ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7584
Скачиваний: 2
русские, прусские и австрийские армии. Последний король Речи посполитые Август IV
(Станислав Понятовский) отрекся от престола. Австрия, Россия и Пруссия опять начали
кроить Речь посполитую.
В 1795 г. произошел третий, последний раздел Речи посполитые. Россия получила
Западную Беларусь и Восточную Литву, а также Украину к Западному Бугу. Австрия и
Пруссия захватили коренные земли, часть украинских и литовских зямель. Речь
посполитая была уничтожена, а польский народ на длинные годы отозвался под
социальным и национальным угнетением.
Таким образом, прорицание короля-иезуита Яна-Казимира збылося. Политический строй
Речи посполитые, неограниченные шляхетские вольности, религиозный фанатизм,
невероятное падение нравов шляхетского сословия появились главными причинами
прозябали государства.
ГЛАВА 6
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ
(вторая половина XVI - конец XVIII ст.)
В истории культуры Беларуси середины XVI - XVIII вв. можно выделить три периоды:
1) вторая половина XVI ст. - активное реформационно-гуманистическое движение,
который стремился синтезировать теоретический гуманизм из социально-прак-тычнай
деятельностью;
2) конец XVI - первая половина XVII вв. - гуманистическая мысль эпохи позднего
Возрождения, контрреформация и установление барока1;
3) вторая половина XVII - XVIII вв. - господство в искусстве стиля барокко и начало стиля
классицизма.
Просвещение и книгопечатание. XVI ст. принесла смены в просветительское и школьное
дело Беларуси. Вместе из развитием прогрессивных трады-цый Древней Руси на
просвещение расширяется влияние рэнесансавага гуманизма. На территории Беларуси
являются наиболее передовые для того времени протестантские и братские школы. Почти
в каждой пратэ-станцкай общине открывались школы. В 70-я годы XVI ст. на Беларуси
были 163 кальвінісцкія соборы, при которых существовали школы в Бресте, Ашмянах,
Сморгони, Несвиже, Минску, Пинску, Могилеве, Орши, Витебска и т.д. Ярким примерам
кальвінісцкай школы.на Беларуси был Слуцкий лицей, основанный в 1617 г. Он имел свой
статус, программу, методические разработки, а также правила для учеников и учителей. В
лицеи изучались главным образом гуманитарные науки - латинская, греческая,
старажытнаяўрэйская, польская, немецкая языки и литературы, риторика, история, логика,
правоведение, математика, физика. Лицей был чатырохкласнай учреждением, где термин
обучения в каждом классе составов два годы. В ответах учеников найболып каш-тоўным
считалась самостоятельность выводов. Большинство учеников лицея становились
проповедниками кальвинизма, а найболып способные направлялись в университеты
Германии, Англии, Италии.
Арыянскімі общинами были основанный школы в Ивье, Клецку, Несвиже, Дзержинске,
Любчы, Лоску, Навагрудку и других городах и
городках. Арыянскія школы были двух типов - начальные и гимназии. В гимназиях, в том
числе в Ивьевской, Несвижской, Лоскай, изучались вместе из языками и литературами
(латинской, греческой, древне-еврейской) философия, риторика, право, география,
естествознание, математика, физика, этика. Известным педагогам арыянскіх школ был Ян
Ліцыній Намыслоўскі.
В концы XVI - первой половине XVII ст. на Беларуси открываются братские школы,
сначала в Вильно (1584), а затем и в других городах (Брест, Могилев, Минск, Пинск,
Орша и т.д.). В братских школах звы-чайно изучались пять языков (беларуская,
славянская, греческая, латинская, польская), арифметика, диалектика, риторика,
география, астрономия и другие дисциплины. Индивидуальное обучение в этих школах
заменялась классно-урочным, которое дожило к нашему времени. Учебный год, как и
сейчас, начинался 1 сентября. Были очень большие требования к ученикам (за два дни
пропуска без внимательных причин могли выключить с школы) и высокие требования к
учителям. Отличительную роль в повышения качества преподавания в братских школах
отыграли издания "Азбуки" (в 1574 г. в Львове - Иванам Федоровым, в 1596 г. в Вильно -
Лаврентием Зизанием) и "Грамматики" Мелетия Смотрицкого (1621). 3 1590 по 1654 г.
