Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7412

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

неполитического характера. На Беларуси в связи из событиями 1863 - 1864 гг. вводить 
выборные уста-новое царское правительство не решилось. Политико недоверия местным 
па-мешчыкам продолжалась аж к 1911 г., когда в восточных губерниях Беларуси были 
созданный земства, и то согласна со специальным 
избирательным законом. 
С опозданием на 5 лет на Беларуси была проведена городская 
реформа (принята в 1870 г., а на Беларуси началась в 1875 г.). Она провозглашала 
принцип усесаслоўнасці при выборах органов городского самоуправления - городской 
думы и городской управы во главе из городским головой. Однако право выбирать и быть 
выбранными в городскую думу получили только те, кто платил городские налоги. В свою 
очередь, они разделялись на три избирательные курии (в зависимости от размера 
выплочваемага в городскую казну налога). В первую входили найболып крупные 
плательщики, которые платили треть общей суммы городских налогов; во вторую - 
средние падаткаплацелыпчыкі, они также платили треть городских налогов; в третью - 
мелкие падаткаплацелыпчыкі, что выплочвалі остальную треть общей суммы. При этом 
каждая курия выбирала одинаковое количество членов городской думы (гласных). Таким 
образом, введенная система городского самоуправления обеспечивала власть буйной 
буржуазии -купцам, предпринимателям, владельцам недвижимости. Рабочие, служачыя, 
интеллигенция, которые складывали основную массу населения городов, не имели 
возможности участвовать в городском самоуправлении 
как неналоговое население. 
Городская дума подчинялась непосредственно сенату, а не местной администрации, 
однако наблюдение за деятельностью думы осуществлял губер-натар через специально 
созданные губернские учреждения по городским делам, Городской голова в крупных 
городах утверждался на своей должности министрам внутренних дел, а в мелких - 
губернаторам. Компетенция городского самоуправления была ограничена узкими 
рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройства территории города, организации 
городской торговли и транспорту, народного образования и здравоохранения, принятия 
санитарных и противопожарных мер. Дума имела право обкладывать налогами имущество 
и прибыли частных лиц, но в очень ограниченных размерах - не болып за 1 % цены 
недвижимости либо торговой или промышленной прибыли. При этом болып половины 
сосредоточенных средств использовалась не на городские, а на казенные нужды - 
удержание полиции и органов власти. Вместе из тем, несмотря на значительную 
ограниченность, реформа городского самоуправления все же такой сумела заменить 
бывшие феодальные сас-лоўна-бюрократичные органы городского управления на новые, 
засна-ваныя на буржуазном принципе имущественного ценза. 
Реформирование армии в России началось в 1862 г., когда были утво-раны 15 военных 
округов и сокращенный термин службы в сухопутной армии к 7 и на флоте к 8 годов. В 
1867 г. был принятый новый военно-судебный ста'і'ут, который выходил из принципов 
судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-акру-
говы и главный военный суд. На время войны создавался Главный полевой военный суд. 
Решения военных судов подлежали утверждению полко-вога и окружного 
военачальников. 
Вместе из тем в российской армии еще продолжал действовать сас-лоўны принцип 
комплектования армии. 1 только закон 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность. Все 
мужчины из 20-летнего возрос-ту виновный были служить в армии (исключение делалось 
только для коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Полночи). В 
сухопутных армиях термин службы понижался к 6 годов абавязко-вай и 9 годов в запасе, 
на флоте - соответственно к 7 и 3 годов. Также вводились льготы для людей, которые 
имели образование. Те, кто кончина-чыў высшие учебные учреждения, служили 6 
месяцев, гимназии - 1,5 года, городские училища - 3, начальные школы - 4 годы. Таким 
образом, из введением всеобщей воинской повинности в России были формально 


