ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

 

лами

 

внутреннего

 

распорядка

 

в

 

общежитиях

специально

 

предназначенных

 

для

 

проживания

 

условно

 

осужденных

 

к

 

лишению

 

свободы

 

с

 

обязательным

 

привлечением

 

к

 

труду

 

или

 

условно

 

освобожденных

 

из

 

мест

 

лишения

 

свобо

-

ды

 

с

 

обязательным

 

привлечением

 

к

 

труду

утвержденными

 

приказом

 

МВД

 

СССР

 

от

 14 

декабря

 1982 

г

№

 410, 

а

 

также

 

Положением

 

об

 

общежитиях

 

для

 

данной

 

категории

 

осужденных

утвержденным

 

приказом

 

МВД

 

СССР

 

№

 24 

от

 9 

февраля

 1983 

г

Общежития

предназначенные

 

для

 

проживания

 

условно

 

осужденных

 

либо

 

условно

 

освобожденных

оборудовались

 

в

 

отдельных

 

зда

-

ниях

 

или

 

специальных

 

городках

Размещение

 

в

 

одном

 

общежитии

 

поднад

-

зорных

 

разного

 

пола

 

не

 

допускалось

Общежития

 

должны

 

быть

 

обеспечены

 

жилыми

культурно

-

бытовыми

 

и

 

служебными

 

помещениями

В

 

общежитиях

 

устанавливалась

 

пропускная

 

система

оборудовались

 

контрольно

-

пропускные

 

пункты

где

 

осуществлялся

 

контроль

 

за

 

своевременностью

 

вы

-

хода

 

и

 

возвращения

 

поднадзорных

 

в

 

общежитие

Если

 

спецкомендатура

 

на

-

ходилась

 

в

 

отдельном

 

городке

то

 

территория

 

городка

 

ограждалась

 

забором

 

сплошного

 

заполнения

.  

Лица

условно

 

осужденные

 

к

 

лишению

 

свободы

 

с

 

обязательным

 

при

-

влечением

 

к

 

труду

 

и

 

условно

 

освобожденные

 

из

 

мест

 

лишения

 

свободы

 

с

 

обязательным

 

привлечением

 

к

 

труду

несли

 

обязанности

 

и

 

пользовались

 

правами

установленными

 

законодательством

 

для

 

граждан

 

СССР

со

 

сле

-

дующими

 

ограничениями

– 

во

-

первых

они

 

обязаны

 

работать

 

там

куда

 

будут

 

направлены

 

орга

-

нами

ведающими

 

исполнением

 

приговора

а

 

в

 

случае

 

производственной

 

необходимости

 

могут

 

переводиться

 

без

 

их

 

согласия

 

на

 

другую

 

работу

 

и

 

даже

 

в

 

другую

 

область

Эти

 

лица

 

обязаны

 

проживать

как

 

правило

в

 

спе

-

циально

 

предназначенных

 

для

 

них

 

общежитиях

пребывание

 

их

 

в

 

свобод

-

ное

 

от

 

работы

 

время

 

вне

 

общежития

 

допускалось

 

только

 

с

 

разрешения

 

спецкомендатуры

– 

во

-

вторых

им

 

запрещалось

 

в

 

период

 

обязательного

 

срока

 

работы

 

покидать

 

пределы

 

административного

 

района

 

по

 

месту

 

их

 

работы

 

без

 

специального

 

разрешения

 

администрации

 

спецкомендатуры

Поднад

-

зорные

 

должны

 

были

 

являться

 

в

 

спецкомендатуру

 

от

 

одного

 

до

 

четы

-

рех

 

раз

 

в

 

месяц

 

на

 

регистрацию

Периодичность

 

регистрации

 

устанав

-

ливалась

 

постановлением

 

начальника

 

спецкомендатуры

 

конкретно

 

в

 

отношении

 

каждого

 

осужденного

Порядок

 

осуществления

 

надзора

 

за

 

осужденными

 

определялся

 

инст

-

рукцией

объявленной

 

приказом

 

МВД

 

СССР

 

№

 410 

от

 14 

декабря

 1982 

г

Проводился

 

он

 

путем

 

проверок

 

их

 

поведения

 

на

 

производственных

 

объек

-

тах

 

и

 

в

 

общежитиях

а

 

также

 

за

 

пределами

 

общежития

В

 

отличие

 

от

 

принудительных

 

