ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7563
Скачиваний: 2
частнособственнические и магистратские канцелярии. Наиважнейшие государственные
акты, привилегии и другие документы утверждала велікакняжацкая канн-цылярыя в
Вильно, которая имела свой собственный архив, т. зв. Метрику. Болыпасць октав и грамот
Большого княжества Литовского в XIV -XVI вв. были написанный кириллицей, на
старобелорусской, согласно та-гачаснай терминологии, - русской,
языку.Л'!тарабеларуская..язык -
^^^"^^к-дэаей^^йх.дакуп^тай
кпвя сфярмі^яндддпя в ууі,р,т.
Промежуточное положение между юридическо-деловой письменностью со
старобелорусской языковой основой и конфессиональной письменностью из
церковнославянским языком занимал язык светских художественно-литературных
произведений.
В ХПІ - XVI вв. на Беларуси по-прежнему широко распаўсюджва-лося церковно-
религиозная литература из ее основными жанрами. Это -книги Библии, жыціі святых,
апокрифы. Произведения были переводные или оригинальные. В XIV - XV вв. слабо
развивалась торжественное царьков-нае красноречие. Беларуское духовенство не
выделило со своего ася-роддзя ни одного оратора, которого можно было бы сравнить из
Кириллом Туровским. Стоит отметить особу Грыгора Цамблака, выходца из Болгарии,
который являлся киевским митрополитом. Он создал многочисленные проповеди,
похвальные "слова" и шеренга жыцій. 3 оригинальных тво-раў других жанров церковно-
религиозной литературы необходима отметить "Хождение в Царьград и Иерусалим"
Игнатия Смолянина. Его описание путешествий имела важная познавательная
значимость. Средь светских литературных произведений особенной популярностью
пользовались такие переводные вещи, как "Александрия", "Троя", "Трыстан и Изольда".
3 всех жанров беларуской литературы периода ее становления най-более динамично
развивались летописи. Летописи - это историческо-литературные произведения из
описанием событий по годам. Яны спалучаюыь лаконичную, документально-деловую
фиксацию исторических событий
из эмоционально-образным, беллетризованным осмыслением прошлого. В XV ст. в новых
исторических условиях периода формирования бело-русской народности и политической
консолидации беларуских зямель летописи приобрели новые качества и черты,
появившись ярким адлюстра-ваннем нового этапо в жизни беларуского народа.
Беларуска-литовские летописи, согласно своему составу, содержанию и формы,
разделяются на 4 основные группы: "Летописец больших князей литовских", Беларуско-
литовская летопись 1446 г., "Хроника Большого княжества Литовского и Жамойтского",
"Хроника Быхаўца".
"Летописец больших князей литовских" - один из первых .произведений собственно
беларуской историческо-документальной литературы. Он был йапісаны неизвестным
авторам около 1430 г. в Смоленске в форме су-цельного повествования без использования
дат, чем и отличается от традиционных старарускіх летописей. Произведение в найболып
полных списках включает в себя двух частей: собственно "Летописца..." и "Повести про
Падолле". Тут излагается история ВКЛ из 1341 г. (от смерти Гедымина) к концу XIV ст.
Основное внимание хронист придает описанию борьбы за власть между Кейстутом и
Ягайлам, затем много расказ-вае про деятельность Витовта. Автор силится объективно
излагать факты, но его симпатии к Кейстуту и Витовта проявляются довольно
выразительно. Он стремится создать интересное и увлекательное повествование, описывая
настоящие события политической жизни. Автор, человек высокообразованный, возможно
близкий к большим князьям литовских, смог сохранить внешне спокойный тон описания,
несмотря на свои симпатии 1 антипатии и присутствие авторского вымыслу.
Главная идея "Летописца..." - обоснование цэнтралізатарскай политики литовских князей,
поддержка их устремлений к ликвидации феодальной раздробленасці. Позже это
произведение входило в состав разных летописных уводов, был основоположный
оригинальной части Беларуско-литовской летописи 1446 г. и использованный польским
хронистам Я.Длугошем в 'Тісторыі Польши". Попал он и на терри-торию Московской
Руси, где длинное время служило русским читателям важным источником знаний о
политической истории соседнего государства.
Беларуска-литовская летопись 1446 г. - первый беларуско-литовский летописный увод.
Свое название он получил тому, что 1446 годом дотируется в нем последняя запись.
Хронологическо увод охватывает период от середины IX к середине XV ст.
Псторыя Киевского государства, деятельность ее князей - содержание первой части увода,
заимствованной из русских летописей. В Беларуско-литовской летописи 1446 г.
помещенный и шеренга произведений местного происхождения: Смоленская хроника,
"Пахвала Витовту", "Летописец больших князей литовских".
