Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

русские, прусские и австрийские армии. Последний король Речи посполитые Август IV 
(Станислав Понятовский) отрекся от престола. Австрия, Россия и Пруссия опять начали 
кроить Речь посполитую. 
В 1795 г. произошел третий, последний раздел Речи посполитые. Россия получила 
Западную Беларусь и Восточную Литву, а также Украину к Западному Бугу. Австрия и 
Пруссия захватили коренные земли, часть украинских и литовских зямель. Речь 
посполитая была уничтожена, а польский народ на длинные годы отозвался под 
социальным и национальным угнетением. 
Таким образом, прорицание короля-иезуита Яна-Казимира збылося. Политический строй 
Речи посполитые, неограниченные шляхетские вольности, религиозный фанатизм, 
невероятное падение нравов шляхетского сословия появились главными причинами 
прозябали государства. 
ГЛАВА 6 
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ 
(вторая половина XVI - конец XVIII ст.) 
В истории культуры Беларуси середины XVI - XVIII вв. можно выделить три периоды: 
1) вторая половина XVI ст. - активное реформационно-гуманистическое движение, 
который стремился синтезировать теоретический гуманизм из социально-прак-тычнай 
деятельностью; 
2) конец XVI - первая половина XVII вв. - гуманистическая мысль эпохи позднего 
Возрождения, контрреформация и установление барока1; 
3) вторая половина XVII - XVIII вв. - господство в искусстве стиля барокко и начало стиля 
классицизма. 
Просвещение и книгопечатание. XVI ст. принесла смены в просветительское и школьное 
дело Беларуси. Вместе из развитием прогрессивных трады-цый Древней Руси на 
просвещение расширяется влияние рэнесансавага гуманизма. На территории Беларуси 
являются наиболее передовые для того времени протестантские и братские школы. Почти 
в каждой пратэ-станцкай общине открывались школы. В 70-я годы XVI ст. на Беларуси 
были 163 кальвінісцкія соборы, при которых существовали школы в Бресте, Ашмянах, 
Сморгони, Несвиже, Минску, Пинску, Могилеве, Орши, Витебска и т.д. Ярким примерам 
кальвінісцкай школы.на Беларуси был Слуцкий лицей, основанный в 1617 г. Он имел свой 
статус, программу, методические разработки, а также правила для учеников и учителей. В 
лицеи изучались главным образом гуманитарные науки - латинская, греческая, 
старажытнаяўрэйская, польская, немецкая языки и литературы, риторика, история, логика, 
правоведение, математика, физика. Лицей был чатырохкласнай учреждением, где термин 
обучения в каждом классе составов два годы. В ответах учеников найболып каш-тоўным 
считалась самостоятельность выводов. Большинство учеников лицея становились 
проповедниками кальвинизма, а найболып способные направлялись в университеты 
Германии, Англии, Италии. 
Арыянскімі общинами были основанный школы в Ивье, Клецку, Несвиже, Дзержинске, 
Любчы, Лоску, Навагрудку и других городах и 
городках. Арыянскія школы были двух типов - начальные и гимназии. В гимназиях, в том 
числе в Ивьевской, Несвижской, Лоскай, изучались вместе из языками и литературами 
(латинской, греческой, древне-еврейской) философия, риторика, право, география, 
естествознание, математика, физика, этика. Известным педагогам арыянскіх школ был Ян 
Ліцыній Намыслоўскі. 
В концы XVI - первой половине XVII ст. на Беларуси открываются братские школы, 
сначала в Вильно (1584), а затем и в других городах (Брест, Могилев, Минск, Пинск, 
Орша и т.д.). В братских школах звы-чайно изучались пять языков (беларуская, 
славянская, греческая, латинская, польская), арифметика, диалектика, риторика, 
география, астрономия и другие дисциплины. Индивидуальное обучение в этих школах 
заменялась классно-урочным, которое дожило к нашему времени. Учебный год, как и 


background image

сейчас, начинался 1 сентября. Были очень большие требования к ученикам (за два дни 
пропуска без внимательных причин могли выключить с школы) и высокие требования к 
учителям. Отличительную роль в повышения качества преподавания в братских школах 
отыграли издания "Азбуки" (в 1574 г. в Львове - Иванам Федоровым, в 1596 г. в Вильно - 
Лаврентием Зизанием) и "Грамматики" Мелетия Смотрицкого (1621). 3 1590 по 1654 г. 
беларуские типографии выдали 16 букварей. 
Братские школы являлись центрами не только просвещения, но и книгопечатания. 
Братские типографии в Вильно, Еўі (около Вильно), Ку-цейне и Могилеве выдавали 
большинство книг богаслужэбнага содержанию. Это вызывалось необходимостью 
упорядочить систему богослужения, противостоять католицизма и униатскому влиянию. 
Рядом из литургическими изданиями заметное место занимали книги для домашнего 
чтения (произведения Иоана Златавуста, Макарыя Египетского, учебная и другая 
литература), а также полемические издания, направленные против контрреформации, 
церковно-религиозной унии, полонизации. 
В 1586 г. в Лоску было изданное "Пособие для овладения учением Аристотеля" на 
латинском языке, а в 1589 г. - "Сентенции, которыми надо управляться в жизни". 
"Сентенции" возвеличивали человеческий ум, знания, осуждали невежество, карьеризм, 
напрасную трату времени, призывали к полезной деятельности. 
Отличительную роль в кириллическом книгопечатании отыграл известный беларуский 
печатник магіляўчанін Спиридон Соболь, который на территории Беларуси открыл две 
типографии. Одну - в Куцейне (у Орши) в 1630 г. и выдал тут на беларуском языке 
"Молитвы повседневные", "Букварь", "Часослов". В 1635 г. он открыл типографию и в 
Буйничах (под Могилевом), где выдал "Псалтырь". В литературы описанный 18 его 
изданий. 
Во второй половине XVII ст. кириллическое книгопечатание входить в полосу кризиса, 
обусловленного общим социально-экономичным и политическим кризисам Речи 
посполитой. 
В XVIII ст. на беларуских землях расширяется светское образование. Этому 
содействовала реформа школ, которая проводилась под 
руководством С.Канарского. Ре-форма покачнула монополию иезуитов в ветви 
просвещения, ввела в школы польский язык, значительное внимание придала 
общественно-этичным и естественным наукам, воспитанию умственных здольнас-цей 
учеников. Созданная в 1773 г. Образовательная комиссия отменила преподавание в 
рамках школьных программ религии. На беларуских землях комиссия открыла 20 своих 
школ. 
Значительную роль в распаўсюджван-ни ученых знаний отыграла Гродненская 
медицинская школа, основанная Антонием Тызенгаўзам. Возглавлял ее в 1775 г. 
французский урач и натуралист Ж.Э.Жылібер. Он создал при школе естествоведческий 
кабинет, аптеку, анатомический театр и ботанический сад, выдал два тома 
фундаментальной работы "Литовская флора" (1781). 
Библиотечное и архивное дело. Более богатой в Речи посполитой являлась Несвижская 
библиотека Радзивиллов, основанная в 1600 г. В библиотеке насчитывалась более чем 20 
тыс. томов книг почти на всех европейских языках. Вместе из редкими и древними 
книгами, произведениями античных поэтов и мысліцеляў, работами французских 
просветителей находились рукописи базыльянаў, доминиканцев, бенедыкцінцаў. Залы 
библиотеки украшались произведенными на радзивиловской мануфак-туры в Свержані 
бюстами древних философов. В 1772 г. библиотека была конфискована и перевезена в 
Петербург. По приказу Катерины II ее сообщили Академии наук - 14 892 книги, без учета 
гравюр, карт и нот1. 
В Несвижской библиотеке сохранялись также редкие рукописи. Средь их - 
Радзивиловская летопись, украшенный 617 цветными рисунками. На мысль 
исследователей, он относиться к Владимиро-Суз-дальского летописания XIII ст., по 


background image

содержанию близкий к Лаўрэнцьеўскага летописи. Рукописная копия, какая пожалована 
Янушу Радзивиллу каким-то Станиславам Зяньковічам, была сделана, возможно, в 
Смоленске в концы XV ст. Радзивиловская летопись была названный да по імені его 
владельца Багуслава Радзивилла. Второе название летописи - Кѐнігсбергскі, ведь из 1669 
г. он находился в библиотеке г. Кѐнігсберга. 
В 1761 г., когда русская армия за-няло город, летопись в качества тра-фея был переданный 
в библиотеку Академии наук в Петербурге. 
Более чем 6 тыс. редких книг, ста-ражытных рукописей, географических карт Беларуси, 
Литвы и Полыпчы находились в Щорсах (теперь -Навагрудскі р-н), в поместье маг-ната 
Храптовіча. В его библиотеке сохранялись переписка Богдана Хмельницкого из 
польскими гетманами, оригиналы писем Хмельницкого к казакаў, дневник польского 
посольства в России за 1686 г., дневник Марины Мнішак и другие дакументыі. 
В Несвижском замке находился и архив, в котором насчитывалась более чем 500 тыс. 
исторических октав, грамот, писем и других дакумен-тау. Эти материалы были саб-раны 
из 1551 г., когда Николай Радзивилл Черный получил право 
хранения в Несвиже т.н. Литовской метрики - государственного архива Большого 
княжества Литовского. Некоторые документы несвижского архива относятся к временам 
Ягайлы. В архиве сохранялись письма Людовиков XV и XVI, Карла XII, Богдана 
Хмельницкого, Петра 1 и др. Документы архива написанный на старобелорусской, 
польской, латинской и других мовах2. 
Библиотеки, сборы книг и исторических документов находились да-сама в поместьях 
Сапегов, Тышкевичей, Огинских и других магнатов. Их усадьбы становились центрами 
культурной жизни стороны. 
Литература. Распространение Реформации, гуманистического миро-взгляда, 
книгопечатания способствовала дальнейшему развитию беларуской литературы. 
Общегосударственные летописи и хроники постепенно со-шагают место новым 
литературным видам и жанрам: публицистике, историко-мемуарной литературы, 
политической сатиры, поэзии. 
Отличным произведениям беларуского летописания XVII ст. была Барку-лабаўская 
хроника, которая из демок-ратычных позиций адлюстра-вала государственные, военные, 
гражданские дела отчизны своего времени. 
Беларуская реформация и контр-реформация выделили плеяду публицистов:     С.Буднего, 
В.Цяпінскага, П.Жалобу, И.Пацея, М.Смотрицкого, Х.Філалета, Л.Карповіча, братьев 
Зизаниев, А.Филипповича и др. 
Симон Будний (1530 - 1593) впервые в мировой литературы выдал Евангелие (1574) из 
прадмо-вай, комментариями и замечаниями, в которых пытался дать радыкаль-ную 
рационалистичную крытый-ку книг Нового Завета. Он написал несколько произведений, 
более значительным из которых был "О най-галоўнейшых  положениях 
христианской веры" (1576 г., Лоск). В этом ^впг" г ^ул^и^ал^^рті-ваў 
чадавечуіа.ппыпод.и^^йзыежя^аьіступяу пупрятіь.нйдяадмога^вй. o?в^ 
замагільнаг.а^жыішя. Божьей Троицы, из позиций антрапацэнт-рызму объяснял 
моральный выбор человека: не страхам перед загробной жизнью или посмертными 
страданиями, а умам и свя-домасцю. Будний считал, что без помощи церкви человек 
может достигнуть морального совершенства. Общественно-политические взгляды 
Буднего были терпимо-гуманистические. Он признавал приват-ную собственность, 
сословно-классовое неравенство, феодальную заваль-насть крестьян, но критиковал 
феодальное самоволие, беззакон-не, захватнические войны, был защитникам 
веротерпимости и интеллектуальной свободы. Идеи С.Буднего о развитии беларуского 
языка, культуры были одним из факторов становления нацыяналь-най самосознания, а его 
эстетичные взгляды носили рациональный характер: чудесное то, что ісціннае. 
Василий Цяпінскі (1540 - 1600) в предисловии к Евангелию, какое он выдяў (код^-'^Т^-
р^)--.на..^еларускан языку, критиковал палгт'ьткў йкдт'япічнанмя белавускага народа. 


