Файл: Учебное пособие по остеологии (Часть 1) .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2019

Просмотров: 3864

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

прикрепления конечности к туловищу; 

distalis 

дистальный

, расположенный дальше от места 

прикрепления конечности к туловищу. 

 

Термины

 величины: 

magnus 

большой

;   parvus  -  

малый

major 

 - 

больший

;  minor  -  

меньший

 

Термины

, определяющие форму: 

latus 

широкий

,  longus  -  

длинный

;   teres  -  

круглый,

 

quadrates 

 - 

квадратный

serratus 

 - 

зубчатый. 
 

 

 

Основные этапы онтогенеза 

 
Во  внутриутробном  (пренатальном)  развитии  выделяют  два 

периода:  эмбриональный и фетальный.  

В 

эмбриональном  периоде

    (первые  2  месяца  беременности) 

происходит начальное развитие зародыша (эмбриона). Оно состоит 
из 5 фаз: 

1.  Оплодотворение  -    образование  зиготы  (первые  часы 

развития); 

2.  Дробление  -  зигота  делится  на  клетки  (бластомеры),  из 

которых образуются эмбриобласт и трофобласт (1-2 недели). 

3. Гаструляция -  образование гаструлы, то есть превращение 

двухслойного  зародыша  в  трехслойный  (наружный  слой  - 
эктодерма,  внутренний  -  энтодерма,  средний  -  мезодерма).  Кроме 
того,  в  этот  период  возникает  осевой  комплекс  зачатков,  
состоящий  из  хорды,  нервной  пластинки  (нервной  трубки)  и 
мезодермы (3-я неделя). 

4. Обособление тела зародыша от внезародышевых частей  - в 

этот  период  происходит  преобразование  зародышевых  листков, 
особенно  среднего  зародышевого  листка,  который  первоначально 
представлен  метамерно  расположенными  справа  и  слева  от  хорды 
сомитами, 

связанными 

при 

помощи 

сегментных 

ножек 

(нефротомов)  с  вентральными  несегментированными        отделами    
мезодермы (спланхнотомами). Каждый сомит дифференцируется на 
3  участка:  дорсолатеральный  (дерматом),  медиовентральный   


background image

(склеротом)  и  промежуточный  (миотом).  Спланхнотомы  (боковые 
пластинки)  подразделяются    на  два    листка:    пристеночный 
(париетальный) и внутренностный (висцеральный) (4-5 неделя). 

 5.  Развитие  органов  (органогенез)  и  тканей  (гистогенез)  (5-8 

неделя). 

 

В  фетальный  периоде

  (3-9  месяц)  -  идет  дальнейшее 

развитие и рост органов. 

        

Внеутробный  (постнатальный)  этап

  развития  длится 

от  момента  рождения  до  смерти  и  подразделяется  на  периоды:  
новорожденности (до 1 

 

месяца), грудной (до 1 года),  нейтрального 

детства (до 7 лет), отрочества или бисексуального детства (до 11-12 
лет,  здесь  и  дальше  первая  цифра  приводится  для  женского  пола, 
вторая - для мужского),  подростковый (до 15-16 лет), юношеский 
(до 20-21 года), первый  зрелый возраст до 35  и второй - до 55-60 
лет,  пожилой возраст до 75 лет,  старческий - до 90 лет и после 90 
пет  -  долгожители.  Во  все  эти  периоды  организм  человека 
постоянно  изменяется  и  имеет  определенные  анатомические 
особенности, 

которые 

являются 

предметом 

исследования 

возрастной анатомии.  

 

История развития анатомии 

 
Еще  в    первобытнообщинном  обществе  люди  знали  о 

строении  и  функции  основных  органов  организма  животных  и 
человека,  о  чем  свидетельствуют  наскальные  рисунки  эпохи 
палеолита.  Многие  века  медицинские  знания  и  навыки 
базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми 
учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении 
человеческого организма,   были Демокрит и Гиппократ из Древней 
Греции (5-4 век до н.э.).  

