Файл: физиология практикум 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 9569

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

2. Усложненная поза Ромберга. Походка

 

Предлагают  испытуемому:  стоять,  поставив  одну  ногу  впереди  другой  (пяткой  к 

носку  по  одной  линии),  с  вытянутыми  вперед  руками,  с  открытыми,  затем  закрытыми 
глазами; стоять со сдвинутыми ногами, затем наклонять голову попеременно в стороны, 
вперед, назад; стоять на пальцах; стоять на одной ноге с открытыми и закрытыми глаза-
ми; предложите пройти по комнате вперед и назад (по одной линии) и в стороны (фланго-
вая походка) с открытыми и закрытыми глазами. 

Рекомендации к оформлению работы: 

опишите, сохраняется ли равновесие тела, 

как выглядит походка при проведении исследования. 

 

3. Пальце-носовая проба

 

Предлагают  испытуемому  дотронуться  указательным  пальцем  до  кончика  носа  с 

открытыми, затем с закрытыми глазами. 

Рекомендации к оформлению работы: 

опишите, наблюдается или нет промахи-

вание при выполнении теста. 

4. Адиадохокинез

 

Просят  испытуемого  вытянуть  руки,  растопырить  пальцы  и  делать  поочередно 

пронацию и супинацию кистей в возможно более быстром темпе. 

Рекомендации к оформлению работы: 

опишите, какой характер носят движения, 

нет ли замедления, нарушения координации движений, на какой стороне. 

5. Речь

 

Просят испытуемого повторить несколько слов и фраз, трудных для произношения 

(например: землетрясение, ракетостроение, воздухоплавание и др.). 

Рекомендации  к  оформлению  работы:

  опишите,  какова  речь  испытуемого,  не 

отмечается ли замедления, растянутости, толчкообразности речи. 

6. Нистагм

 

Просят испытуемого поочередно следить за движениями предмета или пальца вра-

ча, перемещаемого в стороны и вверх. 

Рекомендации  к  оформлению  работы: 

Результаты  исследования  (отметьте,  на-

блюдаются или нет ритмические подергивания глазных яблок – нистагм). 

Результаты работы:  

 
 
 
 
 
 
 

 

Вывод: 

 
 
 

 
 


background image

 

102 

3. Лабораторная работа: тест цветового предпочтения Люшера  

Данная работа представляет собой компьютеризированный вариант теста Люшера. 

Хорошо  известно,  что  воздействие  цвета  может  вызывать  у  человека  как 
физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно учитывается 
в  искусстве,  эстетике  и  гигиене  производства.  Тест  Люшера  также  основан  на 
предположении  о  том,  что  выбор  цвета  отражает  направленность  испытуемого  на 
определѐнную  деятельность,  настроение,  функциональное  состояние  и  наиболее 
устойчивые  черты  личности.  Значения  цветов  в  их  психологической  интерпретации 
определялись  в  ходе  разностороннего  обследования  многочисленного  контингента 
испытуемых.  

В  процессе  выполнения  теста  предъявляется  восемь  цветных  прямоугольников, 

расположенных в случайном порядке. Необходимо дважды расположить цвета в порядке 
предпочтения  того  или  иного  цвета.  При  совершении  выбора  прежде  всего  оценивается 
воздействие цвета на чувства и психическое состояние. 

Оснащение: 

персональный компьютер, программа с тестом Люшера.

 

Ход  работы: 

Необходимо  найти  каталог  с  тестом  Люшера  и  активизировать 

загрузочный  файл.  Затем  вводятся  персональные  данные  (Ф.И.О.,  пол,  год  рождения), 
после  чего  начинается  процедура  тестирования.  Для  успешного  выполнения  работы 
следует внимательно следить за сообщениями на экране компьютера и точно выполнять 
полученные указания. 

После  окончания  тестирования  на  экран  компьютера  в  автоматическом  режиме 

выводится  результат,  который  содержит  оценку  в  процентах  степени  нестабильности 
выбора, отклонения от аутогенной нормы, тревожности, активности, работоспособности и 
показатель  вегетативного  тонуса.  В  виде  текстовой  части  на  экране  компьютера 
отображается характеристика психического состояния на момент исследования. 

Рекомендации  к  оформлению  работы: 

После  внимательного  изучения 

полученного  в  автоматическом  режиме  результата  работы  в  протоколе  отмечается  в 
процентах  степень  нестабильности  выбора,  отклонения  от  аутогенной  нормы, 
тревожности,  активности,  работоспособности  и  показатель  вегетативного  тонуса. 
Записываются  основные  характеристики  психического  состояния.  Проводится  анализ 
полученного результата. 

Результаты работы: 

 

 

 

 

 

Вывод: 

 

 

 

 

 


background image

 

103 

4. Решение задач (

Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. по-

собие Ч. I // В.В. Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов; под 
ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел)

)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Тема зачтена 

___________подпись преподавателя 


background image

 

104 

 

Тема раздела: 

"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ" 

 

дата 

 

ЗАНЯТИЕ № 5.

 

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА 

 

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

  усвоить  значение  вегетативной  нервной  системы  в  поддержании  гомео-

стаза организма. 
 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 

1.

 

Вегетативная (автономная) нервная система, ее основные функции и центры. 

