ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7308

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176 

2) 

Место

 

встречи

 

Христа

 

с

 

Матерью

, 3) 

место

 

встречи

 

Христа

 

с

 

Симоном

 

Кириянином

, 4) 

место

 

встречи

 

Хри

-

ста

 

с

 

благочестивыми

 

женщинами

, 5) 

место

где

 

солдаты

 

бросали

 

жребий

 

об

 

Его

 

одежде

, 6) 

Голгофа

, 7) 

Кувуклия

 

с

 

Гробом

 

Господнем

.  

В

 

сооружении

 

Виа

 

Долороза

 

на

 

донской

 

земле

 

яр

-

ко

 

прослеживается

 

влияние

 

западной

 

христианской

 

традиции

Если

 

отнести

 

создание

 

Виа

 

Долороза

 

в

 

Ма

-

лых

 

Дивах

 

ко

 

второй

 

половине

 XVII 

в

., 

то

 

это

 

могло

 

произойти

 

вследствие

 

знакомства

 

иноков

-

пере

-

селенцев

 

с

 

практикой

 

сооружения

 

кальварий

 

на

 

своей

 

прежней

 

родине

 

и

 

сопредельных

 

с

 

ней

 

территориях

Надо

 

заметить

что

 

взаимопроникновение

 

католиче

-

ства

 

и

 

православия

 

на

 

уровне

 

создания

 

и

 

использова

-

ния

 

предметов

 

культа

 

не

 

являлось

 

исключительным

 

случаем

 

в

 

донской

 

аскетической

 

практике

 

пещерни

-

чества

Так

например

в

 2007 

г

в

 

Белогорской

 

пещере

 

были

 

обнаружены

 

киотный

 

крест

 

и

 

подвеска

выпол

-

ненные

 

в

 

западной

 

христианской

 

традиции

датируе

-

мые

 

концом

 XVIII 

в

. [49. 

С

. 121]. 

При

 

этом

 

влияние

 

западного

 

христианства

естественно

не

 

касалось

 

во

-

просов

 

догматики

так

 

как

 

именно

 

отстаивание

 

ее

 

и

 

приводило

 

в

 

движение

 

колонизационные

 

потоки

 

ино

-

ков

 

с

 

Западной

 

Украины

 

на

 

южные

 

окраины

 

Москов

-

ского

 

государства

 

в

 XVII 

в

Вместе

 

с

 

тем

 

ряд

 

архитек

-

турных

 

элементов

 

Скорбного

 

пути

  (

шестигранник

 

Кувуклии

 

с

 

двумя

 

входами

 

в

 

нее

и

 

общее

 

количество

 

станций

 â€“ 

семь

заставляет

 

предположить

 

более

 

ран

-

нее

 

создание

 

памятника

что

 

является

 

темой

 

отдель

-

ного

 

исследования

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Степкин

 

В

.

В

Пещеростроительство

 

как

 

вид

 

христианского

 

подвижничества

 

в

 

лесостепном

 

Придонье

 // 

Вестник

 

церковной

 

истории

2008. 

№

 3 (11). 

С

. 141–150. 

2.

 

Stepkin V.V. Caves in Divnogorye and Belogorye: monastic and folk tradition in the river Don caves construction // Proceedings of International 

Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. Rome, 2015. 

Р

. 351–354. 

3.

 

Гмелин

 

С

Путешествие

 

по

 

России

 

для

 

исследования

 

трех

 

царств

 

естества

Ч

. 1 : 

Путешествие

 

из

 

Санктпетербурга

 

до

 

Черкаска

 

главного

 

города

 

Донских

 

козаков

 

в

 1768 

и

 1769 

годах

СПб

. : 

Типография

 

Академии

 

наук

, 1771. 

4.

 

Захарова

 

Е

.

Ю

., 

Кондратьева

 

С

.

К

Архитектурные

 

и

 

археологические

 

памятники

 

Дивногорья

  (

история

 

изучения

) // 

Труды

 

музея

-

заповедника

 Â«

Дивногорье

». 

Воронеж

 : 

Кварта

, 2011. 

Вып

. 2. 

5.

 

Степкин

 

В

.

В

История

 

изучения

 

культовых

 

пещерных

 

сооружений

 

бассейна

 

Дона

 

и

 

Оскола

 // 

Культовые

 

пещеры

 

Среднего

 

Дона

Сер

Спелестологические

 

исследования

М

. : 

РОСИ

, 2004. 

Вып

. 4. 

С

. 18–28. 

6.

 

Гунько

 

А

.

А

Морфометрические

 

исследования

 

Дивногорских

Костомаровских

 

и

 

Колыбелкинских

 

пещер

 (

Воронежская

 

область

) // 

Спе

-

леология

 

и

 

спелестология

 : 

сб

материалов

 IV 

Междунар

науч

заочной

 

конф

Набережные

 

Челны

 : 

НИСПТР

, 2013. 

С

. 163–168. 

7.

 

Никольский

 

П

.

В

Дивногорский

 

Успенский

 

монастырь

Исторический

 

очерк

Воронеж

 : 

Типография

 

Исаева

, 1904. 

8.

 

Багал

i

й

 

Д

.I. I

стор

i

я

 

Слоб

i

дської

 

України

Харк

i

в

 : 

Основа

, 1990. 

9.

 

Багалей

 

Д

.

И

Очерки

 

из

 

истории

 

колонизации

 

степной

 

окраины

 

Московского

 

государства

М

. : 

Издание

 

Императорского

 

Общества

 

Исто

-

рии

 

и

 

Древностей

 

Российских

 

при

 

Московском

 

Университете

, 1887. 

10.

 

Головинский

 

П

Слободские

 

казачьи

 

полки

СПб

. : 

Тип

Н

Тиблена

 

и

 

Комп

, 1865. 

11.

 

Петров

 

Н

.

