ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7312

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171 

 

 

Рис

. 2. 

Ступени

ведущие

 

на

 

Голгофу

Малые

 

Дивы

 

 

 

 

Рис

. 3. 

Свод

 

Кувуклии

Малые

 

Дивы

 

 


background image

172 

Анализируя

 

архитектурное

 

пространство

 

обход

-

ной

 

галереи

 

в

 

Малых

 

Дивах

мы

 

сталкиваемся

 

с

 

неиз

-

бежной

 

трудностью

 

конкретной

 

идентификации

 

стан

-

ций

Ведь

 

как

 

мы

 

уже

 

заметили

количество

 

станций

 

и

 

их

 

последовательность

 

не

 

имели

 

долгое

 

время

 

усто

-

явшегося

 

канона

Вместе

 

с

 

тем

благодаря

 

ряду

 

архи

-

тектурных

 

деталей

мы

 

можем

 

пролить

 

свет

 

на

 

дан

-

ную

 

проблематику

Прежде

 

всего

любой

 

посещаю

-

щий

 

пещеры

 

в

 

Малых

 

Дивах

 

не

 

мог

 

не

 

обратить

 

вни

-

мание

 

на

 

одну

 

из

 

кажущихся

 

странностей

идущий

 

в

 

горизонтальном

 

направлении

 

коридор

 

вдруг

 

начинает

 

резко

 

подниматься

а

 

затем

 

так

 

же

 

неожиданно

 

опус

-

каться

 

вниз

 (

рис

. 2). 

Это

 

невозможно

 

объяснить

 

ника

-

кой

 

практической

 

целесообразностью

Перед

 

нами

 

не

 

что

 

иное

как

 

Голгофа

Если

 

мы

 

посчитаем

 

общее

 

ко

-

личество

 

ступеней

ведущих

 

на

 

Кальварию

 

с

 

севера

то

 

увидим

что

 

их

 

всего

 13. 

Четырнадцатаяя

 

ступень

 

представляет

 

собой

 

площадку

 

размером

 0,7 × 0,8 

м

Поднявшись

 

на

 

нее

мы

 

можем

 

наблюдать

 

в

 

восточ

-

ной

 

стене

 

коридора

 

на

 

высоте

 

от

 

пола

 

в

 0,8 

м

 

нишу

тянущуюся

 

до

 

потолка

 (1,2 

м

). 

Ее

 

ширина

 â€“ 0,56 

м

глубина

 0,35 

м

Можно

 

предположить

что

 

раньше

 

в

 

этой

 

нише

 

была

 

икона

 

с

 

изображением

 

распятия

 

Хри

-

ста

 

или

 

стоял

 

киотный

 

крест

От

 

площадки

 

далее

 

на

 

юг

 

идут

 9 

ступеней

 

вниз

Важно

 

заметить

что

 

упомя

-

нутые

 

нами

 13 

ступеней

 

на

 

Голгофу

 

хорошо

 

коррели

-

руют

 

с

 

описанием

 

данного

 

топоса

 

в

 

храме

 

Гроба

 

Гос

-

подня

 

в

 

Иерусалиме

 

в

 

хождениях

 

Василия

 

Познякова

 

и

 

Трифона

 

Коробейникова

При

 

этом

 

вопрос

 

заим

-

ствований

 

Коробейниковым

 

фрагментов

 

текста

 

По

-

знякова

 

для

 

нас

 

не

 

имеет

 

принципиального

 

значения

учитывая

 

литературную

 

практику

 

того

 

времени

не

 

отменяющую

 

личного

 

наблюдения

 

описываемого

 

[37]. 

У

 

Василия

 

Познякова

 

мы

 

читаем

: «

А

 

подъем

 

на

 

святую

 

гору

 

Голгофу

 

по

 

лестнице

 

в

 

тринадцать

 

сту

-

пеней

» [38. 

С

. 476]. 

