ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7560
Скачиваний: 2
Кисти художника Я.Рустэма, профессора Виленского университета принадлежать
портреты его современников Фомы Зана, Антония Ваньковича и др. Художник Валенцій
Ванькович, воспитанник Полоцкой иезуитской академии, создал портреты А.Тавянскага и
его жены Каролины,
картину "А.Мицкевич на скале Аюдаг".
Романтичные мотивы выразительно выявились не только в портретном, но и в
исторической и пейзажной живописи. Талантливый художник, этног-раф и композитор
Н.Ордо обошел и объездил почти всю Беларусь, Полыпчу и Литву, сделал около 500
акварелей и рисунков из натуры, сохранив таким образом для потомков облика чудесных
памятников архитектуры, замков, дворцов, улиц городов, исторических обителей. Его
акварели и рисунки переводились в литографии, выдавались альбомами, графическими
сериями. Большое общественное признание получили картины Н.Орды "Логойск",
"Крыжоўка", "Руины замка в Лиде", "Мир", "Несвиж", "Белая башня" и др.
Ярким представителем.исторического жанра в беларуской живописи являлся Я.Дамель.
Он был образованным человекам, обладал несколькими заграничными языками, хорошо
знаний отечественную и античную историю. Широко известный его произведения
"Освобождение Т.Костюшки из цямніцы", "Отступление французов через Вильно в 1812
г.", "Хрыш-чэнне славян" и др. На наследстве Я.Дамеля воспитывались многие
поколения беларуских художников.
Основателям реализма в беларуской пейзажной живописи можно считать В.Дмахоўскага -
участника тайных студенческих организаций, восстания 1830 - 1831 гг. Современники
называли его Клодом Ларэнам віленокіх околиц за паэтызм и величественность,
эмоциональную насыча-насть, строгость композиции его пейзажей - черты, характерные
для отличного французского живописца XVII ст. Художник в основном ма-
ляваў места, связанные из жизнью и деятельностью А.Мицкевича, друзьям какого он был
("Родина", "Озеро Свіцязь","3аход солнце", "Ночлег"),
И.Хруцкі вошел в историю искусства как основатель реалистичного натюрморта. В 1839
г. за натюрморт "Цветки и фрукты" он получил звание академика Петербургской
академии искусств. Ак-рамя натюрмортов и пейзажей I. Хруцкі написал много портретов,
в том числе "Семейный лартрэт", "Портрет мальчика в соломенном козырьке".
М.Кулеша, путешествуя по Беларуси, писал пейзажи, зарисовки, этюды. Патриотичные
мотивы, любовь к родной земле, ее природы и истории отраженный в црацах "Церковь
Бориса и Глеба на Каложы в Гродно", "Руины замка в Миры", "Хоцім" и др.
Представителями бытового жанра в изобразительном искусстве были воспитанники
Виленской школы живописи К.Кукевіч, К.Русецкі, Ю.Карчэўскі, Ц.Бычкоўскі и др.
Выразительной манерой письма выделяются произведения К.Русецкага: "Жница",
"Вербное воскресенье", пейзажи околиц На-вагрудка, Ашмяншчыны, Беловежской пущи;
За изобразительный талант художнику было присуждена звание академика. Он излагал
живопись и рысунак в учебных учреждениях Вильно. Ц.Бычкоўскі, какой сам происходил
из крепостных крестьян графа Тышкевича, написала шеренга бытовых композиций из
жизни барщинников: "Косарь, что точит кассу", "Дзяў-чынка из разбитым жбанам",
"Святая Виктория собирает средства для бедных" и др. Ю.Карчэўскаму подобает
авторство картин "Русская скорая почта", "Еврейский трактир", "Еврейские похороны" и
др. 298
В первой половине XIX ст. в искусстве Беларуси выросла папуляр-насть графики. Это
было вызвана развитием полиграфического производства, изданием массовыми тиражами
печатных произведений. Обращались к художественному приему графики иллюстраторы,
картографы. Наиболее известными графиками были М.Падалінскі, Ю.Главацкі,
Ю.Азямблоўскі, Б.Клямбоўскі. Литография уроженца Минска Ю.Азямблоўскага
"Славянский невольник" ("Беларуский раб") приобрела мировую известность. Ее
демонстрировал на своих лекциях в Париже
А.Мицкевич, про ее писал в 1853 г. в памфлете "Крещеная влас-насть" А.И.Герцен.