И

Волынь

Исторические

 

судьбы

 

Юго

-

Западного

 

края

СПб

. : 

Тип

Тов

Общественная

 

польза

, 1888. 

12.

 

Петров

 

Н

.

И

Краткие

 

сведения

 

о

 

православных

 

монастырях

 

Волынской

 

епархии

 

в

 

настоящее

 

время

 

не

 

существующих

 // B

олынские

 

епархиальные

 

ведомости

. 1867. 

№

 1–8. 

13.

 

Тевяшов

 

В

.

Н

Пещерные

 

монастыри

 

Острогожского

 

уезда

 // 

Труды

 

Воронежской

 

ученой

 

архивной

 

комиссии

Воронеж

, 1902. 

Вып

. 1. 

14.

 

Голубев

 

С

Киевский

 

митрополит

 

Петр

 

Могила

 

и

 

его

 

сподвижники

Киев

 : 

Тип

С

.

В

Кульженко

, 1883. 

Т

. 2. 

15.

 

Повесть

 

и

 

сказание

 

о

 

похождении

 

в

 

Иерусалим

 

и

 

во

 

Царьград

 

Троицкого

 

Сергиева

 

монастыря

 

чернаго

 

диакона

 

Ионы

 

по

 

рекому

 

Ма

-

ленькаго

 1649–1652 

гг

. / 

под

 

ред

С

.

О

Долгова

 // 

Православный

 

Палестинский

 

сборник

СПб

. : 

Издание

 

Императорского

 

Православного

 

Палестинского

 

Общества

, 1895. 

Т

. XIV, 

вып

. 3. 

16.

 

Каптерев

 

Н

.

Ф

Сношения

 

иерусалимских

 

патриархов

 

с

 

русским

 

правительством

 

с

 

половины

 XVI 

до

 

конца

 XVIII 

столетия

СПб

., 1895. 

17.

 

Российский

 

государственный

 

архив

 

древних

 

актов

Ф

. 210. 

Оп

. 7

а

Кн

. 68. 

18.

 

Устрялолов

 

Н

.

Г

История

 

царствования

 

Петра

 

Великого

СПб

., 1858. 

Т

. 3. 

19.

 

Богословский

 

М

.

М

Петр

 I. 

Материалы

 

для

 

биографии

М

., 1948. 

Т

. 4. 

20.

 

Пономарев

 

С

Иерусалим

 

и

 

Палестина

 

в

 

русской

 

литературе

науке

живописи

 

и

 

переводах

 (

материал

 

для

 

библиографии

). 

СПб

. : 

Типо

-

графия

 

Императорской

 

Академии

 

наук

, 1877. 

21.

 

Меловые

 

пирамиды

 // 

Отечественные

 

достопамятности

. 1823. 

22.

 

Данилевский

 

Г

.

П

Дивногорск

. (

Очерк

 

из

 

путевых

 

заметок

) // 

Прибавление

 

к

 

Журналу

 

Министерства

 

народного

 

просвещения

. 1853. 

Нояб

23.

 

Макаренко

 

Н

.

Е

Археологические

 

исследования

 1907–1909 

годов

 // 

Известия

 

Императорской

 

археологической

 

комиссии

. 1911. 

Вып

. 43. 

24.

 

Лисовой

 

Н

.

Н

Откровение

 

Святой

 

Земли

М

. : 

Даръ

, 2012. 

25.

 

Лисовой

 

Н

.

Н

Святая

 

Земля

история

 

и

 

наследие

Православный

 

путеводитель

М

. : 

Императорское

 

Православное

 

Палестинское

 

Обще

-

ство

 ; 

СПб

. : 

Издательство

 

Олега

 

Абышко

, 2015. 

26.

 

Alston Ge.C. Way of the Cross. The Catholic Encyclopedia. N.Y. : Robert Appleton Company, 1912. Vol. 15. URL: 

http://www.newadvent.org/cathen/15569a.htm 

27.

 

Rickert J. Stations of the Cross: An imitative devotional exercise conducted at Lamb of God Lutheran Church Spartanburg, South Carolina. 2014. 

URL: http://digitalcommons.gardner-webb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=divinity_etd 

28.

 

Яворская

 

С

.

Л

. «

Шумаевский

 

крест

» 

и

 

кальвария

 

царя

 

Алексей

 

Михайловича

 // 

Иеротопия

Создание

 

сакральных

 

пространств

 

в

 

Визан

-

тии

 

и

 

Древней

 

Руси

М

. : 

Индрик

, 2006. 

С

. 706–739. 

29.

 

Зеленская

 

Г

.

М

Новый

 

Иерусалим

 

под

 

Москвой

Аспекты

 

замысла

 

и

 

новые

 

открытия

 // 

Новые

 

Иерусалимы

Иеротопия

 

и

 

иконография

 

сакральных

 

пространств

 / 

ред

.-

сост

А

.

М

Лидов

М

. : 

Индрик

, 2009. 

С

. 745–773. 

30.

 

Баталов

 

А

.

П

., 

Беляев

 

Л

.

А

Почитание

 

Гроба

 

Господня

 

на

 

Руси

 // 

Православная

 

энциклопедия

 / 

под

 

ред

Патриарха

 

Московского

 

и

 

всея

 

Руси

 

Алексия

 II. 

М

. : 

Церковно

-

научный

 

центр

 Â«

Православная

 

энциклопедия

», 2006. 

Т

. XIII. 

С

. 145–148. 

31.

 

Валаамский

 

монастырь

Путеводитель

. 2-

е

 

изд

., 

перераб

. / 

под

 

общ

ред

епископа

 

Троицкого

 

Панкратия

игумена

 

Спасо

-

Преображенского

 

Валаамского

 

монастыря

СПб

. : 

Спасо

-

Преображенский

 

Валаамский

 

монастырь

, 2016. 

32.

 

Панченко

 

К

.

