ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7534
Скачиваний: 2
повышение платежеспособности государственного крестьянства. Начало осуществления
этой политики был положенный Положением о люстрацыі государственных маѐмасцей в
западных губерниях и Белас-тоцкай области от 28 декабря 1839 г. Она проводилась в два
этапы:
к 1844 г. - при сохранении фальваркава-барщинной системы, из 1844 г. - на основе
ускоренного перевода крестьян на оброк. На первом этапе правительство пыталось
решить проблему землезабяспечанасці хозяйственного уровню крестьян путям
перераспределения земельного фонда между государственными поместьями и
переселения части крестьян в более забяспе-чаныя пахотными землями губернии России.
Однако эти меры отозвались очень дорогими, трудоемкими и малодейственными.
Перемены в характеры феодальных отношений к 1844 г. были не^-значительные и
сводились к отмене натуральной ренты и ввода детальной регламентации крестьянских
павіннасцей из повсеместным расширением уроч-най сістэмы1. 3 1844 г. правительство
поменяло направление рэформ: уничтожалась фальваркава-крепостная система во всех
государственных поместьях. Ускоренными темпами государственные крестьяне
переводились на пазя-мельны оброк. 3 фальваркавых зямель им были сделанный прирезки
к наделам. К концу 1857 г. на оброк переведенный все поместья Минской, Гродненской,
Могилевской и Витебской губерний. Была уничтожена в их система временного
обладания.
Отказ от фальваркава-барщинной системы и перевод на оброк появились главными
итогами реформы, которые определили ее буржу-азна-прогрессивный смысл. Общая
площадь надельного фонда увеличилась в итога реформы П.Д.Киселева на 10,73 %. Это
мало что изменило в обеспеченности крестьян землей, ведь за годы реформы коль-касць
ревизских душ возросла на 38,5 %. Но было нивелирована
положение крестьян, за счет уничтожения барщины в среднем на 20% снизился
павіннасны угнетение, хотя в Витебской губернии в третьей части поместий перевод на
оброк, напротив, усилил эксплуатацию. В особенности благоприятные перемены
произошли в правовом статусе беларуских государственных крестьян. За ими
признавалась гражданская свобода, что выгодно отличало их от бесправных помещичьих
подданных. Принципиальная значимость имели права уступлення в брак, отеческие,
попечительские, права получения наследства, собственности, права на занятие торговлей
и промысламі, хотя они были в многом декларативные.
Реформа не смогла предотвратить процесс вызревания капиталистических отношений в
государственной деревне, задержать процесс расслоения крестьян. Объективно она имела
противоположные итоги. Перевод на оброк спры-яв роста имущественной
дифференциации, процесса первоначального на-каплення капитала, освободил рабочие
руки для капиталистического производства, стимулировал рост городского населения.
В 40-я годы XIX ст. правительство подняло вопрос о введении обязательных инвентарей в
помещичьих поместьях. 3 марто 1840 г. П.Д.Киселев начал заниматься условиями
инвентарной реформы из целью подтягивания уровню помещичьей деревни к
государственной. Помещики стали на защиту своей собственности. Постепенно
реформистские устремления Комитета по делам западных губерний, который отвечал за
реформы, все болып приглушались. Принципы реформы государственной деревни
применительно к помещичьей были отклоненный. В итога проведенная инвентарная
реформа в помещичьей деревне была значительно меньше радикальной.
Реформа унифицировала павіннасны угнетение путям введения в помещичьих поместьях
обязательных инвентарей по единственным правилам, но особенного облегчения
крестьянам не дала. В различие от государственной деревни, переведенной на оброк, в
помещичьих поместьях остались на-ступныя виды павіннасцей: барщина (ежедневная),
угоны, шарваркі, женская работа, старажоўства, дань. Общий размер павіннасцей
складывал 1/3 валового дохода из надела. Сохранялась урочная система. Инвентарная
реформа не решила наиважнейшего вопроса - о крестьянском землепользовании.
Утверждалась только, что крестьянские наделы не должны уменьшаться. Однако на
первом времени это не было закреплена законодательствам. Только 14 мая 1855 г.
