ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7308
Скачиваний: 8
176
2)
ÐеÑÑо
вÑÑÑеÑи
Ð¥ÑиÑÑа
Ñ
ÐаÑеÑÑÑ
, 3)
меÑÑо
вÑÑÑеÑи
Ð¥ÑиÑÑа
Ñ
Симоном
ÐиÑиÑнином
, 4)
меÑÑо
вÑÑÑеÑи
Ð¥Ñи
-
ÑÑа
Ñ
благоÑеÑÑивÑми
женÑинами
, 5)
меÑÑо
,
где
ÑолдаÑÑ
бÑоÑали
жÑебий
об
Ðго
одежде
, 6)
ÐолгоÑа
, 7)
ÐÑвÑклиÑ
Ñ
ÐÑобом
ÐоÑподнем
.
Ð
ÑооÑÑжении
Ðиа
ÐолоÑоза
на
донÑкой
земле
ÑÑ
-
ко
пÑоÑлеживаеÑÑÑ
влиÑние
западной
Ñ ÑиÑÑианÑкой
ÑÑадиÑии
.
ÐÑли
оÑнеÑÑи
Ñоздание
Ðиа
ÐолоÑоза
в
Ðа
-
лÑÑ
ÐиваÑ
ко
вÑоÑой
половине
XVII
в
.,
Ñо
ÑÑо
могло
пÑоизойÑи
вÑледÑÑвие
знакомÑÑва
иноков
-
пеÑе
-
ÑеленÑев
Ñ
пÑакÑикой
ÑооÑÑжениÑ
калÑваÑий
на
Ñвоей
пÑежней
Ñодине
и
ÑопÑеделÑнÑÑ
Ñ
ней
ÑеÑÑиÑоÑиÑÑ
.
Ðадо
замеÑиÑÑ
,
ÑÑо
взаимопÑоникновение
каÑолиÑе
-
ÑÑва
и
пÑавоÑлавиÑ
на
ÑÑовне
ÑозданиÑ
и
иÑполÑзова
-
ниÑ
пÑедмеÑов
кÑлÑÑа
не
ÑвлÑлоÑÑ
иÑклÑÑиÑелÑнÑм
ÑлÑÑаем
в
донÑкой
аÑкеÑиÑеÑкой
пÑакÑике
пеÑеÑни
-
ÑеÑÑва
.
Так
,
напÑимеÑ
,
в
2007
г
.
в
ÐелогоÑÑкой
пеÑеÑе
бÑли
обнаÑÑженÑ
киоÑнÑй
кÑеÑÑ
и
подвеÑка
,
вÑпол
-
неннÑе
в
западной
Ñ ÑиÑÑианÑкой
ÑÑадиÑии
,
даÑиÑÑе
-
мÑе
конÑом
XVIII
в
. [49.
С
. 121].
ÐÑи
ÑÑом
влиÑние
западного
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
,
еÑÑеÑÑвенно
,
не
каÑалоÑÑ
во
-
пÑоÑов
догмаÑики
,
Ñак
как
именно
оÑÑÑаивание
ее
и
пÑиводило
в
движение
колонизаÑионнÑе
поÑоки
ино
-
ков
Ñ
Ðападной
УкÑаинÑ
на
ÑжнÑе
окÑаинÑ
ÐоÑков
-
Ñкого
гоÑÑдаÑÑÑва
в
XVII
в
.
ÐмеÑÑе
Ñ
Ñем
ÑÑд
аÑÑ Ð¸Ñек
-
ÑÑÑнÑÑ
ÑлеменÑов
СкоÑбного
пÑÑи
(
ÑеÑÑигÑанник
ÐÑвÑклии
Ñ
двÑмÑ
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸
в
нее
)
и
обÑее
колиÑеÑÑво
ÑÑанÑий
â
ÑемÑ
,
заÑÑавлÑеÑ
пÑедположиÑÑ
более
Ñан
-
нее
Ñоздание
памÑÑника
,
ÑÑо
ÑвлÑеÑÑÑ
Ñемой
оÑделÑ
-
ного
иÑÑледованиÑ
.
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
СÑепкин
Ð
.
Ð
.
ÐеÑеÑоÑÑÑоиÑелÑÑÑво
как
вид
Ñ ÑиÑÑианÑкого
подвижниÑеÑÑва
в
леÑоÑÑепном
ÐÑидонÑе
//
ÐеÑÑник
ÑеÑковной
иÑÑоÑии
.
2008.
â
3 (11).
С
. 141â150.
2.
Stepkin V.V. Caves in Divnogorye and Belogorye: monastic and folk tradition in the river Don caves construction // Proceedings of International
Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. Rome, 2015.
Ð
. 351â354.
3.
Ðмелин
С
.
ÐÑÑеÑеÑÑвие
по
РоÑÑии
длÑ
иÑÑледованиÑ
ÑÑеÑ
ÑаÑÑÑв
еÑÑеÑÑва
.
Ч
. 1 :
ÐÑÑеÑеÑÑвие
из
СанкÑпеÑеÑбÑÑга
до
ЧеÑкаÑка
главного
гоÑода
ÐонÑкиÑ
козаков
в
1768
и
1769
годаÑ
.
СÐб
. :
ТипогÑаÑиÑ
Ðкадемии
наÑк
, 1771.
4.
ÐÐ°Ñ Ð°Ñова
Ð
.
Ю
.,
ÐондÑаÑÑева
С
.
Ð
.
ÐÑÑ Ð¸ÑекÑÑÑнÑе
и
аÑÑ ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие
памÑÑники
ÐивногоÑÑÑ
(
иÑÑоÑиÑ
изÑÑениÑ
) //
ТÑÑдÑ
мÑзеÑ
-
заповедника
«
ÐивногоÑÑе
».
ÐоÑонеж
:
ÐваÑÑа
, 2011.
ÐÑп
. 2.
5.
СÑепкин
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑоÑиÑ
изÑÑениÑ
кÑлÑÑовÑÑ
пеÑеÑнÑÑ
ÑооÑÑжений
баÑÑейна
Ðона
и
ÐÑкола
//
ÐÑлÑÑовÑе
пеÑеÑÑ
СÑеднего
Ðона
.
СеÑ
.
СпелеÑÑологиÑеÑкие
иÑÑледованиÑ
.
Ð
. :
Ð ÐСÐ
, 2004.
ÐÑп
. 4.
С
. 18â28.
6.
ÐÑнÑко
Ð
.
Ð
.
ÐоÑÑомеÑÑиÑеÑкие
иÑÑледованиÑ
ÐивногоÑÑкиÑ
,
ÐоÑÑомаÑовÑкиÑ
и
ÐолÑбелкинÑкиÑ
пеÑеÑ
(
ÐоÑонежÑкаÑ
облаÑÑÑ
) //
Спе
-
леологиÑ
и
ÑпелеÑÑологиÑ
:
Ñб
.
маÑеÑиалов
IV
ÐеждÑнаÑ
.
наÑÑ
.
заоÑной
конÑ
.
ÐабеÑежнÑе
ЧелнÑ
:
ÐÐСÐТÐ
, 2013.
С
. 163â168.
7.
ÐиколÑÑкий
Ð
.
Ð
.
ÐивногоÑÑкий
УÑпенÑкий
монаÑÑÑÑÑ
.
ÐÑÑоÑиÑеÑкий
оÑеÑк
.
ÐоÑонеж
:
ТипогÑаÑиÑ
ÐÑаева
, 1904.
8.
