наÑ
полно
ÐÑиÑ
,
ÑÑб
,
ÑкоÑов
и
ÑеÑ
,
кÑо
мелÑÑе
блоÑ
,
ТеÑ
,
кÑо
незÑим
;
наÑало
Ñепи
â
Ðог
,
ÐонеÑ
â
ниÑÑо
;
наÑ
к
вÑÑÑемÑ
влеÑеÑ
,
Ð
низÑиÑ
к
нам
,
воÑ
пÑавилÑнÑй
ÑаÑÑеÑ
.
ÐднÑ
ÑÑÑпенÑ
ÑвоÑениÑ
ÑазÑÑÑÑ
â
Ð
вÑе
падеÑ
,
вплоÑÑ
до
беÑÑмеÑÑнÑÑ
дÑÑ
;
ХоÑÑ
пÑÑое
,
Ñ Ð¾ÑÑ
ÑоÑое
звено
ÐзÑÑв
,
ÑÑ
ÑепÑ
ÑазÑÑÑиÑÑ
вÑе
Ñавно
.
ЯÑна
пÑоÑÑаÑ
иÑÑина
как
денÑ
:
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°
каждаÑ
ÑÑÑпенÑ
;
Ðогда
повÑеждена
одна
из
ниÑ
,
Ðе
ÑÑÑоÑÑÑ
ÑиÑÑеме
оÑÑалÑнÑÑ
.
Ðогда
бÑ
наÑала
землÑ
блÑждаÑÑ
,
СебÑ
бÑ
не
заÑÑавил
Ñ Ð°Ð¾Ñ
ждаÑÑ
[12].
ÐÑавоÑÑдие
как
ÑоÑиалÑнаÑ
ÑиÑÑема
воÑпÑинима
-
лоÑÑ
,
ÑооÑвеÑÑÑвенно
,
как
Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼
поддеÑжаниÑ
«
пÑоÑноÑÑи
»
Ñепи
,
оÑнованной
на
двÑÑÑоÑонней
ÑвÑзи
(
ÐавеÑе
)
междÑ
ТвоÑÑом
и
его
ÑвоÑениÑми
.
Ðнглий
-
Ñкий
ÑÑдÑÑ
ÐÑÑÑÑ
Ð¥Ñйл
в
1662
г
.
в
пÑиговоÑе
к
пове
-
ÑениÑ
двÑÑ
ведÑм
в
гÑаÑÑÑве
СÑÑÑолк
конÑÑаÑиÑо
-
вал
: «
ÐÑавиÑелÑÑÑво
â
ÑÑо
воплоÑение
Ðаконов
ÐожÑ
-
иÑ
,
как
в
видимом
,
Ñак
и
в
незÑимом
миÑе
» [13].
Ð
ÑÑом
пÑедпиÑании
налиÑо
ÑмеÑение
двÑÑ
видов
пÑа
-
воÑÑдиÑ
â
земного
и
небеÑного
,
и
ÑÑакÑовка
Ñголовно
-
го
закона
как
ÑепликаÑии
небеÑной
ÑпÑаведливоÑÑи
,
воплоÑенной
в
ÑÑом
законе
Ñади
веÑной
боÑÑбÑ
Ñо
злом
.
ÐиблиÑ
пÑиводиÑ
пÑимеÑÑ
воÑÑÑаний
пÑоÑив
божеÑÑвенного
миÑоÑÑÑÑоениÑ
â
падение
СаÑанÑ
в
ÑезÑлÑÑаÑе
воÑÑÑаниÑ
пÑоÑив
ÐожеÑÑвеннÑÑ
пÑавил
и
падение
пеÑвого
Ñеловека
Ðдама
.
ÐнглийÑкий
поÑÑ
Ðж
.
ÐилÑÑон
в
беÑÑмеÑÑном
пÑоизведении
«
ÐоÑеÑÑн
-
нÑй
Ñай
»
опиÑÑваеÑ
низвеÑжение
СаÑанÑ
в
земной
миÑ
,
где
он
,
окÑÑженнÑй
пÑиÑпеÑниками
,
наÑинаеÑ
боÑÑбÑ
за
дÑÑи
мÑжÑин
и
женÑин
,
а
еÑли
миÑ
ÑÑано
-
виÑÑÑ
аÑеной
ÑÑой
боÑÑбÑ
,
Ñо
в
него
Ñак
или
инаÑе
вовлеÑенÑ
лÑди
.
ÐлÑ
ÑÑедневекового
ÑеÑковного
пÑавоÑÑдиÑ
ÑÑи
ÑобÑÑиÑ
бÑли
пиÑаÑелÑнÑм
иÑÑоÑни
-
ком
длÑ
нÑавоÑÑиÑелÑнÑÑ
Ñбеждений
и
ÑÑÑÑаÑений
:
в
пÑоповедÑÑ
вÑемен
коÑолевÑ
ÐлизавеÑÑ
,
коÑоÑÑе
неоднокÑаÑно
пеÑеиздавалиÑÑ
поÑле
ее
пÑавлениÑ
в
XVIII
в
.,
ад
пÑеподноÑилÑÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¶Ð°Ð½Ð°Ð¼
как
ÑÑÑÑма
или
ÑемниÑа
длÑ
ÑеÑ
,
кÑо
воÑÑÑал
пÑоÑив
божеÑÑвен
-
ного
поÑÑдка
: «â¦
и
бÑдÑÑ
воÑÑÑавÑие
и
мÑÑежники
в
веÑном
подобии
ада
в
окÑÑжении
беÑов
и
извеÑгов
,
ведомÑе
ÐÑÑиÑеÑом
и
СаÑаной
â
влаÑÑиÑелем
ÑÑмÑ
»
[14].
ÐÑли
гÑеÑники
и
воÑÑÑавÑие
пÑоÑив
Ðога
на
небеÑаÑ
каÑаемÑ
Ñак
ÑÑÑого
,
поÑемÑ
бÑ
земномÑ
пÑа
-
воÑÑдиÑ
не
ÑооÑвеÑÑÑвоваÑÑ
небеÑной
модели
?
ÐоÑÑÑоение
ÑиÑÑемÑ
пÑавоÑÑдиÑ
,
ÑложивÑееÑÑ
в
СÑедневековÑе
и
«
ÑагнÑвÑее
»
в
ÐнглиÑ
Ðового
вÑе
-
мени
без
ÑадикалÑнÑÑ
изменений
,
в
Ñелом
не
пÑоÑи
-
воÑеÑило
пÑинÑипÑ
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹
иеÑаÑÑ Ð¸Ð¸
,
воÑÑ Ð¾Ð´Ñ
к
ТвоÑÑÑ
как
к
вÑÑÑей
ÑÑÑпени
.
ÐÑоÑедÑÑа
коÑонаÑии
,
ÑопÑовождавÑаÑÑÑ
обÑÑдом
помазаниÑ
,
в
глазаÑ
дÑÑ Ð¾
-
венÑÑва
и
воÑпÑиÑÑии
ÑеÑез
него
Ñо
ÑÑоÑонÑ
пÑоÑÑого
наÑода
ÑообÑала
ÑеÑез
ÑвÑÑеннÑй
елей
гоÑÑдаÑÑ
олиÑеÑвоÑение
божеÑÑвенного
пÑавоÑÑдиÑ
.
ЦеÑемо
-
ниÑ
подÑазÑмевала
:
влаÑÑÑ
вÑÑекаеÑ
непоÑÑедÑÑвенно
оÑ
Ð¥ÑиÑÑа
ÑеÑез
поÑÑедÑÑво
дÑÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑÑва
к
коÑолÑ
и
даÑÑеÑ
емÑ
«
влаÑÑÑ
оÑ
Ðога
»,
о
коÑоÑой
говоÑил
апо
-
ÑÑол
Ðавел
в
поÑлании
ÑимлÑнам
: «
ÐÑÑкаÑ
дÑÑа
да
бÑдеÑ
покоÑна
вÑÑÑим
влаÑÑÑм
,
ибо
неÑ
влаÑÑи
не
оÑ
Ðога
;
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑие
же
влаÑÑи
оÑ
Ðога
ÑÑÑановленÑ
»
(
Ð
ÑимлÑнам
13:1).
ÐÑинÑÑие
коÑолÑ
как
влаÑÑÑ
,
иÑÑ Ð¾
-
дÑÑÑÑ
оÑ
Ðога
как
беÑÑменного
ÑовеÑена
,
изнаÑалÑно
бÑло
ÑаÑÑÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑвенного
поÑÑдка
в
Ðнглии
.
Ðо
,
пÑинимаÑ
ÑÑÑ
влаÑÑÑ
,
опиÑаннÑÑ
Ðавлом
,
коÑолÑ
по
-
лÑÑал
и
каÑаÑÑий
«
меÑ
»
как
ÑвÑÑенное
пÑаво
оÑо
-
мÑÑиÑÑ
«
в
наказание
делаÑÑемÑ
злое
» (
Ð
ÑимлÑнам
13:4).
