Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

бастионы, куда устанавливали пушки для обстрела предполья за рвом. По верху вала шла 
дорога, защищенная брустверам. 3 внешней стороны рва находилась дополнительная 
дорога - для перемещения стрелковых отрядов, которые защищали па-дыходы к крепости. 
Замок осаждала из всех сторон вода озер и канно-скамей. Попасть на его территорию 
можно было только по деревянному мосце, яки разбирали при угрозе вражеского 
нападзення. Ворота.замка были двухэтажные из дазорнай башней. Второй этаж 
соединялся из валом. В замке находились отряды частной армии Радзивиллов. 
Главный фронтон замка Радзивиллы украсили своим гербам и военными эмблемами из 
пышным орнаментом в стили барокко. Арка уяз-ной башни вела во внутренний парадный 
двор, где каменные построения размещались по периметру своеобразного колеса. 
Центральный корпус занимали сами Радзивиллы. Слева от его находился трехэтажный 
казар-менны дом из высокой дазорнай башней, справа - двухэтажное хозяин-чае 
постройка. Второй двор - конный, либо хозяйственный, на нем в XVII -начала XIX ст. 
размещались подземная конюшня и ямо-бункер для мяд-зведзяў. Третий двор был совсем 
маленький. Он соединялся из внешним миром секретными переходами. Местные легенды 
свидетельствуют о том, что подземные ходы шли к Альбе (летней рэзідэнцьгі Радзивиллов 
из каналами и прудами, на которых плавал княжеский флот) и даже Мирского замка. 
В 1706 г. Несвижский замок был разрушенный шведами. В 1726 г. его отстроили в стили 
барокко. Приглашенный для этого архитектор К.Ждановичей начал насыпать новые валы. 
В XVIII ст. был перестроенный главный корпус дворца. Созданием одного из лучших на 
Беларуси ландшафтных парков завершалось формирование дворцово-паркового ансамбля. 
3 того времени в основных очертаниях этот ансамбль сохранился к нашим дням. 
Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. роль оборонческих построек 
исполняли Галыпанскі, Глусский, Заслаўскі, Клецкий, 
Койданаўскі,    Любчанскі, Лепельский, Ляховичский, Могилевский, Мозырьский, 
Шкловский замки, Верхний (Горный) и Нижний (Дольны) замки Старика Слуцко и Новый 
замок Нового Слуцко, замки Старого и Нового Быхова, замок в в.Сма-ляны Оршанского 
района, дом-крэ-пасць в в.Гайцюнішкі Вора-наўскага района, комплекс замковых 
укреплений в Копысі, Дубровно, Друи, Іказні и др. 
Продолжалось   культовое строительство. Во второй половине XVI -начала XVII ст. были 
созданный Троіцкі костел в в.Чарнаўчыцы (Брестский р-н), Успенская церковь и 
Петропавловский костел в в.Новый Свержань и Петропавловский костел в в.Дзераўная 
(Стаўбцоўскі р-н), фарны1 костел (фара Витовта) в Гродно, костел Вознесения Прасвятой 
Богородицы в Могилеве, костел в в.Гольшаны (Ошмянский р-н), 
кальвінскія сборы в Сморгони, в.Асташына (Навагрудскі р-н) и в в.Кухтичи (Узденский р-
н). 
В 1587 - 1593 гг. был построенный Несвижский фарный костел - трехнефовая крестово-
купольная базилика из одной вытянутой апсидой, по сторонам какой возведенный 
двухэтажные сакрысціі (помещения, предназначенные для сохранения культовой начинки, 
одежды и, возможно, кляштарнай казны). Центральный высокий неф, более низкие 
боковые, алтарная алсіда, трансепт2, купол со световым фонарем, две боковые часовенки - 
вот части, из которых складывается пространственная сфера храма. Исследователи 
относят Несвижский фарный костел вместе из аналогичным в Калішы к первым 
памятникам барокко на территории Речи посполитые: 
главный фасад имеет центральную ось симметрии, плоские пилястры размещенный в два 
ярусы. Фасад костела был оштукатуренный и побеленный, в его нишах размещенный 
статуи святых. Средь росписей храма насчитывается свыше 40 композиций, средь каких 
"Тайный ужин", где 
Христос открыл апостолам тайну своей жертвы. В костеле сохранился древний орган, 
размещенный на галереи. В полуподвальном помещении храма, перакры-тем массивными 
сводами, находиться усыпальница рода Радзивиллов. Костел действует и сегодня. 


background image

Стиль барокко, заимствованный из Италии, еще длинно сочетался в местном зодчестве из 
элементами готики и ренессанса. Да, костелы бернардзінцаў в Гродно (1595 - 1618) и Ивье 
(около 1600 г.) рядом из плоскими барочными фасадами имели готические многогранные 
апсиды, укрепленные контрфорсамі. Мікалаеўскі костел в Миры (1599 -1605) - 
трехнефовая базилика из трансептам, центральный неф которой завершает многоярусная 
рэне-сансная башня, из двух сторон к ей примыкают небольшие круглые боковые башни 
из винтовой лестницей, какие композиционно завершают боковые нефы. 
Ранний этап становления беларуского барокко завершился формированием характерного 
базілікальнага аднаапсіднага типа храма из двухбашенным фасадом: костел в Дятлове 
(1624), костел брыгітак в Гродно (1642 - 1656), костел в Вішневе около Воложина (1637 - 
1641) и др. 
Но скоро на Беларуси строятся костелы из безбашенными главными фасадами, где 
концентрировались основные средства выразительности, что, как конечно, было 
характерна для итальянского барокко (костелы бернардзінцаў и францисканцев в Гродно, 
доминиканцев в Минске и Навагрудку и др.). 
Позднему беларускому барокко рядом из чрезвычайной живописностью и пластичностью, 
богатством светотени свойственный крутизна и легкость, волнистые очертания башен и 
фронтонов. В искусствознании оно атры-мало название "виленское барокко". Наиболее 
выразительно черты позднего бело-русского барокко выявились в культовых построениях 
униатов XVIII ст. Софийский собор в Полоцка (перестроенный в 1738 - 1750 гг.), церкви и 
монастыри в Беразвеччы (около Глубокого), Барунах (около Ашмян), Толочине, 
Богаяўленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах (около Слонима), 
Воскресенская церковь в Витебска и др. В меньшей степени характеристики "виленского 
барокко" нашли воплощение в 
католическом строительстве второй половины XVIII ст.: касцелы в Слонше, Лужайках и 
Германовичах (около Шаркаўшчыны), касцелы дамшіканцау в Смолянах (около Орши) и 
Дунілавічах (около Паставау). 
К числу построений гражданского назначения относятся административные и 
хозяйственные строения. 3 введением городского самоуправления на основе 
магдебургского права на рыночных площадях, рядом из магазинами и гостеприимными 
дворами, строились ратуши разных размеров и планировки. Преобладали ратуши 
со.діматярусныш башнями, завершенными разнообразными купалаш или шпилями. Часть 
памяшкан-нлў ратуши (подвалы, первые этажи) отводилась под хлебные магазины, 
составы товаров приезжих купцов, памяшканнідля апрацоукі сукнаў в их прятали 
городские веса и бочки, которыми мерили зерно ( бочка мерная"). В ратуши находились 
канцелярия самоуправления, городская казна, архив из книгами административных 
прадшсанняў советы и ее судебных решений, грамоты из привилегиями, изданными 
грраду. Найболып известными являются строения Минской, Нясвркскан, Гро; 
дзенскай, Витебской, Могилевской, Слонимской, Чавускан, Чачэрскан и Шкловской 
ратуш. Болыпасць этих строений не сохранилась. 
Вя^овраг іугрсття v йаларускай архитектуры займа^бддынкі^наву-чальных учреждений. 
Несвижский ѐзуіцкі кЯл5ГІў5Гбыу построенный в концы 
XVI ст. На его первом этаже размещались школа, гостевая, аптека и типография. 
Очевидно, на первом этаже в т.н. канвікце (бурсе) жили ученики. На втором па-верхе 
находились кельи монахов, часовня, апартаменты ректора. Парадные комнаты были 
расписанный фресками. Над главным входом находилась башня, а на ей - часы и 
колокола. Каменные строения коллегиума минских иезуитов вмещались на Соборной 
площади (в одном из их после перестройки в 1968 г. в четырехэтажную громадину 
размещалась средняя спецы-яльная музыкальная школа). 
Создавались также отличные дворцовые ансамбли, которые сочетали разные стилевые 
течения - барокко, рококо, классицизм. Для дворцовых построений характерна 
специфичная композиция из паро-дным двором, анфіладяай планировкой, богатой дэкара- 


background image

тыўнай обработкой фасада и интерьеро. Их величие и красота дополняли парковые 
ансамбли. Магнатские резиденции сапернічалі между собой, а подчас и из королевскими 
дворцами в пышности архитектуры, аксесуарах их внутреннего убранства. Галерею 
дворцов этого периода складывают резиденции крупных магнатов: Огинских в Слониме, 
Чарторийских в Воўчыне (Каменецкий р-н), Радзивиллов в Несвиже и Дятлове, Тызен-
гаўза в Гродно и др. 
Дворец Тызенгаўза в Гродно был построенный в концы XVIII ст. (1760 - 1770) 
архитекторами Ю.Мѐзерам (немецкий архитектор на службе в Тызенгаўза) и итальянцам 
Дж.Сакам (представитель архитектуры барокко и классицизма, придворный архитектор 
графа А.Тызенгаўза, а потом главный архитектор королевских мануфактур во ВКЛ). 
Дворец размяш-чаўся на площади, к которой был повернутый главным фасадам. Это 
одноэтажное каменное строение, П-похожий в плане, накрытый высоким крышам из 
небольшими мансардами в центры боковых крыльев. Строение украшало бельведер - 
круглое, овальное построение, много-гранная в плане, из застекленными или 
откровенными проемами, завершенная куполам и скульптурным образом Цэрэры над 
главным входом. Зеленый цвет стен, белые лепные детали фасада хорошо сочетались из 
красным цветом крыши. 
Планировка дворца была смешанной - в центральной части анфиладная, а в крыльях - 
коридорная. Парадные залы были отделок-лены плафонами из раскраской и мраморными 
резными каминами. К юго-восточной стороне дворца был пристроенный театр 
Тызенгаўза. 3 этого же стороны дворца профессорам Ж.Э.Жыліберам из Лиона был ство-
раны ботанический сад, который по разнообразию, редкости и количества відау растений 
не уступал лучшим садам Европы. После присоединения Беларуси к России из начала XIX 
ст. он стал резиденцией губернатора. 
В Слониме одноэтажный дворец Огинских насчитывал 116 комнат и залов. 
В Несвижском дворцово-парковом ансамбле Радзивиллов имелась болып за 300 комнат и 
12 больших залов. Самыми богатыми кладами были наполненный Королевская, Золотая, 
Мраморная, Гетманская, Рыцарская, Охотница и другие залы. Каменные лестницы, 
упрыго-жаныя медными перилами, огромные прыхожыя, завешенные стародавними 
картинами, портретами гетманов Радзивиллов, коврами и гобеленами, паркеты из 
красного, черного и лимонного дерева, богатая мебель, оружие, украшенная инкрустацией 
золотом и серебром, маршальские жэзлы, гетманскія булавы, полные комплекты 
рыцарских доспехов, скульптуры из мрамора, сосредоточенного из всего мира, восковые 
фигуры исторических особ, скульп-туры 12 апостолов в рост чало-крышка, исполняемые 
из золота и серебра, кованыя серебряные столы, подсвечники болып чем метровой высоты 
из ценных металлов, серебряный ковш "вагой 82 золотники, высоты 5 сливок", 
позолоченные лохань и рукамыйнік, стародавний фарфор, фамильное золото и серебро - 
эти и многие другие исторические и художественные ценности Радзивиллов были 
созданный не одним поколением беларусов, болыпасць из которых за свою работу на 
баринов имели "лапти, суму, хлеб из половой, тьму кур-най дома...". Согласно словам 
писателя У.Сыракомлі, который про-цаваў во вправления хозяйством Радзивиллов, 
крестьяне платили своим хозяевам за все: за пользование землей, за лес, за пчел, за рыбу, а 
возможно, "и за сам воздух". 
Вторая половина XVIII ст. - время расцвета декоративно-прыкладнога масс-тацтва на 
беларуских землях. Средь отличных достижений мастеров: посуда урэцкай и налибокской 
стеклянных мануфактур, мирские и слуцкие ковры, кореличские гобелены и мирово-
известные слуцкие поясы, что изготавливались в радзивиловской "персіярні" под 
руководством Яна Маджарскага. 
Мануфактура в Слуцка по производству поясов была основана по приказу князя Михала 
Казимира Радзивилла в концы XVI ст.1 Слуцкие поясы, вытканные из шелковых, золотых 
и серебряных нитей, украшались образцовым шляком и беларуским растительным 
орнаментам из цветков слуцкой стороны - незабудок, васильков и др. Орнамент почти 


background image

никогда не повторялся. Лучшие мастера умели делать двух- и четырех-баковыя поясы. На 
каждом баке был свой рисунок. Один и тот же пояс использовали как будничный, 
праздничный, свадебный и траурный. Согласно подсчетам исследователей, всего было 
произведена около 10 тыс. уникальных, неповторимых слуцких поясов. 
Такие основные направления развития культуры на беларуских землях во второй 
половине XVI - XVIII вв. 
ВЫВОДЫ 
1. К второй половине XVI ст. созрели условия для болып тесного государственного 
объединения Большого княжества Литовского из Польшей. Первая группа причин этого 
объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Саперніцтва между 
Большим княжеством Литовским и Большим Московским княжествам за славянские 
земли вылилась в первой половине XVI ст. в целую шеренгу русско-литовских войн, в 
итога каких ВКЛ потеряло 1/4 своей территории. 3 1500 по 1569 г. в границы Большого 
княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 разі-в 
опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Полыпчы и Русского государства за 
Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558 - 1583). Чтобы более успешно 
суп-рацьстаяць агрессии, польские барины предлагали ВКЛ объединиться в единственном 
государстве под эгидой Польши. Вторая группа причин звя-зана из внутриполитическим 
развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью большого князя 
литовского и магнатов, считала привилегии польской шляхты болыпымі за своей, а 
потому активно высту-пала за объединение из Польшей из тем, чтобы получить в новой 
дзяржа-ве еще болып привилегий. Третья группа причин носит династический характер. 
После трех браков в польского короля и большого князя литовского Сигизмунда II 
Августа не было потомков. Иен решил жениться четвертый раз, но по католическому 
обряду это можно было сделать только из разрешения папы римского. Сигизмунд II 
Август начал выслуживаться перед Ватиканом и исполнять любимые приказы польских 
магнатов и католического духовенства. 
2. Люблинская уния, насильно навязанная Большому княжеству Литовскому поляками во 
главе из Сигизмундом II Августам на Люблинском сейме 1569 г. после аннексии и 
присоединения болыпасці территории княжества к Польскому королевству (Подляшье, 
Волынь, Падолія, Киевщина), предусматривала инкорпорацию останков Большого 
княжества Литовского в польское государство под названием "Речь посполитая". Во главе 
этого государства стояли выборный польский король (в его корону вписывались титулы: 
большой князь литовский, русский, прусский и т.д.) и общий высший законодательный 
орган - коронный (т.е. польский) сейм, в каком голос "литвина" (т.е. жителя ВКЛ) 
заглушался преимущественным большинством коронных послов. 
3. В итога жестокой борьбы на Люблинском сейме и после Люблина за независимость и 
территориальную целостность руководящим колесам Большого княжества Литовского 
вдалось сохранить останки территории бывшего государства, а также останки 
государственности и автономию в границах Речи посполитой. Оба бывшие 
самостоятельные государства сохранили свои прежние названия - Большое княжество 
Литовской и Польская Ка-рона, а также свои законы, правительства и другие органы 
исполнительной власти, судебные системы, местное самоуправление, финансы, 
вооруженные силы и 
к концу XVII ст. свои государственные языки. Статусам Большого княжества Литовского 
1588 г. чужеземцам, т.е. этническим полякам, польским магнатам, запрещалась на 
территории княжества покупать землю и имущество, а также занимать государственные 
престолы. Это дает основание некоторым исследователям считать, что Речь посполитая на 
первом этапе своего существования являлась конфедеративным государством. Другие 
утверждают, что Речь посполитая была федеративным государством, в какой ВКЛ и 
Полыпча имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью 
единственного польского короля и единственного органа законодательной власти - сейма 


