ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

176

 

Дисциплины

 

общематематического

 

и

 

естественнонаучного

 

блока

 (

ма

-

тематика

дисциплины

 

блока

 

информатики

являются

 

основой

инстру

-

ментом

 

для

 

изучения

 

общепрофессиональных

 

и

 

специальных

 

дисциплин

хотя

 

каждая

 

из

 

них

 

по

-

своему

 

решает

 

задачу

 

профессиональной

 

подготов

-

ки

 

специалиста

Что

 

касается

 

математики

то

 

она

 

обеспечивает

 

возможность

 

примене

-

ния

 

полученных

 

знаний

 

в

 

решении

 

реальных

 

задач

возникающих

 

в

 

про

-

фессиональной

 

деятельности

Но

 

при

 

этом

 

надо

 

понимать

 

и

 

пояснять

 

кур

-

сантам

что

 

не

 

каждая

 

конкретная

 

задача

рассматриваемая

 

на

 

занятии

есть

 

профессиональная

 

задача

Чаще

 

всего

 

это

 

есть

 

основа

 

решения

 

какой

-

либо

 

задачи

 

общепрофессиональной

 

или

 

специальной

 

дисциплины

Так

например

математический

 

аппарат

 

раздела

  Â«

Линейная

 

алгебра

 

и

 

геомет

-

рия

» 

дисциплины

 Â«

Математика

»  

для

 

специальности

 (

направления

 

подго

-

товки

) «

Управление

 

персоналом

» 

является

 

базовым

 

для

 

решения

 

задач

 

линейного

 

программирования

А

 

задачи

 

линейного

 

программирования

в

 

свою

 

очередь

 â€“ 

это

 

математические

 

модели

 

многих

 

задач

 

экономического

 

содержания

Отбор

 

содержания

 

по

 

дисциплине

 Â«

Математика

» 

для

 

специ

-

альности

 Â«

Психология

 

служебной

 

деятельности

» 

обусловлен

 

необходимо

-

стью

 

восприятия

 

общепрофессиональной

 

дисциплины

  Â«

Математические

 

методы

 

в

 

психологии

». 

Обучение

 

дисциплинам

 

блока

 

информатики

 

ориентировано

 

на

 

два

 

ас

-

пекта

 

подготовки

 

сотрудника

 (

т

е

решаются

 

задачи

связанные

 

с

 

его

 

бу

-

дущей

 

специальностью

а

 

также

 

учитывается

 

их

 

будущая

 

деятельность

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

системе

 

или

 

правоохранительных

 

органах

). 

Так

курсанты

-

юристы

 

изучают

 

специальные

 

программы

используемые

 

в

 

служебной

 

деятельности

например

 Â«

Фоторобот

», 

АКУС

а

 

также

 

образцы

 

учетов

 

ГИЦ

 

МВД

 

России

Курсанты

-

психологи

 

изучают

 

программные

 

реализации

 

психодиагностических

 

тестов

 

и

 

т

п

При

 

изучении

 

такой

 

темы

 

как

 Â«

Табличная

 

обработка

 

информации

», 

курсанты

в

 

зависимости

 

от

 

спе

-

циальности

 

или

 

направления

 

подготовки

обучаются

в

 

том

 

числе

на

 

при

-

мерах

являющихся

 

элементами

 

отчетности

 

по

 

деятельности

 

некоторых

 

служб

 

УИС

 

и

 

ОВД

При

 

изучении

 

темы

  Â«

Системы

 

управления

 

базами

 

данных

» 

практические

 

занятия

 

построены

 

на

 

решении

 

задачи

 

формирова

-

ния

 

и

 

сопровождения

 

базы

 

кадрового

 

учета

 

сотрудников

Список

 

этих

 

примеров

 

можно

 

продолжить

Таким

 

образом

учет

 

профиля

 

подготовки

 

специалистов

 (

бакалавров

при

 

отборе

 

содержания

 

дисциплин

 

даже

 

одно

-

го

 

блока

 

имеет

 

свою

 

специфику

Важнейшим

 

моментом

 

при

 

подготовке

 

курсантов

 

является

 

взаимодей

-

ствие

 

общеинститутских

 

кафедр

 

с

 

выпускающими

 

кафедрами

Дело

 

в

 

том

что

 

кафедра

 

информатики

 

и

 

математики

 

не

 

комплектуется

 

и

 

не

 

должна

 

ком

-

плектоваться

 

профильными

 

специалистами

 (

психологами

инженерами

эко

-

номистами

 

и

 

т

.

