ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

 

службы

 

пробации

 

и

 

развития

 

уже

 

существующей

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

Большинство

 

ученых

и

 

мы

 

в

 

том

 

числе

убе

-

ждены

что

 

целесообразнее

 

и

 

менее

 

болезненно

 

реализовать

 

намеченную

 

перспективу

 

актом

 

трансформации

 

и

 

путём

 

усиления

а

 

также

 

модерниза

-

ции

 

существующей

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 [1, 2]. 

При

 

этом

некоторые

 

ученые

 

уверены

что

 

служба

 

пробации

 

должна

 

быть

 

отдельным

 

органом

поскольку

ее

 

функции

 

гораздо

 

шире

и

 

включают

 

не

 

только

 

со

-

циальную

 

помощь

 

осужденному

но

 

и

 

подготовку

 Â«

социального

 

доклада

» 

о

 

его

 

возможном

 

исправлении

 

без

 

лишения

 

свободы

Однако

 

наши

 

оппо

-

ненты

 

никак

 

не

 

аргументируют

 

ситуацию

 

финансового

 

обеспечения

зная

 

о

 

довольно

 

скудной

 

смете

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

Для

 

отстаивания

 

любой

 

позиции

 

недостаточно

 

только

 

ее

 

указать

Поэтому

 

мы

 

приведем

как

 

нам

 

кажется

убедительные

 

аргументы

 

нашего

 

виденья

 

места

 

дислокации

 

будущей

 

службы

 

пробации

путем

 

указания

 

ниже

 

следующих

 

фактов

:  

1. 

Уже

 

существующая

 

материально

-

техническая

 

база

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

.  

2. 

Квалифицированный

 

штат

 

сотрудников

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

которые

 

уже

 

имеют

 

опыт

 

работы

 

со

 

специальным

 

континген

-

том

 

осужденных

.  

3. 

Определенные

 

наработки

 

по

 

взаимодействию

 

и

 

налаженные

 

кон

-

такты

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

с

 

государственными

 

органа

-

ми

учреждениями

 

и

 

общественными

 

организациями

.  

4. 

Осуществление

 

будущей

 

службой

 

пробации

 

не

 

только

 

социального

 

сопровождения

 

осужденных

но

 

и

 

выполнение

 

ряда

 

альтернативных

 

нака

-

заний

частью

 

из

 

которых

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

занимается

 

уголовно

-

исполнительная

 

инспекция

.  

5. 

Параллельно

 

с

 

исполнением

 

наказаний

 

служба

 

пробации

 

в

 

Украине

 

будет

 

заниматься

 

еще

 

и

 

вопросами

 

исправления

 

и

 

ресоциализации

 

осуж

-

денных

 â€“ 

что

 

соответствует

 

одной

 

из

 

приоритетных

 

задач

 

в

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

;  

6. 

Недостаточное

 

финансирование

 

и

 

постоянное

 

ежегодное

 

сокраще

-

ние

 

бюджетных

 

средств

выделяемых

 

на

 

функционирования

 

Государст

-

венной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

деятельность

 

которой

 

коорди

-

нируется

 

через

 

министра

 

юстиции

Позицию

 

реорганизации

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

в

 

службу

 

пробации

 

разделяет

 

и

 

Государственная

 

пенитенциарная

 

служба

 

Украины

Поэтому

 

для

 

достижения

 

вышеуказанной

 

цели

 

и

 

был

 

разработан

 

поэтапный

 

ряд

 

мероприятий

который

 

включает

:  

– 

изучение

 

зарубежного

 

опыта

 

функционирования

 

служб

 

пробации

 

и

 

применение

 

его

 

в

 

практической

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции


background image

27

 

– 

разработка

 

проектов

 

и

 

принятия

 

законодательных

 

актов

 

по

 

внедре

-

нию

 

пробации

– 

организация

 

обучения

 

персонала

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспек

-

ции

студентов

 

и

 

курсантов

 

высших

 

учебных

 

заведений

которые

 

готовят

 

специалистов

 

