ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7556
Скачиваний: 2
Прежде всего местные помещики значительно болып, чем помещики в других районах
России, были втянутый в товарно-денежные отношения. Это обусловливалось близостью
к западноевропейскому рынку. Ощущая оплошности крепостной работы, некоторые
владельцы поместий уже в первой четверти XIX ст. выступали из проектами
безземельного освобождения крестьян. Правда, тогда большинство помещиков эти про-
екты не поддержала, они были отклоненный и правительствам. Последний также
понимал, что введение в 40-х гадах обязательных инвентарей помещичьих хозяйств в
западных губерниях привело помещиков Беларуси к хуткан и неизбежной потери ими
своей власти над крестьянами и, рассчитывая на болып выгодные для себя условия
отмены крепостничества, они первыми откликнуться на секретное предложение
правительства. К этому надо добавить 1 то, что для самодержавия оппозиционно
настроенное польское дворянство представляло угрозу политической опасности -
необходима было как можно скорей избавить его возможности использовать крестьянские
волнения в своих наци-янальных интересах.
Но для правительства было очень важно, чтобы инициатива отмены при-гоннага право
исходила от помещиков, которые оставались главной социальной опорой власти. Взять на
себя официальную инициативу в таком сложном деле, а значить, и нести полную
ответственность за ее выполнение Александр II не отвешивался. Поскольку помещики да-
сама в особенности не спешили из предложениями о упразднении крепостничества,
помещичью "инициативу" надо было организовать. Сделать это отозвалось не очень
тяжело. Справа в том, что генерал-губернатор Виленской, Ковенской и Гродзенскан
губерний В.И.Назімаў и император Александр II были друзьями детства. Еще в маи 1856
г. на их встречи в Бресте В.И.Назімаў заверил императора, что дворяне его генерал-
губернаторство, видя итоги освобождения крестьян в соседних прибалтийских губерниях,
где крестьяне получили личную свободу еще в начала XIX ст., помирились бы на
похожую реформу. Летом 1857 г. Александр II снова встретился из В.И.Назімавым, теперь
уже в Вильно, и генерал-губернатор подтвердил, что помещики северо-западных губерний
готовый выступить из инициативой отказа от крепостного права. Император, безусловно,
адобрыў эту "инициативу".
Под нажатием В.И.Назімава инвентарные комитеты Виленской, Гро-дзенскай и
Ковенской губерний приняли решение не заниматься вопросами регулирования
отношений между помещиками и крестьянами, для чего они и были когда-то созданный, а
помирились безвозмездно освободить крестьян,
оставив помещикам всю землю и крестьянскую недвижимость. Это решение В.И.Назімаў
в сентябри 1857 г. направил министру внутренних дел. В октябре он особиста приехал в
Петербург и попросил дать яму дальнейшие инструкции. Император приказал ускорить
решение этого вопроса. Скоро такая инструкция для Назімава была разработана, и 20
ноября 1857 г. Александр II подписал и направил рескрипт (предписание) генерал-
губернатору Виленской, Ко-венской и Гродненской губерний В.И.Назімаву о основании
из представителей местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей
комиссии в Вильно для подготовки местных проектов улучшения быту помещичьих
крестьян. Чуть позже похожие комитеты были созданный и в других губерниях России.
Содержание рескрипта свидетельствовал о том, что инициатива помещиков о
освобождении крестьян по "остзейскаму" узора была по-мастерски выка-рыстана
верховной властью для предложения, неожиданной для памешчы-каў. Программа
правительства, которую надо было обсудить в созданных комитетах, давала крепостным
крестьянам гражданские права, но за-хоўвала вотчинную власть помещика. За помещиком
оставалось право собственности на всю землю. Крестьянам оставляли усадебные наделы,
какие они на прадягу определенного времени виновный были выкупить. Свыше этого
предусматривалась дать крестьянам в пользование определенное количество земли "для
обеспечения их быту и для выполнения их обязанностей перед ура-дам и помещикам", за
какую крестьян обязывали платить оброк либо работать на помещика. Помещик получал
также право полицейского наблюдения за крестьянами. При этом будущие отношения ся-
лян и помещиков являлись бы гарантией своевременной платы первыми государственных
и земских налогов. В рескрипте ничего не было сказана о отмене крепостного права, но 21
ноября 1857 г. в "Дополнительной адносіне" уже недвусмысленно пояснялась, что
главным в "улучшения быту помещичьих крестьян" является отмена крепостного права.
