ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

 

возложена

 

обязанность

 

не

  Â«

исполнять

 

наказание

 

в

 

виде

 

условного

 

осуж

-

дения

», 

а

 

осуществлять

 

контроль

 

за

 

поведением

 

условно

 

осужденного

 

в

 

течение

 

испытательного

 

срока

 (

ст

. 187 

УИК

 

РФ

). «

Наличие

 

же

 

со

 

стороны

 

осужденного

 

нарушений

 

систематического

 

характера

» 

является

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

ч

. 7 

ст

. 73, 

ч

. 3 

ст

. 74 

УК

 

РФ

ч

. 2 

и

 4 

ст

. 190 

УИК

 

РФ

 

основанием

 

для

  Â«

постановки

 

вопроса

» 

не

 

о

  Â«

наложении

 

дополнительных

 

обязанно

-

стей

», 

а

 

об

 

отмене

 

условного

 

осуждения

Причины

 

отсутствия

 

единообразия

 

при

 

толковании

 

законодательных

 

норм

 

о

 

продлении

 

испытательного

 

срока

 

при

 

условном

 

осуждении

 

и

 

не

-

достаточной

 

эффективности

 

их

 

применения

 

видятся

на

 

наш

 

взгляд

в

 

сле

-

дующем

– 

во

-

первых

налицо

 

противоречие

 

между

 

предписаниями

 

ч

. 2 

ст

. 74 

УК

 

РФ

 

и

 

ч

. 1 

ст

. 190 

УИК

 

РФ

Если

 

перечисленные

 

выше

 

обстоятельства

согласно

 

УК

 

РФ

являются

 

основаниями

 

для

 

продления

 

испытательного

 

срока

то

 

по

 

УИК

 

РФ

 

они

 

служат

 

основанием

 

для

 

вынесения

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

 

предупреждения

 

в

 

письменной

 

форме

 

о

 

воз

-

можности

 

отмены

 

условного

 

осуждения

В

 

данном

 

случае

 

должны

 

приме

-

няться

 

нормы

 

материального

 

права

то

 

есть

 

УК

 

РФ

а

 

УИК

 

РФ

 

следовало

 

бы

 

привести

 

в

 

соответствие

 

с

 

уголовным

 

законом

– 

во

-

вторых

необходимо

 

уточнить

что

 

представляет

 

собой

 

уклонение

 

от

 

исполнения

 

возложенных

 

судом

 

обязанностей

 (

ч

. 2 

ст

. 74 

УК

 

РФ

).  

Если

 

сравнивать

 

его

 

с

 

систематическим

 

неисполнением

 

обязанностей

 

(

ч

. 3 

ст

. 74 

УК

 

РФ

), 

то

 

разграничение

 

можно

 

проводить

 

по

 

качественной

 

или

 

количественной

 

сторонам

.  

Пленум

 

Верховного

 

Суда

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

постановлении

 

от

 11 

января

 2007 

г

№

 2 «

О

 

практике

 

назначения

 

судами

 

Российской

 

Федерации

 

уголовного

 

наказания

» (

в

 

ред

. 29.10.2009) 

под

 

систематичностью

 

понимает

 

совершение

 

запрещенных

 

или

 

невыполнение

 

предписанных

 

условно

 

осуж

-

денному

 

действий

 

более

 

двух

 

раз

 

в

 

течение

 

года

 

либо

 

продолжительное

 (

бо

-

лее

 30 

дней

неисполнение

 

обязанностей

возложенных

 

на

 

него

 

судом

Такое

 

же

 

определение

 

систематичности

 

содержится

 

в

 

ч

. 5 

ст

. 190 

УИК

 

РФ

При

 

таком

 

понимании

 

рассматриваемой

 

проблемы

 

оправданным

 

мо

-

жет

 

выглядеть

 

мнение

согласно

 

которому

 

под

 

уклонением

 

от

 

исполнения

 

возложенных

 

обязанностей

 

следует

 

понимать

 

хотя

 

бы

 

однократное

 

невы

-

полнение

 

условно

 

осужденным

 

любой

 

конкретной

 

обязанности

возло

-

женной

 

на

 

него

 

судом

Однако

 

невыполнение

 

условно

 

осужденным

 

воз

-

ложенной

 

на

 

него

 

обязанности

 

приобретает

 

правовое

 

значение

 

при

 

отсут

-

ствии

 

у

 

него

 

уважительных

 

причин

 

для

 

подобного

 

поведения

.  

