Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7536

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

К типу кастэляў принадлежал Лидский замок,. построенный в 30-я годы XIV ст. Он был 
возведенный на искусственной насыпи в болотистом слиянии рек Лідзеі и Каменки. Рядом 
из кладками проходил глубокий ров, который соединял оба раки и защищал замок из 
стороны города. Ас-ноўнае оборонческая значимость имели стены, построенные из 
полевого ка-меня. Верхняя часть стен из боевой галереей и бойницами была 
возведена из кирпича. Сначала замок имел одну северо-западную башню, которая была 
построена одновременно со стенами. 
В концы XIV - начала XV ст. крестоносцы уже имели огнестрельное оружие, потому 
замки начали приспосабливать к новым условиям. По приказу Витовта Лидский замок 
был перестроенный и преобразованный в один из най-более крепких во всем Большом 
княжестве Литовским. Были построенный еще одна башня и новый большой вход, Башни 
не выступали за периметр стен. По периметру замковых кладок размещались 
одноэтажные деревянные строения жилого и хозяйственного назначения. Возможно, на 
территории замка находилась православная церковь. 
Замок-кастэль существовал также и в Креве. Многочисленные холмы и ложбины в 
окрестности Крево поспособствовали возведению тут каменного замка в концы XIII - 
начала XIV ст. В плане Кревский замок имел вид прямоугольника из двумя брамамі. От 
Лидского замка он отличался тем, что его главная т. зв. Княжеская башня выходила за 
периметр замковых кладок. Башня имела не меньше как три этажи и была приспособлена 
под жилье. На втором ее этаже находились княжеские комнаты. 
Кревский замок - свидетель многочисленных исторических событий. Сооруженный во 
времена Гедымина, позже он стал резиденцией Ольгерда. Тут был убитый Кейстут, 
находился в плене Витовт, а в 1385 г. произошло заключэн- 
не унии между Полыпчай и ВКЛ. Замок был сильно поврежденный во время русско-
польской войны середины XVII ст. и потерял свои оборонческие функции. Окончательно 
кладки памятника были разрушенный в ходе первой мировой войны. 
Кревский замок занимает особенное место в шеренги памятников бело-русского 
зодчества. Он сопряг черты оборонческой постройки и велікакняжацкай резиденции. 
Умелое использование асаблівасцей местного рельефа, достижений архитектурной мысли 
Европы прывя-ло к созданию оригинального и могучего замкового комплекса. 
Кроме строительства кастэляў в XIV - XV вв. перестраивались и старые деревянные 
нагорные паперти. Новагародскі замок существовал в Х - XVII вв. Он определенное время 
являлось резиденцией больших князей литовских. Размещался замок на холме т.н. 
Замковой горы, акру-жанной глубоким рвом и земляным валам, где сначала стояли 
деревянные стены. Деревянные построения много раз горели, а потом воссоздавались. Во 
второй половине XIII ст. была построена оборонческая башня из камня, которая 
напоминала Каменецкую башню. После одного из крыжацкіх нападал в концы XIV ст. 
башня была отстроена почти полностью, но уже не из камня, а из кирпича. Ее назвали 
Щитовкой. В концы XIV ст. были построенный еще 3 каменные башни, соединенные 
каменными стенами. Поскольку воды в замке не было и только на восточном склоне 
Замковой горы били сильные источники, над одной из их была узве-дзена Колодезная 
башня. 3 полночи на самом крутом склоне Замка-вай горы длинное время сохранялись 
деревянные стены, что объясняться выгодным размещением этой части замковых 
укреплений. 
Следующий этап перестройки замка произошел в концы XV- начала XVI ст. в связи из 
нападениями крымских татар. Была сооружена Дазорная башня. Между ей и Щитовкой 
возвели стены, таким образом кольцо замковых построек было замкнута. 
В XVI ст. Новагародскі замок являлся одной из самых могучих построений, которая 
выдержала много вражеских нападений. К нашему времени сохранились только останки 
стен и башен. 