Именно действие этих двух документов, из каких второй канкрэтыза-ваў общие и не
совсем ясные положения первого, сделала невозврат-ным процесс подготовки к отмене
крепостного права по всей империи, а их опубликование легализировало обсуждение
проблемы. Неабход-насть реформы была публично подтверждена. Стала понятным, что
крепостное право доживает последние годы. Ожидание скорых перемен подтолкнула к
действиям как помещиков, да и крестьян.
Уже в начала XIX ст. в беларуских губерниях наблюдалась тенденция к увеличению
помещичьей земли за счет сокращения крестьянских наделов. Этот процесс в особенности
ускорился после 1857 г. Помещики переселяли своих крестьян на худшие земли, отрезали
в их часть земли, в общем лишали наделов. Когда в начала столетия в западных
беларуских губерниях помещичья земля складывала 1/3 всей площади поместья, а в
пользования крестьян было 2/3, то перед реформой в Виленской губернии крестьянам
осталось только 52,5 % пахота и сенажацей, в Гродненской - 55,8 %. Значительно
увеличилась средь крестьян количество огородников (имели только усадьбы) и
угольников (не имели ни земли, ни
жилья).
Действия помещиков вызывали протест крестьян. Иен прим разные
формы: отрицание от выполнения феодальных павіннасцей, сопротивление переселению и
уменьшению наделов, коллективные жалобы, самовольные лесные порубки, поджигание
помещичьих усадьб, нападения на помещиков и экономов, неподчинение по-мешчыцкай и
правительственной администрации. В 1858 - 1860 гг. крестьянские волнения произошли
во всех беларуских губерниях. Согласно неполным сведениям (про некоторые
выступления местные власти не сообщали), в это время зарегистрирована 42 крестьянские
волнения, 11 из каких были
падаўлены при помощи армий и полиции.
Своеобразным протестам против крепостнической системы из'.явился т. зв. "трезвое
движение", который развернулся в 1858 - 1859 гг. Он был направленный против винных
водкупаў1, высоких налогов на вино и спая населения. На крестьянских собраниях
принимались решения бойкотировать питьевые дамы, создавались "братства трезвости". В
этом движении принимали участие почти все категории угнетенного населения.
Например, в "братствах трезвости" Волковысского и Пружанского уездов Гродненской
губернии было около 5 тыс. человек.
Несмотря на то, что крестьянские волнения были стихийными и локальными, не
определялись массовостью и настойчивостью, они хорошо выявили общие интересы
крепостного крестьянства, отобразили на-строй и желания народа. Крестьяне выступали
за настоящее и полное освобождение от помещичьей власти и передачу им усей земли,
помещики - за отмену крепостного права при сохранении своей собственности на землю.
Безусловно, царизм поддержал помещиков.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил все законодательные акты (их было 17), которые
касались отмены крепостного права, и обратился к народу из манифестом. Но
опубликованный все эти документы были 5 марта 1861 г. Такой значительный разрыв
между датой утверждения царем законодательных октав и их алублікаваннем для
всеобщего азна-ямлення объясняться тем, что нужна было не только напечатать
необходимое количество экземпляров этих больших документов, но и принять шеренгу
превентивных (упреждающих) мер на выпа-дак волнений, какие небезосновательно
прогнозировались властями. Были подготовленный необходимые воинские части в
столицах, а в губернии для наблюдения за порядком направленный флигель-адъютанты,
которые в не-абходных случаях имели право действовать от имени царя.
