ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171

 

ях

 

и

 

о

 

защите

 

информации

». 

Информация

 â€“ 

сведения

 (

сообщения

данные

независимо

 

от

 

формы

 

их

 

представления

Такая

 

формулировка

 

универ

-

сальна

 

так

как

 

включает

 

любые

 

сведения

 

о

 

ком

-

либо

 

или

 

о

 

чем

-

либо

по

-

лучаемые

 

из

 

любого

 

источника

 

в

 

любой

 

форме

 (

письменной

устной

ви

-

зуальной

 

и

 

т

.

п

.). 

В

 

ней

 

сведения

 

понимаются

 

как

 

реальные

 

объекты

 

соци

-

альной

 

жизни

лица

предметы

факты

события

явления

процессы

Эти

 

сведения

 

могут

 

служить

 

и

 

объектом

 

познания

и

 

ресурсом

 

пополнения

 

информационной

 

базы

с

 

одной

 

стороны

сведения

 

могут

 

быть

 

получены

 

в

 

результате

 

исследования

 

окружающей

 

действительности

 

и

 

приобщены

 

к

 

уже

 

существующей

 

объективной

 

системе

 

знаний

а

 

с

 

другой

 â€“ 

быть

 

объек

-

том

 

поиска

1

Таким

 

образом

к

 

источникам

 

информации

 

могут

 

быть

 

отнесены

 

све

-

дения

полученные

 

по

 

техническим

 

каналам

 

связи

 

от

 

систем

 

видеонаблю

-

дения

мониторинговых

 

систем

 

и

 

таких

как

 

ГЛОНАСС

.  

Поскольку

 

сведения

полученные

 

через

 

ГЛОНАСС

способны

 

быстро

 

и

 

своевременно

 

влиять

 

на

 

течение

 

событий

 

и

 

принятие

 

по

 

ним

 

управлен

-

ческих

 

решений

справедливо

 

отнести

 

эти

 

сведения

 

к

 

источникам

 

опера

-

тивной

 

информации

Кроме

 

того

отнесение

 

рассматриваемых

 

данных

 

к

 

такому

 

виду

 

информации

 

возможно

 

в

 

силу

 

того

что

 

они

 

соответствуют

 

и

 

другим

 

требованиям

 

к

 

оперативной

 

информации

предъявляемым

 

в

 

право

-

охранительной

 

деятельности

а

 

именно

 

оперативная

 

информация

 

должна

 

быть

комплексной

обеспечивающей

 

изучение

 

объекта

 

во

 

всем

 

многооб

-

разии

 

его

 

проявлений

 

и

 

взаимосвязей

релевантной

т

.

е

непосредственно

 

относиться

 

к

 

объекту

 

изучения

репрезентативной

т

.

е

отражать

 

все

 

ос

-

новные

 

характеристики

 

изучаемой

 

совокупности

 

явлений

объективной

проверенной

 

и

 

достоверной

2

Государственному

 

управлению

 

как

 

особому

 

виду

 

социального

 

управления

 

в

 

наибольшей

 

степени

 

присущи

 

разветвленные

 

сети

 

ин

-

формационных

 

потоков

проходящих

 

и

 

от

 

субъектов

 

к

 

объектам

 

управ

-

ления

  (

по

 

каналам

 

прямой

 

связи

), 

и

 

от

 

объектов

 

к

 

субъектам

 

управле

-

ния

  (

по

 

каналам

 

обратной

 

связи

). 

Неучет

 

субъектом

 

государственного

 

управления

 

хотя

 

бы

 

одной

 

части

 

информации

которая

 

поступает

 

или

 

должна

 

поступать

 

к

 

нему

ее

 

недооценка

 

и

 

недостаточный

 

анализ

 

при

-

водят

 

к

 

выработке

 

неоптимальных

 

управленческих

 

решений

 

и

 

неэф

-

фективности

 

процесса

 

управления

3

Анализ

 

современного

 

состояния

 

                                                 

1

 

См

.: 

Чмырев

 

С

.