background image

В первой половине XVI ст. опять наблюдается расцвет замковой архитектуры, что в 
значительной степени было связана из набегами татар, войнами из соседними 
государствами, магнатскими спорами, крестьянскими восстаниями. 
В начала XVI ст. появился Мирский замок, жемчужина беларуского каменного зодчества, 
построенный магнатским родам Ильиничей по типа замков-кастэляў. В первых хозяев 
замка не халіла денег на его дабудову, и в 1568 г. он перешел к Радзивиллам, тогда замок 
был завершенный в стили ренессанса. В плане замок близкий к квадрату из выступаючымі 
по углам башнями. Пятая башня имела въездные ворота из подъемным мостом и кованной 
решеткой, которая могла скоро остановить ралтоўны нападение врага. 
Мирский замок был хорошо приспособленный для огнестрельной защиты. Его кладки 
имели два советы бойниц, а башни использовались для стрельбы 
из тяжелых пушек. Именно башни исполняли главную оборонческую функцию: они были 
рассчитанный на прицельный огонь вдоль му-ров. Башни оставались последними 
сердцевинами защиты, когда враги прорывались в замок. Квадратная основа каждой 
башни постепенно переходила в восьмигранник. Такая форма была характерна для 
замковых башен периода расцвета беларуской готики. Архитектурная отделка фасо-дал 
каждой башни сочетала разные па форме и величины декоративные ниши ,и замковые 
кладки, по периметру которых проходил декоративный пояс из кирпича. В 
художественном оформлении Мирского замка использованный такие приемы, как 
готическая му-роўка, раздел стен разнообразь-нымі по форме оштукатуренными нишами. 
Замок был административным 
центрам Мирского графства, где находились канцелярия и тюрьма. Мирский замок в 
основном сохранился к нашему времени, и сейчас ведется реставрация этого отличного 
памятника беларуского зодчества. 
Кроме каменных замков совершенствовались и перестраивались деревянные замки в 
Полоцка, Бресте, Минску, Гомеле, Мстиславле и других городах. Замки, другие 
оборонческие постройки имелись почти во всех городах. Вот почему Беларусь 
средневековья называют страной замков. 
Вместе из замками вторым главенствующим архитектурно-композиционным центрам 
городских поселений были торговые площади, где размещались строения магистратов, 
купеческие скамейки, магазины. 
Значительное место в архитектуры отмеченного периода занимала куль-тавае зодчество. 
Ни церкви, ни костелы XIV - первой половины XV ст. на территории Беларуси не 
сохранились. Археологические исследования Верхней церкви в Гродно, церкви в 
Навагародку разрешили полагать, что из этих построений начинается новый этап в 
беларуском культовом зодчестве, какому свойственно усвоение готических традиций. 
В связи из расширением католицизма после заключения Крэў-скай унии на всей 
территории Беларуси началось строительство костелов. Троіцкі костел в в.Ішкалдзь 
(Барановичский р-н) - 
единственный памятник беларуского культового зодчества периода ста-наўлення 
готической архитектуры, который целиком сохранился. Он был созданный примерно в 
1471 - 1472 гг. Троіцкі костел - кам-пактная прямоугольная в пла-не построение, накрытая 
высоким двускатным крышам. Окна -полуциркульные, проем входо - стральчатае 
завершение. Храм отделок-лены симметрично размещенными плоскими нишами. 
В XV ст. в готическом стиле были созданный костелы в в.Уселюб (Навагрудскі р-н) и в 
Ивье, которые сохранились к нашим дням, но в итога многочисленных пе-рабудоў почти 
потеряли свой охаживай-шапачатковы вид. 
В культовой архитектуры конца XV - первой половины XVI ст. явлений-ляецца новый тип 
построений - інкастэляваныя храмы, прыстаса- 
ваныя к защите. В этот период расширялись междоусобные стычки между феодалами, и 
тогда каменные храмы становились хранилищами для сельских жителей. Письменные 
источники сообщают, что в разных обителях Беларуси существовали інкастэляваныя 