А

Монастыри

 

и

 

бедуины

 

в

 

османской

 

Палестине

 

и

 

на

 

Синае

 (XVI â€“ 

первая

 

пол

. XIX 

в

.) // 

Вестник

 

Православного

 

Свято

-

Тихоновского

 

гуманитарного

 

университета

 III: 

Филология

. 2007. 

Вып

. 1 (7). 

С

. 68–98. 

33.

 

Федорова

 

И

.

В

О

 

сборнике

 

путешествий

 

из

 

собрания

 

ГИМ

 (

Синод

. 529) // 

Труды

 

Отдела

 

древнерусской

 

литературы

СПб

., 2003. 

Т

. 53. 

С

. 248–263. 


background image

177 

34.

 

Федорова

 

И

.

В

Переводные

 

памятники

 

паломнической

 

литературы

 

Московской

 

Руси

 XVI–XVII 

вв

. // 

Труды

 

Отдела

 

древнерусской

 

литературы

СПб

., 2008. 

Т

. 59. 

С

. 293–304. 

35.

 

Беляев

 

Л

.

А

Иерусалим

 

видимый

 

и

 

невидимый

о

 

типологии

 

визуальных

 

отражений

 

Святой

 

Земли

 

в

 

древнерусской

 

культуре

 // 

Новые

 

Иерусалимы

Иеротопия

 

и

 

иконография

 

сакральных

 

пространств

 / 

ред

.-

сост

А

.

М

Лидов

М

. : 

Индрик

, 2009. 

С

. 202–220. 

36.

 

Плужников

 

В

.

И

Пещерные

 

монастыри

 

на

 

Дону

 

и

 

Осколе

 // 

Памятники

 

русской

 

архитектуры

 

и

 

монументального

 

искусства

Города

ансамбли

зодчие

М

. : 

Наука

, 1985. 

С

. 93–115. 

37.

 

Рубцов

 

М

.

В

К

 

вопросу

 

о

 Â«

Хождении

» 

Трифона

 

Коробейникова

 

в

 

Св

Землю

 

в

 1582 

г

. // 

Журнал

 

Министерства

 

народного

 

просвещения

Седьмое

 

десятидетие

. 1901. 

Ч

. CCCXXXIV. 

Апрель

СПб

. : 

Типография

 Â«

В

.

С

Балашен

 

и

 

Ко

», 1901. 

С

. 359–388. 

38.

 

Хождение

 

на

 

Восток

 

гостя

 

Василия

 

Познякова

 

с

 

товарищи

  (

перевод

 

и

 

комментарии

 

О

.

А

Белобровой

) // 

Повести

 

и

 

сказания

 

Древней

 

Руси

Памятники

 

литературы

 XI–XVII 

веков

 

в

 

избранных

 

переводах

Изборник

 / 

под

 

ред

Д

.

С

Лихачева

СПб

. : 

Диля

, 2001. 

С

. 464–487, 

999–1012. 

39.

 

Хождение

 

Трифона

 

Коробейникова

 1593–1594 

гг

. // 

Православный

 

Палестинский

 

сборник

СПб

. : 

Издание

 

Православного

 

Палестинско

-

го

 

Общества

, 1889. 

Т

. IX, 

вып

. 3. 

40.

 

Путешествие

 

ко

 

Святым

 

Местам

 

и

 

в

 

Египет

 

князя

 

Николая

 

Христофора

 

Радзивила

СПб

., 1787. 

41.

 

Житие

 

и

 

хождение

 

Даниила

 

Русьскыя

 

земли

 

игумена

 1106–1107 

гг

. / 

под

 

ред

М

.

А

Веневитинова

 // 

Православный

 

Палестинский

 

сбор

-

ник

 

СПб

. : 

Издание

 

Православного

 

Палестинского

 

Общества

, 1885. 

Вып

. 3, 9. 

42.

 

Грибов

 

Ю

.

А

Образ

 

Святой

 

Земли

 

в

 

лицевом

 

рукописном

  Â«

Хождении

 

Трифона

 

Коробейникова

» // 

Богословские

 

труды

. 1999. 

№

 35. 

С

. 136–144. 

43.

 

Путешествие

 

иеродиакона

 

Ионы

 

по

 

Святым

 

Местам

 // 

Сказания

 

русскаго

 

народа

собранныя

 

И

Сахаровым

СПб

. : 

В

 

типографии

 

Саха

-

рова

, 1849. 

Т

. 2, 

кн

. 5–8. 

С

. 161–168. 

44.

 

Хождение

 

игумена

 

Даниила

 (

перевод

 

и

 

комментарии

 

Г

.

М

Прохорова

) // 

Повести

 

и

 

сказания

 

Древней

 

Руси

Памятники

 

литературы

 XI–

XVII 

веков

 

в

 

избранных

 

переводах

Изборник

 / 

под

 

ред

Д

.

С

Лихачева

СПб

. : 

Диля

, 2001. 

С

. 144–190, 866–889. 

45.

 

Каменцева

 

Е

.

И

., 

Устюгов

 

Н

.

В

Русская

 

метрология

 : 

учеб

пособие

. 2-

е

 

изд

М

. : 

Ммсш

школа

, 1975. 

46.

 

Баталов

 

А

.

Л

Гроб

 

Господень

 

в

 

замысле

 Â«

Святая

 

Святых

» 

Бориса

 

Годонова

 // 

Иерусалим

 

в

 

русской

 

культуре

М

. : 

Наука

, 1994. 

С

. 154–

171. 

47.

 

Беляев

 

Л

.

А

Гроб

 

Господень

Архитектурная

 

история

 // 

Православная

 

энциклопедия

 / 

под

 

ред

Патриарха

 

Московского

 

и

 

всея

 

Руси

 

Алексия

 II. 

М

. : 

Церковно

-

научный

 

центр

 Â«

Православная

 

энциклопедия

», 2006. 

Т

. XIII. 

С

. 138–142. 

48.

 

Sandys G. Relation of a journey begun an: Dom: 1610. London, 1621. 

