Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7563

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

частнособственнические и магистратские канцелярии. Наиважнейшие государственные 
акты, привилегии и другие документы утверждала велікакняжацкая канн-цылярыя в 
Вильно, которая имела свой собственный архив, т. зв. Метрику. Болыпасць октав и грамот 
Большого княжества Литовского в XIV -XVI вв. были написанный кириллицей, на 
старобелорусской, согласно та-гачаснай терминологии, - русской, 
языку.Л'!тарабеларуская..язык - 
^^^"^^к-дэаей^^йх.дакуп^тай 
кпвя сфярмі^яндддпя в ууі,р,т. 
Промежуточное положение между юридическо-деловой письменностью со 
старобелорусской языковой основой и конфессиональной письменностью из 
церковнославянским языком занимал язык светских художественно-литературных 
произведений. 
В ХПІ - XVI вв. на Беларуси по-прежнему широко распаўсюджва-лося церковно-
религиозная литература из ее основными жанрами. Это -книги Библии, жыціі святых, 
апокрифы. Произведения были переводные или оригинальные. В XIV - XV вв. слабо 
развивалась торжественное царьков-нае красноречие. Беларуское духовенство не 
выделило со своего ася-роддзя ни одного оратора, которого можно было бы сравнить из 
Кириллом Туровским. Стоит отметить особу Грыгора Цамблака, выходца из Болгарии, 
который являлся киевским митрополитом. Он создал многочисленные проповеди, 
похвальные "слова" и шеренга жыцій. 3 оригинальных тво-раў других жанров церковно-
религиозной литературы необходима отметить "Хождение в Царьград и Иерусалим" 
Игнатия Смолянина. Его описание путешествий имела важная познавательная 
значимость. Средь светских литературных произведений особенной популярностью 
пользовались такие переводные вещи, как "Александрия", "Троя", "Трыстан и Изольда". 
3 всех жанров беларуской литературы периода ее становления най-более динамично 
развивались летописи. Летописи - это историческо-литературные произведения из 
описанием событий по годам. Яны спалучаюыь лаконичную, документально-деловую 
фиксацию исторических событий 
из эмоционально-образным, беллетризованным осмыслением прошлого. В XV ст. в новых 
исторических условиях периода формирования бело-русской народности и политической 
консолидации беларуских зямель летописи приобрели новые качества и черты, 
появившись ярким адлюстра-ваннем нового этапо в жизни беларуского народа. 
Беларуска-литовские летописи, согласно своему составу, содержанию и формы, 
разделяются на 4 основные группы: "Летописец больших князей литовских", Беларуско-
литовская летопись 1446 г., "Хроника Большого княжества Литовского и Жамойтского", 
"Хроника Быхаўца". 
"Летописец больших князей литовских" - один из первых .произведений собственно 
беларуской историческо-документальной литературы. Он был йапісаны неизвестным 
авторам около 1430 г. в Смоленске в форме су-цельного повествования без использования 
дат, чем и отличается от традиционных старарускіх летописей. Произведение в найболып 
полных списках включает в себя двух частей: собственно "Летописца..." и "Повести про 
Падолле". Тут излагается история ВКЛ из 1341 г. (от смерти Гедымина) к концу XIV ст. 
Основное внимание хронист придает описанию борьбы за власть между Кейстутом и 
Ягайлам, затем много расказ-вае про деятельность Витовта. Автор силится объективно 
излагать факты, но его симпатии к Кейстуту и Витовта проявляются довольно 
выразительно. Он стремится создать интересное и увлекательное повествование, описывая 
настоящие события политической жизни. Автор, человек высокообразованный, возможно 
близкий к большим князьям литовских, смог сохранить внешне спокойный тон описания, 
несмотря на свои симпатии 1 антипатии и присутствие авторского вымыслу. 
Главная идея "Летописца..." - обоснование цэнтралізатарскай политики литовских князей, 
поддержка их устремлений к ликвидации феодальной раздробленасці. Позже это 
произведение входило в состав разных летописных уводов, был основоположный 


