ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

 

дается

 

в

 

детальной

 

регламентации

 

в

 

Уголовно

-

процессуальном

 

кодексе

 

РФ

 

в

 

целях

 

единообразного

 

понимания

 

механизма

 

реализации

 

этих

 

норм

1

 

Е

.

В

Назаркин

доцент

 

кафедры

 

уголовного

 

процесса

 

и

 

криминалистики

кандидат

 

юридических

 

наук

доцент

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Использование

 

технико

-

криминалистических

 

средств

  

в

 

процессе

 

обучения

 

криминалистике

 

в

 

Академии

 

ФСИН

 

России

 

 

В

 

академии

 

обучению

 

криминалистике

 

осуществляется

 

постоянно

 

с

 

момента

 

образования

 

вуза

 

и

 

за

 

этот

 

период

 

сложилась

 

определенная

 

прак

-

тика

 

и

 

перспектива

 

применения

 

технико

-

криминалистических

 

средств

используемых

 

в

 

обучении

 

данному

 

предмету

На

 

протяжении

 

длительного

 

периода

 

и

 

с

 

большим

 

постоянством

 

наша

 

кафедра

 

применяет

 

в

 

процессе

 

лекций

семинаров

практических

 

занятий

 

различные

 

тематические

 

видеофильмы

находящиеся

 

в

 

видеотеки

 

ТСО

 

академии

например

по

 

криминалистике

 â€“ 59 

фильмов

 (DVD), 77 

на

 

ви

-

деокассетах

практически

 

по

 

всем

 

изучаемым

 

темам

в

 

том

 

числе

 

и

 

связан

-

ными

 

с

 

деятельностью

 

УИС

зарубежным

 

опытом

.  

Видеофильмы

 (

или

 

их

 

фрагменты

обычно

 

демонстрируются

 

в

 

конце

 

занятия

 â€“ 

для

 

визуального

 

динамичного

 

закрепления

 

полученных

 

теоре

-

тических

 

знаний

 

и

 

выработки

 

образца

 

практических

 

навыков

  (

компетен

-

ций

в

 

использовании

 

инструментария

 

криминалистики

 

при

 

раскрытии

расследовании

 

и

 

предупреждении

 

преступлений

  (

данное

 

положение

 

за

-

креплено

 

во

 

ФГОС

). 

Кроме

 

того

с

 

помощью

 

программистов

 

ТСО

отдель

-

ные

 

разделы

 

и

 

темы

 

существуют

 

и

 

постоянно

 

обновляются

в

 

соответст

-

вии

 

с

 

развитием

 

науки

 

и

 

практики

 

в

 

рамках

 

Концепции

 

развития

 

УИС

в

 

виде

 

компьютерных

 

тестов

которые

 

также

 

успешно

 

применяются

 

для

 

контроля

 

полученных

 

знаний

 

и

 

обучения

Кроме

 

того

по

 

отдельным

 

заня

-

тиям

 (

например

тактика

 

допроса

 

и

 

осмотра

 

места

 

происшествия

практи

-

куются

 

деловые

 

или

 

ролевые

 

игры

 

в

 

активной

 

и

 

интерактивной

 

формах

 

обучения

Наша

 

дисциплина

 â€“ 

практическая

она

 

сродни

 

таким

 

предметам

как

 

физическая

 

и

 

огневая

 

подготовка

Обусловлено

 

это

 

тем

что

 

криминали

-

стика

 â€“ 

междисциплинарная

 

наука

с

 

огромной

 

базой

 

используемых

 

дан

-

ных

 

различных

 

технических

 

и

 

естественных

 

наук

что

 

требует

бесспорно

практических

 

навыков

знаний

 

и

 

умений

 

в

 

работе

 

лиц

 

по

 

раскрытию

рас

-

                                                 

1

 

Белая

 

Н

.

П

., 

Захарова

 

С

.

С

., 

Коробова

 

И

.

Н

.

 

Теоретические

 

аспекты

 

применения

 

меры

 

пресечения

 

в

 

виде

 

заключения

 

под

 

стражу

учеб

пособие

Рязань

, 2012. 