У

 

Трифона

 

Коробейникова

: «

А

 

одесную

 

страну

 

Воскресения

 

Христова

в

 

большую

 

вшед

 

церковь

идти

 

высоко

 

на

 

гору

лествица

 

камен

-

ная

 13 

ступеней

стоит

 

гора

 

высока

святая

 

Голгофа

 

[39. 

С

. 12–13]. 

Нет

 

противоречия

 

с

 

описанным

 

коли

-

чеством

 

ступеней

 

на

 

Голгофу

 

и

 

в

 

описании

 

Радзивил

-

ла

: «

От

 

туда

 

восходя

 

на

 

лобную

 

гору

 

с

 

небольшим

 

чрез

 

десять

 

ступеней

 

проходят

 

место

где

 

стоял

 

Хри

-

стов

 

крест

» [40. 

С

. 74–75].  

Вместе

 

с

 

тем

 

необходимо

 

заметить

что

 

в

 

рассмат

-

риваемых

 

нами

 

хождениях

 XVI–XVII 

вв

встречается

 

и

 

иное

 

описание

 

количества

 

ступеней

Так

в

 

повест

-

вовании

 

Ионы

 

Маленького

 

речь

 

идет

 

о

 22 

ступенях

«...

от

 

тех

 

дверей

 

по

 

той

 

же

 

стене

 

в

 

полуденной

 

уголь

 

на

 

зимней

 

восток

 

лествица

 

в

 

верх

 

на

 

святую

 

Голгофу

22 

ступени

на

 

ней

 

же

 

распят

 

Господь

 

наш

 

Иисус

 

Христос

 

нашего

 

ради

 

спасения

» [41. 

С

. 11]. 

Данное

 

противоречие

 

мы

 

можем

 

снять

просуммировав

 

общее

 

количество

 

ступеней

 

на

 

Голгофу

 

с

 

разных

 

сторон

Так

в

 

галерее

 

Малых

 

Див

 

при

 

подъеме

 

на

 

Голгофу

 

с

 

одной

 

стороны

 

мы

 

насчитываем

 13 

ступеней

а

 

с

 

другой

 

сторо

-

ны

 â€“ 9 

ступеней

 â€“ 

всего

 22 

ступени

Примечательно

что

 

данное

 

соотношение

 

ступеней

 

невозможно

 

вывести

 

ис

-

ключительно

 

из

 

рассматриваемых

 

нами

 

письменных

 

источников

в

 

которых

 

число

 9 

не

 

фигурирует

 

вовсе

Если

 

бы

 

брались

 

за

 

основу

 

создания

 

Голгофы

 

в

 

Дивно

-

горье

 

лишь

 

материалы

 

хождений

то

 

проектировщики

 

вырезали

 

бы

 

в

 

мелу

 

либо

 13, 

либо

 22 

ступени

Этот

 

фак

-

тор

на

 

наш

 

взгляд

может

 

свидетельствовать

 

о

 

личном

 

посещении

 

одного

 

из

 

создателей

 

дивногорских

 

пещер

 

иерусалимского

 

храма

 

Воскресения

 

Христова

Следующая

 

рассматриваемая

 

нами

 

станция

 

Пути

 

Скорби

 

в

 

урочище

 

Малые

 

Дивы

 

находится

 

к

 

югу

 

от

 

Голгофы

 

и

 

интерпретируется

 

нами

 

как

 

Кувуклия

 

или

 

часовня

 

Гроба

 

Господня

Ее

 

ключевые

 

черты

 

ассоци

-

ации

 

с

 

иерусалимским

 

прототипом

 â€“ 

шестигранное

 

в

 

плане

 

помещение

 

и

 

наличие

 

погребального

 

ложа

Ширина

 

граней

 

помещения

начиная

 

с

 

западной

 

по

 

часовой

 

стрелке

, â€“ 1,58; 1,09; 1,1; 1,15; 1,1; 1,1 

м

Вы

-

сота

 

часовни

 â€“ 3,15 

м

Потолок

 

выполнен

 

в

 

форме

 

шестилипесткового

 

свода

 (

рис

. 3). 