работ

предусмотренных

 

УК

 

РФ

дан

-

ные

 

меры

 

уголовно

-

правового

 

характера

 

не

 

были

 

сопряжены

 

с

 

удержа

-

ниями

 

из

 

заработной

 

платы

 

осужденных

Таким

 

образом

в

 

данной

 

части


background image

17

 

уголовное

 

законодательство

 

СССР

 

было

 

более

 

гуманным

чем

 

уголовное

 

законодательство

 

РФ

Условное

 

осуждение

 

к

 

лишению

 

свободы

 

с

 

обязательным

 

привлечени

-

ем

 

к

 

труду

 

и

 

условное

 

освобождение

 

из

 

мест

 

лишения

 

свободы

 

с

 

обяза

-

тельным

 

привлечением

 

к

 

труду

 

были

 

исключены

 

из

 

системы

 

мер

 

уголовно

-

правового

 

характера

 

в

 1993 

году

когда

 

был

 

принят

 

Закон

 

РФ

 

от

 18 

февраля

 

1993 

г

№

 4510-1 «

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

Уголовный

 

кодекс

 

РСФСР

Уголовно

-

процессуальный

 

кодекс

 

РСФСР

Исправительно

-

трудовой

 

кодекс

 

РСФСР

 

и

 

Закон

 

РСФСР

 Â«

О

 

милиции

»». 

Однако

 

уже

 

в

 1996 

году

 

Уголовный

 

кодекс

 

РФ

 

предусмотрел

 

новое

 

наказание

 â€“ 

ограничение

 

свободы

которое

 

по

 

своей

 

сути

 

дублировало

 

многие

 

положения

 

ранее

 

существовавших

 

ана

-

логичных

 

мер

О

 

необходимости

 

введения

 

самостоятельного

 

вида

 

уголов

-

ного

 

наказания

 â€“ 

ограничения

 

свободы

 

взамен

 

существовавшим

 

мерам

 

уго

-

ловно

-

правового

 

характера

 (

условное

 

осуждение

 

к

 

лишению

 

свободы

 

и

 

ус

-

ловное

 

освобождение

 

из

 

мест

 

лишения

 

свободы

 

с

 

обязательным

 

привлече

-

нием

 

к

 

труду

говорилось

 

еще

 

в

 80-

х

 

годах

 

прошлого

 

века

 

такими

 

учеными

как

 

Н

.

А

Стручков

А

.

В

Маслихин

 

и

 

др

.

1

  

Вместе

 

с

 

тем

 

введение

 

ограничения

 

свободы

 

оказалось

 

формаль

-

ным

так

 

как

 

прописанные

 

в

 1996 

г

нормы

регулирующие

 

назначение

 

и

 

исполнение

 

данного

 

наказания

не

 

действовали

Ограничение

 

свобо

-

ды

 

было

 

введено

 

в

 

действие

 

Федеральным

 

законом

 

от

 27 

декабря

 

2009 

г

№

 377-

ФЗ

  Â«

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

отдельные

 

законодатель

-

ные

 

акты

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

связи

 

с

 

введением

 

в

 

действие

 

поло

-

жений

 

Уголовного

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

Уголовно

-

исполнительного

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

 

о

 

наказании

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

», 

но

по

 

сути

это

 

было

 

уже

 

совсем

 

иным

 

наказа

-

нием

не

 

предусматривающем

 

принудительный

 

труд

 

и

 

содержание

 

осужденного

 

в

 

специализированном

 

учреждении

После

 

принятия

 

в

 2011 

г

Закона

 

№

 420 

в

 

Российской

 

Федерации

 

вве

-

дено

 

наказание

 Â«

принудительные

 

работы

». 

Многие

 

нормы

регулирующие

 

исполнение

 

принудительных

 

работ

 

дублируют

 

нормы

регулировавшие

 

исполнение

 

ограничения

 

свободы

 

до

 

приятия

 

Закона

 

№

 377-

ФЗ

.  

На

 

основании

 

ч

. 1 

ст

. 60.1 

УИК

 

РФ

 

осужденные

 

к

 

принудительным

 

ра

-

ботам

 

отбывают

 

наказание

 

в

 

специальных

 

учреждениях

 â€“ 

исправительных

 

центрах

При

 

этом

 

в

 

соответствии

 

с

 

п

. «

в

» 

ч

. 2 

ст

. 60.4 

УИК

 

РФ

 

осужденные

 

к

 

принудительным

 

работам

 

находятся

 

под

 

надзором

 

и

 

обязаны

 

постоянно

 

находиться

 

в

 

пределах

 

территории

 

исправительного

 

центра

 (

за

 

исключением

 

                                                 

1

 

См

.: 

Стручков

 

Н

.