ÐалÑнейÑаÑ
иеÑаÑÑ Ð¸Ñ
Ñинов
пÑавоÑÑдиÑ
по
ниÑÑ Ð¾Ð´ÑÑей
бÑла
пÑедÑÑавлена
ÑÑдÑÑми
вÑÑÑего
ÑÑ
-
да
.
ÐлавнÑÑ
ÑÑдей
бÑло
двенадÑаÑÑ
,
и
Ñподобление
иÑ
по
ÑиÑлÑ
и
«
ÑÑнкÑиÑм
»
двенадÑаÑи
апоÑÑолам
бÑло
неоÑÑемлемой
ÑаÑÑÑÑ
как
ÑÑидиÑеÑкой
,
Ñак
и
пÑопо
-
ведниÑеÑкой
пÑакÑики
.
Ð
.
ÐÑден
в
Ñпоминаемом
вÑ
-
Ñе
ÑÑакÑаÑе
«
РазмÑÑлениÑ
об
иÑполниÑелÑном
ÑÑдо
-
пÑоизводÑÑве
оÑноÑиÑелÑно
наÑиÑ
ÑголовнÑÑ
зако
-
нов
»
пиÑеÑ
: «
ÐÑдÑоÑÑÑ
наÑей
конÑÑиÑÑÑии
заклÑÑа
-
еÑÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
полноÑа
иÑполниÑелÑной
влаÑÑи
â
в
ÑÑкаÑ
ÐоÑолÑ
,
коÑоÑÑй
делегиÑÑеÑ
ее
дÑÑгим
маги
-
ÑÑÑаÑам
,
дейÑÑвÑÑÑим
оÑ
его
лиÑа
;
оÑноÑиÑелÑно
ÑголовнÑÑ
законов
главнÑе
из
ÑÑиÑ
магиÑÑÑаÑов
â
двенадÑаÑÑ
ÑÑдей
Ðнглии
â¦
ÑÑи
апоÑÑолÑ
мÑдÑоÑÑи
избиÑаÑÑÑÑ
из
ÑамÑÑ
компеÑенÑнÑÑ
и
знаÑÑиÑ
ÑÑи
-
ÑÑов
â¦
и
даÑÑ
ÑоÑжеÑÑвеннÑÑ
клÑÑвÑ
оÑпÑавлÑÑÑ
пÑа
-
воÑÑдие
» [5.
Ð
. 22â23].
ÐеÑмоÑÑÑ
на
нÑавоÑÑиÑелÑнÑй
Ñ Ð°ÑакÑеÑ
ÑÑакÑаÑа
и
новозавеÑнÑÑ
меÑаÑоÑÑ
,
авÑоÑ
подÑеÑкиваеÑ
гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
(
ÑвеÑÑкÑÑ
!)
пÑиÑодÑ
пÑавоÑÑдиÑ
,
иÑÑ Ð¾Ð´ÑÑего
оÑ
ÑÑдей
.
Ðеком
ÑанÑÑе
ан
-
гликанÑкий
ÑвÑÑенник
Ð
.
Янг
,
ÑÑавниваÑ
на
ÑÑоÑ
Ñаз
77
двенадÑаÑÑ
пÑиÑÑжнÑÑ
Ñ
апоÑÑолами
,
Ñбеждал
ÑвоÑ
паÑÑвÑ
,
ÑÑо
земной
ÑÑд
вÑÑÑÑпаеÑ
«
пÑологом
»
и
подго
-
Ñовкой
к
ÑÑÑаÑномÑ
ÑÑдÑ
,
а
пÑинÑÑие
земного
наказа
-
ниÑ
можеÑ
пÑедоÑвÑаÑиÑÑ
(
иÑкÑпиÑÑ
)
наказание
в
веÑ
-
ноÑÑи
.
ÐоделÑ
земного
ÑÑда
,
Ñ
ÑÑдÑей
во
главе
и
пÑи
-
ÑÑжнÑми
вокÑÑг
,
он
ÑподоблÑл
небеÑной
модели
,
когда
Ð¥ÑиÑÑоÑ
,
окÑÑженнÑй
ангелами
,
бÑдеÑ
веÑÑиÑÑ
Ñвой
ÑÑд
[15].
СÑавнение
пÑиÑÑжнÑÑ
Ñ
апоÑÑолами
подкÑеп
-
лÑло
веÑÑ
в
иÑ
непоÑоÑноÑÑÑ
и
неподкÑпноÑÑÑ
.
Ð
каждом
из
вÑÑÑиÑ
ÑÑдов
бÑли
пÑедÑÑавленÑ
вÑезднÑе
(
аÑÑизнÑе
)
ÑÑдÑи
,
коÑоÑÑе
дваждÑ
в
год
ÑазÑезжали
по
окÑÑгам
,
не
оÑÑанавливаÑÑÑ
нигде
болÑÑе
Ñем
на
однÑ
ноÑÑ
(
ÑÑобÑ
иÑклÑÑиÑÑ
подкÑп
,
ÑгÑозÑ
и
Ñ
.
п
.),
и
веÑÑили
пÑавоÑÑдие
как
по
гÑаждан
-
Ñким
,
Ñак
и
по
ÑголовнÑм
делам
.
ÐÑдан
в
деÑалÑÑ
опиÑÑваеÑ
визиÑ
ÑÑдей
ÐоÑолевÑкой
ÑкамÑи
, «
внÑÑа
-
ÑÑий
ÑжаÑ
виновнÑм
и
гаÑанÑиÑÑÑÑий
заÑиÑÑ
и
безопаÑноÑÑÑ
невиннÑм
в
каждом
Ñголке
коÑолев
-
ÑÑва
» [5.
Ð
. 23].
Ðод
звÑки
ÑÑÑб
ÑазÑезднÑе
ÑÑдÑи
,
облаÑеннÑе
в
манÑии
,
и
меÑÑнÑе
пÑиÑÑжнÑе
напÑав
-
лÑÑÑÑÑ
в
ÑеÑковÑ
,
заÑем
возвÑаÑаÑÑÑÑ
в
помеÑение
ÑÑда
,
иногда
ÑкÑаÑенное
ÑвеÑами
и
дÑÑиÑÑÑми
ÑÑа
-
вами
,
где
ÑоÑжеÑÑвенно
оглаÑаÑÑÑÑ
иÑ
полномоÑиÑ
.
Ð
ÑамÑÑ
ÑоÑжеÑÑвеннÑÑ
вÑÑажениÑÑ
ÑÑдÑÑ
ÑаÑÑÑжда
-
еÑ
о
пÑиÑоде
пÑеÑÑÑплениÑ
,
о
назнаÑении
законов
и
пÑÑаеÑÑÑ
донеÑÑи
до
пÑиговоÑеннÑÑ
мÑÑлÑ
о
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾
-
димоÑÑи
доÑÑойно
пÑовеÑÑи
поÑледние
ÑаÑÑ
.
ÐÑи
ÑÑом
ÐÑдан
подÑеÑкиваеÑ
,
ÑÑо
ÑеÑÑ
должна
пÑоизве
-
ÑÑи
впеÑаÑление
не
ÑолÑко
на
пÑеÑÑÑпников
,
но
и
на
вÑÑ
аÑдиÑоÑиÑ
: «â¦
на
пÑоÑÑжении
оÑÑавÑейÑÑ
жиз
-
ни
они
бÑдÑÑ
избавленÑ
оÑ
Ñоблазна
вÑÑÑпиÑÑ
на
ÑколÑзкÑÑ
доÑожкÑ
,
поÑколÑкÑ
ÑзÑÑÑ
вооÑиÑ
,
к
ÑемÑ
она
пÑиводиÑ
â¦
ÑжаÑнÑе
Ñлова
пÑиговоÑа
пÑозвÑÑали
,
пÑеÑÑÑпников
Ñвели
и
Ñолпа
ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ
по
домам
,
ÑноÑÑ
на
ÑÑÑаÑ
ÑкоÑбнÑÑ
новоÑÑÑ
â¦
неоÑвÑаÑимоÑÑÑ
наказаниÑ
оÑевидна
,
и
вÑе
гÑаÑÑÑво
оÑÑÑаеÑ
долго
-
вÑеменнÑй
ÑÑÑекÑ
Ñголовного
пÑавоÑÑдиÑ
,
а
дÑÑгие
ÑÑдÑи
,
Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ñе
его
пÑимеÑом
,
пÑодолжаÑÑ
Ñ ÑаниÑÑ
и
пеÑедаваÑÑ
ÑпÑаведливоÑÑÑ
и
иÑÑинÑ
оÑ
по
-
колениÑ
к
поколениÑ
» [Ibid. P. 30].