Первые  вскрытия  трупов  человека  с  исследовательскими 

целями  произвели  врачи  Александрии  Герофил  и  Эразистрат  (4-й 
век  до  н.э.).  Они  описали  оболочки  и  желудочки  головного  мозга, 
венозные 

синусы 

и 

сплетения, 

предстательную 

железу, 

двенадцатиперстную  железу,  оболочки  глаза,  чувствительные  и 
двигательные  нервы,  клапаны  сердца  и  вен,  крупные  артерии  и 
вены,  ввели  термины  «артерия»,  «паренхима».  Обобщил  все  эти 
исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в 
его  время  христианская    религия  запрещала  вскрывать    трупы  и 
Гален  мог  изучать  анатомию  только  на  животных,  поэтому  в  его 


background image

многотомном  «Каноне  врачебной  науки»  было  немало  ошибок.  В 
13-14  веках  в  Западной  Европе  открываются  университеты  и 
расширяется  медицинское  образование.  Начало  нового,  научного, 
этапа  в  развитии  анатомии  приходится  на  эпоху  Возрождения  и 
связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и 
Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. 
Л.  да  Винчи  (15-16  век)  -  гениальный  итальянский  ученый  и 
художник  является  основоположником  пластической  анатомии, 
изучившего органы человека, влияющие на  внешнюю форму тела. 
Андрей  Везалий  -  основоположник  современной  научной 
анатомии, 

разработав 

и 

использовав 

высокую 

технику 

препарирования  трупов,  в  29  лет  издал  свой  главный  труд  «О 
строении    человеческого  тела»  в  7  книгах,  иллюстрированных 
художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 
19  столетия.  16-й  век  выдвинул  целую  плеяду  выдающихся 
анатомов.  Продолжателями  Везалия  были  Евстахий,  Коломбо, 
Фаллопий,  Боталло,    Фабриций,  Варолий,  описавшие  различные 
органы  тела  человека.  Анатомы    16  века  создали  прочный 
фундамент описательной анатомии. 

В  19  -м  веке  и  по  настоящее  время  развивается 

функциональная анатомия - строение органов и их изменчивость в 
связи  с  их  функцией  (высокогорные,  подводные,  космические 
условия),  повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В 
это  же  время  формируется  новый  вид  анатомии  -  анатомическая 
антропология.  С  середины  20  века  в    связи  с  развитием  генетики 
стало  развиваться  новое  направление  в  анатомии:  каузально-
системное, когда стали изучать не только, как устроен организм, но 
и почему он так устроен. 

В  средние  века  в  Беларуси,  наряду  с  монастырской 

медициной,  значительное  развитие  получила  светская  медицина. 
Медики-лекари известны с конца  15-го века. Они делились на три 
ступени:  низшую  ступень  занимали  «лазебники»  -  банщики.  Им 
позволялось  только  применять  банки,  прикладывать  пластыри, 
заниматься массажем, в основном, в банях. Для этих манипуляций 
уже  нужны  были  некоторые  знания  по  анатомии  человека. 
Следующей  ступенью  лекарей-профессионалов  были  цирульники-
хирурги. Они лечили  переломы,  вывихи,  абсцессы, раны и, сдавая 
экзамен  на  мастера,  должны  были  ответить  на  ряд  вопросов  по 
анатомии,  патологии  и  хирургии.  Часть  цирюльников  завершали 


background image

образование 

в 

университетах 

Европы 

и 

становились 

дипломированными специалистами.              

Научная история анатомии Беларуси берет начало со времени 

открытия  в  1775  году  Гродненской  медицинской  академии. 
Первыми  профессиональными  анатомами  были  профессора  Ж.  Э. 
Жилибер и К. И. Вирион. Жилибер основал  анатомический музей и 
анатомический  театр.  В  преподавании  анатомии  практиковалось 
вскрытие  трупов.  Научные  исследования  Жилибера  (анатомия 
зубра,  лося,  бобра  и  других  малоизвестных  в  Европе  животных)  
снискали  ему  признание  основоположника  сравнительной 
анатомии в Беларуси, Литве и Польше. После закрытия академии в 
1781  году  ее  фонды,  в  том  числе    анатомический  музей,  стали 
основой  для  открытия  медицинского  коллегиума  главной  школы 
Великого  княжества  Литовского,  преобразованной  в  1803  г.  в 
медицинский  факультет  Виленского  университета.  В  Вильно 
переехали студенты и часть преподавателей.  В это время кафедрой   
анатомии  руководил  профессор  С.  Бисси.      Он  основал 
анатомический музей и написал учебник по миологии.  