В

 

отличие

 

от

 

Гол

-

гофы

 

и

 

других

 

станций

 

Крестного

 

пути

 

данное

 

поме

-

щение

 

носит

 

обособленный

 

характер

Из

 

галереи

 

в

 

него

 

ведут

 

два

 

входа

западный

 â€“ 

шириной

 1,18 

м

высотой

 2,08 

м

 (

рис

. 4), 

и

 

северный

 â€“ 

шириной

 0,62 

м

 

и

 

высотой

 1,83 

м

Коридор

 

перед

 

западным

 

входом

 

в

 

помещение

 

расширяется

 

с

 

обычного

 

для

 

меловой

 

га

-

лереи

 

размера

 

в

 0,9 

м

 

до

 1,4 

м

создавая

 

дополнитель

-

ный

 

объем

На

 

восточной

 

стене

 

часовни

 

вырезан

 

прямоуголь

-

ный

 

киот

 

высотой

 1,67 

м

шириной

 1,2 

м

В

 

основании

 

киота

 

на

 

высоте

 

от

 

пола

 0,82 

м

 

находится

 

меловой

 

уступ

-

полка

 

с

 

размерами

 

горизонтальной

 

поверхности

 

1,2 × 0,27 

м

В

 

ее

 

торцах

 

присутствуют

 

вырезы

 

для

 

деревянной

 

конструкции

Можно

 

предположить

что

 

в

 

киоте

 

ранее

 

находилась

 

икона

изображающая

 

Вос

-

кресение

 

Христа

Князь

 

Радзивилл

 

так

 

в

 1853 

г

опи

-

сывал

 

подобный

 

образ

 

в

 

иерусалимской

 

Кувуклии

«

На

 

стене

 

находится

 

ветхая

 

доска

на

 

которой

 

образ

 

воскресшаго

 

Христа

 

между

 

двумя

 

коленопреклонив

-

шимися

 

Ангелами

 

изображен

» [40. 

С

. 80]. 

Южная

 

стена

 

часовни

 

углублена

 

в

 

тело

 

шести

-

гранной

 

основы

Расстояние

 

до

 

нее

 

от

 

западного

 

вхо

-

да

 

составляет

 1,2 

м

В

 

основании

 

стены

 

фиксируется

 

уступ

-

лежанка

 

высотой

 

от

 

пола

 0,45 

м

от

 

потолка

 â€“ 

1,48 

м

 

с

 

размерами

 

верхней

 

поверхности

 1,36 × 0,35 

м

 

(

рис

. 5). 

Данный

 

уступ

 

имеет

 

углубление

 

в

 

западной

 

торцевой

 

стенке

 

высотой

 0,45 

м

 

и

 

глубиной

 0,34 

м

 

и

 

трактуется

 

нами

 

как

 

погребальное

 

ложе

Ассоциация

 

данного

 

помещения

 

с

 

Кувуклией

 

хо

-

рошо

 

читается

 

при

 

восприятии

 

общего

 

концепта

 

воспроизведения

 

Гроба

 

Господня

 

в

 

архитектуре

жи

-

вописи

металлопластике

литературе

где

 

авторский

 

акцент

 

делается

 

на

 

зрительных

 

доминантах

 

иконо

-

графически

 

узнаваемых

 

деталей

 

иерусалимской

 

композиции

Как

 

уже

 

отмечалось

это

прежде

 

всего

многогранник

 

внешней

 

формы

 

Кувуклии

 

и

 

погре

-

бальное

 

ложе

 

внутреннего

 

убранства

 [30. 

С

. 145–

148]. 

Так

например

эти

 

символы

 

мы

 

видим

 

в

 

иллю

-

страциях

 

к

 

хождениям

 

игумена

 

Даниила

 [42. 

С

. 17] 

и

 

Трифона

 

Коробейникова

 [43. 

С

. 138]. 