для

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

службы

 

Украины

формам

 

и

 

методам

 

работы

 

в

 

службе

 

пробации

– 

введение

 

в

 

штаты

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

должностей

 

инспекторов

 

по

 

социальной

 

работе

 

и

 

психологов

– 

разработка

 

и

 

внедрение

 

программ

 

коррекции

 

социального

 

поведе

-

ния

 

лиц

состоящих

 

на

 

учете

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

– 

совершенствование

 

материально

-

технической

 

базы

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

обеспечение

 

подразделений

 

отдельными

 

офи

-

сами

средствами

 

защиты

связи

оргтехникой

транспортными

 

средствами

– 

приведение

 

численности

 

персонала

 

уголовно

-

исполнительной

 

ин

-

спекции

 

к

 

нормативам

установленных

 

Законом

 

Украины

 

от

 2 

марта

 

2000 

г

. «

О

 

численности

 

Государственной

 

уголовно

-

исполнительной

 

служ

-

бы

 

Украины

» – 5 % 

от

 

численности

 

лиц

находящихся

 

у

 

нее

 

на

 

учете

– 

налаживания

 

эффективной

 

системы

 

взаимодействия

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

с

 

судами

органами

 

прокуратуры

внутренних

 

дел

труда

 

и

 

социальной

 

политики

по

 

делам

 

семьи

здравоохранения

об

-

разования

науки

молодежи

 

и

 

спорта

– 

создание

 

единой

 

компьютерной

 

сети

 

между

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

 

и

 

соответствующими

 

министерствами

 

и

 

ве

-

домствами

Следовательно

в

 

настоящее

 

время

Украина

пребывая

 

на

 

пути

 

вне

-

дрения

 

пробации

в

 

большей

 

степени

 

пока

 

ограничивается

 

теоретически

-

ми

экспериментальными

 

и

 

законодательными

 

разработками

изучением

 

положительного

 

опыта

 

европейских

 

государств

а

 

также

 

научными

 

обсу

-

ждениями

 

в

 

сфере

 

пробации

.  

 

А

.

В

Бойко

,

 

адъюнкт

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

О

 

мерах

 

предупреждения

 

правонарушений

  

осужденных

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества

 

 

Одной

 

из

 

задач

возложенных

 

на

 

уголовно

-

исполнительные

 

инспек

-

ции

 

ФСИН

 

России

является

 

предупреждение

 

совершения

 

правонаруше

-

ний

как

 

осужденными

так

 

и

 

иными

 

лицами

то

 

есть

 

осуществление

 

об

-

щей

 

и

 

частной

 

превенции

Такая

 

деятельность

 

материализуются

 

через

 

применение

 

превентивных

 

мер

С

.

И

Ожегов

 

определяет

 Â«

меру

» 

как

 

сред

-


background image

28

 

ство

 

для

 

осуществления

 

чего

-

либо

мероприятие

Следовательно

меры

 

предупреждения

 

правонарушений

  

можно

 

рассматривать

 

как

 

действие

 

или

 

систему

 

действий

 

применяемых

 

в

 

отношении

 

как

 

определенного

так

 

и

 

неопределенного

 

круга

 

лиц

 

в

 

целях

 

предупреждения

 

нарушений

 

закона

.  

За

 

основу

 

систематизации

 

таких

 

мер

 

нами

 

были

 

взяты

 

предложения

 

Н

.

А

Стручкова

В

.

С

Устинова

 

и

 

В

.