д

.) 

в

 

соответствии

 

с

 

номенклатурой

 

реализуемых

 

институтом

 


background image

177

 

специальностей

 

и

 

направлений

которые

 

могли

 

бы

 

более

 

детально

 

помогать

 

в

 

установлении

 

содержательных

 

и

 

методологических

 

связей

 

дисциплин

 

с

 

общепрофессиональными

 

и

 

специальными

 

дисциплинами

Поэтому

 

именно

 

выпускающие

 

кафедры

 

могут

 

ориентировать

 

на

 

прикладную

 

направлен

-

ность

 

дисциплин

 

нашего

 

блока

участвовать

 

в

 

формировании

 

акцентов

 

изу

-

чения

 

той

 

или

 

иной

 

темы

Речь

 

идет

 

не

 

столько

 

о

 

конкретных

 

изучаемых

 

примерах

а

 

об

 

объемах

 

и

 

глубине

 

изучения

 

разделов

 

и

 

тем

То

 

есть

 

о

 

подго

-

товленности

 

обучающихся

 

к

 

восприятию

 

материала

 

по

 

общепрофессио

-

нальным

 

и

 

специальным

 

дисциплинам

их

 

способности

 

решать

 

предложен

-

ные

 

задачи

 

с

 

опорой

 

на

 

уже

 

полученные

 

знания

Заключительным

 

этапом

 

процесса

 

обучения

 

по

 

любой

 

дисциплине

 

является

 

контроль

 

знаний

По

 

аналогии

 

с

 

организацией

 

ЕГЭ

 

в

 

школе

в

 

ву

-

зы

 

также

 

постепенно

 

приходит

 

контроль

 

знаний

 

в

 

форме

 

тестирования

 

(

ФЭПО

АСТ

 

и

 

т

п

.). 

Как

 

отмечают

 

организаторы

 

тестирования

его

 

целью

 

является

 

независимая

 

оценка

 

уровня

 

знаний

степени

 

усвоения

 

материала

.  

Однако

 

при

 

работе

 

с

 

тестами

 

возникает

 

ряд

 

вопросов

 

и

 

проблем

Так

на

-

пример

по

 

поводу

 

объема

 

и

 

глубины

 

контролируемых

 

знаний

Авторы

 

тесто

-

вых

 

материалов

 

зачастую

 

никак

 

не

 

учитывают

 

тот

 

факт

что

 

упоминание

 

не

-

которого

 

раздела

 

в

 

государственном

 

образовательном

 

стандарте

 

не

 

может

 

однозначно

 

определять

 

уровень

 

изучения

 

и

 

глубину

 

знаний

которые

 

зависят

 

от

 

времени

 

и

 

целей

 

изучения

 

раздела

 

в

 

рамках

 

курса

.  

Далее

 

отметим

что

 

диагностические

 

тесты

 

должны

 

быть

 

направлены

 

на

 

определение

 

реального

 

уровня

 

знаний

 

обучающихся

а

 

на

 

самом

 

деле

проверяют

 

лишь

 

умение

 

решать

 

набор

 

частных

 

задач

Методика

 

препода

-

вания

 

дисциплины

 

путем

 

натаскивания

 

на

 

решение

 

конкретных

 

задач

 

пе

-

реходит

 

плавно

 

из

 

школы

 (

подготовка

 

к

 

ЕГЭ

в

 

вуз

Таким

 

образом

у

 

кур

-

санта

 

не

 

формируется

 

представления

 

о

 

методах

 

дисциплины

 

и

 

о

 

самом

 

предмете

 

в

 

целом

Следующие

 

проблемы

 

связаны

 

с

 

некорректной

 

формулировкой

 

во

-

просов

 

и

 

спорными

 

ответами

 

по

 

ряду

 

из

 

них

Нами

 

отмечено

что

 

в

 

тестах

 

по

 

математике

 

некорректных

 

заданий

 

не

 

содержалось

Но

 

по

 

информати

-

ке

а

 

особенно

 

по

 

концепциям

 

современного

 

естествознания

 

в

 

тестовых

 

заданиях

 

содержались

 

вопросы

 