background image

храмы. Под оборонческий храм была перестроена и Полоцкая София. Всем храмам 
похожего типа были свойственный компактность объема, оборонческие башни из 
бойницами, высокая крыша и выразительный раздел внутреннего пространства на 
фортификационную и культовую части. 
На Беларуси к нашим дням сохранились два оборонческие храмы: 
Сынковіцкая царква-крепость и Мураванкаўская (Маламажэйкаўская) церковь. 
Сынковіцкая царква-крепость в в.Сынковічы (Зельвенский р-н) - памятник зодчества 
конца XV - начала XVI ст. Храм в плане явлений-ляецца перекошенным прямоугольникам 
из четырьмя боевыми башнями по углам. Стены церкви возведенный в технике 
готической кладки из кирпича. Она покрыта высоким двускатным крышам из острыми 
торцовыми щитами. Щит на главном фасаде отделанный разными па форме плоскими 
оштукатуренными нишами. 
Храм был хорошо приспособленный к защите. Его башни имели бойницы разной формы, 
а также вінтавыя лестницы, которые вели к боевой галерее, размещенной на завершения 
стен. Архитектура Сынковіцкай церкви выделяется выразительными стилевыми 
пометками готики. Памятник имеет значительную художественную и историческую 
ценность и охраняется дзяржа-вай. 
Не меньше интересной постройкой оборонческого типа является Му-раванкаўская царква-
крепость (Щучинский р-н), которая в навуко-вай литературы приобрела еще одно 
название - Маламажэйкаўская. Она была построена в первой половине XVI ст. К нашему 
времени церковь не сохранилась целиком в першапачат-ковым виде, потому что ее не раз 
разрушали и перестраивали. Сильно поврежденная во время русско-польской войны 1654 
-1667 гг. и Северной войны, в XIX ст. она дважды ремонтировалась. 
Мураванкаўская церковь представляет собой почти квадратную в плане построение из 
чатьфма цилиндрическими башнями по углам. В различие от Сынковіцкай церкви, ее 
башни как бы втянутый в углы, что на- 
дает компактность построению. Храм также изобилует банніц, прыс-тасованных для 
ручного огнестрельного оружия. Но надо отметить, что в общем інкастэляваныя храмы не 
могли противостоять значительному войс-ку: тут можно было организовать отпор только 
небольшим отрядам, которые опустошали сторону. 
Мураванкаўская церковь являлась не только оборонческим збудаван-нем, но и отлично 
отделанным храмам. В основу декора ее фасадов было положена чередование ниш разных 
очертаний и величины. Пабе-леныя ниши выразительно контрастировали из красным 
фоном кирпичной кладки. Зодчие, которые создавали Мураванкаўскую церковь, отошли 
от сурового узора Сынковіцкай церкви и построили более отделанный храм, где даже 
части оборонческого назначения одновременно исполняли и декоративную функцию. 
На территории Подляшье находилась Супрасльская царква-крэ-пасць. Построенная в 
качества оборонческого храма, она являлась най-более сложным и оригинальным узорам 
церковной готики ВКЛ. Храм был созданный в 1505 - 1511 гг. на средства предводителя 
Большого княжества Литовского Александра Ходкевича. 
В различие от Сынковіцкай и Мураванкаўскай церквей, Супрасльскі храм имел пятую 
башню, которая была размещена в центры основного объема и доминировала над 
остальными четырьмя. В интерьеры памятника значительную роль 
отыгрывают фрески, исполняемые в середине XVI ст. группой живописцев, под 
руководством сербского мастера Нектарыя. В XVI ст. церковь входила в комп-лекс 
монастыря, где складывались летописи, светские и религиозные произведения, в том 
числе Супрасльскі сборник 1519 г., который помещал самый полный список Беларуско-
литовской летописи 1446 г. В 1944 г. церковь была разрушена и сохранилась частично. 
Сейчас она воссоздается. 
Борисоглебская церковь в Новагародку была построена в 1519 г. на средства гетмана 
Большого княжества Литовского Константина Астрожского. Для строительства 
использована кирпич, а также фундамент храма XII ст. из валунов и блоков известняку. В 


