ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7559
Скачиваний: 2
на Беларуси появились рост светских агульнаадука-цыйных школ и количества учащихся,
введение в учебные планы естествоведческих дисциплин, развитие женского образования.
Было централизована управление учебными учреждениями. Евро-пейская часть
Российской империи делилась на 6 учебных округов, каждую из которых возглавил
предназначенный царем наблюдатель. Витебская, Гродненская, Минская и Могилевская
губернии вошли в состав Виленского учебного округа. Ученым и административно-
методическим ее центрам стал Виленский университет. Гимназии Виленского учебного
округа имели 6 классов, уездные училища - 3 классы. Преподавание велось на польском
языке, а русский язык подавался как одна из учебных дисциплин.
Реформа системы образования не устранила в школах западных губерний католического
влияния. Значительная часть учебных учреждений Бѐларусі подчинялась ордену иезуитов.
Это была уступка правительства уплыво-вым колесам спаланізаванага дворянство. В
иезуитских училищах насчитывалась около тысячи человек. Существовали также
гимназии духовных орденов, гімназіяльныя ли училища". Эти учебные уста-новый
пользовались популярностью и содействовали распространению католицизма. По
требованию ордена иезуитов в 1812 г. імператарь Александр 1 дал согласие на основание
на базе иезуитского коллегиума По-| лацкай иезуитской академии из правом высшей
светской навучальнайй учреждения - университета. Академия являлась также центрам
асо.Л бай учебного округа, которой подчинялись учебные уста-новый иезуитов, что
существовали на то время в Российской імггерыі. В 1820 г. Полоцкая иезуитская академия
была закрыта.
Действовали на Беларуси также церковноприходские школы и монастырские училища.
В 1828 г. был изданный новый статус учебных учреждений. За-мест единственной
системы преемственно связанных между собой типов школ, созданной согласно Статусо
1804 г., вводились две системы, сформированные па сословном принципе: одна из их
должна была давать элементарное образование для более низких сословий (прыходскае
училище из 1 - 2 годами обучения, затем трехлетнее уездное училище), вторая - среднего
и высшего образования - преимущественно
для дворян (домашнее обучение, семилетняя гимназия, университет).
После падаўлення восстания 1830 - 1831 гг. правительственная политика в западных
губерниях коренным образом изменилась: усилилась борьба против полонизации, за
расширение русского влияния на беларуских землях. Важная роль в этом деле отводилась
учебным уста-новам. В 1832 г. был закрытый Виленский университет как рассадник
антирусских идей и настроений. Сначала в учебных учреждениях Витебской и
Могилевской губерний, а чуть позже - Минской и Гро-дзенскай вводилось обучение на
русском языке. Дополнительно для всех учащихся предусматривались "литературные
разговоры" на русском языке.
Расширялись светские формы образования. Вместо церковноприходских школ
открывались народные училища. Осознающий то, что католическая церковь является
опорой польского патриотичного движения в стороны, власти принимали меры к
убыванию ее влияния. Оглашенное в 1839 г. Полоцким церковным соборам объединение
униатской церкви из православной привело к закрытию католических монастырей и их на-
вучальных учреждений. Монастырские училища превращались в
гимназии.
В первой половине XIX ст. на Беларуси возникли школы 1 частные
пансионы для девчонок. Яны находились на степени начальных вучылішч. Действовала
шеренга гимназий: Гродненская, Минская, Слуцкая, Пинская, Навагрудская, Витебская,
Могилевская, Мозырьская, 2 прогимназии - Свислочская и Молодеченская, 5 аднакласных
и 9 трех-классных дворянских вучылішч.
Накануне школьной реформы 60-х годов Беларусь насчитывала 576 учебных учреждений
всех типов: 12 средних, 45 неполных средних, 45 частных и государственных женских
вучылішч, 21 духовное училище и 453 начальные школы. Во всех школах обучалась около
17 тыс. человек.