Ðагал
i
й
Ð
.I. I
ÑÑоÑ
i
Ñ
Слоб
i
дÑÑкоÑ
УкÑаÑни
.
ХаÑк
i
в
:
ÐÑнова
, 1990.
9.
Ðагалей
Ð
.
Ð
.
ÐÑеÑки
из
иÑÑоÑии
колонизаÑии
ÑÑепной
окÑаинÑ
ÐоÑковÑкого
гоÑÑдаÑÑÑва
.
Ð
. :
Ðздание
ÐмпеÑаÑоÑÑкого
ÐбÑеÑÑва
ÐÑÑо
-
Ñии
и
ÐÑевноÑÑей
РоÑÑийÑкиÑ
пÑи
ÐоÑковÑком
УнивеÑÑиÑеÑе
, 1887.
10.
ÐоловинÑкий
Ð
.
СлободÑкие
казаÑÑи
полки
.
СÐб
. :
Тип
.
Ð
.
Тиблена
и
Ðомп
, 1865.
11.
ÐеÑÑов
Ð
.
Ð
.
ÐолÑнÑ
.
ÐÑÑоÑиÑеÑкие
ÑÑдÑбÑ
Юго
-
Ðападного
кÑаÑ
.
СÐб
. :
Тип
.
Тов
.
ÐбÑеÑÑвеннаÑ
полÑза
, 1888.
12.
ÐеÑÑов
Ð
.
Ð
.
ÐÑаÑкие
ÑведениÑ
о
пÑавоÑлавнÑÑ
монаÑÑÑÑÑÑ
ÐолÑнÑкой
епаÑÑ Ð¸Ð¸
в
наÑÑоÑÑее
вÑемÑ
не
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑиÑ
// B
олÑнÑкие
епаÑÑ Ð¸Ð°Ð»ÑнÑе
ведомоÑÑи
. 1867.
â
1â8.
13.
ТевÑÑов
Ð
.
Ð
.
ÐеÑеÑнÑе
монаÑÑÑÑи
ÐÑÑÑогожÑкого
Ñезда
//
ТÑÑдÑ
ÐоÑонежÑкой
ÑÑеной
аÑÑ Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ð¹
комиÑÑии
.
ÐоÑонеж
, 1902.
ÐÑп
. 1.
14.
ÐолÑбев
С
.
ÐиевÑкий
миÑÑополиÑ
ÐеÑÑ
Ðогила
и
его
Ñподвижники
.
Ðиев
:
Тип
.
С
.
Ð
.
ÐÑлÑженко
, 1883.
Т
. 2.
15.
ÐовеÑÑÑ
и
Ñказание
о
Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸
в
ÐеÑÑÑалим
и
во
ЦаÑÑгÑад
ТÑоиÑкого
СеÑгиева
монаÑÑÑÑÑ
ÑеÑнаго
диакона
ÐонÑ
по
ÑекомÑ
Ðа
-
ленÑкаго
1649â1652
гг
. /
под
Ñед
.
С
.
Ð
.
Ðолгова
//
ÐÑавоÑлавнÑй
ÐалеÑÑинÑкий
ÑбоÑник
.
СÐб
. :
Ðздание
ÐмпеÑаÑоÑÑкого
ÐÑавоÑлавного
ÐалеÑÑинÑкого
ÐбÑеÑÑва
, 1895.
Т
. XIV,
вÑп
. 3.
16.
ÐапÑеÑев
Ð
.
Ф
.
СноÑениÑ
иеÑÑÑалимÑкиÑ
паÑÑиаÑÑ Ð¾Ð²
Ñ
ÑÑÑÑким
пÑавиÑелÑÑÑвом
Ñ
половинÑ
XVI
до
конÑа
XVIII
ÑÑолеÑиÑ
.
СÐб
., 1895.
17.
РоÑÑийÑкий
гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй
аÑÑ Ð¸Ð²
дÑевниÑ
акÑов
.
Ф
. 210.
Ðп
. 7
а
.
Ðн
. 68.
18.
УÑÑÑÑлолов
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑоÑиÑ
ÑаÑÑÑвованиÑ
ÐеÑÑа
Ðеликого
.
СÐб
., 1858.
Т
. 3.
19.
ÐогоÑловÑкий
Ð
.
Ð
.
ÐеÑÑ
I.
ÐаÑеÑиалÑ
длÑ
биогÑаÑии
.
Ð
., 1948.
Т
. 4.
20.
ÐономаÑев
С
.
ÐеÑÑÑалим
и
ÐалеÑÑина
в
ÑÑÑÑкой
лиÑеÑаÑÑÑе
,
наÑке
,
живопиÑи
и
пеÑеводаÑ
(
маÑеÑиал
длÑ
библиогÑаÑии
).
СÐб
. :
Типо
-
гÑаÑиÑ
ÐмпеÑаÑоÑÑкой
Ðкадемии
наÑк
, 1877.
21.
ÐеловÑе
пиÑамидÑ
//
ÐÑеÑеÑÑвеннÑе
доÑÑопамÑÑноÑÑи
. 1823.
22.
ÐанилевÑкий
Ð
.
Ð
.
ÐивногоÑÑк
. (
ÐÑеÑк
из
пÑÑевÑÑ
замеÑок
) //
ÐÑибавление
к
ÐÑÑналÑ
ÐиниÑÑеÑÑÑва
наÑодного
пÑоÑвеÑениÑ
. 1853.
ÐоÑб
.
23.
ÐакаÑенко
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑ ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие
иÑÑледованиÑ
1907â1909
годов
//
ÐзвеÑÑиÑ
ÐмпеÑаÑоÑÑкой
аÑÑ ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой
комиÑÑии
. 1911.
ÐÑп
. 43.
24.
ÐиÑовой
Ð
.
Ð
.
ÐÑкÑовение
СвÑÑой
Ðемли
.
Ð
. :
ÐаÑÑ
, 2012.
25.
ÐиÑовой
Ð
.
Ð
.
СвÑÑаÑ
ÐемлÑ
:
иÑÑоÑиÑ
и
наÑледие
.
ÐÑавоÑлавнÑй
пÑÑеводиÑелÑ
.
Ð
. :
ÐмпеÑаÑоÑÑкое
ÐÑавоÑлавное
ÐалеÑÑинÑкое
ÐбÑе
-
ÑÑво
;
СÐб
. :
ÐздаÑелÑÑÑво
Ðлега
ÐбÑÑко
, 2015.
26.
Alston Ge.C. Way of the Cross. The Catholic Encyclopedia. N.Y. : Robert Appleton Company, 1912. Vol. 15. URL:
http://www.newadvent.org/cathen/15569a.htm
27.
Rickert J. Stations of the Cross: An imitative devotional exercise conducted at Lamb of God Lutheran Church Spartanburg, South Carolina. 2014.
URL: http://digitalcommons.gardner-webb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=divinity_etd
28.
ЯвоÑÑкаÑ
С
.
Ð
. «
ШÑмаевÑкий
кÑеÑÑ
»
и
калÑваÑиÑ
ÑаÑÑ
ÐлекÑей
ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ñа
//
ÐеÑоÑопиÑ
.
Создание
ÑакÑалÑнÑÑ
пÑоÑÑÑанÑÑв
в
Ðизан
-
Ñии
и
ÐÑевней
Ð ÑÑи
.
Ð
. :
ÐндÑик
, 2006.
С
. 706â739.
29.
ÐеленÑкаÑ
Ð
.
Ð
.