ÐижнÑÑ
ÑÑÑпенÑ
в
ÑÑдебной
иеÑаÑÑ Ð¸Ð¸
â
миÑовÑе
ÑÑдÑ
â
Ñакже
позиÑио
-
ниÑовалиÑÑ
как
пеÑваÑ
ÑÑÑпенÑ
леÑÑниÑÑ
,
воÑÑ Ð¾Ð´ÑÑей
к
пÑавоÑÑдиÑ
ТвоÑÑа
.
ÐÑÑÑÑпаÑ
в
ÑÑде
пÑиÑÑжнÑÑ
в
ÐкÑÑоÑде
,
кÑаÑноÑеÑивÑй
пÑоповедник
ТомаÑ
ÐиÑÑе
ÑÑавнил
иеÑаÑÑ Ð¸Ñ
ÑÑдов
«
Ñо
ÑÑÑпенÑми
,
воÑÑ Ð¾Ð´ÑÑими
к
СоломоновÑ
ÑÑонÑ
(
к
коÑолевÑкой
влаÑÑи
!),
а
ÑеÑез
нее
â
к
ÐогÑ
: «â¦
ибо
неÑ
ÑлÑжиÑелÑ
пÑавоÑÑдиÑ
,
коÑо
-
ÑÑй
не
бÑл
бÑ
ÑлÑжиÑелем
ÐоÑпода
Ðога
» [16.
Ð
. 9].
ÐÑÑледоваÑелÑ
Ð
.
ÐиÑлеÑ
,
подÑобно
опиÑав
англий
-
Ñкие
ÑÑдебнÑе
ÑиÑÑалÑ
ÑеÑединÑ
XVIII
в
.,
ÑÑавнивал
леÑÑниÑÑ
пÑавоÑÑдиÑ
Ñ
«
великой
ÑепÑÑ
влаÑÑи
»
в
ÑвÑ
-
Ñом
деле
поддеÑжаниÑ
обÑеÑÑвенного
поÑÑдка
:
ÑÑ
-
дебнаÑ
влаÑÑÑ
,
Ñаким
обÑазом
,
вÑÑекала
не
из
воли
монаÑÑ Ð°
либо
паÑламенÑа
,
а
бÑла
обÑÑловлена
иеÑаÑ
-
Ñ Ð¸ÐµÐ¹
ÑÑдебнÑÑ
Ñинов
,
воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑиÑ
к
монаÑÑ Ñ
,
ÑÑÑ
влаÑÑÑ
,
в
ÑвоÑ
оÑеÑедÑ
,
воÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð°
к
ТвоÑÑÑ
[17].
Таким
обÑазом
,
опÑеделÑÑÑей
оÑобенноÑÑÑÑ
кÑлÑÑÑÑного
конÑекÑÑа
воÑпÑиÑÑиÑ
пÑавоÑÑдиÑ
длÑ
англиÑан
Ðового
вÑемени
бÑла
ÑвеÑдаÑ
ÑбежденноÑÑÑ
в
ÑопÑиÑаÑÑноÑÑи
ТвоÑÑа
к
земномÑ
пÑавоÑÑдиÑ
и
наказаниÑ
.
ÐогоÑловÑкаÑ
ÑиÑоÑика
наÑла
гениалÑное
опÑавдание
пÑавомеÑноÑÑи
вÑнеÑениÑ
ÑмеÑÑного
пÑи
-
говоÑа
.
ÐоÑколÑкÑ
,
в
ÑооÑвеÑÑÑвии
Ñ
ÐиÑанием
,
ни
один
Ñеловек
не
имел
влаÑÑи
ни
над
Ñвоей
жизнÑÑ
,
ни
над
жизнÑÑ
и
ÑмеÑÑÑÑ
дÑÑгого
Ñеловека
,
вÑнеÑение
ÑмеÑÑного
пÑиговоÑа
могло
бÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ
как
гÑеÑ
ÑбийÑÑва
.
Ð
пÑоповеди
,
поÑвÑÑенной
оÑеÑедной
годовÑине
воÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
коÑолевÑ
ÐннÑ
на
пÑеÑÑол
,
епиÑкоп
ÐкÑÑеÑÑкий
ÐлÑколл
подÑеÑкивал
:
ÑолÑко
ÐÑевÑÑний
имееÑ
влаÑÑÑ
над
жизнÑÑ
и
ÑмеÑÑÑÑ
,
но
Ðн
даÑÑеÑ
монаÑÑ Ñ
,
а
ÑеÑез
него
вÑей
ÑиÑÑеме
пÑаво
-
ÑÑдиÑ
«
лÑÑ
или
ÑаÑÑÑ
ÐожеÑÑвенной
влаÑÑи
».
Таким
обÑазом
,
пÑÑмаÑ
ÑвÑзÑ
ÑиÑÑемÑ
пÑавоÑÑдиÑ
Ñ
Ðоже
-
ÑÑвенной
ÑпÑаведливоÑÑÑÑ
как
бÑ
«
оÑвÑÑала
»
пÑаво
на
вÑнеÑение
пÑиговоÑа
о
наказании
,
в
Ñом
ÑиÑле
ÑмеÑÑного
пÑиговоÑа
,
коÑоÑÑй
в
данном
конÑекÑÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ
не
как
гÑеÑ
ÑбийÑÑва
,
а
как
воплоÑе
-
ние
ÐожÑей
ÑпÑаведливоÑÑи
[18.
Ð
. 9â11].
ÐакономеÑно
,
ÑÑо
лÑвинаÑ
долÑ
иниÑиаÑив
по
боÑÑбе
Ñ
ÑÑкалаÑией
пÑеÑÑÑпноÑÑи
не
пÑоÑÑо
оÑмеÑена
влиÑнием
Ñелигиозного
миÑовоззÑениÑ
англиÑан
,
а
именно
ÑелигиÑ
ÑвлÑеÑÑÑ
непоÑÑедÑÑвеннÑм
иÑÑоÑни
-
ком
и
ÑÑедÑÑвом
пениÑенÑиаÑного
ÑеÑоÑмиÑованиÑ
.
УпоминаемÑй
вÑÑе
ÐжонаÑ
Ð¥Ñнвей
в
попÑÑке
«
диа
-
гноÑÑиÑоваÑÑ
»
глÑбиннÑе
пÑиÑинÑ
ÑоÑÑа
пÑеÑÑÑпно
-
ÑÑи
,
вÑдвигаеÑ
пÑедположение
: «
Ðе
ÑвлÑеÑÑÑ
ли
оÑлабление
или
оÑÑиÑание
Ñелигии
главной
пÑиÑиной
Ñого
,
на
ÑÑо
мÑ
жалÑемÑÑ
?» [4.
С
. 4].
Ðо
-
ÑвоемÑ
Ñо
-
глаÑен
Ñ
ним
и
ÐÑден
,
гоÑÑко
ÑожалеÑ
о
Ñом
,
ÑÑо
пÑо
-
ÑедÑÑа
ÑовÑеменного
емÑ
ÑÑдебного
пÑоÑеÑÑа
более
не
внÑÑаеÑ
ÑвÑÑенного
ÑÑепеÑа
и
не
имееÑ
ожидаемо
-
го
дидакÑиÑеÑкого
ÑÑÑекÑа
.
ÐÑиÑике
пÑоповедника
подвеÑгаÑÑÑÑ
и
ÑÑдÑи
â «
апоÑÑолÑ
мÑдÑоÑÑи
»,
коÑо
-
ÑÑе
вмеÑÑо
Ñого
,
ÑÑобÑ
вÑноÑиÑÑ
веÑдикÑ
,
иÑÑ Ð¾Ð´Ñ
из
веÑноÑÑи
даваемой
ими
пÑиÑÑге
,
ÑÑководÑÑвÑÑÑÑÑ
ÑообÑажениÑми
лиÑного
Ñ Ð°ÑакÑеÑа
,
Ñакими
,
напÑимеÑ
,
как
ÑеловеÑеÑкое
ÑоÑÑвÑÑвие
,
ÑÑÑалоÑÑÑ
,
нежелание
«
бÑаÑÑ
на
дÑÑÑ
гÑеÑ
».
СвÑÑенник
-
калÑвиниÑÑ
Ñак
ÑÑÑог
в
ÑвоиÑ
ÑÑебованиÑÑ
к
ÑвÑÑенной
пÑоÑедÑÑе
оÑпÑавлениÑ
пÑавоÑÑдиÑ
,
ÑÑо
оÑÑждаеÑ
даже
Ñакие
,
на
его
взглÑд
, «
пагÑбнÑе
длÑ
пÑавоÑÑдиÑ
ÑвлениÑ
»,
как
допÑоÑ
пÑеÑÑÑпников
и
ÑвидеÑелей
в
поÑлеобеденное
вÑемÑ
,
когда
болÑÑаÑ
ÑаÑÑÑ
пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑиÑ
в
ÑÑде
лÑдей
«
ÑазмоÑенÑ
ÑÑжелой
пиÑей
и
кÑепкими
напиÑками
:
жаÑа
и
алкоголÑнÑе
паÑÑ
погÑÑжаÑÑ
до
-
ÑÑопоÑÑенного
ÑÑдÑÑ
в
Ñонное
оÑепенение
,
из
коÑоÑо
-
го
его
вÑводÑÑ
ÑдаÑом
локÑÑ
в
бок
â¦
и
оÑ
ÑÑой
мелоÑи
завиÑиÑ
ÑÑдÑба
злоÑÑаÑÑного
оÑÑжденного
!» [5.
