ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7307

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

новые

 

оригинальные

 

концепции

сколько

 

мастерски

фактически

 

до

 

неузнаваемости

 

трансформировали

 

наследие

 

прошлого

Особенно

 

явно

 

эта

 

идейная

 

пре

-

емственность

 

прослеживается

 

на

 

примере

 

религиоз

-

ных

 

представлений

 

Просвещения

к

 

наиболее

 

специ

-

фичным

 

чертам

 

которого

абсолютно

 

ошибочно

по

 

мнению

 

Кассерера

относят

 

критическое

 

и

 

скептиче

-

ское

 

отношение

 

к

 

христианству

: «

Сильнейшие

 

идей

-

ные

 

импульсы

 

Просвещения

 

и

 

его

 

подлинная

 

духов

-

ная

 

сила

 

основываются

 

не

 

на

 

отрицании

 

веры

а

 

на

 

новом

 

идеале

 

верования

который

 

Просвещение

 

уста

-

навливает

и

 

на

 

новой

 

форме

 

религии

которую

 

оно

 

в

 

себе

 

воплощает

» [11. 

С

. 156–157].  

Приведенные

 

выше

 

рассуждения

в

 

первую

 

оче

-

редь

справедливы

 

в

 

отношении

 

английского

 

Просве

-

щения

которое

 

во

 

многих

 

идеях

 

было

 

пионерским

задавая

 

тон

 

и

 

направление

 

философам

 

с

 

континента

В

 

мировоззрении

 

англичан

 

Нового

 

времени

 

Творец

 

не

 

являлся

 

отвлеченным

 

наблюдателем

а

 

тесно

 

был

 

во

-

влечен

 

в

 

дела

 

своего

 

творения

особенно

 

в

 

те

 

сферы

которые

 

затрагивали

 

мораль

 

и

 

нравственность

Ш

.

Л

Монтескье

 

в

 

первых

 

строчках

 

знаменитой

 

рабо

-

ты

  Â«

О

 

духе

 

законов

» 

признавал

: «…

все

что

 

суще

-

ствует

имеет

 

свои

 

законы

они

 

есть

 

и

 

у

 

Божества

и

 

у

 

мира

 

материального

…». 

Англичане

 

воспринимали

 

материальный

 

мир

 

как

 

продолжение

 

мира

 

Божества

связанного

 

с

 

ним

 

незримой

 

Великой

 

цепью

о

 

которой

 

рассуждал

 

еще

 

Фома

 

Аквинский

В

 

стихотворении

 

английского

 

поэта

 

первой

 

половины

 XVIII 

в

А

Поу

-

па

 

прочность

 

всех

 

звеньев

 

этой

 

незримой

 

связи

 â€“ 

за

-

лог

 

существования

  Â«

системы

», 

отделенной

 

тонкой

 

гранью

 

от

 

хаоса

О

цепь

 

существ

Бог

 â€“ 

первое

 

звено

Над

 

нами

 

духи

ниже

 

нас

 

полно

 

Птиц

рыб

скотов

 

и

 

тех

кто

 

мельче

 

блох

Тех

кто

 

незрим

начало

 

цепи

 â€“ 

Бог

Конец

 â€“ 

ничто

нас

 

к

 

высшему

 

влечет

А

 

низших

 

к

 

нам

вот

 

правильный

 

расчет

Одну

 

ступень

 

творения

 

разрушь

 â€“ 

И

 

все

 

падет

вплоть

 

до

 

бессмертных

 

душ

Хоть

 

пятое

хоть

 

сотое

 

звено

 

Изъяв

ты

 

цепь

 

разрушишь

 

все

 

равно

Ясна

 

простая

 

истина

 

как

 

день

Необходима

 

каждая

 

ступень

Когда

 

повреждена

 

одна

 

из

 

них

Не

 

устоять

 

системе

 

остальных

Когда

 

бы

 

начала

 

земля

 

блуждать

Себя

 

бы

 

не

 

заставил

 

хаос

 

ждать

 

[12]. 

Правосудие

 

как

 

социальная

 

система

 

воспринима

-

лось

соответственно

как

 

механизм

 

поддержания

 

«

прочности

» 

цепи

основанной

 

на

 

двусторонней

 

связи

 

(

Завете

между

 

Творцом

 

и

 

его

 

творениями

Англий

-

ский

 

судья

 

Мэтью

 

Хэйл

 

в

 1662 

г

в

 

приговоре

 

к

 

пове

-

шению

 

двух

 

ведьм

 

в

 

графстве

 

Суффолк

 

констатиро

-

вал

: «

Правительство

 â€“ 

это

 

воплощение

 

Законов

 

Божь

-

их

как

 

в

 

видимом

так

 

и

 

в

 

незримом

 

мире

» [13]. 

В

 

этом

 

предписании

 

налицо

 

смешение

 

двух

 

видов

 

пра

-

восудия

 â€“ 

земного

 

и

 

небесного

и

 

трактовка

 

уголовно

-

го

 

закона

 

как

 

репликации

 

небесной

 

справедливости

воплощенной

 

в

 

этом

 

законе

 

ради

 

вечной

 

борьбы

 

со

 

злом

Библия

 

приводит

 

примеры

 

восстаний

 

против

 

божественного

 

мироустроения

 

‒

 

падение

 

Сатаны

 

в

 

результате

 

восстания

 

против

 

Божественных

 

правил

 

и

 

падение

 

первого

 

человека

 

Адама

Английский

 

поэт

 

Дж

Мильтон

 

в

 

бессмертном

 

произведении

 Â«

Потерян

-

ный

 

рай

» 

описывает

 

низвержение

 

Сатаны

 

в

 

земной

 

мир

где

 

он

окруженный

 

приспешниками

начинает

 

борьбу

 

за

 

души

 

мужчин

 

и

 

женщин

а

 

если

 

мир

 

стано

-

вится

 

ареной

 

этой

 

борьбы

то

 

в

 

него

 

так

 

или

 

иначе

 

вовлечены

 

люди

Для

 

средневекового

 

церковного

 

правосудия

 

эти

 

события

 

были

 

питательным

 

источни

-

ком

 

для

 

нравоучительных

 

убеждений

 

и

 

устрашений

в

 

проповедях

 

времен

 

королевы

 

Елизаветы

которые

 

неоднократно

 

переиздавались

 

после

 

ее

 

правления

 

в

 

XVIII 

в

., 

ад

 

преподносился

 

прихожанам

 

как

 

тюрьма

 

или

 

темница

 

для

 

тех

кто

 

восстал

 

против

 

божествен

-

ного

 

порядка

: «…

и

 

будут

 

восставшие

 

и

 

мятежники

 

в

 

вечном

 

подобии

 

ада

 

в

 

окружении

 

бесов

 

и

 

извергов

ведомые

 

Люцифером

 

и

 

Сатаной

 â€“ 

властителем

 

тьмы

» 

[14]. 