С

. 46. 


background image

147

 

следованию

 

и

 

предупреждению

 

преступлений

совершаемых

 

в

 

учрежде

-

ниях

 

УИС

их

 

высокой

 

профессиональной

 

эрудиции

Это

 

не

 

только

 

опре

-

деленный

 

комплекс

 

применяемых

 

технических

 

средств

 

обучения

но

 

и

 

оп

-

ределенный

 

профессиональный

 

уровень

 

подготовки

 

преподавателей

Как

 

отмечал

 

Р

.

С

Белкин

 â€“ 

крупнейший

 

ученый

 

не

 

только

 

отечественной

но

 

и

 

мировой

 

криминалистики

: «

преподаватель

 

криминалистики

 

должен

 

со

-

стоять

 

из

 

трех

 

основ

специальное

 

образование

 (

как

 

правило

следователь

эксперт

оперативный

 

работник

), 

стаж

 

практической

 

работы

  (

не

 

менее

 5 

лет

и

 

научная

 

деятельность

 (

творчество

в

 

данной

 

области

».  

На

 

занятиях

 

по

 

криминалистике

 

применяются

 

общераспространенные

 

технико

-

криминалистические

 

средства

такие

 

как

различные

 

поисковые

 

и

 

криминалистические

 

приборы

 

обнаружения

фиксации

 

и

 

исследования

 

дока

-

зательств

 (

лупы

микроскопы

ОЛД

-41 

и

 

др

.); 

раздаточный

 

материал

 

в

 

виде

 

методичек

логических

 

схем

 

по

 

проводимым

 

занятиям

 

в

 

специальных

 

аль

-

бомах

существенно

 

облегчающих

 

их

 

проведение

справочники

расходный

 

материал

 

в

 

виде

 

дактилоскопической

 

пленки

криминалистические

 

порошки

 

и

 

средства

 

их

 

нанесения

цифровые

 

фотоаппараты

 

и

 

видеокамера

учебные

 

уголовные

 

дела

Кроме

 

того

возможно

 

внедрение

 

компьютерных

 

алгорит

-

мов

 

расследования

 

преступлений

 

по

 

отдельным

 

темам

 

на

 

примере

 

Автома

-

тизированного

 

рабочего

 

места

 (

АРМ

дознавателя

 

учреждения

 

УИС

Конечно

кафедра

 

по

 

мере

 

своего

 

потенциала

самостоятельно

а

 

также

 

используя

 

материальные

 

возможности

 

академии

старается

 

технически

 

улуч

-

шать

 

свою

 

работу

например

 

в

 

последнее

 

время

открыт

 

компьютерный

 

класс

 

цифровой

 

фотографии

 

с

 6 

компьютерами

отремонтирована

 

и

 

введена

 

в

 

учеб

-

ный

 

процесс

 

учебная

 

аудитория

позволяющая

 

проводить

 

занятия

 

в

 

режиме

 

«

круглого

 

стола

», 

в

 

двух

 

учебных

 

классах

 

установлены

 

видеодвойки

позво

-

ляющие

 

просматривать

 

на

 

занятиях

 

учебные

 

видеофильмы

 

на

 

разных

 

носите

-

лях

Кроме

 

того

учебные

 

аудитории

 

оформлены

 

современными

 

стендами

 

по

 

криминалистической

 

технике

тактике

 

и

 

методики

 

в

 

соответствии

 

со

 

сложив

-

шимися

 

современными

 

криминалистическими

 

представлениями

В

 

учебно

-

криминалистическом

 

комплексе

  (

УКК

кафедры

 

имеются

 

криминалистиче

-

ские

 

полигоны

  (

в

 

соответствии

 

с

 

общими

 

требованиями

 

к

 

Вузу

 

по

 

ГОС

 

и

 

ФГОС

), 

связанные

 

с

 

деятельностью

 

учреждений

 

УИС

музейный

 

криминали

-

стический

 

уголок

выставка

-

музей

 

технико

-

криминалистических

 

средств

учебный

 

электрифицированный

 

макет

 

учреждения

 

УИС

.  