беларуские типографии выдали 16 букварей.
Братские школы являлись центрами не только просвещения, но и книгопечатания.
Братские типографии в Вильно, Еўі (около Вильно), Ку-цейне и Могилеве выдавали
большинство книг богаслужэбнага содержанию. Это вызывалось необходимостью
упорядочить систему богослужения, противостоять католицизма и униатскому влиянию.
Рядом из литургическими изданиями заметное место занимали книги для домашнего
чтения (произведения Иоана Златавуста, Макарыя Египетского, учебная и другая
литература), а также полемические издания, направленные против контрреформации,
церковно-религиозной унии, полонизации.
В 1586 г. в Лоску было изданное "Пособие для овладения учением Аристотеля" на
латинском языке, а в 1589 г. - "Сентенции, которыми надо управляться в жизни".
"Сентенции" возвеличивали человеческий ум, знания, осуждали невежество, карьеризм,
напрасную трату времени, призывали к полезной деятельности.
Отличительную роль в кириллическом книгопечатании отыграл известный беларуский
печатник магіляўчанін Спиридон Соболь, который на территории Беларуси открыл две
типографии. Одну - в Куцейне (у Орши) в 1630 г. и выдал тут на беларуском языке
"Молитвы повседневные", "Букварь", "Часослов". В 1635 г. он открыл типографию и в
Буйничах (под Могилевом), где выдал "Псалтырь". В литературы описанный 18 его
изданий.
Во второй половине XVII ст. кириллическое книгопечатание входить в полосу кризиса,
обусловленного общим социально-экономичным и политическим кризисам Речи
посполитой.
В XVIII ст. на беларуских землях расширяется светское образование. Этому
содействовала реформа школ, которая проводилась под
руководством С.Канарского. Ре-форма покачнула монополию иезуитов в ветви
просвещения, ввела в школы польский язык, значительное внимание придала
общественно-этичным и естественным наукам, воспитанию умственных здольнас-цей
учеников. Созданная в 1773 г. Образовательная комиссия отменила преподавание в
рамках школьных программ религии. На беларуских землях комиссия открыла 20 своих
школ.
Значительную роль в распаўсюджван-ни ученых знаний отыграла Гродненская
медицинская школа, основанная Антонием Тызенгаўзам. Возглавлял ее в 1775 г.
французский урач и натуралист Ж.Э.Жылібер. Он создал при школе естествоведческий
кабинет, аптеку, анатомический театр и ботанический сад, выдал два тома
фундаментальной работы "Литовская флора" (1781).
Библиотечное и архивное дело. Более богатой в Речи посполитой являлась Несвижская
библиотека Радзивиллов, основанная в 1600 г. В библиотеке насчитывалась более чем 20
тыс. томов книг почти на всех европейских языках. Вместе из редкими и древними
книгами, произведениями античных поэтов и мысліцеляў, работами французских
просветителей находились рукописи базыльянаў, доминиканцев, бенедыкцінцаў. Залы
библиотеки украшались произведенными на радзивиловской мануфак-туры в Свержані
бюстами древних философов. В 1772 г. библиотека была конфискована и перевезена в
Петербург. По приказу Катерины II ее сообщили Академии наук - 14 892 книги, без учета
гравюр, карт и нот1.
В Несвижской библиотеке сохранялись также редкие рукописи. Средь их -
Радзивиловская летопись, украшенный 617 цветными рисунками. На мысль
исследователей, он относиться к Владимиро-Суз-дальского летописания XIII ст., по
содержанию близкий к Лаўрэнцьеўскага летописи. Рукописная копия, какая пожалована
Янушу Радзивиллу каким-то Станиславам Зяньковічам, была сделана, возможно, в
Смоленске в концы XV ст. Радзивиловская летопись была названный да по імені его
владельца Багуслава Радзивилла. Второе название летописи - Кѐнігсбергскі, ведь из 1669
г. он находился в библиотеке г. Кѐнігсберга.
В 1761 г., когда русская армия за-няло город, летопись в качества тра-фея был переданный
в библиотеку Академии наук в Петербурге.
Более чем 6 тыс. редких книг, ста-ражытных рукописей, географических карт Беларуси,
Литвы и Полыпчы находились в Щорсах (теперь -Навагрудскі р-н), в поместье маг-ната
Храптовіча. В его библиотеке сохранялись переписка Богдана Хмельницкого из
польскими гетманами, оригиналы писем Хмельницкого к казакаў, дневник польского
посольства в России за 1686 г., дневник Марины Мнішак и другие дакументыі.
В Несвижском замке находился и архив, в котором насчитывалась более чем 500 тыс.
исторических октав, грамот, писем и других дакумен-тау. Эти материалы были саб-раны
из 1551 г., когда Николай Радзивилл Черный получил право
хранения в Несвиже т.н. Литовской метрики - государственного архива Большого
княжества Литовского. Некоторые документы несвижского архива относятся к временам
Ягайлы. В архиве сохранялись письма Людовиков XV и XVI, Карла XII, Богдана
Хмельницкого, Петра 1 и др. Документы архива написанный на старобелорусской,
польской, латинской и других мовах2.
Библиотеки, сборы книг и исторических документов находились да-сама в поместьях
Сапегов, Тышкевичей, Огинских и других магнатов. Их усадьбы становились центрами
культурной жизни стороны.
Литература. Распространение Реформации, гуманистического миро-взгляда,
книгопечатания способствовала дальнейшему развитию беларуской литературы.
Общегосударственные летописи и хроники постепенно со-шагают место новым
литературным видам и жанрам: публицистике, историко-мемуарной литературы,
политической сатиры, поэзии.
Отличным произведениям беларуского летописания XVII ст. была Барку-лабаўская
хроника, которая из демок-ратычных позиций адлюстра-вала государственные, военные,
гражданские дела отчизны своего времени.
Беларуская реформация и контр-реформация выделили плеяду публицистов: С.Буднего,
В.Цяпінскага, П.Жалобу, И.Пацея, М.Смотрицкого, Х.Філалета, Л.Карповіча, братьев
Зизаниев, А.Филипповича и др.
Симон Будний (1530 - 1593) впервые в мировой литературы выдал Евангелие (1574) из
прадмо-вай, комментариями и замечаниями, в которых пытался дать радыкаль-ную
рационалистичную крытый-ку книг Нового Завета. Он написал несколько произведений,
более значительным из которых был "О най-галоўнейшых положениях
христианской веры" (1576 г., Лоск). В этом ^впг" г ^ул^и^ал^^рті-ваў
чадавечуіа.ппыпод.и^^йзыежя^аьіступяу пупрятіь.нйдяадмога^вй. o?в^
замагільнаг.а^жыішя. Божьей Троицы, из позиций антрапацэнт-рызму объяснял
моральный выбор человека: не страхам перед загробной жизнью или посмертными
страданиями, а умам и свя-домасцю. Будний считал, что без помощи церкви человек
может достигнуть морального совершенства. Общественно-политические взгляды
Буднего были терпимо-гуманистические. Он признавал приват-ную собственность,
сословно-классовое неравенство, феодальную заваль-насть крестьян, но критиковал
феодальное самоволие, беззакон-не, захватнические войны, был защитникам
веротерпимости и интеллектуальной свободы. Идеи С.Буднего о развитии беларуского
языка, культуры были одним из факторов становления нацыяналь-най самосознания, а его
эстетичные взгляды носили рациональный характер: чудесное то, что ісціннае.
Василий Цяпінскі (1540 - 1600) в предисловии к Евангелию, какое он выдяў (код^-'^Т^-
р^)--.на..^еларускан языку, критиковал палгт'ьткў йкдт'япічнанмя белавускага народа.
"выступал за развіцце бедарухасай языки, перестройку.асвеіь^и дабдіжаннзеза^к -
іграцоуных масс, был
дхі oДЬрікямябтті жантт я р^тмрт^^^^^^^^^^'^^^ ИХ пстарычную и языковую
родственность, значимость их культўр&ай наследства. Дзеннасць В.Цяпінскага
содействовала зарождению и консолидации в
XVI - XVII вв. национально-культурного и патриотичного движения на Беларуси.
Непримиримым борцом за веру предков и национальные традиции стал представитель
ораторской прозы Леонтий Карповіч (1580-1620) - беларуский писатель-публицист,
педагог, церковный деятель. Его "Произнесения" ("Произнесение двое", Еўе, 1615; "Ка-
занне на похороны князя В.В.Голицына", Вильно, 1619;
предисловие к книге Фікарыя "Вертоград душевный", Вильно, 1620 и др.) написанный
приподнятым стилем из использованием символики, образных сравнений. Яны оказывали
большое воздействие на слушателя и читателя.
Настоящим борцом за прав-ду восстает перед нами Афанасій Филиппович через свой
"Дыярыуш", который, по сути дела, является збо-
рам произведений. Он включает в себя автобиографичных зарисовок, промолви,
полемических трактатов, посланий, предоставлений, богословских разважан-няў, реляций
и т.д. Автор не стремится к вычурности стиля, славес-най эквилибристики, красноречие.
Свою цель он видеть в образ-ным, искреннем и доходчивом повествовании
современникам и потомкам про сложное и противоречивое время в жизни отечества.
Большую часть произведений А.Филиппович написал в варшавской тюрьме, когда был
прыгаво-раны к казни. В своих произведениях он бесчестил внешнюю и внутреннюю
политику, а также духовных и светских феодалов за их стремление к роскоши,
безжалостно разоблачал пороки общества. Аба-ронца интересов социальных нізоў
беларуского и украинского наро-дал, сторонник и проповедник союзу из русским
народом, А.Филиппович выступил со своим пламенным словом накануне национально-
вызва-ленчай барацьбы'беларускага и украинского народов под руководством Б.
Хмельницкого.
Рядом из "Дыярыушам" А.Филипповича к мемуарной литературе относятся
"корреспонденции" оршанского старосты Филона Кміты-Чарна-быльскага (1530 - 1587),
мемуары навагрудскага падсудка Федора Еўлашоўскага (1546 - 1616). Деловые
"корреспонденции" Кміты-Чарна-быльскага членам совета Большого княжества
Литовского про военные и общественно-политические дела Московской Руси - настоящие
литературные произведения, где реляции, сообщения, рассуждения о судьбе
родины тонко сочетаются из художественными деталями и красками. Мемуары
Еўлашоўскага, в которых раскрываются детали Ливонской войны через ее осознание и
видение одного из участников шля-хецкай узаемаеднасці, позволяют зам почувствовать
атмосферу той тяжелой и трагичной эпохи.
Одной из звезд древней беларуской литературы является Мелетий Смотрицкий (Максим
Герасимович Смотрицкий, 1572 -1630). М.Смотрицкий учился на философском
факультете Виленской иезуитской академии, слушал лекции в Лейпцигском,
Виттенбергским, Нюрнбергским университетах. Нам он известный болып как автор славу-
тай "Грамматики", которую М.Ломоносов назвал "вратамі" своей учености.
Современникам Смотрицкий был более знакомый як писатель-полемист, перу которого
подобает около 20 произведений самых разных направлений. Асобае место средь их
занимает "Фрынас" (1610), в каком Смотрицкий от имени символического образо мацеры-
церкви обращается к народу из призывом единства всех сил в борьбе из наступающим
католицизмом. Отступничество от веры, от православной мацеры-церкви трактава-лося
Смотрицким как измена родине. Он был также одним из пе-ракладчыкаў
западноевропейской литературы разных времен и наро-дал - Гея, Пятраркі,
Роттердамского и др.