Е

Южанина

 

с

 

учетом

 

специфики

 

пра

-

вого

 

статуса

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

а

 

также

 

достижений

 

криминологии

В

 

связи

 

с

 

этим

 

мы

 

будем

 

рассматривать

 

специальное

 

пре

-

дупреждение

 

как

 

систему

состоящую

 

из

 

следующих

 

компонентов

уго

-

ловно

-

правовое

 

предупреждение

уголовно

-

исполнительное

 

предупрежде

-

ние

  

и

 

специально

-

криминологическое

 

предупреждение

Понятие

  Â«

предупреждение

 

преступлений

» 

является

 

универсальным

собирательным

 

для

 

комплекса

 

уголовно

-

правовых

 

наук

В

 

широком

 

смысле

 

оно

 

включает

 

в

 

себя

 

профилактику

пресечение

 

и

 

предотвращение

Совокупность

 

указанных

 

элементов

 

в

 

целом

 

образует

 

общепредупреди

-

тельную

 

систему

 

воздействия

 

на

 

повторную

 

преступность

Генезис

 

пре

-

ступности

 

предопределяется

 

объективными

 

и

 

субъективными

 

факторами

В

 

отношении

 

лиц

уже

 

совершивших

 

преступления

большую

 

роль

 

играют

 

именно

 

субъективные

 

факторы

поэтому

, «

при

 

предотвращении

 

рецидива

 

внимание

 

акцентируется

 

на

 

специфических

 

мерах

 

уголовно

-

правого

 

и

 

ис

-

правительно

-

трудового

 

предупреждения

».  

Уголовно

-

правовые

 

предупредительные

 

меры

 

установлены

 

нормами

 

уголовного

 

закона

 

и

 

связаны

 

с

 

процессом

 

назначения

 

и

 

исполнения

 

нака

-

зания

Необходимо

 

отметить

что

 

данные

 

меры

 

являются

 

средством

 

дос

-

тижения

 

как

 

общей

так

 

и

 

частной

 

превенции

Их

 

содержание

 

определяет

-

ся

 

объемом

 

наказания

 

и

 

теми

 

правоограничениями

которые

 

из

 

него

 

выте

-

кают

Элементами

 

такого

 

воздействия

 

являются

 

непосредственно

 

наказа

-

ние

установление

 

узаконенных

 

препятствий

 

для

 

совершения

 

преступле

-

ния

порядок

 

и

 

условия

 

отбывания

 

наказания

 

преступником

.   

Карательный

 

потенциал

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осуж

-

денного

 

от

 

общества

заметно

 

ниже

чем

 

при

 

лишении

 

свободы

Его

 

не

-

достаточность

по

 

мысли

 

законодателя

должна

 

компенсироваться

 

мень

-

шей

 

общественной

 

опасностью

 

приговариваемых

 

преступников

.  

Содержание

 

альтернативных

 

лишению

 

свободы

 

наказаний

 

и

 

мер

 

уго

-

ловно

-

правового

 

характера

 

заключается

 

в

 

умалении

 

некоторых

 

прав

 

осу

-

жденного

 â€“ 

свободе

 

выбора

 

профессии

 

или

 

рода

 

деятельности

места

 

ра

-

боты

понуждения

 

к

 

труду

удержании

 

части

 

заработка

денежного

 

взы

-

скания

ограничения

 

свободы

 

передвижения

выполнения

 

обязанностей

установленных

 

судом

.   

Претерпевание

 

осужденными

 

лишений

 

и

 

ограничений

 

при

 

отбывании

 

наказания

 

должно

 

способствовать

 

нормализации

 

их

 

поведения

 

и

 

удержа

-

нию

 

от

 

совершения

 

нового

 

преступления

в

 

этом

 

и

 

заключается

 

предупре

-


background image

29

 

дительная

 

функция

 

наказания

Цель

 

предупреждения

 

достигается

 

соблю

-

дением

 

условий

 

отбываний

 

наказания

 

и

 

режимом

 

назначенного

 

наказания

.    

Наиболее

 

важной

 

превентивной

 

мерой

закрепленной

 

в

 

нормах

 

уго

-

ловного

 

и

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

является

 

возможность

 

замены

 

назначенного

 

наказания

 

более

 

строгим

отмены

 

условного

 

осуждения

 

и

 

отсрочки

 

отбывания

 

наказания

.  

Основанием

 

для

 

применения

 

такой

 

меры

 

служит

 

уголовно

-

исполнительный

 

оценочный

 

критерий

 

поведения

 

осужденного

 â€“ «

злост

-

ность

». 

