ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7577
Скачиваний: 2
неполитического характера. На Беларуси в связи из событиями 1863 - 1864 гг. вводить
выборные уста-новое царское правительство не решилось. Политико недоверия местным
па-мешчыкам продолжалась аж к 1911 г., когда в восточных губерниях Беларуси были
созданный земства, и то согласна со специальным
избирательным законом.
С опозданием на 5 лет на Беларуси была проведена городская
реформа (принята в 1870 г., а на Беларуси началась в 1875 г.). Она провозглашала
принцип усесаслоўнасці при выборах органов городского самоуправления - городской
думы и городской управы во главе из городским головой. Однако право выбирать и быть
выбранными в городскую думу получили только те, кто платил городские налоги. В свою
очередь, они разделялись на три избирательные курии (в зависимости от размера
выплочваемага в городскую казну налога). В первую входили найболып крупные
плательщики, которые платили треть общей суммы городских налогов; во вторую -
средние падаткаплацелыпчыкі, они также платили треть городских налогов; в третью -
мелкие падаткаплацелыпчыкі, что выплочвалі остальную треть общей суммы. При этом
каждая курия выбирала одинаковое количество членов городской думы (гласных). Таким
образом, введенная система городского самоуправления обеспечивала власть буйной
буржуазии -купцам, предпринимателям, владельцам недвижимости. Рабочие, служачыя,
интеллигенция, которые складывали основную массу населения городов, не имели
возможности участвовать в городском самоуправлении
как неналоговое население.
Городская дума подчинялась непосредственно сенату, а не местной администрации,
однако наблюдение за деятельностью думы осуществлял губер-натар через специально
созданные губернские учреждения по городским делам, Городской голова в крупных
городах утверждался на своей должности министрам внутренних дел, а в мелких -
губернаторам. Компетенция городского самоуправления была ограничена узкими
рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройства территории города, организации
городской торговли и транспорту, народного образования и здравоохранения, принятия
санитарных и противопожарных мер. Дума имела право обкладывать налогами имущество
и прибыли частных лиц, но в очень ограниченных размерах - не болып за 1 % цены
недвижимости либо торговой или промышленной прибыли. При этом болып половины
сосредоточенных средств использовалась не на городские, а на казенные нужды -
удержание полиции и органов власти. Вместе из тем, несмотря на значительную
ограниченность, реформа городского самоуправления все же такой сумела заменить
бывшие феодальные сас-лоўна-бюрократичные органы городского управления на новые,
засна-ваныя на буржуазном принципе имущественного ценза.
Реформирование армии в России началось в 1862 г., когда были утво-раны 15 военных
округов и сокращенный термин службы в сухопутной армии к 7 и на флоте к 8 годов. В
1867 г. был принятый новый военно-судебный ста'і'ут, который выходил из принципов
судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-акру-
говы и главный военный суд. На время войны создавался Главный полевой военный суд.
Решения военных судов подлежали утверждению полко-вога и окружного
военачальников.
Вместе из тем в российской армии еще продолжал действовать сас-лоўны принцип
комплектования армии. 1 только закон 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность. Все
мужчины из 20-летнего возрос-ту виновный были служить в армии (исключение делалось
только для коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Полночи). В
сухопутных армиях термин службы понижался к 6 годов абавязко-вай и 9 годов в запасе,
на флоте - соответственно к 7 и 3 годов. Также вводились льготы для людей, которые
имели образование. Те, кто кончина-чыў высшие учебные учреждения, служили 6
месяцев, гимназии - 1,5 года, городские училища - 3, начальные школы - 4 годы. Таким
образом, из введением всеобщей воинской повинности в России были формально
реализованный буржуазные принципы комплектования армии. Но на практике
сословность не была ликвидирована. Средь российского офицерства преобладали дворяне,
а вся тяжесть солдатской службы несли более низкие сословия, преимущественно
крестьяне, потому что привилегированные сословия благодаря высокому образованию и
другим льготам фактическо освобождались от службы в армии.
Буржуазный характер носили также школьная реформа 1864 г. и цензурная реформа 1865
г. Школа провозглашалась усесаслоўнай, увеличивалось количество начальных школ,
вводилась преемственность разных степеней обучения. Гимназии разделялись на
классические и реальные (последние позже преобразованный в реальные училища). В
классических гимназиях в основу обучения было положена выкла-данне т.н. классических
языков - греческой и латинской, а также гуманитарных дисциплин. Реальные гимназии
увеличивали объем выкла-дання математики и естествознание за счет древних языков.