background image

оригинальной части Беларуско-литовской летописи 1446 г. и использованный польским 
хронистам Я.Длугошем в 'Тісторыі Польши". Попал он и на терри-торию Московской 
Руси, где длинное время служило русским читателям важным источником знаний о 
политической истории соседнего государства. 
Беларуска-литовская летопись 1446 г. - первый беларуско-литовский летописный увод. 
Свое название он получил тому, что 1446 годом дотируется в нем последняя запись. 
Хронологическо увод охватывает период от середины IX к середине XV ст. 
Псторыя Киевского государства, деятельность ее князей - содержание первой части увода, 
заимствованной из русских летописей. В Беларуско-литовской летописи 1446 г. 
помещенный и шеренга произведений местного происхождения: Смоленская хроника, 
"Пахвала Витовту", "Летописец больших князей литовских". 
"Пахвала Витовту" - довольно своеобразное произведение. Это не обычное повествование 
про исторические события, а взволнованное лирическое слово про большого князя, его 
величественную деятельность и высокий международный авторитет. В "Пахвале Витовту" 
высказывается историческая концепция всей Беларуско-литовской летописи 1446 г. - 
взгляд на ВКЛ как на 
литовско-славянское государство, которая признается одним из центров политического 
объединения восточнославянских зямель. История родной страны в леташсе 
рассматривается як органическая часть истории всех восточных славян, высказывается 
идея их исторического единства. 
3 начала XVI ст. произошли некоторые смены в летописном жанре: 
авторы свое внимание почти целиком сконцентрировали на истории ВКЛ. В 20-я годы 
XVI ст. в среды патриотично настроенной литовской аристократии была создана 
"Хроника Большого княжества Литовского и Жамойтского", где излагается история ВКЛ 
от легендарного князя Палемона к Гедымину. В этом произведении, написанным в жанры 
исторической повести, утверждается о происхождении литовских князей от римских 
аристократов. Яны во главе из Палемонам, убегая от преследований императора Нерона, 
очутились вроде бы в Прынѐманскім стороны и основали тут первые города. Могучие 
литовские князья восстановили политическую и культурную жизнь на разрушенной 
Ордой Руси и создали сильное государство. Хроника была написана из целью пробудить 
чувство национальной чести в литовцев, утвердить перевес литовских феада-скамей над 
феодалами восточнославянского происхождения. Произведение изобилует не-
дакладнасцей и фактических искажений, тенденциозно подает некоторые события из 
целью героизировать исторической прошедшей Литвы. 
"Хроника Быхаўца" - еще один найболып полный агульнадзяр-желны летописный увод. 
Свое название она получила от фамилии барина из-под Волковыска А.Быхаўца, которому 
принадлежал в прошедшем столетии единственный известный ее рукописный экземпляр. 
"Хроника" описывает события политической истории ВКЛ от легендарных времен к 
началу XVI ст. Автор запазы-чыў из "Хроники Большого княжества Литовского и 
Жамойтского" историю про мифического Палемона, дополнив ее взятой из Галичско-
Волынской летописи повестью про князей Миндовга и Войшелка. Еще одним источником 
"Хроники" послужила Беларуско-литовская летопись 1446 г., на основании какого 
изложена история ВКЛ времен Ольгерда и Витовта. Таким образом, впервые была создана 
наиболее полно систематизированная политическая история ВКЛ в течение значительного 
промежутка времени. 
Центральная тема произведения - военно-патриотичная. Много внимания хронист придает 
описанию разных походов и битв, ратных подвигов соотечественников, стремясь 
пробудить их патриотичные чувства. 
"Хроника Быхаўца" - этапное произведение в истории беларуско-литовского леталісання. 
Иен объединил в себе традиционную летописную форму пе-раказу со связным расповядам 
про прошлое, что отобразило тэн-дэнцыю к белетрызацыі исторического повествования. 