Ð
. 144].
Ðо
мнениÑ
ÐÑдана
,
пÑоблема
ÑовÑеменного
емÑ
ÑазгÑла
пÑеÑÑÑпноÑÑи
ÑокÑÑÑа
в
Ñклонении
ÑÑдей
(
ÑеÑ
ÑамÑÑ
«
апоÑÑолов
»,
наделеннÑÑ
пÑавом
пÑовод
-
ников
ÐожеÑÑвенного
возмездиÑ
)
оÑ
неÑкоÑниÑелÑно
-
го
ÑледованиÑ
законам
как
земнÑм
,
Ñак
и
небеÑнÑм
.
ÐлÑ
ÐÑдана
-
ÑвÑÑенника
позиÑиÑ
ÑÑдÑи
â
еÑе
и
вÑзов
ÐожеÑÑвенномÑ
«
пÑедопÑеделениÑ
».
ÐлÑ
калÑвини
-
ÑÑов
понÑÑие
«
пÑедопÑеделение
»
ознаÑало
беÑком
-
пÑомиÑÑное
повеление
ÑÑдÑбÑ
как
ÐожÑей
Ðоли
во
вÑеÑ
облаÑÑÑÑ
.
ÐÑе
,
ÑÑо
Ðог
пÑедопÑеделил
,
Ñ ÑиÑÑиа
-
нин
должен
пÑинÑÑÑ
без
ÑÑенаний
и
жалоб
.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ
из
ÑÑой
догмÑ
,
наказание
,
поÑланное
земной
влаÑÑÑÑ
,
надобно
«
пÑинимаÑÑ
ÑеÑпеливо
,
как
ÐÑÑÑее
Ðаказа
-
ние
,
ниÑпоÑланное
за
Ñвое
неповиновение
».
Ðлизкие
к
взглÑдам
ÐÑдана
единомÑÑленники
пÑедÑÑавлÑли
ÑÑловно
конÑеÑваÑивное
кÑÑло
в
назÑевавÑей
ÑеÑоÑ
-
78
ме
Ñголовного
пÑавоÑÑдиÑ
:
ÑмеÑÑнаÑ
казнÑ
â
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾
-
димое
пÑиложение
к
ÑголовномÑ
законÑ
,
а
«
опÑавда
-
ÑелÑнÑе
пÑиговоÑÑ
пÑивели
на
виÑелиÑÑ
болÑÑе
лÑ
-
дей
,
Ñем
ÑпаÑли
оÑ
нее
» [5.
Ð
. 122].
ÐеÑÑ Ð¾Ð·Ð°Ð²ÐµÑнаÑ
Ñи
-
ÑоÑика
,
иÑполÑзÑемаÑ
ÑÑоÑонниками
конÑеÑваÑивной
алÑÑеÑнаÑивÑ
пениÑенÑиаÑной
ÑеÑоÑмÑ
,
пÑизÑвала
«
боÑзливÑÑ
же
и
невеÑнÑÑ
,
и
ÑквеÑнÑÑ
и
ÑбийÑ
,
и
лÑбодеев
и
ÑаÑодеев
,
и
идолоÑлÑжиÑелей
и
вÑеÑ
лже
-
Ñов
ÑÑаÑÑÑ
в
озеÑе
,
гоÑÑÑем
огнем
и
ÑеÑоÑ
» (
ÐÑкÑо
-
вение
21:6â8).
Ð
Ñакой
ÑиÑÑаÑии
наиболее
оÑÑодок
-
ÑалÑнÑе
пÑедÑÑавиÑели
английÑкого
пÑÑиÑанизма
за
-
нÑли
непÑимиÑимо
жеÑÑкÑÑ
позиÑиÑ
в
оÑноÑении
изменениÑ
ÑиÑÑемÑ
наказаниÑ
в
ÑÑоÑонÑ
ее
гÑманиза
-
Ñии
,
ÑаÑÑмаÑÑиваÑ
ÑÑо
как
наÑÑÑение
догмÑ
о
пÑед
-
опÑеделении
веÑного
наказаниÑ
.
Ðо
мнениÑ
ÑовÑе
-
менного
иÑÑоÑика
Ð
.
ÐÑиÑеÑа
,
именно
ÑÑи
пÑоÑе
-
ÑÑанÑÑкие
догмÑ
оÑÑавалиÑÑ
ÑеÑÑезнÑм
пÑепÑÑÑÑвием
к
оÑмене
ÑмеÑÑной
казни
в
Ðнглии
на
пÑоÑÑжении
долгого
вÑемени
[19.
Ð
. 99].
Ð
Ñаком
конÑекÑÑе
ÑелигиÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ
не
как
иÑÑоÑник
ÑеÑоÑмизма
,
а
как
моÑнаÑ
Ñила
пÑоÑиводей
-
ÑÑвиÑ
ÑоÑиалÑнÑм
изменениÑм
.
ÐÑледÑÑвие
ÑÑого
воз
-
никаеÑ
поÑенÑиалÑнаÑ
возможноÑÑÑ
иÑкаженного
Ñмо
-
заклÑÑениÑ
:
еÑли
ÑелигиÑ
ÑопÑоÑивлÑлаÑÑ
пÑогÑеÑÑив
-
нÑм
изменениÑм
,
Ñо
лÑбаÑ
ÑоÑÑоÑвÑаÑÑÑ
ÑеÑоÑма
,
в
наÑем
ÑлÑÑае
ÑеÑоÑма
Ñголовного
пÑавоÑÑдиÑ
, â
Ñе
-
зÑлÑÑаÑ
ÑекÑлÑÑизаÑии
облаÑÑи
ÑеÑоÑмиÑованиÑ
и
вÑ
-
ÑвобождениÑ
оÑ
ÑеÑковной
догмаÑики
.
Ð
ÑÑловиÑÑ
ан
-
глийÑкого
обÑеÑÑва
XVIII
в
.,
напÑоÑив
,
алÑÑеÑнаÑив
-
нÑе
ÑеÑоÑмаÑоÑÑкие
пÑоекÑÑ
в
облаÑÑи
иÑполнениÑ
Ñголовного
наказаниÑ
пÑедложили
и
впеÑвÑе
оÑÑÑе
-
ÑÑвили
именно
пÑедÑÑавиÑели
ÑелигиознÑÑ
ÑеÑений
,
коÑоÑÑе
видели
в
новом
ÑÑÑÑойÑÑве
ÑÑÑÑмÑ
ÑазвиÑие
ÑвоиÑ
взглÑдов
на
пÑиÑодÑ
Ñеловека
.
ТеологиÑ
XVIII
в
.
вÑнÑждена
пÑиÑпоÑабливаÑÑÑÑ
к
веÑниÑм
и
ноÑмам
вÑемени
,
как
ÑÑо
пÑоизоÑло
,
напÑимеÑ
,
в
ÐеÑмании
,
где
ее
вÑдаÑÑиеÑÑ
деÑÑели
,
Ñакие
как
Ð¥
.
ÐолÑÑ
,
Ð
.
С
.
ÐемлеÑ
,
Ð
.
С
.
РейнмаÑÑÑ
,
Ð
.
Ð
.
ШпалÑдинг
,
ÑÑакÑовали
некоÑоÑÑе
калÑвиниÑÑ
-
Ñкие
догмÑ
(
в
пеÑвÑÑ
оÑеÑедÑ
идеÑ
пеÑвоÑодного
гÑÐµÑ Ð°
и
пÑедопÑеделениÑ
)
как
«
оÑкоÑбиÑелÑное
наÑÑ
-
Ñение
ÑлеменÑаÑнÑÑ
логиÑеÑкиÑ
и
ÑÑиÑеÑкиÑ
зако
-
нов
»,
пÑи
ÑÑом
не
покидаÑ
и
не
пÑеодолеваÑ
«
поÑвÑ
догмаÑики
как
Ñаковой
» [11.
С
. 173].
Со
вÑеменем
ÑоÑмиÑÑÑÑаÑÑÑ
ÑаÑионалиÑÑиÑеÑкаÑ
ÑеологиÑ
пÑоÑе
-
ÑÑанÑов
подвеÑгла
ÑомнениÑ
ÑÑение
о
«
веÑном
нака
-
зании
длÑ
гÑеÑников
»,
Ñ Ð°ÑакÑеÑное
длÑ
ÑÑÑовой
ÑÑедневековой
пÑавовой
ÑÑадиÑии
. «
РазÑмноÑÑÑ
Ñ Ñи
-
ÑÑианÑÑва
»,
коÑоÑÑÑ
пÑовозглаÑил
Ñам
Ðжон
Ðокк
,
поÑÑепенно
пÑоникала
во
вÑе
ÑÑеÑÑ
обÑеÑÑвенной
жизни
,
в
Ñом
ÑиÑле
в
облаÑÑÑ
пÑавоÑÑдиÑ
.