"Пахвала Витовту" - довольно своеобразное произведение. Это не обычное повествование
про исторические события, а взволнованное лирическое слово про большого князя, его
величественную деятельность и высокий международный авторитет. В "Пахвале Витовту"
высказывается историческая концепция всей Беларуско-литовской летописи 1446 г. -
взгляд на ВКЛ как на
литовско-славянское государство, которая признается одним из центров политического
объединения восточнославянских зямель. История родной страны в леташсе
рассматривается як органическая часть истории всех восточных славян, высказывается
идея их исторического единства.
3 начала XVI ст. произошли некоторые смены в летописном жанре:
авторы свое внимание почти целиком сконцентрировали на истории ВКЛ. В 20-я годы
XVI ст. в среды патриотично настроенной литовской аристократии была создана
"Хроника Большого княжества Литовского и Жамойтского", где излагается история ВКЛ
от легендарного князя Палемона к Гедымину. В этом произведении, написанным в жанры
исторической повести, утверждается о происхождении литовских князей от римских
аристократов. Яны во главе из Палемонам, убегая от преследований императора Нерона,
очутились вроде бы в Прынѐманскім стороны и основали тут первые города. Могучие
литовские князья восстановили политическую и культурную жизнь на разрушенной
Ордой Руси и создали сильное государство. Хроника была написана из целью пробудить
чувство национальной чести в литовцев, утвердить перевес литовских феада-скамей над
феодалами восточнославянского происхождения. Произведение изобилует не-
дакладнасцей и фактических искажений, тенденциозно подает некоторые события из
целью героизировать исторической прошедшей Литвы.
"Хроника Быхаўца" - еще один найболып полный агульнадзяр-желны летописный увод.
Свое название она получила от фамилии барина из-под Волковыска А.Быхаўца, которому
принадлежал в прошедшем столетии единственный известный ее рукописный экземпляр.
"Хроника" описывает события политической истории ВКЛ от легендарных времен к
началу XVI ст. Автор запазы-чыў из "Хроники Большого княжества Литовского и
Жамойтского" историю про мифического Палемона, дополнив ее взятой из Галичско-
Волынской летописи повестью про князей Миндовга и Войшелка. Еще одним источником
"Хроники" послужила Беларуско-литовская летопись 1446 г., на основании какого
изложена история ВКЛ времен Ольгерда и Витовта. Таким образом, впервые была создана
наиболее полно систематизированная политическая история ВКЛ в течение значительного
промежутка времени.
Центральная тема произведения - военно-патриотичная. Много внимания хронист придает
описанию разных походов и битв, ратных подвигов соотечественников, стремясь
пробудить их патриотичные чувства.
"Хроника Быхаўца" - этапное произведение в истории беларуско-литовского леталісання.
Иен объединил в себе традиционную летописную форму пе-раказу со связным расповядам
про прошлое, что отобразило тэн-дэнцыю к белетрызацыі исторического повествования.
Хроника Быхаўца послужила основой для "Хроники польской, литовской, жамойтской и
всей Руси" М.Стрыйкоўскага.
Во второй половине XVI ст. летописи как синтетическая форма духовной культуры стали
потихоньку отмирать, вступая место другим историческим жанрам.
Начало Возрождения на Беларуси. Возникновение книгопечатания. Франтишек Скорина и
Мікола Гусовский. Беларускую культуру не миновала и такое общеевропейское явление,
как Возрождение, или Ренессанс, - эпоха становления и расцвета ранней буржуазной
культуры. Возрождение было обусловлена качественными сменами в экономичной и
политической жизни стран: зарождением каігіталістычных отношений, формированием
национальных государств и абсолютных монархий, усилением антифеодальной и
религиозной борьбы. Большие географические открытия, появление книгопечатания,
развитие науки и техники привели к возникновению новой, преимущественно светской
культуры. На этой основе сформировалось гуманистическое мировоззрение. Выступая с
древних времен в виде основных идей и элементов духовной культуры, гуманизм только в
эпоху Возрождения приобрел черты очерченной концепции. Гуманизм (от лац. Іштаіша -
человеческий, человечный) - философско-мировоззренческая позиция, которая
утверждает высокое достоинство человека - творцы земного счастья, признает его право
на свободное развитие здольнасцей, защищает идеалы справедливости, человеколюбие,
свободы и совершенства особы.
Возрождение - условное название, связанная из устремлением возродить античное
наследство. Но это было не простой рэстаў-резоном, а способам формирования новой
культуры, буржуазной согласно своей сути. Характерной чертой эпохи Возрождения был
процесс формирования народных языков буквально во всех ел-рапейскіх странах,
становления и развития национальных пуль-тур.