с

 

неоднозначными

 

правильными

 

ответами

Таким

 

образом

обозначенные

 

проблемы

 

и

 

современные

 

тенденции

 

преподавания

 

дисциплин

 

естественнонаучного

 

блока

 

в

 

ведомственном

 

вузе

 

приводят

 

к

 

выводу

 

о

 

том

что

 

преподаватель

 

вуза

 

должен

 

обладать

 

высокой

 

квалификацией

 

и

 

определенными

 

методическими

 

навыками

позволяющи

-

ми

 

ему

 

сформировать

 

в

 

процессе

 

обучения

 

квалифицированного

 

выпускни

-

ка

-

специалиста

 (

бакалавра

), 

обладающего

 

необходимыми

 

знаниями

 

в

 

сво

-

ей

 

профессиональной

 

области

 

и

 

владеющего

 

умениями

 

их

 

комплексного

 

применения

то

 

есть

 

профессионально

-

компетентного

 

сотрудника

 


background image

178

 

И

.

В

Бочаров

,  

ученый

 

секретарь

 

ученого

 

совета

кандидат

 

исторических

 

наук

 

(

Пермский

 

институт

 

ФСИН

 

России

)  

 

Предпосылки

 

инновационного

 

развития

 

системы

 

подготовки

 

кадров

  

для

 

пенитенциарной

 

системы

 

России

 

 

Система

 

ведомственного

 

профессионального

 

образования

 

Федеральной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

предназначенная

 

для

 

обеспечения

 

потребно

-

стей

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

в

 

квалифицированных

 

кадрах

при

 

всей

 

своей

 

специфичности

является

 

составной

 

частью

 

системы

 

профессио

-

нального

 

образования

 

Российской

 

Федерации

Развитие

 

системы

 

определяет

-

ся

 

сложным

 

комплексом

 

универсальных

 

и

 

специфических

 

предпосылок

К

 

первой

 

группе

 

универсальных

 

предпосылок

 

относятся

 

все

   

совре

-

менные

 Â«

вызовы

 

истории

» 

начала

 XXI 

века

,  

цивилизационные

 

и

 

общеми

-

ровые

 

процессы

 

становления

 

постиндустриального

 

информационного

 

об

-

щества

глобализации

развития

 

мировой

 

экономики

 

т

.

д

Наиболее

 

оче

-

видный

 

тренд

 

развития

задаваемый

 

этой

 

группой

 

для

 

отечественной

 

сис

-

темы

 

высшего

 

профессионального

 

образования

 â€“ 

Болонский

 

процесс

Стратегические

 

направления

 

развития

 

инноваций

которые

 

характерны

 

не

 

только

 

для

 

отечественной

 

системы

 

образования

но

 

и

 

для

 

мирового

 

обра

-

зовательного

 

пространства

– 

повышение

 

доступности

 

образования

 

и

 

академической

 

мобильности

– 

подготовка

 

специалистов

востребованных

 

на

 

глобальном

 

рынке

 

труда

– 

переход

 

к

 

многоуровневой

 

системе

 

высшего

 

образования

обеспечи

-

вающей

 

эквивалентность

 

дипломов

 

на

 

европейском

 

пространстве

– 

создание

 

возможности

 

обучения

 

в

 

течение

 

всей

 

жизни

К

 

этой

 

же

 

группе

 

универсальных

 

предпосылок

 

следует

 

отнести

 

оче

-

редную

 

волну

 

модернизации

 

России

как

 

минимум

четвертую

 

попытку

 

мощным

 

рывком

 

догнать

 

западноевропейскую

 

цивилизацию

При

 

всех

 

сомнительных

 

успехах

 

первых

 

трех

 

модернизационных

 

стартов

  (

петров

-

ские

 

насильственные

 

преобразования

догоняющая

 

модернизация

 

Витте

-

Столыпина

завершившаяся

 

социальной

 

катастрофой

 1917 

г

.; 

социалисти

-

ческая

 

модернизация

 

советского

 

периода

 

со

 

всеми

 

достижениями

 

и

 

жерт

-

вами

очевидно

что

 

ни

 

один

 

российский

 

вуз

 

не

 

может

 

остаться

 

в

 

стороне

 

от

 

процессов

 

становления

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

инновационной

 

эко

-

номики

 

знаний

правового

 

государства

 

и

 

гражданского

 

общества

гло

-

бальной

 

конкуренции

 

и

 

информационной

 

открытости

1

.  

