Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

провинции Польши, а отдельного государственного организма. Таким образом, полного 
слияния двух государств не произошло даже на уровни законодательной власти. Потому и 
новые органы управления, созданные в Речи посполитой, обычно были отдельными для 
государств. Да, засна-ванне в 1578 г. коронного трибунала (высшего апелляционного 
суда) потянула за собой образование соответствующего судебного учреждения во ВКЛ -
литовского трибунала (1581), а после основания скарбавага трибу-нала в Полыпчы такой 
же орган является во ВКЛ. 1 только после ска-савання ордена иезуитов буллой папы 
Климента XIV (1773) была ство-рано Образовательная комиссия, единственная для Речи 
посполитой. Не было в Речи посполитой общих министров ни по внутренним, ни по 
внешним вопросам, единственного наивысшего судебного учреждения. Не были праве-
дзены в жизнь и такие требования унии, как упразднение между государствами границы, 
введение общей монеты и г. д. 
Зато в Большом княжестве Литовским сохранился целиком административный аппарат 
управления: канцлер и падканцлер, предводители - большой и надворный, падскарбі 
большой, гетман большой и гетман польны, главный литовский трибунал, скарбавы 
трибунал (контролировал финансовые дела государства) и другие учреждения. 
Только в 1791 г. была принята единственная конституция, но история уже не оставила 
времени для ее осуществления. 
Как отмечалась повыше, одним из требований Люблинской унии было формирование 
общего законодательства. Во-первых, созданная во ВКЛ комиссия должна была 
согласовать литовское законодательство к требованиям унии и польского 
законодательства. Но это было не в интересах княжества. Пожалуй, потому комиссия не 
имела в своем составе поляков. Во-вторых, не было к чему согласовывать, ведь поляки на 
то время не имели такого сбора законов, как Литовский Статус. В-третьих, очевидно, 
литовско-беларуских юристов более беспокоили вопросы совершенствования своего 
законодательства, а не приближения его к польскому. Потому работа пошла совсем в 
другом направлении. Правда, на сеймы 1574 и 1578 гг. были поданный несколько 
исправленных статей, но они не касались міжкраінных отношений. 
Новый Статус 1588 г. не только возражал Люблинской унии, но даже не вспомнил о ее 
существовании. Он включал в себя 14 разделов и 487 арты-кулаў. Нормы 
государственного права были изложенный в третьем раздзе-ле, в котором 
провозглашалась самостоятельность Большого княжества Литовского, 
неприкосновенность его границ, территориальная целостность. Арты-кул 4-ы этого 
раздела обязал большого князя ворочать в состав княжества все земли, которые раньше 
были от его отобранный (Статус Большого княжества Литовского 1588 г. Мн., 1989. С. 
114,364). 
Вопреки люблинскому акту, который позволял полякам приобретать поместья на 
территории ВКЛ, Статус 1588 г. запрещал иностранцам приобретать в княжестве земли и 
поместья, а также престолы. А поляки - владельцы пожалованных в княжестве поместий - 
виновный были нести земскую службу, в обратном случае они теряли права на обладания. 
"Уряды" и земли по закону могли раздаваться в княжестве только "Литве, Беларуси и 
Жэмайціі", только "родичам" Большого княжества Литовского. 
Статус Большого княжества Литовского 1588 г. оставался главным источником права на 
Беларуси к 1840 г. Но поскольку ВКЛ входило в состав Речи посполитые, то неоднократно 
делались попытки внести в его поправки, смены. Принимались новые законы, которые 
возражали нор-мам Статусо. Да, по закону 1668 г. за отход от католической веры 
виновницы наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства, а по 
закону 1733 г. православные и протестанты были лишенный право быть депутатами сейма 
и судьями главного трибунала (Юхо Я.А. Краткий очерк истории государства и право 
Беларуси. Мн., 1992. С. 233). 
Нельзя забывать также, что в Речи посполитой, где господствовала шляхетская анархия, 
многочисленные законы оставались на бумаги. 