Кроме

 

того

возникает

 

вопрос

 

по

 

поводу

 

трактовки

 

такой

 

категории

 

систематичности

как

 

продолжительное

  (

более

 30 

дней

неисполнение

 

обязанностей

В

 

данном

 

случае

 

разовое

но

 

продолжительное

 

неисполне

-

ние

 

является

 

сразу

 

систематическим

а

 

не

 

уклонением


background image

22

 

Эффективности

 

применения

 

законодательных

 

норм

 

об

 

условном

 

осу

-

ждении

 

не

 

способствует

 

и

 

судебная

 

практика

заключающаяся

 

в

 

том

что

 

суды

 

не

 

всегда

 

разъясняют

 

условно

 

осужденным

 

их

 

дальнейшие

 

действия

 

и

 

ответственность

Данное

 

обстоятельство

 

затрудняет

 

своевременную

 

по

-

становку

 

на

 

учет

 

осужденного

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

и

 

проведение

 

с

 

ним

 

первоначальной

  (

профилактической

беседы

Нередки

 

случаи

когда

 

условно

 

осужденный

 

после

 

получения

 

копии

 

приговора

 

су

-

да

 

не

 

знает

что

 

такое

 Â«

условное

 

осуждение

» 

и

 

какой

 

орган

 

должен

 

осуще

-

ствлять

 

за

 

ним

 

контроль

Однако

 

п

. 45 

ранее

 

упомянутого

 

постановления

 

Пленума

 

Верховного

 

Суда

 

Российской

 

Федерации

 

указывает

что

 

при

 

применении

 

условного

 

осуждения

 

после

 

провозглашения

 

приговора

 

пред

-

седательствующий

 

разъясняет

 

осужденному

 

значение

 

испытательного

 

срока

 

и

 

предупреждает

 

о

 

последствиях

 

совершения

 

им

 

в

 

течение

 

испыта

-

тельного

 

срока

 

нового

 

преступления

 

или

 

систематических

 

нарушений

 

об

-

щественного

 

порядка

  (

для

 

военнослужащих

 â€“ 

также

 

воинского

 

правопо

-

рядка

и

 

нарушения

 

возложенных

 

на

 

него

 

обязанностей

если

 

таковые

 

воз

-

лагались

Указанные

 

разъяснение

 

и

 

предупреждение

 

должны

 

быть

 

отра

-

жены

 

в

 

протоколе

 

судебного

 

заседания

Отметим

что

 

процесс

 

рассмотрения

 

и

 

разрешения

 

судом

 

вопросов

связанных

 

с

 

исполнением

 

приговора

осуществляется

 

в

 

соответствии

 

с

 

нормами

 

уголовно

-

процессуального

 

законодательства

 

Российской

 

Феде

-

рации

На

 

основании

 

ч

. 4 

ст

. 7 

УПК

 

РФ

 (

являющейся

 

нормой

-

принципом

все

 

решения

 

суда

 

должны

 

быть

 

законными

обоснованными

 

и

 

мотивиро

-

ванными

Мотивированность

 

решений

 

заключается

 

в

 

письменном

 

анализе

 

за

-

конности

 

или

 

незаконности

а

 

также

 

обоснованности

 

или

 

необоснованно

-

сти

 

принимаемых

 

процессуальных

 

решений

Поскольку

 

обоснованность

 

есть

 

требование

 

наличия

 

достаточных

 

данных

 

или

 

фактических

 

обстоя

-

тельств

указывающих

 

на

 

необходимость

 

принятия

 

соответствующих

 

ре

-

шений

мотивированное

 

решение

 â€“ 

лишь

 

то

в

 

котором

 

приводятся

 

эти

 

об

-

стоятельства

 

или

 

данные

С

 

учетом

 

изложенного

 

трудно

 

признать

 

законными

обоснованными

 

и

 

мотивированными

 

отказы

 

судов

 

в

 

удовлетворении

 

представлений

 

о

 

про

-

длении

 

испытательного

 

срока

 

на

 

основании

 

того

что

 

оно

 

внесено

  Â«

в

 

на

-

чальной

 

стадии

 

отбывания

 

осужденными

 

наказания

» 

и

 

необходимости

 

разрешения

 

данного

 

вопроса

 

только

  Â«

после

 

отбытия

 

осужденным

 

боль

-

шей

 

части

 

установленного

 

приговором

 

испытательного

 

срока

». 

