Файл: пропеды темы занятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1757

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С. 390-397, 403-408. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 
2.

 

Милькаманович,  В.К.  Методическое  обследование,  симптомы  и  симптомо-

комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей  /  В.К.  Милькаманович.  -  Мн.:  ООО  «Полифакт-Альфа»,  1994.  -  672  с.  - 
С.283-287. 
3.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.223-228; С.234-238. 
4.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕДпресс-информ,  2005.  - 
229 с. 
5.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 148-154. 
 

ЗАНЯТИЕ №19. 

Тема: 

Диагностика артериальной гипертензии.  

Цель: 

Усвоить  основные  факторы  риска  и  патогенез  артериальной  гипертен-

зии,  изучить  классификацию  и  клинические  проявления  артериальной  гипер-
тензии; ознакомиться с принципами лечения. 

План занятия: 

1.

 

Повторение темы предыдущего занятия. 

2.

 

Рассмотрение  вопросов  по  контролю  исходного  уровня  знаний,  диагности-

ческих  признаков  и  классификации  артериальных  гипертоний  и  гипотоний, 
симптоматологических гипертензий. 
3.

 

Самостоятельное обследование подгруппами студентов больных артериаль-

ной гипертензией, гипотониями. 
4.

 

Разбор обследованных больных в присутствии всей группы и обсуждением 

принципов лечения. 
5.

 

Подведение итогов и задание на дом. 

Контрольные вопросы 

по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки: 

1.

 

Способы измерения АД. Его параметры у здоровых лиц. 

2.

 

Синдром артериальной гипертензии. 

3.

 

Определение артериальной гипертензии как термина, как самостоятельного 

(первичного)  заболевания  (эссенциальная  гипертензия);  симптоматическая  ги-
пертензия. 
4.

 

Основные факторы, определяющие величину АД. 

5.

 

Частота  и  социальная  значимость  артериальной  гипертензии.  Стратифика-

ция факторов риска (Национальные рекомендации 2011 г.).  
6.

 

Основные звенья патогенеза артериальной гипертензии. Поражение органов-

«мишеней». 
7.

 

Диагностические  признаки  артериальной  гипертензии.  Жалобы,  данные  ос-

мотра, пальпации, перкуссии, аускультации, дополнительных методов исследо-


background image

 

32 

вания. Принципы лечения АГ. 
8.

 

Понятие о гипертензивных кризах. Принципы лечения. 

9.

 

Течение и осложнения АГ. 

10.

 

Понятие о симптоматических артериальных гипертензиях, их виды. 

Практические навыки:

 

1.

 

Совершенствование навыков по измерению АД. 

2.

 

Совершенствование  навыков  по  обследованию  сердечно-сосудистой  систе-

мы. 
3.

 

Комплексная  оценка  данных, полученных  при  обследовании  больных  арте-

риальной гипертензией. 

Основная литература: 

1.

 

Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-

дицина, 2001. - 592с. - С. 277-280. 
2.

 

Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-

ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 
2010 - 589с. - С.245-253. 
3.

 

Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С. 329-343. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 
2.

 

Милькаманович,  В.К.  Методическое  обследование,  симптомы  и  симптомо-

комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович.  - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С. 
334-356. 
3.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.247-253. 
4.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕДпресс-информ,  2005.  - 
229 с. 
5.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 163-172. 
 

ЗАНЯТИЕ № 20. 

Тема: 

Диагностика ишемической болезни сердца.  

Цель: 

Ознакомиться  с  частотой,  социальной  значимостью  и  этиопатогенезом 

атеросклероза; 
усвоить клинические признаки атеросклероза сосудов различных локализаций; 
изучить факторы риска, классификацию и клинические признаки ишемической 
болезни сердца (ИБС); ознакомиться с принципами лечения. 

План занятия: 

1.

 

Повторение темы предыдущего занятия. 

2.

 

Рассмотрение общих вопросов, характеризующих атеросклероз как заболе-

вание,  диагностических  признаков  атеросклероза  аорты  и  мозговых  сосудов. 
ИБС, факторы риска, классификация. Диагностические признаки стенокардии и 


background image

 

33 

инфаркта миокарда. 
3.

 

Самостоятельное обследование подгруппами студентов больных атероскле-

розом аорты, мозговых сосудов, ИБС. 
4.

 

Разбор  обследованных  больных  в  присутствии  всей  группы,  обсуждение 

принципов лечения. 
5.

 

Подведение итогов занятия и задание на дом. 

Контрольные вопросы 

по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки: 

1.

 

Общие представления об этиологии и патогенезе атеросклероза. Что следует 

подразумевать под термином «атеросклероз»? Морфологические стадии разви-
тия атеросклероза. 
2.

 

Периоды  развития  атеросклероза:  доклинический  и  клинический.  Стадии 

развития клинических проявлений. 
3.

 

Диагностика атеросклероза аорты. 

4.

 

Определение термина «Ишемическая болезнь сердца». Факторы риска ИБС. 

5.

 

Основные формы ишемической болезни сердца (классификация ВОЗ).  

6.

 

Клинические проявления стенокардии. 

7.

 

Ранняя диагностика ИБС. 

8.

 

Значение анамнеза и данных ЭКГ в диагностике стенокардии. Методы вы-

явления  скрытой  ишемии  миокарда  (ЭКГ,  ВЭП,  тредмил-тест,  холтеровское 
мониторирование ЭКГ, стресс-эхокардиография, сцинтиграфия миокарда). 
9.