background image

реализованный буржуазные принципы комплектования армии. Но на практике 
сословность не была ликвидирована. Средь российского офицерства преобладали дворяне, 
а вся тяжесть солдатской службы несли более низкие сословия, преимущественно 
крестьяне, потому что привилегированные сословия благодаря высокому образованию и 
другим льготам фактическо освобождались от службы в армии. 
Буржуазный характер носили также школьная реформа 1864 г. и цензурная реформа 1865 
г. Школа провозглашалась усесаслоўнай, увеличивалось количество начальных школ, 
вводилась преемственность разных степеней обучения. Гимназии разделялись на 
классические и реальные (последние позже преобразованный в реальные училища). В 
классических гимназиях в основу обучения было положена выкла-данне т.н. классических 
языков - греческой и латинской, а также гуманитарных дисциплин. Реальные гимназии 
увеличивали объем выкла-дання математики и естествознание за счет древних языков. 
Кончина-чыўшыя классические гимназии получали право поступать без экзаме-наў в 
университеты. Доступ в университеты тем, кто закончил реальные гимназии, был 
ограниченный. Яны могли поступать преимущественно в высшие технические учебные 
учреждения. В общем, из-за довольно 
высокой платы за обучение возможность получить хорошее образование имели 
преимущественно представители привилегированных и зажиточных сословий. Для 
жителей Беларуси положения усложнялась еще и тем, что в стороны не было ни одного 
высшего учебного учреждения. 
Новый цензурный статус, принятый в 1865 г., значительно расширял возможности печати. 
Отменялась предыдущая цензура для произведений по-мерам не меньше как 10 печатных 
листов, а для переводов - 20. Издания меньших размеров обязательно подлежали 
предыдущей цензуры. Крупным периодическим изданиям позволялась выходить без папя-
рэдняй цензуры, но только при занесении больших денежных закла-дал. При этом органы 
власти имели право контроля и прымянення разных санкций к нарушителям закону о 
печати - от денежного взыскания к закрытию "неблагонадежных" газет и журналов. 
Однако это касалось прежде всего центральных изданий и издательств. На Беларуси к 
середине 80-х годов все периодические издания зависели от правительственных 
учреждений и православной церкви. 
Таким образом, буржуазные реформы 60 - 70-х годов XIX ст., по-чынаючы из отмены 
крепостного права, привели к значительным сменам в политической жизни России. Был 
сделанный шаг вперед по пути пе-раўтварэння феодальной монархии в буржуазную. 
Вместе из тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательные и 
абмежа-ваныя. Большие различия и отсрочки в проведения рэформ на Беларуси придавали 
им еще более ограниченный и непоследовательный характер по сравнению из другими 
регионами России. 
После убийство народовольцами императора Александра II в 1881 г. во внутренней 
политике России произошли значительные смены. В руководстве государства победу 
получили консервативные колеса. В итога 80 - 90-я годы вошли в историю как период 
контррэформ. В 1882 г. был устаноўлены строгое административное наблюдение за 
газетами и журналами. Их редакции должны были по первому требованию Министерства 
унут-раных спрял называть имена авторов, которые печатались под псевдонимами. 
Усилились репрессии против прогрессивных изданий, многие из каких были скоро 
закрытый совсем. 
В 80-я годы правительство приняло шеренгу постановлений, которые вводили много 
абме-жеваний в систему образования. Да, Положение о церковноприходских школах, 
которое было издана в 1884 г., подчеркивала религиозную основу начального обучения (в 
церковноприходских школах учились в первую очередь ребята крестьян). Усилился 
контроль за канн-тынгентам учащихся средней школы. В 1887 г. министр народного 
образования выдал циркуляр "о кухарчыных ребятах", которым забараня-лося принимать 
в гимназии ребят более низких сословий городского населыгіцтва. В этот же время 