В

 

ст

. 74 

УК

 

РФ

 

подобного

 

требования

 

не

 

содержится

Кроме

 

того

суды

 

не

 

конкре

-

тизирует

что

 

правоприменителю

 

понимать

 

под

 Â«

начальной

 

стадией

 

отбы

-

вания

 

осужденным

 

наказания

» 

и

 Â«

отбытием

 

большей

 

части

 

установленно

-

го

 

приговором

 

испытательного

 

срока

», 

не

 

приводит

 

ни

 

качественных

ни

 

количественных

 

характеристик

 Â«

самостоятельно

» 

вводимым

 

категориям


background image

23

 

Определяя

 

в

 

ч

. 2 

ст

. 74 

УК

 

РФ

ст

. 397 

и

 399 

УПК

 

РФ

 

суд

 

в

 

качестве

 

субъекта

 

разрешения

 

вопроса

 

о

 

продлении

 

испытательного

 

срока

 

при

 

ус

-

ловном

 

осуждении

законодатель

как

 

нам

 

представляется

не

 

лишает

 

уго

-

ловно

-

исполнительную

 

инспекцию

 

возможности

 

указать

 

в

 

своем

 

пред

-

ставлении

 

срок

 

такого

 

продления

мотивировав

 

его

Подобная

 

возмож

-

ность

 

может

 

оказать

 

содействие

 

в

 

применении

 

разумного

 

срока

необхо

-

димого

 

для

 

исправления

 

осужденного

с

 

учетом

 

его

 

личности

.  

Согласно

 

ч

. 5 

ст

. 73 

УК

 

РФ

 

суд

назначая

 

условное

 

осуждение

возлагает

 

на

 

осужденного

 

исполнение

 

определенных

 

обязанностей

список

 

которых

 

не

 

является

 

исчерпывающим

Однако

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

судебные

 

органы

 

при

 

вынесении

 

приговора

 

определяют

 Â«

максимальный

 

набор

» 

обязанностей

указанный

 

в

 

ч

. 5 

ст

. 73 

УК

 

РФ

что

 

ограничивает

 

возможности

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

в

 

применении

 

всего

 Â«

арсенала

» 

мер

 

воздействия

 

на

 

условно

 

осужденных

 

и

 

вызывает

 

необходимость

 

во

 

внесении

 

представле

-

ния

 

о

 

продлении

 

испытательного

 

срока

Нуждается

 

в

 

переработке

 

ч

. 3 

ст

. 190 

УИК

 

РФ

которая

 

предусматри

-

вает

 

наличие

 

достаточных

 

оснований

 

УИИ

 

для

 

направления

 

представле

-

ний

 

о

 

продлении

 

испытательного

 

срока

 

в

 

суд

Толкование

 

термина

 Â«

дос

-

таточность

» 

в

 

уголовном

 

и

 

уголовно

-

исполнительном

 

законодательстве

 

отсутствует

что

 

вызывает

 

необходимость

 

в

 

его

 

конкретизации

 

как

 

для

 

УИИ

так

 

и

 

судебных

 

органов

 

О

.

И

Богатырева

доцент

 

кафедры

 

уголовного

,  

уголовно

-

исполнительного

 

права

 

и

 

криминологии

кандидат

 

юридических

 

наук

  

(

Учебно

-

научный

 

институт

 

права

 

и

 

массовых

 

коммуникаций

 

Харьковского

 

национального

 

университета

 

внутренних

 

дел

 

Пути

 

внедрения

 

и

 

продвижения

 

пробации

 

в

 

Украине

 

 

В

 

настоящее

 

время

 

одним

 

из

 

путей

 

усовершенствования

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Украины

 

является

 

направленность

 

ее

 

деятельно

-

сти

 

к

 

законодательному

 

закреплению

 

и

 

практическому

 

функционирова

-

нию

 

такого

 

института

 

как

 

пробация

который

 

существует

 

уже

 

не

 

одно

 

де

-

сятилетие

 

в

 

наиболее

 

модернизированных

 

странах

 

мира

Сегодня

 

идея

 

внедрения

 

пробации

 

в

 

Украине

 

достаточно

 

актуальна

приоритетна

 

и

 

наиболее

 

обсуждаема

 

как

 

среди

 

ученых

 

уголовно

-

правовой

 

и

 

уголовно

-

исполнительной

 

специализации

так

 

и

 

законодателей

.  