background image

XVII ст. к западной части церкви была сделана пристройка двух башен из бойницами, что 
свидетельствовать о 
приспособлении ее к защите. Красочный вид церкви придавал пол из квадратных, 
шасцігранных, ромбовидных зеленых глазурованных плиток, а также крыша из зеленой и 
коричневой глазурованной дахоўкі. Церковь представляла собой трехнефовое 
двухбашенное построение, план основного объема которой имел прямоугольную форму. 3 
востока она заканчивалась многогранной апсидой, из запада к церкви примыкал прытвор. 
В ее архитектуры выразительно выделялись готические черты -звездчатые своды, 
падпружныя арки и окна остроконечной формы, контрфорсы. 
Спасо-Преображенская церковь в Заслаўі была построена в середине XVI ст. по приказу 
виленского воеводы Ивана Глебовича. Это аднанефавая прямоугольная в плане 
безапсідная построение. К главному фасаду примыкает пятиярусная башня. Внутри и 
снаружи стены церкви украшенный пилястрами. Углы храма декорированный рустам, а 
стены завершаются аттиком, что придает сравнительно небольших па-мерил построению 
монументальный вид. 
В XV - первой половине XVI ст. были возведенный фарный костел в Новагародку, Троіцкі 
костел в Клецке, костел Святого Духо в Грод-не, Мікалаеўскі костел в в.Геранѐны 
(Ивьевский р-н), костел Святого Михаила в в.Гнезца (Волковысский р-н). 
В изобразительном искусстве Беларуси второй половины XIII - первой половины XVI ст. 
выделяются иконопись, фрески, книжная миниатюра, 
гравюра, орнамент, деревянная резная скульптура. Произведения   монументальной 
живописи этого периода почти не сохранились. Но из письменных источников конечно, 
что многие дворцы и храмы были украшенный фресками. Беларуские художники 
принимали участие в росписи Благавеш-чанскай церкви Супрасльскага монастыря. К 
нашим дням фрески дошли только в фрагментах. 
Средь других видов живописи найболып активно развивалась иконопись. Лучшие его 
произведения выделяются жизненной правдой и интересом к человеческим пачуц-сек. 
Оскорбления писались преимущественно на досках темперными красками или 
растительным маслом и украшались при помощи пластических средств: 
резьбы и лепки, накладных элемен-тау и резных ліштваў, что на-давала произведениям 
подчеркнутую дека- 
ратыўнасць. Оскорбления сохраняли традиции древнерусского и византийского искусства. 
Характерными являлись оскорбления "Мать божья Умиление" (конец XIV - начало XV 
ст.), "Мать божья Иерусалимская" (первая половина XV ст.), "Мать божья Смоленская" 
(граница XV - XVI вв.) и др. 
3 начала XVI ст. под влиянием ренессансных дуновений в иконописных произведениях 
персонажи все почаще наделяются индивидуальными чертами, в сюжете являются 
элементы бытового, этнографического характера. В стили Возрождения исполняемая 
икона "Поклонение предсказателей" (около 1514) из в.Дрысвяты, что на Витебщине. 
3 распространением идей Возрождения связана и развитие светской живописи, 
преимущественно портретного па жанры. Средь монументальных росписей сохранились 
образы портрета Ягайлы в костеле в Сандаміры (Польша). В Трокском замке находиться 
шеренга фресок, посвященных Витовту. В XV ст. портрет уже перестает принадлежать к 
произведениям манумен-тальнага живописи и постепенно приобретает самостоятельная 
значимость. Шы-рокае распространение портрета приходиться на XVI ст. Беларуские 
магнаты начинают собирать произведения западноевропейских художников. В Вильно 
приглашались известные мастера, которые писали портреты членов семьи большого 
князя, духовных и светских феодалов. Свои сборы картин имели не только магнаты, но и 
крупная шляхта, богатые мещане. В поместьях почти всех крупных феодалов Беларуси 
были широко пред- 
стаўлены т. зв. галереи предков. Преимущественно   в   гравюрах сохранились галереи 
Радзивиллов, Сапегов, Тышкевичей и других магнатов. 