В

 

текстовом

 

варианте

 

внешний

 

вид

 

Кувуклии

 

упоминается

 

в

 

сле

-

дующих

 

хождениях

Коробейникова

: «

А

 

верх

 

у

 

пре

-

дельца

 

над

 

гробом

 

Господним

 

аки

 

теремец

» [39. 

С

. 10]; 

Ионы

 

Маленького

: «

а

 

покрыта

 

та

 

святая

 

пе

-

щера

 

полатным

 

образцом

плоско

а

 

ис

 

тое

 

святыя

 

пещеры

 

зделаны

 

в

 

верх

 4 

оконца

и

 

теми

 

оконцы

 

учинен

 

шатрик

 

востроверх

зделан

 

на

 

столбцах

 

мра

-

морных

» [41. 

С

. 9]. 


background image

173 

 

 

Рис

. 4. 

Западный

 

вход

 

в

 

Кувуклию

Малые

 

Дивы

 

 

 

 

Рис

. 5. 

Южная

 

стена

 

Кувуклии

 

с

 

Гробом

 

Господнем

Малые

 

Дивы

 

 

Если

 

говорить

 

о

 

размерах

 

погребального

 

ложа

 

Гроба

 

Господня

описываемого

 

паломниками

 

в

 

Иерусалим

 XII–XVII 

вв

., 

то

 

здесь

 

мы

 

можем

 

наблюдать

 

значительную

 

разницу

 

в

 

размерах

объ

-

яснимую

 

реконструкционными

 

работами

 [15. 

С

. 9; 

38. 

С

. 475;  39. 

С

. 8; 40. 

С

. 77, 80; 41. 

С

. 17; 43. 


background image

174 

С

. 164]. 

Для

 

наглядности

 

приведем

 

в

 

табличном

 

варианте

 

некоторые

 

параметры

 

сравнения

 

с

 

дивно

-

горским

 

эквивалентом

При

 

этом

 

надо

 

заметить

что

 

высота

 

ложа

описываемая

 

игуменом

 

Даниилом

звучит

 

как

  Â«

а

 

возвыше

 

полулакти

» [41. 

С

. 17], 

в

 

современном

 

переводе

 â€“ «

а

 

по

 

высоте

 

пол

-

локтя

» 

[44. 

С

. 149]. 

На

 

наш

 

взгляд

здесь

 

мы

 

имеем

 

дело

 

с

 

изначальной

 

ошибкой

 

переписчика

учитывая

 

полу

-

чающуюся

 

небольшую

 

высоту

 

погребального

 

ложа

 

и

 

значительное

 

расхождение

 

с

 

другими

 

данными

В

 

этом

 

случае

 

упомянутое

 

нами

 Â«

а

 

возвыше

 

полулак

-

ти

» 

изначально

 

было

: «

а

 

возвыше

 

полу

 

лакти

», 

т

.

е

выше

 

от

 

пола

 

на

 

локоть

Перевод

 

в

 

таблице

 

измере

-

ния

 

из

 

современной

 

метрической

 

системы

 

в

 

древ

-

нерусскую

 

осуществлен

 

исходя

 

из

 

соответствия

 

размера

 

локтя

 

длине

 

около

 46,6 

см

 [45. 

С

. 20]. 

 

Размеры

 

погребального

 

ложа

 

в

 

иерусалимской

 

Кувуклии

 

и

 

его

 

копии

 

в

 

Дивногорье

  

по

 

материалам

 

хождений

 

и

 

натуральных

 

измерений

 

 

Источник

  

информации

 

Измерение

 

в

 

Дивногорье

нач

. XXI 

в

Описание

 

игумена

  

Даниила

нач

. XII 

в

Описание

 

князя

  

Радзивилла

кон

. XVI 

в

Описание

 

иеродиакона

  

Ионны

сер

. XVII 

в

Высота

 0,45 

м

 (1 

локоть

локоть

 

(

или

 0,5 

локтя

1,5 

локтя

 1,5 

локтя

 

Ширина

 