Ðо
замеÑа
-
ниÑ
Ðж
.
ТÑевелÑÑна
,
в
XVIII
в
. «
пÑивеÑженÑÑ
нового
пÑÑиÑанизма
â¦
ÑÑаÑалиÑÑ
пÑименÑÑÑ
милоÑеÑдие
Ðо
-
вого
ÐавеÑа
,
вмеÑÑо
гÑÑбÑÑ
наÑÑавлений
ÐеÑÑ Ð¾Ð³Ð¾
,
Ñ
коÑоÑÑми
Ñли
в
биÑвÑ
войÑка
ÐÑомвелÑ
» [9.
С
. 375].
Ðодобное
ÑмеÑение
акÑенÑов
Ñ
божеÑÑвенной
каÑÑ
на
божÑÑ
милоÑÑÑ
деÑалÑно
иÑÑледовано
бÑиÑанÑким
иÑÑоÑиком
Ð
.
ÐакгоÑÑном
в
ÑабоÑе
«
Ðзменение
лиÑа
ÐебеÑного
пÑавоÑÑдиÑ
»,
где
авÑоÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
к
ÑледÑ
-
ÑÑемÑ
вÑводÑ
: «
Ð
век
наÑки
и
ÑазÑма
жеÑÑокое
нака
-
зание
кажеÑÑÑ
неÑовмеÑÑимÑм
Ñ
â
ÑазÑмноÑÑÑÑ
â
Ðо
-
га
â¦
Ð
опаÑении
,
ÑÑо
ÑÑÑовоÑÑÑ
и
безÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑÑÑ
ÑÑого
поÑÑÑлаÑа
поÑодиÑ
болÑÑое
колиÑеÑÑво
ÑомневаÑ
-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ
,
гоÑÑдаÑÑÑво
и
ÑеÑковÑ
пÑедпоÑли
ÑмеÑÑиÑÑÑÑ
Ñ
позиÑии
воплоÑениÑ
божеÑÑвенного
возмездиÑ
в
ÑÑо
-
ÑонÑ
олиÑеÑвоÑениÑ
божеÑÑвенной
благоÑклонноÑÑи
»
[20.
С
. 93].
Ð
Ðнглии
же
оÑÑодокÑалÑнÑе
догмÑ
наÑли
ÑвоиÑ
пÑоÑивников
как
в
лиÑе
ÑилоÑоÑов
,
к
пÑимеÑÑ
,
ШеÑÑÑбеÑи
,
пÑезиÑавÑего
ÑеÑ
, «
Ñ
кого
неÑ
лÑÑÑиÑ
ÑообÑажений
в
полÑзÑ
ÑеÑÑноÑÑи
,
кÑоме
ÑÑÑа
-
Ñ Ð°
пеÑед
виÑелиÑей
и
ÑÑÑÑмой
» [21.
С
. 315],
Ñак
и
в
ÑÑÑле
Ñамого
пÑоÑеÑÑанÑизма
,
а
именно
в
ÑеологиÑе
-
ÑкиÑ
пÑедÑÑавлениÑÑ
«
Религиозного
обÑеÑÑва
дÑÑ
-
зей
» â
квакеÑов
.
Ð
каÑеÑÑве
алÑÑеÑнаÑивÑ
«
веÑномÑ
наказаниÑ
»
длÑ
гÑеÑников
квакеÑÑ
пÑедложили
воз
-
можноÑÑÑ
ÑпаÑениÑ
ÑеÑез
покаÑние
и
иÑкÑпление
.
ÐÑновÑ
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾
ÑÑениÑ
квакеÑов
ÑоÑÑавлÑеÑ
«
опÑÑ
внÑÑÑеннего
ÑвеÑа
» â
веÑа
в
Ñо
,
ÑÑо
«
ÑаÑÑиÑа
Ðога
»
ÑÑÑеÑÑвÑеÑ
внÑÑÑи
каждого
Ñеловека
незавиÑи
-
мо
оÑ
возÑаÑÑа
,
пола
,
ÑоÑиалÑного
положениÑ
,
ÑаÑо
-
вой
или
наÑионалÑной
пÑинадлежноÑÑи
,
а
Ñакже
(
ÑÑо
имело
опÑеделÑÑÑее
знаÑение
!)
оÑ
нÑавÑÑвенного
облика
.
Ðоанн
говоÑиÑ
об
ÐиÑÑÑе
: «
Ð
нем
бÑла
жизнÑ
и
жизнÑ
бÑла
ÑвеÑом
Ñеловеков
.
Ð
ÑвеÑ
во
ÑÑме
ÑвеÑиÑ
и
ÑÑма
не
обÑÑла
его
» (1:4â5). «
ÐÑоÑ
ÑвеÑ
пÑоÑвеÑаеÑ
вÑÑкого
Ñеловека
,
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ÑÑего
в
миÑ
» (1:9)
Ðо
Ñбеж
-
дениÑм
«
дÑÑзей
»,
ÐиÑÑÑ
,
как
ÐогоÑ
,
ÑвÑзÑваеÑ
Ñело
-
веÑеÑÑво
Ñ
Ðогом
и
пÑиноÑиÑ
в
миÑ
ÑвеÑ
,
коÑоÑÑй
поз
-
волÑеÑ
ÑеловеÑеÑÑвÑ
в
Ñелом
и
конкÑеÑномÑ
индивидÑ
не
погÑÑжаÑÑÑÑ
во
ÑÑмÑ
и
ÑовеÑÑаÑÑ
поÑÑÑпки
,
поÑен
-
ÑиалÑно
ÑвободнÑе
оÑ
гÑÐµÑ Ð°
.
Ð
Ñаком
конÑекÑÑе
имен
-
но
«
внÑÑÑенний
ÑвеÑ
»
даеÑ
возможноÑÑÑ
даже
ÑамомÑ
закоÑенеломÑ
негодÑÑ
,
как
бÑ
глÑбоко
он
не
погÑÑз
в
пÑеÑÑÑплениÑÑ
,
покаÑÑÑÑÑ
,
обÑаÑиÑÑÑÑ
и
иÑпÑавиÑÑÑÑ
.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ
из
Ñеологии
квакеÑов
,
ÑмеÑÑнаÑ
казнÑ
,
Ñ
ÑоÑки
зÑениÑ
беÑÑмеÑÑноÑÑи
дÑÑи
, â
Ñ ÑдÑее
,
ÑÑо
можеÑ
ÑделаÑÑ
Ñеловек
Ñ
Ñеловеком
,
Ñак
как
пÑеждевÑемен
-
наÑ
ÑмеÑÑÑ
лиÑаеÑ
его
возможноÑÑи
иÑкÑплениÑ
Ñвое
-
го
гÑÐµÑ Ð°
в
ÑÑой
жизни
.
ÐвакеÑÑ
вÑÑÑÑпили
акÑивнÑми
аболиÑиониÑÑами
инÑÑиÑÑÑа
ÑмеÑÑной
казни
,
обÑеди
-
нивÑиÑÑ
Ñ
Ñакими
паÑламенÑаÑиÑми
-
ÑеÑоÑмаÑоÑами
,
как
С
.
Ромилли
и
У
.
Ðден
,
возглавивÑими
боÑÑбÑ
пÑоÑив
вÑÑÑей
меÑÑ
под
Ñгидой
идеи
ÑÑвеÑждениÑ
ÑÑндаменÑалÑнÑÑ
пÑав
Ñеловека
.
Ð¡Ð¾Ñ ÑанÑÑ
пÑеÑÑÑп
-
никÑ
-
гÑеÑникÑ
жизнÑ
,
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
бÑло
ÑоздаÑÑ
ÑÑло
-
виÑ
длÑ
поÑледÑÑÑего
покаÑниÑ
и
обÑаÑениÑ
,
обеÑпе
-
ÑиÑÑ
возможноÑÑÑ
«
оÑкÑÑÑÑ
в
Ñебе
внÑÑÑенний
ÑвеÑ
».
Ðменно
квакеÑÑ
пÑедложили
понÑÑие
«
пениÑенÑиаÑий
»
â
Ðом
покаÑниÑ
(Penitentiary House),
коÑоÑÑй
пÑевÑа
-
ÑилÑÑ
в
наÑиÑаÑелÑное
обознаÑение
новой
паÑадигмÑ
Ñголовного
пÑавоÑÑдиÑ
и
ÑовÑеменной
ÑÑÑÑмÑ
.