В концы XV - начала XVI ст. сложились экономичные, социальные и.политические
предпосылки Ренессанса на Беларуси: рост городов, формирование беларуской
народности, оживление общественно-далітычнай деятельности и национально-классовой
борьбы, секуля-рызацыя духовной жизни и расширение международных узаемасувя-аей.
Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои специфичные черты. Общее
экономичное отставание от передовых стран Европы и хіанаванне феодализма
сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой
культуры к культуре нового
времени. 1 хотя идеи Возрождения проникли в литературу, искусство, философскую и
общественно-политическую мысль, на Беларуси развитие рэнесансавай культуры осталось
незавершанйм, не к концу аддзе-леным от религиозной идеологии.
Представителем рэнесансавай культуры на Беларуси был перво-печатник,"гуманист и
просветитель Франтишек Скорина (около 1490 - около 1551). Иен родился в купеческой
семьи в Полоцка. Полагают, что там, а также в Вілыгі Ф.Скорина получил первоначальное
образование. В 1504 г. он поступил в Краковский университет, через два годы получил
вучоную степень бакалавра философии, а позже - доктора свободных наук. В 1512 г. в
итальянском г. Падуя, университет которого славился на всю Европу медицинским
факультетам, Ф.Скорино вытри-маў экзамен на получение вучонай степени доктора
лекарскіх наук.
Биографические сведения о жизни первопечатника не очень богатые, но можно полагать,
что после получения вучонай степени его заинтересовали общественные проблемы и
гуманитарные науки, зарядилась мысль выдать книги Библии на родном языке, сделать их
доступными для своих земляков. Очутившись в Жажде, Ф.Скорина при помощи за-
можных виленских и полоцких мещан Богдана Онкава, Якуба Бабіча, Юрия Адверніка,
возможно и брата Ивана Скорины основал типографию. За неполные три годы он перевел,
прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии. 6 августа 1517 г. вышла из
печати первая книга - "Псалтырь". Ф.Скорина намеревался выдать всю Библию, о чем
свидетельствуют общий титульный лист, предисловия к всему изданию. Однако эта
задумка осталась незавершенной. Первопечатник выдал перевешай-ную часть Ветхого
завета, причем выбрал из Библии наиболее важные книги.
В 1520 г. Ф.Скорина оставил Жажду и переехал в Вильно, где открыл первую на своей
родине типографию. В 1522 г. вышла в мир "Малая проезжая книжка" - сборник
религиозных и светских произведений. Книга уготовлялась людям, какие па характера
своих занятий виновный были часто странствовать и в дороге получать
конфессиональную и астрономическую информацию. Как и последнее издание
Ф.Скорины "Апостол" (1525), "Малая проезжая книжка" была небольшим удобным
изданием, на-печатным на дешевой бумаге. Эти качества делали книги перво-печатника
болып доступными для широких колес населения.
Ф.Скорино выступил в качества создателя нового литературного жанра - предисловий, где
отображались его общественно-политические, философские, правовые, эстетичные,
языковедческие и педагогические взгляды. Кратко и лаконично пересказывая содержание
произведений, предисловия Ф.Скорины стали классическими узорами в этом жанре
беларуской литературы, послужили примерам для беларуских писателей XVI - XVII вв.
Ф.Скорина внес значительный уклад в разработку беларуского литературного языка. Язык
его изданий характеризуется як типичный узор беларуской редакции церковнославянского
языка. Сам автор язык
изданных библейских книг назы-ваў русской, сообщая читателю про употребление на
Беларуси его времен двух письменных языков -старобелорусской и царкоўнаславян-скай.
Библейские книги Ф.Скорина рассматривал як источник для приобретения знаний по
псторыі, географии, астрономии. Иен пера-кладаў Библию, писал предисловия и
послесловия к ей, сокращал тексты, объяснял непонятные слова и обращения, чтобы
сделать их доступными болып широкому колесу читателей. Для лучшего за-сваення
содержанию текст каждого издания Ф.Скорино разделял на главы, а главы на
стихотворения, помещал в книгах многочисленные иллюстрации. По-чаткам его
просветительской деятельности было издание "Псалтыря", который Ф.Скорина считал
пособиям по изучению грамматики.
Ф.Скорина известный не только как беларуский и восточнославянский первопечатник и
просветитель, но и как ученый и общественный деятель эпохи Возрождения. Его
политическим идеалам являлась просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть.
На мысль Ф.Скорины, правитель должен быть набожный, мудрый, образованный,
милосердный, чуткий, справедливый по отношению к своим подчиненным. Иен
обязанный управлять страной в строгого соответствия из законами, следить за
правильным выполнением правосудия. Одновременно правитель должен быть сильный и
грозный, уметь в случая необходимости защитить свой народ. Ф.Скорино отдавал перава-
гу "мирному руководителю государства", но не отказывал существования в обществе
классовых супярэчнасцей, считал, что общество три-имеется на миры и согласию,
"невзгода ведь н найболыпне царство разрушаеть".