49.

 

Степкин

 

В

.

В

Материальная

 

и

 

духовная

 

культура

 

пещерокопателя

 

донской

 

лесостепи

 

конца

 XVIII 

в

. (

по

 

материалам

 

закрытого

 

ком

-

плекса

 

Белогорского

 

монастыря

) // 

Вестник

 

Воронежского

 

государственного

 

университета

Сер

История

Политология

Социология

2014. 

№

 3. 

С

. 118–122. 

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 8 

марта

 2017 

г

 

VIA DOLOROSA IN THE CAVES OF THE MALYE DIVY AREA IN THE MIDDLE DON

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 167–179.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/21 

Vitaliy V. Stepkin,

 Pavlovsk Secondary School with Enhanced Coverage of Certain Subjects (Pavlovsk, Russian Federation).         

E-mail: archeolog@mail.ru

 

Keywords:

 Divnogorye; pilgrimage to Holy Land; New Jerusalem; Via Dolorosa; caves.

 

 
The objective of the research is to reveal the meaning of the cave tunnel architectural elements in the Divnogorsky Assumption 

Monastery in the Middle Don. The author hypothesizes on a symbolic reflection here of Via Dolorosa (The Way of the Cross), a 
street in Jerusalem being a symbolic reflection of Jesus Christ’s way to his crucifixion. Herewith the author addresses the following 
issues: 1) clarification of the monument’s historical background; 2) written sources analysis: pilgrimage to the Holy Land description 
and application of the findings to the architectural elements of the caves in Divnogorye. The solution  of the second task allows open-
ing a new methodological aspect to understand the intended purpose for the numerous underground passages and spaces of ancient 
cult caves in the Russian Plain. The Divnogorsky Assumption Monastery is located in the area of the Tikhaya Sosna inflow into the 
Don. It traces its roots to the middle of the 17th century. It was a result of a secular and monastery settlement in the south border of 
the Moscow State by Orthodox Christians native of Western Ukraine. The monks who came to the new community brought the Eu-
ropean tradition of the Via Dolorosa construction. The tradition dates back to the 14th century and in the 17th century it became 
widespread in European countries. Initially, the Way of the Cross was seven symbolic architectural stations, which reflected signifi-
cant events of the last day of Jesus Christ’s earthly life. The same principle can be seen in the caves of the Divnogorsky Monastery. 
The first station is outlined by the chapel, it is Pilate’s court. This very station starts the Way of the Cross in Jerusalem. Stations two 
to five are outlined by turns of the underground tunnel; they form a cross on the plan emphasizing the plenitude of suffering on the 
cross. The second station is the place where Christ met His Blessed Mother. The third station is the place where Christ met Simon of 
Cyrene. The fourth station is the place where Christ spoke to the women of Jerusalem. The fifth station is the place where the soldiers 
cast lots for Jesus Christ’s garment. The identification of the stations was made in accordance with the early European tradition based 
on the Gospels. The sixths station is Golgotha. Its symbolism can be easily recognized due to the steps leading up and down in the 
cave tunnel. Besides, the number of the steps is equal to those in the Church of Resurrection in Jerusalem described by Russian pil-
grims Vasiliy Poznyakov and Trifon Korobeynikov in the 16th century. The seventh station

 

is

 

the Edicule

 

of the

 

Holy Sepulture. It is 

clearly symbolized by its hexagonal shape and sepulture carved out in the chalk rock. The sepulture is positioned in accordance with 
the present tradition. The Way of the Cross explained hereby is unique and non-typical for Russia, which is strengthened by its un-
derground position. A very important task now is its preservation and further study due to its earlier dating.

 

 

REFERENCES 

 

1. Stepkin, V.V. (2008) Peshcherostroitel’stvo kak vid khristianskogo podvizhnichestva v lesostepnom Pridon’e [Cave construction as a kind of 

Christian asceticism in the forest-steppe Don area]. 

Vestnik tserkovnoy istorii.

 3 (11). pp. 141–150. 

2. Stepkin, V.V. (2015) Caves in Divnogorye and Belogorye: monastic and folk tradition in the river Don caves construction. 

Proceedings of Interna-

tional Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015.

 Italy, Rome. March 11–17, 2015. Rome. pp. 351–354. 

3. Gmelin, S. (1771) Puteshestvie po Rossii dlya issledovaniya trekh tsarstv estestva. Ch. 1: Puteshestvie iz Sanktpeterburga do Cherkaska glavnogo 

goroda Donskikh kozakov v 1768 i 1769 godakh [Journey through Russia to explore the three kingdoms of nature. Part 1: Journey from St. Pe-
tersburg to Cherkask, the main city of the Don Cossacks in 1768 and 1769]. St. Petersburg: Tipografiya Akademii nauk. 


background image

178 

4. Zakharova, E.Yu. & Kondrat’eva, S.K. (2011) Arkhitekturnye i arkheologicheskie pamyatniki Divnogor’ya (istoriya izucheniya) [Architectural and 

archaeological monuments of the Divnogorye (study history)]. In: Zakharova, E.Yu. & Kondrat’eva, S.K. (eds) 

Trudy muzeya-zapovednika 

“Divnogor’e”

 [Works of the Divnogorye museum-reserve]. Is. 2. Voronezh: Kvarta. 

5. Stepkin, V.V. (2004) Istoriya izucheniya kul’tovykh peshchernykh sooruzheniy basseyna Dona i Oskola [History of the study of cult cave struc-

tures in the Don and the Oskol basin]. In: Sokhin, M.Yu. (ed.) 

Kul’tovye peshchery Srednego Dona. Ser. Spelestologicheskie issledovaniya

 [Cult 

caves of the Middle Don. Ser. Speleological studies]. Is. 4. Moscow: ROSI. 