Возникали профессиональные учебные учреждения. 3 конца 30-х годов при гимназиях
открывались агрономические и агротехнические курсы, зем-лямерна-таксатарскія классы,
а в 1840 г. начало действовать Горы-Горецкое земледельческое училище. В 1848 г. на базе
его был созданный Горы-Горецкий земледельческий институт - первая не только на
Беларуси, но и в России высшее агрономическое учебное учреждение, важный ученый и
культурный центр Беларуской стороны. Высшее образование юноши Беларуси могли
получить в Виленском университете, а после его закрытия - в Московском,
Петербургским, Киевским университетах. Тут мировоззрение беларуских юношей
формировался под воздействием рус-кай философии, литературы, русского
освободительного движения, контактов из революционными демократами. Студентам
Петербургского университета был Константин Калиновский.
Преобразования в ветви образования, несмотря на их сословно-классовый характер, все
же содействовали открытию на Беларуси новых учебных учреждений, увеличению
количества учеников, развитию просвещения средь молодежи, повышению ее
культурного уровню. Однако это даты-чылася в основном более низкой и средней степени
образования. После падаўлення восстаний 1830 - 1831 гг. и 1863 - 1864 гг., закрытия
Виленского университета, а позже и Горы-Горецкого земледельческого института
Беларусь не имела своих высших учебных учреждений.
Изучение истории, этнографии, фольклора беларусов. Белару-сазнаўства - часть
славистики. Первая половина XIX ст. - время возникновения ученого беларусоведения.
Изучение Беларуси осуществляли Российская академия наук, Русское географическое
тава-рыства, Виленский университет, Московское товарищество любителей старо-
жытнасцей российских, созданные па инициативе Я.Тышкевича Виленский музей
старажытнасцей и Виленская археологическая комиссия.
Историю, этнографию, фольклор беларусов еще в 1780 г. начала изучать экспедиция
русского академика И.И.Ляпѐхіна. Это было знакомство русских ученых из Беларусью
после присоединения ее к Российской империи. Работа русского ученого К.Ф.Калайдовіча
"Про беларускую речь" (1822) представляла собой первую попытку ученого даследа-вання
языки беларусов.
Большой интерес к Беларуси проявили польские ученые. Лингвист С.Ліндэ и историк
Т.Чацкі первыми заговорили про самобытность беларуского языка и необходимость ее
изучения.
В первой половине XIX ст. увидели мир многочисленные документы и ма-тэрыялы по
истории Беларуси: "Беларуский архив" И.И.Грыгаровіча, "Летописец Литвы и русская
хроника" И.Даніловіча, "Акты Западной России", "Книги посольские Метрики Большого
княжества Литовского" и др.
Изданный "Памятники истории Литвы" Т.Нарбута, вышли в русской
печати Статусы Большого княжества Литовского.
Значительный уклад в развитие беларусоведения внесли уроженцы Беларуси: историки
Иван Грыгаровіч, Игнатий Даніловіч, автор дзевяцітомнай "Истории литовского народа"
Теодор Нарбут, Михаил Без-Карніловіч, который в 1855 г. выдал в Петербурге
"Исторические сведения о знаменательных обителях в Беларуси", лингвисты Иван
Насовіч и Станислав Мікуцкі. Писатель-этнограф Павел Шпілеўскі являлся автором
учено-познавательных произведений "Путешествия по Полесью и беларуской стороне" и
"Беларусь в характеристических описаниях и фан-тастычных ее сказках". На пользу
беларуской истории, археологии, этнографии и краеведение работали братья Евстафий и
Константин Тышкевичи, ученый и общественный деятель Адам Кіркор, публицист и один
из первых исследователей беларуской литературы Ромуальд Падбярэзскі.
В первых произведениях по беларусоведению раскрывались богатства матэ-рыяльнай и
духовной культуры беларуского народа: описанный быт, жилье, инструменты работы
крестьянина, календарно-земледельческие (ка-лядныя, валачобныя, купальские, дожинки,
зажины) и семейно-бытовые (свадьба, крестины, похороны) обряды и уставы. Нашла
отображение также народное творчество (фольклор, музыка, хореография и прыкладное
искусство), в особенности такие жанры фальк-лору, как песни, сказки, загадки,
пословицы, поговорки, легенды и предоставления.