А

Курс

 

исправительно

-

трудового

 

права

Проблемы

 

общей

 

части

М

., 1984. 

С

. 41; 

Маслихин

 

А

.

В

Дальнейшее

 

совершенствование

 

системы

 

нака

-

заний

не

 

связанных

 

с

 

лишением

 

свободы

 // 

Проблемы

 

юридической

 

ответственности

 

и

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

свете

 

Конституции

 

СССР

Рязань

, 1981. 

С

. 91–104.  


background image

18

 

случаев

предусмотренных

 

настоящим

 

Кодексом

), 

проживать

как

 

правило

в

 

специально

 

предназначенных

 

для

 

осужденных

 

общежитиях

не

 

покидать

 

их

 

в

 

ночное

 

и

 

нерабочее

 

время

выходные

 

и

 

праздничные

 

дни

 

без

 

разрешения

 

администрации

 

исправительного

 

центра

Одно

 

из

 

основных

 

отличий

 

прину

-

дительных

 

работ

 

от

 

ограничения

 

свободы

 

в

 

прежней

 

редакции

 

является

 

то

что

 

из

 

заработной

 

платы

 

осужденного

 

к

 

принудительным

 

работам

 

произво

-

дятся

 

удержания

 

в

 

доход

 

государства

 

в

 

размере

установленном

 

приговором

 

суда

и

 

в

 

пределах

 

от

 5 

до

 20 %. 

Согласно

 

ч

. 3 

ст

. 8 

Закона

 

№

 420 

положения

 

УК

 

РФ

УИК

 

РФ

 

в

 

части

 

принудительных

 

работ

 

применяются

 

с

 1 

января

 2013 

года

Законодатель

 

отложил

 

применение

 

принудительных

 

работ

 

на

 

полтора

 

года

 

для

 

подго

-

товки

 

соответствующей

 

нормативной

 

базы

прежде

 

всего

 

на

 

подзаконном

 

уровне

1

и

 

создания

 

необходимой

 

инфраструктуры

 

для

 

их

 

исполнения

Статья

 60.1 

УИК

 

РФ

 

предусматривает

 

три

 

варианта

 

отбывания

 

при

-

нудительных

 

работ

– 

в

 

специальных

 

учреждениях

 â€“ 

исправительных

 

центрах

располо

-

женных

 

в

 

пределах

 

территории

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

в

 

кото

-

ром

 

они

 

проживали

 

или

 

были

 

осуждены

– 

в

 

исправительных

 

центрах

расположенные

 

на

 

территории

 

другого

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

в

 

котором

 

имеются

 

условия

 

для

 

их

 

раз

-

мещения

  (

привлечения

 

к

 

труду

при

 

отсутствии

 

на

 

территории

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

 

по

 

месту

 

жительства

 

осужденного

 

или

 

по

 

месту

 

его

 

осуждения

 

исправительного

 

центра

 

или

 

невозможности

 

размещения

  (

при

-

влечения

 

к

 

труду

осужденных

 

в

 

имеющихся

 

исправительных

 

центрах

– 

в

 

изолированных

 

участках

функционирующих

 

как

 

исправительные

 

центры

при

 

исправительных

 

учреждениях

.  

Одной

 

из

 

основных

 

причин

по

 

которым

 

так

 

и

 

не

 

было

 

введено

 

в

 

дейст

-

вие

 

наказание

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

в

 

прежней

 

редакции

являлось

 

отсутствие

 

средств

 

для

 

строительства

 

исправительных

 

центров

 

во

 

всех

 

субъ

-

ектах

 

Российской

 

Федерации

Таким

 

образом

учитывая

 

предыдущий

 

опыт

высока

 

вероятность

 

того

 

что

как

 

минимум

на

 

первоначальном

 

этапе

 

осуж

-

денные

 

будут

 

отбывать

 

наказание

 

в

 

изолированных

 

участках

 

функциони

-

рующих

 

как

 

исправительные

 

центры

при

 

исправительных

 

учреждениях

Вряд

 

ли

 