Он

 

не

 

является

 

универсальным

 

и

 

складывается

 

исходя

 

из

 

содер

-

жания

 

конкретного

 

наказания

К

 

общим

 

признакам

 

злостности

 

следует

 

от

-

нести

неоднократность

 

допущенных

 

нарушений

оставление

 

места

 

жи

-

тельства

совершение

 

нового

 

преступления

Остальные

 

признаки

 

являются

 

частными

 

и

 

вытекают

 

непосредственно

 

из

 

кары

.  

Так

злостным

 

уклонени

-

ем

 

при

 

отбывании

 

наказания

 

в

 

виде

 

обязательных

 

работ

 

будет

 

не

 

выход

 

на

 

работы

 

более

 

двух

 

раз

 

в

 

течение

 

месяца

  

без

 

уважительных

 

причин

нару

-

шение

 

трудовой

 

дисциплины

 

более

 

двух

 

раз

 

в

 

месяц

,  

при

 

исполнении

 

штрафа

 â€“ 

несвоевременная

 

его

 

оплата

.  

При

 

осуществлении

 

контроля

 

за

 

поведением

 

осужденных

 

админист

-

рации

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

 

сталкиваются

 

с

 

рядом

 

про

-

блем

Установив

 

факт

 

злостного

 

уклонения

инспекция

 

готовит

 

и

 

направ

-

ляет

 

в

 

суд

 

соответствующее

 

представление

которое

 

она

 

в

 

ходе

 

заседания

 

поддерживает

 

либо

 

отклоняет

Решение

 

о

 

замене

 

наказания

 

или

 

отмене

 

условного

 

осуждения

отсрочки

 

наказания

 

принимает

 

исключительно

 

суд

.  

В

 

правоприменительной

 

практике

 

достаточно

 

часто

 

суды

 

по

 

таким

 

представлениям

 

принимают

 

решение

 

в

 

пользу

 

осужденного

Анализ

 

мате

-

риалов

 

служебных

 

расследований

 

по

 

фактам

 

совершения

 

повторных

 

пре

-

ступлений

 

осужденными

состоящими

 

на

 

учетах

 

УИИ

 

Московской

 

облас

-

ти

 

в

 2008–2010 

гг

., 

показал

что

 

часть

 

преступлений

 

была

 

совершена

 

после

 

отклонения

 

представления

 

УИИ

 

о

 

замене

 

наказания

 

или

 

отмене

 

условного

 

осуждения

 

в

 

суде

При

 

этом

 

инспекция

 

не

 

отнесена

 

уголовно

-

процессуальным

 

законом

 

к

 

участникам

 

уголовного

 

судопроизводства

вследствие

 

чего

 

она

 

не

 

имеет

 

права

 

обжаловать

 

постановление

 

суда

кото

-

рое

 

полагает

 

ошибочным

Так

например

в

 2010 

г

из

 25 

тысяч

 

представ

-

лений

 

о

 

замене

 

исправительных

 

работ

 

более

 

строгим

 

наказанием

 

было

 

удовлетворено

 8 

тысяч

из

 42 

тысяч

 

представлений

 

об

 

отмене

 

условного

 

осуждения

 â€“ 28 

тысяч

.  

Для

 

устранения

 

указанной

 

коллизии

 

представляется

 

необходимым

 

внести

 

соответствующие

 

изменения

 

и

 

дополнения

 

в

 

уголовно

-

процессуальный

 

закон

Реализация

 

превентивной

 

замены

 

наказания

от

-

мены

 

условного

 

осуждения

отсрочки

 

отбывания

 

наказания

 

в

 

отношении

 

осужденного

 

является

 

конечным

 

циклом

 

специально

-

предупредительной

 

деятельности

 

для

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

Ему

 

предшеству

-


background image

30

 

ет

 

деятельность

связанная

 

с

 

применением

 

уголовно

-

исполнительных

 

пре

-

дупредительных

 

мер

Уголовно

-

исполнительные

 

предупредительные

 

меры

 

можно

 

класси

-

фицировать

 

по

 

охраняемым

 

правоотношениям

 

на

 

меры

охраняющие

а

общественные

 

правоотношения

 

от

 

правонарушающего

 

поведения

 

осужденных

б

правоотношения

складывающиеся

 

в

 

процессе

 

исполнения

 

наказания

.  