Если

 

грешники

 

и

 

восставшие

 

против

 

Бога

 

на

 

небесах

 

караемы

 

так

 

строго

почему

 

бы

 

земному

 

пра

-

восудию

 

не

 

соответствовать

 

небесной

 

модели

?  

Построение

 

системы

 

правосудия

сложившееся

 

в

 

Средневековье

 

и

 Â«

шагнувшее

» 

в

 

Англию

 

Нового

 

вре

-

мени

 

без

 

радикальных

 

изменений

в

 

целом

 

не

 

проти

-

воречило

 

принципу

 

духовной

 

иерархии

восходя

 

к

 

Творцу

 

как

 

к

 

высшей

 

ступени

Процедура

 

коронации

сопровождавшаяся

 

обрядом

 

помазания

в

 

глазах

 

духо

-

венства

 

и

 

восприятии

 

через

 

него

 

со

 

стороны

 

простого

 

народа

 

сообщала

 

через

 

священный

 

елей

 

государю

 

олицетворение

 

божественного

 

правосудия

Церемо

-

ния

 

подразумевала

власть

 

вытекает

 

непосредственно

 

от

 

Христа

 

через

 

посредство

 

духовенства

 

к

 

королю

 

и

 

дарует

 

ему

 Â«

власть

 

от

 

Бога

»,

 

о

 

которой

 

говорил

 

апо

-

стол

 

Павел

 

в

 

послании

 

римлянам

: «

Всякая

 

душа

 

да

 

будет

 

покорна

 

высшим

 

властям

ибо

 

нет

 

власти

 

не

 

от

 

Бога

существующие

 

же

 

власти

 

от

 

Бога

 

установлены

» 

(

К

 

римлянам

 13:1). 

Принятие

 

короля

 

как

 

власть

исхо

-

дящую

 

от

 

Бога

 

как

 

бессменного

 

соверена

изначально

 

было

 

частью

 

государственного

 

порядка

 

в

 

Англии

Но

принимая

 

эту

 

власть

описанную

 

Павлом

король

 

по

-

лучал

 

и

 

карающий

  Â«

меч

» 

как

 

священное

 

право

 

ото

-

мстить

  Â«

в

 

наказание

 

делающему

 

злое

» (

К

 

римлянам

 

13:4). 

Дальнейшая

 

иерархия

 

чинов

 

правосудия

 

по

 

нисходящей

 

была

 

представлена

 

судьями

 

высшего

 

су

-

да

Главных

 

судей

 

было

 

двенадцать

и

 

уподобление

 

их

 

по

 

числу

 

и

  Â«

функциям

» 

двенадцати

 

апостолам

 

было

 

неотъемлемой

 

частью

 

как

 

юридической

так

 

и

 

пропо

-

веднической

 

практики

М

Мэден

 

в

 

упоминаемом

 

вы

-

ше

 

трактате

 Â«

Размышления

 

об

 

исполнительном

 

судо

-

производстве

 

относительно

 

наших

 

уголовных

 

зако

-

нов

» 

пишет

: «

Мудрость

 

нашей

 

конституции

 

заключа

-

ется

 

в

 

том

что

 

полнота

 

исполнительной

 

власти

 â€“ 

в

 

руках

 

Короля

который

 

делегирует

 

ее

 

другим

 

маги

-

стратам

действующим

 

от

 

его

 

лица

относительно

 

уголовных

 

законов

 

главные

 

из

 

этих

 

магистратов

 â€“ 

двенадцать

 

судей

 

Англии

… 

эти

 

апостолы

 

мудрости

 

избираются

 

из

 

самых

 

компетентных

 

и

 

знающих

 

юри

-

стов

… 

и

 

дают

 

торжественную

 

клятву

 

отправлять

 

пра

-

восудие

» [5. 

Р

. 22–23].

 

Несмотря

 

на

 

нравоучительный

 

характер

 

трактата

 

и

 

новозаветную

 

метафору

автор

 

подчеркивает

 

государственную

  (

светскую

!) 

природу

 

правосудия

исходящего

 

от

 

судей

Веком

 

раньше

 

ан

-

гликанский

 

священник

 

Э

Янг

сравнивая

 

на

 

этот

 

раз

 


background image

77 

двенадцать

 

присяжных

 

с

 

апостолами

убеждал

 

свою

 

паству

что

 

земной

 

суд

 

выступает

 Â«

прологом

» 

и

 

подго

-

товкой

 

к

 

страшному

 

суду

а

 

принятие

 

земного

 

наказа

-

ния

 

может

 

предотвратить

  (

искупить

наказание

 

в

 

веч

-

ности

Модель

 

земного

 

суда

с

 

судьей

 

во

 

главе

 

и

 

при

-

сяжными

 

вокруг

он

 

уподоблял

 

небесной

 

модели

когда

 

Христос

окруженный

 

ангелами

будет

 

вершить

 

свой

 

суд

 [15]. 

Сравнение

 

присяжных

 

с

 

апостолами

 

подкреп

-

ляло

 

веру

 

в

 

их

 

непорочность

 

и

 

неподкупность

.  

В

 

каждом

 

из

 

высших

 

судов

 

были

 

представлены

 

выездные

  (

ассизные

судьи

которые

 

дважды

 

в

 

год

 

разъезжали

 

по

 

округам

не

 

останавливаясь

 

нигде

 

больше

 

чем

 

на

 

одну

 

ночь

  (

чтобы

 

исключить

 

подкуп

угрозу

 

и

 

т

.

п

.), 

и

 

вершили

 

правосудие

 

как

 

по

 

граждан

-

ским

так

 

и

 

по

 

уголовным

 

делам

Мэдан

 

в

 

деталях

 

описывает

 

визит

 

судей

 

Королевской

 

скамьи

, «

внуша

-

ющий

 

ужас

 

виновным

 

и

 

гарантирующий

 

защиту

 

и

 

безопасность

 

невинным

 

в

 

каждом

 

уголке

 

королев

-

ства

» [5. 

Р

. 23]. 