Все документы, опубликованные 5 марта 1861 г., можно разделить на три группы: общие
положения, местные положения, дополнительные правила. Юридических октав, под
нормы которых подпадала вся империя, было несколько. Это - Общее положение о
крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости, Положение о упорядочении
дворовых лю-твори, которые вышли из крепостной зависимости, Положение о выкупе
крестьянами, которые вышли из крепостной зависимости, их усадебной аседласці и о
содействии правительства приобретению этими крестьянами в собственность полевых
наделов, Положение о губернских и уездных па крестьянских делах учреждениях, а также
"Правила о порядке введения в где-янне Положений о крестьянах, которые вышли из
крепостной зависимости". 3 местных положений непосредственно территории Беларуси
касалась два: Местное положение о поземельном обустройстве крестьян, какие
поселенный на помещичьих землях в губерниях: Вялікарасійскіх, Новарасійскіх и
Беларуских (под это положение подпадали Могилевская губерния и большая часть
Витебской) и Местное положение о пазя-мельным обустройства крестьян, какие
поселенный на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской,
Минской и части Витебской (охватывала остальную территорию Беларуси).
В манифесте и положениях были законодательно закрепленный все общие для крестьян
личные и имущественные права, права общественного управления крестьян,
государственные и земские повинности. Главным звя-ном в законодательных актах
реформы были личные правы крестьян. В манифесте подчеркивалась, что отмена
крепостного права является итогом добровольной инициативы "благородного
дворянства". В алпаведнасіу_.из..манифестам крестьянин сразу получал личную
свабодў~Бывший барщинник, в якогараней йазггеівчык^ер забрать всю яуі" имущество, а
самого продать, даровать, заложить, сейчас получал не только возможность свободно
распоряжаться своей асо-бай, но и шеренга гражданских прав: от своего имени заключать
разные гражданские и имущественные соглашения, открывать торговые и про-мысловыя
предприятия, переходить в другие сословия.
Вместе из тем манифест объявлял, что крестьяне в течение^Из^адоў (к 19 февраля 1863 г.)
айявяяаттм ттяртті те же_ самые павіннас.Ш.ідіі-О.И В часі)Дцтрыропнага..др&а.
Отменялись только т. зв. дополнительные сборы (янки, масло, лен, холст и т.п.).
Пандгчьціа ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями из тягла на неделю,
іфыхускарачалася подводная повинность, запрещался перевод крестьян из оброка на
барщину и в дворовые.
Общие положения вводили новую систему управления деревней. Она была основана на
выборности более низких должностных лиц. Крестьяне, которые жили на земле одного
помещика, складывали сельское общество (общину). На собрании сельского общества
выбирался староста. Несколько сельских общин, которые относились к одному
церковному приходо, создавали волость. На волостном собрании сельские старосты и
упаўнава-жаныя от каждых 10 дворов выбирали волостное управление, волостного
председателя и судью. Сельские и волостные управления занимались расписание-кай и
сборам налогов, исполняли распоряжения местных властей, регулировали поземельные
отношения крестьян, следили за порядком в деревне. За своевременное выполнение всех
павіннасцей крестьяне несли ответственность на основе круговой поруки, а судебные дела
решались согласно норм и традиций обычайного права.
Для непосредственного проведения реформы на местах создавались спе-цыяльныя органы
- уездные мировые съезды и губернские па крестьянских делах учреждения.
Контролировали деятельность этих органов губернаторы. Первой инстанцией по
урегулированию отношений между крестьянами и помещиками являлись мировые
посредники, которые уготовлялись губернатором из местных дворян. Основным
обязанностям мировых посредников было содействие сложению уставных грамот -
нормативных октав, где определялись поземельные отношения крестьян и помещиков. На
сложение и подписка уставных грамот отводилась два гады.
Поземельное обустройство крестьян Беларуси, как уже было сказана, осуществлялась на
основе двух местных положений. В Могилевской и Витебской губерниях, где сохранилась
абшчыннае землепользование, устанаўліваліся высшие (от 4 да'5,5 дзес.) и более низкие
(от 1 к 2 дзес.) размеры крестьянских наделов. Когда к реформе в пользования
крестьянина земли было более чем высшую норму, то помещик имел право отрезать
излишек в свою пользу. В Гродненской, Виленской и Минской губерниях существовала
падворнае землепользование. Тут крестьянам оставлялся их дарэформенны надел.
Отрезки позволялась делать, когда в паідешчыка .оставалась меньше 1/3
ус&и~зямлтгалб"^яя"неі4 надел не мог быть сокращенный болып чем на 1/6.
~--Д^а'"правядіен'ня~"В"вгісутгвоэд'--анврацыі крестьяне считались временнообязанными
и за пользование получившейся землей виновный были отбывать барщину или платить
помещику оброк. В Могилевской и Витебской губерниях за высший надел панш-чына
складывала 40 мужских и 30 женских дней в год (ли 8 рублей оброка). В западной части
Беларўсгпявжнаецінамяяпіаліся на 10 % против инвентарей и определялись следующим
образом: для барщины - не болып 23 дней, для оброка - не более 3 рублей из десятины в
год.
Свой польны надел земли крестьяне виновный были выкупить во влас-насть. Правила
выкупной операции были одинаковые па всей России.
Выкупная сумма определялась через шасціпрацэнтную капитализацию годового оброка.
Например, когда оброк из крестьянского надела составов 6 рублей в год, то общая сумма,
какую крестьянину надо было заплатить, складывала 100 рублей (6 р. - 6 %, 100 р. - 100
%). От-Жда.Дй.Уд .г.этан суммы (в задежнасці от величины надела) крестьяне платили
непосредственно помещику. Остальную часть помещики получали от государства во
вбіг'лядзе'кяштоўных бумаг, которые можно было продавать или закладывать. В итога
такой операции крестьяне становились должниками государства. В течение 49 годов
трэбдбыло ворочать до^узи виде выкупных плаця-жоу, куда включались еще и п'рацэнты
за пазыкў. За это время крестьянам втолковывалась выплатить к 300 % одолженной им
суммы.
Таким образом, общая сумма, какую крестьяне вынужденный были заплатить за
получившиеся наделы, значительно превышала рыночную цену этой земли (на Беларуси -
в 3-4 разы). Получалась, что крестьяне не только выкупали землю, но 1 компенсировали
помещикам потерю их собственности в особе крестьянина. Проводя выкупную операцию,
казна решила и проблему взыскания дарэформенных долгов из памешчы-каў. На
Беларуси, согласно даных за 1859 г., 59,8 % крепостных крестьян (в общем по России - 65
%) были заложенный их владельцами в разных кредитных учреждениях. Этот долг
удерживался из выкупной ссуды помещикам, что освободило их от долгов и спасла от
финансового банкротства.
Условия реформы не могли удовлетворить крестьян. Аб'яўленне манифеста
1 положений вызывала массовый подъем крестьянских выступлений во всей России. В
1861 г. на Беларуси зарегистрированный 379 крестьянских волна-ванняў (в 9 раз более,
чем в 1860 г.), 125 из их были падаўлены при помощи армий и полиции. В 1862 г. борьба
крестьян развернулась из новой силой (152 выступления). Крестьяне супраціўляліся
выселению их на пустоши и заболоченные участки, требовали уменьшить повинности,
ворочать выгулы, сенокосы.
Крестьянское движение 1861 - 1862 гг. не сумел победить, все выступления крестьян были
жестоко падаўлены. Однако в условиях восстания 1863 -1864 гг. царское правительство
было вынужденный провести шеренгу мероприятий, которые внесли существенные смены
в "Положения" от 19 февраля 1861 г. Указ от 1 марта 1863 г. вводил обязательный выкуп
крестьянских наделов в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и в
інфлянцкіх уездах Витебской губернии, отменялось временнообязанное положение
крестьян, они становились собственниками, выкупные платежи снижались на 20 %. 2
ноябре 1863 г. этот указ распространенный на всю Витебскую и Могилевскую губернии.
