Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Бернардинке - монахи реформированной ветви монашеского ордена францисканцев на 
Беларуси, в Литве и Полыпчы (название происходить от имени францисканского 
проповедника Бернарда Сіенскага, какой ста-яв у истоков ордена). Окончательный разрыв 
бернардзінцаў из ордэ-нам францисканцев произошел в 1517 г. Одевались бернардинке в 
сутану темно-серого цвета из капюшонам, плащ, носили пояс из белой овечьей шерсти. 
Главной целью бернардзінцаў на Беларуси были миссионерская работа средь 
православного населения и пастырская деятельность. На Беларуси действовали 4 женские 
монастыри бернардинок: в Бресте, Гродно, Минску и Слониме. Мужских монастырей 
бернардзінцаў насчитывалась несколько красненьких. При монастырях бернардзінцаў 
действовали школы (в том числе в Будслаўскім монастыри - музыкальная школа); почти 
каждый монастырь имел библиотеку; брестские бернардинке держали аптеку. 
Бенедыкцінцы - монахи наистарейшего в Европе католического монашеского ордена 
Святого Бенедикта. Основанный в 530 г. Бенедиктам Нурсійскім (он был и авторам 
статусо) в г. Монтэкасіна (Италия). Ста-тут требовал от бенедыкцінцаў взрослого 
жительства в монастыри (кляўзуры), послушание, воздержания и бедности. Цель ордена 
(харызмат) - кантэмпляцыя (приведение психики в состояние глубокой 
сосредоточенности), физическая и умственная работа, воспитание молодежи^. Одним из 
обязанностей бенедыкцінцаў было выполнение урачыстан литургии. Монастыри 
бенедыкцінцаў имели свои школы, крупные библиотеки из редкими сборами, скриптории, 
где переписывались книги и летописи. В XIII ст. бенедыкцінцы потеряли первенство, 
уступив его доминиканцам и францисканцам. На Беларуси бенедыкцінцы имели 
монастыри в Городища около Пинска, Минску, Несвиже, женские монастыри 
бенедыкцінак действовали в Минске, Орши, Несвиже, Слониме, при которых 
существовали школы для девчонок с шляхетских семей. 
Таким образом, католическая экспансия Ватикана, польских магнатов и духовенство, 
попытки насильственного акаталічвання беларуского народа углубляли религиозное 
противостояние, которое перерастала в вооруженную борьбу. Одним из главных 
требований восстания 1648 г. была ликвидация униатской церкви. 
Современные политизированные историки стремиться падать униатскую церковь как 
национальную, не зависимую от Рима и Москвы, которая якобы способствовала 
сохранению беларуской нации. Такая трактовка исторической роли униатской церкви, 
мягко говоря, не соответствует историческим фактам. 
Во-первых, как подчеркивалась повыше, униатская церковь была ство-рано усилиями 
иезуитов, костела, польского короля Сигизмунда III Возы и части иерархов православной 
церкви вопреки свободы бело-русского и украинского народов православного 
вероисповедания и падпа-радкоўвалася Риму. То ли дело, что в условиях неприязни из 
стороны народных масс униаты вынужденный были сохранять православный культ, 
чтобы народ не понял, в какую церковь он пришел. О неблагорасположении знати к 
униатской церкви свидетельствовать и такой факт. После смерти искреннего сторонника 
православия князя К.К.Астрожского (1608) многие православные магнаты и шляхціцы 
переходят в католицизм. Заметим: в католицизм, а не в униатства. Этого события 
посвященное талантливое произведение Мелетия Смотрицкого "Фрынас" (1610), в каком 
он отображает кризис православной церкви и переход про-васлаўных князей в 
католицизм. 
Во-вторых, униатская церковь создавалась путем насилия и падма-ну народа, 
администрирования. Польские бусы сообщали униатам лучшие монастыри и приходы, 
государственные престолы. Искренние про-васлаўныя терпели притеснение во всех 
правах, оскорблялись, священники из позором выгонялись из приходов, по лживым 
доносам отдавались под суд. Целые уезды и воеводства оставались без священников, 
церкви были закрытый либо разрушенный, некоторые превращались в окорока или 
конюшни. А православные в Большом княжестве Литовским - это и были впору беларусы: 
крестьяне и низы городского населения. Против их, политическо бесправных и почти 