background image

Сигизмунд III Ваза в 1590 г. сделал попытку провести кадровую политику в духа 
Люблинской унии. На место умершего краковского католического епископа он пригласил 
беларуского католика Юрия Радзивилла, который занимал поныне виленскую кафедру, а в 
Вильно узамен пропано-ваў поляка Бернарда Маціеўскага. Это было не обычное парушэн-
не закону, а попытка рассматривать Речь посполитую не как федеративную, а как 
унитарное государство. Канцлер Большого княжества Литовского Л. Сапега не дал 
согласия на назначение поляка на виленскую епископскую кафедру и отказался 
закреплять хозяйской печатью княжества решение епископо-поляка. Конфликт тянулся 10 
годов, по-куль не умер Маціеўскі, и на виленскую кафедру был предназначенный беларус 
Бенедикт Войно. 
Несмотря на это и другие нарушения законов, Статус 1588 г. имел большую историческую 
значимость. Он подвел законодательную основу под новые взаимоотношения между 
княжеством и Полыпчай. 
Таким образом, главенствующий и руководящий слой Большого княжества Литовского 
после Люблина начал борьбу против польской про-громы создания унитарного 
государства. В итога этой борьбы уда-лося сохранить часть территории ВКЛ, которая 
осталась после аннексии и присоединения болыпасці территории княжества к Польскому 
королевству, а также титулы "большого князя литовского" и "Большого княжества 
Литовского", останки государственности и автономию в границах Речи посполитой. 3 
тягам времени польское влияние на население ВКЛ все болып усиливался. Шляхта 
перешла в католицизм и ополячилась. В 1696 г. польский язык был объявлена 
государственным языком ВКЛ. Над населением Беларуси нависла реальная угроза не 
только акаталічвання, но и полонизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 2. Борьба беларуского народа против польско-католической экспансии 
Преследуя цель создать унитарное государство, Люблинская уния одобрила 
формирование "одного собирания, единства, неделимого народа". Но же Большое 
княжество Литовской было, как конечно, поліэтнічнай государством, в которой жили 
беларусы, русские, украинцы, литовцы, евреи, татары и др. Потому формирование 
"неделимого народа", на мысль інкарпаратараў, должна было осуществляться путем 
ассимиляции всех этих этносов собственно польским населениям. 
Эта ассимиляция требовала чьего-то такого, что объединяло бы все эти народы. В 
средневековье таким духовным цементам являлась религия. Религия - это и 
мировоззрение, и обыкновение, и нормы поведения, и, наконец, основы духовной 
культуры. Но на пути религиозного единства наро-дал Речи посполитые было много 
преград. Во-первых, к середине XVI ст. население Польши и Большого княжества 
Литовского имела разные вероисповедания. В Полыпчы главенствующей религией был 
католицизм, а во ВКЛ болыпасць население придерживалось православия (Бело-русь и 
Украина) и пратэстантызму (Литва). Во-вторых, католицизм и православие претерпевали 
кризис. В-третьих, были очень сложные религиозные обстоятельства. Чтобы лучше их 
понять, напомним кратко эти обстоятельства. 
Православие, как конечно, пришло на Беларусь в концы Х ст. и к 1385 г. мирно 
употреблялась из язычеством литовцев, хотя и было почти государственной рэлігі'яй. Но 
после Кревской унии положения изменилась. Ягайло, который договорился из поляками, 


background image

крестил зычнікаў в Вильно, Троках, а также на Беларуси. Тут являются Гры католические 
приходы (в Креве около Ашмян, в Абольцах около Толочина и в Гайне поблизости 
Логойска). Накануне Люблинской унии Виленской епархии, деятельность которой 
распространялась и на Беларусь, принадлежали 285 деревень и 16 мястэ-чак, из которых 
2/3 обладаний находились на Беларуси. Католичество охватило северо-западную и 
западную части Беларуси по линии Браслав -Поставы - Вилейка - Минск - Пинск. 1 хотя 
православная церковь сохранила свое влияние на болыпую часть населения, 
главенствующей религией во ВКЛ становится католичество. Согласно привилегия Ягайлы 
(1387), католическая церковь получила полный иммунитет во всех своих ула-даннях, в 
финансовых и судебных делах, освобождалась от государственных поборов и 
павіннасцей. 
Высшие государственные престолы в княжестве могли занимать только католики. Были, 
разумеется, и исключения, но они вызывалі бурные протесты католической шляхты. 
Например, возмущение вызывало назначение К.И.Астрожского на должность трокского 
воеводы и най-высшего гетмана ВКЛ. Король должен был держать ответ. Высокое 
назначение православного князя он обосновал его заслугами перед государством и обещал 
вперед высшие должности давать только католикам. 
На начале XVI ст. католическая религия входить в полосу кризиса. Суть его сводиться к 
критичным отношениям шляхты как к католическому культу, да и к организации костела 
и его политики. Церковь, как конечно, зарилась на верхавенства над светской властью. А 
хозяева государств стремились в свою очередь подчинить светской власти церковь. 
Именно на этой почве борьбы между светской и духовной властями и прозябла 
Реформация. 
Реформация - общественно-политическое и религиозное движение, направленный против 
католической церкви как идейной основы феодализма. Ре-формация, как конечно, 
начиналась в Германии из выступления М.Лютеро (1517) и распространялась по всех 
странам Западной и Центральной Европы. Идеологи Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин, 
У.Цвінглі) выделили тезисы, в которых, по сути дела, отказывали необходимость 
католической церкви и священников в "спасения верующего" (тезис "о оправдании одной 
верой"), Единственным источником религиозной истины они объявили Свяшчэннае 
Писание, отклонив Свяшчэннае Предоставление, ма-наства, целибат, культ Богородицы, 
святых, ангелов, иконы и г. д. 3 семи таинств протестанты оставили два - крещение и 
причащение (лютеранство) три ли - крещение, причащение и церковный брак 
(англиканская церковь). Требовали дешевой церкви, отказывали ей права на земные 
богатства и г. д. 
В Реформации можно выделить три направления: 1) королевско-княжеский, который 
защищал интересы монархов и светских феодалов в укрепления своей власти и захвате 
земных богатств церкви; 
2) бюргерско-буржуазный из его тезисом "абсолютного перадвызначэння", проповедью 
"мірскога аскетизма" и республиканского обустройства церкви; 3) народный, который 
требовал ликвидации церкви, феодального угнетения и узаконения равенства. 
Под идейным флагом Рэфармацьгі проходила Крестьянская война 1524 - 1526 гг. в 
Германии, Нидерландская (1566 - 1609) и Английская (XVII ст.) буржуазные революции. 
В Большое княжество Литовской впервые протестантские идеи были принесенный в 1521 
г. итальянцам Францискам Лісманіні (придворный проповедник Сигизмунда 1 Старика и 
любімец королевы Боны). Лютэ-ранства в Большом княжестве Литовским широкого 
распространения не получила. Куда болып сторонников нашел в княжестве кальвинизм, 
защитникам которого стал некоронованный властелин княжества Николай Радзивилл 
Черный. В 1561 г. он построил в Вильно против костела Святого Яна чудесный храм, 
пригласил кальвінісцкіх проповедников из Пруссии, Бельгии и Швейцарии, начал 
просветительскую и книгоиздательскую деятельность. 


background image

Социальной основой кальвинизма на Беларуси (в различие от За-штольней и Центральной 
Европы) были феодальная знать, ее вассалы, часть средней и мелкой шляхты. Магнаты и 
шляхта применили Реформацию для укрепления своих социально-экономичных и 
политических позиций: захвата земельных обладаний церкви путям секуляризации; 
сокращения расходов на удержание церкви; образования оппозиции центральной власти; 
расширения своего влияния на рабочие массы. Реформацию поддержала также часть 
городского населения, недовольная распространением в городах католических и 
православных "юрыдык", церковными поборами, идейным влияниям православной и 
католической церквей. 
В 60-я годы XVI ст. на Беларуси, в Литве и на Украине из кальвинизма выделился болыл 
радикальное направление - антытрынітарскі, ли, как его называли иначе, - арыянскі. 
Своими корнями он входил в IV ст. н. э. и получил название от имени александрийского 
епіскала Ария, который выступил против божьей сути Иисуса Христа и Святой Троицы. В 
средневековье идеи Ария развивали некоторые схоласты, русские еретики, анабаптисты. 3 
наступленнем Реформации арианства взрыв-нула из новой силой. Идеологам 
антитринитаризма в XVI ст. стал испанский ученый Мигель Сервет. В 40-я годы XVI ст. 
большинство итальянских антытрынітарыяў убегает от инквизиции в Швейцарию, а затем 
в Польшу и на Беларусь. 
Беларуский антитринитаризм имел два направления: терпимый и радикальный. 
Представитель первого направления Симон Будний адлюст-роўваў интересы части 
горожан и шляхты, выступал против божьей природы Христа, за частичные реформы. 
Радикальное направление антитринитаризма возглавляли Петр из Ганѐндза, Мартин 
Чэхавіц,. Якуб из Калінаўкі, Павел из Візны. Яны стремились не к частичным рэформ, а к 
радикальным социально-политическим изменениям: ликвидации барщины, частной 
собственности, феодальных привилегий, выступали против светской власти, войн, 
социального, национального и религиозного неравенства, строили утопические планы 
перестройки общества. Радыкальнгія антытрынітарыі отказывали античную философию, 
схоластику, были 
стойкими сторонниками равенства, справедливости, братство, чало-векалюбства. 
Антытрынітарыі Беларуси изобиловали своих общин в Ивье, Лоску (у Ашмян), Любчы, 
Навагрудку, Клецку и других городах, а да-сама свои органы самоуправления. 
Утопичность их наивно-сацы-яльных мечтаний, внутреннее противоречие, 
противодействие феада^ скамей, католическая реакция привели к упадку 
антитринитаризма, а в середине XVII ст. под притеснением феодально-католической 
реакции последователи антитринитаризма -сацыніяне - были изгнанный за границы Речи 
посполитые, в том числе и из Беларуси. Что касаться кальвинистов, они образовали тэ-
рытарыяльную организацию кальвінісцкай церкви на Беларуси и в Литве из центром в 
Вильно. 
На мысль некоторых ученых, реформационное движение затронуло и православную 
церковь в виде ерасей. 
1569 год, год Люблинской унии, открыл новый этап рэліпннан борьбы во ВКЛ. 
Произошло событие, которая, пожалуй, осталась непрык-метнай для современников, но 
отыграла чрезвычайную роль в лесе Речи посполитой. В Вильно из г.Брунсберга приехали 
5 иезуитов, а потом еще 16, в том числе хитрый и лоўкі Магі, провинциал (руководитель) 
австрийских и польских иезуитов. Яны открыли коллегиум из пяти классов и отдельное 
отделение для подготовки иезуитов. Сначала к им шли единицы, но дело было 
предпринята. Иезуиты имели хорошо разработанный план воздействия на сердца и ум 
людей разных сословий, вероисповеданий, возраста. Первоначальное внимание они 
обратили на особу короля. Доверие Сигизмунда II Августа иезуиты покорили через 
посредничество его сестры Анны. А вот приверженность Стефана Батория была добыта 
благодаря Ливонской войне. После побегов Генриха Валуа в Париж бескаралеўе тянулась 


background image

почти два гады. Победил трансильванский воевода Стефан Баторий, пожалуй тому, что 
пообещал вести Ливонскую ванну собственными силами и на свою цену. 
Когда в 1579 г. Стефан Баторий был вынужденный начать военные действия. иезуиты 
приняли действенное участие в походе. Яны мужественно переносили тяжесть похода, 
заботливо приглядывали раненых, залечивали раны и души искалеченных, исполняли 
религиозные обряды. Преданная служба на пользу католицизма, государству и Короне 
сделала Батория искренним прыхілыгікам иезуитов. "Когда бы я не был королем, - любил 
он повторять, -был бы иезуитам". 
Во время колонии Полоцко С.Баторий пообещал после победы открыть в городе 
иезуитский коллегиум. Свое обещание он соблюл по-королевски. Ради материального 
обеспечения учебного учреждения иезуитам в Полоцка сообщили восемь церквей и семь 
монастырей вместе из ихними поместьями. Православным был оставленный один 
кафедральный собор. В королевской грамоте указывалась цель: "Чтобы иезуиты 
удерживали коллегиум для воспитания в католической веры юношества, распространяли 
католическую веру средь схизматиков (г. зн. православных. - 3.3.), устраивали латинские, 
г. зн. римско-католические, приходы на Беларуси и таким образом изничтожали 
православие тут" (Мартос А. Беларусь в нсторнческой государственной н церковной 
жнзнн. Мн., 1990. С. 158). 
Следующий король, Сигизмунд III Ваза (1587 - 1632), как конечно, являлся 
воспитанником иезуитов. К сердцам остальных королей Речи посполитой также были 
найденный пути и тропинки. В течение существования Речи посполитой королевская 
особа всегда была в центры внимания иезуитов. 
Разными путями иезуиты шли к магнатам и также преуспевали. Достаточно отметить, что 
одним из первых в католицизм обернулись потомки Николая Радзивилла Черного. Именно 
один из их, Сиротка Радзивилл, вся своя жизнь посвятил поиска Библии, изданной отцам, 
чтобы уничтожить. Испортил капитал в 5000 червонцев, отыскал почти все экземпляры и 
сжег. А за Радзивиллами потянулись другие магнаты, средняя и мелкая шляхта. "Блудные 
сыновья" католицизма понемногу возвращались в лона костела. 
Важным направлениям в работе иезуитов было воздействие на народные массы. Тут 
имелись свои особенности. Те, кого принудили стать протестантами, из радостью 
возвращались в костел. Но же имелись и свя-домыя кальвинисты и антытрынітарыі. 3 ими 
было тяжелее. Средь последних иезуиты развернули работу на почве религиозного культа 
и благотворительности. Рядом из коллегиумами иезуиты открывали аптеки, госпитали, 
приюты для бездомных, помогали во времена народных бедствий. 
Средневековый житель не представлял себе жизни без религиозного культа: из Богом 
рождался и Богу и отдавал душу. Иезуитам войти в доверие к рабочему человеку 
"поспособствовала" маравая язва в Вильно в 1573 г. Под страхом смерти город оставили и 
богачи и священники. Иезуиты же (кроме пяти наиболее подготовленных и способных, 
какие были отправок-лены в безопасное место) остались из народом. Яны помогали чем 
могли: хлебом и солью, приглядывали больных (подчас сами у их умирали), принимали 
исповедь, прятали покойников. Люди потянулись в иезуитский костел Святого Яна, и 
ничто не могло их удержать: ни просьбы, ни угрозы. Таким путям шли иезуиты к сердцам 
простых людей. 
Особенное внимание они придавали молодежи. Пропаганда средь ее звы-чайно 
проводилась через учебные учреждения. Рядом из Полоцким коллегиумом (1580) 
иезуитские коллегиумы открываются в Несвиже, Орши, Бресте, Пинску, Гродно, 
Витебска, Навагрудку, Минску, Слуцка, Жодзішках. В 1618/19 учебном годе в иезуитских 
учебных учреждениях Большого княжества Литовского училась 3165 учеников и сту-
дэнтаў. К 1773 г. в Несвижском коллегиуме было около 300 ребят, а в Полоцком болып за 
250. Именно высококвалифицированная образовательно-воспитательная работа была 
политикой, обращенной в грядущее. Скоро воспитанники иезуитов начали заполнять 
административный аппарат ВКЛ, оказывать свое влияние на решение всех