Под

 

звуки

 

труб

 

разъездные

 

судьи

облаченные

 

в

 

мантии

и

 

местные

 

присяжные

 

направ

-

ляются

 

в

 

церковь

затем

 

возвращаются

 

в

 

помещение

 

суда

иногда

 

украшенное

 

цветами

 

и

 

душистыми

 

тра

-

вами

где

 

торжественно

 

оглашаются

 

их

 

полномочия

В

 

самых

 

торжественных

 

выражениях

 

судья

 

рассужда

-

ет

 

о

 

природе

 

преступления

о

 

назначении

 

законов

 

и

 

пытается

 

донести

 

до

 

приговоренных

 

мысль

 

о

 

необхо

-

димости

 

достойно

 

провести

 

последние

 

часы

При

 

этом

 

Мэдан

 

подчеркивает

что

 

речь

 

должна

 

произве

-

сти

 

впечатление

 

не

 

только

 

на

 

преступников

но

 

и

 

на

 

всю

 

аудиторию

: Â«â€¦ 

на

 

протяжении

 

оставшейся

 

жиз

-

ни

 

они

 

будут

 

избавлены

 

от

 

соблазна

 

вступить

 

на

 

скользкую

 

дорожку

поскольку

 

узрят

 

воочию

к

 

чему

 

она

 

приводит

… 

ужасные

 

слова

 

приговора

 

прозвучали

преступников

 

увели

 

и

 

толпа

 

расходится

 

по

 

домам

унося

 

на

 

устах

 

скорбную

 

новость

… 

неотвратимость

 

наказания

 

очевидна

и

 

все

 

графство

 

ощущает

 

долго

-

временный

 

эффект

 

уголовного

 

правосудия

а

 

другие

 

судьи

вдохновленные

 

его

 

примером

продолжают

 

хранить

 

и

 

передавать

 

справедливость

 

и

 

истину

 

от

 

по

-

коления

 

к

 

поколению

» [Ibid. P. 30]. 

Нижняя

 

ступень

 

в

 

судебной

 

иерархии

 â€“ 

мировые

 

суды

 â€“ 

также

 

позицио

-

нировались

 

как

 

первая

 

ступень

 

лестницы

восходящей

 

к

 

правосудию

 

Творца

Выступая

 

в

 

суде

 

присяжных

 

в

 

Оксфорде

красноречивый

 

проповедник

 

Томас

 

Биссе

 

сравнил

 

иерархию

 

судов

 Â«

со

 

ступенями

восходящими

 

к

 

Соломонову

 

трону

 (

к

 

королевской

 

власти

!), 

а

 

через

 

нее

 â€“ 

к

 

Богу

: «…

ибо

 

нет

 

служителя

 

правосудия

кото

-

рый

 

не

 

был

 

бы

 

служителем

 

Господа

 

Бога

» [16. 

Р

. 9]. 

Исследователь

 

Г

Мишлер

подробно

 

описав

 

англий

-

ские

 

судебные

 

ритуалы

 

середины

 XVIII 

в

., 

сравнивал

 

лестницу

 

правосудия

 

с

 Â«

великой

 

цепью

 

власти

» 

в

 

свя

-

том

 

деле

 

поддержания

 

общественного

 

порядка

су

-

дебная

 

власть

таким

 

образом

вытекала

 

не

 

из

 

воли

 

монарха

 

либо

 

парламента

а

 

была

 

обусловлена

 

иерар

-

хией

 

судебных

 

чинов

восходивших

 

к

 

монарху

чья

 

власть

в

 

свою

 

очередь

восходила

 

к

 

Творцу

 [17].  

Таким

 

образом

определяющей

 

особенностью

 

культурного

 

контекста

 

восприятия

 

правосудия

 

для

 

англичан

 

Нового

 

времени

 

была

 

твердая

 

убежденность

 

в

 

сопричастности

 

Творца

 

к

 

земному

 

правосудию

 

и

 

наказанию

Богословская

 

риторика

 

нашла

 

гениальное

 

оправдание

 

правомерности

 

вынесения

 

смертного

 

при

-

говора

Поскольку

в

 

соответствии

 

с

 

Писанием

ни

 

один

 

человек

 

не

 

имел

 

власти

 

ни

 

над

 

своей

 

жизнью

ни

 

над

 

жизнью

 

и

 

смертью

 

другого

 

человека

вынесение

 

смертного

 

приговора

 

могло

 

бы

 

рассматриваться

 

как

 

грех

 

убийства

В

 

проповеди

посвященной

 

очередной

 

годовщине

 

восхождения

 

королевы

 

Анны

 

на

 

престол

епископ

 

Экстерский

 

Блэколл

 

подчеркивал

только

 

Всевышний

 

имеет

 

власть

 

над

 

жизнью

 

и

 

смертью

но

 

Он

 

дарует

 

монарху

а

 

через

 

него

 

всей

 

системе

 

право

-

судия

  Â«

луч

 

или

 

часть

 

Божественной

 

власти

». 

Таким

 

образом

прямая

 

связь

 

системы

 

правосудия

 

с

 

Боже

-

ственной

 

справедливостью

 

как

 

бы

  Â«

освящала

» 

право

 

на

 

вынесение

 

приговора

 

о

 

наказании

в

 

том

 

числе

 

смертного

 

приговора

который

 

в

 

данном

 

контексте

 

рассматривается

 

не

 

как

 

грех

 

убийства

а

 

как

 

воплоще

-

ние

 

Божьей

 

справедливости

 [18. 

Р

. 9–11].  

Закономерно

что

 

львиная

 

доля

 

инициатив

 

по

 

борьбе

 

с

 

эскалацией

 

преступности

 

не

 

просто

 

отмечена

 

влиянием

 

религиозного

 

мировоззрения

 

англичан

а

 

именно

 

религия

 

является

 

непосредственным

 

источни

-

ком

 

и

 

средством

 

пенитенциарного

 

реформирования

Упоминаемый

 

выше

 

Джонас

 

Хэнвей

 

в

 

попытке

 Â«

диа

-

гностировать

» 

глубинные

 

причины

 

роста

 

преступно

-

сти

выдвигает

 

предположение

: «

Не

 

является

 

ли

 

ослабление

 

или

 

отрицание

 

религии

 

главной

 

причиной

 

того

на

 

что

 

мы

 

жалуемся

?» [4. 

С

. 4]. 

По

-

своему

 

со

-

гласен

 

с

 

ним

 

и

 

Мэден

горько

 

сожалея

 

о

 

том

что

 

про

-

цедура

 

современного

 

ему

 

судебного

 

процесса

 

более

 

не

 

внушает

 

священного

 

трепета

 

и

 

не

 

имеет

 

ожидаемо

-

го

 

дидактического

 

эффекта

Критике

 

проповедника

 

подвергаются

 

и

 

судьи

 â€“ «

апостолы

 

мудрости

», 

кото

-

рые

 

вместо

 

того

чтобы

 

выносить

 

вердикт

исходя

 

из

 

верности

 

даваемой

 

ими

 

присяге

руководствуются

 

соображениями

 

личного

 

характера

такими

например

как

 

человеческое

 

сочувствие

усталость

нежелание

 

«

брать

 

на

 

душу

 

грех

». 