0,35 

м

 (1 

локоть

 

с

 

учетом

 

возможного

 

выступа

 

доски

локтя

 1 

локоть

 2 

локтя

 

Длина

 1,36 

м

 (3 

локтя

) 4 

локтя

 â€“  4 

локтя

 

 

Если

 

говорить

 

о

 

расположении

 

погребального

 

ложа

то

 

все

 

хождения

 Â«

единодушны

», 

располагая

 

его

 

с

 

правой

 

стороны

 

от

 

входа

То

 

же

 

расположение

 

отмечаем

 

мы

 

и

 

в

 

дивногорской

 

Кувуклии

Это

 

имеет

 

свой

 

прообраз

 

в

 

описании

 

евангельских

 

событий

: «

И

войдя

 

во

 

гроб

увидели

 

юношу

сидящего

 

на

 

правой

 

стороне

облачен

-

ного

 

в

 

белую

 

одежду

и

 

ужаснулись

Он

 

же

 

говорит

 

им

не

 

ужасайтесь

Иисуса

 

ищете

 

Назарянина

распятого

Он

 

воскрес

Его

 

нет

 

здесь

Вот

 

место

где

 

Он

 

был

 

положен

» 

(

Мк

. 16.5). 

Вместе

 

с

 

тем

 

нельзя

 

не

 

обратить

 

внимание

 

на

 

разницу

 

в

 

размерах

 

ложа

 

в

 

Дивногорье

 

и

 

ложа

описан

-

ного

 

в

 

хождениях

Дивногорское

 

ложе

 

меньше

 

в

 

длину

 

и

 

в

 

ширину

 

на

 

один

 

локоть

 

по

 

сравнению

 

с

 

данными

при

-

водимыми

 

игуменом

 

Даниилом

 

и

 

иеродиаконом

 

Ионою

и

 

равно

 

по

 

ширине

 

с

 

данными

 

князя

 

Радзивилла

Высота

 

дивногорского

 

ложа

 

соотносима

в

 

нашей

 

трактовке

с

 

данными

 

игумена

 

Даниила

 

в

 

один

 

локоть

расходясь

 

на

 

пол

-

локтя

 

по

 

высоте

 

с

 

данными

 

князя

 

Радзивилла

 

и

 

ие

-

родиакона

 

Ионы

Данные

 

расхождения

 

в

 

размерах

 

могут

 

быть

 

объ

-

яснены

 

и

 

тем

что

 

при

 

переносе

 

образа

 

Гроба

 

Господ

-

ня

 

из

 

сакрального

 

пространства

 

Иерусалима

 

на

 

рус

-

скую

 

почву

 

образец

 

воспринимался

как

 

правило

не

 

в

 

архитектурной

 

конкретике

а

 

в

 

образно

-

идейной

от

-

раженной

 

в

 

богослужебной

 

практике

Так

например

«

в

 

богослужении

 

русской

 

церкви

 

Нового

 

времени

 

Гроб

 

Господень

 â€“ 

предмет

на

 

котором

 

в

 

течение

 

года

 

до

 

Великой

 

пятницы

 

лежит

 

плащаница

Он

 

является

 

неотъемлемой

 

частью

 

чинопоследования

 

службы

 

Ве

-

ликого

 

пятка

 

и

 

Великой

 

субботы

» [46. 

С

. 158]. 

Остается

 

теперь

 

прояснить

 

предназначение

 

хода

ведущего

 

из

 

дивногорской

 

Кувуклии

 

в

 

северном

 

направлении

Здесь

 

может

 

быть

 

два

 

аспекта

 

объясне

-

ния

в

 

практической

 

и

 

литургической

 

плоскости

В

 

практической

 

плоскости

 

мы

 

знаем

 

пример

когда

 

ча

-

совня

 

Гроба

 

Господня

 

во

 

времена

 

крестоносцев

 

со

-

стояла

 

из

 

двух

 

главных

 

частей

Причем

 

ее

 

западная

 

часть

 

с

 

погребальной

 

камерой

 

была

 

шестиугольной

 

в

 

плане

 

и

  Â«

движение

 

паломников

 

было

 

организовано

 

так

что

 

они

 

не

 

пересекались

 (

входили

 

через

 

северные

 

двери

 

портика

 

и

 

выходили

 

через

 

южные

)» [47. 