3 начала третьего десятилетия XVI ст. Ф.Скорина работал сак-ратаром виленского
епископа Иоана, дипломированным медикам навестил Полыпчу, Прусское герцогство,
Московскую Русь, в концы жизни был одним из основателей рэнесансавага ботанического
сада в Жажде. Деятельность Ф.Скорины оказала благотворное влияние на книгопечатание
и просвещение в более поздние эпохи, содействовала развитию филологии, ботаники,
медицины, повышению культурного уровню беларуского населения.
Отличным деятелям беларуской культуры был поэт-гуманист эпохи Возрождения,
представитель новалацінскай литературной школы Мікола Гусовский (1470(?) - 1533(?).
Родился будущий знаменитый поэт в семьи велікакняжацкага ловчего. 3 детских годов
отец приучал сына к охотничьей профессии. М.Гусовский имел возможность пойти по
пути своего отца, однако он предпочел приобретению знал и получил образование в
Вильно, Полыпчы, Италии.
В 1518 г. М.Гусовский попал в Рим в составе польской дыплама-тычнай миссии, которую
возглавил Вітэлій, секретарь велікакняжацкай канцелярии, епископ плоцкі, что
поддерживал будущего поэта. По заказу папы римского Льва Х в 1522 г. М.Гусовский
создал свое лучшее произведение "Песня про фигуру, дикость зубра и охота на его".
Написанная на классической латыни, поэма не осталась только расказам про охоту на
зубра, она отозвалась произведением, где отраженный жизнь народа и судьба страны в
переломный момент истории. Через все части поэмы проходить тема родины, а зубр
выступает как олего-рычны образ родной стороны. Одну из главных причин несчастий и
страданий родины М.Гусовский видел в войнах. Поэт-гуманист призывал покончить из
междоусобицами, предлагал идею единения разных па пуль-туры и веры европейских
народов перед угрозой турецкого и татарского нашествий. В поэме автор большое
внимание придал отображению жизни простых людей, их быта, уставов и занятий. Он
пропагандировал систему латинского европейского образования, отводил искусству и
науке большую роль в воспитания народа.
Таким образом, в беларуской литературы второй половины XIII - охаживай-шай половины
XVI ст. преобладали средневековые идейно-художественные принципы, традиционные
темы и жанровые формы. Однако из конца XV - начала XVI ст. под влиянием Ренессанса
выявляется тенденция к преодолению старых традиций, совершенствуется беларуский
литературный язык, происходит секуляризация, демократизация и гуманизация
литературы.
(! Архитектура и изобразительное искусство. На процесс становления и и развития
беларуской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли
древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусство
западноевропейских стран. Широкое распаў-сюджаяне на Беларуси приобрела готика -
художественный стиль, заимствованный в Западной Европе. Готика из середины XII ст.
пришла на смену роман-скаму стиля и получила свое название от названия герьвднскага
племені готов. Архитектуры принадлежала определяющая роль в развития готики.
Найболып типичные готические построения выделялись большой вытпмнѐй, крутым
силуэтам и вертикальными линиями, узкими с'уральчатымі ТТЯГП'^^'3"1 1 нпт<ттям^ а
кадярові.лмі витражами. высокмі башнями. В готических соборах использовался богатый
декор, на фасадах часто имелась большое круг-бранит окно (роза), обычно они
украшались скульптурой.
Своеобразные черты беларуской готики заключались в чрезвычайно длинном времени ее
господства (вторая половина XIII - XVI ст.), функция-
нальным сочетания культового и оборонческого зодчества, традиций^ ным использования
кирпичной кладки из разнообразными оштукатуренными и побеленными плоскими
нишами, массивности конструкций и монументальности построений, сочетания
готических и рэнесансавых1 форм.
Готика на Беларуси была предоставлена многочисленными оборонческими збу-даваннямі
- замками, какие одновременно являлись административными, политическими,
экономичными и культурными центрами. Каменные замки начали строиться в первой
половине XIV ст. Старые деревянные укрепления не могли сдерживать сильного нажатия
врагов. Возникла оборонческая система из замков в Лиде, Новагародку, Креве, Вильно и
Троках.
Оборонческая система включала в себя замков разных типов. Одни из их строились на
возвышенностях, на места старых деревянных замков. Вторые же
размещались в низменной болотистой местности на штуч-ным насыпи. Это был новый
тип замков, т. зв. кастэлі, запазы-чаныя из Запада. В Западной Ел-ропе кастэлем называли
небольшой каменный замок в низине, который исполнял оборонческую функцию.
Местные зодчие приспособили этот тип к своим условиям, значительно увеличив площадь
замкового двора, где пряталась во время опасности мирное население.