Файл: физиология практикум 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 9283

Скачиваний: 131

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

96 

3.

 

Лабораторная  работа:  изучение  выпрямительных  рефлексов  у  лабораторных  жи-
вотных 

Выпрямительные рефлексы возникают при нарушении нормальной позы животно-

го, например, при повороте тела на 90

или на 180

(положение на боку или на спине). Они 

представляют  собой  цепь  тонических  рефлексов,  направленных  на  восстановление  нор-
мальной позы. На первом этапе активируются рецепторы отолитового аппарата и кожные 
рецепторы  туловища,  что  приводит  к  рефлекторному  перераспределению  тонуса  мышц 
шеи и восстановлению, в первую очередь, нормального положения головы.  

Поворот головы сопряжен с перекручиванием мышц и сухожилий шеи, что приво-

дит  к  раздражению  расположенных  здесь  проприорецепторов.  Это  дает  начало  второму 
звену  выпрямительного  рефлекса,  обеспечивающему  последовательное  перераспределе-
ние тонуса мышц сначала передней, а затем и задней половины туловища – происходит 
восстановление нормальной позы. 

Оснащение:

 кролик (морская свинка), поддон.

 

Ход работы: 

экспериментальное животное поднимают вверх, придерживая за пле-

чевой пояс и производят поворот туловища на 180

0

, ориентируя теменем книзу его голо-

ву, которую вначале фиксируют пальцем, а потом отпускают. Акцентируется внимание на 
том,  что  голова  принимает  естественное  положение,  ориентируясь  теменем  кверху.  На 
втором этапе экспериментальное животное берут за таз и поворачивают его головой вниз, 
однако и в этом случае голова ориентируется теменем кверху, т.е. животное также пыта-
ется сохранить естественную для него позу. На третьем этапе экспериментальное живот-
ное  укладывают на бок и фиксируют туловище и голову ладонью к плоскости стола, на 
котором находится животное. В такой позе животное держат до того момента, пока оно не 
успокоится. После этого голову и плечевой пояс отпускают и голова сразу же ориентиру-
ется теменем кверху, а за ней поворачивается передняя часть туловища, таз и задние ко-
нечности (см. рисунок, расположенный ниже).  

Рекомендации к оформлению работы: 

сделайте заключение о характере наблю-

даемых статических рефлексов.  

 

 

Рис. Выпрямительный рефлекс 


background image

 

97 

Результаты работы:  

 
 
 
 
 
 
 

 

Вывод:

 

 
 
 
 
 

 

4.

 

Лабораторная  работа:  изучение  статокинетических  рефлексов  у  лабораторных 
животных 

Статокинетические  рефлексы  возникают  в  результате  активного  или  пассивного 

перемещения тела в пространстве и направлены на сохранение равновесия. В зависимости 
от  характера  движения,  эти  рефлексы  подразделяются  на  две  группы.  Одни  возникают 
под влиянием прямолинейного ускорения во время поступательного движения, другие же 
– под влиянием углового ускорения во время вращения. 

Оснащение:

 поддон, марлевый гамачок, кролик (морская свинка). 

А. Изучение лифтных рефлексов, возникающих под влиянием прямолинейно-

го ускорения 

К  рефлексам  этого  типа  относятся  рефлексы  спуска  и  подъема  (“лифтные”).  Они 

обусловлены раздражением рецепторов отолитового прибора вестибулярного аппарата и, 
отчасти,  рецепторов  полукружных  каналов.  В  начале  подъема,  под  действием  положи-
тельного ускорения, происходит непроизвольное сгибание конечностей и опускание голо-
вы  и  туловища;  в  конце  подъема,  под  действием  отрицательного  ускорения,  наступает 
разгибание конечностей, голова и туловище при этом приподнимаются. При спуске опи-
санные выше реакции сменяют друг друга в обратной последовательности.  

