ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7558
Скачиваний: 2
В 1838 г. "Демократичное товарищество" было разогнана. Но общественно-политическое
движение в стороны развивался подальше.
Деятельность тайных общин, которые выделяли требования нация-нальна-демократичных
преобразований, нарастание крестьянской антифеодальной борьбы, опасение, что
последняя может слиться в единственное течение из польским национально-
освободительным движением, принудили российское правительство действовать более
решительно. Он пошел на серьезный политический шаг, известный под названием "разбор
шляхты". Меры были направленный против мелкой шляхты, распространителя
оппозиционных настроений. Смысл их заключался в убывания количества
привилегированного сословия путям перевода в падатныя сословия особ, которые не
имели документов о шляхетности. Про-верка шляхетности началась еще из 1772 г., но к
1830 - 1831 гг. велась медленно. Восстание подтолкнуло царскую администрацию к
решительным действиям.
В соответствия из указами от 1831, 1847, 1857 гг. особы, которые не доказали
документами своей шляхетности, не были утвержденный в дворянском звании: они
лишались право обладать поместьями и виновный были продать свою собственность. Эта
категория бывших шляхціцаў увеличивала падатнае сословие - однодворцев в сельской
местности и "граждан западных губерний" в городах. 1 первые и вторые облагались
отдельным "падымным" налогам и исполняли ослабленную воинскую повинность.
Однодворке, что жили на государственных землях, приписывались к государственным
крестьянам, на землях помещиков - к свободным людзен.
Царское правительство приняло меры по дальнейшему расширению русского уплы-ву на
беларуских землях. 29 ноябре 1830 г. был изданный указ о отмене из 1 января 1831 г.
Литовского Статусо на территории Витебской и Могилевской губерний. Указам от 18
февраля 1831 г. на землях Беларуси вводилось новое законодательное уложение о
губерниях. На основании указов от 30 октября 1831 г. и 11 января 1832 г. всем
государственным учреждениям и престолам на Беларуси были данный российские
названия.
В 1832 г. созданный "Лицевой комитет по делам западных губер-няў", который должен
был разрабатывать и осуществлять план расширения российского дворянского
землевладения и соответствующие меры в ветви управления, суда, просвещения,
культуры. В местные административные органы начали уготовляться преимущественно
российские чиновники.
В 1832 г. был закрытый Виленский университет как опасный ачаг вольнодумство.
Указами от 11 мая и 11 июня 1832 г. польский язык в судебном деле заменена на русскую.
В 1840 г. полностью отменена действие Литовского Статусо. Российское
законодательство распространялось на всю территорию Беларуси.'Дзяр-жаўнае
делопроизводство и преподавание в высших учебных уста-новах должна было вестись на
русском языке.
В 1839 г. было проведена объединение униатской церкви из правас-лаўнай, чтобы
ослабить польско-католическое влияние на беларуское население. На начале 40-х годов
царское правительство избавило духовенство, как католическое, да и православное, право
обладать землей из крестьянами, объясняя запрет тем, что забота о собственности
оттягивает внимание священников от их прямых идеологических и духовных
обязанностей.
Всеми этими мерами была полностью ликвидирована юрисдикция мяс-цовых феодалов на
Беларуси, подорванный идеологический фундамент их мощности - католичество.
Одновременно царское правительство начало поиск широкой опоры в среды крестьянства.
Этой цели способствовала распра-цаваная в 1860 - 1862 гг. образовательная программа,
которая позволяла в школах более низкой степени употреблять беларуский язык. Как
писала газета славянофилов "День", "чтобы беларуский крестьянин почувствовал себя
русским, он должен почувствовать себя прежде всего беларусам: вместе вылепить из его
велікарускага мужика невозможно, дый нет нужды.-.Мы лічьш ради этого, что было бы
чрезвычайно полезно излагать першапа-чатковыя знания и смысл правительственных
приказов беларускому крестьянину на бело-русском языке, научить читать и писать его
па-беларуску, а потом безварункова по-российски и по-церковнославянски".
Особенную нагрузку по укреплению российских позиций на Беларуси и и в других
присоединенных губерниях несла на себе программа социально-экономичных рэформ,
затеянных из целью модернизации стариков феа-дальных порядков.
§ 2. Кризис крепостного строя. Экономичные реформы 30 - 50-х годов XIX ст.
3 40-х годов XIX ст. процесс разлажэння феодально-крепостной системы на Беларуси и в
России перерос в кризис. Рубеж двух общественных формаций был отмеченный
особенной остротой супярэчнасцей. В сель-скай хозяйству кризис выявился в резком
снижении прибыльности помещичьих поместий и хозяйств государственных крестьян,
обезземеливания и обеднения крестьянства, в росте социально-классовых конфликтов,
которые еще болып расшатывали феодальные основы.