background image

Хроника Быхаўца послужила основой для "Хроники польской, литовской, жамойтской и 
всей Руси" М.Стрыйкоўскага. 
Во второй половине XVI ст. летописи как синтетическая форма духовной культуры стали 
потихоньку отмирать, вступая место другим историческим жанрам. 
Начало Возрождения на Беларуси. Возникновение книгопечатания. Франтишек Скорина и 
Мікола Гусовский. Беларускую культуру не миновала и такое общеевропейское явление, 
как Возрождение, или Ренессанс, - эпоха становления и расцвета ранней буржуазной 
культуры. Возрождение было обусловлена качественными сменами в экономичной и 
политической жизни стран: зарождением каігіталістычных отношений, формированием 
национальных государств и абсолютных монархий, усилением антифеодальной и 
религиозной борьбы. Большие географические открытия, появление книгопечатания, 
развитие науки и техники привели к возникновению новой, преимущественно светской 
культуры. На этой основе сформировалось гуманистическое мировоззрение. Выступая с 
древних времен в виде основных идей и элементов духовной культуры, гуманизм только в 
эпоху Возрождения приобрел черты очерченной концепции. Гуманизм (от лац. Іштаіша - 
человеческий, человечный) - философско-мировоззренческая позиция, которая 
утверждает высокое достоинство человека - творцы земного счастья, признает его право 
на свободное развитие здольнасцей, защищает идеалы справедливости, человеколюбие, 
свободы и совершенства особы. 
Возрождение - условное название, связанная из устремлением возродить античное 
наследство. Но это было не простой рэстаў-резоном, а способам формирования новой 
культуры, буржуазной согласно своей сути. Характерной чертой эпохи Возрождения был 
процесс формирования народных языков буквально во всех ел-рапейскіх странах, 
становления и развития национальных пуль-тур. 
В концы XV - начала XVI ст. сложились экономичные, социальные и.политические 
предпосылки Ренессанса на Беларуси: рост городов, формирование беларуской 
народности, оживление общественно-далітычнай деятельности и национально-классовой 
борьбы, секуля-рызацыя духовной жизни и расширение международных узаемасувя-аей. 
Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои специфичные черты. Общее 
экономичное отставание от передовых стран Европы и хіанаванне феодализма 
сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой 
культуры к культуре нового 
времени. 1 хотя идеи Возрождения проникли в литературу, искусство, философскую и 
общественно-политическую мысль, на Беларуси развитие рэнесансавай культуры осталось 
незавершанйм, не к концу аддзе-леным от религиозной идеологии. 
Представителем рэнесансавай культуры на Беларуси был перво-печатник,"гуманист и 
просветитель Франтишек Скорина (около 1490 - около 1551). Иен родился в купеческой 
семьи в Полоцка. Полагают, что там, а также в Вілыгі Ф.Скорина получил первоначальное 
образование. В 1504 г. он поступил в Краковский университет, через два годы получил 
вучоную степень бакалавра философии, а позже - доктора свободных наук. В 1512 г. в 
итальянском г. Падуя, университет которого славился на всю Европу медицинским 
факультетам, Ф.Скорино вытри-маў экзамен на получение вучонай степени доктора 
лекарскіх наук. 
Биографические сведения о жизни первопечатника не очень богатые, но можно полагать, 
что после получения вучонай степени его заинтересовали общественные проблемы и 
гуманитарные науки, зарядилась мысль выдать книги Библии на родном языке, сделать их 
доступными для своих земляков. Очутившись в Жажде, Ф.Скорина при помощи за-
можных виленских и полоцких мещан Богдана Онкава, Якуба Бабіча, Юрия Адверніка, 
возможно и брата Ивана Скорины основал типографию. За неполные три годы он перевел, 
прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии. 6 августа 1517 г. вышла из 
печати первая книга - "Псалтырь". Ф.Скорина намеревался выдать всю Библию, о чем 
свидетельствуют общий титульный лист, предисловия к всему изданию. Однако эта 