ÐовÑй
ÐеÑÑÑалим
под
ÐоÑквой
.
ÐÑпекÑÑ
замÑÑла
и
новÑе
оÑкÑÑÑиÑ
//
ÐовÑе
ÐеÑÑÑалимÑ
.
ÐеÑоÑопиÑ
и
иконогÑаÑиÑ
ÑакÑалÑнÑÑ
пÑоÑÑÑанÑÑв
/
Ñед
.-
ÑоÑÑ
.
Ð
.
Ð
.
Ðидов
.
Ð
. :
ÐндÑик
, 2009.
С
. 745â773.
30.
ÐаÑалов
Ð
.
Ð
.,
ÐелÑев
Ð
.
Ð
.
ÐоÑиÑание
ÐÑоба
ÐоÑподнÑ
на
Ð ÑÑи
//
ÐÑавоÑлавнаÑ
ÑнÑиклопедиÑ
/
под
Ñед
.
ÐаÑÑиаÑÑ Ð°
ÐоÑковÑкого
и
вÑеÑ
Ð ÑÑи
ÐлекÑиÑ
II.
Ð
. :
ЦеÑковно
-
наÑÑнÑй
ÑенÑÑ
«
ÐÑавоÑлавнаÑ
ÑнÑиклопедиÑ
», 2006.
Т
. XIII.
С
. 145â148.
31.
ÐалаамÑкий
монаÑÑÑÑÑ
.
ÐÑÑеводиÑелÑ
. 2-
е
изд
.,
пеÑеÑаб
. /
под
обÑ
.
Ñед
.
епиÑкопа
ТÑоиÑкого
ÐанкÑаÑиÑ
,
игÑмена
СпаÑо
-
ÐÑеобÑаженÑкого
ÐалаамÑкого
монаÑÑÑÑÑ
.
СÐб
. :
СпаÑо
-
ÐÑеобÑаженÑкий
ÐалаамÑкий
монаÑÑÑÑÑ
, 2016.
32.
ÐанÑенко
Ð
.
Ð
.
ÐонаÑÑÑÑи
и
бедÑинÑ
в
оÑманÑкой
ÐалеÑÑине
и
на
Синае
(XVI â
пеÑваÑ
пол
. XIX
в
.) //
ÐеÑÑник
ÐÑавоÑлавного
СвÑÑо
-
Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð¾Ð²Ñкого
гÑманиÑаÑного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
III:
ФилологиÑ
. 2007.
ÐÑп
. 1 (7).
С
. 68â98.
33.
ФедоÑова
Ð
.
Ð
.
Ð
ÑбоÑнике
пÑÑеÑеÑÑвий
из
ÑобÑаниÑ
ÐÐÐ
(
Синод
. 529) //
ТÑÑдÑ
ÐÑдела
дÑевнеÑÑÑÑкой
лиÑеÑаÑÑÑÑ
.
СÐб
., 2003.
Т
. 53.
С
. 248â263.
177
34.
ФедоÑова
Ð
.
Ð
.
ÐеÑеводнÑе
памÑÑники
паломниÑеÑкой
лиÑеÑаÑÑÑÑ
ÐоÑковÑкой
Ð ÑÑи
XVIâXVII
вв
. //
ТÑÑдÑ
ÐÑдела
дÑевнеÑÑÑÑкой
лиÑеÑаÑÑÑÑ
.
СÐб
., 2008.
Т
. 59.
С
. 293â304.
35.
ÐелÑев
Ð
.
Ð
.
ÐеÑÑÑалим
видимÑй
и
невидимÑй
:
о
Ñипологии
визÑалÑнÑÑ
оÑÑажений
СвÑÑой
Ðемли
в
дÑевнеÑÑÑÑкой
кÑлÑÑÑÑе
//
ÐовÑе
ÐеÑÑÑалимÑ
.
ÐеÑоÑопиÑ
и
иконогÑаÑиÑ
ÑакÑалÑнÑÑ
пÑоÑÑÑанÑÑв
/
Ñед
.-
ÑоÑÑ
.
Ð
.
Ð
.
Ðидов
.
Ð
. :
ÐндÑик
, 2009.
С
. 202â220.
36.
ÐлÑжников
Ð
.
Ð
.
ÐеÑеÑнÑе
монаÑÑÑÑи
на
ÐонÑ
и
ÐÑколе
//
ÐамÑÑники
ÑÑÑÑкой
аÑÑ Ð¸ÑекÑÑÑÑ
и
монÑменÑалÑного
иÑкÑÑÑÑва
.
ÐоÑода
,
анÑамбли
,
зодÑие
.
Ð
. :
ÐаÑка
, 1985.
С
. 93â115.
37.
Ð ÑбÑов
Ð
.
Ð
.
Ð
вопÑоÑÑ
о
«
Хождении
»
ТÑиÑона
ÐоÑобейникова
в
Св
.
ÐемлÑ
в
1582
г
. //
ÐÑÑнал
ÐиниÑÑеÑÑÑва
наÑодного
пÑоÑвеÑениÑ
.
СедÑмое
деÑÑÑидеÑие
. 1901.
Ч
. CCCXXXIV.
ÐпÑелÑ
.
СÐб
. :
ТипогÑаÑиÑ
«
Ð
.
С
.
ÐалаÑен
и
Ðо
», 1901.
С
. 359â388.
38.
Хождение
на
ÐоÑÑок
гоÑÑÑ
ÐаÑилиÑ
ÐознÑкова
Ñ
ÑоваÑиÑи
(
пеÑевод
и
комменÑаÑии
Ð
.
Ð
.
ÐелобÑовой
) //
ÐовеÑÑи
и
ÑказаниÑ
ÐÑевней
Ð ÑÑи
.
ÐамÑÑники
лиÑеÑаÑÑÑÑ
XIâXVII
веков
в
избÑаннÑÑ
пеÑеводаÑ
.
ÐзбоÑник
/
под
Ñед
.
Ð
.
С
.
ÐÐ¸Ñ Ð°Ñева
.
СÐб
. :
ÐилÑ
, 2001.
С
. 464â487,
999â1012.
39.
Хождение
ТÑиÑона
ÐоÑобейникова
1593â1594
гг
. //
ÐÑавоÑлавнÑй
ÐалеÑÑинÑкий
ÑбоÑник
.
СÐб
. :
Ðздание
ÐÑавоÑлавного
ÐалеÑÑинÑко
-
го
ÐбÑеÑÑва
, 1889.
Т
. IX,
вÑп
. 3.
40.
ÐÑÑеÑеÑÑвие
ко
СвÑÑÑм
ÐеÑÑам
и
в
ÐгипеÑ
кнÑзÑ
ÐиколаÑ
Ð¥ÑиÑÑоÑоÑа
Радзивила
.
СÐб
., 1787.
41.
ÐиÑие
и
Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ
Ðаниила
Ð ÑÑÑÑкÑÑ
земли
игÑмена
1106â1107
гг
. /
под
Ñед
.
Ð
.
Ð
.
ÐеневиÑинова
//
ÐÑавоÑлавнÑй
ÐалеÑÑинÑкий
ÑбоÑ
-
ник
СÐб
. :
Ðздание
ÐÑавоÑлавного
ÐалеÑÑинÑкого
ÐбÑеÑÑва
, 1885.
ÐÑп
. 3, 9.
42.
ÐÑибов
Ю
.
Ð
.
ÐбÑаз
СвÑÑой
Ðемли
в
лиÑевом
ÑÑкопиÑном
«
Хождении
ТÑиÑона
ÐоÑобейникова
» //
ÐогоÑловÑкие
ÑÑÑдÑ
. 1999.