 

Основные принципы лечения и профилактики. 

10.

 

Диагностические  признаки  инфаркта  миокарда.  Клинические  проявления 

типичной (ангинозной) формы инфаркта миокарда. 
11.

 

Лабораторная диагностика инфаркта миокарда. 

12.

 

Электрокардиографическая  диагностика  инфаркта  миокарда  в  зависимости 

от стадии заболевания и локализации. 
13.

 

Осложнения и исходы. Понятие о кардиогенном шоке. 

14.

 

Основные принципы лечения и профилактики. 

Практические навыки: 

1.

 

Усвоение диагностики стенокардии и инфаркта миокарда с учетом измене-

ний ЭКГ и исследования крови. 

Основная литература: 

1.

 

Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-

дицина, 2001. - 592с. - С.- 280-290. 
2.

 

Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-

ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 
2010 - 589с. - С.255-268. 
3.

 

Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С. 326-329, 343-360. 
4.

 

Орлов, В.Н. Руководство по электрокардиографии / В.Н. Орлов. - М.: Меди-

цинское информационное агентство, 2007.- 528с. - С. 222-333. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 


background image

 

34 

2.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.253-269. 
3.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕ  Дпресс-информ,  2005.  - 
229 с. 
4.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 156-162; 
С.175-188. 
 

ЗАНЯТИЕ №21. 

Тема: 

Недостаточность кровообращения. 

Цель: 

Усвоить  классификацию  и  клинические  проявления  недостаточности 

кровообращения. 

План занятия: 

1.

 

Повторение темы предыдущего занятия. 

2.

 

Рассмотрение  вопросов  по  контролю  исходного  уровня  знаний  диагности-

ческих признаков острой и хронической недостаточности кровообращения. 
3.

 

Самостоятельное  обследование  подгруппами  студентов  больных  недоста-

точностью кровообращения. 
4.

 

Разбор обследованных больных в присутствии всей группы. 

5.

 

Подведение итогов и задание на дом. 

Контрольные вопросы 

по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки: 

1.

 

Определение понятия «недостаточность крообращения». 

2.

 

Классификация недостаточности кровообращения. 

3.

 

Основные этиопатогенетические факторы развития недостаточности крово-

обращения: мышечный, перегрузка объемом, перегрузка давлением. 
4.

 

Клиническое проявление острой левожелудочковой недостаточности. 

5.

 

Клиническое проявление острой левопредсердной недостаточности. 

6.

 

Клиническое проявление острой правожелудочковой недостаточности. 

7.

 

Основные принципы лечения и профилактики. 

8.

 

Хроническая сердечная недостаточность. 

9.

 

Классификация  хронической  сердечной  недостаточности  по  Василенко-

Стражеско и по Нью-Йоркской Ассоциации Сердца (NYHA, 1995). 
10.

 

Клинические проявления в зависимости от стадии развития и функциональ-

ного класса. 
11.

 

Понятие о систолической и диастолической недостаточности и их клиниче-

ских проявлениях. 
12.

 

Основные принципы лечения и профилактики. 

Практические навыки: 

1.

 

Совершенствование  навыков по  обследованию  сердечно-сосудистой  систе-

мы. 
2.

 

Комплексная  оценка  данных,  полученных  при  обследовании  больных  не-

достаточностью кровообращения. 

Контролируемая самостоятельная работа: 


background image

 

35 

Острая сосудистая недостаточность. Обморок.  Коллапс. Шок. Неотложная по-
мощь.

 

Основная литература: 

1.

 

Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-

дицина, 2001. - 592с. - С.-239-248. 
2.

 

Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-

ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ, 
2010 - 589с. - С.269-284. 
3.

 

Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. 

Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С. 314-326. 

Дополнительная литература: 

1.

 

Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, 

В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с. 
2.

 

Милькаманович,  В.К.  Методическое  обследование,  симптомы  и  симптомо-

комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С. 
299-314. 
3.

 

Мухин,  Н.А.  Основы  клинической диагностики  внутренних  болезней  /  Н.А. 

Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.202-212. 
4.

 

Ивашкин,  В.Т.  Пропедевтика  внутренних  болезней:  учебник  для  студентов 

мед.  вузов  /  В.Т.  Ивашкин,  А.А.  Шептулин.  -  М.:  МЕДпресс-информ,  2005.  - 
229 с. 
5.

 

Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: 

учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 136-139. 
 

ЗАНЯТИЕ № 22. 

Тема:

  Курация  больных  с  заболеваниями  органов  кровообращения  (итоговое 

занятие  по  диагностике  и  принципам  лечения  больных  с  заболеваниями  орга-
нов сердечно-сосудистой системы). 

Цель:

  Закрепить  практические  навыки  по  обследованию  больных  с  заболева-

ниями органов кровообращения и теоретические знания по этиологии, патоге-
незу, симптоматологии и диагностике заболеваний органов кровообращения. 

План занятия: 

1.

 

Проверка  практических  навыков  по  обследованию  сердечно-сосудистой 

системы. 
2.

 

Компьютерное  тестирование  по  теоретическим  вопросам  заболеваний  сер-

дечно-сосудистой системы. 
3.

 

Письменная контрольная работа по заболеваниям сердечно-сосудистой сис-

темы. 

Контрольные вопросы к итоговому занятию: 

1. Жалобы больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 
2.  Особенности  сбора  анамнеза  у  больных  с  заболеваниями  сердечно-
сосудистой системы. 
3. Свойства верхушечного толчка. 
4. Диагностическое значение "кошачьего мурлыканья".