background image

поголовно неграмотных, и был развя-заны настоящий геноцид собственной шляхтой, что 
перешла в католицизм вместе из польскими феодалами, ксендзами и униатами. Так 
которая же эта "национальная", простите, церковь, которая грабит и прыгня-той 
собственно беларуский народ? 
Униатам помогали костелы, многочисленные католические ордены (бернардинке, 
кармелиты, доминиканцы), но более чем всех - иезуиты, которые вообще не заботились 
насчет средств достижения цели. Свой уклад в борьбу против православного населения 
внесли папы римские и польские бусы. Папа Бенедикт XIII предлагал польско-му королю 
любимыми средствами уничтожить уцелевшее пока что единственное православное 
епископство в Могилеве. Ян Сабескі (1692) требовал от мещан Могилева "добровольно" 
перейти в унию, в обратном случае угрожал им, что "будут в уннн поневоле" (Внтебская 
ста-рнна. Т.5. 4.1. С. 268). Скоро православной шляхте был закрытый доступ не только в 
сенаторы, но и в депутаты сейма, а православным мещанам - на магистратские престолы 
(Белоруссня в эпоху феодалнзма. Т. 2. С. 358, 362, 364; Внтебская старнна. Т.5. 4.1. С.335 - 
336). В 1712 г. сейм запретил должностным лицам прилагать печати к даку-ментаў, в 
которых предусматривались удобства для особ некатолического веро-вызнання. 
Лучшие сыновья Речи посполитые скоро поняли опасность, которую несла фанатичная 
политика иезуитов. Яны не только вовремя (по-куль опухоль иезуитского фанатизма не 
дала своих итогов) предостерегали правительство и общественность, но и требовали от 
короля и сената отклонить иезуитов от всех дел при дворе, выгнать иностранцев, а из 
некоторых городов и здешних иезуитов за границы страны. В 1623 г. Юрый Збаражскі 
(канюшы Большого княжества Литовского) предупреждал, что католическая экспансия на 
Беларуси несет погибель грядущего государства. В речи на сейме он говорил: "Те раны, 
какие мы получили от солдат, большие, похожие на рану от руки, но не приносят еще 
смерти раненому... Но тот, кто уничтожает право, кто разры-вае согласие между 
народами, из которых складывается польская Речь посполитая, тот ранить Отчизну в 
самое сердце. Такая та ссора, которую начали из русским народом, нашими братьями. Эта 
рана, хотя бы она была и небольшой, принесет смерть... Знаю я хорошо, что по-чынаючы 
из Брестского собору (1596) делают из ими... Но чего они хотят от такого уважаемого 
народа, этого я никоим образом зразу-иметь не могу, потому что когда хотят, чтобы в 
Руси не было Руси, - то эта справа невозможная..." (Журн. М-в нар. просвеіцення. Ноябрь 
1871 г. С. 53).В-третьих, ни на мгновение народ не приостанавливал сражения за сва-боду 
вероисповедания. Средства борьбы были самые разнообразные. Экспансия католицизма и 
притеснение униатов вели к консолидации про-васлаўных обитателей. Обычно во время 
бескаралеўя группировались православные священники, братства, казаки, относились 
перед кандыда^-там в бусы требования. Например, во время войны из Москвой общими 
усилиями они добились право иметь православного митрополита, православных 
епископов в Полоцка и Могилеве, зваро-ту нескольких захваченных униатами церквей и 
монастырей. Были и другие государственные акты, которые провозглашали равные права 
право-слаўных жителей из униатами и католиками. Но надо иметь на во-зе, что в стране из 
безграничным шляхетским самоволием никакие законы не защищали и не могли защитить 
православную церковь и ее сторонников. 
Униатская церковь, навязанная православному населению административным путям, еще 
более углубила этническо-религиозную борьбу, а иезуиты придали ей характер 
религиозного фа-натызму. Тайная идея иезуитов тихонько перевести через униатскую 
церковь православное население Речи посполитые в католицизм осуществлялась. Уже на 
конгрегации в Бресте в 1666 г. адзнача-лося, что базыльяне (униатский монашеский 
орден) изменили много в обрядах Святой Восточной церкви и Божьей литургии и да 
перепутали все в униатской церкви, что униатские обряды нельзя назвать ни греческими, 
ни римскими. 
В 1720 г. вопрос о сближении униатской церкви из костелом рассматривалась на 
Замойскім соборы. Некоторые догматы и обряды православной церкви изменялись на 


background image

католические. Да, собор при-знаў латинские догматы о исходе Святого Духо не только от 
Бога-Отца, но и от Бога-Сына, о чистилище, индульгенциях, перво-родном грехе, 
безошибочности римских пап в делах веры. Было много и второстепенных латинских 
нововведений: поминать при богослужении попу римского, рукополагать в священники 
неженатых особ, носить сутану, брить бороды, принять книги римской печати, снять в 
церквях иконостасы, завести органы, звоночки и г. д. 
Многолетняя католическая экспансия на Беларуси суправаджа-лося отождествлением 
религиозной и этнической принадлежности. Рядом со стереотипом "католик-поляк" 
начинает выкрысталізоўвацца в общественной сознательности стереотип "православный - 
русский". В итога этого религиозная борьба приобрела этническую окраску, 
преобразовалась в этническо-религиозную, которая продолжалась к разделам Речи 
посполитой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ВОЙНЫ  
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - XVIII ст. 
Беларусь в составе Речи посполитой не могла вести самостоятельной внешней политики. 
Но это не означает, что население Беларуси не воздействовала на войны, которые вела 
Речь посполитая. Чаще всего и территория Беларуси являлась театром военных действий. 
Первой войной Речи посполитой, получившейся ей в наследство от Большого княжества 
Литовского, была Ливонская. Под Ливонией в то время понималась территория 
современной Латвии и Эстонии, заселенная ливами, латыголамі, эстами и другими 
племенами и захваченная крестоносцами в XIII ст. Номинально Ливония была под 
властью папы римского и герр-манскага императора. 
3 середины XIV к концу XV ст. беспрерывные внутренние смуты ослабили крестоносцев, 
что в каком-то смысле содействовала победе объединенных славянских сил в 1410 г. при 
Грюнвальде и приостановке крыжацкай агрессии на Восток. Вторым важным показателям 
внутренней слабости крестоносцев появился переход в вассальную зависимость от 
Полыпчы в 1466 г. прусского епископства, зависимого раньше от Риги. В разделе 
ливонского наследства начинают проявлять заинтересованность ее соседи: Швеция, 
Польша, Большое княжество Литовской, Дания и Россия. Согласна из соглашением между 
Россией и Ливонским орденам (1554), последний обязывался не заключать договоров из 
Польшей, сохранять нейтралитет в случая русско-польской войны, возродить 
православные храмы. 
Во внутриполитической жизни Ливонии начинают борьбу сторонники и противники 
сближения из Полыпчай. Пришедши к власти, магистр ордена В.Фюрстэнберг как 


background image

противник польского уплы-ву внезапно становится сторонником польской ориентации и 
заклю-чае из Польшей оборонческо-наступательный союз против Москвы. Пару-шэнне 
предыдущего соглашения из Россией подтолкнула правительство Ивана Грозного начать в 
1558 г. военные действия против Ливонии. Русская армия захватила Нарву, Дзерпт 
(Тарту), достигла Рэвеля (Таллинна). 
 