â
35.
С
. 136â144.
43.
ÐÑÑеÑеÑÑвие
иеÑодиакона
ÐонÑ
по
СвÑÑÑм
ÐеÑÑам
//
СказаниÑ
ÑÑÑÑкаго
наÑода
,
ÑобÑаннÑÑ
Ð
.
Ð¡Ð°Ñ Ð°ÑовÑм
.
СÐб
. :
Ð
ÑипогÑаÑии
Ð¡Ð°Ñ Ð°
-
Ñова
, 1849.
Т
. 2,
кн
. 5â8.
С
. 161â168.
44.
Хождение
игÑмена
Ðаниила
(
пеÑевод
и
комменÑаÑии
Ð
.
Ð
.
ÐÑÐ¾Ñ Ð¾Ñова
) //
ÐовеÑÑи
и
ÑказаниÑ
ÐÑевней
Ð ÑÑи
.
ÐамÑÑники
лиÑеÑаÑÑÑÑ
XIâ
XVII
веков
в
избÑаннÑÑ
пеÑеводаÑ
.
ÐзбоÑник
/
под
Ñед
.
Ð
.
С
.
ÐÐ¸Ñ Ð°Ñева
.
СÐб
. :
ÐилÑ
, 2001.
С
. 144â190, 866â889.
45.
ÐаменÑева
Ð
.
Ð
.,
УÑÑÑгов
Ð
.
Ð
.
Ð ÑÑÑкаÑ
меÑÑологиÑ
:
ÑÑеб
.
поÑобие
. 2-
е
изд
.
Ð
. :
ÐмÑÑ
.
Ñкола
, 1975.
46.
ÐаÑалов
Ð
.
Ð
.
ÐÑоб
ÐоÑподенÑ
в
замÑÑле
«
СвÑÑаÑ
СвÑÑÑÑ
»
ÐоÑиÑа
Ðодонова
//
ÐеÑÑÑалим
в
ÑÑÑÑкой
кÑлÑÑÑÑе
.
Ð
. :
ÐаÑка
, 1994.
С
. 154â
171.
47.
ÐелÑев
Ð
.
Ð
.
ÐÑоб
ÐоÑподенÑ
.
ÐÑÑ Ð¸ÑекÑÑÑнаÑ
иÑÑоÑиÑ
//
ÐÑавоÑлавнаÑ
ÑнÑиклопедиÑ
/
под
Ñед
.
ÐаÑÑиаÑÑ Ð°
ÐоÑковÑкого
и
вÑеÑ
Ð ÑÑи
ÐлекÑиÑ
II.
Ð
. :
ЦеÑковно
-
наÑÑнÑй
ÑенÑÑ
«
ÐÑавоÑлавнаÑ
ÑнÑиклопедиÑ
», 2006.
Т
. XIII.
С
. 138â142.
48.
Sandys G. Relation of a journey begun an: Dom: 1610. London, 1621.
49.
СÑепкин
Ð
.
Ð
.
ÐаÑеÑиалÑнаÑ
и
дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ
кÑлÑÑÑÑа
пеÑеÑокопаÑелÑ
донÑкой
леÑоÑÑепи
конÑа
XVIII
в
. (
по
маÑеÑиалам
закÑÑÑого
ком
-
плекÑа
ÐелогоÑÑкого
монаÑÑÑÑÑ
) //
ÐеÑÑник
ÐоÑонежÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
.
СеÑ
.
ÐÑÑоÑиÑ
.
ÐолиÑологиÑ
.
СоÑиологиÑ
.
2014.
â
3.
С
. 118â122.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ÐÑÑоÑиÑ
» 8
маÑÑа
2017
г
.
VIA DOLOROSA IN THE CAVES OF THE MALYE DIVY AREA IN THE MIDDLE DON
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 167â179.
DOI: 10.17223/15617793/426/21
Vitaliy V. Stepkin,
Pavlovsk Secondary School with Enhanced Coverage of Certain Subjects (Pavlovsk, Russian Federation).
E-mail: archeolog@mail.ru
Keywords:
Divnogorye; pilgrimage to Holy Land; New Jerusalem; Via Dolorosa; caves.
The objective of the research is to reveal the meaning of the cave tunnel architectural elements in the Divnogorsky Assumption
Monastery in the Middle Don. The author hypothesizes on a symbolic reflection here of Via Dolorosa (The Way of the Cross), a
street in Jerusalem being a symbolic reflection of Jesus Christâs way to his crucifixion. Herewith the author addresses the following
issues: 1) clarification of the monumentâs historical background; 2) written sources analysis: pilgrimage to the Holy Land description
and application of the findings to the architectural elements of the caves in Divnogorye. The solution of the second task allows open-
ing a new methodological aspect to understand the intended purpose for the numerous underground passages and spaces of ancient
cult caves in the Russian Plain. The Divnogorsky Assumption Monastery is located in the area of the Tikhaya Sosna inflow into the
Don. It traces its roots to the middle of the 17th century. It was a result of a secular and monastery settlement in the south border of
the Moscow State by Orthodox Christians native of Western Ukraine. The monks who came to the new community brought the Eu-
ropean tradition of the Via Dolorosa construction. The tradition dates back to the 14th century and in the 17th century it became
widespread in European countries. Initially, the Way of the Cross was seven symbolic architectural stations, which reflected signifi-
cant events of the last day of Jesus Christâs earthly life. The same principle can be seen in the caves of the Divnogorsky Monastery.
The first station is outlined by the chapel, it is Pilateâs court. This very station starts the Way of the Cross in Jerusalem. Stations two
to five are outlined by turns of the underground tunnel; they form a cross on the plan emphasizing the plenitude of suffering on the
cross. The second station is the place where Christ met His Blessed Mother. The third station is the place where Christ met Simon of
Cyrene. The fourth station is the place where Christ spoke to the women of Jerusalem. The fifth station is the place where the soldiers
cast lots for Jesus Christâs garment. The identification of the stations was made in accordance with the early European tradition based
on the Gospels. The sixths station is Golgotha. Its symbolism can be easily recognized due to the steps leading up and down in the
cave tunnel. Besides, the number of the steps is equal to those in the Church of Resurrection in Jerusalem described by Russian pil-
grims Vasiliy Poznyakov and Trifon Korobeynikov in the 16th century. The seventh station
is
the Edicule
of the
Holy Sepulture. It is
clearly symbolized by its hexagonal shape and sepulture carved out in the chalk rock. The sepulture is positioned in accordance with
the present tradition. The Way of the Cross explained hereby is unique and non-typical for Russia, which is strengthened by its un-
derground position. A very important task now is its preservation and further study due to its earlier dating.
REFERENCES
1. Stepkin, V.V. (2008) Peshcherostroitelâstvo kak vid khristianskogo podvizhnichestva v lesostepnom Pridonâe [Cave construction as a kind of
Christian asceticism in the forest-steppe Don area].
Vestnik tserkovnoy istorii.
3 (11). pp. 141â150.
2. Stepkin, V.V. (2015) Caves in Divnogorye and Belogorye: monastic and folk tradition in the river Don caves construction.
Proceedings of Interna-
tional Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015.
Italy, Rome. March 11â17, 2015. Rome. pp. 351â354.