                                                 

1

 

См

.: 

Строгецкая

 

Е

.

В

.

 

Идея

 

и

 

миссия

 

современного

 

университета

 // 

Вопросы

 

образования

. 2009. 

№

 4.  


background image

179

 

Важнейшая

 

миссия

 

профессионального

 

образования

 

в

 

условиях

 

провоз

-

глашенного

 

руководством

 

страны

 

модернизационного

 

рывка

 - 

повышение

 

инвестиционной

 

привлекательности

 

России

обеспечение

 

конкурентноспо

-

собности

 

выпускников

 

на

 

рынке

 

труда

актуализация

 

понимания

 

образования

 

как

 

важнейшего

 

социального

 

лифта

 

на

 

основе

 

концепции

 

роста

 

человеческо

-

го

 

капитала

Адекватное

 

реагирование

 

на

 

общецивилизационные

 

процессы

прежде

 

всего

требует

 

переосмысения

 

самой

 

сути

 

образования

ответа

 

на

 

во

-

прос

 

о

 

цели

 

образования

 â€“ «

ради

 

чего

 

мы

 

учим

?»

1

Изменение

 

роли

 

высшего

 

образования

 

в

 

формировании

 

развитого

 

конкурентоспособного

 

на

 

мировом

 

рынке

 

общества

 

обусловило

 

большую

 

часть

 

происходящих

 

в

 

высшем

 

образо

-

вании

 

России

 

инновационных

 

процессов

Результатом

 

образования

 

должно

 

стать

 

не

 

только

 

значительное

 

увеличение

 

человеческого

 

капитала

 

выпускни

-

ков

 

на

 

основе

 

компетентностного

 

подхода

но

 

и

 

возможность

 

его

 

последую

-

щей

 

конвертации

 

в

 

карьеру

доходы

достойный

 

уровень

 

жизни

 

и

 

т

.

д

К

 

этому

 

уровню

 

ориентиров

 

инновационного

 

процесса

проявляю

-

щихся

 

в

 

деятельности

 

непосредственного

 

самого

 

высшего

 

учебного

 

заве

-

дения

можно

 

отнести

 

следующие

 

направления

 

инновационного

 

развития

– 

создание

 

эффективных

 

систем

 

менеджмента

 

качества

в

 

соответст

-

вии

 

с

 

требованиями

 

мировых

 

и

 

европейских

 

стандартов

– 

использование

 

информационных

 

технологий

– 

модернизация

 

технической

 

и

 

учебной

 

базы

которая

 

позволит

 

реали

-

зовать

 

учебный

 

процесс

 

на

 

основе

 

достижений

 

научной

 

и

 

производствен

-

ной

 

сфер

– 

реализация

 

гибкого

 

образовательного

 

процесса

позволяющего

 

го

-

товить

 

кадры

востребованные

 

на

 

рынке

 

труда

Переход

 

от

  Â«

знаниецентрированной

» 

системы

 

образования

 

к

 

форми

-

рованию

 

профессиональных

 

и

 

личностных

 

компетентностей

 

становится

 

необходимым

хотя

 

и

 

вряд

 

ли

 

единственным

 

условием

 

адекватного

 

ответа

 

системы

 

образования

 

на

  Â«

вызовы

 

истории

». 

Сложность

 

реального

а

 

не

 

декларативного

 

освоения

 

компетентностного

 

подхода

 

определяется

 

целым

 

рядом

 

разноуровневых

 

факторов

очевидный

 

кризис

 

образования

 

в

 

Рос

-

сии

накладывающийся

 

на

 

мировой

 

кризис

 

образования

 

в

 

условиях

 

фор

-

мирования

 

информационного

 

постиндустриального

 

общества

несистем

-

ность

 

и

 

незаконченность

 

образовательного

 

реформирования

 

последних

 

30 

лет

отсутствие

 

консенсуса

 

в

 

педагогическом

 

сообществе

 

содержания

 

понятий

 Â«

компетенция

 

и

 

компетентность

», 

отсутствие

 

реальной

 

альтерна

-

тивы

 

явно

 

устаревшей

 

классно

-

урочной

  (

лекционно

-

семинарской

форме

 

образовательного

 