Н

Информационное

 

обеспечение

 

административной

 

деятельно

-

сти

 

органов

 

внутренних

 

дел

 // 

Административное

 

право

 

и

 

процесс

. 2008. 

№

 6. 

2

 

См

.: 

Аврутин

 

Ю

.

Е

., 

Александров

 

А

.

И

., 

Артамонов

 

В

.

С

и

 

др

Основы

 

управле

-

ния

 

в

 

органах

 

внутренних

 

дел

учебник

 / 

под

 

общ

ред

В

.

П

Сальникова

М

., 2002. 

С

. 108–109. 

3

 

См

.: 

Россинский

 

Б

.

В

.

 

О

 

предмете

 

административного

 

права

 // 

Административ

-

ное

 

право

теория

 

и

 

практика

М

., 2002. 

С

. 41. 


background image

172

 

информационного

 

обеспечения

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

позволяет

 

вы

-

делить

 

следующие

 

факторы

снижающие

 

эффективность

 

управления

низкая

 

скорость

 

обработки

 

данных

приводящая

 

к

 

тому

что

 

отслежи

-

вание

 

изменений

 

текущей

 

обстановки

 

происходит

 

с

 

большим

 

опозда

-

нием

невозможность

 

полного

 

удовлетворения

 

постоянно

 

растущих

 

по

-

требностей

 

в

 

информации

 

за

 

счет

 

увеличения

 

штатной

 

численности

недостаточные

 

возможности

 

традиционных

 

средств

 

автоматизации

 

бы

-

стро

 

осуществлять

 

выборку

 

необходимой

 

части

 

неструктурированной

 

информации

усложнение

 

основной

 

управленческой

 

деятельности

 

из

-

за

 

перегрузки

 

излишней

 

информацией

не

 

соответствующей

 

кругу

 

задач

 

управления

многократное

 

неоправданное

 

дублирование

 

обработки

 

од

-

них

 

и

 

тех

 

же

 

данных

раздробленность

разобщенность

 

информации

недостаточное

 

правовое

 

регулирование

 

вопросов

 

обеспечения

 

инфор

-

мационной

 

безопасности

недостаточное

 

количество

 

специалистов

 

в

 

сфере

 

информационного

 

обеспечения

отсутствие

 

единой

 

технической

 

политики

неразвитость

 

информационной

 

инфраструктуры

распро

-

странение

 

дезинформации

непредоставление

 

или

 

неполное

 

предостав

-

ление

 

общедоступной

 

информации

утечка

 

служебной

 

информации

 

ог

-

раниченного

 

распространения

 

и

 

информации

составляющей

 

государ

-

ственную

 

тайну

1

Объективное

 

существование

 

перечисленных

 

факторов

 

и

 

специфика

 

правоохранительной

 

деятельности

направленной

 

на

 

обеспечение

 

всех

 

ви

-

дов

 

безопасности

  (

национальной

общественной

 

и

 

личной

в

 

государстве

 

обязывает

 

обладателя

 

информации

 (

в

 

данном

 

случае

 

МВД

ФСИН

 

и

 

дру

-

гие

 

органы

 

внутренних

 

дел

): 

– 

предотвращать

 

несанкционированный

 

доступ

 

к

 

информации

 

и

 (

или

передачи

 

ее

 

лицам

не

 

имеющим

 

права

 

на

 

доступ

 

к

 

информации

– 

своевременно

 

обнаруживать

 

факты

 

несанкционированного

 

доступа

 

к

 

информации

– 

предупреждать

 

возможность

 

наступления

 

неблагоприятных

 

послед

-

ствий

 

нарушения

 

порядка

 

доступа

 

к

 

информации

– 

не

 

допускать

 

воздействия

 

на

 

технические

 

средства

 

обработки

 

ин

-

формации

в

 

результате

 

которого

 

нарушается

 

их

 

функционирование

– 

незамедлительно

 

восстанавливать

 

информацию

модифициро

-

ванную

 

или

 

уничтоженную

 

вследствие

 

несанкционированного

 

доступа

 

к

 

ней

                                                 

1

 

См

.: 

Борботько

 

М

.

А

.

 

Тенденции

 

совершенствования

 

информационного

 

обес

-

печения

 

органов

 

управления

 // 

Новые

 

информационные

 

технологии

 

в

 

практике

 

рабо

-

ты

 

правоохранительных

 

органов

материалы

 

Междунар

науч

.-

практ

конф

СПб

., 

1998. 

С

. 78–79; 

Одинцов

 

А

.

И

.

 

Некоторые

 

проблемы

 

обеспечения

 

информационной

 

безопасности

 

учреждений

 

и

 

органов

 

федеральной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

 // 

Уголовно

-

исполнительная

 

система

право

экономика

управление

. 2008. 

№

 4. 


background image

173

 

– 

постоянный

 

контролировать

 

уровень

 

обеспечения

 

защищенности

 

информации

1

В

 

этой

 

связи

 

нельзя

 

не

 

отметить

что

 

большинство

 

из

 

перечисленных

 

факторов

 

и

 

задач

решение

 

которых

 

направлено

 

на

 

их

 

нейтрализацию

 

и

 

устранение

потеряют

 

свою

 

актуальность

 

с

 

момента

 

полноценного

 

функ

-

ционирования

 

и

 

внедрения

 

ГЛОНАСС

С

 

другой

 

стороны

 

появление

 

таких

 

принципиально

 

новых

 

источников

 

информации

стремительное

 

развитие

 

информационных

 

технологий

их

 

активное

 

внедрение

 

в

 

сферу

 

государственного

 

управления

 

и

 

правоохрани

-

тельную

 

деятельность

 

влекут

 

необходимость

 

дальнейшего

 

совершенство

-

вания

 

информационного

 

обеспечения

 

органов

 

внутренних

 

дел

предъявляя

 

в

 

то

 

же

 

время

 

повышенные

 

требования

 

к

 

обеспечению

 

информационной

 

безопасности

Защита

 

государственных

 

информационных

 

ресурсов

частью

 

которых

 

являются

 

информационные

 

ресурсы

 

ГЛОНАСС

от

 

несанкционированно

-

го

 

доступа

 

рассматривается

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

составляющих

 

реализа

-

ции

 

Стратегии

 

национальной

 

безопасности

 

Российской

 

Федерации

 

до

 

2020 

года

В

 

доктрине

 

информационной

 

безопасности

 

Российской

 

Федерации

 

информационная

 

сфера

 

рассматривается

 

в

 

качестве

 

системообразующе

-

го

 

фактора

 

жизни

 

общества

активно

 

влияющего

 

на

 

состояние

 

полити

-

ческой

экономической

оборонной

 

и

 

других

 

составляющих

 

безопасно

-

сти

 

Российской

 

Федерации

под

 

которой

 

понимается

 

состояние

 

защи

-

щенности

 

ее

 

национальных

 

интересов

 

в

 

информационной

 

сфере

опре

-

деляющихся

 

совокупностью

 

сбалансированных

 

интересов

 

личности

общества

 

и

 

государства

Применительно

 

к

 

сфере

 

деятельности

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

информационная

 

безопасность

 

представляет

 

собой

 Â«

со

-

стояние

 

защищенности

 

информационной

 

среды

соответствующей

 

инте

-

ресам

 

ОВД

при

 

котором

 

обеспечиваются

 

их

 

формирование

использо

-

вание

 

и

 

возможность

 

развития

независимо

 

от

 

воздействия

 

внутренних

 

и

 

внешних

 

угроз

»

2

Защита

 

информационной

 

сферы

 

подразумевает

 

осуществление

 

ком

-

плекса

 

организационных

 

и

 

правовых

 

мер

направленных

 

на

 

сохранение

 

конфиденциальной

 

информации

 

от

 

неправомерного

 

и

 

несанкционирован

-

ного

 

доступа

3

                                                 

1

 

См

.: 

Сизов

 

А

.