Развитие беларусоведения, повышение интереса к истории и этнографии беларусов
содействовали осознанию представителями шляхты и разначынных слоев своей
принадлежности к народу, пошу-ку ими своих корней. Усиливалось этническое
самосознание, шел процесс преобразования народности в беларускую нацию.
§ 2. Литература. Музыкально-театральная культура. Изобразительное искусство.
Архитектура
Становление беларуского литературного языка и беларуской литературы. В XIV - XVIII
вв. языком беларуского народа з'яўля-лося старобелорусский язык. В итога полонизации и
насаждения католицизма из второй половины XVII ст. литературную старабеларус-кую
язык перестали употреблять в делопроизводстве, а затем и в других сферах культурной
жизни. В XVIII ст. старобелорусская письменность окончательно вышла из обихода.
Беларуские магнаты и крупная шляхта, а также почти вся интеллигенция усвоили
польский язык и культуру, а устным беларуским языком в разных диалектах пользовались
крестьянство, обедневшая шляхта, более низкие слои городского и сельского
населения. После присоединения Беларуси к России официальное положение в стороны
занял русский язык, однако в общественной и культурной жизни вплоть до падаўлення
восстания 1863 - 1864 гг. господствовал польский язык.
Формирование беларуской нации, социально-экономичные смены в обществе, а также
волна общесловянского национального возрождения в начала XIX ст. содействовали
выработке нового бело-русского литературного языка на базе многочисленных
беларуских речей (диалектов). Этот язык опирался исключительно на живую народную
речь. Заново складывались графика (латиница польского или кириллица русского узора),
правописание , лексика, не связанная из работой и бытом крестьянства и городских
социальных нізоў.
В первой половине XIX ст., по сути дела, единственной сферой выкарыс-тання нового
беларуского языка была художественная литература. В связи из трудностями печатания и
распространения беларуских произведений, а да-сама запретом в концы 50-х годов
печатания украинских и беларуских книг латинским шрифтам литература была
преимущественно рукописной и анонимной. Анонимные стихотворные разговоры
("Разговор Данилы со Сця-баринам", "Собрание", "Весна голо перепала"), стихотворения
Ф.Саввича, П.Багрыма, И.Легатовіча, У.Сыракомлі, В.Каратайского и другие
произведения выявили антыпрыгонніцкія настроения авторов, любовь к родине,
сострадание тяжелой участи народа.
Проблемы народности, национальной самобытности относились лучшими литературными
произведениями того времени, в конфиденциальности анонимными поэмами "Энеіда
наизнанку" и "Тарас на Парнасе". В первом произведении в сатирическом виде
показанный крепостнический строй, впервые загу-чала живой разговорный беларуский
язык, во втором - отражена жизнь беларуской деревни: античные герои и баги вели себя,
одевались, веселились и горевали, как беларуские крестьяне и обедневшие шляхціцы.
В первой половине XIX ст. в литературы появились талантливые поэты и прозаики из
среды ополяченной беларуской шляхты, которые шли к творчеству на беларуском языке
от восхищения народными сказками, песнями, предоставлениями и легендами. Средь их -
Ян Чачот. В 1837 - 1846 гг. он выдал шесть фольклорных сборников "Деревенские песни",
в которых рядом из народными песнями (в польском переводе и оригинале) поместил и
свои - на польской и беларуской языках. Александр Рыпінскі - автор фольклористического
исследования "Беларусь" (Париж, 1840 г.) и беларуских стихотворений, в том числе
баллады "Бес". Ян Баршчэўскі также писал беларуские стихотворения ("Дзеванька",
"Гарэліца", "Грабежи мужиков") и на основании легенд, предоставлений и казак создал
"беларус-кую Одиссею" - чатырохтомны польскамоўны сборник "Шляхціц За-вальня, или
Беларусь в фантастичных повествованиях". Эти писатели пользовались латинским
алфавитом.