Священник

-

кальвинист

 

так

 

строг

 

в

 

своих

 

требованиях

 

к

 

священной

 

процедуре

 

отправления

 

правосудия

что

 

осуждает

 

даже

 

такие

на

 

его

 

взгляд

, «

пагубные

 

для

 

правосудия

 

явления

», 

как

 

допрос

 

преступников

 

и

 

свидетелей

 

в

 

послеобеденное

 

время

когда

 

большая

 

часть

 

присутствующих

 

в

 

суде

 

людей

  Â«

разморены

 

тяжелой

 

пищей

 

и

 

крепкими

 

напитками

жара

 

и

 

алкогольные

 

пары

 

погружают

 

до

-

стопочтенного

 

судью

 

в

 

сонное

 

оцепенение

из

 

которо

-

го

 

его

 

выводят

 

ударом

 

локтя

 

в

 

бок

… 

и

 

от

 

этой

 

мелочи

 

зависит

 

судьба

 

злосчастного

 

осужденного

!» [5. 

Р

. 144]. 

По

 

мнению

 

Мэдана

проблема

 

современного

 

ему

 

разгула

 

преступности

 

сокрыта

 

в

 

уклонении

 

судей

 

(

тех

 

самых

 Â«

апостолов

», 

наделенных

 

правом

 

провод

-

ников

 

Божественного

 

возмездия

от

 

неукоснительно

-

го

 

следования

 

законам

 

как

 

земным

так

 

и

 

небесным

Для

 

Мэдана

-

священника

 

позиция

 

судьи

 â€“ 

еще

 

и

 

вызов

 

Божественному

  Â«

предопределению

». 

Для

 

кальвини

-

стов

 

понятие

  Â«

предопределение

» 

означало

 

беском

-

промиссное

 

повеление

 

судьбы

 

как

 

Божьей

 

Воли

 

во

 

всех

 

областях

Все

что

 

Бог

 

предопределил

христиа

-

нин

 

должен

 

принять

 

без

 

стенаний

 

и

 

жалоб

Исходя

 

из

 

этой

 

догмы

наказание

посланное

 

земной

 

властью

надобно

  Â«

принимать

 

терпеливо

как

 

Высшее

 

Наказа

-

ние

ниспосланное

 

за

 

твое

 

неповиновение

». 

Близкие

 

к

 

взглядам

 

Мэдана

 

единомышленники

 

представляли

 

условно

 

консервативное

 

крыло

 

в

 

назревавшей

 

рефор

-


background image

78 

ме

 

уголовного

 

правосудия

смертная

 

казнь

 â€“ 

необхо

-

димое

 

приложение

 

к

 

уголовному

 

закону

а

 Â«

оправда

-

тельные

 

приговоры

 

привели

 

на

 

виселицу

 

больше

 

лю

-

дей

чем

 

спасли

 

от

 

нее

» [5. 

Р

. 122]. 

Ветхозаветная

 

ри

-

торика

используемая

 

сторонниками

 

консервативной

 

альтернативы

 

пенитенциарной

 

реформы

призывала

 

«

боязливых

 

же

 

и

 

неверных

и

 

скверных

 

и

 

убийц

и

 

любодеев

 

и

 

чародеев

и

 

идолослужителей

 

и

 

всех

 

лже

-

цов

 

участь

 

в

 

озере

горящем

 

огнем

 

и

 

серою

» (

Откро

-

вение

 21:6–8). 

В

 

такой

 

ситуации

 

наиболее

 

ортодок

-

сальные

 

представители

 

английского

 

пуританизма

 

за

-

няли

 

непримиримо

 

жесткую

 

позицию

 

в

 

отношении

 

изменения

 

системы

 

наказания

 

в

 

сторону

 

ее

 

гуманиза

-

ции

рассматривая

 

это

 

как

 

нарушение

 

догмы

 

о

 

пред

-

определении

 

вечного

 

наказания

По

 

мнению

 

совре

-

менного

 

историка

 

А

Кришера

именно

 

эти

 

проте

-

стантские

 

догмы

 

оставались

 

серьезным

 

препятствием

 

к

 

отмене

 

смертной

 

казни

 

в

 

Англии

 

на

 

протяжении

 

долгого

 

времени

 [19. 

Р

. 99].  

В

 

таком

 

контексте

 

религия

 

рассматривается

 

не

 

как

 

источник

 

реформизма

а

 

как

 

мощная

 

сила

 

противодей

-

ствия

 

социальным

 

изменениям

Вследствие

 

этого

 

воз

-

никает

 

потенциальная

 

возможность

 

искаженного

 

умо

-

заключения

если

 

религия

 

сопротивлялась

 

прогрессив

-

ным

 

изменениям

то

 

любая

 

состоявшаяся

 

реформа

в

 

нашем

 

случае

 

реформа

 

уголовного

 

правосудия

, – 

ре

-

зультат

 

секуляризации

 

области

 

реформирования

 

и

 

вы

-

свобождения

 

от

 

церковной

 

догматики

В

 

условиях

 

ан

-

глийского

 

общества

 XVIII 

в

., 

напротив

альтернатив

-

ные

 

реформаторские

 

проекты

 

в

 

области

 

исполнения

 

уголовного

 

наказания

 

предложили

 

и

 

впервые

 

осуще

-

ствили

 

именно

 

представители

 

религиозных

 

течений

которые

 

видели

 

в

 

новом

 

устройстве

 

тюрьмы

 

развитие

 

своих

 

взглядов

 

на

 

природу

 

человека

.  

Теология

 XVIII 

в

вынуждена

 

приспосабливаться

 

к

 

веяниям

 

и

 

нормам

 

времени

как

 

это

 

произошло

например

в

 

Германии

где

 

ее

 

выдающиеся

 

деятели

такие

 

как

 

Ð¥

Вольф

И

.

С

Землер

Г

.

С

Рейнмарус

И

.

И

Шпальдинг

трактовали

 

некоторые

 

кальвинист

-

ские

 

догмы

  (

в

 

первую

 

очередь

 

идею

 

первородного

 

греха

 

и

 

предопределения

как

 Â«

оскорбительное

 

нару

-

шение

 

элементарных

 

логических

 

и

 

этических

 

зако

-

нов

», 

при

 

этом

 

не

 

покидая

 

и

 

не

 

преодолевая

  Â«

почву

 

догматики

 

как

 

таковой

» [11. 