3. Gmelin, S. (1771) Puteshestvie po Rossii dlya issledovaniya trekh tsarstv estestva. Ch. 1: Puteshestvie iz Sanktpeterburga do Cherkaska glavnogo
goroda Donskikh kozakov v 1768 i 1769 godakh [Journey through Russia to explore the three kingdoms of nature. Part 1: Journey from St. Pe-
tersburg to Cherkask, the main city of the Don Cossacks in 1768 and 1769]. St. Petersburg: Tipografiya Akademii nauk.
178
4. Zakharova, E.Yu. & Kondratâeva, S.K. (2011) Arkhitekturnye i arkheologicheskie pamyatniki Divnogorâya (istoriya izucheniya) [Architectural and
archaeological monuments of the Divnogorye (study history)]. In: Zakharova, E.Yu. & Kondratâeva, S.K. (eds)
Trudy muzeya-zapovednika
âDivnogorâeâ
[Works of the Divnogorye museum-reserve]. Is. 2. Voronezh: Kvarta.
5. Stepkin, V.V. (2004) Istoriya izucheniya kulâtovykh peshchernykh sooruzheniy basseyna Dona i Oskola [History of the study of cult cave struc-
tures in the Don and the Oskol basin]. In: Sokhin, M.Yu. (ed.)
Kulâtovye peshchery Srednego Dona. Ser. Spelestologicheskie issledovaniya
[Cult
caves of the Middle Don. Ser. Speleological studies]. Is. 4. Moscow: ROSI.
6. Gunâko, A.A. (2013) [Morphometric studies of the Divnogorye, Kostomarovo and Kolybelkino caves (Voronezh Oblast)].
Speleologiya i speles-
tologiya
[Speleology and spelethalology]. Proceedings of the IV International Correspondence. Naberezhnye Chelny: NISPTR. pp. 163â168. (In
Russian).
7. Nikolâskiy, P.V. (1904)
Divnogorskiy Uspenskiy monastyrâ. Istoricheskiy ocherk
[Divnogorsky Assumption Monastery. A historical essay].
Voronezh: Tipografiya Isaeva.
8. Bagaliy, D.I. (1990)
Istoriya Slobidsâko
Ñ
Ukra
Ñ
ni
[History of Sloboda Ukraine ]. Kharkiv: Osnova.
9. Bagaley, D.I. (1887)
Ocherki iz istorii kolonizatsii stepnoy okrainy Moskovskogo gosudarstva
[Essays from the history of colonization of the steppe
borderland of the Moscow state]. Moscow: Izdanie Imperatorskogo Obshchestva Istorii i Drevnostey Rossiyskikh pri Moskovskom Universitete.
10. Golovinskiy, P. (1865)
Slobodskie kazachâi polki
[Sloboda Cossack regiments]. St. Petersburg: Tip. N. Tiblena i Komp.
11. Petrov, N.I. (1888)
Volynâ. Istoricheskie sudâby Yugo-Zapadnogo kraya
[Volyn. Historical fates of the South-Western territory]. St. Petersburg:
Tip. Tov. Obshchestvennaya polâza.
12. Petrov, N.I. (1867) Kratkie svedeniya o pravoslavnykh monastyryakh Volynskoy eparkhii v nastoyashchee vremya ne sushchestvuyushchikh
[Brief information about the Orthodox monasteries of the Volyn diocese currently not existing].
Volynskie eparkhialânye vedomosti
. 1â8.
13. Tevyashov, V.N. (1883) Peshchernye monastyri Ostrogozhskogo uezda [Cave monasteries of Ostrogozhsky Uyezd].
Trudy Voronezhskoy
uchenoy arkhivnoy komissii
. 1.
14. Golubev, S. (1883)
Kievskiy mitropolit Petr Mogila i ego spodvizhniki
[Kiev Metropolitan Pyotr Mogila and his companions]. Vol. 2. Kiev: Tip.
S.V. Kulâzhenko.
15. Dolgov, S.O. (ed.) (1895) Povestâ i skazanie o pokhozhdenii v Ierusalim i vo Tsarâgrad Troitskogo Sergieva monastyrya chernago diakona Iony
po reklomu Malenâkago 1649â1652 gg. [The story and legend about the journey of a regular diakon of the Troitsky Sergius Monastery Iona the
Small in 1649â1652 to Jerusalem and to Tsargrad]. In:
Pravoslavnyy Palestinskiy sbornik
[Orthodox Palestine collection]. Vol. 14. Is. 3. St. Pe-
tersburg: Izdanie Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva.
16. Kapterev, N.F. (1895)
Snosheniya ierusalimskikh patriarkhov s russkim pravitelâstvom s poloviny XVI do kontsa XVIII stoletiya
[The relations of
the Jerusalem Patriarchs with the Russian government from the middle of the 16th to the end of the 18th centuries]. St. Petersburg: Imp. Pravosl.
palest. o-vo.
17. Russian State Archive of Ancient Acts. Fund 210. List 7a. Book 68. (In Russian).
18. Ustryalolov, N.G. (1858)
Istoriya tsarstvovaniya Petra Velikogo
[The history of the reign of Peter the Great]. Vol. 3.St. Petersburg: Tip. II-go
Otdeleniya Sobstv. Ego Imp. Vel. Kantselyarii.
19. Bogoslovskiy, M.M. (1948)
Petr I. Materialy dlya biografii
[Peter I. Materials for a biography]. Vol. 4. Moscow: Sotsekgiz.
20. Ponomarev, S. (1877)
Ierusalim i Palestina v russkoy literature, nauke, zhivopisi i perevodakh (material dlya bibliografii)
[Jerusalem and Palestine in Rus-
sian literature, science, painting and translation (material for a bibliography)]. St. Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk.
21. Shiryaev, A.S. (1823) Melovye piramidy [Chalkrock pyramids]. In:
Otechestvennye dostopamyatnosti
[Domestic memorabilia]. Moscow: V Uni-
versitetskoy tipografii.
22. Danilevskiy, G.P. (1853) Divnogorsk. (Ocherk iz putevykh zametok) [Divnogorsk. (Essay from travel notes)].
Pribavlenie k Zhurnalu Minister-
stva narodnogo prosveshcheniya
. November.
23. Makarenko, N.E. (1911) Arkheologicheskie issledovaniya 1907â1909 godov [Archaeological research of 1907â1909].
Izvestiya Imperatorskoy
arkheologicheskoy komissii.
43.
24. Lisovoy, N.N. (2012)
Otkrovenie Svyatoy Zemli
[Revelation of the Holy Land]. Moscow: Darâ.
25. Lisovoy, N.N. (2015)
Svyataya Zemlya: istoriya i nasledie. Pravoslavnyy putevoditelâ
[The Holy Land: history and legacy. Orthodox Guide].
Moscow: Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo; St. Petersburg: Izdatelâstvo Olega Abyshko.
26. Alston, Ge.C. (1912)
Way of the Cross. The Catholic Encyclopedia
. Vol. 15. N.Y.: Robert Appleton Company. [Online] Available from:
http://www.newadvent.org/cathen/15569a.htm.
27. Rickert, J. (2014)
Stations of the Cross: An imitative devotional exercise conducted at Lamb of God Lutheran Church, Spartanburg, South Caro-
lina
. [Online] Available from: http://digitalcommons.gardner-webb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=divinity_etd.
28. Yavorskaya, S.L. (2006) âShumaevskiy krestâ i kalâvariya tsarya Aleksey Mikhaylovicha [âShumaevsky Crossâ and the calvary of Tsar Alexei
Mikhailovich]. In: Lidov, A.M. (ed.)