процесса

неготовность

 

большинства

 

вузовских

 

препо

-

давателей

 

к

 

работе

 

в

 

условиях

 

компетентностного

 

подхода

практически

 

                                                 

1

 

См

.: 

Новое

 

в

 

оценке

 

образовательных

 

результатов

международный

 

аспект

М

.: 

Просвещение

, 2007. 


background image

180

 

полное

 

отсутствие

 

понимания

как

 

оценивать

 

процесс

 

формирования

 

про

-

фессиональных

 

и

особенно

личностных

 

компетентностей

, – 

перечень

 

может

 

стать

 

бесконечным

Следующая

 

группа

 

предпосылок

 

развития

 

системы

 

профессионального

 

образования

 

связана

 

с

 

ведомственным

 

характером

 

вузов

 

ФСИН

и

 

определя

-

ется

 

реформированием

 

пенитенциарной

 

системы

 

России

 

в

 

соответствии

 

с

 

Концепцией

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Феде

-

рации

 

до

 2020 

года

Должно

 

произойти

 

кардинальное

 

изменение

 

всей

 

систе

-

мы

 

из

 

карательного

 

института

 

тоталитарного

 

государства

 

в

 

реальный

 

пени

-

тенциарный

 

механизм

 

исправления

 

и

 

ресоциализации

эффективный

 

инст

-

румент

 

обеспечения

 

прав

 

человека

 

в

 

самом

 

широком

 

смысле

 

этого

 

словосо

-

четания

 

в

 

соответствии

 

с

 

международными

 

стандартами

.  

Высшие

 

учебные

 

заведения

 

ФСИН

 

России

 

решают

 

задачу

 

подготовки

 

квалифицированных

 

специалистов

 

для

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

владеющих

 

необходимыми

 

профессиональными

 

и

 

личностными

 

компетент

-

ностями

например

умение

 

работать

 

с

 

высокотехнологичными

 

комплексами

 

современных

 

инженерно

-

технических

 

средств

 

охраны

 

и

 

наблюдения

готов

-

ность

 

к

 

эффективному

 

выполнению

 

своих

 

профессиональных

 

обязанностей

 

с

 

безусловным

 

соблюдением

 

прав

 

человека

 

и

 

международных

 

пенитенциар

-

ных

 

стандартов

 

и

 

правил

Концепцией

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

определены

 

основные

 

направ

-

ления

 

ее

 

реализации

в

 

том

 

числе

 

в

 

части

 

кадрового

 

обеспечения

 

и

 

проведе

-

ния

 

комплекса

 

мероприятий

 

по

 

дальнейшему

 

развитию

 

структуры

 

профес

-

сионального

 

образования

 

работников

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

а

 

также

 

совершенствованию

 

их

 

специальной

 

подготовки

 

за

 

счет

 

максимально

-

го

 

приближения

 

содержания

 

программ

 

обучения

 

к

 

реальным

 

условиям

 

опе

-

ративно

-

служебной

 

деятельности

улучшения

 

методического

 

обеспечения

 

и

 

условий

 

проведения

 

занятий

В

 

решении

 

коллегии

 

Федеральной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

 

«

О

 

состоянии

 

профессионального

 

обучения

 

личного

 

состава

 

и

 

задачах

 

по

 

реализации

 

положений

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

» 

от

 7 

июня

 2011 

года

 

№

 349 

было

 

сформулировано

 

несколько

 

задач

 

в

 

этом

 

направлении

.  

В

 

частности

в

 

целях

 

подготовки

 

работников

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

владеющих

 

новейшими

 

методиками

 

и

 

техноло

-

гиями

в

 

том

 

числе

 

и

 

навыками

 

работы

 

с

 

телекоммуникационными

 

систе

-

мами

разработать

 

образовательные

 

программы

 

в

 

соответствии

 

с

 

требова

-

ниями

 

федеральных

 

государственных

 

образовательных

 

стандартов

пре

-

дусмотрев

 

увеличение

 

доли

 

практических

 

занятий

 

по

 

специализации

а

 

также

 

занятий

 

в

 

интерактивных

 

формах

.  

Также

 

ставится

 

задача

 

организации

 

взаимодействия

 

с

 

профильными

 

структурными

 

подразделениями

 

ФСИН

 

России

 

по

 

насыщению

 

учебныÑ