В  последующие  20  лет  (1820-1840)    кафедру  возглавляли 

уроженцы Беларуси В. В. Пеликан, А. Белькевич и Л. С. Севрук. В 
научных  исследованиях  профессора  хирургии  В.  В.  Пеликана 
особое  внимание  придавалось  анатомическому  обоснованию 
хирургических 

операций. 

После 

закрытия 

медицинского 

факультета  в  Вильно  профессор    Л.  С.  Севрук  в  последующем  12 
лет  заведовал  кафедрой  анатомии  Московского  университета. 
Имущество  кафедры    анатомии  из  Вильно  было  передано 
Киевскому университету, где некоторые препараты сохранились до 
настоящего времени. Одним из первых  антропологов Беларуси был 
И.  Ясинский,  воспитанник  Гродненской  медицинской  академии  и 
Виленского  университета,  доктор  философии,  медицины  и 
хирургии,  автор  книги  "Антропология  о  физических  и  моральных 
качествах человека". 

      Так  как  в  18-20  веках  Белоруссия  находилась  в  составе 

Российской  империи,  рассмотрим  становление  анатомических 
знаний  в  России.  Здесь  можно  выделить  два  больших  периода: 
первый  -  просветительский  -  накопление  и распространение среди 
населения и врачей эмпирических анатомических знаний и знаний, 
полученных  в  культурных  центрах  Востока  и  Запада,  и  второй  - 
развитие  научной  анатомии,-  благодаря  организации  научных 
центров  и  становлению  научных  анатомических  школ.  Первый 


background image

период  продолжался  от  средних  веков,  когда  очагами  культуры  и 
знаний были монастыри, вплоть до 18 века, в начале которого под 
влиянием  реформ  Петра  I  были  открыты  госпитали,  и  при  них 
медицинские  школы  для  подготовки  врачей.  В  школах  были 
организованы  анатомические  театры,  анатомия  преподавалась  по 
учебнику голландца Н.Бидлоо.   

 

      В  1725  году  в  Петербурге  была  создана  Российская 

Академия  Наук,  позже  -  Московский  университет,  где  были 
организованы  кафедры  анатомии.  Вначале  здесь  преподавали  и 
занимались  исследованиями  по  анатомии,  приглашенные  из 
Западной  Европы  профессора.  Однако  одновременно  шла 
подготовка  и  русских  национальных  кадров.  Так,  первый  русский 
академик  -  анатом  А.  П.  Протасов  /1724-1796/  занимался 
разработкой  русской  анатомической  терминологии  и  переводом 
медицинских  книг.  Он  начал  читать  курс  анатомии  на  русском 
языке  в  Петербургском  университете  лишь  с  1763  года.  Другие 
известные анатомы и клиницисты 18  - го века (М. И. Шеин, К. И. 
Щепин,  Н.  М.  Максимович-Амбодик)  также  разрабатывали 
русскую  анатомическую  терминологию,  переводили  иностранные 
учебники  по  анатомии,  иногда  дополняя  их  своими  данными.  Из 
русских  ученых  -  анатомов  18  -  го  века  известны:  профессор 
Московского  университета  С.  Г.  Зыбелин  /1735-1862/,  который 
разработал оригинальную классификацию конституций человека и 
показал  значение  в  заболеваемости  наследственности  и  среды;  П. 
М.  Шумлянский  /1735-1802/,  защитивший  в  Страсбурге 
диссертацию  «О  развитии  почек»,  где,  использовав  инъекцию 
сосудов  и  канальцев,  описал  капсулу  клубочка  и  прямую  связь 
между артериальными и венозными сосудами. 

      Второй  период,  научный,  в  России  начался  в  19-м  веке. 

Этому  способствовало  открытие  в  Петербурге  Медико-
хирургической академии, где П. А. Загорским /1764-1846/ основана 
первая  научная  анатомическая  школа,  его  ученики  -  И.  В. 
Буяльский,  П.  А.  Наранович  и  другие  выходцы  из  Великого 
княжества  Литовского.  П.  А.  Загорский  издал  первый  русский 
оригинальный  учебник.  Выдающиеся  ученые-анатомы:  Н. 
И.Пирогов  -  основоположник  топографической  анатомии,  П.  Ф. 
Лесгафт  развил  динамическую  анатомию,  Н.  М.  Якубович,  В.  А. 
Бец, Д. Н. Зернов, В. М. Бехтерев внесли большой вклад в изучение 
центральной нервной системы.