Ierotopiya. Sozdanie sakralânykh prostranstv v Vizantii i Drevney Rusi
[Hierotopia. Creation of sacral spac-
es in Byzantium and Ancient Rus]. Moscow: Indrik.
29. Zelenskaya, G.M. (2009) Novyy Ierusalim pod Moskvoy. Aspekty zamysla i novye otkrytiya [New Jerusalem near Moscow. Aspects of the plan
and new discoveries]. In: Lidov, A.M. (ed.)
Novye Ierusalimy. Ierotopiya i ikonografiya sakralânykh prostranstv
[New Jerusalem. Hierotopy and
iconography of sacred spaces]. Moscow: Indrik.
30. Batalov, A.P. & Belyaev, L.A. (2006) Pochitanie Groba Gospodnya na Rusi [Veneration of the Holy Sepulcher in Russia]. In: Patriarch of Mos-
cow and All Russia Alexy II. (ed.)
Pravoslavnaya entsiklopediya
[Orthodox Encyclopedia]. Vol. 13. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr âPra-
voslavnaya entsiklopediyaâ.
31. Pankraty. (ed.) (2016)
Valaamskiy monastyrâ. Putevoditelâ
[The Valaam Monastery. A Guide]. 2nd ed. St. Petersburg: Spaso-Preobrazhenskiy
Valaamskiy monastyrâ.
32. Panchenko, K.A. (2007) Monastyri i beduiny v osmanskoy Palestine i na Sinae (XVI â pervaya pol. XIX v.) [Monasteries and Bedouins in the
Ottoman Palestine and Sinai (16th â first half of the 19th centuries)].
Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta
III: Filologiya
. 1 (7). pp. 68â98.
33. Fedorova, I.V. (2003) O sbornike puteshestviy iz sobraniya GIM (Sinod. 529) [On the collection of journeys from the collection of the State His-
torical Museum (Synod 529)].
Trudy Otdela drevnerusskoy literatury.
53. pp. 248â263.
34. Fedorova, I.V. (2008) Perevodnye pamyatniki palomnicheskoy literatury Moskovskoy Rusi XVIâXVII vv. [Translated monuments of pilgrimage
literature of Moscow Rus of the 16thâ17th centuries].
Trudy Otdela drevnerusskoy literatury.
59. pp. 293â304.
35. Belyaev, L.A. (2009) Ierusalim vidimyy i nevidimyy: o tipologii vizualânykh otrazheniy Svyatoy Zemli v drevnerusskoy kulâture [Jerusalem
visible and invisible: the typology of visual reflections of the Holy Land in ancient Russian culture]. In: Lidov, A.M. (ed.)
Novye Ierusalimy. Ie-
rotopiya i ikonografiya sakralânykh prostranstv
[New Jerusalem. Hierotopy and iconography of sacred spaces]. Moscow: Indrik.
36. Pluzhnikov, V.I. (1985) Peshchernye monastyri na Donu i Oskole [Cave monasteries on the Don and the Oskol]. In: Vygolov, V.P. (ed.)
Pa-
myatniki russkoy arkhitektury i monumentalânogo iskusstva. Goroda, ansambli, zodchie
[Monuments of Russian architecture and monumental art.
Cities, ensembles, architects]. Moscow: Nauka.
37. Rubtsov, M.V. (1901) K voprosu o âKhozhdeniiâ Trifona Korobeynikova v Sv. Zemlyu v 1582 g. [On the âJourneyâ of Trifon Korobeinikov to
the Holy Land in 1582].
Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya.
Decade Seven. CCCXXXIV. April. pp. 359â388.
38. Likhachev, D.S. (ed.) (2001) Khozhdenie na Vostok gostya Vasiliya Poznyakova s tovarishchi [The Journey to the East of the guest Vasily Poz-
nyakov with his companions]. Translation and commentaries by O.A. Belobrova. In:
Povesti i skazaniya Drevney Rusi. Pamyatniki literatury XIâ
179
XVII vekov v izbrannykh perevodakh
. Izbornik [The tales and legends of Ancient Rus. Monuments of literature of the 11th-17th centuries in se-
lected translations. Anthology]. St. Petersburg: Dilya.
39. Anon. (1889) Khozhdenie Trifona Korobeynikova 1593â1594 gg. [The Journey of Trifon Korobeinikov 1593â1594]. In:
Pravoslavnyy Pales-
tinskiy sbornik
[Orthodox Palestine collection]. Vol. 9. Is. 3. St. Petersburg: Izdanie Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva.
40. Anon. (1787)
Puteshestvie ko Svyatym Mestam i v Egipet knyazya Nikolaya Khristofora Radzivila
[Journey to Holy Places and Egypt of Prince
Nicholas Christopher Radzivil]. St. Petersburg: tip. Vilâkovskogo i Galchenkova.
41. Venevitinov, M.A. (ed.) (1885) (1885) Zhitie i khozhdenie Daniila Rusâskyya zemli igumena 1106â1107 gg. [Life and journeys of Daniil, a he-
gumen of the Russian land, in 1106â1107]. In:
Pravoslavnyy Palestinskiy sbornik
[Orthodox Palestine collection]. Is. 3, 5. St. Petersburg: Izdanie
Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva.
42. Gribov, Yu.A. (1999) Obraz Svyatoy Zemli v litsevom rukopisnom âKhozhdenii Trifona Korobeynikovaâ [The image of the Holy Land in the
illustrated handwritten âJourney of Tryphon Korobeinikovâ].
Bogoslovskie trudy
. 35. pp. 136â144.
43. Sakharov, I. (ed.) (1849) Puteshestvie ierodiakona Iony po Svyatym Mestam [The Journey of Hierodeacon Iona to Holy Places]. In:
Skazaniya
russkago naroda, sobrannyya I. Sakharovym
[Tales of the Russian people, collected by I. Sakharov]. Vol. 2. Books 5â8. St. Petersburg: V tipo-
grafii Sakharova.
44. Likhachev, D.S. (ed.) (2001) Khozhdenie igumena Daniila [The Journey of Hegumen Daniel]. Translation and commentaries by G.M, Prokhorov.
In:
Povesti i skazaniya Drevney Rusi. Pamyatniki literatury XIâXVII vekov v izbrannykh perevodakh
. Izbornik [The tales and legends of Ancient
Rus. Monuments of literature of the 11th-17th centuries in selected translations. Anthology]. St. Petersburg: Dilya.
45. Kamentseva, E.I. & Ustyugov, N.V. (1975)
Russkaya metrologiya
[Russian metrology]. 2nd ed. Moscow: Mmssh. shkola.
46. Batalov, A.L. (1994) Grob Gospodenâ v zamysle âSvyataya Svyatykhâ Borisa Godonova [The Holy Sepulcher in the project âthe Holy of Holiesâ
of Boris Godunov]. In: Batalov, A.L. & Lidov, A.M. (eds)
Ierusalim v russkoy kulâture
[Jerusalem in Russian Culture]. Moscow: Nauka.
47. Belyaev, L.A. (2006) Grob Gospodenâ. Arkhitekturnaya istoriya [The Holy Sepulcher. Architectural History]. In: Patriarch of Moscow and All
Russia Alexy II. (ed.)
Pravoslavnaya entsiklopediya
[Orthodox Encyclopedia]. Vol. 13. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr âPravoslavnaya
entsiklopediyaâ.
48. Sandys, G. (1621)
A relation of a journey begun An: Dom: 1610
. London: Printed for W. Barrett.