Новым явлением в беларуской литературы была политическая са'уздаг-"Речь Мялешкі",
"Лист даабуховіча". Аўтарьі Выгмѐмваюць пороки общества: самоволие шляхты,
бессмысленное подражание чужеземных уставов. Созидающий образ смоленского
воеводы Филиппа Казимира Обуховича, анонимный автор разоблачает военно-
политическую бездарность,продажность, безразличие к судьбе родины не только
Филиппа, но и его предков: деда, отцы. Таким образом автор подчеркивает слуш-ную
мысль: предательство ведет обычно к деградации не только одного рода, но и всего
общества. Торговые дела солдат интересуют более чем воинские обязанности. Автор
"Листа" приходить к выводу, что для отчизны было бы лучше, чтобы такие, как Филипп,
сидели бы в своей Липе или были воинскими писцами, а не воеводами.
Сложный путь ттряі^ртпў беларуское стихотворение: от любовной лирики, верь-шаванага
эпоса, ритмично арганізавайан прозы к книжной поэзии,
которая определялась идейно-тэматыч-най и жанрово-стилевой разна-стайнасцю
(эпиграммы, декламации, элегии, сатирические и духовные стихотворения, гражданская
лирика). Анонимная лирическая поэма "У-мант на смерть Леона Карповіча" прославляет
человека как носителя высоких моральных якасцей, действенного, мужественного,
самаах-вярнага борца за веру своих предков, возносит его к уровню христианского
святого. За-ключная часть "Вопле" выразительный публицистическо-дидактический
характер: поэт от имени покойника призывает жить грусть-ленна и благородно, праздник
беречь национально-религиозные традиции своего народа. Произведение определяется
глубокой эмацыя-нальнасцю и пранікнѐньм лиризмом, яркой поэтическо-образной мо-вай.
Ему свойственный некоторые черты барокко: кантрастнасць, барочные эпитеты,
метафоры, сравнения и др.
Важный уклад в развитие беларуской и русской кульгуры сделал поэт и драматург,
книгоиздатель и общественный деятель Сімяон Полоцкий (1629 -1680). Социально-
политический идеал Сімяона Полоцкого - сильное государство во главе из
"просветительным монархом", цель которой - установить в обществе "вечный мир" и
"всеобщее благоустройство" без раскола и мяця-жоў. Иен считал, что все зло в обществе
от необразованности, невежество. Расширение просвещения спасет общество от всех
пороков, установит поў-ную гармонию и мир. Сімяон Полоцкий осуждал богатство,
прославлял небесные силы и работу, предлагал программу прогрессивной дз^.йнасці царя,
придворных вяльмож и некоторых церковных.деятелей. Он апя-ваў беларуские земли, в
особенности Полацк и Витебск. Он пишет пьесы на библейские темы: "Комедню прнтчн о
блудном сын" и "Трагедню о Навуходоносоре царе, о теле злате н о трнех отроцех в пеіцн
не со-жженных". Найболып значительными сборниками его поэтических произведений
являются "Вертоград многоцветнын" и "Рнфмологнон".
Театр и музыка. Развитие драматургии вызывала к жизни театр. Сначала появился
школьный театр, где перед началом пьес на исторические и библейские темы, а также в
антрактах и после спек-такляў разыгрывались интермедии - пантомимы, танцы,
кароценькія п'ескі или сценки, найчасцей комического содержанию. Школьные пьесы
писались и исполнялись по определенным правилам. Согласно инструкции 1647 г., на
сцене нельзя было "есть, пить, топать ногами, показывать что-
нибудь такое, что могло бы вызывать неприятное впечатление в актеров либо зрителей". В
соответствия из виленским предписанием 1717 г. спектакль не мог продолжаться болып
за три часы. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их позволяли исполнять
только муж-чинам.
Широкое распространение на Беларуси в XVI ст. получил театр кукол - вертеп. Сюжеты
вертепа были основанный на библейской и евангельской тэ-мотыге, а также бытовых
мотивах. Действие происходило в специально построенном двухпа-вярховым доміку из
вежачкай-мезонинам. На самом верхнем "уровне" разыгрывались сценки со Святого
Писания про Адама и Еву, рождение Иисуса, на среднем -про преступление царя Ирода, а
в со-