Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7433

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

мым низе - из народного быта. Постановки вертепа сопровождала как вокальная, да и 
инструментальная музыка: псалмы и ребра, на-родные песни и танцы. Музыкальные 
номера начинали и завершали спектакли, звучали между сценами, являлись 
своеобразными интермедиями. 
Важным явлением жизни второй половины XVIII ст. стал крепостной театр. Многие 
беларуские магнаты: Радзивиллы, Храптовічы, Огинские, Тышкевичи, Сапеги, 
Тызенгаўзы и др., стремясь к роскоши, приглашали для построения своих поместий и их 
украшения лучших отечественных и заграничных зодчих, художников, мастеров садово-
паркового искусства. В своих поместьях они удерживали капеллы, оркестры, театры, а 
нередко и сами становились литераторами, музыкантами, композиторами, как Мацей 
Радзивилл, Михал Казимир Огинский, Уршуля Радзивилл, Михал Клеафас Огинский, 
автор именитого паланеза "Прощание из Родиной" и др. 
В светской музыке XVI - XVIII вв. наиболее характерным жан-рам было ребро: 
шматгалосая песня светского содержанию. Истоки ребра - в древних гимнах и 
песнапеннях еще дохристианских времен, которые попали в православную и 
католическую музыку и нашли свое продолжение в светских песнапеннях. Разнообразные 
па своей тематике (философские, поучительные, пакаяльныя, шутейные, лирические, 
сатирические), ребра приобрели шьфокае распространение на Беларуси, Украине и 
России. 
Значительное место в жизни населения Беларуси займалаларкоўная музыка. К нашим 
временам сохранились памятники православной музыки -из<Йры""царкоўйых гимнов, 
ірмалоі XVI - XVIII вв. (Супрасльскі, Витебски, Жировичский, Слуцкий, Мирский и др.). 
Болып за четыре столетия потому в Несвижской типографии был на-печатный 
"Канцыянал" - один из первых на Беларуси нотных сборников, который помещал болып за 
сотню песен (кантаў) из приложенными к им нотами. В 1594 г. "Канцыянал" был 
перавыда-дзены в Вильно. В Несвиже была создана одна из первых на Беларуси 
мастерская по изделию музыкальных инструментов, а также учебник по хоровым пениям. 
Его написал около 1794 г. местный преподаватель Антон Воронец. Через полтора 
десятилетия учебник был изданный в Вильно на польском языке под названием "Начало 
музыки - как фигуральных, да и хоровых пений" из дабаўленнем итальянско-польского 
словаря музыкальных терминов. 
Развитие музыкальной культуры разрешила магнатам создавать в своих поместьях 
частные капеллы. Самые большие капеллы были при театрах: 
Несвижским - Михала Казимира Радзивилла, Слонимским - Михала Казимира Огинского, 
Гродненским - Антония Тызенгаўза и Шкловским - Семена Зорыча. Репертуар магнатских 
капелл складывала модная на то время в Европе музыка: дывертысменты (уставные, 
преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и 
балетных спек-таклях XVII -XVIII вв.), серенады, танцы, а также симфонии, канн-цэрты, 
оратории, кантаты. Действовали и народные капеллы, которые подчас 
приглашались на пиры к баринам. 
Рядом из магнатскими капеллами действовали оркестры Тышкевичей в Свислочи, 
Александра и Казимира Салегаў в Ружанах и Дзярэчыне и др. Оркестры беларуских 
магнатов подчас были более крупные за известные западноевропейские. Например, 
оркестр М.Огинского насчитывал 106 инструментов, в то время как в оркестры, в котором 
работал знаменитый Ф.Гайдн (австрийский композитор XVIII ст., которому принадлежать 
104 симфонии, болып за 20 опер, 14 мес и много других музыкальных произведений), 
было только 14 инструментов. Существовали военные оркестры, которые звы-чайно 
включали в себя духовых инструментов. 
Высокий уровень музыкальной культуры обеспечивал возможность постановки на сценах 
театров таких сложных музыкальных произведений, как опера и балет. Для подготовки 
актеров оперы и балета на Беларуси существовала несколько школ (в Слуцка, Несвиже, 
Слониме). Спектакли сопровождала капелла музыкантов высокой квалификации (в 


background image

основном немке, чехи, австрийцы). Некоторые спектакли были рассчитанный на 
театральные картины: выхождение на сцену группы солдат, взятие штурмам крэпасцей, 
фехтование, баталии. В этих случаях участие в спектаклях принимали кадеты, солдаты 
гарнизона. 
В особенности интересным был Слонимский театр Михала Казимира Огинского, который 
существовал двадцать годов (1771 - 1791). В театры работали профессиональные 
итальянские, немецкие, польские певцы, крепостной хор 
и балет. Балетная труппа была под-рыхтавана в Слонимской балетной школе, спектакли 
сопровождала капелла Огинского. Сбор нот, тво-раў, что исполнялись на разных сценах 
(филиалы театра существовали в Седліцах - Полыпчы и Целя-ханах), насчитывал 60 опер, 
18 балле-тау, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более чем 460 других 
произведений (оратории, арии, музыка для дывертысментаў, отдельных танцев и т.д.). 
Репертуар театра включал в себя опер и балетов итальянских композиторов, а да-сама 
произведений М.К.Огинского ("Зме-нены философ", "Елісейскія поля" и др.). Сцена 
театра позволяла устанавливать спектакли барочного стиля - из выхождением большого 
количества певцов, статистов, из показом театрализованных баталий всадников и водных 
феерий. Часть сцены затоплялась водой и по ей 
плавали лодки. Технические возможности сцены позволяли показывать одна-временно 
два фонтаны, которые освещались бенгальскими огнями. При театре работал специальный 
пиротехник - мастер по фейерверкам. ^oНе меньше интересный и известный был 
Несвижский театр, связанный из именем Франтишки Уршулі. Радзивилл. Для своего 
театра она написала 16 драматических и оперных либретто, средь каких "Остроумная 
любовь", "Судьи лишенного ума", "Любовь рождается из взгляда" и др. Пьесы относились 
в специальном театральном зале Несвижского замка, в летней резиденции Радзивиллов 
Альбе, в "зеленом" театре и дворцы под названием "Кансаляцыя", амфитеатр которой на 
природ-ным холму был рассчитанный на тысячу глядачоў. Сначала театр Радзивиллов 
являлся любительским: на сцене выступали члены кня-жацкай семьи, родственники, 
гости, воспитанники кадетской школы. Во второй половине XVIII ст. в театры все почаще 
являлись иностранцы-профессионалы и артисты из крепостных крестьян, которые 
получили адпа-ведную образование. В особенности это усилилось после смерти 
Франтишки Уршулі Радзивилл, когда со сцены исчезли драматические произведения и 
перевес отдавался операм и балетам. Относились произведения заграничных и 
отечественных авторов. Например, музыканту для оперетты "Агатка" и оперы "Войт 
альбанскага поселение" написал композитор немецкого происхождения Ян Давід Голанд 
(дирижер несвижского оркестра), стихотворное либретто - Мацей Радзивилл. 
Кроме театров в Слониме и Несвиже во второй половине XVIII ст. крепостные и частные 
театры работали в Слуцка, Шклове, Могилеве, Чечерску, Свислочи, Плешчаніцах. 
Действовал также "плы-учи театр" на баржах на Огинском канале. Талия и Мельпамена -
музы греческой мифологии, которые опекали комедию и трагедию, воодушевляли 
беларуских артистов. 
Изобразительное искусство. Идеи Возрождения, а затем и барокко проникли в мастерской 
художников. В беларуской живописи очертились два налрамкі. Перши - искусство, 
основанное на древнерусских традициях; 
второй - живопись, который находился под влиянием западноевропейской 
художественной школы. Но и в первом и во втором направлениях происходит 
переплетение византийского и западноевропейского стилей из мясцо-вай школой, 
сохранение местных традиций, выработка своего идеала и художественных принципов. 
В итога синтеза разных школ и направлений сложилась самобытная беларуская 
иконописная школа, какой свойственно верность канона, символизм изобразительного 
языка, характарнасць типажа, широкое выка-рыстанне этнографических элементов 
(узорыстасць, разнообразие арна-менту, в том числе и российского). В найболып ранних 
произведениях XVI ст. ("Мать Божья Одигитрия" со Случчыны, "Мать Божья 


background image

Иерусалимская" из Брестчины) заметно сочетание основных черт средневекового 
искусства из элементами ренессанса: светлый колорит, объем, лиричность. Под влиянием 
Возрождения является стремление к передаче объема, просторы, прапарцыянальнасці 
человеческих фигур и среды ("Наро-джэнне Богородицы", "Апостолы Лука и Симон", 
"Поклонение веш-чуноў" из Брестчины). 
В XVIII ст. в иконопись, как вообще в беларуское искусство, проникает стиль барокко 
("Избранные святые: Василий Большой, Григорий Богослов, Иоан Златавуст" из 
Брестчины, "Аўрамій и Меркурий Смоленские" и др.). В барочной иконописи большое 
внимание придавалось оформлению абкладам, вянцом, дэкарыроўцы тканью, лепным 
орнаментам и т.д. Можно из уверенностью говорить о существовании на Беларуси 
нескольких иконописных школ: могилевской, полоцко-витебской, полесской, гро-
дзенскай, слуцко-минской. Могилевская школа, например, характа-рызавалася 
сдержанностью живописной палитры, некоторой прыглуша-настю, в то время как 
живописи полесской школы в большей меры свойственно цветовое звучание, богатство 
палитры, а в гродненской прык-метны влияние польской живописи XVI - XVII вв. Но, 
несмотря на некоторое различие, для всех их характерный черты, которые и складывают 
беларускую иконописную школу. 
В концы XVIII - начала XIX ст. беларуская иконопись постепенно потеряла свою 
отличительность и перестал существовать як самобытная художественная школа. 
Вторым важным направлениям была монументальная живопись. В XVI ст. тут также 
заметное влияние ренессансного стиля - стремление к передаче объема, перспективы, 
святлоценявой и цветовой моделировки. Ярким примерам монументальной живописи 
переходного перыя- 
ду является роспись деревянной церкви кутеинского Богаяўленскага монастыря (около 
Орши). Многофигурная композиция (38 сцен) на библейские и евангельские сюжеты 
покрывала почти все стены. 1 хотя еще доминируют статичность и фрагментарность 
рисунка, уже ощущается стремление овладеть техникой передачи движения, попытки 
отобразить в композиции простора и объем. Интересными компонентами ложь-
ментальной живописи XVII ст. насыщенная роспись каменного Богаяўленскага собора в 
Могилеве (1633 - 1636), Святадухаўскай церкви Тупічэўскага ма-настыра в г.Мсціслаўлі 
(70 сцен на библейские и евангельские сюжеты). 
Настоящим произведениям искусства в монументальной живописи явлений-ляецца 
роспись Мікалаеўскай церкви в Могилеве (1669 - 1672) - "Но-вазапаветная Троица". 
Фигуры Бога-Отца и Бога-Сына размещенный на сине-голубом фоне купола. Лица 
моделированный пастельными танамі из наитончайшими нюансами цвета. Одежда 
персонажей традиционно красно-коричневого, желтого и синего цвета, свободные 
складки, светлапаветранае среда, композиция и другие особенности "Ново-заветной 
Троицы" свидетельствуют о высоких художественных ценностях памятника беларуской 
живописи. 
3 победой контрреформации в монументальной живописи распаў-сюджваецца стиль 
барокко. Ему характерна прасторавасць, живописность, динамизм композиции, богатство 
узора, натурализм. Во второй половине XVII ст. созданный крупные фресковые циклы 
(Станиславовский костел в Могилеве, Успенский костел кармелитов в Мсціслаўлі, 
иезуитский костел Франциско Ксаверыя в Гродно). 
Популярным видам станковага живописи в XVI - XVIII вв. становится портрет. Создаются 
своеобразные родовые галереи (Константина Тызенгаўза в Поставах, при Полоцком 
иезуитском коллегиуме, портретные галереи Тышкевичей, Радзивиллов и др.). В архивном 
пересчете 1779 г. в Несвижском замке насчитывалась 984 произведения искусства на 
холсте и дереве. Средь их - портреты Ягайлы и Льва Сапеги, Радзивиллов, гетманов 
Казимира Сапеги и Станислава Кишки и др.1 
Талантливым художником и граверам XVI - начала XVII ст. явлений-ляўся Фома 
Макоўскі, межевщик при дворе Радзивиллов, какое-то время возглавляло типографию в 


background image

Несвиже. По предложению Николая Радзивилла Сиротки он 16 годов работал топографам, 
географам, историкам и художником, чтобы собрать материал и сложить полную и 
точную карту Большого княжества Литовского. В 1613 г. в Амстердаме карта Макоўскага 
была напечатана на четырех больших листах. В дополнения к ей давалось подробное 
описание Беларуси и Литвы: природные богатства, ученые учреждения Полоцко и 
Несвижа, народные уставы, курные 
крестьянские дома, роскошь магнатских дворцов, торговля из Западной Ел-ропай через 
Кролевец (теперь Калининград) и Ригу. На карте Макоўскага обозначенный рэки и озера, 
города, центры воеводств, резиденции епископов и митрополитов. Она неоднократно в 
течение XVII ст. пера-выдавалась в Амстердаме на латинской и французской языках 
(сейчас карта сохраняется в университетской библиотеке г. Упсала в Швеции). 
Фома Макоўскі является автором гравюр из пейзажами Вильно, Клецка, Троков, 
Смоленска и других древних городов. Он иллюстрировал также многие кнііі. Налрыклад, 
книга К.Дарагастайскага про коневодство "Гішка" издана в Кракове в 1603 г. из 50 
гравюрами Макоўскага, на каких лошади, часть упряжи отраженный на фоне замков, 
городов и окрестности. В книге "Странствования князя Николая Радзивилла Сиротки в 
Иерусалим", напечатанной в Брунсбергу на латинском языке, помещенный портрет 
путника, выгравированный Макоўскім. Серия гравюр Т.Макоўскага "Асада Смоленска" 
посвящена событиям 1609 -1611 гг., когда под руководством воеводы М.Шэіна русская 
армия и население защищали город в течение 20 месяцев. 
Многочисленные произведения изобразительного искусства оставили отец и сын Гескія, 
которые жили и работали в XVIII ст. Яны реставрировали фрески Несвижского 
иезуитского костела, которые сохранились к нашему времени. Отец, Ксаверы Даменік, 
создала шеренга портретов галереи Радзивиллов. Считаться, что он является автором 
картины "Тайный ужин" для главного алтаря Несвижского фарного костела. Сын, Юзаф 
Ксаверы, написал несколько портретов для несвижского сбора, рисовал оскорбления для 
Стаўбцоўскага доминиканского костела. Его кисти подобает портрет короля Речи 
посполитой Станислава Августа Понятовского. 
В концы XVIII ст. барочные произведения живописи теряют свои лучшие качества. 
Психологизм заменяется внешней афектацылй состояния, а реализм - бутафорнасцю. 
Барокко уступает место новому лылю в изобразительном искусстве - классицизма. 
Архитектура. В XVI - первой половине XVII ст. усложнялась планировка и архитектура 
беларуских городов, продолжалось создание 
оборонческих и культовых збудаван-няў в стили барокко'. Как и раньше, беларуский 
феодальный город имел типичную застройку: укрепленный за-мак - резиденция феодала, 
князя либо велікакняжацкага заместителя и размещенный кругом замка торгово-
ремесленный престол под покровительством замковых стен. Замок явлений-ляўся центрам 
города и главной его архитектурно-строительной доминантой. 
Не был исключением из этого правила и Минск, в котором во второй половине XVI ст. 
определялись пять основных районов застройки: 
1) Замчище, которое существовала в районе теперешней площади 8 Марта. Минский 
замок был пабу-дававшийся из дерева, огороженный высоким земляным валам (местами к 
10 м и повыше) и апаясаны глубоким рвом, наполненным водой. Замок часто горел, но 
опять отстраивался; 
2) Низкий рынок, либо Старик (Низкий) город, - центральное торговое место, которое 
находилась в болотистой обители, перед южной сця-ной замка, на берегу устья р.Немиги, 
где теперь остановка транспорту на площади 8 Марта и где проходить улица от проспекта 
Машерова к Свислочи и находиться Петропавловская церковь; 
3) Высокий рынок, либо Верхний город, размещался там, где сегодня площадь Свободы, 
улицы Бакунина, Герцена, Интернациональная, Ре-валюцыйная и др. Архитектурный 
ансамбль рынка включал торговую площадь, ,магазины, Казьмадзям'янаўскі монастырь, 
Святадухаўскую деревянную церковь, ратушу; 