На Беларуси были созданный уездные паве-речные комиссии для проверки и исправления
уставных грамот. Абеззя-меленым в 1846 - 1856 гг. крестьянам выдавался 3-десятинный
семейный надел. В полном объеме возвращалась земля, отобранная в их из 1857 г.
Восстание 1863 - 1864 гг. повлияла и на положение государственных крестьян на
Беларуси. В соответствия из законом 1867 г. они переводились из оброка на выкуп и
становились собственниками своих наделов.
Сделанные правительствам уступкі, безусловно, улучшили положение ся-лян западных
губерний по сравнению из другими регионами России и создали более благоприятные
условия для развития капитализма в Литве и на Беларуси. В общем, реформа 1861 г. дала
значительный толчок развитию буржуазных отношений в России. За несколько
десятилетий тут произошли такие преобразования, на которые в некоторых странах
Запада нужный были целые столетия. Вместе из тем реформа несла в себе много супя-
рэчнасцей. В России сохранилось множество феодальных пережитков, что стало
отличительной чертой и основной особенностью российского капитализма.
§ 2. Буржуазные реформы 60 - 70-х годов и контррэформы 80 - 90-х годов
Реформа 1861 г. ликвидировала главную преграду, что сдерживало развитие капитализма
в России - крепостное право. Однако этого было недостаточно. Чтобы двигаться вперед к
действительно буржуазному обществу, России были нужный другие реформы
государственно-политического строя. В 60 - 70-я годы правительство Александра II
приняла шеренга постановлений о проведении таких рэформ: земской, судебной,
городской, военной, в ветви народного образования и печати.
3 всех рэформ самой радикальной являлась судебная. Новые судебные статусы, какие
были принятый 20 ноября 1864 г., решительно разрывали из існаваўшым раньше в России
судебным строям. Новый суд будо-ваўся на бессаслоўных принципах. Провозглашались
неизменность суд-дзяў, независимость суда от администрации, устный характер, конкурс-
насть и гласность судебного процесса. При рассмотрении криминальных дел
предусматривалось участие в судебном процессе присяжных засяда-целяў, создавался
институт присяжных поверенных (адвокатов). Про-цэс предыдущего следствия сообщался
от полиции судебным следователям. Значительно сокращалась система судопроизводства.
Первой инстанцией стал мировой суд из единственным судьей, второй - съезд мировых
судей, потом шли окружные суды (в губерниях) и судебные палаты (объединяли
несколько губерний). Для всех судов империи существовала единственная апеля-цыйная
инстанция - сенат. Мировые судьи виновный были выбираться на уездных земских
собраниях и в городских думах. Члены судебных палат и окружных судов утверждались
императором, а мировые судьи -сенатам. Наблюдение за деятельностью судебных
учреждений осуществляли праку-роры, которые подчинялись непосредственно министру
юстиции. Вместе из тем судебная реформа оставляла волостной суд для крестьян (по
гражданским и мелким криминальным делам), духовный суд (консисторию) по делам
духовенства и военные суды для вайскоў-цаў. Высшие государственные чины подлежали
Высшему криминальному суду.
На Беларуси судебная реформа началась только в 1872 г. из введения мировых судов.
Однако мировые судьи, в различие от центральных губерний России, тут не выбирались, а
назначались министром юстиции. Окружные суды, присяжные заседатели и присяжные
поверенные появились в западных губерниях только в 1882 г. Список присяжных зася-
дацеляў также утверждался властями. Все это было итогам полу-стання 1863 - 1864 гг. -
самодержавие не доверяло местным па-мешчыкам, средь каких были сильные прапольскія
настроения.
Земская реформа, объявленная 1 января 1864 г., предусматривало создание в уездах и
губерниях выборных учреждений для руководства местным хозяйством, народным
просвещением, медицинским абслугоўван-нем население и другими делами