Указанная

 

тематика

 

постоянно

 

поднимается

 

на

 

заседаниях

 

Научного

 

совета

 

при

 

Государственной

 

пенитенциарной

 

службе

 

Украины

обсужда

-

ется

 

на

 

очередных

 

семинарах

 

по

 

вопросам

 

внедрения

 

в

 

Украине

 

элементов

 


background image

24

 

пробации

 

и

 

создание

 

соответствующей

 

службы

проходят

 

регулярные

 

парламентские

 

слушания

 

в

 

Верховном

 

Совете

Все

 

это

 

подтверждает

 

це

-

левую

 

направленность

 

государства

 

к

 

созданию

 

условий

 

в

 

реализации

 

про

-

бации

 

и

 

формированию

 

указанной

 

службы

.  

Например

в

 

положениях

 

Концепции

 

реформирования

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

 

Украины

одобренной

 

Указом

 

Президента

 

Украины

 

от

 25 

апреля

 2008 

г

№

 401/2008, 

отмечается

что

 Â«

требует

 

усовер

-

шенствования

 

работа

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

на

 

учете

 

которой

 

в

 

настоящее

 

время

 

находится

 

почти

 

половина

 

всех

 

осужденных

 

и

 

роль

 

кото

-

рой

 

возрастает

 

в

 

связи

 

с

 

расширением

 

видов

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

лише

-

нием

 

свободы

Такое

 

совершенствование

 

должно

 

происходить

 

по

 

образцу

 

служб

 

пробации

созданных

 

во

 

многих

 

европейских

 

государствах

».  

В

 

положениях

 

Концепции

 

Государственной

 

целевой

 

программы

 

ре

-

формирования

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

 

на

 

пе

-

риод

 

до

 2017 

года

одобренной

 

распоряжением

 

Кабинета

 

министров

 

Ук

-

раины

 

от

 26 

ноября

 2008 

г

№

 1511-

р

 

отмечено

что

 

целью

 

указанной

 

Про

-

граммы

 

является

 

в

 

том

 

числе

  Â«

дальнейшее

 

усовершенствование

 

работы

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

 

путем

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

на

 

основе

 

пробации

».  

Данная

 

Программа

 

предусматривает

 

и

 

четкий

 

план

 

достижения

 

очер

-

ченной

 

цели

который

 

состоит

 

из

 

двух

 

этапов

: I. 2008–2012 

гг

. – 

изучение

 

и

 

внедрение

 

положительного

 

опыта

 

европейских

 

государств

 

в

 

сфере

 

ис

-

полнения

 

уголовных

 

наказаний

  (

создание

 

службы

 

пробации

 

и

 

новых

 

мо

-

делей

 

учреждений

 

исполнения

 

наказаний

); II. 2013–2017 

гг

. – 

обеспечение

 

устойчивого

 

функционирования

 

службы

 

пробации

Задачам

 

по

 

проведе

-

нию

 

внутренних

 

реформ

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

системе

определен

-

ных

 

Президентом

 

Украины

а

 

также

 

программным

 

принципам

 

деятельно

-

сти

 

Правительства

 

Украины

 

отвечает

 

и

 

Годовая

 

национальная

 

программа

 

сотрудничества

 

Украина

-

НАТО

 

на

 2012 

год

  (

утверждена

 

Указом

 

Прези

-

дента

 

Украины

 

от

 19.04.2012). 

Данная

 

Программа

 

ставит

 

перед

 

собой

 

среднесрочные

 

цели

 

в

 

том

 

числе

 â€“ 

модернизировать

 

Государственную

 

уголовно

-

исполнительную

 

службу

 

Украины

 

путем

 

разработки

 

новых

 

мо

-

делей

 

учреждений

 

исполнения

 

наказаний

 

и

 

создание

 

условий

 

для

 

функ

-

ционирования

 

службы

 

пробации

В

 

Программе

 

четко

 

прописаны

 

и

 

при

-

оритетные

 

задачи

 

на

 

текущий

 

год

к

 

которым

 

относится

:  

– 

создание

 

надлежащих

 

условий

 

для

 

исправления

 

осужденных

полу

-

чения

 

ими

 

образования

 

и

 

приобретения

 

профессии

их

 

социальной

 

адап

-

тации

 

в

 

обществе

развития

 

материально

-

технической

 

базы

 

учреждений

 

исполнения

 

наказаний

 

и

 

следственных

 

изоляторов

;  

– 

определение

 

на

 

законодательном

 

уровне

 

механизма

 

реализации

 

права

 

на

 

бесплатную

 

правовую

 

помощь

 

для

 

уязвимых

 

слоев

 

населения

;  

– 

способствование

 

внедрению

 

процедуры

 

медиации

;  


background image

25

 

– 

оптимизирование

 

системы

 

профессиональной

 

подготовки

 

и

 

повы

-

шения

 

квалификации

 

персонала

 

Государственной

 

пенитенциарной

 

служ

-

бы

 

Украины

.  