background image

4) Троицкое предместье находилось на левом берегу р.Свислочь (район улиц 
Старовиленской, Богдановича, Янки Купалы), напротив 
замка и Низкого рынку. На территории предместья находились рынок из торговой 
площадью, магазины, жилые кварталы; 
5) Татарское (Раковское) предместье было заселена пленниками крымскими татарами и 
находилась в районе теперешних улиц Аст-роўскага, Освобождения, Дзімітрава, а также 
на места, где сегодня размещенный Дом книги и гостиница "Юбилейная". Территория 
между Татарской слободой и Свислочью называлась Татарскими огородами. 
К XVII ст. Минск был деревянный. Интенсивное каменное строительство в Минске 
возникла в начала XVII ст., что было связана из абвастрэн-нем социально-политического 
и религиозного положения внутри Большого княжества Литовского в связи из 
заключением Брестской церковной унии и наступленнем контрреформации. 
Православные, католики и униаты стремились засвидетельствовать свою силу и 
присутствие в городе путям по-строения монументальных каменных храмов и 
монастырей. Идейное и религиозное саперйіцтва стимулировало каменное строительство. 
В охаживай-шай половине XVII ст. на площади Высокого рынку, на места драўля-най 
Святадухаўскай церкви, был построенный базилианский монастырь (в измененном виде 
сохранился к нашим дням - в нем к недавнему времени размещался Белсаўпраф), а рядом 
из им (теперь ул. Энгельса) -доминиканский костел и монастырь. В середине XVII ст. 
напротив строения базилианского мужского монастыря был построенный базилианский 
женский монастырь. Строения минских базыльян представляли собой единственный 
архитектурный комплекс из композиционным центром - церковью Свя-тога Духо. На 
Высоком рынке были построенный также костел и 
 
монастырь бернардзінцаў (к недавнему времени в этих строениях размяш-чаўся архив), 
костел и монастырь бернардинок (сейчас - это православный собор на площади Свободы, 
в кляштарных строениях - жилые дамы). 
В XVII ст. в Минске были построенный костел и монастырь бенедыкцінак, которые 
находились на старухе Кальварыі (Кальварыяй назывались католические погосты, 
которые тогда находились в районе цяпе-рашняй улицы Комсомольской на отрезке между 
улицей Интернациональной и проспектам Ф.Скорины). В 1612 - 1613 гг. в районе улицы 
Раковской, у Немиги, на средства и старанием праваслаў-най шляхты и горожан началось 
строительство каменной Петрапаў-лаўскай церкви и монастыря. Через несколько годов 
церковь и монастырь были построенный (церковь существует и сегодня). В городе велось 
также строительство особняков богатых горожан и магазинов. 
К середине XVIII ст. был архитектурно законченный ансамбль Со-борной площади 
Верхнего города. В 1709 - 1710 гг. на западном баке этой площади построенный 
иезуитский костел, монастырь и каменные строения коллегиума. В 1750 г. из правой 
стороны костела была вымура-вана в стили барокко, как и костел, трехъярусная городская 
башня из часами (сейчас она не существует). Кафедральный костел был частично 
перестроенный в 1951 г. іўім размещалось спортивное товарищество "Спартак" (теперь 
восстановленный як костел). 
Главной архитектурно-строительной доминантой Несвижа являлся замок, основанный в 
1583 г. на места созданного раньше деревянного 
замка. Николай Радзивилл Черный в 1547 г. перестроил деревянный за-мак. Его сын и 
наследнік Николай Крыштоф Радзивилл, по прозвищу Сиротка, после путешествие в 
Сирию, Палестину и Египет распа-чаў в Несвиже большое строительство. Он пригласил 
отличного архитектора Яна Марию Бернардоні, по про-ектах какого были созданный 
чудесные постройки в Кракове, Калішы и Люблине. Но именно в Несвиже талантливый 
итальянец оставил свои лучшие произведения - за-мак, костел и коллегиум иезуитов. 
Несвижский замок построенный по стараітальянскай оборонческой системе, согласно 
какой каменная стена заменялась каменным валам, а башни превращались в более низкие