2.

 

Отличительные особенности вегетативной от соматической нервной системы. 

3.

 

Структурно-функциональная  организация  симпатического  и  парасимпатического  отде-
лов, их отличия. 

4.

 

Особенности  рефлекторной  дуги  вегетативного  рефлекса.    Вегетативные  ганглии,  его 
структурные элементы и функции. 

5.

 

*Понятие о метасимпатической нервной системе.   Ее структурные компоненты и функ-
ции. 

6.

 

Медиаторы  вегетативной  нервной системы.  Влияние симпатического и    парасимпати-
ческого  отделов  нервной  системы  на  иннервируемые  органы.  Синергизм  и  относитель-
ный антогонизм в деятельности различных отделов вегетативной нервной системы. 

7.

 

Адаптационно-трофические влияния вегетативной нервной системы. 

 
 

ЛИТЕРАТУРА: 

1.

 

Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко в 2-х томах. – СПб.: Международ-
ный фонд истории науки, 1994. – Т.1. – С. 116 – 128, Т.2. – С. 34-38, 41-47. 

2.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. 
– С. 171–187

.

 

3.

 

Физиология  нервной  системы.  Практикум:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук  и  [и  др.]  /  под 
ред. В.В. Зинчука. – Гродно:  ГрГМУ, 2009. – 284  с. (см. соответствующий раздел). 

4.

 

Нормальная  физиология.  Краткий  курс:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук,  О.А.  Балбатун, 
Ю.М. Емельянчик;  под ред. В.В. Зинчука.  – 2-е изд. испр.  – Минск: Выш. шк.,  2012. – 
431 с. (см. соответствующий раздел). 

5.

 

Нормальная физиология:  учеб. пособие // В.В. Зинчук, И.К. Жмакин, И.К. Дремза, О.А. 
Балбатун, Ю.М. Емельянчик / под ред. В.В. Зинчука. – Гродно :  ГрГМУ, 2004. – 221  с. 
(см. соответствующий раздел). 

6.

 

Лекции по теме занятия. 

 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 

1.

 

*«Физиология 

ЦНС» 

(контролирующе-обучающая 

программа, 

интернет-

тестирование). 

2.

 

Лабораторная  работа:  исследование  глазо-сердечного  рефлекса  (рефлекса  Данини-
Ашнера) 

У  человека  при  надавливании  на  глазные  яблоки  происходит  снижение  частоты 

сердечных сокращений. Этот эффект объясняется рефлекторным возбуждением дорсаль-
ного ядра блуждающего нерва и увеличением потока нервных импульсов, идущих от это-
го  ядра  по  вегетативным  парасимпатическим  волокнам  к  сердцу,  что  и  обусловливает 
возникновение отрицательного хронотропного эффекта. 

Оснащение:

 испытуемый, кушетка, секундомер. 


background image

 

105 

Ход  работы:

  Вначале  определяют  исходную  частоту  пульса  на  лучевой  артерии. 

Затем у лежащего на спине человека производят давление на один или оба глаза (по оче-
реди). Давление на оба глаза осуществляют пальцами руки (большим и указательным) в 
течение 20-40 сек. При давлении пальцами руки пульпа концевых фаланг оказывает дав-
ление  на  боковые  поверхности  глаза  (а  не  на  переднюю  его  камеру!).  При  постепенном 
увеличении производимого на глаз давления наступает рефлекторная реакция со стороны 
сердечно-сосудистой системы – урежение ритма сокращений сердца. 

Определение  пульса  производят  через  каждые  10  сек.  Глазо-сердечный  рефлекс 

выявляется быстро (через 2-3 сек) или медленно (через 8-10 сек). Действие рефлекса про-
должается после прекращений давления на глаза в течение 20 сек – 1 мин. 

Результаты работы:  

Время исследования 

ЧСС, уд/мин 

  до надавливания на глазные яблоки 

 

через 5 сек от начала давления  

 

через 10 сек от начала давления 

 

через 15 сек от начала давления 

 

через 20 сек от начала давления 

 

через 25 сек от начала давления 

 

через 30 сек от начала давления 

 

20 сек после прекращения надавливания 

 

40 сек после прекращения надавливания 

 

60 сек после прекращения надавливания 

 

 

Вывод: 

 
 
 
 
 

3.

 

Лабораторная работа: синокаротидный рефлекс (Геринга-Чермака) 

Синокаротидный рефлекс возникает при раздражении рецепторов, расположенных 

в каротидном синусе. Рефлекс наблюдается при увеличении давления крови в сонных ар-
териях или внешнем давлении на кожу в данной области. 

Цель работы: 

исследовать выраженность синокаротидного рефлекса. 

Оснащение: 

кушетка,

 

секундомер. 

Ход работы:

  У  лежащего  на  спине  человека  определите  пульсацию  в  зоне  проек-

ции  сонной  артерии  в  области  бифуркации  (в  области  передней  границы  верхней  трети 
грудино-ключично-сосцевидной  мышцы).  Осуществите  постоянное  легкое  надавливание 
на  нее  в  течение  30  секунд.  Другой  рукой  подсчитайте  пульс.  Результаты  отмечаются  в 
протоколе в виде таблицы. 

Результаты работы: