ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7565
Скачиваний: 2
государственных и общественных дел. А поскольку иезуиты воспитывали молодежь в
духа религиозного фано-тызму и нетерпимости, то и влияние было соответствующий.
Однако, несмотря на такую разностороннюю работу, надо пометить: иезуиты не сумели
целиком победить пратэстантызм. Эта борьба шла в течение всего существования Речи
посполитой.
Вторым врагам католики и иезуиты считали православных жителей ВКЛ. Что собой
представляла православная церковь того времени?
К середине XVI ст. польские бусы практично подчинили себе православную церковь,
присвоив некоторые права в управления церковной организацией.
Во-первых, бусы начали не только утверждать избранных на соборы епископов и
игуменов, но и уготовлять их без известно царьков-най власти. Это наносило удар по
внутреннему строю православной организации (соборности) и по авторитета
православных священников. Главными критериями пригодности на епископскую кафедру
или поясо-ду настоятеля монастыря стали не высокие духовные и человеческие качества
(искренность веры, внутренняя чистота, христианская нравственность, глубокие знания
вероисповедания), а услуги Короне или королю. Были случаи, когда православные
монастыри возглавляли не монахи, а светские люди, даже католики.
Во-вторых, бусы присвоили себе права сообщать церкви и ма-настыры в опеку
гражданским особам. Королевская привилегия звы-чайно позволял опекунам брать "все
пожнткн церковные себе н ужн-вать нх до жнвота своего". В итога этого православные
церкви и монастыри неслучайно делались кормушкой для любимых королевско-му сердцу
льстецов. Более того, некоторые феодалы начали сдавать православные церкви, которые
находились в их обладаниях, в аренду.
В-третьих, король присвоил право наивысшего суда над православными священниками и
тем самым закрепил путь для злоўжы-ванняў.
Все это подрывало церковную организацию изнутри, и она скоро очутилась на стороны
бездны: церковные законы нарушались высшими священниками, верующие переходили в
католицизм, пратэстантызм. Тем не менее, несмотря на неблагоприятные исторические
условия, право-слаўе твердо держалась в народных недрах из его шматвекавой куль-
турай, традициями, языком, уставами.
Политико акаталічвання стороны соответствовала и замыслам папы римского, который
морил подчинить себе не т^дькі Беларусь и Украину, но и Москву. Правда, папский легат
иезуит Антоніо Пасевіна, который имел поручение склонить к католицизму Ивана
Грозного, предлагал ограничиться Большим княжеством Литовским, сконцентрировав тут
все свои силы. При этом он советовал к цели идти не направления, а кружным путям,
через церковную унию. Сначала, на его мысль, надо было склонить на свою сторону
православных епископов через церковную унию, не трогая пы-танняў догматики и культа.
А потом шаг за шагом продвигать католическую догматику и культ уже через униатскую
церковь. Этот план, рассчитанный на много годов, имел в виду тот факт, что рабочие
массы сильно держатся веры дедов и сначала надо в недрах унии взрастить и воспитать
поколение, более цярпімае к католической вере, а потом его понемногу и неприметно
окатоличить. В противоположном случае, папярэджваўа.Пасевіна, возможно восстание
православных против власти костела.
Согласна с этим планам, иезуиты начали на Беларуси подготовку идеологической и
психологической почвы для церковной унии. Першапачат-кова нужна было убедить
магнатов, шляхту, православных свя-тароў в исторической необходимости унии
православной и католической церквей. В особенности на почве унии хлопотал П.Жалоба.
Образование он получил в Риме, дал там четыре обеты монаха ордена иезуитов и в 1570 г.
был направленный в Речь посполитую. Скоро он стал "душой всех мероприятий"
С.Батррыя, а затем "мыслью и пером" иезуитского короля Сигизмунда III. Он
содействовал развитию Виленского коллегиума и перестройки его в академию, основал и
управлял Полоцким коллегиумам, писал и выдавал религиозную литературу. Вскоре
П.Жалобо понял, что религиозные споры несут утрату государству. Путь к укреплению
отчизны он видел в преодоления пратэстантызму как наибольшей опасности
государственности и в объединения путям церковной унии католиков и православных.
В 1577 г. П.Жалоба выдало свое произведение "0 ]е(іпо8'сі Козсібіа Воге^о" ("О единстве
Божеской церкви"), в котором обосновал мысль о спрад-вечного единства христианской
церкви и подчинения ее попу римскому. Причину схизмы (отступничество православной
церкви от Рима) видел в горделивости константинопольских патриархов, их зависимости
от константинопольских императоров и множестве ерасей на востоке. Восточная церковь,
очутившись в зависимости от турецкого султана и московского царя, потеряла чистоту
веры и потому перажы-вала кризис. П.Жалобо считал, что преодолеть кризис
православная церковь сумеет в том случае, когда обратится к вере дедов и станет на путь
подчинения Риму. Призывая к унии, П.Жалоба, как искренний католик, но, по-видимому,
не крепко последовательный иезуит, морил дамаг-чыся единства христианской церкви при
помощи убеждений, отклоняя насилие. Иезуиты же , как конечно, считали, что цель
оправдывает средства и "Ош поп рарізііа езі ваіапівіа" ("Кто не папист, тот сатанист").
П.Жалоба был талантливым полемистам, ораторам, к тому же и обаятельной особой:
строгий, скромный и остроумный в жизни, бесспорно ученый, искренний католик и
патриот. Особенное внимание он обратил на одного из самых могучих православных
магнатов, киевского воеводу К.К.Астрожского, который имел более чем 100 городов и
1000 вѐсагі из годовым доходом .более чем миллион червонцев. На то время это были
большие деньги. Он мог выставить армию более чем 30 тыс, человек. Такая армия не мог
выставить даже польский король. Это был независимый человек, искренний
православный. За им к унии потянулись бы и другие, зависимые от его православные
шляхціцы, и подчас сдавалась, что П. Жалоба сумел его убедить, склонить к унии. Но это
только сдавалась, ведь К. Астрожский, не отказывая унию, устанавливал ей
непреодолимую преграду: согласие православного народа на унию, решение вопроса на
церковном соборе.
Заключить унию путям согласия, як предлагал П. Жалоба, не получалась. Надо было
лукавить, як советовал А.Пасевіна. К концу XVI ст. сложились необходимые условия:
шеренга православных епископов (пинский - Леонтий Пяльчыцкі, холмский - Дионисий
Збіруйскі, львовский - Гедэон Балабан, луцкі - Кирилл Тарлецкі, брестский - Ипатий
Потей), а также митрополит киевский Михаил Рагоза начали склоняться к унии. В этом
они были правы: свои престолы получили из рук короля и потому должны считаться из
его мыслью насчет религиозной унии, к тому же они подчас подвергались шантажа и даже
нападкам и, наконец, были неза-даволены вмешательством православных братств в дела
церкви.
Православные братства возникли в XVI ст. как благотворительные общественные
организации. 3 усилением католической экспансии они превратились в религиозные
православные организации из целью защиты православия. Главным направлениям их
деятельности стало сохранение чистоты православного учения, богослужения и
церковного управления. Ак-рамя того, братства имели право контроля не только
религиозной жизни, но и морального состояния светских и духовных особ. В итога
началась борьба между епископами и братствами. Уния могла освободить иерархов из-
под контроля братств. Зависимость от королевского подаяния, шаткость положения,
надоедливость братств и другие обстоятельства подтолкнули некоторых епископов, а
также митрополита на унию.
В инструкции, данной Михаилу Рагозе иезуитами, отмечалась: "Что касаться міран, в
особенности простого народа, то ... вам надо как только возможно беречься, чтобы не дать
наименьшего поводу догадаться о ваших намерениях и целях. Поскольку от міран можно
ждать откровенного военного восстания, то не советуем идти против их ... Новые обряды
надо вводить в церковь не внезапно, а тихонько заменять старые" (История Беларуской
ССР. Мн., 1972. Т. 1. С. 232 - 233). В соответствия из инструкцией в 1590 г. епископы
Балабан, Тарлецкі, Збіруйскі и Пяльчыцкі подписали в Бресте грамоту, в какой были
согласный пріяняць унию, а в 1591 г. на соборы в Бресте отказались подчиняться
константинопольскому патриарху. Король одобрил это постановление.