можно

 

рассматривать

 

этот

 

вариант

 

в

 

качестве

 

оптимального

так

 

как

 

в

 

данном

 

случае

 

в

 

одном

 

учреждении

 

будут

 

отбывать

 

наказание

 

осужденные

 

к

 

лишению

 

свободы

 

и

 

осужденные

 

к

 

принудительным

 

работам

что

по

 

сути

противоречит

 

принципам

 

исполнения

 

уголовных

 

наказаний

                                                 

1

 

Например

, 25 

мая

 2012 

г

было

 

принято

 

Постановление

 

Правительства

 

Россий

-

ской

 

Федерации

 

№

 514 «

Об

 

утверждении

 

норм

 

обеспечения

 

одеждой

обувью

 

и

 

пита

-

нием

 

осужденных

 

к

 

принудительным

 

работам

 

при

 

отсутствии

 

у

 

них

 

собственных

 

средств

» // 

Рос

газ

. 2012. 1 

июня


background image

19

 

Еще

 

одной

 

проблемой

с

 

которой

 

обязательно

 

столкнется

 

правоприме

-

нитель

 

является

 

поиск

 

работы

 

для

 

осужденных

 

к

 

принудительным

 

работам

Одной

 

из

 

существенных

 

проблем

 

при

 

исполнении

 

наказания

 

в

 

виде

 

испра

-

вительных

 

работ

  (

данное

 

наказание

 

также

 

предусматривает

 

принудитель

-

ный

 

оплачиваемый

 

труд

 

осужденных

для

 

УИИ

 

является

 

трудоустройство

 

осужденных

Та

 

же

 

самая

 

проблема

 

ожидает

 

и

 

администрацию

 

исправи

-

тельных

 

центров

Даже

 

в

 

Советском

 

Союзе

 

с

 

его

 

плановой

 

экономикой

 

и

 

государственными

 

предприятиями

 

возникали

 

проблемы

   

с

 

трудоустройст

-

вом

 

и

 

низкой

 

заработной

 

платой

 

условно

 

осужденных

 

и

 

условно

 

освобож

-

денных

 

с

 

обязательным

 

привлечением

 

к

 

труду

1

.  

С

 1996 

г

введение

 

в

 

действие

 

наказаний

 

в

 

виде

 

обязательных

 

работ

ограничения

 

свободы

 

и

 

ареста

 

неоднократно

 

откладывалось

И

 

если

 

обя

-

зательные

 

работы

 

в

 2004 

г

были

 

введены

 

в

 

действие

то

 

ограничение

 

свободы

 

было

 

введено

 

в

 

действие

 

в

 2010 

г

в

 

совсем

 

ином

 

виде

чем

 

было

 

предусмотрено

 

изначально

Что

 

же

 

касается

 

уголовного

 

наказания

 

в

 

виде

 

ареста

то

 

по

 

прошествии

 

шестнадцати

 

лет

 

оно

 

так

 

и

 

не

 

введено

 

в

 

дейст

-

вие

Хочется

 

верить

что

 

та

 

же

 

участь

 

не

 

постигнет

 

наказание

 

в

 

виде

 

при

-

нудительных

 

работ

.  

 

О

.

П

Александрова

начальник

 

кафедры

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

  

и

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

кандидат

 

юридических

 

наук

доцент

Е

.

Ю

Бирюкова

старший

 

преподаватель

  

кафедры

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

  

и

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

О

.

Н

Бабинина

старший

 

преподаватель

  

кафедры

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

  

и

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

 

(

Псковский

 

юридический

 

институт

 

ФСИН

 

России

 

Некоторые

 

вопросы

возникающие

 

при

 

продлении

  

испытательного

 

срока

 

условно

 

осужденным

 

 

Изучив

 

и

 

проанализировав

 

материалы

полученные

 

из

 

отдельных

 

тер

-

риториальных

 

органов

 

ФСИН

 

России

коллектив

 

кафедры

 

уголовно

-

                                                 

1

 

См

.: 

Иванова

 

А

.

Т

., 

Артюх

 

А

.

Г

Характеристика

 

условно

 

осужденных

 

и

 

условно

 

освобожденных

состоящих

 

на

 

учете

 

спецкомендатур

М

., 1982. 

С

. 21; 

Советское

 

ис

-

правительно

-

трудовое

 

право

Особенная

 

часть

Рязань

, 1987. 