В этих условиях правительство пошло на шеренгу палавінчатых рэформ, мэ-тай которых
являлось сохранение дворянской монополии на землю и системы феодальной
эксплуатации крестьян. Соответственно разрабатывались меры, которые помогли бы
повысить уровень крестьянской гасладаркі, приостановить процесс имущественной
дифференциации.
Реформы начались с попытки изменить положение государственных ся-лян, однако
предусматривалась, что это грядет первый опыт решения агульнасялянскага вопроса.
Проведение реформы было связана из именем графа П.Д.Киселева, ее автора и
разработчика, который возглавлял V Отделение "собственного его императорского
величества канцелярии", а после - Министерство государственного имущества. Это был
высокаадукаваііы человек, сторонник ограничения крепостного права.
Реформа П.Д.Киселева интересная для нас, во-первых, тем, что ма-лавядомая; во-вторых,
ввиду ее значительности в процессе решения агульнасялянскага вопроса; в-третьих,
потому что в западных губерниях России, в том числе и на Беларуси, она была болып
глубокой и по своему содержанию, и по итогам, чем в Центральной России. Это
объяснялось остротой крестьянского вопроса в беларуских губерниях. Царское
правительство хотело скорей стереть разницу между уровнем развития присоединенных
губерний и России, притушить взрывоопасные тенденции, боялся слияния крестьянских
волнений с шляхетским движением.
Чем отличалось положение государственных крестьян на Беларуси от российских? На
Беларуси государственных крестьян было значительно меньше. Институт
"государственного феодализма" на Беларуси и в России действовал разно.
В России он существовал в относительно чистой форме как система эксплуатации из
стороны казенного ведомства, под которую подпадали непосредственно дзяр-жаўныя
крестьяне. Государственными поместьями управляли чиновники казенных палат. Право
собственности казны не имела такой сильной
юридической силы, как право помещиков. Эксплуатация государственных крестьян
ограничивалась составленными па каждом поместье юридическими документами
(инвентарями). Отмеченные в их нормы павіннасцей никто не имел право превышать.
На Беларуси "государственный феодализм" действовал опосредована, через систему
временного владения. Государственные поместья сдавались в аренду или
"администрацию" местным помещикам. "Администрация" отличалась от аренды более
кратким терминам владения поместьям, несколько другой формой получения прибылей и
отчетности. В системе временного владения как в аренде, да и "администрации" в целом
преобладали непродолжительные формы, что усиливало степень эксплуатации поместий,
делала ее болып хищнической даже по сравнению из частнособственническими.
Разным было и правовое положение государственных крестьян России и Беларуси. Более
скорые темпы развития капитализма в России заставляли правительство приспосабливать
феодальные отношения к новым экономичным условиям, что, в конфиденциальности,
выявилась в расширения гражданских прав крестьян названной категории. Яны были
оглашенный свободными гражданами, имели право менять место жительства, уходить в
другие сословия, менять характер деятельности, обращаться с жалобами в судебные
инстанции.
На Беларуси правовое положение государственных крестьян не отличалась от положения
помещичьих. Временный владелец был наделенный экономичной, административной и
судебной властью над крестьянами. Но главное экономичное различие двух регионов
заклю-чалася в системе сбора феодальной ренты. В России государственные поместья
находились на подушном оброка, на Беларуси - на "хозяйственном положении", т.е. на
барщине.
Реформа П.Д.Киселева предусматривала три направления: реформу системы управления
государственными крестьянами; политику "попечительства" по отношению к крестьянам;
шеренга аграрных преобразований, известных под названием "люстрацыі
государственных маѐмасцей". 1 когда в России последняя свелась главным образом к
замене подушного вычисления оброка поземельным, то на Беларуси она сопровождалась
переменами в ветви крестьянского землепользования и отношений ренты. Люстрацыі
проводились и раньше, однако ограничивались регулированием размеров поместий и
скла-даннем инвентарей из определением крестьянских налогов.
Реформа началась из перестройки аппарату управления. Агульнакіраўнічыя функции,
которые из 1811 г. сконцентрировались в департаменте государственных маѐмасцей
Министерство финансов, из 1 сту-дзеня 1838 г. сообщались новому Министерству
государственных маѐмасцей. Первым министрам был предназначенный граф П.Д.Киселев.