В 1595 г. Потей и Тарлецкі из актом на унию отправились в Рим. Все это делалось тайно,
но скоро К. Астрожскому стала конечно про деятельность сторонников унии. Он немедля
распространил "Акруж-ное послание", в каком призывов нраваслаўных объединиться в
борьбе за веру. Канцлер Лев Сапега предупредил князя про опасность граммо-дзянскай
войны и приказал остановить распространение грамот, текст которых не согласовывался
из королем и не закреплялся канцелярской пя-чаткай. Но впустую. Уния, затеянная в
верхних эшелонах власти, уже посеяла гражданскую войну.
3 конца XVI ст. борьба между католицизмом и православием приобретает вооруженный
характер. Первой акцией стало восстание Северина Наливайко (1595 - 1596). Он
некоторое время было на службе в князя К.Астрожского, к тому же во время восстания
его матери, сестра и два братья находились в Астрожском замку. Очевидно, что имелось
какая-то су-вязь между унией и восстанием С.Наливайко. Целенаправленно наносились
удары по тем городам, где жили или имели имущество сторонники унии. В особенности
попала К.Тарлецкаму. Повстанцы разрушили его и братавы поместья, захватили ценности,
а также бумаги по подготовке унии. Восстание было жестоко падаўлена, а С.Наливайко
после тяжелых пыток в Варшаве казнили.
Папа Климент VIII (бывший представитель Ватикана в Полыпчы кар-дынал
Альдабрандзіні) выдал буллу о унии, а польский король - универсал, согласно какому
православная и католическая церкви в Речи посполитой провозглашались соединенными.
Последнее слово оставалось за собором. Созванный в октябре 1596 г. в Бресте ради
окончательного оформления унии, он раскололся на сторонников и противников унии.
Первых поддерживали король, канцлер ВКЛ и весь государственный апа-рат, последних -
православный народ. Антыуніяцкі собор уволил из должностей и избавил духовного
звания штрапаліта М.Рагозу и всех униатских епископов. Униатский собор в свою очередь
избавил сана и отсоединил от церкви всех противников унии.
Средь противников унии были талантливые беларуские писатели своего времени: Стефан
и Лаврентий Зизании, Исаак Бабрыковіч, Леонтий Карповіч, Мелетий Смотрицкий и др.
Началась острая литературно-богословская полемика. Это было первое направление
религиозной борьбы.
Вторым направлениям была парламентская борьба. На сеймах и сейміках между
православными и униатами всегда происходили острые споры.
Третьей формой религиозной борьбы была административная борьба: закрытие
православных церквей, передача их и монастырей униатам. На этом направлении
хлопотали униатские епископы, феодалы, польские бусы, канцлер Л.Сапега - сторонник
униатов и гонитель их противников. Когда жители Могилева (19 октября 1618 г.) не
пустили И.Кунцэвіча1 в город, Л.Сапега не только возложил на горожан огромный
денежный штраф, но и приказал сообщить все православные церкви вместе с имуществом
под власть Кунцевича. Пользуясь под-трымкай канцлера, последний через какое-то время
насильно захлопнул право-слаўныя церкви на территории всей огромной епархии.
Пожалуй, под влиянием Сапеги в 1621 г. Сигизмунд III направил грамоту полоцкому
магистрату, требуя подчинения православных Кунцевичу. Православное население
ответило непокорностью и позвала на помощь казакаў. Это принудило Сапегу скоро
изменить тактику и призывать Кунцевича отказаться от насилия.
Смена тактики канцлера ВКЛ была вызвана некоторыми новыми явлениями на
политическом небосводе Речи посполитой. 3 начала XVII ст. в общественно-политической
жизни все болыпую вес стали приобретать казаки. Именно казаки начинают защищать
обиженную церковь, ее священников и сторонников с оружием в руках. При
непосредственном участии казакаў и их атамана Сагайдачного в 1620 г. была
восстановлена иерусалимским патриархам Феофаном православная иерархия Беларуси и
Украины. А в 1623 г. они добились согласия короля на отмену всех
королевских грамот, вражеских православным, и недопущение захвата имущества.