Перспективы

 

развития

 

кафедры

на

 

взгляд

 

автора

в

 

контексте

 

темы

имеют

 

следующие

 

направления

– 

дальнейшее

 

приобретение

 

и

 

использование

 

современных

 

технико

-

криминалистических

 

средств

которые

 

бы

 

наглядно

 

демонстрировали

 

обучающимся

 

современные

 

возможности

 

в

 

деятельности

 

по

 

раскрытию

расследованию

 

и

 

предупреждению

 

преступлений

совершаемых

 

в

 

учреж

-

дениях

 

УИС


background image

148

 

– 

использование

 

инновационных

 

технологий

 

и

 

передового

 

практиче

-

ского

 

опыта

 

в

 

расследовании

 

преступлений

 

на

 

базе

 

АРМ

 

дознавателя

– 

повышение

 

качества

 

и

 

актуальности

 

учебных

 

видеоматериалов

 

практической

 

подготовки

 

обучаемых

 

для

 

выработки

 

у

 

них

 

глубоких

 

тео

-

ретических

 

знаний

 

и

 

практических

 

навыков

 

в

 

использовании

 

технико

-

криминалистических

 

средств

 

в

 

контексте

 

выработки

 

конкретных

 

компе

-

тенций

 

специалиста

– 

развитие

 

творческого

  (

научного

подхода

 

в

 

использовании

 

совре

-

менных

 

технико

-

криминалистических

 

средств

 

при

 

работе

 

в

 

конкретных

 

условиях

 

и

 

с

 

конкретными

 

доказательствами

 

учреждений

 

УИС

– 

повышение

 

профессионального

 

уровня

 

преподавателей

 

за

 

счет

ис

-

пользования

 

новых

 

технико

-

криминалистических

 

средств

методов

 

и

 

тех

-

нологий

привлечения

 

практических

 

работников

 

по

 

данному

 

направле

-

нию

совместных

 

встреч

 

с

 

коллегами

 

с

 

кафедр

 

ОРД

режима

надзора

 

и

 

охраны

– 

переоформление

 

наглядных

 

средств

 

обучения

 (

стендов

экспонатов

витринных

 

стеллажей

 

и

 

т

.

п

.), 

дальнейший

 

подбор

 

наглядных

 

практиче

-

ских

 

материалов

взятых

 

из

 

учреждений

 

УИС

 

для

 

эффективного

 

проведе

-

ния

 

семинарских

 

и

 

практических

 

занятий

.  

Однако

за

 

прошедший

 

период

 

были

 

выявлены

 

некоторые

 

проблемы

., 

Несмотря

 

на

 

то

что

 

кафедра

 

почти

 

каждый

 

год

 

дает

 

информацию

 

о

 

тре

-

буемых

 

для

 

обучения

 

криминалистических

 

средствах

уже

 

на

 

протяжении

 

многих

 

лет

 

не

 

получает

 

в

 

достаточном

 

объеме

 

современные

 

технико

-

криминалистические

 

средства

позволяющие

 

повысить

 

эффективность

 

и

 

самоотдачу

 

обучения

 

криминалистики

Есть

 

проблемы

 

и

 

с

 

расходными

 

ма

-

териалами

 

для

 

занятий

криминалистические

 

магнитные

 

порошки

 («

топаз

», 

«

опал

», Â«

малахит

», «

рубин

» 

и

 

т

д

.), 

дактилоскопические

 

кисти

 (

магнитная

 

и

 

колонковая

), 

дактилоскопическая

 

пленка

 (1982 

г

выпуска

 

со

 

сроком

 

хра

-

нения

 12 

месяцев

!), 

дактилоскопические

 

лупы

микроскопы

  Â«

МБС

-9(10)», 

типографская

 

краска

не

 

говоря

 

о

 

специализированных

 

наборах

 

работы

 

со

 

следами

 

рук

наркотиками

объектами

 

биологического

 

происхождения

микрообъектами

поисковая

 

техника

досмотровые

 

зеркала

 

и

 

многое

 

дру

-

гое

необходимое

 

для

 

обучения

 

высококлассного

 

сотрудника

 

УИС

 

с

 

соот

-

ветствующими

 

компетенциями

 â€“ 

либо

 

в

 

некотором

 

дефиците

либо

 

отсут

-

ствует

Кстати

эти

 

требования

 

заложены

 

в

 

ГОС

 

и

 

ФГОС

Для

 

сравнения

: 7 

лет

 

назад

 

я

 

посетил

 

Волгоградскую

 

академию

 

МВД

 

РФ

  (

бывшую

 

Следственную

 

школу

), 

где

 

ознакомился

 

с

 

техническим

 

ос

-

нащение

 

учебного

 

процесса

Уже

 

тогда

 

их

 

уровень

 

оснащения

 

учебного

 

процесса

 

по

 

криминалистике

 

был

 

на

 

порядок

 

выше

на

 

всех

 

заинтересо

-

ванных

 

кафедрах

 

внедрены

 

цифровые

 

технологии

причем

 

позволяющие

 

каждому

 

курсанту

  (

слушателю

работать

 

индивидуально

под

 

контролем

 

преподавателя

 

через

 

сервер

  (

об

 

этом

кстати

мной

 

был

 

снят

 

небольшой

 


background image

149

 

любительский

 

видеофильм

); 

недостатка

 

в

 

расходных

 

материалах

прибо

-

рах

 

и

 

технико

-

криминалистических

 

средствах

 

практически

не

 

было

.  