Александр II утвердил пересмотренные в инвентарных комитетах правила для поместий
Витебской и Могилевской губерний, в которых нормировался минимальный крестьянский
надел - 4,75 десятины на ревизскую душу, а баршчына - 3 дни на неделю.
Реформы 30 - 50-х годов сохраняли свою чисто дворянскую направленность. Принципы
реформирования государственной деревни были приз-наны помещиками слишком
радикальными. Социально-правовое положение помещичьих крестьян мало изменилась.
Однако, хотя феа-дальная собственность оставалась пока нетронутой, феодализм
неуклонно катился к своему концу.
Обобщающий все сказанное, хотелась бы отметить, что вопрос о присоединении Беларуси
к России нельзя упрощать. Смена государственной принадлежности - эта крупная вехо в
истории всякого народа. Такие события нельзя оценивать однозначно, они имеют как
положительный, да и отрицательный потенциал.
ГЛАВА 2
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ КОНЦА XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ст.
§ 1. Особенности культурного развития Беларуси. Образование и наука. Беларусоведение -
часть славистики
К вопросу о т.н. "запрету" российским правительствам названий "Бело-русь" и "Литва",
"беларуские и литовские губернии", беларуского языка и беларуского печатного слова. В
беларуской советской историографии, а также в публикациях последних десяти годов
широко использованный тезисы о т.н. "запрету" Николаем 1 назвал "Беларусь" и "Литва",
"беларуские и литовские губернии", о запрете беларуского языка и беларуского печатного
слова. У истоков этих тезисов находились составители 2-га тома документов и материалов
по истории Беларуси академик М.М.Нікольскі, ученые сотрудники Института истории АН
БССР Д.А.Дудкоў, И.Ф.Лочмель и др. Яны, перепечатывая указ от 18 июля 1840 г. из
"Хронологнческого ука-зателя указов н правнтельственных распоряженнй...", на что зроб-
лена соответствующая ссылка, заменили его название: вместо "06 нменова-ннн губерннй
Белорусскнх н Лнтовскнх, каждою отдельно: Внтебс-кою, Могнлевскою, Внленскою н
Гродненскою" по политико-идеологическим мотивам назвали этот документ да: "Запрет
царем Николаем употреблять названия Беларусь и Литва" (см.: Документы и матэ-рыялы
по истории Беларуси (1772 - 1903). Мн.: Издательство АН БССР, 1940. Т.2. С.369).
Аналогичным образам сделали и составители 4-га тома сборника документов и
материалов "Белоруссня в эпоху феодалнзма", которые дали такой заголовок указа от 18
июля 1840 г.: "Указ Сената о запрегценнн употреблення термннов "Белоруссня н Лнтва"
(см.: Бе-лоруссня в эпоху феодалнзма. Мн., 1979. Т.4. С.131).
Чтобы выяснить, о чем идет разговор в указе от 18 июля 1840 г., приведем его меткачам.
"1840. 18 нюля. Сенатскнй, по Высочайшему повеленню.
06 нменованнн губерннй Белорусскнх н Лнтовскнх, каждою вот-дельно: Внтебскою,
Могнлевскою, Внленскою н Гродненскою.
Правнтельствуюіцнй Сенат слушалн предложенне управляюгцего Мнннстерством
Юстнцнн, что управляюіцнй деламн Комнтета Мннн-стров, по порученню оного,
отношеннем вот 26 мннувшего нюня сооб-іцнл ему, что по случаю внесення по
высочайшему предпнсанню про-екта указо, в котором упомнналнсь губерннн Белорусскня
н Лнтовс-кня под снмн нанменованнямн, государь нмператор, зачеркнув на-звание
Белорусскнх н Лнтовскнх, нзволнл прнказать перепнсать указ с понменованнем губерннй,
каждой отдельно, Внтебскою, Могнлевс-кою, Внленскою н Гродненскою; прн чем
последовало собственноруч-ное высочайшее повеленне: "Правнла сего держаться н
впредь, ннкогда нначе не пропнсывая как понменно губерннн". 0 таковом высочай-шем
повеленнн он, управляюіцнй Мяннстерством Юстнцнн, предла-гает Правнтельствуюіцему
Сенату. Прнказалн: (послать куда следует указы)" (см.:Хронологнчѐскнй указатель указов
н правнтельственных распоряженнй по губернням Западной Росснн, Белорусснн н Мало-
росснн за 240 лет, с 1652 по 1892 год. Составнтель С.Ф.Рубннштейн. Внльна, 1894. С.495).
Во-первых, в этом указе не названа Минская губерния. 1 это не-случайно. Как по-
видимому из царских указов и правительственных распоряжений, к числу беларуских
губерний относились Могилевская и Витебская губернии, а к литовским - Виленская и
Гродненская. Минская губерния ни к беларуским, ни к литовским губерниям не
относилась. Да, 11 октября 1821 г. были "высочайше" утвержденный правила "0
взысканнн недо-нмок в губерннях Белорусскнх, Лнтовскнх, Мннской, Кневской, Во-
лынской, Подольской н Белостокской областн".
Во-вторых, в этом указе нет ни слово о запрете употреблять названия "Беларусь" и
"Литва". Разговор в нем идет только о упорядочении дзяр-жаўнага делопроизводство, что
видимо из дальнейших царских приказов и правительственных распоряжений. Да, 3
декабря 1840 г,, через 4 месяцы после т.н. "запрета", появился "нменный, об'ьявленный
обер-проку-рором Святейшего Сннода" указ "0 введеннн Белоруско-Лнтовской духовной
коллегнн в однн разряд с конторамн Сннода по предмету определення на службу молодых
людей дворянского пронсхождення нлн прнобревшнх право на классные чнны". 28
февраля 1856 г. было обнародована "Высочайше утвержденное положенне комнтета
мннн-стров о выдаче безденежных паспартов жнтелям некоторых Западных н
Белорусскнх губерннй для отлучек на заработкн", 19 февраля 1861 г. - "Высочайше
утвержденное местное положенне обь устройстве кресть-ян, водворенных на помеіцнчьнх
землях в губерннях Велнкоросснйс-кнх, Новоросснйскнх н Белорусскнх" и т.д. Можно
назвать более чем 10 правительственных распоряжений, изданных в 40 - 80-я годы XIX
ст., в которых употребляется название "беларуские и литовские губернии".
В-третьих, термины "Беларусь" и "Литва", "беларуские и литовские губернии"
употребляли в своих запісках, отчетах и других документах
царские чиновники. Да, виленский генерал-губернатор У.И.Назімаў писал 14 февраля
1862 г. о том, что "вслед за высоч. Маннфестом (19 февраля 1861 г. о отмене крепостного
права. - Я.Н.) в пределах Царство Польского, Лнтовскнх, Белорусскнх н некоторых другнх
западных
губерннях возннклн беспорядкн...".
В-четвертых, в те годы, когда вроде бы действовал указ о заба-роне терминов "Беларусь",
"беларуские", существовала Беларуская наву-чальная округ. Она была создана в 1829 г.
для организации и управления учебными учреждениями Витебской и Могилевской губер-
няў, руководство которыми к этому времени осуществлял Петербургский учебный округ.
3 закрытием Виленского университета все падна-чаленыя ему училища были
присоединенный к Беларускому учебному округу. 20 мая 1850 г. был восстановлена
Виленский учебный округ. Витебская и Могилевская губернии сначала были
присоединенный к Пецяр-бургскай учебного округа, а 7 октября 1864 г. - к Виленскому
учебному округу.
В-пятых, малоизвестным фактам истории является существование в царской армии 7-га
гусарского Беларуского полка имени императора Аляк-сандра I. Полк участвовал в
русско-турецких войнах 1806 - 1812, 1828 - 1829, 1877 - 1878 гг., Отечественной войне
1812 г., Крымской войне 1853 - 1856 гг., в падаўленні восстания 1830 - 1831 гг.