Ð
ÑооÑ
-
веÑÑÑвии
Ñ
ÑбежденноÑÑÑÑ
ÑÑоÑонников
пениÑенÑиаÑиÑ
в
догмаÑе
«
ÑеÑез
покаÑние
обÑеÑаеÑÑÑ
пÑоÑение
»,
ÑолÑ
-
ко
коÑенное
пеÑевоÑпиÑание
можеÑ
оÑкÑÑÑÑ
заблÑдÑемÑ
в
поÑоке
пÑеÑÑÑпникÑ
пÑиемлемÑе
ÑÑандаÑÑÑ
поведениÑ
в
Ñивилизованном
обÑеÑÑве
.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ
из
ÑÑого
,
иÑкÑпле
-
ние
ÑÑебÑеÑ
глÑбокого
и
длиÑелÑного
по
вÑемени
ÑаÑка
-
ÑниÑ
,
возможного
в
ÑÑловиÑÑ
ÑеÑоÑмиÑованного
ÑÑ
-
Ñемного
заклÑÑениÑ
.
ÐÑогом
ÑÑого
идеологиÑеÑкого
ÑÑапа
боÑÑбÑ
за
ÑеÑоÑмÑ
Ñголовного
пÑавоÑÑдиÑ
ÑÑал
поÑÑепеннÑй
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´
оÑ
ÑÑаÑоÑа
как
ÑдеÑживаÑÑего
ÑакÑоÑа
пÑеÑÑÑпноÑÑи
к
пениÑенÑиаÑной
ÑиÑÑеме
,
глав
-
ной
ÑелÑÑ
коÑоÑой
ÑÑала
задаÑа
иÑпÑавлениÑ
и
Ñеабили
-
ÑаÑии
пÑавонаÑÑÑиÑелÑ
.
79
Ðе
ÑледÑеÑ
,
однако
,
ÑÑиÑаÑÑ
подобнÑе
взглÑдÑ
мо
-
нополией
«
Религиозного
обÑеÑÑва
дÑÑзей
».
Ð
«
ново
-
завеÑнÑм
»
аÑгÑменÑам
и
Ñ ÑиÑÑианÑкой
ÑиÑоÑике
пÑи
-
бегал
главнÑй
Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¸ÑелÑ
английÑкой
пениÑенÑи
-
аÑной
ÑеÑоÑмÑ
Ðжон
ÐоваÑд
.
ÐÑÑем
пÑизÑва
к
Ñ Ñи
-
ÑÑианÑкой
добÑодеÑели
,
апеллиÑÑÑ
к
пÑимеÑÑ
вÑе
-
пÑоÑаÑÑего
оÑноÑениÑ
Ð¥ÑиÑÑа
к
гÑеÑникам
,
Ðго
лÑбви
и
Ðго
гоÑовноÑÑи
пÑоÑÑиÑÑ
иÑ
и
пÑинÑÑÑ
,
Ðо
-
ваÑд
пÑÑалÑÑ
пеÑеломиÑÑ
ÑложивÑееÑÑ
в
обÑеÑÑве
пÑезÑиÑелÑно
-
пÑенебÑежиÑелÑное
оÑноÑение
к
пÑе
-
ÑÑÑпникам
как
к
«
оÑбÑоÑам
обÑеÑÑва
»
без
ÑанÑа
влиÑÑÑÑ
в
изгнавÑÑÑ
иÑ
ÑоÑиалÑнÑÑ
ÑÑедÑ
.
ÐÑли
ÑанÑ
веÑнÑÑÑÑÑ
к
ÐоÑподÑ
,
а
знаÑиÑ
,
и
пÑаведной
жизни
еÑÑÑ
Ñ
каждого
,
Ñо
обÑеÑÑво
пÑоÑÑо
обÑзано
пÑинÑÑÑ
иÑ
обÑаÑно
,
как
оÑеÑ
из
пÑиÑÑи
о
блÑдном
ÑÑне
.
ÐÑимÑкаÑÑей
по
Ñвоей
идейной
напÑавленно
-
ÑÑи
к
конÑепÑии
квакеÑÑкого
пениÑенÑиаÑного
«
об
-
ÑаÑениÑ
»
бÑл
пÑоекÑ
Ðж
.
Ð¥ÑнвеÑ
,
коÑоÑÑй
Ð
.
Ðак
-
гоÑÑн
назвал
пÑимеÑом
либеÑалÑного
ÑеÑоÑмаÑоÑÑÑва
Ñ
главной
ÑелÑÑ
«
замениÑÑ
ÑеÑÑоÑ
на
возможноÑÑÑ
иÑкÑплениÑ
и
покаÑниÑ
» [20.
Ð
. 92].
РаÑÑмаÑÑиваÑ
па
-
дение
Ñелигии
и
нÑавов
как
пÑиÑинÑ
кÑиминализаÑии
обÑеÑÑва
,
Ð¥Ñнвей
видиÑ
вÑÑ Ð¾Ð´
в
ее
«
иÑÑелÑÑÑиÑ
возможноÑÑÑÑ
»
и
пÑедлагаеÑ
моделÑ
одиноÑного
ÑÑ
-
Ñемного
заклÑÑениÑ
.
СовÑеменнÑе
ÑиланÑÑопÑ
меÑо
-
дÑ
боÑÑбÑ
Ñ
пÑеÑÑÑпноÑÑÑÑ
,
ÑводивÑиеÑÑ
к
ÑиÑоко
-
мÑ
пÑименениÑ
ÑмеÑÑной
казни
и
пÑакÑике
вÑÑÑлки
пÑеÑÑÑпников
в
заокеанÑкие
колонии
,
по
его
мнениÑ
,
не
ÑолÑко
не
ÑеÑаÑÑ
обознаÑеннÑÑ
пÑоблемÑ
,
но
и
ÑпоÑобÑÑвÑÑÑ
далÑнейÑемÑ
ÑазвÑаÑениÑ
наÑии
.
Ð
пÑедложенном
пÑоекÑе
одиноÑного
заклÑÑениÑ
пÑе
-
ÑÑÑпника
Ñледовало
подвеÑгнÑÑÑ
длиÑелÑной
изолÑ
-
Ñии
оÑ
обÑеÑÑва
в
одиноÑнÑÑ
камеÑÑ
,
коÑоÑаÑ
виде
-
лаÑÑ
ÑеÑоÑмаÑоÑÑ
как
«
пÑомежÑÑоÑное
пÑоÑÑÑанÑÑво
междÑ
двÑмÑ
миÑами
» (
земнÑм
и
небеÑнÑм
).
Ð
ÑÑой
«
ÑепÑезенÑаÑии
ÑиÑÑилиÑа
»
пÑеÑÑÑпник
(
Ñ
ÑоÑки
зÑе
-
ниÑ
гоÑÑдаÑÑÑва
и
обÑеÑÑва
)
и
гÑеÑник
(
по
Ñ ÑиÑÑиан
-
Ñким
догмам
)
полÑÑал
ÑанÑ
на
иÑкÑпление
и
пеÑед
лиÑом
ТвоÑÑа
и
в
глазаÑ
обÑеÑÑва
,
коÑоÑомÑ
нанеÑ
вÑед
.
ÐобÑвав
в
земном
ÑиÑÑилиÑе
,
ÑопÑовождаемÑй
Ðиблией
и
Ñловом
ÑÑÑемного
пÑоповедника
,
гÑеÑник
/
пÑеÑÑÑпник
мог
веÑнÑÑÑÑÑ
к
ÑеÑÑной
жизни
,
избежав
«
веÑного
наказаниÑ
»,
в
«
пÑÑинÑ
»
коÑоÑого
,
его
â
не
-
обÑаÑенного
и
не
ÑаÑкаÑвÑегоÑÑ
гÑеÑника
â
могла
ввеÑгнÑÑÑ
немедленнаÑ
ÑмеÑÑнаÑ
казнÑ
.
ФÑанÑÑзÑкий
ÑоÑиалÑнÑй
ÑилоÑоÑ
,
авÑоÑ
ÑеÑÑезного
кÑиминологи
-
ÑеÑкого
и
иÑÑоÑиÑеÑкого
иÑÑледованиÑ
«
ÐадзиÑаÑÑ
и
наказÑваÑÑ
.
Рождение
ÑÑÑÑмÑ
»
Ð
.
ФÑко
ÑÑиÑаеÑ
,
ÑÑо
именно
Ð¥Ñнвей
задал
базовÑÑ
ÑÑ ÐµÐ¼Ñ
бÑдÑÑей
евÑо
-
пейÑкой
ÑÑÑÑмÑ
:
как
«
пÑоÑÑÑанÑÑва
междÑ
двÑмÑ
миÑами
,
междÑ
пÑеÑÑÑплением
и
возвÑаÑом
к
пÑавÑ
и
добÑодеÑели
;
меÑÑо
пÑеобÑазованиÑ
индивида
,
коÑо
-
Ñое
веÑнеÑ
гоÑÑдаÑÑÑвÑ
ÑÑÑаÑенного
гÑажданина
» [22.