Заинтересованные в разделе ливонского наследства государства втягиваются в конфликт. 
Дания оторвала остров Эзель (Сааремаа), а северная часть Ливонии - Эстляндыя - перешла 
под патронат Швеции. По-чынаецца распад ордена. В итога острых внутриполитических 
спрэ-чак В.Фюрстэнберг был замененный на должности магистра Г.Кетлерам, который 
обратился к Сигизмунду II Августа за помощью. В 1561 г. Виленский 
сейм принял обладания Ливонского ордена под патронат. 3 этого времени противникам 
России в Ливонской войне стало Большое княжество Литовской. 
Втягивание ВКЛ в раздел ливонского наследства было невыпадко-вым. Магнаты ВКЛ, в 
особенности в западной ее части, где ажыццяўля-лося аграрная реформа Сигизмунда II 
Августа, были заинтересованный в западноевропейском рынке для своего зерна, а 
выхождение России к Балл-тыйскага море рождал опасного конкурента. Тому ВКЛ в 
Ливонской войне имела в виду сразу две цели: 1) присоединить к своим обладаниям 
территорию Ливонского ордена; 2) не допустить Россию к Балтийскому морю, г. зн. на 
западноевропейский рынок. 
После перехода Ливонского ордена под патронат ВКЛ Россия пера-несла военные 
действия на территорию Беларуси Г в 1563 г. захватила самую могучую крепость 
княжества - Полацк, который открывал пути русской армии на Вильно и Ригу. 
Но уже в следующем после полоцкого паражэння 1564 г. фортуна оборотилась лицом к 
ВКЛ, которое получила победу на р.Уле и под . Оршей. 
Ливонская война требовала от населения ВКЛ напряжения всех сил. Она привела к 
резкому увеличению налогов, принесла рабочим массам разрушение их хозяйств и смерть. 
Но самое голов-нае заключалась в том, что война вовсе нет пользовалась папуляр-настю 
не только средь рабочих, но и мелкой и даже средней шляхты, еще слабо окатоличенной и 
полонизированной. Папский посол, который был свидетелям событий, писал, что 
население Беларуси публично молится Богу, чтобы он прощал маскавітам победу. Ярким 
примерам непопулярности Ливонской войны средь беларуского населения была 
неуспешная попытка созывать ополчение и провести военную операцию в 1567 г. 
Возможно, паражэнні, а также выступления крымских татар, побеги князя Курбскага в 
Литву привели Ивана Грозного к мысли о боярской измене и положили начало апрычніне. 
Внутренние дела отодвинули на какое-то время проблемы Ливонской войны. 
Не сумела и Большое княжество Литовской применить российские трудности. Само 
княжество очутилось перед еще более опасными проблемами. 3 начала военных действий 
на территории Беларуси Польское королевство восстановило свои інкарпаратарскія 
усилия, политику, которую вело по отношению к ВКЛ из времен Кревской унии. Разница 
политики России и Полыпчы для правительства ВКЛ была очевидной: Россия стремилась 
к выхождению к Балтийскому морю и интересовалась территорией не ВКЛ, а Ливонии. 
Польское королевство претендовало на "мирную", без аб'яўлення войны и военных 
действий аннексию всего Большого княжества Литовского целиком. Это подтолкнуло 
политиков ВКЛ искать соглашения из Россией. В июни 1566 г. в Москву было направлена 
посольство ВКЛ в составе Ю.Ходкевича, Ю.Тышкевича и М.Гарабурды, которое 
предлагала Ивану IV провести раздел Ливонии на основании имеющегося на то время 
положения. Но царь не прислушался к совету. Пожалуй, убежденный врагами России и 
Большого княжества Литовского, он принял ошибочное решение продолжать войну. Его 
поддержал Земский собор 1566 г. 
Такая позиция России поставило ВКЛ в еще болып тяжелое положение в итога усиления 
інкарпаратарскай волны польских магнатов. В таких условиях делегация ВКЛ на 