С

. 173]. 

Со

 

временем

 

формирующаяся

 

рационалистическая

 

теология

 

проте

-

стантов

 

подвергла

 

сомнению

 

учение

 

о

 Â«

вечном

 

нака

-

зании

 

для

 

грешников

», 

характерное

 

для

 

суровой

 

средневековой

 

правовой

 

традиции

. «

Разумность

 

хри

-

стианства

», 

которую

 

провозгласил

 

сам

 

Джон

 

Локк

постепенно

 

проникала

 

во

 

все

 

сферы

 

общественной

 

жизни

в

 

том

 

числе

 

в

 

область

 

правосудия

По

 

замеча

-

нию

 

Дж

Тревельяна

в

 XVIII 

в

. «

приверженцы

 

нового

 

пуританизма

… 

старались

 

применять

 

милосердие

 

Но

-

вого

 

Завета

вместо

 

грубых

 

наставлений

 

Ветхого

с

 

которыми

 

шли

 

в

 

битву

 

войска

 

Кромвеля

» [9. 

С

. 375]. 

Подобное

 

смещение

 

акцентов

 

с

 

божественной

 

кары

 

на

 

божью

 

милость

 

детально

 

исследовано

 

британским

 

историком

 

Р

Макгоуэном

 

в

 

работе

 Â«

Изменение

 

лица

 

Небесного

 

правосудия

», 

где

 

автор

 

приходит

 

к

 

следу

-

ющему

 

выводу

: «

В

 

век

 

науки

 

и

 

разума

 

жестокое

 

нака

-

зание

 

кажется

 

несовместимым

 

с

  â€œ

разумностью

” 

Бо

-

га

… 

В

 

опасении

что

 

суровость

 

и

 

безысходность

 

этого

 

постулата

 

породит

 

большое

 

количество

 

сомневаю

-

щихся

государство

 

и

 

церковь

 

предпочли

 

сместиться

 

с

 

позиции

 

воплощения

 

божественного

 

возмездия

 

в

 

сто

-

рону

 

олицетворения

 

божественной

 

благосклонности

» 

[20. 

С

. 93]. 

В

 

Англии

 

же

 

ортодоксальные

 

догмы

 

нашли

 

своих

 

противников

 

как

 

в

 

лице

 

философов

к

 

примеру

Шефтсбери

презиравшего

 

тех

, «

у

 

кого

 

нет

 

лучших

 

соображений

 

в

 

пользу

 

честности

кроме

 

стра

-

ха

 

перед

 

виселицей

 

и

 

тюрьмой

» [21. 

С

. 315], 

так

 

и

 

в

 

русле

 

самого

 

протестантизма

а

 

именно

 

в

 

теологиче

-

ских

 

представлениях

  Â«

Религиозного

 

общества

 

дру

-

зей

» – 

квакеров

В

 

качестве

 

альтернативы

  Â«

вечному

 

наказанию

» 

для

 

грешников

 

квакеры

 

предложили

 

воз

-

можность

 

спасения

 

через

 

покаяние

 

и

 

искупление

Основу

 

духовного

 

учения

 

квакеров

 

составляет

 

«

опыт

 

внутреннего

 

света

» – 

вера

 

в

 

то

что

  Â«

частица

 

Бога

» 

существует

 

внутри

 

каждого

 

человека

 

независи

-

мо

 

от

 

возраста

пола

социального

 

положения

расо

-

вой

 

или

 

национальной

 

принадлежности

а

 

также

 (

что

 

имело

 

определяющее

 

значение

!) 

от

 

нравственного

 

облика

Иоанн

 

говорит

 

об

 

Иисусе

: «

В

 

нем

 

была

 

жизнь

 

и

 

жизнь

 

была

 

светом

 

человеков

И

 

свет

 

во

 

тьме

 

светит

 

и

 

тьма

 

не

 

объяла

 

его

» (1:4–5). Â«

Этот

 

свет

 

просвещает

 

всякого

 

человека

приходящего

 

в

 

мир

» (1:9) 

По

 

убеж

-

дениям

  Â«

друзей

», 

Иисус

как

 

Логос

связывает

 

чело

-

вечество

 

с

 

Богом

 

и

 

приносит

 

в

 

мир

 

свет

который

 

поз

-

воляет

 

человечеству

 

в

 

целом

 

и

 

конкретному

 

индивиду

 

не

 

погружаться

 

во

 

тьму

 

и

 

совершать

 

поступки

потен

-

циально

 

свободные

 

от

 

греха

В

 

таком

 

контексте

 

имен

-

но

 Â«

внутренний

 

свет

» 

дает

 

возможность

 

даже

 

самому

 

закоренелому

 

негодяю

как

 

бы

 

глубоко

 

он

 

не

 

погряз

 

в

 

преступлениях

покаяться

обратиться

 

и

 

исправиться

Исходя

 

из

 

теологии

 

квакеров

смертная

 

казнь

с

 

точки

 

зрения

 

бессмертности

 

души

, – 

худшее

что

 

может

 

сделать

 

человек

 

с

 

человеком

так

 

как

 

преждевремен

-

ная

 

смерть

 

лишает

 

его

 

возможности

 

искупления

 

свое

-

го

 

греха

 

в

 

этой

 

жизни

Квакеры

 

выступили

 

активными

 

аболиционистами

 

института

 

смертной

 

казни

объеди

-

нившись

 

с

 

такими

 

парламентариями

-

реформаторами

как

 

С

Ромилли

 

и

 

У

Иден

возглавившими

 

борьбу

 

против

 

высшей

 

меры

 

под

 

эгидой

 

идеи

 

утверждения

 

фундаментальных

 

прав

 

человека

Сохраняя

 

преступ

-

нику

-

грешнику

 

жизнь

необходимо

 

было

 

создать

 

усло

-

вия

 

для

 

последующего

 

покаяния

 

и

 

обращения

обеспе

-

чить

 

возможность

  Â«

открыть

 

в

 

себе

 

внутренний

 

свет

». 