Развитию живописи Беларуси способствовала існаваўшая система подготовки
художников. Основным центрам их обучения являлся Виленский университет, где на
кафедры рысунка и живописи работали Ф.Смуглевіч и Я.Рустэм, на кафедры скульптуры -
К.Йельский. Виленская художественная школа по своему уровню была не пониже за такие
же школы при Варшавском и Краковском университетах. В Вильно учились не
только выходцы из высших социальных слоев, но и способные ребята простых людей.
Значительная часть беларуской творческой молодежи училась в то время в Петербургской
академии искусств и в Московском училище живописи, скульптуры и зодчество. Важную
роль в подготовке профессиональных художников имела Полоцкая иезуитская академия. 3
ее стен вышли В.Ванькович и И.Хруцкі. Юные художники занимались в черта-
299
вальных классах гимназий. После восстания 1830 - 1831 гг. деятельность Виленской
художественной школы была приостановлена.
3 конца XVIII ст. классицизм - основное стилевое направление в архитектуры Веларусі, в
особенности в православном культовом зодчестве. В фундамент его положенный
симметричность и уравновешенность объемов и внутреннего пространства построек,
использование монументальных форм античного зодчества (колоннады, ордеры и др.). Во
второй по-лове XVIII ст. классицизм развивался параллельно из поздним барокко, для
какого были характерный величественность и торжество построек, большое количество
купалоў и карнизов, красивая лепка, скульптурные украшения. Носителями идей барокко
являлись преимущественно архитекторы-иностранцы, приглашенные на Беларусь
королевским двором и магнатами еще к разделам Речи посполитой. Средь памятников
пера-ходнага стиля от барокко к классицизму - дворцы в Ружанах (Пружанский р-н),
Свяцку (Гродненский р-н), Щорсах (Навагрудскі р-н), Дзярэчыне (Зельвенский р-н). В
православном культовом строительстве наиболее значительным и ранним памятникам
классицизма был собор Иосифа в Могилеве, построенный в память о встрече русской
императрицы Катерины II из австрийским императором Иосифом II.
На Беларуси классицизм развивался под влиянием соответствующей русской школы,
творчества известных русских архитекторов М.Львово, У.Стасава, А.Мельнікава,
англичанина Дж. Кларко и др. По их проектам в беларуских городах были возведенный
найболып значительные постройки. Средь известных памятников классицизма в Беларуси
- дворец-резиденция графа М.Румянцево (из 30-х годов XIX ст. перешел к фельдмаршалу
И.Паскевича) в Гомеле, дворцовый комплекс в Снове Несвижского района, Кричевский и
Жиличский дворцы, дворцы генерал-губернатора в Витебска и вице-губернатора в
Гродно, собор Петра и Павла в Гомеле, Праабра-жэнская церковь в Черикове, костел в
Щучине и др.
В стили классицизма развивалась и градостроительство как целостная рационально
спланированная система. Конечно, что средневековые города развивались бессистемно,
имели кривые улицы из тесной драўля-най застройкой. В первой половине XIX ст. были
разработанный гене-ральныя планы застройки большинства (около 40) беларуских
городов, в которых предусматривались прямоугольная система планировки,
композиционная ось, общественный центр, система главных магистралей, направления
дальнейшего роста города. Менялся облик городов, создавались городские ансамбли и
площади, относились дворцы
и строения.