background image

Люблинском сейме после аннексии болыпай части княжества в Польское королевство 
должна подписать позорную Люблинскую унию (1569). 3 этого времени война за 
Ливонию должна была стать войной Речи посполитой. 
Уступленне в войну Швеции и крымских татар, а также апрычніна еще болып обессилили 
Россию и открыли Речи посполитые хорошие перс-пектывы в войне. Но опять она не 
смогла использовать благоприятные условия, ведь сама претерпевала тяжелые годы 
бескаралеўя. Россия первая активизировала свои военные действия в Ливонии и сумела 
захватить нека-тория крепости, в том числе Пернаў (Пярну). Эти военные успехи 
разрешили московскому правительству начать переговоры из германским императором 
Максімільянам о признании права России на Прибалты-ку. Получив отказ, русское 
правительство начало новую военную компанию. Военные успехи России насторожили не 
только Речь посполитая, но и Рим. 
Выбранный в 1576 г. польский король Стефан Баторий формирует наемную армию 
(частично операцию финансирует Ватикан) и начинает контрнас-тупленне против 
российской армии в Ливонии и на Беларуси. После 20-дневной колонии ценой больших 
потерь отвоевывается Полацк,. вызва-ляецца Ливония, военные действия переносятся на 
собственно русскую тэ-рыторыю. Покорив Большие Луки и шеренга мелких крэпасцей, 
Стэ-фан Баторий начинает осаду Пскова и морить о походе на Новгород и Москву. Но 
героичная защита Пскова в 1581 - 1582 гг. окончательно определила итог войны и 
принудила обессиленные 25-летней борьбой государства начать мирные переговоры. Яны 
проходили в в.Ківерава Гора поблизости Запольскага Яма (на юг от Пскова) при 
посредничестве папского представителя иезуита А.Пасевіна. Согласна из перемирием (на 
10 годов), которое вошло в историю как Ям-Заполь-скае, Речь посполитая возвращала 
России захваченные русские города - Большие Луки, Холм, Завалочча, Ізборск, Апочку, 
Гдоў, Себеж и другие из всеми их землями, за исключением района г.Веліжа, где 
возрождалась граница, что существовало к 1514 г. Россия в свою очередь отказывалась от 
всех зя-мель, захваченных в Ливонии и на Беларуси. Цель, которую устанавливала Россия: 
найти выхождение к Балтийскому морю, не была достигнута. 
В итога Ливонской войны отозвалась разоренной и разрушенной северо-восточная часть 
Беларуси, погибла много населения, уничтоженный культурные ценности. Венгерские 
наемники, которые вваривались первыми в Полацк, грабили жителей, разрушали все. 
Именно во время грабежа города наемниками Стефана Батория погибли многие 
культурные ценности, в том числе и Полоцкая летопись. Итогам Ливонской войны на 
Беларуси было дальнейшее укрепление позиций польских феодалов и католического 
влияния, еще болып глубокий раскол беларуского общества на религиозной почве. 
Однако одна цель, которую устанавливал Ватикан в Лівонскан ванне, финансируя поход 
Стефана Батория, осталась недостигнутой: распаў-сюджванне католицизма подальше на 
Восток, подчинение России попу римскому. Миссия Пасевіна склонить Ивана Грозного к 
унии праваслаў-най и католической церквей провалилась, но идея не умерла. 
Скоро для реализации этой идеи попался удобный случай. На па-чатку XVII ст. Россию 
постигла беда-лихо. В течение трех годов (1600 -1602) весной и летом шли проливные 
дожди, а осенью они изменялись ранними заморозками. Неурожай привел к ужасному 
голоду. Чтобы не кормить холопов, феодалы выгоняли их тысячаш со своих дворов. 
Красненькие тысяч холопов, крестьян, посадских людей пнулі в те годы от голода. В 
одной Москве за два годы и четыре месяцы погибла болып за 120 тыс. человек. 
Множество голодных и холодных людей блуждали по дорогам России. На ту беду в 1598 
г. умер последний из династии Рюриковичей - царь Федор Иванович. Борис Годунов, яш 
пришел к власти, а потом и Василий Шуйскі в очень сложных экономичных и 
политических обстоятельствах не сумели приостановить "смуту" -борьбу рабочих масс 
против феодалов. 
"Смута" в России подтолкнула польских и литовских феодалов к активной русской 
политике, для которой сложились благоприятные условия. Справа в том, что еще при