Одной из самых ярких и крупных постацей в беларуской культуры XIX ст. был уроженец
Бобруйского уезда, сын небогатого шляхціца Винсент Дунин-Марцинкевич. Своим
идеалам он видел социальное
единство верхов и нізоў народа на основе осознания нацыяналь-най и духовного единства.
Проблему взаимоотношений баринов и мужиков он решал идиллическо в двуязычном
произведении "Идиллия", в котором, как и в жизни, барины говорили на польской, а
мужики - на беларуском языке.
Дунин-Марцинкевич искренне любил беларуский народ, обращался к обществу из
призывом изменить отношения к простым людям, оказывать им помощь, делать все
возможное, чтобы поднять их образование, культа-ру, самосознание. Стихотворные
повести "Вечарніцы", "Гапон", "Купала", "Шчароўскія дожинки", "Халімон на коронации"
и другие сложили настоящий стихотворный эпос. В их дісьменнік показал духовную
красоту и благородство беларуского крестьянина, его быт, образ жизни и мысли, а также
историческое прошлое своей стороны. Дунин-Марцинкевич является автором знаменитых
драматических произведений:
комедии "Пинская шляхта", в которой высмеиваются бюрократизм царского
чиновничества и правінцыяльныя нравы шляхты, и "Ухаживания". Кругом его
группировались местные интеллигенты: художник и писатель А.Шэмеш, педагог и поэт
И.Легатовіч, композитор К.Кжыжаноўскі и др. Средь тех, кто навещал беларуского пиита
в Минске и присутствовал на литературных вечерах в его доме, были У.Сыракомля,
С.Монюшко, К.Тышкевич.
Театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура. В музыкально-
театральной культуры конца XVIII - первой половины XIX ст. вылу-чаецца своей
отличительностью крепостной профессиональный театр магнатов, в каком соответственно
тогдашнем дворянском вкусам большое место отводилось спектаклям. Этот театр имел
смешанные оперна-драматические труппы, в которых одни 1 те же актеры исполняли роли
в оперы, драме, комедии. Оперы устанавливали в Несвижском и Слуцком театрах
Радзивиллов, Ружанским и Дзярэчынскім (Зельвенский р-н) театрах Сапегов и др.
Значительную часть репертуару Гродненского, Слонимского и Шкловского театров
складывали балеты. При некоторых магнатских театрах существовали балетные школы.
Высокое профессиональное мастерство беларуских артистов балета подтверждается тем,
что они пополняли труппы варшавских и петербургских театров. В 1785 г. гродненская
труппа стала основой польского "Товарищества танцоров Его Каралеўс-кай Величества", а
14 крепостных танцоров Шкловского театра графа
С.Зорыча вошли в состав петербургских театров.
Частные магнатские театры действовали также 1 в других городах и городках Беларуси:
В.Тышкевича - в Свислочи и Плешчаніцах, Л.Ракіцкага - в Городища под Минском,
А.Буйничского - в Забор'і, А.Голицына - в Витебска, З.Чарнышова - в Могилеве. При
многих магнатских театрах, в барских усадьбах существовали оркестры, хоровые капеллы
и другие музыкальные коллективы. Например, поместье Горо-дзец в Могилевской
губернии, который принадлежал русскому аристократу, композитору-любителю
У.Р.Кастрыѐту-Скандэрбеку, другу М.И.Глинки и А.С.Даргамыжскага, славился одним из
лучших в России крепостным
квартетам.
В первой половине XIX ст. театр на Беларуси приобретает уже камер-цыйны характер.
Устанавливается театральный сезон, являются пас-таянныя городские театры. Отображая
языковую ситуацию в стороны, репертуар театра был двуязычным - польско-русским.
Относились пьесы польских, русских и западноевропейских авторов.