В

Неправомерный

 

доступ

 

к

 

компьютерной

 

информации

практика

 

правоприменения

 // 

Информационное

 

право

. 2009. 

№

 1. 

2

 

Фискун

 

Ю

.

А

.

 

Государственно

-

правовые

 

основы

 

информационной

 

безопасности

 

в

 

органах

 

внутренних

 

дел

дис

. ... 

канд

юрид

наук

М

., 2001. 

С

. 10. 

3

 

См

.: 

Кленов

 

С

.

Н

.

 

Организационно

-

правовые

 

основы

 

защиты

 

информации

 

в

 

уч

-

реждениях

 

и

 

органах

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

автореф

дис

. ... 

канд

юрид

наук

Рязань

, 2002. 

С

. 17. 


background image

174

 

Использование

 

источников

 

информации

 

имеет

 

правовые

 

гарантии

содержащиеся

 

в

 

информационном

 

законодательстве

в

 

частности

 

в

 

Феде

-

ральном

 

законе

 

от

 27 

июля

 2006 

г

№

 149-

ФЗ

 Â«

Об

 

информации

информа

-

ционных

 

технологиях

 

и

 

защите

 

информации

», 

Федеральном

 

законе

 

от

 

27 

июля

 2006 

г

№

 152-

ФЗ

 Â«

О

 

персональных

 

данных

» 

и

 

Федеральный

 

за

-

кон

 

от

 27 

декабря

 2009 

г

№

 363-

ФЗ

 Â«

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

статьи

 19 

и

 

25 

Федерального

 

закона

  Â«

О

 

персональных

 

данных

» 

и

 

др

Основными

 

принципами

 

формирования

 

организационно

-

правового

 

обеспечения

 

защи

-

ты

 

информации

 

являются

– 

обязательность

 

соблюдения

 

норм

 

и

 

правил

 

защиты

 

информации

 

всеми

 

лицами

имеющими

 

отношение

 

к

 

защищаемой

 

и

 

конфиденциальной

 

информации

– 

нормативное

 

правовое

 

закрепление

 

всех

 

мер

 

ответственности

 

за

 

на

-

рушение

 

порядка

 

и

 

правил

 

защиты

 

информации

– 

придание

 

юридической

 

силы

 

всем

 

технико

-

математическим

 

реше

-

ниям

 

в

 

области

 

организационно

-

правового

 

обеспечения

 

защиты

 

информа

-

ции

– 

процессуальное

 

оформление

 

процедур

 

разрешения

 

ситуаций

скла

-

дывающихся

 

при

 

обеспечении

 

информационной

 

безопасности

 

и

 

защите

 

информации

1

В

 

соответствии

 

с

 

российским

 

законодательством

 

к

 

источникам

ме

-

тодам

 

и

 

средствам

 

информационной

 

деятельности

 

органов

 

государст

-

венной

 

власти

в

 

том

 

числе

 

правоохранительных

 

относятся

государст

-

венные

 

информационные

 

ресурсы

информационные

 

технологии

ин

-

формационные

 

системы

 

и

 

информационно

-

телекоммуникационные

 

се

-

ти

Их

 

правовое

 

закрепление

 

закладывает

 

прочный

 

фундамент

 

в

 

реше

-

нии

 

таких

 

вопросов

как

во

-

первых

информационное

 

обеспечение

 

функционирования

 

самого

 

органа

 

власти

во

-

вторых

эффективное

 

меж

-

ведомственное

 

информационное

 

взаимодействие

 

и

в

-

третьих

взаимо

-

действие

 

с

 

гражданами

В

 

связи

 

с

 

этим

 

представляется

 

необходимым

 

на

 

законодательном

 

уровне

 

закрепить

 

сведения

 

и

 

данные

получаемые

 

через

 

систему

 

ГЛОНАСС

в

 

качестве

 

источников

 

информации

 

 
 
 
 

                                                 

1

 

См

.: 

Аксенов

 

С

.