Кончина-чыўшыя классические гимназии получали право поступать без экзаме-наў в
университеты. Доступ в университеты тем, кто закончил реальные гимназии, был
ограниченный. Яны могли поступать преимущественно в высшие технические учебные
учреждения. В общем, из-за довольно
высокой платы за обучение возможность получить хорошее образование имели
преимущественно представители привилегированных и зажиточных сословий. Для
жителей Беларуси положения усложнялась еще и тем, что в стороны не было ни одного
высшего учебного учреждения.
Новый цензурный статус, принятый в 1865 г., значительно расширял возможности печати.
Отменялась предыдущая цензура для произведений по-мерам не меньше как 10 печатных
листов, а для переводов - 20. Издания меньших размеров обязательно подлежали
предыдущей цензуры. Крупным периодическим изданиям позволялась выходить без папя-
рэдняй цензуры, но только при занесении больших денежных закла-дал. При этом органы
власти имели право контроля и прымянення разных санкций к нарушителям закону о
печати - от денежного взыскания к закрытию "неблагонадежных" газет и журналов.
Однако это касалось прежде всего центральных изданий и издательств. На Беларуси к
середине 80-х годов все периодические издания зависели от правительственных
учреждений и православной церкви.
Таким образом, буржуазные реформы 60 - 70-х годов XIX ст., по-чынаючы из отмены
крепостного права, привели к значительным сменам в политической жизни России. Был
сделанный шаг вперед по пути пе-раўтварэння феодальной монархии в буржуазную.
Вместе из тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательные и
абмежа-ваныя. Большие различия и отсрочки в проведения рэформ на Беларуси придавали
им еще более ограниченный и непоследовательный характер по сравнению из другими
регионами России.
После убийство народовольцами императора Александра II в 1881 г. во внутренней
политике России произошли значительные смены. В руководстве государства победу
получили консервативные колеса. В итога 80 - 90-я годы вошли в историю как период
контррэформ. В 1882 г. был устаноўлены строгое административное наблюдение за
газетами и журналами. Их редакции должны были по первому требованию Министерства
унут-раных спрял называть имена авторов, которые печатались под псевдонимами.
Усилились репрессии против прогрессивных изданий, многие из каких были скоро
закрытый совсем.
В 80-я годы правительство приняло шеренгу постановлений, которые вводили много
абме-жеваний в систему образования. Да, Положение о церковноприходских школах,
которое было издана в 1884 г., подчеркивала религиозную основу начального обучения (в
церковноприходских школах учились в первую очередь ребята крестьян). Усилился
контроль за канн-тынгентам учащихся средней школы. В 1887 г. министр народного
образования выдал циркуляр "о кухарчыных ребятах", которым забараня-лося принимать
в гимназии ребят более низких сословий городского населыгіцтва. В этот же время
реальные училища были преобразованный в технические училища, окончание которых не
давала право поступать в высшие учебные учреждения. Высшее образование также была
взята под более жестокий контроль из стороны царской администрации. Университетский
статус 1884 г. фактическо ликвидировал автономию
университетов в управления. 3 1887 г., чтобы поступить в университет, надо было
прадаставіць характеристику о "благонадежности", а плата за год обучения увеличивалась
из 10 к 50 рублей. Все это, безусловно, касалась интересы жителей Беларуси, где после
закрытия в 1864 г. Горы-Горецкого земледельческого института не осталось ни одного
высшего учебного учреждения и, чтобы получить высшее образование^, надо было ехать
в другие обители.
Попыткой взять жизнь крестьян под более пристальный контроль правительственной
администрации было введение в 1889 г. институто земских начальников. Яны назначались
из дворян и имели право вмешиваться в решения сельских собраний, накладывать на
крестьян определенные наказания и взыскания. Правда, на Беларуси, апасаючыся
паланафільскіх настроений, закон о земских начальниках царские власти ввели только в
1900 г. и только в границах Витебской, Могилевской и Минской губерний.
В 1892 г. было утверждена новое Городское положение, которое резка повышала
имущественный ценз при выборах органов городского самакіраванйя и усиливала
контроль над им из стороны правительственной администрации. Право участия в выборах
городской думы лишались не только неимущие слои городского населения, но и мелкая
буржуазия - мелкие торговцы, прыказчыкі и др. Перевес отдавался дворянам-
домовладельцам, буйной торговой, прамыс-ловай и финансовой буржуазии, итогам чего
стало резкое сокращение количества избирателей. Например, в Минске в 1893 г. они
сложили всего 1 % население города (уменьшение в 14 раз по сравнению из выборами
согласно закону 1870 г.). Поскольку в городах Беларуси знач-ную часть населения
складывали евреи (в среднем более чем 50 %), преимущественная болыпасць которых
согласно своему имущественному состоянию относились к беднякам и потому не
участвовали в выборах органов городского самоуправления, выполнение Городского
положения 1892 г. принимала на Беларуси форму национального угнетения.