С

. 140]. 

Аналогичную

 

планировку

 

мы

 

видим

 

в

 

дивно

-

горской

 

часовне

что

 

ставит

 

дополнительные

 

вопросы

 

относительно

 

датировки

 

памятника

Еще

 

одно

 

пред

-

назначение

 

данного

 

хода

 

может

 

быть

 

рассмотрено

 

в

 

контексте

 

богослужебной

 

практики

Так

известно

например

что

 

во

 

время

 

путешествия

 

в

 

Иерусалим

 

Радзивилла

 

Кувуклия

 

принадлежала

 

католикам

слу

-

жившим

 

в

 

ней

 

мессу

 [39. 

С

. 79]. 

В

 

Русской

 

право

-

славной

 

церкви

 

для

 

служения

 

литургии

 

помимо

 

Цар

-

ских

 

врат

 

должны

 

быть

 

и

 

дьяконские

В

 

случае

 

ис

-

пользования

 

дивногорской

 

часовни

-

кувуклии

 

для

 

со

-

вершения

 

обедни

 

роль

 

Царских

 

врат

 

мог

 

исполнять

 

западный

 

вход

а

 

дьяконских

 â€“ 

северный

Интерпретировав

 

в

 

качестве

 

станций

 

Голгофу

 

и

 

Кувуклию

перед

 

нами

 

стоит

 

задача

 

идентификации

 

оставшихся

 

пяти

 

остановок

 

дивногорского

 

Пути

 

скорби

Среди

 

них

 

особенно

 

выделяется

 

первая

 

оста

-

новка

вырубленная

 

в

 

скальной

 

породе

 

в

 

виде

 

часов

-

ни

Четыре

 

другие

 

станции

 

имеют

 

сходную

 

планиров

-

ку

 

в

 

перекрестках

 

поворачивающей

 

галереи

потолок

 

в

 

виде

 

купола

киоты

 

в

 

торцевых

 

стенах

 

с

 

наличием

 

полочки

 

перед

 

ними

Данное

 

архитектурное

 

решение

 

оптимально

 

вписывается

 

в

 

богослужебное

 

наполне

-

ние

Четырехконечный

 

крест

отображаясь

 

в

 

плани

-

графии

 

четырех

 

перекрестков

подчеркивает

 

полноту

 

крестных

 

страданий

Повороты

 

хода

 

на

 

перекрестках

 

прерывают

 

монотонность

 

движения

заставляя

 

вос

-

принимать

 

станции

 

как

 

отдельные

 

локусы

 

сакрально

-

го

 

пространства

Кроме

 

того

наличие

 

перекрестков

 

с

 

вырубленными

 

в

 

двух

 

торцах

 

киотами

 

могло

 

позво

-

лять

не

 

меняя

 

сакральную

 

значимость

 

общего

 

коли

-

чества

 

станций

 â€“ 

семь

акцентировать

 

иконографиче

-

ски

 

еще

 

четыре

 

возможные

 

остановки

Из

 

указанных

 

пяти

 

станций

 

семантическому

 

ана

-

лизу

на

 

наш

 

взгляд

более

 

доступна

 

первая

Это

 

свя

-

зано

 

с

 

тем

что

 

мы

 

имеем

 

дело

 

с

 

началом

 

Пути

 

скор

-

би

который

 

в

 

иерусалимской

 

традиции

 

начинается

 

с

 

претория

 

Пилата

 â€“ 

места

 

осуждения

 

Христа

 

на

 

смерть

Радзивилл

 

отмечает

: «

От

 

палат

 

Пилатовых

 

<…> 

начинается

 

путь

 

плачевной

». 