6. Gun’ko, A.A. (2013) [Morphometric studies of the Divnogorye, Kostomarovo and Kolybelkino caves (Voronezh Oblast)]. 

Speleologiya i speles-

tologiya

 [Speleology and spelethalology]. Proceedings of the IV International Correspondence. Naberezhnye Chelny: NISPTR. pp. 163–168. (In 

Russian). 

7. Nikol’skiy, P.V. (1904) 

Divnogorskiy Uspenskiy monastyr’. Istoricheskiy ocherk

 [Divnogorsky Assumption Monastery. A historical essay]. 

Voronezh: Tipografiya Isaeva. 

8. Bagaliy, D.I. (1990) 

Istoriya Slobids’ko

ї

 Ukra

ї

ni

 [History of Sloboda Ukraine ]. Kharkiv: Osnova. 

9. Bagaley, D.I. (1887) 

Ocherki iz istorii kolonizatsii stepnoy okrainy Moskovskogo gosudarstva

 [Essays from the history of colonization of the steppe 

borderland of the Moscow state]. Moscow: Izdanie Imperatorskogo Obshchestva Istorii i Drevnostey Rossiyskikh pri Moskovskom Universitete. 

10. Golovinskiy, P. (1865) 

Slobodskie kazach’i polki

 [Sloboda Cossack regiments]. St. Petersburg: Tip. N. Tiblena i Komp. 

11. Petrov, N.I. (1888) 

Volyn’. Istoricheskie sud’by Yugo-Zapadnogo kraya

 [Volyn. Historical fates of the South-Western territory]. St. Petersburg: 

Tip. Tov. Obshchestvennaya pol’za. 

12. Petrov, N.I. (1867) Kratkie svedeniya o pravoslavnykh monastyryakh Volynskoy eparkhii v nastoyashchee vremya ne sushchestvuyushchikh 

[Brief information about the Orthodox monasteries of the Volyn diocese currently not existing]. 

Volynskie eparkhial’nye vedomosti

. 1–8. 

13. Tevyashov, V.N. (1883) Peshchernye monastyri Ostrogozhskogo uezda [Cave monasteries of Ostrogozhsky Uyezd]. 

Trudy Voronezhskoy 

uchenoy arkhivnoy komissii

. 1. 

14. Golubev, S. (1883) 

Kievskiy mitropolit Petr Mogila i ego spodvizhniki

 [Kiev Metropolitan Pyotr Mogila and his companions]. Vol. 2. Kiev: Tip. 

S.V. Kul’zhenko. 

15. Dolgov, S.O. (ed.) (1895) Povest’ i skazanie o pokhozhdenii v Ierusalim i vo Tsar’grad Troitskogo Sergieva monastyrya chernago diakona Iony 

po reklomu Malen’kago 1649–1652 gg. [The story and legend about the journey of a regular diakon of the Troitsky Sergius Monastery Iona the 
Small in 1649–1652 to Jerusalem and to Tsargrad]. In: 

Pravoslavnyy Palestinskiy sbornik

 [Orthodox Palestine collection]. Vol. 14. Is. 3. St. Pe-

tersburg: Izdanie Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. 

16. Kapterev, N.F. (1895) 

Snosheniya ierusalimskikh patriarkhov s russkim pravitel’stvom s poloviny XVI do kontsa XVIII stoletiya

 [The relations of 

the Jerusalem Patriarchs with the Russian government from the middle of the 16th to the end of the 18th centuries]. St. Petersburg: Imp. Pravosl. 
palest. o-vo. 

17. Russian State Archive of Ancient Acts. Fund 210. List 7a. Book 68. (In Russian). 
18. Ustryalolov, N.G. (1858) 

Istoriya tsarstvovaniya Petra Velikogo

 [The history of the reign of Peter the Great]. Vol. 3.St. Petersburg: Tip. II-go 

Otdeleniya Sobstv. Ego Imp. Vel. Kantselyarii. 

19. Bogoslovskiy, M.M. (1948) 

Petr I. Materialy dlya biografii

 [Peter I. Materials for a biography]. Vol. 4. Moscow: Sotsekgiz. 

20. Ponomarev, S. (1877) 

Ierusalim i Palestina v russkoy literature, nauke, zhivopisi i perevodakh (material dlya bibliografii)

 [Jerusalem and Palestine in Rus-

sian literature, science, painting and translation (material for a bibliography)]. St. Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk. 

21. Shiryaev, A.S. (1823) Melovye piramidy [Chalkrock pyramids]. In: 

Otechestvennye dostopamyatnosti

 [Domestic memorabilia]. Moscow: V Uni-

versitetskoy tipografii. 

22. Danilevskiy, G.P. (1853) Divnogorsk. (Ocherk iz putevykh zametok) [Divnogorsk. (Essay from travel notes)]. 

Pribavlenie k Zhurnalu Minister-

stva narodnogo prosveshcheniya

. November. 

23. Makarenko, N.E. (1911) Arkheologicheskie issledovaniya 1907–1909 godov [Archaeological research of 1907–1909]. 

Izvestiya Imperatorskoy 

arkheologicheskoy komissii.

 43. 

24. Lisovoy, N.N. (2012) 

Otkrovenie Svyatoy Zemli

 [Revelation of the Holy Land]. Moscow: Dar”. 

25. Lisovoy, N.N. (2015) 

Svyataya Zemlya: istoriya i nasledie. Pravoslavnyy putevoditel’

 [The Holy Land: history and legacy. Orthodox Guide]. 

Moscow: Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo; St. Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko. 

26. Alston, Ge.C. (1912) 

Way of the Cross. The Catholic Encyclopedia

. Vol. 15. N.Y.: Robert Appleton Company. [Online] Available from: 

http://www.newadvent.org/cathen/15569a.htm. 

27. Rickert, J. (2014) 

Stations of the Cross: An imitative devotional exercise conducted at Lamb of God Lutheran Church, Spartanburg, South Caro-

lina

. [Online] Available from: http://digitalcommons.gardner-webb.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1006&context=divinity_etd. 