background image

"выступал за развіцце бедарухасай языки, перестройку.асвеіь^и дабдіжаннзеза^к - 
іграцоуных масс, был 
дхі oДЬрікямябтті жантт я р^тмрт^^^^^^^^^^'^^^ ИХ пстарычную и языковую 
родственность, значимость их культўр&ай наследства. Дзеннасць В.Цяпінскага 
содействовала зарождению и консолидации в 
XVI - XVII вв. национально-культурного и патриотичного движения на Беларуси. 
Непримиримым борцом за веру предков и национальные традиции стал представитель 
ораторской прозы Леонтий Карповіч (1580-1620) - беларуский писатель-публицист, 
педагог, церковный деятель. Его "Произнесения" ("Произнесение двое", Еўе, 1615; "Ка-
занне на похороны князя В.В.Голицына", Вильно, 1619; 
предисловие к книге Фікарыя "Вертоград душевный", Вильно, 1620 и др.) написанный 
приподнятым стилем из использованием символики, образных сравнений. Яны оказывали 
большое воздействие на слушателя и читателя. 
Настоящим борцом за прав-ду восстает перед нами Афанасій Филиппович через свой 
"Дыярыуш", который, по сути дела, является збо- 
рам произведений. Он включает в себя автобиографичных зарисовок, промолви, 
полемических трактатов, посланий, предоставлений, богословских разважан-няў, реляций 
и т.д. Автор не стремится к вычурности стиля, славес-най эквилибристики, красноречие. 
Свою цель он видеть в образ-ным, искреннем и доходчивом повествовании 
современникам и потомкам про сложное и противоречивое время в жизни отечества. 
Большую часть произведений А.Филиппович написал в варшавской тюрьме, когда был 
прыгаво-раны к казни. В своих произведениях он бесчестил внешнюю и внутреннюю 
политику, а также духовных и светских феодалов за их стремление к роскоши, 
безжалостно разоблачал пороки общества. Аба-ронца интересов социальных нізоў 
беларуского и украинского наро-дал, сторонник и проповедник союзу из русским 
народом, А.Филиппович выступил со своим пламенным словом накануне национально-
вызва-ленчай барацьбы'беларускага и украинского народов под руководством Б. 
Хмельницкого. 
Рядом из "Дыярыушам" А.Филипповича к мемуарной литературе относятся 
"корреспонденции" оршанского старосты Филона Кміты-Чарна-быльскага (1530 - 1587), 
мемуары навагрудскага падсудка Федора Еўлашоўскага (1546 - 1616). Деловые 
"корреспонденции" Кміты-Чарна-быльскага членам совета Большого княжества 
Литовского про военные и общественно-политические дела Московской Руси - настоящие 
литературные произведения, где реляции, сообщения, рассуждения о судьбе 
родины тонко сочетаются из художественными деталями и красками. Мемуары 
Еўлашоўскага, в которых раскрываются детали Ливонской войны через ее осознание и 
видение одного из участников шля-хецкай узаемаеднасці, позволяют зам почувствовать 
атмосферу той тяжелой и трагичной эпохи. 
Одной из звезд древней беларуской литературы является Мелетий Смотрицкий (Максим 
Герасимович Смотрицкий, 1572 -1630). М.Смотрицкий учился на философском 
факультете Виленской иезуитской академии, слушал лекции в Лейпцигском, 
Виттенбергским, Нюрнбергским университетах. Нам он известный болып как автор славу-
тай   "Грамматики",   которую М.Ломоносов назвал "вратамі" своей учености. 
Современникам Смотрицкий был более знакомый як писатель-полемист, перу которого 
подобает около 20 произведений самых разных направлений. Асобае место средь их 
занимает "Фрынас" (1610), в каком Смотрицкий от имени символического образо мацеры-
церкви обращается к народу из призывом единства всех сил в борьбе из наступающим 
католицизмом. Отступничество от веры, от православной мацеры-церкви трактава-лося 
Смотрицким как измена родине. Он был также одним из пе-ракладчыкаў 
западноевропейской литературы разных времен и наро-дал - Гея, Пятраркі, 
Роттердамского и др. 


background image

Новым явлением в беларуской литературы была политическая са'уздаг-"Речь Мялешкі", 
"Лист даабуховіча". Аўтарьі Выгмѐмваюць пороки общества: самоволие шляхты, 
бессмысленное подражание чужеземных уставов. Созидающий образ смоленского 
воеводы Филиппа Казимира Обуховича, анонимный автор разоблачает военно-
политическую бездарность,продажность, безразличие к судьбе родины не только 
Филиппа, но и его предков: деда, отцы. Таким образом автор подчеркивает слуш-ную 
мысль: предательство ведет обычно к деградации не только одного рода, но и всего 
общества. Торговые дела солдат интересуют более чем воинские обязанности. Автор 
"Листа" приходить к выводу, что для отчизны было бы лучше, чтобы такие, как Филипп, 
сидели бы в своей Липе или были воинскими писцами, а не воеводами. 
Сложный путь ттряі^ртпў беларуское стихотворение: от любовной лирики, верь-шаванага 
эпоса, ритмично арганізавайан прозы к книжной поэзии, 
которая определялась идейно-тэматыч-най и жанрово-стилевой разна-стайнасцю 
(эпиграммы, декламации, элегии, сатирические и духовные стихотворения, гражданская 
лирика). Анонимная лирическая поэма "У-мант на смерть Леона Карповіча" прославляет 
человека как носителя высоких моральных якасцей, действенного, мужественного, 
самаах-вярнага борца за веру своих предков, возносит его к уровню христианского 
святого. За-ключная часть "Вопле"  выразительный   публицистическо-дидактический 
характер: поэт от имени покойника призывает жить грусть-ленна и благородно, праздник 
беречь национально-религиозные традиции своего народа. Произведение определяется 
глубокой эмацыя-нальнасцю и пранікнѐньм лиризмом, яркой поэтическо-образной мо-вай. 
Ему свойственный некоторые черты барокко: кантрастнасць, барочные эпитеты, 
метафоры, сравнения и др. 
Важный уклад в развитие беларуской и русской кульгуры сделал поэт и драматург, 
книгоиздатель и общественный деятель Сімяон Полоцкий (1629 -1680). Социально-
политический идеал Сімяона Полоцкого - сильное государство во главе из 
"просветительным монархом", цель которой - установить в обществе "вечный мир" и 
"всеобщее благоустройство" без раскола и мяця-жоў. Иен считал, что все зло в обществе 
от необразованности, невежество. Расширение просвещения спасет общество от всех 
пороков, установит поў-ную гармонию и мир. Сімяон Полоцкий осуждал богатство, 
прославлял небесные силы и работу, предлагал программу прогрессивной дз^.йнасці царя, 
придворных вяльмож и некоторых церковных.деятелей. Он апя-ваў беларуские земли, в 
особенности Полацк и Витебск. Он пишет пьесы на библейские темы: "Комедню прнтчн о 
блудном сын" и "Трагедню о Навуходоносоре царе, о теле злате н о трнех отроцех в пеіцн 
не со-жженных". Найболып значительными сборниками его поэтических произведений 
являются "Вертоград многоцветнын" и "Рнфмологнон". 
Театр и музыка. Развитие драматургии вызывала к жизни театр. Сначала появился 
школьный театр, где перед началом пьес на исторические и библейские темы, а также в 
антрактах и после спек-такляў разыгрывались интермедии - пантомимы, танцы, 
кароценькія п'ескі или сценки, найчасцей комического содержанию. Школьные пьесы 
писались и исполнялись по определенным правилам. Согласно инструкции 1647 г., на 
сцене нельзя было "есть, пить, топать ногами, показывать что- 
нибудь такое, что могло бы вызывать неприятное впечатление в актеров либо зрителей". В 
соответствия  из  виленским предписанием 1717 г. спектакль не мог продолжаться болып 
за три часы. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их позволяли исполнять 
только муж-чинам. 
Широкое распространение на Беларуси в XVI ст. получил театр кукол - вертеп. Сюжеты 
вертепа были основанный на библейской и евангельской тэ-мотыге, а также бытовых 
мотивах. Действие происходило в специально построенном двухпа-вярховым доміку из 
вежачкай-мезонинам. На самом верхнем "уровне" разыгрывались сценки со Святого 
Писания про Адама и Еву, рождение Иисуса, на среднем -про преступление царя Ирода, а 
в со-