Поэтому

по

 

нашему

 

мнению

техническая

 

модернизация

 (

или

 

состав

-

ляющая

учебного

 

процесса

 

по

 

криминалистике

 

путем

 

развития

 

указан

-

ных

 

выше

 

направлений

 

в

 

использовании

 

технико

-

криминалистических

 

средств

напрямую

 

связана

 

с

 

улучшением

 

знаний

 

обучаемых

 

и

 

выпуску

 

высококлассных

 

специалистов

 

для

 

органов

 

и

 

учреждений

 

УИС

 

Р

.

Г

Налбандян

старший

 

оперуполномоченный

  

(

УФСИН

 

России

 

по

 

г

Москве

 

К

 

вопросу

 

об

 

оптимизации

 

критериев

 

оценки

 

и

 

учета

 

результатов

  

деятельности

 

оперативных

 

подразделений

  

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

 

На

 

современном

 

этапе

 

деятельности

 

органов

 

и

 

учреждений

исполняю

-

щих

 

наказания

в

 

период

 

реализации

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 (

УИС

актуальность

 

приобретают

 

вопросы

 

совер

-

шенствования

 

организации

 

оперативно

-

розыскной

 

деятельности

в

 

частно

-

сти

оптимизации

 

критериев

 

оценки

 

и

 

учета

 

результатов

 

работы

 

оператив

-

ных

 

подразделений

 

УИС

повышения

 

качества

 

и

 

эффективности

 

использо

-

вания

 

их

 

сил

 

и

 

средств

 

в

 

предупреждении

 

рецидивной

 

преступности

Следует

 

отметить

что

 

проблема

 

совершенствования

 

критерий

 

оценки

 

деятельности

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

 

и

 

порядка

 

учета

 

результа

-

тов

 

их

 

работы

 

в

 

пенитенциарной

 

науке

 

недостаточно

 

изучена

 

и

несо

-

мненно

является

 

актуальной

 

для

 

теории

 

и

 

практики

Исследования

про

-

водимые

 

нами

показали

что

 

в

 

связи

 

со

 

специфическими

 

условиями

 

дея

-

тельности

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

критерии

 

оценки

порядок

 

учета

 

результатов

 

их

 

работы

 

имеют

 

ряд

 

особенностей

 

и

 

отличаются

 

от

 

критериев

 

оценки

 

и

 

порядка

 

учета

 

результатов

 

работы

 

других

 

структур

-

ных

 

подразделений

Установлено

 

также

что

 

критерии

 

оценки

порядок

 

учета

 

результатов

 

работы

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

 

влияют

 

не

 

только

 

на

 

качество

 

и

 

эффективность

 

оперативной

 

работы

но

 

и

 

на

 

направ

-

ленность

 

служебной

 

деятельности

 

оперативных

 

сотрудников

.

 

Условно

 

деятельность

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

 

можно

 

разде

-

лить

 

на

 

два

 

основных

 

вектора

Первый

,

 

как

 

нам

 

представляется

главный

 

вектор

 

должен

 

быть

направлен

 

на

 

проведение

 

оперативно

-

розыскной

 

рабо

-

ты

 

непосредственно

 

в

 

учреждениях

исполняющих

 

наказания

с

 

основными

 

целями

недопущение

 

совершения

 

преступлений

 

осужденными

подозре

-

ваемыми

обвиняемыми

содержащимися

 

в

 

учреждениях

 

УИС

а

 

также

 

при

 

их

 

конвоировании

выявление

 

и

 

пресечение

 

неслужебных

 

связей

 

между

 

пер

-


background image

150

 

соналом

 

и

 

лицами

содержащимися

 

под

 

стражей

Второй

 

вектор

 

деятельно

-

сти

 