В середине XIX ст. в архитектуры Беларуси классический стиль, не пазбегнуўшы
эклектики, пришел в упадок. Его постепенно заменял романтизм, представители которого
выделяли на первый план нация-нальныя традиции в архитектуры, выступали против
слепого перай-мання античных канонов. Найболып ярко романтизм проявился в
пейзажно-парковом искусстве. Романтичные пейзажные парки создавались по принципу
свободной композиции, отделывались искусственными гротами, каскадами, руинами
(Гомельский, Логойский, Жиличский, Савейкаўскі парки). В стили романтизма было
построена много му-раваных частнособственнических резиденций.
Развивался и такой вид искусства, как скульптура. Средь известных тогдашних
скульпторов - Йельские (отец Король и его два сыновья, Ян и Казимир; Казимир Йельский
- руководитель кафедры скульптуры в Виленском университете), Я.Островский, Р.Слізень
и др. Их творчество было разна-стайнай по жанрам: портреты-бюсты исторических особ и
культурных деятелей Беларуси, Литвы и Польши, портреты-бюсты родных, близких и
знакомых, медальоны и барельефы из образами государственных деятелей, фигуры
пророков для культовых учреждений и др.
Развитие культуры Беларуси в концы XVIII - первой половине XIX ст. было связана из
такими общественными явлениями, как кризис феодально-крепостнической системы и
укрепление капиталистического строя, формирование беларуской нации и рост
самосознания беларусов, обострение классовых антагонизмов, борьба рабочих против
угнетения и бесправия. Положительное влияние на состояние и развитие беларуской
культуры оказала культура России, Полыпчы, Украины, стран Закат-няй Европы.
Беларуское искусство, архитектура и скульптура прошли общий из соседними странами
путь стилевого развития - от барокко через классицизм к романтизму. Несмотря на
сословно-монархический характер политики, которую проводили российские власти,
беларуская куль-тура включалась в общеевропейский процесс демократизации,
становилась доступной более широким колесам населения.
ВЫВОДЫ
1. Россия, при всей своей отсталости по сравнению из развитыми европейскими
государствами, в экономичных и политических отношениях шла впереди Речи
посполитые и Большого княжества Литовского как ее части. федеративные принципы
строения Речи посполитой из ее шляхетской демократией, как это ни парадоксально,
проигрывали по сравнению из абсолютными монархиями европейского и российского
узора. Справа в том, что каждый общественный строй мои свои законы
функцыяніравання. Демократичные, плюралистичные принципы государственного
управления являются прогрессивными в условиях капиталистической рыночной
экономики. Но они дали противоположные итоги в феодальную эпоху из ее дворянской
монополией на землю и политическую власть, ведь уменьшили возможности государства
в регулирования феодальных отношений. Незалеж-насть от центральной власти привела к
преобразованию отдельных феа-дальных поместий в "государства в государстве", их
экономичной и политической замкнутости, а в итога - к аслаблення государства, ее
неспособности защитить свой суверенитет.
2. Присоединение к России дало импульс ускорению процесса капиталистического
развития на Беларуси, присоединила ее к общероссийскому рынку. Все экономичные
реформы, проведенные российскими властями в западных губерниях, имели более
глубокий сацы-яльна-экономичный смысл, чем в Центральной России: целью было под-
цягванне их экономичного развития к общероссийскому уровню.
3. Включение Беларуси в состав Российской империи содействовала национальной
консолидации беларуского народа, который не воспринимался российским
правительством как отдельное этническое сообщество. В итога формировался устойчивый
беларуский национальный характер, лучшими чертами какого стали толерантность,
трудолюбие, уважение к соседним народам. Одновременно шел процесс
узаемаўзбагачэння культур, знакомство беларусов из лучшими узорами русской и
мировой культуры.
4. Национально-культурное возрождение Беларуси происходила в условиях полонизации,
которая продолжало иметь место, и одновременного усиления русского влияния на
беларуских землях. В таких обстоятельствах беларуская национальная культура делала
первые шаги. Развивалась общеобразовательная школа, возникали профессиональные
учебные уста-новый, повышался культурный уровень населения стороны. В первой
половине XIX ст. возникло беларусоведение как наука, часть славистики, углублялся
интерес к истории, этнографии и фольклора Беларуси, шел процесс преобразования
беларуской народности в беларускую
нацию.