В

 

этом

 

контексте

 

первая

 

дивногорская

 

часовня

 

Крестного

 

Пути

 â€“ 

это

 

претория

служебная

 

резиденция

 

римского

 

наместни

-

ка

Размеры

 

данного

 

помещения

 â€“ 2,62 

м

 Ã— 2, 89 

м

 

(

рис

. 6). 

Его

 

высота

 â€“ 3,53 

м

потолок

 

выполнен

 

в

 

виде

 

свода

Особый

 

интерес

 

здесь

 

представляет

 

северо

-

западная

 

стена

вокруг

 

которой

 

формируются

 

культо

-

вые

 

архитектурные

 

элементы


background image

175 

 

 

Рис

. 6. 

Преторий

 

Пилата

вид

 

с

 

юго

-

востока

Малые

 

Дивы

 

 

По

 

центру

 

стены

на

 

расстоянии

 

от

 

пола

 

в

 0,7 

м

вырезан

 

аркообразный

 

большой

 

киот

 

шириной

 

в

 

ос

-

новании

 0,91 

м

Можно

 

предположить

что

 

ранее

 

в

 

нем

 

находилась

 

икона

изображающая

 

суд

 

над

 

Хри

-

стом

В

 

основании

 

киота

 

фиксируется

 

полка

 0,91 

м

 Ã— 

0,33 

м

На

 

момент

 

осмотра

 

перед

 

полочкой

 

лежали

 

вырезанные

 

из

 

мела

 

крупные

 

прямоугольные

 

в

 

сече

-

нии

 

блоки

из

 

которых

 

ранее

 

могли

 

быть

 

сложены

 

ступени

 Â«

лестницы

 

Пилата

», 

соединяющиеся

 

с

 

мело

-

выми

 

боковыми

 

уступами

Идентифицировать

 

оставшиеся

 

четыре

 

узловые

 

станции

 

Пути

 

Скорби

 

в

 

Дивногорье

 

мы

 

не

 

можем

 

с

 

той

 

же

 

степенью

 

достоверности

как

 

предыдущие

 

три

учитывая

 

отсутствие

 

в

 

Позднем

 

Средневековье

 

усто

-

явшейся

 

европейской

 

традиции

 

переноса

 

иерусалим

-

ского

 

сакрального

 

топоса

Вместе

 

с

 

тем

если

 

гово

-

рить

 

о

 

проекции

 

ранней

 

францисканской

 

традиции

 

XIV 

в

создания

 

семи

 

станций

то

 

можно

 

предполо

-

жить

что

 

это

 

места

 

встречи

 

Христа

 

с

 

Матерью

Си

-

моном

 

Кириянином

благочестивыми

 

женщинами

 

и

 

место

где

 

солдаты

 

бросали

 

жребий

 

об

 

Его

 

одежде

 

[26]. 

Данная

 

последовательность

 

коррелируется

 

с

 

евангельским

 

текстом

 

о

 

последнем

 

дне

 

земной

 

жизни

 

Иисуса

 

Христа

 

и

 

более

 

поздним

 

картографическим

 

материалом

 [48. 

Р

. 158]. 

Таким

 

образом

в

 

результате

 

исследования

 

удалось

 

выявить

 

семантику

 

архитектурных

 

элементов

 

подземно

-

го

 

хода

 

вокруг

 

пещерного

 

храма

 

Иоанна

 

Предтечи

 

в

 

урочище

 

Малые

 

Дивы

 

на

 

Среднем

 

Дону

В

 

результате

 

этого

 

подтвердилась

 

наша

 

гипотеза

 

о

 

символическом

 

отражении

 

здесь

 

Виа

 

Долороза

 â€“ 

образа

 

Крестного

 

пути

 

Иисуса

 

Христа

существующего

 

в

 

христианской

 

куль

-

турной

 

традиции

Последовательность

 

дивногорских

 

станций

 

в

 

нашей

 

трактовке

 

такова

: 1) 

Преторий

 

Пилата