Именно

 

квакеры

 

предложили

 

понятие

 Â«

пенитенциарий

» 

– 

Дом

 

покаяния

 (Penitentiary House), 

который

 

превра

-

тился

 

в

 

нарицательное

 

обозначение

 

новой

 

парадигмы

 

уголовного

 

правосудия

 

и

 

современной

 

тюрьмы

В

 

соот

-

ветствии

 

с

 

убежденностью

 

сторонников

 

пенитенциария

 

в

 

догмате

 Â«

через

 

покаяние

 

обретается

 

прощение

», 

толь

-

ко

 

коренное

 

перевоспитание

 

может

 

открыть

 

заблудшему

 

в

 

пороке

 

преступнику

 

приемлемые

 

стандарты

 

поведения

 

в

 

цивилизованном

 

обществе

Исходя

 

из

 

этого

искупле

-

ние

 

требует

 

глубокого

 

и

 

длительного

 

по

 

времени

 

раска

-

яния

возможного

 

в

 

условиях

 

реформированного

 

тю

-

ремного

 

заключения

Итогом

 

этого

 

идеологического

 

этапа

 

борьбы

 

за

 

реформу

 

уголовного

 

правосудия

 

стал

 

постепенный

 

переход

 

от

 

эшафота

 

как

 

сдерживающего

 

фактора

 

преступности

 

к

 

пенитенциарной

 

системе

глав

-

ной

 

целью

 

которой

 

стала

 

задача

 

исправления

 

и

 

реабили

-

тации

 

правонарушителя


background image

79 

Не

 

следует

однако

считать

 

подобные

 

взгляды

 

мо

-

нополией

 Â«

Религиозного

 

общества

 

друзей

». 

К

 Â«

ново

-

заветным

» 

аргументам

 

и

 

христианской

 

риторике

 

при

-

бегал

 

главный

 

вдохновитель

 

английской

 

пенитенци

-

арной

 

реформы

 

Джон

 

Говард

Путем

 

призыва

 

к

 

хри

-

стианской

 

добродетели

апеллируя

 

к

 

примеру

 

все

-

прощающего

 

отношения

 

Христа

 

к

 

грешникам

Его

 

любви

 

и

 

Его

 

готовности

 

простить

 

их

 

и

 

принять

Го

-

вард

 

пытался

 

переломить

 

сложившееся

 

в

 

обществе

 

презрительно

-

пренебрежительное

 

отношение

 

к

 

пре

-

ступникам

 

как

 

к

  Â«

отбросам

 

общества

» 

без

 

шанса

 

влиться

 

в

 

изгнавшую

 

их

 

социальную

 

среду

Если

 

шанс

 

вернуться

 

к

 

Господу

а

 

значит

и

 

праведной

 

жизни

 

есть

 

у

 

каждого

то

 

общество

 

просто

 

обязано

 

принять

 

их

 

обратно

как

 

отец

 

из

 

притчи

 

о

 

блудном

 

сыне

Примыкающей

 

по

 

своей

 

идейной

 

направленно

-

сти

 

к

 

концепции

 

квакерского

 

пенитенциарного

  Â«

об

-

ращения

» 

был

 

проект

 

Дж

Хэнвея

который

 

Р

Мак

-

гоуэн

 

назвал

 

примером

 

либерального

 

реформаторства

 

с

 

главной

 

целью

  Â«

заменить

 

террор

 

на

 

возможность

 

искупления

 

и

 

покаяния

» [20. 

Р

. 92]. 

Рассматривая

 

па

-

дение

 

религии

 

и

 

нравов

 

как

 

причину

 

криминализации

 

общества

Хэнвей

 

видит

 

выход

 

в

 

ее

  Â«

исцеляющих

 

возможностях

» 

и

 

предлагает

 

модель

 

одиночного

 

тю

-

ремного

 

заключения

Современные

 

филантропу

 

мето

-

ды

 

борьбы

 

с

 

преступностью

сводившиеся

 

к

 

широко

-

му

 

применению

 

смертной

 

казни

 

и

 

практике

 

высылки

 

преступников

 

в

 

заокеанские

 

колонии

по

 

его

 

мнению

не

 

только

 

не

 

решают

 

обозначенную

 

проблему

но

 

и

 

способствуют

 

дальнейшему

 

развращению

 

нации

В

 

предложенном

 

проекте

 

одиночного

 

заключения

 

пре

-

ступника

 

следовало

 

подвергнуть

 

длительной

 

изоля

-

ции

 

от

 

общества

 

в

 

одиночную

 

камеру

которая

 

виде

-

лась

 

реформатору

 

как

  Â«

промежуточное

 

пространство

 

между

 

двумя

 

мирами

» (

земным

 

и

 

небесным

). 

В

 

этой

 

«

репрезентации

 

чистилища

» 

преступник

 (

с

 

точки

 

зре

-

ния

 

государства

 

и

 

общества

и

 

грешник

 (

по

 

христиан

-

ским

 

догмам

получал

 

шанс

 

на

 

искупление

 

и

 

перед

 

лицом

 

Творца

 

и

 

в

 

глазах

 

общества

которому

 

нанес

 

вред

Побывав

 

в

 

земном

 

чистилище

сопровождаемый

 

Библией

 

и

 

словом

 

тюремного

 

проповедника

грешник

 

преступник

 

мог

 

вернуться

 

к

 

честной

 

жизни

избежав

 

«

вечного

 

наказания

», 

в

  Â«

пучину

» 

которого

его

 â€“ 

не

-

обращенного

 

и

 

не

 

раскаявшегося

 

грешника

 â€“ 

могла

 

ввергнуть

 

немедленная

 

смертная

 

казнь

Французский

 

социальный

 

философ

автор

 

серьезного

 

криминологи

-

ческого

 

и

 

исторического

 

исследования

  Â«

Надзирать

 

и

 

наказывать

Рождение

 

тюрьмы

» 

М

Фуко

 

считает

что

 

именно

 

Хэнвей

 

задал

 

базовую

 

схему

 

будущей

 

евро

-

пейской

 

тюрьмы

как

  Â«

пространства

 

между

 

двумя

 

мирами

между

 

преступлением

 

и

 

возвратом

 

к

 

праву

 

и

 

добродетели

место

 

преобразования

 

индивида

кото

-

рое

 

вернет

 

государству

 

утраченного

 

гражданина

» [22. 

С

. 180].  

Сторонники

 

М

Фуко

 

и

 Â«

теории

 

социального

 

кон

-

троля

», 

несомненно

оспорили

 

бы

 

попытки

 

причис

-

лить

 

пенитенциарных

 

реформаторов

 

из

 

ряда

 

Дж

Го

-

варда

 

и

 

Дж

Хэнвея

 

к

 

либеральным

 

реформаторам

а

 

концепцию

 

квакеров

 â€“ 

к

 

риторике

 

милосердия

 

и

 

все

-

прощения

Так

последователь

 Â«

ревизионизма

» 

Р

Ку

-

пер

 

охарактеризовал

 

Говарда

 

как

 Â«

узколобого

нетер

-

пимого

эгоцентричного

деструктивного

 

и

возможно

умалишенного

 

фанатика

», 

который

  Â«

провалил

» 

дви

-

жение

 

за

 

тюремную

 

реформу

 [23. 