К

 

числу

 

первых

 

относятся

 

полномочия

 

уголовно

-

исполнительных

 

ин

-

спекций

 

по

 

пресечению

 

и

 

документированию

 

административных

 

правона

-

рушений

 

осужденных

осуществление

 

розыскных

 

мероприятий

 

уклоняю

-

щихся

 

преступников

информирование

 

правоохранительных

 

органов

 

о

 

со

-

вершенных

совершаемых

замышляемых

 

или

 

подготавливаемых

 

преступ

-

лений

 

и

 

др

Вторые

 

реализуются

 

в

 

процессе

 

исполнения

 

наказания

 

через

 

контроль

 

за

 

поведением

 

осужденного

Под

 

ним

 (

контролем

понимается

 

процесс

 

го

-

сударственного

 

воздействия

 

на

 

поведение

 

осужденных

 

в

 

части

 

соблюде

-

ния

 

ограничений

 

установленных

 

наказанием

 

и

 

обязанностей

установлен

-

ных

 

для

 

них

 

в

 

связи

 

с

 

их

 

правовым

 

статусом

Целью

 

такого

 

контроля

 

яв

-

ляется

 

формирование

 

стойкого

 

побуждения

 

у

 

преступника

 

воздерживать

-

ся

 

от

 

преступного

 

поведения

.  

Уголовно

-

исполнительный

 

контроль

 

по

 

оказываемому

 

влиянию

 

на

 

психику

 

преступника

 

условно

 

можно

 

разделить

 

на

 

позитивный

 

и

 

негатив

-

ный

Позитивный

 

контроль

 

заключается

 

в

 

наблюдении

 

за

 

жизнью

 

контро

-

лируемого

 

лица

сборе

 

сведений

 

о

 

нем

проверке

 

соблюдения

 

им

 

ограни

-

чений

 

и

 

запретов

установленных

 

наказанием

 

или

 

судом

 

с

 

момента

 

начала

 

исполнения

 

наказания

 

до

 

его

 

отбытия

.  

Негативный

 

контроль

 

реализуется

 

при

 

отклоняющемся

 

от

 

нормы

 

по

-

ведении

 

осужденного

 

и

 

заключается

 

в

 

применении

  

мер

 

ответственности

Итогом

 

такого

 

контроля

 

является

 

возникновение

 

юридического

 

факта

влекущего

 

негативные

 

правовые

 

последствия

 

для

 

осужденного

 (

например

,  

предупреждение

 

об

 

ответственности

 

за

 

нарушение

 

законодательства

официальное

 

предостережение

 

о

 

недопустимости

 

нарушения

 

установлен

-

ных

 

судом

 

ограничений

продление

 

испытательного

 

срока

 

и

 

др

.).  

В

 

целом

 

правоприменительная

 

практика

 

свидетельствует

 

о

 

том

что

 

лишь

 

небольшая

 

часть

 

осужденных

состоящих

 

на

 

учете

 

УИИ

подвержена

 

рецидиву

По

 

данным

 

ФСИН

 

России

в

 2010 

г

из

 

числа

 

лиц

 

состоящих

 

на

 

учетах

 

уголовно

-

исполнительных

 

инспекций

 

были

 

осуждены

 

за

 

соверше

-

ние

 

повторных

 

преступлений

 

более

 18 

тыс

человек

задержано

 

в

 

качестве

 

подозреваемых

 

в

 

совершении

 

преступлений

 25 

тыс

осужденных

.  

Следо

-

вательно

удержание

 

большей

 

части

 

осужденных

 

достигается

 

общей

 

пре

-

венцией

 

при

 

назначении

 

наказания

 

или

 

под

 

угрозой

 

наступления

 

негатив

-

ных

 

последствий

.