background image

задумка осталась незавершенной. Первопечатник выдал перевешай-ную часть Ветхого 
завета, причем выбрал из Библии наиболее важные книги. 
В 1520 г. Ф.Скорина оставил Жажду и переехал в Вильно, где открыл первую на своей 
родине типографию. В 1522 г. вышла в мир "Малая проезжая книжка" - сборник 
религиозных и светских произведений. Книга уготовлялась людям, какие па характера 
своих занятий виновный были часто странствовать и в дороге получать 
конфессиональную и астрономическую информацию. Как и последнее издание 
Ф.Скорины "Апостол" (1525), "Малая проезжая книжка" была небольшим удобным 
изданием, на-печатным на дешевой бумаге. Эти качества делали книги перво-печатника 
болып доступными для широких колес населения. 
Ф.Скорино выступил в качества создателя нового литературного жанра - предисловий, где 
отображались его общественно-политические, философские, правовые, эстетичные, 
языковедческие и педагогические взгляды. Кратко и лаконично пересказывая содержание 
произведений, предисловия Ф.Скорины стали классическими узорами в этом жанре 
беларуской литературы, послужили примерам для беларуских писателей XVI - XVII вв. 
Ф.Скорина внес значительный уклад в разработку беларуского литературного языка. Язык 
его изданий характеризуется як типичный узор беларуской редакции церковнославянского 
языка. Сам автор язык 
изданных библейских книг назы-ваў русской, сообщая читателю про употребление на 
Беларуси его времен двух письменных языков -старобелорусской и царкоўнаславян-скай. 
Библейские книги Ф.Скорина рассматривал як источник для приобретения знаний по 
псторыі, географии, астрономии. Иен пера-кладаў Библию, писал предисловия и 
послесловия к ей, сокращал тексты, объяснял непонятные слова и обращения, чтобы 
сделать их доступными болып широкому колесу читателей. Для лучшего за-сваення 
содержанию текст каждого издания Ф.Скорино разделял на главы, а главы на 
стихотворения, помещал в книгах многочисленные иллюстрации. По-чаткам его 
просветительской деятельности было издание "Псалтыря", который Ф.Скорина считал 
пособиям по изучению грамматики. 
Ф.Скорина известный не только как беларуский и восточнославянский первопечатник и 
просветитель, но и как ученый и общественный деятель эпохи Возрождения. Его 
политическим идеалам являлась просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть. 
На мысль Ф.Скорины, правитель должен быть набожный, мудрый, образованный, 
милосердный, чуткий, справедливый по отношению к своим подчиненным. Иен 
обязанный управлять страной в строгого соответствия из законами, следить за 
правильным выполнением правосудия. Одновременно правитель должен быть сильный и 
грозный, уметь в случая необходимости защитить свой народ. Ф.Скорино отдавал перава-
гу "мирному руководителю государства", но не отказывал существования в обществе 
классовых супярэчнасцей, считал, что общество три-имеется на миры и согласию, 
"невзгода ведь н найболыпне царство разрушаеть". 
3 начала третьего десятилетия XVI ст. Ф.Скорина работал сак-ратаром виленского 
епископа Иоана, дипломированным медикам навестил Полыпчу, Прусское герцогство, 
Московскую Русь, в концы жизни был одним из основателей рэнесансавага ботанического 
сада в Жажде. Деятельность Ф.Скорины оказала благотворное влияние на книгопечатание 
и просвещение в более поздние эпохи, содействовала развитию филологии, ботаники, 
медицины, повышению культурного уровню беларуского населения. 
Отличным деятелям беларуской культуры был поэт-гуманист эпохи Возрождения, 
представитель новалацінскай литературной школы Мікола Гусовский (1470(?) - 1533(?). 
Родился будущий знаменитый поэт в семьи велікакняжацкага ловчего. 3 детских годов 
отец приучал сына к охотничьей профессии. М.Гусовский имел возможность пойти по 
пути своего отца, однако он предпочел приобретению знал и получил образование в 
Вильно, Полыпчы, Италии. 