Вместе из профессиональным театром развивался любительский, который был попу-
лярны в шляхетской, чиновничьей и офицерской среде. На любитель-скай сцене делал
первые шаги беларуский национальный театр. У его истоков стояли В.Дунин-
Марцинкевич и те минские актеры и музы-ребра-любители, которые группировались
кругом этого отличного драматурга, режиссера и актера. 23 сентября 1841 г. произошла
премьера любительского спектакля - комической оперы "Рекрутский еврейский набор",
музыканту для которой написали С.Монюшко и К.Кжыжаноўскі, а либретто - В.Дунин-
Марцинкевич. 9 февраля 1852 г. минские любители поставили "Идиллию" Дунина-
Марцинкевича на музыку С.Монюшки и К.Кжыжаноўскага.
Глубокий след в беларуской музыкальной культуры оставил классик польской музыки,
уроженец Игуменского (теперь Июньский р-н) по-вето Минской губернии Станислав
Монюшко. В Минске в талантливого музыканта и преподавателя Д.Стэфановіча он
получил начальную му-согласное образование. 3 Минском связана создание и постановка
его первых водевилей, музыкальных комедий и комических опер. Творческая дружба
С.Монюшки из В.Дуниным-Марцинкевичам принесла большой плод:
на либретто последнего были написанный оперы "Соревнование музыкан-тау",
"Чародейная вода", "Крестьянка", поставленные в Минске и других беларуских городах.
Беларуские народные песни и мелодии органическо вошли в произведения С.Монюшки.
Средь известных деятелей музыкальной культуры, которые работали на Беларуси, Михал
Клеафас Огинский, автор знаменитого паланеза "Прощание из Родиной"; Фларыян
Міладоўскі, автор поставленной в Минске апе-рэты "Конкуренты"; Михаил Йельский,
минский скрипач и композитор;
И.Глинский, гродненский певец и композитор; Тэафіля Юзафовіч, скры-пачки; ребята
Дунина-Марцинкевича Камилла и Мирослав, блестящие пианисты; Михаил Пуговиц,
ксилофонист из европейским именем; братья Доминик и Викентий Стэфановічы,
дирижеры минского духавога оркестра, руководители фортепианных классов и др.
В 30 - 40-я годы XIX ст. в городах стала популярным светской музы-штопанье.
Открывались частные музыкальные школы, из числа амата-раў музыканты создавались
оркестры и хоры, проводились литературно-му-согласные вечера. Начались собирание и
публикация беларуской народной песни, делались попытки ее кампазітарскай и
концертной обработки. Весь-ную роль в создания национального музыкального
репертуару имели засна-ваныя на беларуских обрядовых песнях и танцах поэма уроженца
Витебщины композитора Антона Абрамовича "Беларуская свадьба", а также его пьесы для
фортепиано, обработки народных песен.
Неотъемлемой частью развития йультуры Беларуси в концы XVIII -первой половине XIX
ст. являлось изобразительное искусство. Официальным
направлениям в нем был классицизм. Однако суховатый и "правильный" классицизм,
перевес в нем религиозной тематики не удовлетворяли най-болып талантливых
художников. Яны искали свою тему, которая была бы болыл тесно связана из людьми,
современными событиями, историческими корнями беларуского народа. Потому
неслучайно в первой половине XIX ст. исторический, портретный и пейзажный жанры
становятся главными в беларуском жыпапісе. Утверждался стиль романтизма, какой лам
стереотипы и каноны классицизма, узаконивал свободу мыслей и творчества,
устанавливал в центр идеи художественного произведения особу, человека выса-
кародных чувств.
Отличными представителями портретного жанра являлись И.Аляшкевіч, Я.Рустэм,
В.Ванькович и др. И.Аляшкевіч написал парт-рэты магнатов Л.Сапеги, М.Радзивилло,
Г.Ржевского, портрет А.Мицкевича, а также "Групповой портрет", "Мадонна из дитем" и
др. Он известный и как мастер исторических композиций. За картину "Бла-годетельное
прнзренне н попеченне нмператрнцы Марнн Фѐдоровны о бедных" И.Аляшкевіч был
выбранный членам Императорской академии
искусств.