5. В концы XVIII - первой половине XIX ст. происходила состояний-
ленне нового беларуского литературного языка и беларуской литературы. В музыкально-
театральной культуры выделился крепостной профессиональный театр магнатов,
возникли любительский театр, частные музыкальные школы,
оркестры и хоры из числа любителей музыки, собирались и публиковались беларуские
народные песни, происходили литературно-музыкальные вечера. Значительное влияние на
состояние и развитие беларуской культуры оказала куль-тура России, Украины, Полыпчы,
стран Западной Европы.Литература
Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси: С древних времен к 1917 года. Мн.,
1985.
Белоруссня в эпоху феодалнзма: Сб. документов н матерналов: В 4 т. Мн., 1961. Т.Из;
1979. Т.4.
Болбас М.Ф. Развнтне промышленностн в Белорусснн (1795 - 1861). Мн., 1966.
Букчын С.В. Народ нздревле нам родной: Русскне пясателн о Белорусснн. Мн., 1994.
История Беларуской ССР: В 5 т. Мн., 1972. Т.1.
История беларуского искусства. Конец XVIII - начало XX ст.: В 6 т. Мн., 1989. Т.З.
Готье Ю. Очерк нсторнн землевладення в Росснн. Сергнев Посад, 1915.
Документы и материалы по истории Беларуси (1772 - 1903). Мн., 1940. Т.2.
Доўнар-Запольскі М.В. Гісторь'ія Беларуси. Мн., 1994.
Заблоцкч.и-Десятовскн.и Н.П. Граф Кнселев н его время. Спб.: тнп. Н.Стасюкевнча, 1882.
Ігнатоўскі У. Краткий очерк истории Беларуси. Мн., 1991.
Кернажыцкі К.И. Хозяйство крепостников на Беларуси в концы XVIII и первой половине
XIX ст. (К проблеме разлажэння феодализма в Беларуси.) Мн., 1935.
Козловскч.и П.Г. Землевладенне н землепользованне в Белорусснн в счете XVIII -
охаживай-вой половнне XIX в. Мн., 1982.
Корнейчнк Е.Н. Белорусскнй народ в Отечественной войне 1812 г. Мн., 1962.
Лойка А.А. История беларуской литературы: Дооктябрьский период. Мн., 1989.
Лютьш А.М. Соцнально-эканомнческое развнтяе городов Белорусснн в счете XVIII -
первой половнне XIX крышка. Мн., 1987.
Мальдзіс А.Г. Путешествие в XIX столетие. Мн., 1969.
Масленикова В.П. Музыкальное образование в Беларуси. Мн., 1980.
Мохнач Н.Н. Ндейная борьба в Белорусснн в 30 - 40-е годы XIX в. Мн., 1971.
Музыкальный театр Белорусснн: Дооктябрьскнй пернод. Мн., 1990.
Очерки истории Беларуси: В 2 ч. Мн., 1994. 4.1.
Начинатели: 3 историко-литературных материалов XIX ст. Мн., 1977.
Цвікееіч А. "Западно-русснзм": Очерки из истории грамадзкай мысьлі на Беларуси в XIX
и начала XX в. Мн.,1993.
Чантурыя И.О. Нсторня архнтектуры Белоруссмн: Дооктябрьскнй пернод: В 2 т. Мн.,
1985. Т.1.
Чепко В.В. Классовая борьба в белорусской деревне в первой половнне XIX в. Мн., 1972.
Чепко В.В. Сельское хозяйство в Белорусснн в первой половнне XIX в. Мн., 1966.
БЕЛАРУСЬ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ 1 РАЗВИТИЯ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА.
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
БОРЬБА ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(вторая половина XIX ст. - февраль 1917 г.)
ГЛАВА1
БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ. ПЕРЕХОД К КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
§ 1. Отмена крепостного права
Две главные причины обусловили отмену крепостного права в России:
существование крепостничества сдерживало экономичное развитие государства;
возрастание антыпрыгонніцкага движения, прежде всего средь крестьянство, угрожала
сильным социальным взрывам. Нельзя сказать, что 'крепостническая система хозяйства
совсем остановила экономичное развіцце страны. Оно продолжалось, и довольно скоро.
Да, на территории Беларуси из 1828 по 1860 г. количество предприятий (без
винокуренных)
305
увеличилась из 449 к 942, количество рабочих - из 4674 к 9269. Когда в 1845 г. было 9
предприятий, где применялись машины, то в 1860 г. - уже 30. Возрастала интенсификация
работы, квалификация рабочих, формировалась местная буржуазия, росло городское
население (из 1825 по 1861 г. оно увеличилось из 261,4 тыс. к 330 тыс. человек).
Помещичье хозяйство также постепенно развивалась. Беларуские помещики,
приспосабливаясь к востребованиям рынку, переводили свое хозяйство на производство
тех товаров, которые пользовались найболыпым спросом. Главной рыночной культурой
накануне реформы была рожь, а найболып выгодной формой реализации товарной ржи -
винокурение. К прибыльным товарным сельскохозяйственным культурам относились
также лен и картофель. Лен уготовлялся главным образом на экспорт, а картофель в
основном употреблялась в местного винокуренного производства. Товарное значэн-не
приобретало животноводство, в особенности овцеводство. Многие помещики строили в
своих поместьях винокуренные, сахароваренные, лесопильные и другие предприятия.
Работали на их крепостные крестьяне.
В целом экономика развивалась невысокими темпами, преимущественно экстенсивным
путям. Экстенсивный путь развития, во-первых, имел определенные границы, во-вторых,
уже не соответствовал востребованиям времени. Ярким свидетельством кризиса
крепостнической системы стала Крымская война. Россия не сумела противостоять
высокоразвитым капиталистическим странам Западной Европы и пацярпела паражэнне.
Стала очевидно, что крепостническая система хозяйства значительно прайг-рае
капиталистической из ее товарно-денежными отношениями, рынкам работы и жестокой
конкуренцией, которые вызывают заинтересованность выка-наўцаў в итогах своей
работы, подталкивают техническое развитие,
ведут к интенсификации производства и этим ускоряют общий прогресс общества.
В течение всей первой половины XIX ст. вопрос о отмене при-гоннага право занимало
центральное место в идеологических спорах. В концы 50-х годов оно приобрело
наивысшую остроту. В правительственных колесах в сдаче сдач поняли, что пара отмены
крепостного права назрела и это лучше сделать "сверху", иначе можно дождаться его
отмены "снизу". Подготовка крестьянской реформы началась в сакрэ-це от широких колес
общественности. В январи 1857 г. был созданный Секретный комитет "для обсуждения
мер по обустройству быту помещичьих крестьян". Средь членов комитета развернулись
споры насчет условий отмены крепостного права. Одни предлагали "остзейскі" вариант,
т.е. освобождение крестьян без земли, пр^ия желали, чтобы царь взял инициативу на себя
и прощал вольность крестьянам от своего имени, некоторые считали, что условия
освобождения крестьян должны выработать помещики. К концу июля 1857 г. был
составленный компромиссный вариант - освободить крестьян из усадьбой, который и
получил перевес. Земля
должна выкупаться в течение 10 - 15 годов по цене, которая уклю-чала бы в себя и
компенсацию потери помещикам его власти над асо-бай крестьянина; польны надел мог
быть уменьшенный и отданный крестьянину в пользование за отдельную плату деньгами
или работой; в аддаленан грядущего мог произойти выкуп этой земли по добровольной
договоренности помещика из крестьянином. Реформу было решена по-чынаць из
западных губерний.