28. Yavorskaya, S.L. (2006) â€œShumaevskiy krest” i kal’variya tsarya Aleksey Mikhaylovicha [“Shumaevsky Cross” and the calvary of Tsar Alexei 

Mikhailovich]. In: Lidov, A.M. (ed.) 

Ierotopiya. Sozdanie sakral’nykh prostranstv v Vizantii i Drevney Rusi

 [Hierotopia. Creation of sacral spac-

es in Byzantium and Ancient Rus]. Moscow: Indrik. 

29. Zelenskaya, G.M. (2009) Novyy Ierusalim pod Moskvoy. Aspekty zamysla i novye otkrytiya [New Jerusalem near Moscow. Aspects of the plan 

and new discoveries]. In: Lidov, A.M. (ed.) 

Novye Ierusalimy. Ierotopiya i ikonografiya sakral’nykh prostranstv

 [New Jerusalem. Hierotopy and 

iconography of sacred spaces]. Moscow: Indrik. 

30. Batalov, A.P. & Belyaev, L.A. (2006) Pochitanie Groba Gospodnya na Rusi [Veneration of the Holy Sepulcher in Russia]. In: Patriarch of Mos-

cow and All Russia Alexy II. (ed.) 

Pravoslavnaya entsiklopediya

 [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 13. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr â€œPra-

voslavnaya entsiklopediya”. 

31. Pankraty. (ed.) (2016) 

Valaamskiy monastyr’. Putevoditel’

 [The Valaam Monastery. A Guide]. 2nd ed. St. Petersburg: Spaso-Preobrazhenskiy 

Valaamskiy monastyr’. 

32. Panchenko, K.A. (2007) Monastyri i beduiny v osmanskoy Palestine i na Sinae (XVI â€“ pervaya pol. XIX v.) [Monasteries and Bedouins in the 

Ottoman Palestine and Sinai (16th – first half of the 19th centuries)]. 

Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta 

III: Filologiya

. 1 (7). pp. 68–98. 

33. Fedorova, I.V. (2003) O sbornike puteshestviy iz sobraniya GIM (Sinod. 529) [On the collection of journeys from the collection of the State His-

torical Museum (Synod 529)]. 

Trudy Otdela drevnerusskoy literatury.

 53. pp. 248–263. 

34. Fedorova, I.V. (2008) Perevodnye pamyatniki palomnicheskoy literatury Moskovskoy Rusi XVI–XVII vv. [Translated monuments of pilgrimage 

literature of Moscow Rus of the 16th–17th centuries]. 

Trudy Otdela drevnerusskoy literatury.

 59. pp. 293–304. 

35. Belyaev, L.A. (2009) Ierusalim vidimyy i nevidimyy: o tipologii vizual’nykh otrazheniy Svyatoy Zemli v drevnerusskoy kul’ture [Jerusalem 

visible and invisible: the typology of visual reflections of the Holy Land in ancient Russian culture]. In: Lidov, A.M. (ed.) 

Novye Ierusalimy. Ie-

rotopiya i ikonografiya sakral’nykh prostranstv

 [New Jerusalem. Hierotopy and iconography of sacred spaces]. Moscow: Indrik. 

36. Pluzhnikov, V.I. (1985) Peshchernye monastyri na Donu i Oskole [Cave monasteries on the Don and the Oskol]. In: Vygolov, V.P. (ed.) 

Pa-

myatniki russkoy arkhitektury i monumental’nogo iskusstva. Goroda, ansambli, zodchie

 [Monuments of Russian architecture and monumental art. 

Cities, ensembles, architects]. Moscow: Nauka. 

37. Rubtsov, M.V. (1901) K voprosu o â€œKhozhdenii” Trifona Korobeynikova v Sv. Zemlyu v 1582 g. [On the “Journey” of Trifon Korobeinikov to 

the Holy Land in 1582]. 

Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 

Decade Seven. CCCXXXIV. April. pp. 359–388. 

38. Likhachev, D.S. (ed.) (2001) Khozhdenie na Vostok gostya Vasiliya Poznyakova s tovarishchi [The Journey to the East of the guest Vasily Poz-

nyakov with his companions]. Translation and commentaries by O.A. Belobrova. In: 

Povesti i skazaniya Drevney Rusi. Pamyatniki literatury XI–


background image

179 

XVII vekov v izbrannykh perevodakh

. Izbornik [The tales and legends of Ancient Rus. Monuments of literature of the 11th-17th centuries in se-

lected translations. Anthology]. St. Petersburg: Dilya. 

39. Anon. (1889) Khozhdenie Trifona Korobeynikova 1593–1594 gg. [The Journey of Trifon Korobeinikov 1593–1594]. In: 

Pravoslavnyy Pales-

tinskiy sbornik

 [Orthodox Palestine collection]. Vol. 9. Is. 3. St. Petersburg: Izdanie Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. 

40. Anon. (1787) 

Puteshestvie ko Svyatym Mestam i v Egipet knyazya Nikolaya Khristofora Radzivila

 [Journey to Holy Places and Egypt of Prince 

Nicholas Christopher Radzivil]. St. Petersburg: tip. Vil’kovskogo i Galchenkova. 

41. Venevitinov, M.A. (ed.) (1885) (1885) Zhitie i khozhdenie Daniila Rus’skyya zemli igumena 1106–1107 gg. [Life and journeys of Daniil, a he-

gumen of the Russian land, in 1106–1107]. In: 

Pravoslavnyy Palestinskiy sbornik

 [Orthodox Palestine collection]. Is. 3, 5. St. Petersburg: Izdanie 

Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. 

42. Gribov, Yu.A. (1999) Obraz Svyatoy Zemli v litsevom rukopisnom â€œKhozhdenii Trifona Korobeynikova” [The image of the Holy Land in the 

illustrated handwritten â€œJourney of Tryphon Korobeinikov”]. 