Ход работы: 

Экспериментальное животное сажают на поддон и исследуют его ес-

тественную позу. Голова животного приподнята, а лапы находятся в согнутом положении. 
Затем поддон вместе с животным быстро перемещают то вверх, то вниз, и изучают изме-
нения положения головы, туловища и лап. При этом обращают внимание на то, что в на-
чале быстрого спуска лапы разгибаются, а голова и туловище приподнимаются над плос-
костью опоры; в случае быстрого подъема вышеуказанные движения чередуются в обрат-
ном  порядке  (см.  рис.  Лифтные  рефлексы).  Для  изучения  рефлексов  наклона  поместите 
животное на поддон и переведите поддон в положение под углом 45 . Пронаблюдайте за 
положением  конечностей  интактного  животного  при  реализации  рефлексов  спуска  и 
подъема (см. рис. Рефлекс наклона). 


background image

 

98 

 

Рис. Лифтные рефлексы 

 

 

Рис. Рефлекс наклона 

 

Б. Изучение рефлекса приземления 

 Рефлекс  приземления  возникает  в  безопорной  фазе  вертикального  прыжка.  Когда 

животное находится в воздухе, его конечности разгибаются и направляются вперед, гото-
вясь принять на себя тяжесть тела. Упав, оно пружинит конечностями и этим предохраня-
ет голову и туловище от удара о землю. 

 Ход работы: 

Растяните марлевый гамачок. Приподнимите свинку над ним на вы-

соту 40 см спинкой вниз. Отпустите животное, оно упадет, перевернувшись за время по-
лета в воздухе, и опустится в гамачок лапами вниз. Поворот животного в воздухе начина-
ется с установки головы теменем вверх, затем поворачиваются туловище и, в последнюю 
очередь, задние конечности. 

Рекомендации к оформлению работы: 

сделайте заключение о характере наблю-

даемых статокинетических рефлексов.

 

Результаты работы:  

 
 
 
 

 

Вывод: 

 
 
 
 

 

 Тема зачтена  

___________подпись преподавателя 


background image

 

99 

 

Тема раздела: 

"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ" 

 

дата 

 

ЗАНЯТИЕ №4:

 

ФИЗИОЛОГИЯ МОЗЖЕЧКА, ТАЛАМУСА, ГИПОТАЛАМУСА 

СТРИОПАЛИДАРНОЙ СИСТЕМЫ, ЛИМБИБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И КОРЫ. 

 

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

  усвоить  функции  мозжечка,  таламуса,  гипоталамуса,  стриопалидарных  

образований,  лимбической  системы  и  коры больших полушарий головного мозга. 
 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 

1.

 

Физиология мозжечка.  Его структурная организация (основные  клетки коры мозжечка,  
ядра  мозжечка,  виды  волокон системы афферентного входа и эфферентного выхода из 
коры мозжечка). Основные отделы мозжечка исходя из филогенетического возраста. 

2.

 

Механизм влияния мозжечка на двигательные функции организма. Основные симптомы 
поражения мозжечка. 

3.

 

Различие влияний на кору головного мозга восходящего отдела ретикулярной формации 
от неспецифических ядер таламуса. 

4.

 

Таламус.  Топографическая и функциональная  характеристика  ядерных групп таламуса. 
Различие влияний на кору головного мозга восходящего отдела ретикулярной формации 
от неспецифических ядер таламуса. 

5.

 

Гипоталамус  и его функции. 

6.

 

Лимбическая система,  ее структурные компоненты  и  особенности  их взаимосвязи друг 
с другом. Функции лимбической системы. 

7.

 

Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании мотиваций  и эмоций. 

8.

 

Физиология стриопаллидарной системы.  Ее  структурная  организация, основные отделы 
и функции. 

9.

 

Структурно-функциональная  организация  и  современные  представления  о  локализации 
функций в коре больших полушарий головного мозга. 

10.

 

*Роль различных отделов центральной нервной системы  в  формировании сложных дви-
гательных актов. 