background image

Речи посполитые, а также засильем польских баринов и расширением польского влияния 
на беларуских и литовских землях в концы XVII - XVIII вв. 
4. Магнаты Большого княжества Литовского при благоприятных обстоятельствах 
сражались за достижение их княжествам полной самостоятельности, делали сговоры из 
целью оторвать ВКЛ от Речи посполитой. В период борьбы украинского народа против 
польских баринов в середине XVII ст. Януш Радзивилл вел переписку из Богданом 
Хмельницким насчет атры-мання ВКЛ полной самостоятельности. Такие же действия 
учинялись в период Северной войны России с Швецией (1700 - 1721) и разделов Речи 
посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Большое княжество Литовской было ликвидирована 
конституцией Речи посполитой 3 мая 1791 г. В 1811 -1812 гг. М.К.Огинским и другими 
магнатами был разработанный проект воссоздания Большого княжества Литовского. 
После захвата Вильно 28 июня 1812 г. французской армией по приказу Наполеона было 
созданное временное правительство под названием "Комиссия Большого княжества 
Литовского" как орган административного управления оккупированной тэ-рыторыяй 
Литвы и Беларуси. 
5. В итога Брестского церковного собора 1596 г. и принятой на нем церковной унии была 
создана униатская церковь. Фактическо в Бресте работали два соборы: сторонников 
объединения православной и католической церкви в единственную униатскую церковь и 
противников этого объединения. В сдаче сдач в церковные дела вмешался польский 
король, арестовал противников унии и утвердил решение того собора, который принял 
унию. Униатская церковь подчинялась попу римско-му, а обряды в ей на первом этапе 
оставались прежними, а потом переводились на католический строй. Ватиканом и 
польским католическим духовенствам делалась попытка постепенно, незаметно, 
обманным путям, через использование беларуского языка в проповедях и при звяртанні к 
верующим окатоличить православное население Беларуси. Униатская церковь, таким 
образом, представляла собой средство акаталічвання население на национальной основе, а 
не нация-нальную церковь как символ суверенитета государства. Беларуская шляхта 
перешла в католицизм, а верующими униатской церкви стали крестьяне и городские низы, 
каких нередко силой и обманам присоединяли к этой церкви. Последнюю иронично 
называли "хлопскай церковью". Униатская церковь в Беларуси была ликвидирована в 
1839 г. 
6. Социально-экономичное развитие Беларуси в XVI - XVIII вв., как и общественно-
политическая жизнь, не отмечалась стабильностью. Со-цыяльныя, этнические, 
религиозные противостояния феодального общества, многочисленные войны и 
феодальные междоусобицы не способствовали экономичному расцвету стороны. 
Проведение в жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI - первой половине 
XVII ст. аграрной реформы Сигизмунда II Августа привело к установлению фальварач-
най системы хозяйствования, окончательного закрепощения крестьян и значительного 
увеличения их крепостнического притеснения. Рядом из тенденцией к росту 
землевладений светских магнатов наблюдается гарнизонов их поместий, что рождает во 
второй половине XVIII ст. тенденцию к пе-раўтварэння феодальной формы собственности 
на землю в буржуазную. Вместе из гарнизонам земли возникают и такие ростки 
буржуазных отношений, как аренда земли, ростовщичество, мануфактуры. 
7. Войны Речи посполитые вели к экономичному упадку Беларуси, разрушения городов и 
деревень, физического уничтожения населения. Яны увеличивали раскол общества по 
этнической и религиозной признаках. 
8. Позднее Возрождение из его реформационно-гуманистическим движением, победа 
контрреформации и господство в искусстве стиля барокко сделали большое влияние на 
развитие культуры беларуских зямель второй половины XVI - XVIII вв. Функцыяніравалі 
наиболее передовые для того времени братские и протестантские (кальвінісцкія и 
арыянскія) школы, выдавалась учебная и полемическая литература, книги богаслужэбнага 
содержанию, а да-сама для домашнего чтения. В XVIII ст. на беларуских землях