И.Кунцевич или не понимал, не желал ли понимать новых течений в общественно-
политической жизни. Несмотря на предостережение канцлера, Кунцевич закрывал храмы,
лишал сана священников, считал себя воль-ным топить неуніятаў и сечь им головы. Конец
такой нялітасці был трагичным. 12 ноябре 1623 г. в г.Витебска вспыхнуло восстание.
Огромная толпа горожан и крестьян из окружающих деревень, когда зазвонили в церквях,
бросился к дому Кунцевича. Его убили, трупп бросили в Двину, убили и его пособников.
По требованию падший римского Урбана VIII над населением Витебско была создана
кровавая расправа. Кора-леўскую комиссию возглавил Л.Сапега. Иен спешил учинить
расправу, ведь стала конечно, что православные обратились за помощью к козо-каў. 75
участников восстания были приговоренный насмерть, а остальные к другим мерам
наказания. Имущество наказанных была конфискована. Витебск избавили магдебургского
права, ратушу разрушили, а колокола сняли и отправили на переплавку.
После расправы над восставшим населением Витебско нация-нальна-религиозное
угнетение беларусов и украинцев еще более усилился. Борьба народных масс скоро
переросла в национально-освободительное движение. В 1637 -1647 гг. он имел характер
отдельных стихийных выступлений. А в 1648 г. на борьбу из угнетателями поднялось
запорожское казачество во главе из Б.Хмельницким. Восстание скоро перебросилось на
Беларусь. Один за вторым приходили сюда казацкие загоны. Около их группировались
восставшее беларуское крестьянство и низы мещан. Повстанцы уничтожали шляхціцаў,
католическое и униатское духо-венства, разрушали шляхетские поместья, костелы,
монастыри. Успых-нуўшы одновременно в разных местах, восстание ширилось да скоро,
что попытки ладавіць его силами феодалов не имели успеха. Борьбу из восставшим
народом возглавил польны гетман Большого княжества Литовского Януш Радзивилл.
Осенью 1648 г. в Беларусь было направлена несколько крупных отрядов наемников и
шляхты. Жестокие бои развернулись на юго-западе Беларуси в районе Пинска, Нава-
бугорка, Слонима, Бреста, Турова, Бобруйска. Милости не было никому. Раненых
добивали, убивали женщин и ребят. Пинск был почти поў-настю сожженный. По приказу
Радзивилла еле не все население Турова, которое осталось в городе, было уничтожена, а
город сожженный.
Новый подъем борьбы начался из весны 1649 г. Б.Хмельницкий направил на Беларусь,
несмотря на мирные переговоры из польским правительством, трехтысячный отряд
казакаў во главе из Ільѐй Галотам. К ему присоединились крестьяне, мещане, и скоро
отряд увеличился к 30 тыс. человек. Радзивиллу вдалось расправиться из отрядом
Голытьбы. Скоро из Украины опять пр'ыйшлі отряды казакаў во главе из Пабадайлам,
Гарку-шам, Крычэўскім. В июни 1649 г. между отрядом Крычэўскага и армиям произошел
длительный бой. 1 хотя Радзивилл получил победу, она была пирровой. Армия понесла
такие потери, что продолжать на-
стулальныя действия оно более не могло. А казаки и беларуские сяля-Ее попрятались в
окружающих 'лесах и перешли к партизанской борьбе.
Збораўскі мир, заключенный 8 августа 1649 г. между польским ура-дам и Б.Хмельницким,
разрешил баринам утопить в крови восстание на Веларусі. Однако в 1650 - 1651 гг.
освободительное движение опять охватил южные районы Беларуси. Отряды наемников и
шляхты из свирепой жор-сткасцю падаўлялі неорганизованные выступления рабочих
масс, которые опять подымались на борьбу. Героичная борьба беларуского народа за
освобождение от феодального и национально-религиозного угнетения гіацярпела
паражэнне, но в этой борьбе и Речь посполитая потеряла свое "золотое яблоко". В 1654 г.
Левобережная Украина отошла к России.
В XVII - XVIII вв. на Беларуси усилилась деятельность католических монашеских орденов
- францисканцев, доминиканцев, базыльян, бернардзінцаў, бенедыкцінцаў и др. По
заданию Ватикана, а да-сама польских магнатов и духовенство они проводили
насильственное акаталічванне беларуского населения.