В общем положение на Беларуси усложнялась разными ограничениями применительно к
польскому (католического) и еврейского населения. В связи из восстанием 1863 - 1864 гг.
полякам из 1865 г. запрещалась приобретать поместья иначе как по наследству. Польские
помещики были лишенный возможности пользоваться льготными ссудами Дворянского
банка. Беларуские крестьяне-католики могли иметь не болып за 60 десятин земли на
семью. Еще из конца XVIII ст. Беларусь входила в границу еврейской оседлости. А в 1882
г. евреям было запрещена селиться за границами городов и мястэчак, арендовать и
покупать землю. В начала 90-х лет на Беларусь была выселена значительное количество
евреев из городов Центральной России, в итога чего создалась искусственная
перенаселенность беларуских городов. Евреев не принимали на работу в государственные
учреждения, полицию, на офицерские престолы в армии, на железнодорожный транспорт.
Существовала про-цэнтная норма приема евреев в средние и высшие учебные
учреждения.
Талоўнай задачей, какую правительство устанавливало перед собой, проводя серию
контррэформ в крестьянском вопросе, ветви народного образования^и печати, местного
самоуправления, было укрепление своей социальной базы - класса помещиков, позиции
которого отозвались значительно подорванными объективными условиями социально-
экономичного развития парэформен-най России. Другой опоры своей власти царизм не
видел и не желал видеть. Тем не менее правительству не вдалось в полном объеме
осуществить программу контррэформ. Этот процесс был остановленный новым подъемам
рэвалюцыйнйга движения в стране.
§ 3. Парэформеннае развитие беларуских губерний. Социально-экономичное положение
на рубежи XIX - XX вв.
Реформа 1861 г., проведенная в интересах помещиков, обусловила "прусский путь"
развития аграрного капитализма в России. На Беларуси его черты были еще болып
выразительные. Тут преобладало помещичье землевладение. Согласно даных 1877 г.,
памепічыкам принадлежала 50,3 % земли, крестьянам - 33,4, казне, церкви, разным
учреждениям - 11,2 %. Буржуазное землевладение складывало всего 5,1 % от общей
зямель-най площади. Помещичье землевладение на Беларуси имела выразительный
латыфундыяльны характер. Крупные помещики обладали красненькими и сотнями тысяч
десятин земли. Граф Чарнышоў-Круглікаў имел 74,5 тыс. десятин земли, князь Паскевич -
83,5 тыс., граф Потоцкий - 121,6 тыс., князь Радзивилл - 150 тыс., а князь Витгенштейн -
почти 1 млн десятин. В то же время крестьянские наделы складывали в среднем от 2 к 5
десятин.
Переход к капиталистическому хозяйствованию на Беларуси происходил постепенно. На
смену крепостничеству сначала пришла смешанная система хозяйства. Феодальные черты
в сельском хозяйстве проявлялись в виде отработок. Адпрацовачная система была
наиболее распространена в Витебской и Могилевской губерниях. Ее суть заключалась в
обработке помещичьей земли инвентарем окружающих крестьян, которые получали за
свою работу от помещика земельные площади в аренду. В Виленской, Гродненской и
Минской губерниях помещики ш;ырока использовали работу наемных рабочих (годовых,
срочных, падзѐнных), которые обрабатывали землю инвентарем помещика, это была уже
капиталистическая форма хозяйствования. Однако и тут отработки занимали значительное
место.
После реформы 1861 г. сельское хозяйство все пошире уцягва-лося в рыночные связи.
Развитие капитализма в Беларуси происходила под непосредственным влиянием
общероссийского рынку. По сравнению из центральными промышленными губерниями,
значительной частью Украины,
Польшей и Прибалтикой Беларусь отставала в промышленном развитии и оставалась
главным образом сельскохозяйственным районом. Однако по уровню развития
капитализма в сельском хозяйстве она шла впереди многих районов России. Этому
способствовала, в конфиденциальности, географическое положение Беларуси, через
территорию которой проходили стратегические и торговые пути в Полыпчу, Прибалтику,
За-ходнюю Европу.
Скорей складывались капиталистические отношения в Виленской, Гро-дзенскай и
Минской губерниях, где после реформы осталось меньше пе-ражыткаў крепостничество и
преобладала падворнае землепользование. Эти губернии находились и в болып
благоприятном положении по сравнению из Витебской и Могилевской относительно
рынку сбыта сельско-хозяйственной продукции. Прежде всего предпринимательский
характер на-бывало помещичье хозяйство. В итога малоземелья крестьян та-варная
производство их хозяйств была очень низкой, потому основными поставщиками товарной
продукции на Беларуси были помещики.
Когда помещики центральных губерний России из 1877 по 1905 г. потеряли 27,2 % своей
земли, то на Беларуси только 10,8 %. Многие помещичьи хозяйства, в особенности на
западе и в центры Беларуси, стали на капиталистический путь развития. В своих
поместьях помещики открывали винокуренные, кирпичные, смолокуренные заводы,
мельницы, лесопилки. Вместе из тем многие помещики сами не вели хозяйство, а сдавали
землю в аренду.
О развитии капитализма в сельском хозяйстве Беларуси может свидетельствовать
постепенная специализация сельскохозяйственного производства. В первые два
десятилетия после реформы более важной ветвью торгового земледелия оставалось
производство зерна. Однако в итога мирового аграрного кризиса 80 - 90-х годов цены на
зерно резка снизились (только за 80-я годы более чем в 2 разы). Зерновые хозяйства
Беларуси не были способный конкурировать на рынках За-штольней Европы из
производителями дешевого и высококачественного хлеба из США, Аргентины,
Австралии. Это принудило беларуских помещиков переходить на производство таких
продуктов, которые давали большую прибыль. Постепенно на Беларуси складывались
определенные районы, где пе-раважную роль отыгрывала та или иная торговая ветвь
сельско-хозяйственного производства и к ей приспосабливались все другие.
В 90-я годы главной специализированной ветвью в сельском хозяйстве Беларуси стало
молочное животноводство. 3 1883 по 1900 г. количество буйной рогатого животного в
помещичьих хозяйствах Беларуси выросла из 505,2 тыс. к 994,8 тыс. голов, а в Минской и
Витебской губерниях - в 2,2 раза. Благодаря высокому спросу ма-лочныя продукты имели
постоянный сбыт в Центральной России, Польши, Прибалтике. Важным видам торгового
предпринимательства в помещичьих хозяйствах Беларуси было винокурение. От продажи
спирта помещики получали крупные доходы. 3 середины 60-х годов в помещичьих
хозяйствах интенсивно развивалось свиноводство.
В Минской и Гродненской губерниях значительного развития достигла тан-
карунная овцеводство.
Специализация помещичьего хозяйства и увеличение ее
рыночных сувязей в особенности ярко проявились в расширения производства
технических культур. Средь их первое место занимало картофель. Площадь под картофель
за 1881 - 1899 гг. возросла в 2,5 раза. Второе место после картофель в помещичьих
хозяйствах Беларуси принадлежала льна. Его производство, в особенности в Витебской
губернии, имела преимущественно товарный характер. За последние два десятилетия XIX
ст. площадь под лен увеличилась на 48,5 %. Значительное место в концы XIX ст. в
беларуских губерниях занимало промышленное
садоводство и огородничество.
Капитализация помещичьего хозяйства Беларуси вызывала неаб-
ходимость использования машин. В середине 90-х годов по распространению разных
сельскохозяйственных инструментов Беларусь находилась на втором месте в России
после Новарасійскага района. Лучше были обеспеченный машинами помещичьи
хозяйства Минской и Гродненской губерний. Тут довольно широко использовали
молотилки, веялки, жнейки, сеялки. Меньше их было в Могилевской и Витебской
губерниях. Но все же в помещичьих хозяйствах Беларуси применяли
в основном отсталую ручную технику.
К началу XX ст. перестройка сельского хозяйства Беларуси на
капиталистический строй еще далеко не завершилась. Адпрацовачная система не была
окончательно отменена даже в передовых хозяйствах. Также сохранились и другие
пережитки крепостничества. На Беларуси преобладала буйное помещичье землевладение,
а крестьяне терпели от малоземелья. Помимо того, за помещиками остались сервітутныя
земли-леса, сенокосы, выгоны, за пользование какими они брали из ся-лян денежную
плату или заставляли работать на барском поле. Вдобавок к тяжелым экономичным
условиям своего существования крестьяне в правовых отношениях оставались более
низким сословием в государстве. В различие от дворянства, духовенство и купечество,
они платили дзяр-жаве падушны налог, выкупные платежи, поземельный налог,
исполняли подводную, дорожную, полицейскую повинности. К им
применялись телесные наказания.
Феодальные пережитки сдерживали развитие капиталистического бессаслоўнага
землевладения, которое даже в начала XX ст. на Беларуси складывала только 16,5%
общей земельной площади. Процесс распада дворянской земельной собственности на
Беларуси шел значительно медленнее, чем в Центральной России. К началу XX ст.
сельское хозяйство Беларуси все еще оставалась напаўпрыгонніцкай-
напаўкапіталістычнай.
Промышленность Беларуси развивалась в тесной связи из