С

. 475. 


background image

20

 

исполнительного

 

права

 

и

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

 

Псковского

 

юридического

 

института

 

ФСИН

 

России

 

пришел

 

к

 

следующим

 

выводам

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2 

ст

. 74 

УК

 

РФ

 

одним

 

из

 

оснований

 

продления

 

испытательного

 

срока

 

осужденному

 

является

 

уклонение

 

от

 

исполнения

 

возложенных

 

на

 

него

 

судом

 

обязанностей

По

 

сути

уклонение

 

в

 

данном

 

случае

 

означает

 

неисполнение

 

тех

 

обязанностей

которые

 

возложены

 

на

 

условно

 

осужденного

 

судом

Конкретное

 

выражение

 

уклонения

 

определя

-

ется

 

в

 

зависимости

 

от

 

характера

 

возложенной

 

на

 

условно

 

осужденного

 

обязанности

.  

При

 

всей

 

ясности

 

и

 

лаконичности

 

законодательной

 

формулировки

не

 

оставляющей

 

на

 

первый

 

взгляд

 

сомнений

 

для

 

ее

 

единообразного

 

приме

-

нения

 

в

 

практике

 

ряде

 

регионов

 

Российской

 

Федерации

 

уголовно

-

исполнительные

 

инспекции

 

идут

 

по

 

пути

 

направления

 

в

 

суд

 

представле

-

ний

 

о

 

продлении

 

условно

 

осужденному

 

испытательного

 

срока

 

только

 

то

-

гда

когда

 

иные

 

меры

предусмотренные

 

законодательством

 (

профилакти

-

ческие

 

беседы

вынесение

 

предупреждения

 

о

 

возможности

 

отмены

 

услов

-

ного

 

осуждения

возложение

 

дополнительных

 

обязанностей

 â€“ 

ч

. 1 

и

 2 

ст

. 190 

УПК

 

РФ

), 

не

 

дали

 

положительного

 

результата

Так

в

 

ответе

 

неко

-

торых

 

судов

 

территориальным

 

органам

 

ФСИН

 

России

 

отмечено

что

 

их

 

отказы

 

в

 

удовлетворении

 

представлений

 

уголовно

-

исполнительных

 

ин

-

спекций

 

о

 

продлении

 

испытательного

 

срока

 

мотивируются

 

следующим

– 

во

-

первых

, «

продление

 

испытательного

 

срока

 

будет

 

являться

 

обос

-

нованным

 

и

 

необходимым

 

в

 

том

 

случае

если

 

вопрос

 

об

 

этом

 

разрешается

 

после

 

отбытия

 

осужденным

 

большей

 

части

 

установленного

 

приговором

 

испытательного

 

срока

 

и

 

по

 

делу

 

имеются

 

основания

 

полагать

что

 

приня

-

тые

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

 

к

 

лицу

 

меры

 

профилактическо

-

го

 

воздействия

 

не

 

принесли

 

должного

 

результата

этот

 

испытательный

 

срок

 

оказался

 

недостаточным

 

для

 

исправления

 

осужденного

»; 

– 

во

-

вторых

, «

у

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

 

достаточно

 

других

 

предусмотренных

 

законом

 

мер

 

и

 

полномочий

позволяющих

 

обес

-

печить

 

надлежащее

 

соблюдение

 

осужденным

 

условий

 

и

 

порядка

 

отбыва

-

ния

 

наказания

 

в

 

виде

 

условного

 

осуждения

Наличие

 

же

 

со

 

стороны

 

осуж

-

денного

 

нарушений

 

систематического

 

характера

при

 

неэффективности

 

письменных

 

предупреждений

является

 

основанием

 

для

 

постановки

 

во

-

проса

 

о

 

наложении

 

дополнительных

 

обязанностей

 

либо

 

об

 

отмене

 

услов

-

ного

 

осуждения

». 

Обратим

 

внимание

 

на

 

некоторые

 

неточности

 

и

 

противоречия

 

в

 

обо

-

значенных

 

выше

 

разъяснениях

В

 

соответствии

 

с

 

уголовным

 

законодательством

 

Российской

 

Федера

-

ции

 (

ст

. 44 

УК

 

РФ

условное

 

осуждение

 

является

 

не

 

наказанием

а

 

мерой

 

уголовно

-

правового

 

характера

На

 

уголовно

-

исполнительные

 

инспекции