Г

.

 

Организационно

-

правовые

 

основы

 

обеспечения

 

информаци

-

онной

 

безопасности

 

органов

 

государственной

 

власти

 // 

Безопасность

 

бизнеса

. 2008. 

№

 3. 


background image

175

 

А

.

А

Бабкин

,  

начальник

 

кафедры

 

информатики

 

и

 

математики

кандидат

 

педагогических

 

наук

О

.

А

Панфилова

,  

заместитель

 

начальника

 

кафедры

 

информатики

 

и

 

математики

кандидат

 

технических

 

наук

В

.

А

Савельева

,  

старший

 

преподаватель

 

кафедры

 

информатики

 

и

 

математики

кандидат

 

биологических

 

наук

Д

.

В

Сергеева

,  

преподаватель

 

кафедры

 

информатики

 

и

 

математики

Е

.

Е

Филиппова

,  

старший

 

преподаватель

 

кафедры

 

информатики

 

и

 

математики

,  

кандидат

 

физико

-

математических

 

наук

 

(

Вологодский

 

институт

 

права

 

и

 

экономики

 

ФСИН

 

России

 

Некоторые

 

вопросы

 

преподавания

 

дисциплин

  

естественнонаучного

 

цикла

 

в

 

ведомственном

 

вузе

 

 

Блок

 

естественнонаучных

 

дисциплин

 

для

 

непрофильных

 

специально

-

стей

 

включает

 

в

 

себя

 

математику

информатику

информационные

 

техно

-

логии

концепции

 

современного

 

естествознания

Предметы

 

эти

 

не

 

являют

-

ся

 

ведущими

 

ни

 

для

 

одной

 

из

 

специальностей

 

и

 

направлений

 

подготовки

реализуемых

 

в

 

настоящее

 

время

 

в

 

Вологодском

 

институте

 

права

 

и

 

эконо

-

мики

тем

 

не

 

менее

 

они

 

оказывают

 

существенное

 

влияние

 

на

 

процесс

 

обу

-

чения

приобретение

 

профессиональных

 

навыков

становление

 

личност

-

ных

 

качеств

 

и

 

мировоззрение

 

курсантов

Многие

 

методы

 

естественнона

-

учных

 

дисциплин

 

находят

 

широкое

 

применение

как

 

в

 

профессиональной

так

 

и

 

в

 

производственной

 

деятельности

 

будущего

 

специалиста

  (

бакалав

-

ра

). 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

актуален

 

вопрос

каковы

 

особенности

тенденции

 

и

 

со

-

временные

 

проблемы

возникающие

 

при

 

преподавании

 

названных

 

дисци

-

плин

 

в

 

высших

 

ведомственных

 

учебных

 

заведениях

Отметим

что

 

в

 

соот

-

ветствии

 

со

 

спецификой

 

нашего

 

вуза

который

 

готовит

 

кадры

 

для

 

Феде

-

ральной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

 

и

 

других

 

правоохранительных

 

ор

-

ганов

 (

МВД

МЧС

), 

необходимо

 

учитывать

 

не

 

только

 

профессиональную

 

направленность

но

 

и

 

деятельность

 

по

 

служебной

 

линии

Дисциплины

 

данного

 

блока

 

изучаются

 

на

 

младших

 

курсах

когда

 

курсанты

 

о

 

своей

 

бу

-

дущей

 

деятельности

 

имеют

 

довольно

 

расплывчатое

 

представление

В

 

то

 

же

 

время

 

эти

 

дисциплины

 

лишь

 

частично

 

выходят

 

непосредственно

 

на

 

специализацию

что

 

создает

 

некоторые

 

трудности

 

для

 

преподавателя

 

и

 

курсанта

 

в

 

формулировании

 

и

 

понимании

 

прикладной

 

значимости

 

той

 

или

 

иной

 

темы

.