background image

На Беларуси развивался и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на ста-
ронках рукописей небольшого па-меру и тонкой техники выполнения. Особенный ее 
расцвет наблюдается в XIV - XVI вв. Одним из буй-нейшых центров письменности был 
Супрасльскі монастырь, где существовали мастерская для аздаб-лення и переписки книг, 
пераплѐтная, библиотека. Наиболее ранний памятник беларуская рукописной книги - 
Лаўрышаўскае евангелие, ство-ранае в начала XIV ст. Его миниатюры из образами 
евангелистов определяются реалистичными чертами. 
Миниатюра была предшественницей графики, которая включает в себя все разновидности 
рисунка, а также его оттиски методами гравюры, литографии. Особенность гравюр 
скарынінскіх изданий выявляется в их объемности, вероятности восприятия, наличия 
перспективы. Большая художественная значимость имеет гравюрный портрет Ф.Скорины 
- один из самых ранних портретов печате-ров вообще. 
Рядом из другими видами изобразительного искусства на Беларуси развивалась 
скульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. В 
беларуской пластике отмеченного пе-рияду выделялась паліхромная деревянная 
скульптура, которая характа-рызавалася тесной взаимосвязью из архитектурными 
формами. Скуль-птурныя произведения обычно входили в состав створчатых алтарей - 
своеобразных скульптурно-жывалісных комплексов. Под влиянием познегатычнага 
искусство были созданный скульптура "Св. Гжэгаш", образы святых Анны и Іакіма. 
Традиции Возрождения наблюдаются в скульптурах "Катерина Александрийская", 
"Елизавета Венгерская". 
В рамках декоративно-прыкладнога искусство на Беларуси во второй половине XIII - 
первой половине XVI ст. развивались раскраска по дереву, чеканка по металла, изделие 
терракотовой и глазурованной керамики. Беларуские мастера хорошо знали технологию 
металлообработки, изготавливали металлические украшения и посуда. Развивалась и 
касцярэзная вытвор- 
часць: изготавливались накладки калчанаў, детали арбалетов, гребни, пуговицы, фигурки 
шахмат, небольшие иконки. Беларуские ремесленники да-сама создавали разные вещи из 
камня: надгробные кресты, надгробия в виде бюстов, статуй, рельефов. 
Разновидностью декоративно-прыкладнога искусство являлось изделие кафеля. На 
Беларусь она попала из Западной Европы в пачат-ку XIV ст. и применялась при 
построении печей, для облицовки стен в монументальных постройках. На границе XV - 
XVI вв. при изделии кафеля уже употребляют поливу. Кафельныя печи исполняют 
художественно-декоративные функции в интерьеры памяш-канняў. Под воздействием 
одной с многочисленных течений итальянского Возрождения, что дошли к Беларуси в 
начала XVI ст., беларуские кафелыпчыкі овладели техникой создания многоцветной 
паліхромнай кафель. Тогда появился сюжетный кафель из аллегорическими или 
мифологическими сценами, "портретный" кафель из женскими или мужскими образами, 
кафель из растительным орнаментом. Кроме глазурованного кафеля и посуды беларуские 
мастера изготавливали глазурованную дахоўку и плитки для пола. 
Таким образом, вторая половина XIII - первая половина XVI ст. - яркий и самобытный 
период в развития беларуской культуры, период роста политической и патриотичной 
сознательности беларусов, синтеза рэнесансава-гуманистических дуновений и 
средневековых религиозных традиций в духовной жизни, расширения культурных сувязей 
между беларуским и другими народами.