С
. 180].
СÑоÑонники
Ð
.
ФÑко
и
«
ÑеоÑии
ÑоÑиалÑного
кон
-
ÑÑолÑ
»,
неÑомненно
,
оÑпоÑили
бÑ
попÑÑки
пÑиÑиÑ
-
лиÑÑ
пениÑенÑиаÑнÑÑ
ÑеÑоÑмаÑоÑов
из
ÑÑда
Ðж
.
Ðо
-
ваÑда
и
Ðж
.
Ð¥ÑнвеÑ
к
либеÑалÑнÑм
ÑеÑоÑмаÑоÑам
,
а
конÑепÑиÑ
квакеÑов
â
к
ÑиÑоÑике
милоÑеÑдиÑ
и
вÑе
-
пÑоÑениÑ
.
Так
,
поÑледоваÑелÑ
«
Ñевизионизма
»
Ð
.
ÐÑ
-
пеÑ
Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑизовал
ÐоваÑда
как
«
Ñзколобого
,
неÑеÑ
-
пимого
,
ÑгоÑенÑÑиÑного
,
деÑÑÑÑкÑивного
и
,
возможно
,
ÑмалиÑенного
ÑанаÑика
»,
коÑоÑÑй
«
пÑовалил
»
дви
-
жение
за
ÑÑÑемнÑÑ
ÑеÑоÑмÑ
[23.
С
. 75],
а
иÑÑледова
-
ÑелÑ
Ð
.
ÐоÑган
Ñбежденно
доказÑвал
,
ÑÑо
ÑÑилиÑ
Ðо
-
ваÑда
в
оÑноÑении
Ñзников
«
поÑодили
б
о
лÑÑÑÑ
же
-
ÑÑокоÑÑÑ
,
ÑÑÑаданиÑ
и
поÑок
,
нежели
Ñо
,
ÑÑо
он
пÑ
-
ÑалÑÑ
Ñвоими
дейÑÑвиÑми
пÑедоÑвÑаÑиÑÑ
» [24.
С
. 391].
ÐÑениваÑ
ÑиÑоÑикÑ
евангелиÑÑов
и
квакеÑов
,
пÑизÑ
-
вавÑиÑ
пÑеÑÑÑпников
к
«
ежеминÑÑной
и
поÑÑоÑнной
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹
ÑабоÑе
над
Ñобой
,
в
ÑÑÑемлении
подавиÑÑ
Ñвои
злÑе
наклонноÑÑи
и
оÑиÑÑиÑÑ
ÑвоÑ
ÑобÑÑвеннÑÑ
жизнÑ
»
в
ÑÑловиÑÑ
ÑÑен
пениÑенÑиаÑиÑ
,
иÑÑледова
-
ÑелÑ
Ð
.
ХилÑон
оÑмеÑил
,
ÑÑо
,
вÑÑÑавив
ÐожеÑÑвеннÑÑ
благодаÑÑ
как
пÑиманкÑ
,
пÑÑиÑане
подгонÑли
к
ней
«
палкой
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾
ÑеÑÑоÑа
» [25.
С
. 98].
ÐеÑÑÑилеÑиÑ
ÑпÑÑÑÑ
в
ÑамкаÑ
обÑеевÑопейÑкого
пениÑенÑиаÑного
ÑеÑоÑмиÑованиÑ
квакеÑÑкаÑ
конÑепÑиÑ
глÑбокого
Ñелигиозного
ÑеÑоÑмиÑованиÑ
в
ÑÑловиÑÑ
пÑеделÑно
аÑкеÑиÑного
ÑÑÑемного
заклÑÑениÑ
дейÑÑвиÑелÑно
бÑдеÑ
занимаÑÑ
наиболее
конÑеÑваÑивнÑÑ
позиÑиÑ
в
идÑÑей
модеÑнизаÑии
ÑиÑÑемÑ
ÑголовнÑÑ
наказаний
,
но
в
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑй
пеÑиод
именно
ÑÑа
докÑÑина
ÑÑала
пеÑвÑм
гÑманиÑÑиÑеÑки
напÑавленнÑм
идеоло
-
го
-
ÑеологиÑеÑким
обоÑнованием
нÑавÑÑвенной
ÑÑоÑо
-
нÑ
пениÑенÑиаÑного
иÑпÑавлениÑ
.
Таким
обÑазом
,
ÑаÑÑмаÑÑиваÑ
влиÑние
пÑÑиÑан
-
ÑкиÑ
докÑÑин
на
генезиÑ
ÑеÑоÑм
Ñголовного
пÑавоÑÑ
-
диÑ
в
Ðнглии
,
мÑ
можем
говоÑиÑÑ
об
опÑеделÑÑÑем
влиÑнии
Ñелигии
,
но
ÑолÑко
на
наÑалÑном
ее
ÑÑап
Ñе
-
ÑоÑм
â
во
вÑоÑой
половине
XVIII â
наÑале
XIX
вв
.
ТеологиÑеÑкие
диÑкÑÑÑии
ÑанниÑ
ÑелигиознÑÑ
Ñе
-
ÑоÑмаÑоÑов
о
меÑодаÑ
боÑÑбÑ
Ñ
ÑÑкалаÑией
пÑеÑÑÑп
-
ноÑÑи
,
возможноÑÑÑÑ
покаÑниÑ
,
иÑкÑплениÑ
и
иÑпÑав
-
лениÑ
пÑеÑÑÑпника
/
гÑеÑника
пÑивели
к
поÑвлениÑ
пеÑвÑÑ
иÑпÑавиÑелÑнÑÑ
пениÑенÑиаÑнÑÑ
моделей
.
Ðменно
в
идеологиÑеÑкиÑ
ÑÑÑановкаÑ
квакеÑов
иÑ
-
пÑавиÑелÑнаÑ
идеÑ
наказаниÑ
впеÑвÑе
пÑиобÑела
пÑакÑиÑеÑкÑÑ
напÑавленноÑÑÑ
.
ÐонÑеÑваÑивнÑе
пÑо
-
Ñивники
ÑеÑоÑм
Ñакже
опеÑиÑовали
богоÑловÑкой
ÑиÑоÑикой
в
пÑизÑваÑ
к
жеÑÑкомÑ
ÑледованиÑ
зако
-
нам
пÑавоÑÑдиÑ
земного
и
ÐебеÑного
.
Ð
XIX
ÑÑолеÑии
в
ÑÑдаÑ
пениÑенÑиаÑнÑÑ
ÑеÑоÑмаÑоÑов
оÑÑавалоÑÑ
вÑе
менÑÑе
ÑелигиознÑÑ
деÑÑелей
,
на
меÑÑо
коÑоÑÑÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
полиÑики
,
обÑеÑÑвеннÑе
деÑÑели
,
вÑаÑи
и
ÑиланÑÑопÑ
.
ÐпоÑледÑÑвии
ÑÑÑемное
ÑеÑоÑмиÑова
-
ние
ÑÑановиÑÑÑ
ÑÑгÑбо
гоÑÑдаÑÑÑвенной
пÑеÑогаÑивой
,
ÑеологиÑеÑкие
диÑкÑÑÑии
поÑÑепенно
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ÑÑ
в
плоÑкоÑÑÑ
полиÑиÑеÑкиÑ
дебаÑов
,
а
аÑгÑменÑÑ
нÑав
-
ÑÑвенного
иÑпÑавлениÑ
пÑевÑаÑаÑÑÑÑ
в
гоÑÑдаÑ
-
ÑÑвеннÑе
и
полиÑиÑеÑкие
пÑогÑаммÑ
.
Ðменно
Ñ
ÑÑого
моменÑа
наÑинаеÑÑÑ
деÑалÑное
изÑÑение
обÑеевÑо
-
пейÑкиÑ
пениÑенÑиаÑнÑÑ
ÑеÑоÑм
в
конÑекÑÑе
гÑмани
-
ÑÑиÑеÑкого
(
ÑекÑлÑÑного
)
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð°
к
иÑполнениÑ
наказаниÑ
.
Ð
данной
ÑÑаÑÑе
мÑ
попÑÑалиÑÑ
акÑÑали
-
зиÑоваÑÑ
ÑелигиознÑй
аÑпекÑ
в
иÑÑоÑии
ÑанниÑ
ан
-
глийÑкиÑ
пениÑенÑиаÑнÑÑ
ÑеÑоÑм
,
заполнив
возник
-
Ñий
в
оÑеÑеÑÑвенной
наÑÑной
лиÑеÑаÑÑÑе
неболÑÑой
пÑобел
в
изÑÑении
генезиÑа
пениÑенÑиаÑнÑÑ
инÑÑи
-
ÑÑÑов
и
пÑакÑик
.
80
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
СоÑокин
Ð
.
Ð
.