background image

реальные училища были преобразованный в технические училища, окончание которых не 
давала право поступать в высшие учебные учреждения. Высшее образование также была 
взята под более жестокий контроль из стороны царской администрации. Университетский 
статус 1884 г. фактическо ликвидировал автономию 
университетов в управления. 3 1887 г., чтобы поступить в университет, надо было 
прадаставіць характеристику о "благонадежности", а плата за год обучения увеличивалась 
из 10 к 50 рублей. Все это, безусловно, касалась интересы жителей Беларуси, где после 
закрытия в 1864 г. Горы-Горецкого земледельческого института не осталось ни одного 
высшего учебного учреждения и, чтобы получить высшее образование^, надо было ехать 
в другие обители. 
Попыткой взять жизнь крестьян под более пристальный контроль правительственной 
администрации было введение в 1889 г. институто земских начальников. Яны назначались 
из дворян и имели право вмешиваться в решения сельских собраний, накладывать на 
крестьян определенные наказания и взыскания. Правда, на Беларуси, апасаючыся 
паланафільскіх настроений, закон о земских начальниках царские власти ввели только в 
1900 г. и только в границах Витебской, Могилевской и Минской губерний. 
В 1892 г. было утверждена новое Городское положение, которое резка повышала 
имущественный ценз при выборах органов городского самакіраванйя и усиливала 
контроль над им из стороны правительственной администрации. Право участия в выборах 
городской думы лишались не только неимущие слои городского населения, но и мелкая 
буржуазия - мелкие торговцы, прыказчыкі и др. Перевес отдавался дворянам-
домовладельцам, буйной торговой, прамыс-ловай и финансовой буржуазии, итогам чего 
стало резкое сокращение количества избирателей. Например, в Минске в 1893 г. они 
сложили всего 1 % население города (уменьшение в 14 раз по сравнению из выборами 
согласно закону 1870 г.). Поскольку в городах Беларуси знач-ную часть населения 
складывали евреи (в среднем более чем 50 %), преимущественная болыпасць которых 
согласно своему имущественному состоянию относились к беднякам и потому не 
участвовали в выборах органов городского самоуправления, выполнение Городского 
положения 1892 г. принимала на Беларуси форму национального угнетения. 
В общем положение на Беларуси усложнялась разными ограничениями применительно к 
польскому (католического) и еврейского населения. В связи из восстанием 1863 - 1864 гг. 
полякам из 1865 г. запрещалась приобретать поместья иначе как по наследству. Польские 
помещики были лишенный возможности пользоваться льготными ссудами Дворянского 
банка. Беларуские крестьяне-католики могли иметь не болып за 60 десятин земли на 
семью. Еще из конца XVIII ст. Беларусь входила в границу еврейской оседлости. А в 1882 
г. евреям было запрещена селиться за границами городов и мястэчак, арендовать и 
покупать землю. В начала 90-х лет на Беларусь была выселена значительное количество 
евреев из городов Центральной России, в итога чего создалась искусственная 
перенаселенность беларуских городов. Евреев не принимали на работу в государственные 
учреждения, полицию, на офицерские престолы в армии, на железнодорожный транспорт. 
Существовала про-цэнтная норма приема евреев в средние и высшие учебные 
учреждения. 
Талоўнай задачей, какую правительство устанавливало перед собой, проводя серию 
контррэформ в крестьянском вопросе, ветви народного образования^и печати, местного 
самоуправления, было укрепление своей социальной базы - класса помещиков, позиции 
которого отозвались значительно подорванными объективными условиями социально-
экономичного развития парэформен-най России. Другой опоры своей власти царизм не 
видел и не желал видеть. Тем не менее правительству не вдалось в полном объеме 
осуществить программу контррэформ. Этот процесс был остановленный новым подъемам 
рэвалюцыйнйга движения в стране. 
§ 3. Парэформеннае развитие беларуских губерний. Социально-экономичное положение 
на рубежи XIX - XX вв. 


background image

Реформа 1861 г., проведенная в интересах помещиков, обусловила "прусский путь" 
развития аграрного капитализма в России. На Беларуси его черты были еще болып 
выразительные. Тут преобладало помещичье землевладение. Согласно даных 1877 г., 
памепічыкам принадлежала 50,3 % земли, крестьянам - 33,4, казне, церкви, разным 
учреждениям - 11,2 %. Буржуазное землевладение складывало всего 5,1 % от общей 
зямель-най площади. Помещичье землевладение на Беларуси имела выразительный 
латыфундыяльны характер. Крупные помещики обладали красненькими и сотнями тысяч 
десятин земли. Граф Чарнышоў-Круглікаў имел 74,5 тыс. десятин земли, князь Паскевич - 
83,5 тыс., граф Потоцкий - 121,6 тыс., князь Радзивилл - 150 тыс., а князь Витгенштейн - 
почти 1 млн десятин. В то же время крестьянские наделы складывали в среднем от 2 к 5 
десятин. 
Переход к капиталистическому хозяйствованию на Беларуси происходил постепенно. На 
смену крепостничеству сначала пришла смешанная система хозяйства. Феодальные черты 
в сельском хозяйстве проявлялись в виде отработок. Адпрацовачная система была 
наиболее распространена в Витебской и Могилевской губерниях. Ее суть заключалась в 
обработке помещичьей земли инвентарем окружающих крестьян, которые получали за 
свою работу от помещика земельные площади в аренду. В Виленской, Гродненской и 
Минской губерниях помещики ш;ырока использовали работу наемных рабочих (годовых, 
срочных, падзѐнных), которые обрабатывали землю инвентарем помещика, это была уже 
капиталистическая форма хозяйствования. Однако и тут отработки занимали значительное 
место. 
После реформы 1861 г. сельское хозяйство все пошире уцягва-лося в рыночные связи. 
Развитие капитализма в Беларуси происходила под непосредственным влиянием 
общероссийского рынку. По сравнению из центральными промышленными губерниями, 
значительной частью Украины, 
Польшей и Прибалтикой Беларусь отставала в промышленном развитии и оставалась 
главным образом сельскохозяйственным районом. Однако по уровню развития 
капитализма в сельском хозяйстве она шла впереди многих районов России. Этому 
способствовала, в конфиденциальности, географическое положение Беларуси, через 
территорию которой проходили стратегические и торговые пути в Полыпчу, Прибалтику, 
За-ходнюю Европу. 
Скорей складывались капиталистические отношения в Виленской, Гро-дзенскай и 
Минской губерниях, где после реформы осталось меньше пе-ражыткаў крепостничество и 
преобладала падворнае землепользование. Эти губернии находились и в болып 
благоприятном положении по сравнению из Витебской и Могилевской относительно 
рынку сбыта сельско-хозяйственной продукции. Прежде всего предпринимательский 
характер на-бывало помещичье хозяйство. В итога малоземелья крестьян та-варная 
производство их хозяйств была очень низкой, потому основными поставщиками товарной 
продукции на Беларуси были помещики. 
Когда помещики центральных губерний России из 1877 по 1905 г. потеряли 27,2 % своей 
земли, то на Беларуси только 10,8 %. Многие помещичьи хозяйства, в особенности на 
западе и в центры Беларуси, стали на капиталистический путь развития. В своих 
поместьях помещики открывали винокуренные, кирпичные, смолокуренные заводы, 
мельницы, лесопилки. Вместе из тем многие помещики сами не вели хозяйство, а сдавали 
землю в аренду. 
О развитии капитализма в сельском хозяйстве Беларуси может свидетельствовать 
постепенная специализация сельскохозяйственного производства. В первые два 
десятилетия после реформы более важной ветвью торгового земледелия оставалось 
производство зерна. Однако в итога мирового аграрного кризиса 80 - 90-х годов цены на 
зерно резка снизились (только за 80-я годы более чем в 2 разы). Зерновые хозяйства 
Беларуси не были способный конкурировать на рынках За-штольней Европы из 
производителями дешевого и высококачественного хлеба из США, Аргентины, 