С

. 75], 

а

 

исследова

-

тель

 

Р

Морган

 

убежденно

 

доказывал

что

 

усилия

 

Го

-

варда

 

в

 

отношении

 

узников

  Â«

породили

 

б

о

льшую

 

же

-

стокость

страдания

 

и

 

порок

нежели

 

то

что

 

он

 

пы

-

тался

 

своими

 

действиями

 

предотвратить

» [24. 

С

. 391]. 

Оценивая

 

риторику

 

евангелистов

 

и

 

квакеров

призы

-

вавших

 

преступников

 

к

  Â«

ежеминутной

 

и

 

постоянной

 

духовной

 

работе

 

над

 

собой

в

 

стремлении

 

подавить

 

свои

 

злые

 

наклонности

 

и

 

очистить

 

свою

 

собственную

 

жизнь

» 

в

 

условиях

 

стен

 

пенитенциария

исследова

-

тель

 

Б

Хилтон

 

отметил

что

выставив

 

Божественную

 

благодать

 

как

 

приманку

пуритане

 

подгоняли

 

к

 

ней

 

«

палкой

 

духовного

 

террора

» [25. 

С

. 98]. 

Десятилетия

 

спустя

 

в

 

рамках

 

общеевропейского

 

пенитенциарного

 

реформирования

 

квакерская

 

концепция

 

глубокого

 

религиозного

 

реформирования

 

в

 

условиях

 

предельно

 

аскетичного

 

тюремного

 

заключения

 

действительно

 

будет

 

занимать

 

наиболее

 

консервативную

 

позицию

 

в

 

идущей

 

модернизации

 

системы

 

уголовных

 

наказаний

но

 

в

 

рассматриваемый

 

период

 

именно

 

эта

 

доктрина

 

стала

 

первым

 

гуманистически

 

направленным

 

идеоло

-

го

-

теологическим

 

обоснованием

 

нравственной

 

сторо

-

ны

 

пенитенциарного

 

исправления

.  

Таким

 

образом

рассматривая

 

влияние

 

пуритан

-

ских

 

доктрин

 

на

 

генезис

 

реформ

 

уголовного

 

правосу

-

дия

 

в

 

Англии

мы

 

можем

 

говорить

 

об

 

определяющем

 

влиянии

 

религии

но

 

только

 

на

 

начальном

 

ее

 

этап

 

ре

-

форм

 â€“ 

во

 

второй

 

половине

 XVIII – 

начале

 XIX 

вв

Теологические

 

дискуссии

 

ранних

 

религиозных

 

ре

-

форматоров

 

о

 

методах

 

борьбы

 

с

 

эскалацией

 

преступ

-

ности

возможностях

 

покаяния

искупления

 

и

 

исправ

-

ления

 

преступника

 / 

грешника

 

привели

 

к

 

появлению

 

первых

 

исправительных

 

пенитенциарных

 

моделей

Именно

 

в

 

идеологических

 

установках

 

квакеров

 

ис

-

правительная

 

идея

 

наказания

 

впервые

 

приобрела

 

практическую

 

направленность

Консервативные

 

про

-

тивники

 

реформ

 

также

 

оперировали

 

богословской

 

риторикой

 

в

 

призывах

 

к

 

жесткому

 

следованию

 

зако

-

нам

 

правосудия

 

земного

 

и

 

Небесного

В

 XIX 

столетии

 

в

 

рядах

 

пенитенциарных

 

реформаторов

 

оставалось

 

все

 

меньше

 

религиозных

 

деятелей

на

 

место

 

которых

 

приходили

 

политики

общественные

 

деятели

врачи

 

и

 

филантропы

Впоследствии

 

тюремное

 

реформирова

-

ние

 

становится

 

сугубо

 

государственной

 

прерогативой

теологические

 

дискуссии

 

постепенно

 

переходят

 

в

 

плоскость

 

политических

 

дебатов

а

 

аргументы

 

нрав

-

ственного

 

исправления

 

превращаются

 

в

 

государ

-

ственные

 

и

 

политические

 

программы

Именно

 

с

 

этого

 

момента

 

начинается

 

детальное

 

изучение

 

общеевро

-

пейских

 

пенитенциарных

 

реформ

 

в

 

контексте

 

гумани

-

стического

  (

секулярного

подхода

 

к

 

исполнению

 

наказания

В

 

данной

 

статье

 

мы

 

попытались

 

актуали

-

зировать

 

религиозный

 

аспект

 

в

 

истории

 

ранних

 

ан

-

глийских

 

пенитенциарных

 

реформ

заполнив

 

возник

-

ший

 

в

 

отечественной

 

научной

 

литературе

 

небольшой

 

пробел

 

в

 

изучении

 

генезиса

 

пенитенциарных

 

инсти

-

тутов

 

и

 

практик

.  

 
 


background image

80 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Сорокин

 

П

.

А

Кризис

 

нашего

 

времени

 // 

Человек

Цивилизация

Общество

М

. : 

Политиздат

, 1992. 

С

. 429–431. 

2.

 

Melossy D., Pavarini M. The Prison and the Factory: Origins of the Penitentiary System. London, 1981.  

3.

 

Gaskill M. Crime and Mentalities in Early Modern England. Cambridge, 2000.  

4.

 

Hanway J. Solitude in Imprisonment. With Proper Profitable Labour and a Spare Diet, the Most Humane and Effectual Means of Bringing Male-

factors, who Have Forfeited Their Lives, Or are Subject to Transportation, to a Right Sense of Their Condition; with Proposals for Salutary Pre-
vention. L., 1776.  

5.

 

Madan M. Thoughts on executive justice with respect to our criminal laws, particularly on the circuits. L. : Printed fir J. Dodsley in Pall-Mall. 

M.D.CC. 

6.

 

Ювенал

Сатиры

 // 

Хрестоматия

 

по

 

античной

 

литературе

 : 

в

 2 

т

. / 

пер

Н

.

Ф

Дератани

Н

.

А

Тимофеева

М

. : 

Просвещение

, 1965. 

Т

. 2. 

URL: http://lib.ru/POEEAST/UVENAL/uvenal1_1.txt 

7.

 

The Newgate Calendar. Comprising Interesting Memoirs of the Most Notorious Characters who Have Been Convicted of Outrages on the Laws of 

England Since the Commencement of the Eighteenth Century; with Occasional Anecdotes and Observations, Speeches, Confessions, and Last 
Exclamations of Sufferers / ed. by A. Knapp, W. Baldwin. L., 1824–1825. Vol. 1–5. 