 

 

ЛИТЕРАТУРА: 

1.

 

Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-
тории науки, 1994. – Т.1. – С. 116-128, Т. 2. – С. 34-38, 41-47. 

2.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. 
– С. 131–154. 

3.

 

Физиология  нервной  системы.  Практикум:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук  и  [и  др.]  /  под 
ред. В.В. Зинчука. – Гродно:  ГрГМУ, 2009. – 284  с. (см. соответствующий раздел). 

4.

 

Нормальная  физиология.  Краткий  курс:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук,  О.А.  Балбатун, 
Ю.М. Емельянчик;  под ред. В.В. Зинчука.  – 2-е изд. испр.  – Минск: Выш. шк.,  2012. – 
431 с. (см. соответствующий раздел). 

5.

 

Чеснокова  С.А.,  Шастун  С.А.,  Агаджанян  Н.А.  Атлас  по нормальной  физиологии  /  Под 
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел). 

6.

 

Лекции по теме занятия. 
 

 
 
 


background image

 

100 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 

1.

 

 Лабораторная работа: исследование зрачкового рефлекса 

Величина  зрачка  изменяется,  благодаря  взаимодействию  двух  гладких  мышц  ра-

дужной оболочки: сфинктера зрачка – циркулярной мышцы, суживающей зрачок, и дила-
татора – радиальной мышцы, расширяющей зрачок. Эти мышцы получают различную ин-
нервацию:  сфинктер  зрачка  –  парасимпатическую,  дилататор  –  симпатическую.  Зрачок 
здорового человека имеет правильную круглую форму с диаметром 3 – 3,5 мм. В норме 
зрачки одинаковы по диаметру. Миоз – сужение зрачков, мидриаз – их расширение. К па-
тологическим  изменениям  зрачков  относятся:  анизокория  (неравенство  зрачков),  дефор-
мация, расстройство реакции зрачков на свет. 

Оснащение: 

испытуемый, источник света, стул. 

Ход  работы: 

Исследователь,  попеременно  закрывая  глаз  испытуемому  листком 

картона,  а  потом  его  открывая,  проверяет  наличие  зрачкового  рефлекса,  т.е.  сужение 
зрачка в ответ на действие света и его расширение при затемнении. Исследование состоя-
ния зрачков включает в себя определение их формы и равномерности, проверку прямой и 
содружественной реакций зрачков на свет. 

Результаты работы:  

 
 
 
 
 

 

Вывод: 

 
 
 
 

2.

 

Лабораторная работа: оценка функционального состояния мозжечка 

Мозжечок выполняет следующие основные функции: регуляция позы и мышечно-

го  тонуса;  коррекция  медленных  целенаправленных  движений  и  их  координация  с  реф-
лексами поддержания позы; правильное выполнение быстрых целенаправленных движе-
ний  по  командам  коры  больших  полушарий  в  структуре  общей  программы  движений; 
участие в регуляции вегетативных функций. 

При  поражении  мозжечка  могут  наблюдаться  следующие  основные  симптомы: 

1.Триада  Лючиани:

 

атония,  астазия,  астения.  2.

 

Триада  Шарко:

 

нистагм,  инерционный 

тремор,  скандированная  речь.  3.  Атаксия  –  нарушение  координации  движений.  4.  Дис-
метрия  –  расстройство  равномерности  движения,  выражающаяся  в  излишнем,  либо  не-
достаточном движении. 5. Дизартрия – расстройство организации речевой моторики. 

Оснащение: 

испытуемый. 

Ход работы:

 

1. Поза Ромберга 

Предлагают  испытуемому  стоять  со  сдвинутыми  ногами,  вытянутыми  вперед  ру-

ками, с открытыми, затем с закрытыми глазами. 

Рекомендации к оформлению работы: 

опишите, сохраняется ли равновесие тела 

в позе Ромберга.