Bogoslovskie trudy

. 35. pp. 136–144. 

43. Sakharov, I. (ed.) (1849) Puteshestvie ierodiakona Iony po Svyatym Mestam [The Journey of Hierodeacon Iona to Holy Places]. In: 

Skazaniya 

russkago naroda, sobrannyya I. Sakharovym

 [Tales of the Russian people, collected by I. Sakharov]. Vol. 2. Books 5–8. St. Petersburg: V tipo-

grafii Sakharova. 

44. Likhachev, D.S. (ed.) (2001) Khozhdenie igumena Daniila [The Journey of Hegumen Daniel]. Translation and commentaries by G.M, Prokhorov. 

In: 

Povesti i skazaniya Drevney Rusi. Pamyatniki literatury XI–XVII vekov v izbrannykh perevodakh

. Izbornik [The tales and legends of Ancient 

Rus. Monuments of literature of the 11th-17th centuries in selected translations. Anthology]. St. Petersburg: Dilya. 

45. Kamentseva, E.I. & Ustyugov, N.V. (1975) 

Russkaya metrologiya

 [Russian metrology]. 2nd ed. Moscow: Mmssh. shkola. 

46. Batalov, A.L. (1994) Grob Gospoden’ v zamysle â€œSvyataya Svyatykh” Borisa Godonova [The Holy Sepulcher in the project â€œthe Holy of Holies” 

of Boris Godunov]. In: Batalov, A.L. & Lidov, A.M. (eds) 

Ierusalim v russkoy kul’ture

 [Jerusalem in Russian Culture]. Moscow: Nauka. 

47. Belyaev, L.A. (2006) Grob Gospoden’. Arkhitekturnaya istoriya [The Holy Sepulcher. Architectural History]. In: Patriarch of Moscow and All 

Russia Alexy II. (ed.) 

Pravoslavnaya entsiklopediya

 [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 13. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr â€œPravoslavnaya 

entsiklopediya”. 

48. Sandys, G. (1621) 

A relation of a journey begun An: Dom: 1610

. London: Printed for W. Barrett. 

49. Stepkin, V.V. (2014) Material and intellectual culture of cave founders in Don forest-steppe in the end of the XVIII century adapted from materi-

als of the closed complex of Belogorsky Monastery. 

Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya. Politologiya. 

Sotsiologiya – Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political Science. Sociology

. 3. pp. 118–122. (In Russian). 

 

Received: 08 March 2017 


background image

180 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 180–191. 

DOI: 10.17223/15617793/426/22

 

 

УДК

 94:378.4(571.16)“1917” 

 

А

.

О

Степнов

С

.

А

Некрылов

С

.

Ф

Фоминых

 

 

ЭТИКА

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

В

 

УНИВЕРСИТЕТСКОЙ

 

КОРПОРАЦИИ

 

Г

ТОМСКА

  

НА

 

ПРИМЕРЕ

 

КОНФЛИКТА

 

НА

 

ЮРИДИЧЕСКОМ

 

ФАКУЛЬТЕТЕ

  

ТОМСКОГО

 

УНИВЕРСИТЕТА

 

ВЕСНОЙ

–

ЛЕТОМ

 1917 

г

 

Результаты

 

были

 

получены

 

в

 

рамках

 

выполнения

 

государственного

 

задания

 

Минобрнауки

 

России

  

(

проект

 

№

 33.1687.2017/4.6). 

 

На

 

материалах

 

архивной

 

документации

периодической

 

печати

 

и

 

источников

 

личного

 

происхождения

 

реконструируется

 

конфликт

 

профессоров

 

юридического

 

факультета

 

Томского

 

университета

 

весной

–

летом

 1917 

г

Делается

 

вывод

что

 

в

 

ос

-

нове

 

своей

 

конфликт

 

имел

 

не

 

столько

 

академическую

сколько

 

личную

 

и

 

материальную

 

подоплеку

Это

 

позволило

 

воссо

-

здать

 

моральную

 

атмосферу

 

в

 

университетском

 

сообществе

 

тех

 

лет

Статья

 

завершает

 

цикл

 

из

 

трех

 

публикаций

 («

Повсе

-

дневная

 

жизнь

 

университетского

 

сообщества

 

г

Томска

 

в

 

период

 

революционных

 

событий

 1917 

г

.», «

Русская

 

революция

 

1917 

г

и

 

Томский

 

университет

 

в

 

воспоминаниях

 

Л

.

В

Арнольдова

»), 

посвященных

 

Томскому

 

университету

 

в

 

период

 

Рево

-

люции

 1917 

г

Ключевые

 

слова

:

 

Томский

 

университет

профессора

студенты

конфликт

этика

 

взаимоотношений

Русская

 

революция

 

1917 

г

 

Летом

 1917 

г

профессор

 

Томского

 

университета

 

П

.

И

Лященко

 

оставил

 

должность

 

в

 

вузе

 

и

 

перевелся

 

в

 

Варшавский

 (

Донской

университет

Так

 

закончилась

 

его

 

деятельность

 

в

 

первом

 

сибирском

 

университете

с

 

которым

 

было

 

связано

 

почти

 4 

года

 

его

 

жизни

 

и

 

твор

-

ческой

 

биографии

Выпускник

 

Санкт

-

Петербургского

 

университета

он

 

еще

 

до

 

приезда

 

в

 

Томск

 

составил

 

себе

 

имя

 

в

 

науке

в

 1910 

г

защитил

 

магистерскую

 

диссертацию

 

в

 

Юрь

-

евском

 

университете

печатался

 

в

 

крупных

 

россий

-

ских

 

экономических

 

журналах

 («

Русское

 

экономиче

-

ское

 

обозрение

», Â«

Вестник

 

кооперации

» 

и

 

др

.). 

П

.