Большинство

 

из

 

них

 

непосредственно

 

связаны

 

с

 

пробацией

а

 

их

 

реа

-

лизация

 

предполагает

 

формирование

 

службы

которая

 

должна

 

будет

 

в

 

скором

 

будущем

 

создать

 

надлежащие

 

условия

 

для

 

исправления

 

осужден

-

ных

их

 

социальной

 

адаптации

 

в

 

обществе

реализовать

 

на

 

практике

 

про

-

цедуры

 

медиации

а

 

самое

 

главное

 

в

 

настоящее

 

время

 â€“ 

это

 

подготовить

 

работников

  (

офицеров

службы

 

пробации

Осуществить

 

такую

 

профес

-

сиональную

 

подготовку

 

частично

 

уже

 

способен

 

Институт

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

 

Украины

 

в

 

г

Киеве

.  

Одновременно

 

с

 

этим

 

Государственной

 

пенитенциарной

 

службой

 

разработан

 

проект

 Â«

Концепции

 

внедрения

 

и

 

развития

 

пробации

 

в

 

Украи

-

не

», 

в

 

которой

 

указано

 

о

 

необходимости

 

создания

 

соответствующей

 

служ

-

бы

 

в

 

нашем

 

государстве

а

 

также

 

условий

 

для

 

более

 

широкого

 

применения

 

уголовно

-

правовых

 

мер

не

 

связанных

 

с

 

лишением

 

свободы

и

 

внедрения

 

пробации

.  

Важно

 

подчеркнуть

что

 

Государственная

 

пенитенциарная

 

служба

 

не

-

сколько

 

лет

 

назад

 

инициировала

 

проведение

 

в

 

Автономной

 

Республике

 

Крым

Одесской

 

области

в

 

городах

 

Севастополе

Чернигове

Черновцах

Ивано

-

Франковске

Харькове

 

и

 

Белой

 

Церкви

 

эксперимента

 

по

 

внедрению

 

в

 

деятельность

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

такой

 

функции

 

про

-

бации

как

 

досудебная

 

подготовка

 

материалов

 

о

 

личности

 

правонаруши

-

теля

 

и

 

написания

 

досудебного

 

отчета

Это

 

дало

 

возможность

 

разработать

 

механизм

 

введения

 

в

 

Украине

 

ука

-

занной

 

функции

 

и

 

накопить

 

определенный

 

опыт

создать

 

основу

 

для

 

вне

-

сения

 

изменений

 

и

 

дополнений

 

в

 

Уголовный

Уголовно

-

процессуальный

 

кодексы

 

и

 

уголовно

-

исполнительное

 

законодательство

Соответствующие

 

изменения

 

по

 

состоянию

 

на

 

сентябрь

 2012 

г

внесены

 

не

 

были

На

 

сегодняшний

 

день

 

в

 

Верховном

 

Совете

 

Украины

 

находятся

 

два

 

проекта

 

закона

 

в

 

сфере

 

пробации

 â€“ «

О

 

пробации

» 

и

 Â«

О

 

внесении

 

измене

-

ний

 

в

 

некоторые

 

законодательные

 

акты

 

Украины

  (

относительно

 

гумани

-

зации

 

уголовного

 

законодательства

 

и

 

организационно

-

правовых

 

предпо

-

сылок

 

внедрения

 

пробации

)», 

которые

 

зарегистрированы

 26 

ноября

 

2008 

г

№

 3412 

и

 3413. 

Как

 

свидетельствуют

 

экспертные

 

заключения

пре

-

доставленные

 

по

 

первому

 

законопроекту

он

 

содержит

 

ряд

 

недостатков

 

и

 

значительных

 

пробелов

.  

Министерство

 

юстиции

в

 

ведении

 

которого

 

должна

 

будет

 

пребывать

 

будущая

 

служба

 

пробации

в

 

свою

 

очередь

активно

 

ведет

 

работу

 

по

 

под

-

готовке

 

нового

 

законопроекта

 

в

 

сфере

 Â«

пробации

».  

Одновременно

 

с

 

этим

 

хотелось

 

бы

 

также

 

обозначить

что

 

на

 

данный

 

момент

 

в

 

Украине

 

ведутся

 

дискуссии

 

относительно

 

перспектив

 

создания