В декабри 1839 г. Николай 1 подписал Положение о управлении государственными
имуществами в западных губерниях и Белостоцкой области. Вместо чаты-рох'яруснай
системы местного управления, введенной в российских губерниях, на Беларуси
устанаўліваліся три административные ярусы:
Особенную нагрузку по укреплению российских позиций на Беларуси и и в других
присоединенных губерниях несла на себе программа социально-экономичных рэформ,
затеянных из целью модернизации стариков феа-дальных порядков.
§ 2. Кризис крепостного строя. Экономичные реформы 30 - 50-х годов XIX ст.
3 40-х годов XIX ст. лрацэс разлажэння феодально-крепостной системы на Беларуси и в
России перерос в кризис. Рубеж двух общественных формаций был отмеченный
особенной остротой супярэчнасцей. В сель-скай хозяйству кризис выявился в резком
снижении прибыльности помещичьих поместий и хозяйств государственных крестьян,
обезземеливания и обеднения крестьянства, в росте социально-классовых конфликтов,
которые еще более расшатывали феодальные основы.
В этих условиях правительство пошло на шеренгу палавінчатых рэформ, мэ-тай которых
являлось сохранение дворянской монополии на землю и системы феодальной
эксплуатации крестьян. Соответственно разрабатывались меры, которые помогли бы
повысить уровень крестьянского хозяйства, приостановить процесс имущественной
дифференциации.
Реформы начались с попытки изменить положение государственных ся-лян, однако
предусматривалась, что это грядет первый опыт решения агульнасялянскага вопроса.
Проведение реформы было связана из именем графа П.Д.Киселева, ее автора и
разработчика, который возглавлял V Отделение "собственного его императорского
величества канцелярии", а после - Министерство государственного имущества. Это был
высокаадукавапы человек, сторонник ограничения крепостного права.
Реформа П.Д.Киселева интересная для нас, во-первых, тем, что ма-лавядомая; во-вторых,
ввиду ее значительности в процессе решения агульнасялянскага вопроса; в-третьих,
потому что в западных губерниях России, в том числе и на Беларуси, она была более
глубокой и по своему содержанию, и по итогам, чем в Центральной России. Это
объяснялось остротой крестьянского вопроса в беларуских губерниях. Царское
правительство хотело скорей стереть разницу между уровнем развития присоединенных
губерний и России, притушить взрывоопасные тенденции, боялся слияния крестьянских
волнений с шляхетским движением.
Чем отличалось положение государственных крестьян на Беларуси от российских? На
Беларуси государственных крестьян было значительно меньше. Институт
"государственного феодализма" на Беларуси и в России действовал разно.
В России он существовал в относительно чистой форме как система эксплуатации из
стороны казенного ведомства, под которую подпадали непосредственно дзяр-жаўныя
крестьяне. Государственными поместьями управляли чиновники казенных палат. Право
собственности казны не имела такой моцнайюрыдычнай силы, как право помещиков.
Эксплуатация государственных крестьян ограничивалась составленными па каждом
поместье юридическими документами (инвентарями). Отмеченные в их нормы
павіннасцей никто не имел право превышать.
На Беларуси "государственный феодализм" действовал опосредована, через систему
временного владения. Государственные поместья сдавались в аренду или
"администрацию" местным помещикам. "Администрация" отличалась от аренды более
кратким терминам владения поместьям, несколько другой формой получения прибылей и
отчетности. В системе временного владения как в аренде, да и "администрации" в целом
преобладали непродолжительные формы, что усиливало степень эксплуатации поместий,
делала ее более хищнической даже по сравнению из частнособственническими.
Разным было и правовое положение государственных крестьян России и Беларуси. Болып
скорые темпы развития капитализма в России заставляли правительство приспосабливать
феодальные отношения к новым экономичным условиям, что, в конфиденциальности,
выявилась в расширения гражданских прав крестьян названной категории. Яны были
оглашенный свободными гражданами, имели право менять место жительства, уходить в
другие сословия, менять характер деятельности, обращаться с жалобами в судебные
инстанции.
На Беларуси правовое положение государственных крестьян не отличалась от положения
помещичьих. Временный владелец был наделенный экономичной, административной и
судебной властью над крестьянами. Но главное экономичное различие двух регионов
заклю-чалася в системе сбора феодальной ренты. В России государственные поместья
находились на подушном оброка, на Беларуси - на "хозяйственном положении", т.е. на
барщине.
Реформа П.Д.Киселева предусматривала три направления: реформу системы управления
государственными крестьянами; политику "попечительства" по отношению к крестьянам;
шеренга аграрных преобразований, известных под названием "люстрацыі
государственных маѐмасцей". 1 когда в России последняя свелась главным образом к
замене подушного вычисления оброка поземельным, то на Беларуси она сопровождалась
переменами в ветви крестьянского землепользования и отношений ренты. Люстрацыі
проводились и раньше, однако ограничивались регулированием размеров поместий и
скла-даннем инвентарей из определением крестьянских налогов.