В-шестых, в типографиях Петербурга, Москвы, Минска, Вильно 1 других городов
Российской империи выдавались книжки, брошюры, арты-кулы из названиями
"Беларусь", "беларуски". Согласно неполным подсчетам доктора исторических наук
А.П.Ігнаценкі, из 1841 по 1917 г. было издана около 190 таких книг и брошюр. Это
свидетельствовать о том, что никакого официального запрета терминов "Беларусь",
"беларуски" не
существовала
В-седьмых, многие ученые и писатели утверждают, что после запреты терминов
"Беларусь" и "Литва" было введена "не-выразительное искусственное именование"
"Северо-западная сторона", "Западная сторона". Но эта явная несуразность или
сознательная фальсификация истории. Западные губернии, Западная сторона, Западная
полоса России -эта территория Украины, Беларуси 1 Литвы (Киевская, Волынская,
Подольская, Могилевская, Витебская, Минская, Виленская, Гро-дзенская губернии и
Белостоцкая область). Юго-западная сторона -эта территория Украины, Северо-западная
сторона - территория та-гачаснай Литвы, как ее тогда понимали (современная Литва и
Западная Беларусь). Указ от 18 декабря 1842 г. "0 преобразованнн Северо-Западных
губерннй" свидетельствовать о том, что Северо-западная сторона - это территории
Минской, Виленской, Ковенской и Гродненской губер-няў. Но 22 декабря 1870 г. был
оглашенный новый указ "06 нзья-тнн Мннской губерннн нз ведення главного управлення
Северо-Западным стороной". Это дает основание считать, что Минская губерния была
отнесена к беларуским губерниям Беларуской стороны (вместе из Витебской и
Могилевской губерниями).
Можно привести много других документов, в которых разграничиваются понятия
"Беларуские губернии", "Беларуская сторона" и "Северо-западные губернии", "Северо-
западная сторона". Например, 12 июня 1893 г. появилась "Распоряженне, об'ьявленное
Правнтельствуюіцему Сенату мнннстром внутренннх дел. 06 утвержденнн формы
выкупного акто на участкн землн, выкупаемые русскнмн арендаторамн православно-го
нсповедання, водвореннымн на владельческнх землях в губерннях Северо-Западных н
Белорусскнх до 19 февраля 1861 г.". 3 тягам времени термин "Северо-западная сторона"
начала распространяться на все 6 беларуско-литовских губерний. Однако термины
"Беларусь" и "беларуски" никогда не запрещались и не выключались из государственного
и официального употребления, ведь они вместе из названиями "Велікаросія",
"велікароскі", "Маларосія", "малароскі", имея единственный корень "рос", служили для
царизма подтверждением его теории "о трѐх племенах еднного русского народа".
В-восьмых, исторической науке неизвестный царский указ или ўрада-вае распоряжение о
запрете беларуского языка и беларуского печате-ванага слово. Напротив, книги на
беларуском языке выдавались в типографиях Российской империи, в особенности во
второй половине XIX - пачат-ку XX ст. (см. раздел V).
Идеология Просветительство. После присоединения беларуских зямель к Российской
империи национально-культурное развитие Беларуси происходила в новых
обстоятельствах, связанных из формированием капиталистических отношений,
становлением беларуской нации, зараджэн-нем и постепенным усилением национального
самосознания бело-русов. В концы XVIII - первой половине XIX ст. сильные позиции в
Беларуси имела польская культура. Польский язык был языком пера-важной части
образованного населения, языком просвещения, театра, книгопечатания. На пользу
польской культуры работала много уроженцев Беларуси: в литературы - А.Мицкевич и
У.Сыракомля (сапр. Л.Кондратович), музыке - М.К.Огинский и С.Монюшко.
Одновременно из паланізатарскімі тенденциями в культурной жизни Беларуси начинает
усиливаться русское влияние. На первом этапе распаў-сюджванне русской культуры
проходила через польское посредничество:
перевод русских книг, постановка пьес русских авторов, подготовка к печати русско-
польских изданий. Осуществлялась разработка планов застройки беларуских городов в
соответствия из принципами русского градостроительства и т.д.