И

Лященко

 

приобрел

 

известность

 

как

 

специалист

 

в

 

области

 

хлебной

 

торговли

 

и

 

аграрной

 

экономики

 

в

 

целом

Именно

 

этой

 

тематике

 

были

 

посвящены

 

его

 

магистерская

 («

Очерки

 

аграрной

 

эволюции

 

в

 

Рос

-

сии

») 

и

 

докторская

  (

Крестьянское

 

дело

 

и

 

порефор

-

менная

 

землеустроительная

 

политика

») 

диссертации

Последнюю

 

он

 

защитил

 

в

 1914 

г

в

 

Харьковском

 

уни

-

верситете

 

с

 

присуждением

 

степени

 

доктора

 

политиче

-

ской

 

экономии

 

и

 

статистики

С

 1 

июня

 1915 

г

его

 

из

-

брали

 

ординарным

 

профессором

 

по

 

кафедре

 

полити

-

ческой

 

экономии

 

и

 

статистики

 

Императорского

 

Том

-

ского

 

университета

За

 

годы

 

работы

 

в

 

Томском

 

университете

 

П

.

И

Ля

-

щенко

 

совместно

 

с

 

профессором

 

Г

.

Г

Тельбергом

 

со

-

ставил

 

программу

 

спецкурсов

 

для

 

студентов

 V–

VI 

семестров

 

юридического

 

факультета

 

по

 

экономике

местному

 

суду

 

и

 

праву

 

в

 

Сибири

возглавлял

 

Западно

-

Сибирское

 

научное

 

общество

 

сельского

 

хозяйства

был

 

одним

 

из

 

организаторов

 

сельскохозяйственной

 

переписи

 1916 

г

в

 

Томской

 

губернии

редактировал

 

(1916–1917 

гг

.) Â«

Известия

 

Томского

 

университета

» [1. 

С

. 157–158]. 

Одно

 

время

 (

в

 

июне

 1916 

г

.) 

он

 

исполнял

 

обязан

-

ности

 

ректора

 

университета

а

 

в

 1915–1917 

гг

зани

-

мал

 

должность

 

декана

 

юридического

 

факультета

На

 

этом

 

посту

 

Лященко

 

столкнулся

 

с

 

рядом

 

трудностей

которые

 

были

 

связаны

  Â«

с

 

разрухой

 

факультетского

 

дела

» [2. 1917. 23 

апр

.]. 

Юридический

 

факультет

от

-

крытый

 

в

 

Императорском

 

Томском

 

университете

 

в

 

1898 

г

., 

на

 

момент

 

рассматриваемых

 

событий

 

дей

-

ствительно

 

находился

 

в

 

непростом

 

положении

По

 

свидетельству

 

профессора

 

кафедры

 

полицей

-

ского

 

права

 

Н

.

Я

Новомбергского

на

 

факультете

 

бо

-

лее

 10 

лет

 

были

 

свободны

 

две

 

кафедры

 

римского

 

пра

-

ва

 

и

 

кафедра

 

гражданского

 

процесса

более

 5 

лет

 â€“ 

кафедра

 

гражданского

 

права

Освобождавшиеся

 

ка

-

федры

  (

как

 

это

 

было

 

после

 

перехода

 

в

 1912 

г

в

        

Санкт

-

Петербургский

 

университет

 

профессора

 

ка

-

федры

 

уголовного

 

права

 

и

 

уголовного

 

судопроизвод

-

ства

 

Н

.

Н

Розина

замещались

 

профессорами

нередко

 

имевшими

 

иные

 

специальности

Низкая

 

мобильность

 

профессорско

-

преподавательского

 

состава

 

факультета

 

объяснялась

 

как

 

неблагоприятными

 

условиями

 

служ

-

бы

 

в

 

Сибири

связанными

 

с

 

климатом

 

и

 

отдаленно

-

стью

 

от

 

европейских

 

центров

так

 

и

 

общим

 

дефици

-

том

 

докторов

 

наук

 

в

 

области

 

права

 

в

 

вузах

 

России

Штат

 

факультета

таким

 

образом

на

 

протяжении

 

дли

-

тельного

 

времени

 

требовал

 

пополнения

. «

Самый

 

фун

-

дамент

 

юридического

 

образования

 

рассыпался

» [2. 

1917. 23 

апр

.], – 

резюмировал

 

по

 

поводу

 

сложившейся

 

ситуации

 

Н

.

Я

Новомбергский

Профессор

 

Лященко

будучи

 

деканом

, «

проявил

 

большую

 

энергию

» 

по

 

обновлению

 

и

 

своего

 

рода

 

са

-

нации

 

факультетской

 

жизни

Однако

 

в

 

ходе

 

этого

 

ему

 

пришлось

 

столкнуться

 

с

 

противодействием

 

старей

-

ших

 

профессоров

 

факультета

у

 

которых

по

 

всей

 

ви

-

димости

было

 

свое

 

особое

 

видение

 

путей

 

такого

 

об

-

новления

В

 

определенный

 

момент

 

скрытое

 

противо

-

стояние

 

вылилось

 

в

 

публичный

 

конфликт

В

 

него

 

ока

-

зались

 

вовлечены

 

профессора

 

как

 

Томского

 

универ

-

ситета

так

 

и

 

Томского

 

технологического

 

института

преподаватели

а

 

также

 

студенчество

 

вуза

Сугубо

 

университетские

 

проблемы

 

стали

 

достоянием

 

обще

-

ственности

поскольку

 

участники

 

этого

 

конфликта

 

прибегали

 

к

 

открытым

 

письмам

публиковавшимся

 

на

 

страницах

 Â«

Сибирской

 

жизни

». 

Именно

 

эта

 Â«

факуль

-

тетская

 

борьба

» 

стала

 

причиной

 

того

что

 

П

.

И

Ля

-

щенко

 

в

 

марте

 1917 

г

сложил

 

с

 

себя

 

обязанности

 

де

-

кана

а

 

летом

как

 

уже

 

было

 

сказано

и

 

вовсе

 

покинул

 

Томск