background image

Австралии. Это принудило беларуских помещиков переходить на производство таких 
продуктов, которые давали большую прибыль. Постепенно на Беларуси складывались 
определенные районы, где пе-раважную роль отыгрывала та или иная торговая ветвь 
сельско-хозяйственного производства и к ей приспосабливались все другие. 
В 90-я годы главной специализированной ветвью в сельском хозяйстве Беларуси стало 
молочное животноводство. 3 1883 по 1900 г. количество буйной рогатого животного в 
помещичьих хозяйствах Беларуси выросла из 505,2 тыс. к 994,8 тыс. голов, а в Минской и 
Витебской губерниях - в 2,2 раза. Благодаря высокому спросу ма-лочныя продукты имели 
постоянный сбыт в Центральной России, Польши, Прибалтике. Важным видам торгового 
предпринимательства в помещичьих хозяйствах Беларуси было винокурение. От продажи 
спирта помещики получали крупные доходы. 3 середины 60-х годов в помещичьих 
хозяйствах интенсивно развивалось свиноводство. 
В Минской и Гродненской губерниях значительного развития достигла тан- 
карунная овцеводство. 
Специализация помещичьего хозяйства и увеличение ее 
рыночных сувязей в особенности ярко проявились в расширения производства 
технических культур. Средь их первое место занимало картофель. Площадь под картофель 
за 1881 - 1899 гг. возросла в 2,5 раза. Второе место после картофель в помещичьих 
хозяйствах Беларуси принадлежала льна. Его производство, в особенности в Витебской 
губернии, имела преимущественно товарный характер. За последние два десятилетия XIX 
ст. площадь под лен увеличилась на 48,5 %. Значительное место в концы XIX ст. в 
беларуских губерниях занимало промышленное 
садоводство и огородничество. 
Капитализация помещичьего хозяйства Беларуси вызывала неаб- 
ходимость использования машин. В середине 90-х годов по распространению разных 
сельскохозяйственных инструментов Беларусь находилась на втором месте в России 
после Новарасійскага района. Лучше были обеспеченный машинами помещичьи 
хозяйства Минской и Гродненской губерний. Тут довольно широко использовали 
молотилки, веялки, жнейки, сеялки. Меньше их было в Могилевской и Витебской 
губерниях. Но все же в помещичьих хозяйствах Беларуси применяли 
в основном отсталую ручную технику. 
К началу XX ст. перестройка сельского хозяйства Беларуси на 
капиталистический строй еще далеко не завершилась. Адпрацовачная система не была 
окончательно отменена даже в передовых хозяйствах. Также сохранились и другие 
пережитки крепостничества. На Беларуси преобладала буйное помещичье землевладение, 
а крестьяне терпели от малоземелья. Помимо того, за помещиками остались сервітутныя 
земли-леса, сенокосы, выгоны, за пользование какими они брали из ся-лян денежную 
плату или заставляли работать на барском поле. Вдобавок к тяжелым экономичным 
условиям своего существования крестьяне в правовых отношениях оставались более 
низким сословием в государстве. В различие от дворянства, духовенство и купечество, 
они платили дзяр-жаве падушны налог, выкупные платежи, поземельный налог, 
исполняли подводную, дорожную, полицейскую повинности. К им 
применялись телесные наказания. 
Феодальные пережитки сдерживали развитие капиталистического бессаслоўнага 
землевладения, которое даже в начала XX ст. на Беларуси складывала только 16,5% 
общей земельной площади. Процесс распада дворянской земельной собственности на 
Беларуси шел значительно медленнее, чем в Центральной России. К началу XX ст. 
сельское хозяйство Беларуси  все еще  оставалась  напаўпрыгонніцкай- 
напаўкапіталістычнай. 
Промышленность Беларуси развивалась в тесной связи из