49. Stepkin, V.V. (2014) Material and intellectual culture of cave founders in Don forest-steppe in the end of the XVIII century adapted from materi-
als of the closed complex of Belogorsky Monastery.
Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya. Politologiya.
Sotsiologiya â Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political Science. Sociology
. 3. pp. 118â122. (In Russian).
Received: 08 March 2017
180
ÐеÑÑник
ТомÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. 2018.
â
426.
С
. 180â191.
DOI: 10.17223/15617793/426/22
УÐÐ
94:378.4(571.16)â1917â
Ð
.
Ð
.
СÑепнов
,
С
.
Ð
.
ÐекÑÑлов
,
С
.
Ф
.
ФоминÑÑ
ÐТÐÐÐ
ÐÐÐÐÐÐÐТÐÐШÐÐÐÐ
Ð
УÐÐÐÐРСÐТÐТСÐÐÐ
ÐÐÐ ÐÐÐ ÐЦÐÐ
Ð
.
ТÐÐСÐÐ
ÐÐ
ÐÐ ÐÐÐÐ Ð
ÐÐÐФÐÐÐТÐ
ÐÐ
ЮРÐÐÐЧÐСÐÐÐ
ФÐÐУÐЬТÐТÐ
ТÐÐСÐÐÐÐ
УÐÐÐÐРСÐТÐТÐ
ÐÐСÐÐÐ
â
ÐÐТÐÐ
1917
г
.
РезÑлÑÑаÑÑ
бÑли
полÑÑенÑ
в
ÑамкаÑ
вÑполнениÑ
гоÑÑдаÑÑÑвенного
заданиÑ
ÐинобÑнаÑки
РоÑÑии
(
пÑоекÑ
â
33.1687.2017/4.6).
Ðа
маÑеÑиалаÑ
аÑÑ Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ð¹
докÑменÑаÑии
,
пеÑиодиÑеÑкой
пеÑаÑи
и
иÑÑоÑников
лиÑного
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
ÑеконÑÑÑÑиÑÑеÑÑÑ
конÑликÑ
пÑоÑеÑÑоÑов
ÑÑидиÑеÑкого
ÑакÑлÑÑеÑа
ТомÑкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа
веÑной
â
леÑом
1917
г
.
ÐелаеÑÑÑ
вÑвод
,
ÑÑо
в
оÑ
-
нове
Ñвоей
конÑликÑ
имел
не
ÑÑолÑко
академиÑеÑкÑÑ
,
ÑколÑко
лиÑнÑÑ
и
маÑеÑиалÑнÑÑ
подоплекÑ
.
ÐÑо
позволило
воÑÑо
-
здаÑÑ
моÑалÑнÑÑ
аÑмоÑÑеÑÑ
в
ÑнивеÑÑиÑеÑÑком
ÑообÑеÑÑве
ÑеÑ
леÑ
.
СÑаÑÑÑ
завеÑÑаеÑ
Ñикл
из
ÑÑеÑ
пÑбликаÑий
(«
ÐовÑе
-
дневнаÑ
жизнÑ
ÑнивеÑÑиÑеÑÑкого
ÑообÑеÑÑва
г
.
ТомÑка
в
пеÑиод
ÑеволÑÑионнÑÑ
ÑобÑÑий
1917
г
.», «
Ð ÑÑÑкаÑ
ÑеволÑÑиÑ
1917
г
.
и
ТомÑкий
ÑнивеÑÑиÑеÑ
в
воÑпоминаниÑÑ
Ð
.
Ð
.
ÐÑнолÑдова
»),
поÑвÑÑеннÑÑ
ТомÑкомÑ
ÑнивеÑÑиÑеÑÑ
в
пеÑиод
Рево
-
лÑÑии
1917
г
.
ÐлÑÑевÑе
Ñлова
:
ТомÑкий
ÑнивеÑÑиÑеÑ
;
пÑоÑеÑÑоÑа
;
ÑÑÑденÑÑ
;
конÑликÑ
;
ÑÑика
взаимооÑноÑений
;
Ð ÑÑÑкаÑ
ÑеволÑÑиÑ
1917
г
.
ÐеÑом
1917
г
.
пÑоÑеÑÑоÑ
ТомÑкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑенко
оÑÑавил
должноÑÑÑ
в
вÑзе
и
пеÑевелÑÑ
в
ÐаÑÑавÑкий
(
ÐонÑкой
)
ÑнивеÑÑиÑеÑ
.
Так
законÑилаÑÑ
его
деÑÑелÑноÑÑÑ
в
пеÑвом
ÑибиÑÑком
ÑнивеÑÑиÑеÑе
,
Ñ
коÑоÑÑм
бÑло
ÑвÑзано
поÑÑи
4
года
его
жизни
и
ÑвоÑ
-
ÑеÑкой
биогÑаÑии
.
ÐÑпÑÑкник
СанкÑ
-
ÐеÑеÑбÑÑгÑкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа
,
он
еÑе
до
пÑиезда
в
ТомÑк
ÑоÑÑавил
Ñебе
имÑ
в
наÑке
:
в
1910
г
.
заÑиÑил
магиÑÑеÑÑкÑÑ
диÑÑеÑÑаÑиÑ
в
ЮÑÑ
-
евÑком
ÑнивеÑÑиÑеÑе
,
пеÑаÑалÑÑ
в
кÑÑпнÑÑ
ÑоÑÑий
-
ÑкиÑ
ÑкономиÑеÑкиÑ
жÑÑналаÑ
(«
Ð ÑÑÑкое
ÑкономиÑе
-
Ñкое
обозÑение
», «
ÐеÑÑник
коопеÑаÑии
»
и
дÑ
.).
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑенко
пÑиобÑел
извеÑÑноÑÑÑ
как
ÑпеÑиалиÑÑ
в
облаÑÑи
Ñ Ð»ÐµÐ±Ð½Ð¾Ð¹
ÑоÑговли
и
агÑаÑной
Ñкономики
в
Ñелом
.
Ðменно
ÑÑой
ÑемаÑике
бÑли
поÑвÑÑенÑ
его
магиÑÑеÑÑкаÑ
(«
ÐÑеÑки
агÑаÑной
ÑволÑÑии
в
РоÑ
-
Ñии
»)
и
докÑоÑÑкаÑ
(
ÐÑеÑÑÑÑнÑкое
дело
и
поÑеÑоÑ
-
меннаÑ
землеÑÑÑÑоиÑелÑнаÑ
полиÑика
»)
диÑÑеÑÑаÑии
.
ÐоÑледнÑÑ
он
заÑиÑил
в
1914
г
.
в
ХаÑÑковÑком
Ñни
-
веÑÑиÑеÑе
Ñ
пÑиÑÑждением
ÑÑепени
докÑоÑа
полиÑиÑе
-
Ñкой
Ñкономии
и
ÑÑаÑиÑÑики
.
С
1
иÑнÑ
1915
г
.
его
из
-
бÑали
оÑдинаÑнÑм
пÑоÑеÑÑоÑом
по
каÑедÑе
полиÑи
-
ÑеÑкой
Ñкономии
и
ÑÑаÑиÑÑики
ÐмпеÑаÑоÑÑкого
Том
-
Ñкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа
.
Ðа
годÑ
ÑабоÑÑ
в
ТомÑком
ÑнивеÑÑиÑеÑе
Ð
.
Ð
.
ÐÑ
-
Ñенко
ÑовмеÑÑно
Ñ
пÑоÑеÑÑоÑом
Ð
.
Ð
.