оперативных

 

подразделений

 

связан

 

с

 

взаимодействием

 

с

 

другими

 

право

-

охранительными

 

органами

Стоит

 

сказать

что

 

в

 

настоящее

 

время

 

преобла

-

дает

 

именно

 

второй

 

вектор

 

работы

 

оперативных

 

подразделений

 

учреждений

 

УИС

  (

следственных

 

изоляторов

), 

который

 

направлен

в

 

большей

 

мере

на

 

оказание

 

содействия

 

различным

 

правоохранительным

 

органам

 

в

 

раскрытии

 

преступлений

Нам

 

представляется

что

 

оперативные

 

подразделения

 

УИС

 

должны

 

вести

 

работу

 

по

 

оказанию

 

содействия

 

другим

 

правоохранитель

-

ным

 

органам

 

в

 

раскрытии

 

преступлений

 

только

 

после

 

распределения

 

сво

-

их

 

основных

 

сил

 

и

 

средств

направленных

 

на

 

предупреждение

 

и

 

пресече

-

ние

 

готовящихся

 

и

 

раскрытие

 

совершенных

 

преступлений

на

 

выявление

 

фактов

 

неслужебных

 

связей

 

сотрудников

 

с

 

лицами

содержащимися

 

под

 

стражей

По

 

нашему

 

мнению

 

показатель

 

содействия

 

в

 

раскрытии

 

преступ

-

лений

 

во

 

взаимодействии

 

с

 

другими

 

правоохранительными

 

органами

 

не

 

должен

 

являться

 

основным

 

критерием

 

оценки

 

их

 

деятельности

Практика

 

показывает

что

 

оценка

 

эффективности

 

деятельности

 

опера

-

тивных

 

подразделений

 

УИС

 

по

 Â«

палочной

 

системе

», 

ориентированной

 

на

 

количественные

 

показатели

 

в

 

служебной

 

деятельности

с

 

наращиванием

 

ее

 

результатов

 

после

 

каждого

 

отчетного

 

периода

стремление

 

к

 

достижению

 

«

средних

 

российских

 

показателей

», 

утратили

 

свою

 

объективность

 

и

 

акту

-

альность

 

Необходимо

 

пересмотреть

 

критерии

 

оценки

 

деятельности

 

опера

-

тивных

 

подразделений

 

УИС

внести

 

ясность

 

и

 

однозначное

 

толкование

 

выражения

 Â«

выявлено

 

и

 

предотвращено

 

преступлений

», 

в

 

каких

 

случа

-

ях

 

можно

 

считать

что

 

оказано

 

содействие

 

другим

 

правоохранитель

-

ным

 

органам

 

в

 

раскрытии

 

преступления

аналогично

 

и

 

по

 

другим

 

пока

-

зателям

оценивающим

 

деятельность

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

Должны

 

быть

 

определены

 

такие

 

критерии

 

оценки

 

деятельности

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

которые

 

бы

 

способствовали

 

повы

-

шению

 

качества

 

и

 

эффективности

 

их

 

работы

стимулировали

 

оператив

-

ных

 

сотрудников

 

на

 

достижение

 

реальных

 

результатов

исключали

 

бы

 

возможность

 

искусственно

 

влиять

 

на

 

них

в

 

целях

 

достижения

 

высоких

 

показателей

.  

При

 

сложившейся

 

системе

 

критерий

 

оценки

 

и

 

порядка

 

учета

 

резуль

-

татов

 

работы

 

оперативных

 

подразделений

 

УИС

оперативный

 

сотрудник

реально

 

ведущий

 

работу

 

по

 

делам

 

оперативного

 

учета

рискует

 

получить

 

нарекания

 

от

 

руководства

 

за

 

то

что

 

к

 

отчетному

 

периоду

 

не

 

обеспечил

 

«

необходимые

» 

количественные

 

показатели

 

по

 

результатам

 

свой

 

деятель

-

ности

Вместе

 

с

 

тем

 

количество

 

зарегистрированных

 

преступлений

со

-

вершенных

 

в

 

учреждениях

 

УИС

 

ухудшает

 

качественные

 

показатели

 

слу

-

жебной

 

деятельности

 

этих

 

учреждений

 

и

 

соответствующего

 

территори

-

ального

 

органа

отрицательно

 

влияет

 

на

 

их

 

рейтинг

.