Во второй четверти XIX ст. политико царизма, направленная против полонизации, стала
более решительной и жестокой. Официальная польско-языковая культура постепенно
заменялась официальной русскоязычной куль-турай. Несмотря, однако, "на сильное их
влияние, шел процесс роста самосознания беларусов, становления национальной
культуры, которая опиралась на язык, уставы, обряды, традиции народа и распрацоўва-
лося патриотично настроенными представителями интеллигенции. Кроме
того, евреи, татары и другие народы, которые жили на территории Беларуси, имели свой
язык и культуру. Потому культуру Беларуси первой половины XIX ст. можно назвать
многоязычной.
Становление капиталистических отношений проходила в условиях вост-рай
идеологической борьбы. Новому буржуазному классу необходима было идейно
обосновать свои права на экономичной и политической барино-ванне в обществе. Да
появилась в Европе антифеодальная согласно своей социально-политической сути
идеология Просветительство. Ее распространение в Беларуси припадает на конец XVIII -
первую треть XIX ст. Продолжая в новых условиях гуманистические традиции эпохи
Возрождения, просветители прапаведвалі приоритет ума, просвещения и науки в жизни
особы и общество. Вместо идеала бывших времен - человека старых правил, набожного,
экзальтированного, непримиримого к всему новому - передовая шляхетская среда
формировала другой идеал. Это - человек разумный, рационалист и скептик, критик
религии, рэфар-матар, откровенный достижениям мировой культуры и новым ее
дуновениям.
Все социальные институты феодализма сторонниками просветительской идеологии
считались "неразумными" и "неестественными". Вместо христианско-догматичных
воображений средневековья идеологи Просветительство предлагали свои
рационалистичные теории общества и государства, морали и религии. В
конфиденциальности, теория "натурального права", которую поддерживал И.Страйноўскі,
исходила из воображения о прирожденном равенстве людей и таким образом
идеологическо абгрунтоў-вала требования демократичных свобод. Теория
"общественного договору" Руссо, изложенная Т.Млоцкім, адвяргала божье
происхождение государственной власти и утверждала, что государство - итог соглашения
между людьми. Этим доказывалось право народа избавить власти монарха, который не
исполнял условий договору и не охранял "натуральные правы" граждан. Основными
"натуральными правами" людей считались права на жизнь, собственность, свободу и
равенство. Рассматривая вопросы о практичном построении будущего общества,
просветители предлагали теорию "расчленения власти". В разделе власти на
законодательную, исполнительную и судебную они видели гарантию от злоупотребления
ула-дай, охранения граждан от беззакония. Идеология Просветительство была близкая
филоматам и филаретам.
Сторонники новой, просветительской идеологии меняли стародавние жу-барины и
кунтуши на европейскую одежду, перестраивали на новый строй своей усадьбы, ведь
барокко сдавалось им старомодным. Яны отдавали пе-равагу художественному стилю
эпохи Просветительства - классицизма, который стремился все подчинить законам ума,
красоты и величественной
простаты.
Развитие образования. Школьные статусы 1804 и 1828 гг. Закрытие Виленского
университета. Горы-Горецкий земледельческий институт. Расс-паўсюджанне вплыву идей
Французской буржуазной революции конца XVIII ст., нарастание демократичных
настроений в среды прогрессивной части русского общества принудили царизм провести
некоторые реформы в ветви образования, которые касались и развития школьного дела на
Беларуси. В 1802 г. в России было создана Министерство народного просвещения.
Согласно Статусо 1804 г., который скла-дзены в соответствия из французской
просветительской философией XVIII ст., школьная система строилась по принципу
единства и преемственности:
каждая школьная степень была связана из предыдущей и следующей, переход в школу
осуществлялся без экзамена, на основании документа о окончании предыдущей школы.
Обучение объявлялось бясплат-ным. Система образования включала в себя прыходскія
училища из годовым термином обучения (начальная школа), двухлетние павя-товыя
училища, четырехлетние гимназии и университеты. Положительными итогами реформы