background image

В 1518 г. М.Гусовский попал в Рим в составе польской дыплама-тычнай миссии, которую 
возглавил Вітэлій, секретарь велікакняжацкай канцелярии, епископ плоцкі, что 
поддерживал будущего поэта. По заказу папы римского Льва Х в 1522 г. М.Гусовский 
создал свое лучшее произведение "Песня про фигуру, дикость зубра и охота на его". 
Написанная на классической латыни, поэма не осталась только расказам про охоту на 
зубра, она отозвалась произведением, где отраженный жизнь народа и судьба страны в 
переломный момент истории. Через все части поэмы проходить тема родины, а зубр 
выступает как олего-рычны образ родной стороны. Одну из главных причин несчастий и 
страданий родины М.Гусовский видел в войнах. Поэт-гуманист призывал покончить из 
междоусобицами, предлагал идею единения разных па пуль-туры и веры европейских 
народов перед угрозой турецкого и татарского нашествий. В поэме автор большое 
внимание придал отображению жизни простых людей, их быта, уставов и занятий. Он 
пропагандировал систему латинского европейского образования, отводил искусству и 
науке большую роль в воспитания народа. 
Таким образом, в беларуской литературы второй половины XIII - охаживай-шай половины 
XVI ст. преобладали средневековые идейно-художественные принципы, традиционные 
темы и жанровые формы. Однако из конца XV - начала XVI ст. под влиянием Ренессанса 
выявляется тенденция к преодолению старых традиций, совершенствуется беларуский 
литературный язык, происходит секуляризация, демократизация и гуманизация 
литературы. 
(! Архитектура и изобразительное искусство. На процесс становления и и развития 
беларуской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли 
древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусство 
западноевропейских стран. Широкое распаў-сюджаяне на Беларуси приобрела готика - 
художественный стиль, заимствованный в Западной Европе. Готика из середины XII ст. 
пришла на смену роман-скаму стиля и получила свое название от названия герьвднскага 
племені готов. Архитектуры принадлежала определяющая роль в развития готики. 
Найболып типичные готические построения выделялись большой вытпмнѐй, крутым 
силуэтам и вертикальными линиями, узкими с'уральчатымі ТТЯГП'^^'3"1 1 нпт<ттям^ а 
кадярові.лмі витражами. высокмі башнями. В готических соборах использовался богатый 
декор, на фасадах часто имелась большое круг-бранит окно (роза), обычно они 
украшались скульптурой. 
Своеобразные черты беларуской готики заключались в чрезвычайно длинном времени ее 
господства (вторая половина XIII - XVI ст.), функция- 
нальным сочетания культового и оборонческого зодчества, традиций^ ным использования 
кирпичной кладки из разнообразными оштукатуренными и побеленными плоскими 
нишами, массивности конструкций и монументальности построений, сочетания 
готических и рэнесансавых1 форм. 
Готика на Беларуси была предоставлена многочисленными оборонческими збу-даваннямі 
- замками, какие одновременно являлись административными, политическими, 
экономичными и культурными центрами. Каменные замки начали строиться в первой 
половине XIV ст. Старые деревянные укрепления не могли сдерживать сильного нажатия 
врагов. Возникла оборонческая система из замков в Лиде, Новагародку, Креве, Вильно и 
Троках. 
Оборонческая система включала в себя замков разных типов. Одни из их строились на 
возвышенностях, на места старых деревянных замков. Вторые же 
размещались  в  низменной болотистой местности на штуч-ным насыпи. Это был новый 
тип замков, т. зв. кастэлі, запазы-чаныя из Запада. В Западной Ел-ропе кастэлем называли 
небольшой каменный замок в низине, который исполнял оборонческую функцию. 
Местные зодчие приспособили этот тип к своим условиям, значительно увеличив площадь 
замкового двора, где пряталась во время опасности мирное население.