ÐÑизиÑ
наÑего
вÑемени
//
Человек
.
ЦивилизаÑиÑ
.
ÐбÑеÑÑво
.
Ð
. :
ÐолиÑиздаÑ
, 1992.
С
. 429â431.
2.
Melossy D., Pavarini M. The Prison and the Factory: Origins of the Penitentiary System. London, 1981.
3.
Gaskill M. Crime and Mentalities in Early Modern England. Cambridge, 2000.
4.
Hanway J. Solitude in Imprisonment. With Proper Profitable Labour and a Spare Diet, the Most Humane and Effectual Means of Bringing Male-
factors, who Have Forfeited Their Lives, Or are Subject to Transportation, to a Right Sense of Their Condition; with Proposals for Salutary Pre-
vention. L., 1776.
5.
Madan M. Thoughts on executive justice with respect to our criminal laws, particularly on the circuits. L. : Printed fir J. Dodsley in Pall-Mall.
M.D.CC.
6.
Ювенал
.
СаÑиÑÑ
//
Ð¥ÑеÑÑомаÑиÑ
по
анÑиÑной
лиÑеÑаÑÑÑе
:
в
2
Ñ
. /
пеÑ
.
Ð
.
Ф
.
ÐеÑаÑани
,
Ð
.
Ð
.
ТимоÑеева
.
Ð
. :
ÐÑоÑвеÑение
, 1965.
Т
. 2.
URL: http://lib.ru/POEEAST/UVENAL/uvenal1_1.txt
7.
The Newgate Calendar. Comprising Interesting Memoirs of the Most Notorious Characters who Have Been Convicted of Outrages on the Laws of
England Since the Commencement of the Eighteenth Century; with Occasional Anecdotes and Observations, Speeches, Confessions, and Last
Exclamations of Sufferers / ed. by A. Knapp, W. Baldwin. L., 1824â1825. Vol. 1â5.
8.
Hints for a History of Highwaymen // Fraserâs magazine for town and country. Vol. IX: January to June / James Fraser. L., 1834.
9.
ТÑевелÑÑн
Ðж
.
Ð
.
СоÑиалÑнаÑ
иÑÑоÑиÑ
Ðнглии
оÑ
ЧоÑеÑа
до
коÑолевÑ
викÑоÑии
.
СмоленÑк
:
Ð ÑÑиÑ
, 2002.
10.
ÐапÑÑÑин
Ð
.
Ð
.
ÐÑиÑика
полиÑиÑеÑкой
ÑилоÑоÑии
.
ÐзбÑаннÑе
ÑÑÑе
.
Ð
. :
ТеÑÑиÑоÑиÑ
бÑдÑÑего
, 2010.
11.
ÐаÑÑиÑеÑ
Ð
.
ФилоÑоÑиÑ
ÐÑоÑвеÑениÑ
.
Ð
. :
Ð ÐССÐÐÐ
, 2004.
12.
ÐоÑп
Ð
.
ÐпÑÑ
о
Ñеловеке
//
ÐоÑмÑ
/
пеÑ
.
Ð
.
ÐикÑÑевиÑа
Ð
. :
Ð¥ÑдожеÑÑвеннаÑ
лиÑеÑаÑÑÑа
, 1988. URL: http://lib.ru/POEZIQ/POUP/
pope_opyt.txt_with-big-pictures.html
13.
Hale (Sir Matthew). A collection of modern relations of matter of fact, concerning witches & witchcraft upon the persons of people. To which is
prefixed a meditation concerning the mercy of God, in preserving us from the malice and power of evil angels. Written by the late Lord chief Jus-
tice Hale, upon occasion of a trial of several witches before him. L., 1693. URL: http://tei.it.ox.ac.uk/tcp/Texts-HTML/free/A43/A43992.html
14.
Ð
n Homily against Disobedience and Willful Rebellion // Certain sermons or homilies appointed to be read in churches in the time of Queen
Elizabeth of famous memory and now reprinted for the use of private families, in two parts. L. : Printed for George Wells, Abel Swall and
George Pawlett, 1687. URL: https://archive.org/stream/homilyagainstdis00chur/homilyagainstdis00chur_djvu.txt
15.
Young E. Two assize sermons preached at Winchester the first Feb. 26, 1694, James Hunt of Popham, Esq. being sheriff of the county of South-
ampton : the second July 14, 1686, Charles Wither of Hall, Esq. being sheriff, &c. L., 1695. URL: http://quod.lib.umich.edu/e/eebo/
A67833.0001.001/1:5?rgn=div1;view=fulltext
16.
Bisse T. Jehoshaphatâs charge. A sermon preached at the assizes held at Oxford, July 12, 1711 / By the Right Honourable Mr. Justice Powell and
Mr. Baron Dormer. Oxford, 1711.
17.
Mischler G. English political sermons 1714â1742: a case study in the theory of the «divine right of governors» and the ideology of order // British
Journal for Eighteenth-Century Studies. 2001. Vol. 24, is. 1. P. 33â61. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1754-
0208.2001.tb00429.x/full
18.
Blackall O. The divine institution of magistracy, and the gracious design of its institution: A sermon preached before the Queen, at St. James s, on
Tuesday, March 8, 1708. Being the anniversary of her Majesty's happy accession to the throne. L., 1709.
19.
Krischer A. The Religious Discourse on Criminal Law in England, 1600â1800: From a Theology of Trial to a Theology of Punishment // Religion
and Politics in Europe and the United States: Transnational Historical Approaches. Washington ; Baltimore, 2012. P. 85â99.
20.
McGowen R. The Changing Face of God's Justice: The Debate over Divine and Human Punishment in Eighteenth-Century England // Criminal
Justice History. 1988.
â
9. P. 63â98.
21.
ШеÑÑÑбеÑи
. Sensus communis //
ШеÑÑÑбеÑи
.
ÐÑÑеÑиÑеÑкие
опÑÑÑ
.
Ð
., 1975.
22.
ФÑко
Ð
.
ÐадзиÑаÑÑ
и
наказÑваÑÑ
.
Рождение
ÑÑÑÑмÑ
.
Ð
. : Ad Marginem, 1999.
23.
Cooper R.A. Ideas and their execution: English prison reform // Journal of eighteenth-century studies. Fall, 1976.
â
10.
24.
Morgan R. Divine philanthropy. John Howard reconsidered // The Journal of the Historical Association. October 1977. Vol. 62,
â
206.
25.
Hilton B. The Age of Atonement: The Influence of Evangelicalism on Social and Economic Thought, 1795â1865.
Oxford : Clarendon-Oxford
University Press, 1988.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ÐÑÑоÑиÑ
» 12
ÑенÑÑбÑÑ
2017
г
.
CHRISTIAN IDEOLOGY AS A SOURCE OF TRANSFORMATION OF THE PENAL SYSTEM IN BRITAIN IN THE
EIGHTEENTH CENTURY
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 74â81.
DOI: 10.17223/15617793/426/8
Svetlana A. Vasileva,
Academy of FSIN of Russia (Ryazan, Russian Federation). E-mail: Vasi-svetlana@yandex.ru
Irina M. Erlihson,
Ryazan State University named for S. Yesenin (Ryazan, Russian Federation). E-mail: i.erlihson@rsu.edu.ru
Keywords:
UK; 18th century; Religious Society of Friends; penal reform; English Protestantism.
The article analyses the problem of reconsidering penalties in the theological doctrines of English Protestantism in the early
phase of the penal reform in Great Britain. The period of the Enlightenment led to radical changes in the system of criminal justice.
This time is considered to be the origin of the âera of punitive restraintâ: gradual legislative restriction of sanctions in the form of the
death penalty led to qualitative changes in the entire system of criminal penalties in general. The increasing crime rate, which
plagued the eighteenth-century England, was often referred to by the penal reformers and gave rise to an abundance of religious pro-
jects of imprisonment. The authors are convinced that socially active adepts of various sects of English Protestantism extrapolated
their religious views on the system of penalties execution; this laid the humanist foundation of the prison reform in Great Britain and
in the continental Europe. English Protestants proposed to consider punishment as a method of rehabilitation of the convict in solitary
confinement. Religious principles of the Quakers (the Religious Society of Friends) were expressed in the model of a penitentiary
house. According to their theology, the prison became the place and environment where the prisoner was able to establish an incredi-
ble connection with the Lord, repent and get atonement. The outcome of this theology was the hope that God would allow the prison-
er to break out of prison as a âreborn personâ. In turn, Calvinist Protestants resisted the attempts of humanization of the system of
penalties execution, considering them as a challenge to predestination. The authors underline that the majority of the conservative
wing of the religious penal reformers strongly doubted the feasibility of repentance and relied on Godâs commandments and the
Bloody Code of the 18th century to restrain crime. It is suggested that the Christian worldview of the British influenced the early
penitentiary reforms in Great Britain in the eighteenth century more than the secular ideology of the Enlightenment. The methodolog-