Реформа началась из перестройки аппарату управления. Агульнакіраўнічыя функции,
которые из 1811 г. сконцентрировались в департаменте государственных маѐмасцей
Министерство финансов, из 1 сту-дзеня 1838 г. сообщались новому Министерству
государственных маѐмасцей. Первым министрам был предназначенный граф П.Д.Киселев.
В декабри 1839 г. Николай 1 подписал Положение о управлении государственными
имуществами в западных губерниях и Белостоцкой области. Вместо чаты-рох'яруснай
системы местного управления, введенной в российских губерниях, на Беларуси
устанаўліваліся три административные ярусы:
губерния - округ - сельская управа. Функции волостной администрации, которая имело
место в России, на Беларуси были распределенный между экономичными вправлениями
временных владельцев и крестьянскими избранниками.
Новый аппарат управления начал действовать из апреля 1840 г. Функции губернских
органов власти сообщались палатам дзяр-жаўных маѐмасцей. В их компетенцию входили
выбор форм управления государственными поместьями, проведение ревизий, люстро-
цый, покровительство общественного порядка, вопросы пищевой, медыцынс-кай помощи
и т.д. Окружная администрация занималась непасрэд-най организацией сельских общин.
Округа делились на сельские общины, и из их формировались поместья. Сельские управы
появились более низким ярусом новой администрации. Их органами были сельское
собрание, сельское руководство. Собрание выбирало старейшин, давал сяля-
нам^отпускные для перехода в другие сословия, делил земли крестьян-скай общества,
проводил распределение налогов и сборов между крестьянами. Община, вводимая в
беларуских государственных поместьях всех губерний после присоединения к России, в
итога реформы П.Д.Киселева была максимально приближена к общероссийскому узору.
Новая администрация упорядочила управление государственными поместьями, ввела
жестокий контроль за временными владельцами, возвысила статус сельских общин.
Вводилась также аренда крестьянами государственных поместий.
Негативным итогам введения новой системы управления" был сильный рост
бюрократичного аппарату. Только в Минской губернии из 1837 по 1838 г. количество
должностных лиц из числа государственных крестьян выросла из 243 к 840 человек.
Смешение в делопроизводстве, волокита, служ-бовыя злоупотребления стали нормой
существования нового аппарату.
Следующей частью программы П.Д.Киселева стала политика "апя-кунства" над
государственными крестьянами. Была организована пищевая помощь крестьянам,
которую осуществляли специально построенные запасные хлебные магазины. Увеличение
запасов в их ажыццяў-лялася как за счет части крестьянского зерна, да и за счет атры-
манага хлеба со специально отведенной площади общественной пахоты. Пищевая
политика предусматривала меры на случай не-урожаев и массовых эпидемий, мору
животного и высокой смертности крестьян.
Относился вопрос о организации начального обучения крестьян. Многочисленному
аппарату управления государственной деревней требовались грамотные труженики. Эти
нужды виновный были удовлетворять прыходскія школы в сельских грамадах. В 1848 г. в
Минской губернии один ученик припадал на 111 крестьянских душ, Могилевской - на
123, Гродненской - на 163, Витебской - на 204, в Виленской - на 371 крестьянскую душу
государственных поместий. Расходы на обучение были ничтожные. Прыходскія школы не
могли даже подготовить неабход-най количества сельских писцов. Министерство
государственных маѐмасцей
делала попытки открыть училища для обучения крестьян разным ремеслам, однако эти
попытки были не очень настойчивыми.
Значительное место в попечительской политике отводилась организации первичной
медицинской помощи в государственных поместьях. Яны обеспечивались фельдшерами,
акушерами, однако медиков не хватала.
Попечительская политика предусматривала также внедрение разных агрономических
мероприятий, развитие системы страхования, борьбу из пьянством, активизацию
торговли. Однако недостаток средств, желание улучшить крестьянский быт за счет самих
же крестьян препятствовали осуществлению планов реформаторов.
Третьей и более важной частью реформы П.Д.Киселева появилась люстрацыя
государственных маѐмасцей. Она коренным образом отличалась от прежних люстрацый.
Это было политическое ме-рапрыемства, которое устанавливала три цели: "приведение в
известность" дзяр-жаўных маѐмасцей, нивелировку хозяйственного уровню крестьянских
семей путям упразднения малоземелья и регламентации павіннаснага угнетения,