8.

 

Hints for a History of Highwaymen // Fraser’s magazine for town and country. Vol. IX: January to June / James Fraser. L., 1834. 

9.

 

Тревельян

 

Дж

М

Социальная

 

история

 

Англии

 

от

 

Чосера

 

до

 

королевы

 

виктории

Смоленск

 : 

Русич

, 2002.  

10.

 

Капустин

 

Б

.

Г

Критика

 

политической

 

философии

Избранные

 

эссе

М

. : 

Территория

 

будущего

, 2010. 

11.

 

Кассирер

 

Э

Философия

 

Просвещения

М

. : 

РОССПЭН

, 2004.  

12.

 

Поуп

 

А

Опыт

 

о

 

человеке

 // 

Поэмы

 / 

пер

В

Микушевича

 

М

. : 

Художественная

 

литература

, 1988. URL:  http://lib.ru/POEZIQ/POUP/ 

pope_opyt.txt_with-big-pictures.html 

13.

 

Hale (Sir Matthew). A collection of modern relations of matter of fact, concerning witches & witchcraft upon the persons of people. To which is 

prefixed a meditation concerning the mercy of God, in preserving us from the malice and power of evil angels. Written by the late Lord chief Jus-
tice Hale, upon occasion of a trial of several witches before him. L., 1693. URL: http://tei.it.ox.ac.uk/tcp/Texts-HTML/free/A43/A43992.html  

14.

 

А

n Homily against Disobedience and Willful Rebellion // Certain sermons or homilies appointed to be read in churches in the time of Queen 

Elizabeth of famous memory and now reprinted for the use of private families, in two parts. L. : Printed for George Wells, Abel Swall and 
George Pawlett, 1687. URL: https://archive.org/stream/homilyagainstdis00chur/homilyagainstdis00chur_djvu.txt  

15.

 

Young E. Two assize sermons preached at Winchester the first Feb. 26, 1694, James Hunt of Popham, Esq. being sheriff of the county of South-

ampton : the second July 14, 1686, Charles Wither of Hall, Esq. being sheriff, &c. L., 1695. URL: http://quod.lib.umich.edu/e/eebo/ 
A67833.0001.001/1:5?rgn=div1;view=fulltext  

16.

 

Bisse T. Jehoshaphat’s charge. A sermon preached at the assizes held at Oxford, July 12, 1711 / By the Right Honourable Mr. Justice Powell and 

Mr. Baron Dormer. Oxford, 1711.  

17.

 

Mischler G. English political sermons 1714–1742: a case study in the theory of the Â«divine right of governors» and the ideology of order // British 

Journal for Eighteenth-Century Studies. 2001. Vol. 24, is. 1. P. 33–61. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1754-
0208.2001.tb00429.x/full  

18.

 

Blackall O. The divine institution of magistracy, and the gracious design of its institution: A sermon preached before the Queen, at St. James s, on 

Tuesday, March 8, 1708. Being the anniversary of her Majesty's happy accession to the throne. L., 1709.  

19.

 

Krischer A. The Religious Discourse on Criminal Law in England, 1600–1800: From a Theology of Trial to a Theology of Punishment // Religion 

and Politics in Europe and the United States: Transnational Historical Approaches. Washington ; Baltimore, 2012. P. 85–99. 

20.

 

McGowen R. The Changing Face of God's Justice: The Debate over Divine and Human Punishment in Eighteenth-Century England // Criminal 

Justice History. 1988. 

№

 9. P. 63–98. 

21.

 

Шефтсбери

. Sensus communis // 

Шефтсбери

Эстетические

 

опыты

М

., 1975. 

22.

 

Фуко

 

М

Надзирать

 

и

 

наказывать

Рождение

 

тюрьмы

М

. : Ad Marginem, 1999. 

23.

 

Cooper R.A. Ideas and their execution: English prison reform // Journal of eighteenth-century studies. Fall, 1976. 

№

 10. 

24.

 

Morgan R. Divine philanthropy. John Howard reconsidered // The Journal of the Historical Association. October 1977. Vol. 62, 

№

 206. 

25.

 

Hilton B. The Age of Atonement: The Influence of Evangelicalism on Social and Economic Thought, 1795–1865.

 

Oxford : Clarendon-Oxford 

University Press, 1988.  

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 12 

сентября

 2017 

г

 

CHRISTIAN IDEOLOGY AS A SOURCE OF TRANSFORMATION OF THE PENAL SYSTEM IN BRITAIN IN THE 
EIGHTEENTH CENTURY

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 74–81.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/8 

Svetlana A. Vasileva,

 Academy of FSIN of Russia (Ryazan, Russian Federation). E-mail: Vasi-svetlana@yandex.ru

 

Irina M. Erlihson,

 Ryazan State University named for S. Yesenin (Ryazan, Russian Federation). E-mail: i.erlihson@rsu.edu.ru

 

Keywords:

 UK; 18th century; Religious Society of Friends; penal reform; English Protestantism.

 

 
The article analyses the problem of reconsidering penalties in the theological doctrines of English Protestantism in the early 

phase of the penal reform in Great Britain. The period of the Enlightenment led to radical changes in the system of criminal justice. 
This time is considered to be the origin of the “era of punitive restraint”: gradual legislative restriction of sanctions in the form of the 
death penalty led to qualitative changes in the entire system of criminal penalties in general. The increasing crime rate, which 
plagued the eighteenth-century England, was often referred to by the penal reformers and gave rise to an abundance of religious pro-
jects of imprisonment. The authors are convinced that socially active adepts of various sects of English Protestantism extrapolated 
their religious views on the system of penalties execution; this laid the humanist foundation of the prison reform in Great Britain and 
in the continental Europe. English Protestants proposed to consider punishment as a method of rehabilitation of the convict in solitary 
confinement. Religious principles of the Quakers (the Religious Society of Friends) were expressed in the model of a penitentiary 
house. According to their theology, the prison became the place and environment where the prisoner was able to establish an incredi-
ble connection with the Lord, repent and get atonement. The outcome of this theology was the hope that God would allow the prison-
er to break out of prison as a â€œreborn person”. In turn, Calvinist Protestants resisted the attempts of humanization of the system of 
penalties execution, considering them as a challenge to predestination. The authors underline that the majority of the conservative 
wing of the religious penal reformers strongly doubted the feasibility of repentance and relied on God’s commandments and the 
Bloody Code of the 18th century to restrain crime. It is suggested that the Christian worldview of the British influenced the early 
penitentiary reforms in Great Britain in the eighteenth century more than the secular ideology of the Enlightenment. The methodolog-