Францисканцы (мінірыты) - монахи одного из католических орденов, названного именем
его основателя Франциска Азізскага. Орден фран-цысканцаў был созданный в 1209 г. в
Италии. Сначала францисканцы были странствующие, происходили из бедного населения
и проповедовали религиозный аскетизм. Яны сражались из еретическим движением
проповедями и насилием, участвовали в инквизиции, проникали в школы и университеты.
Около 1237 г. появились в Полыпчы, оттуда начали миссионерскую деяний-насть в
Большом княжестве Литовским па акаталічванню население. Во время княженья
Гедымина (1316-1341) они построили костелы в На-вагрудку и Вильно. Монастыри
францисканцев существовали в Галыпанах, Гродно, Дисне, Дрогичине, Ашмянах, Ивенце,
Лукомле, Минску, На-вагрудку, Поставах, Пинску, Полоцка, Орши, Сянне и других
обителях.
Доминиканцы (название от имени основателя испанца Доминика де Гус-моно) - монахи
католического ордена, созданного в начала XIII ст. Главным направлениям деятельности
ордена являлась пропагандистско-миссионерская. Папство использовало орден в борьбе
из ересями, светскими властями, в дальнейшем - из реформационным движением.
Доминиканцам была поручена инквизиция. Яны одевались в белую сутану из белым
капюшонам, на улицы накидывали сверху черную мантию из черным капюшонам. Герб
ордена представлял образ собаки, который несет факел (отсель еще одно толкование
названия ордена - господние собаки). Во главе ордена стоял генерал (генеральный
магистр), резиденция которого находилась в Риме. Высший коллегиальный орган -
капитул. На Беларуси и в Литве доминиканцы закрепились из начала XVI ст. Их
монастыри были в Астраўцы, Ашмянах, Васілішках, Витебска, Грод-не, Дзярэчыне, Друи,
Навагрудку, Несвиже, Орши, Полоцка, Слониме, Ушачах, Халопенічах, Бресте, Заслаўі,
Зембіне, Клецку, Минску, Мстиславле, Пинску, Ракаве, Речицы, Смолянах, Стоўбцах,
Чашниках, Шклове и других обителях. Существовала и женская ветвь ордена. На
Беларуси был известный один женский монастырь в Навагрудку. Кроме монастырей на
Беларуси имелась около 10 резиденций доминиканцев. Им принадлежали библиотеки,
гимназии и уездные школы, коллегиум при Виленском монастыре.
Базыльяне - сообщество монахов, которые жили по правилам, распра-цаваных святым
Василием (Василием - отсель и название) Большим (IV ст.); позже (из XVII ст.) -
католическо-униатский монашеский орден. После провозглашения Брестской унии 1596 г.
базыльяне приобретают орденскую организацию на территории Речи посполитые. В 1617
г. в Навагрудку произошла первая конгрегация нового ордена базыльян. Постановления
конгрегации были законам для их. Во главе ордена .стоял протаархімандрыт (генерал),
резиденцией которого являлся монастырь в Тараканях (Кобринский уезд). Конгрегации
проходили обычно в Жировичах (около Слонима), Навагрудку и Вильно. На Беларуси
существовала 55 монастырей базыльян. Найкрупнейшие из их - Полоцкий, Жировичский,
Минский, Витебски, Беразвецкі, Барунскі, Быценскі, Антопальскі. В 1826 г. базыльяне
Беларуской и Литовской провинций имели 60 кляш-тараў, 430 монахов и 7370 крепостных
крестьян. Их имущество складывало 404 570 рублей.
Для подготовки монахов из послушников существовали навіцыяты и студии при
монастырях в Антопалі, Беразвеччы, Витебска, Замосці, Лаўрышаве, Лядах, Полоцка,
Жировичах и др. Учились в их 2 -4 годы, существовали три специализации: теология,
философия, риторика. Работали базилианские школы, развивалась издательская
деятельность. Типографии базыльян были в Вильно, Супраслі, Минску и других обителях.
3 1628 по 1800 г. в их издана около 1080 книг в основном на польской, латинской,
церковнославянской языках, около 40 % скла-дала светская литература. Действовали и
женские монастыри василий-янак, но их было немного. Базыльянкі держали приюты и
пансионы, в которых учились девчонки.