ТелÑбеÑгом
Ñо
-
ÑÑавил
пÑогÑаммÑ
ÑпеÑкÑÑÑов
длÑ
ÑÑÑденÑов
Vâ
VI
ÑемеÑÑÑов
ÑÑидиÑеÑкого
ÑакÑлÑÑеÑа
по
Ñкономике
,
меÑÑномÑ
ÑÑдÑ
и
пÑавÑ
в
СибиÑи
,
возглавлÑл
Ðападно
-
СибиÑÑкое
наÑÑное
обÑеÑÑво
ÑелÑÑкого
Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑва
,
бÑл
одним
из
оÑганизаÑоÑов
ÑелÑÑÐºÐ¾Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑвенной
пеÑепиÑи
1916
г
.
в
ТомÑкой
гÑбеÑнии
,
ÑедакÑиÑовал
(1916â1917
гг
.) «
ÐзвеÑÑиÑ
ТомÑкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа
» [1.
С
. 157â158].
Ðдно
вÑемÑ
(
в
иÑне
1916
г
.)
он
иÑполнÑл
обÑзан
-
ноÑÑи
ÑекÑоÑа
ÑнивеÑÑиÑеÑа
,
а
в
1915â1917
гг
.
зани
-
мал
должноÑÑÑ
декана
ÑÑидиÑеÑкого
ÑакÑлÑÑеÑа
.
Ðа
ÑÑом
поÑÑÑ
ÐÑÑенко
ÑÑолкнÑлÑÑ
Ñ
ÑÑдом
ÑÑÑдноÑÑей
,
коÑоÑÑе
бÑли
ÑвÑзанÑ
«
Ñ
ÑазÑÑÑ Ð¾Ð¹
ÑакÑлÑÑеÑÑкого
дела
» [2. 1917. 23
апÑ
.].
ЮÑидиÑеÑкий
ÑакÑлÑÑеÑ
,
оÑ
-
кÑÑÑÑй
в
ÐмпеÑаÑоÑÑком
ТомÑком
ÑнивеÑÑиÑеÑе
в
1898
г
.,
на
моменÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑÑ
ÑобÑÑий
дей
-
ÑÑвиÑелÑно
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ
в
непÑоÑÑом
положении
.
Ðо
ÑвидеÑелÑÑÑвÑ
пÑоÑеÑÑоÑа
каÑедÑÑ
полиÑей
-
Ñкого
пÑава
Ð
.
Я
.
ÐовомбеÑгÑкого
,
на
ÑакÑлÑÑеÑе
бо
-
лее
10
леÑ
бÑли
ÑвободнÑ
две
каÑедÑÑ
ÑимÑкого
пÑа
-
ва
и
каÑедÑа
гÑажданÑкого
пÑоÑеÑÑа
,
более
5
леÑ
â
каÑедÑа
гÑажданÑкого
пÑава
.
ÐÑвобождавÑиеÑÑ
ка
-
ÑедÑÑ
(
как
ÑÑо
бÑло
поÑле
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð°
в
1912
г
.
в
СанкÑ
-
ÐеÑеÑбÑÑгÑкий
ÑнивеÑÑиÑеÑ
пÑоÑеÑÑоÑа
ка
-
ÑедÑÑ
Ñголовного
пÑава
и
Ñголовного
ÑÑдопÑоизвод
-
ÑÑва
Ð
.
Ð
.
Розина
)
замеÑалиÑÑ
пÑоÑеÑÑоÑами
,
неÑедко
имевÑими
инÑе
ÑпеÑиалÑноÑÑи
.
ÐизкаÑ
мобилÑноÑÑÑ
пÑоÑеÑÑоÑÑко
-
пÑеподаваÑелÑÑкого
ÑоÑÑава
ÑакÑлÑÑеÑа
обÑÑÑнÑлаÑÑ
как
неблагопÑиÑÑнÑми
ÑÑловиÑми
ÑлÑж
-
бÑ
в
СибиÑи
,
ÑвÑзаннÑми
Ñ
климаÑом
и
оÑдаленно
-
ÑÑÑÑ
оÑ
евÑопейÑкиÑ
ÑенÑÑов
,
Ñак
и
обÑим
деÑиÑи
-
Ñом
докÑоÑов
наÑк
в
облаÑÑи
пÑава
в
вÑзаÑ
РоÑÑии
.
ШÑаÑ
ÑакÑлÑÑеÑа
,
Ñаким
обÑазом
,
на
пÑоÑÑжении
дли
-
ÑелÑного
вÑемени
ÑÑебовал
пополнениÑ
. «
СамÑй
ÑÑн
-
даменÑ
ÑÑидиÑеÑкого
обÑазованиÑ
ÑаÑÑÑпалÑÑ
» [2.
1917. 23
апÑ
.], â
ÑезÑмиÑовал
по
поводÑ
ÑложивÑейÑÑ
ÑиÑÑаÑии
Ð
.
Я
.
ÐовомбеÑгÑкий
.
ÐÑоÑеÑÑоÑ
ÐÑÑенко
,
бÑдÑÑи
деканом
, «
пÑоÑвил
болÑÑÑÑ
ÑнеÑгиÑ
»
по
обновлениÑ
и
Ñвоего
Ñода
Ñа
-
наÑии
ÑакÑлÑÑеÑÑкой
жизни
.
Ðднако
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
ÑÑого
емÑ
пÑиÑлоÑÑ
ÑÑолкнÑÑÑÑÑ
Ñ
пÑоÑиводейÑÑвием
ÑÑаÑей
-
ÑиÑ
пÑоÑеÑÑоÑов
ÑакÑлÑÑеÑа
,
Ñ
коÑоÑÑÑ
,
по
вÑей
ви
-
димоÑÑи
,
бÑло
Ñвое
оÑобое
видение
пÑÑей
Ñакого
об
-
новлениÑ
.
Ð
опÑеделеннÑй
моменÑ
ÑкÑÑÑое
пÑоÑиво
-
ÑÑоÑние
вÑлилоÑÑ
в
пÑблиÑнÑй
конÑликÑ
.
Ð
него
ока
-
залиÑÑ
вовлеÑенÑ
пÑоÑеÑÑоÑа
как
ТомÑкого
ÑнивеÑ
-
ÑиÑеÑа
,
Ñак
и
ТомÑкого
ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого
инÑÑиÑÑÑа
,
пÑеподаваÑели
,
а
Ñакже
ÑÑÑденÑеÑÑво
вÑза
.
СÑгÑбо
ÑнивеÑÑиÑеÑÑкие
пÑоблемÑ
ÑÑали
доÑÑоÑнием
обÑе
-
ÑÑвенноÑÑи
,
поÑколÑкÑ
ÑÑаÑÑники
ÑÑого
конÑликÑа
пÑибегали
к
оÑкÑÑÑÑм
пиÑÑмам
,
пÑбликовавÑимÑÑ
на
ÑÑÑаниÑаÑ
«
СибиÑÑкой
жизни
».
Ðменно
ÑÑа
«
ÑакÑлÑ
-
ÑеÑÑкаÑ
боÑÑба
»
ÑÑала
пÑиÑиной
Ñого
,
ÑÑо
Ð
.
Ð
.
ÐÑ
-
Ñенко
в
маÑÑе
1917
г
.
Ñложил
Ñ
ÑебÑ
обÑзанноÑÑи
де
-
кана
,
а
леÑом
,
как
Ñже
бÑло
Ñказано
,
и
вовÑе
покинÑл
ТомÑк
.