ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4008
Скачиваний: 2
гигиены. Они более детально разработали вопросы рационального питания,
диетического режима для людей различных возрастов. Много внимания
уделяется гигиене беременных, уходу за грудными детьми и вопросам
вскармливания. Установлены строгие правила водопользования, хранения и
продажи пищевых продуктов. Арабские врачи уделяли много времени
изучению причин заразных болезней. Разрабатывались вопросы о передаче
заразных болезней, в частности через окружающие предметы. Предлагались
методы обеззараживания при помощи окуривания и изоляцию больных.
Представления о болезни, толкование причин заболевания.
Представления о болезни у арабов формировались под влиянием
древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках,
изложенных в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем
прокомментированных в трудах Галена. Согласно представлениям арабов,
каждая из субстанций и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в
создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые
определяют мизадж – темперамент каждого человека. Он может быть
нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или
«неуравновешенным» (разных степеней сложности)
Выдающимся философом, врачом и химиком Раннего средневековья был
перс Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ал-Рази (850-923гг.) Родился он в Рее,
недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно –
когда было около 30 лет. В Багдаде основал и возглавил больницу, которая
была наполнена его учениками. С именем ал-Рази связанно применение ваты
в медицине, изобретение ряда инструментов, например для извлечения
инородных тел из гортани. Среди 236 известных произведений ал-Рази
(сохранилось не более 30) особую ценность представляет небольшой трактат
«Об оспе и кори». По существу это первое обстоятельное изложение клиники
и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в то время
немало человеческих жизней. В течении всей своей жизни он вел записи
своих наблюдений, в которых анализировал каждую болезнь с позиций
греческих, сирийских, индийских, персидских, и арабских авторов, после
чего делал выводы. С его именем связано первое в арабоязычном мире
ведение четкой документации о каждом больном (своего рода «историй
болезней»).
Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного
прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась
далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных
абдоминальных и акушерских вмешательств, лечение травматических
повреждений и вывихов. Самым видным хирургом считается Абу-л-Касим
Халаф ибн Аббас ал-Захрави (936-1013гг.). Ал-Захрави блестяще оперировал.
Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга. К его
приоритетам относятся: применение кетгута(шовный материал) в
абдоминальной (внутриполостная)хирургии и для подкожных швов, шов
ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при
операциях на малом тазе, описал что сегодня называется туберкулезным
поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления
катаракты. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при
хирургических операциях.
Вклад врачей Средневекового Востока в развитие офтальмологии.
Офтальмология занимает особое место в хирургии и медицине
средневекового Востока. Египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-
1039) исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление
лучей в средах глаза и дал название его частям (роговица, хрусталик,
стекловидное тело). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он
выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и
предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Аммар ибн Али
ал-Маусали
разработанная им операция удаления катаракты путем
отсасывания хрусталика при помощи, изобретенной им полой иглы, имела
большой успех и получила название «операция Аммара».
Медицина образования.
Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных
этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.
Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами,
занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко
эрудированны во многих областях, обучались, но не у других врачей. Таким
был Ибн Сина.
Другие обучались искусству врачевания у своих родителей – врачей, как
правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских
инструментов и всегда обилие пациентов для развития практических навыков.
Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали уроки
дома или в мечетях, а позднее в больницах. Медицинских школ в Халифате
еще не существовало, - они появились в XIII в. Первые исламские
медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них
принимались мальчики в возрасте 15 лет. Ученики проживали при больнице в
течении всего периода обучения.
Медицина народов Средней Азии. Труды Авиценны их значение для
развития медицины.
После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных
центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое
достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении
Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина
оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь
238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и
состоит из пяти книг.
Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших
разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы
болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена
простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей
описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по
органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения
(хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.)
и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о
ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три
момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента,
3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные
лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811
лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.
4.
Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)
Началом истории Средних веков в Западной Европе условно считается
476 г. Когда был низложен последний император Западной Римской империи
– Ромул Аугустул. Народы Западной Европы прошли сложный путь от
родоплеменных отношений до развитого феодализма. В результате была
создана своеобразная средневековая христианская цивилизация Запада.
Ведущая роль в медицине принадлежала церкви. Первые христианские
госпитали (помещение для приезжих) появились в Западной Европе на
рубеже V-VI вв. при кафедральных соборах и при монастырях. Монахи
лечили не только «постом и молитвой», но и рациональными средствами.
Рост городов и количества горожан обусловили появление городских
госпиталей, несущих функции приюта и больницы.
Высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая
среди них – врачебная школа в г. Салерно. Эта школа была светской,
продолжала лучшие традиции античной медицины и в преподавании
придерживалась практического направления. Ее деканы не имели духовного
сана. В систему преподавания входили анатомические демонстрации на
животных, а с 1238 г. Раз в пять лет разрешалось проводить вскрытие
человеческих трупов. В университете, на факультете медицины курс
теоретического обучения длился пять-семь лет и заканчивался присвоением
степени бакалавра медицины. Количество студентов - медиков было
небольшим и редко превышало 10 человек. Затем были открыты
университеты в Болоньи, Париже.
В начале XIII в. католическая церковь активизировала борьбу с
ересями, сформировался церковный суд – инквизиция. В системе инквизиции
важное место занимали и врачи. От его «искусства» пытать подсудимого
зависели результаты следствия. Одновременно он следил за тем, чтобы
обвиняемый не скончался до суда. После пыток врач залечивал раны – ведь
еретика надлежало возводить на костер невредимым. Все это заметно
повлияло на сложившийся к тому времени метод средневекового
образования – схоластику.
Схоластика –
средневековый научный метод, или
тип религиозной философии, основанный на формальной логике. Медики-
схоласты пользовались трудами Гиппократа и Галена, ссылаясь на
ошибочные, умозрительные представления о процессах, происходящих в
человеческом организме. Все сочинения предшественников предварительно
проходили церковную цензуру, поэтому наиболее ценные практические
сведения отбрасывались как противоречащие католическим догмам. Наука
оказалась в жестких рамках религиозной идеологии. В 1490 г. В Падуе был
построен первый анатомический театр. Наибольшим опытом обогатилась
медицина в области инфекционных болезней. Наиболее тяжелой была
эпидемия чумы в XIV веке. Из других заболеваний широко распространилась
в этот период проказа (лепра) и ряд других кожных заболеваний. Этому
способствовали крестовые завоевательные походы в страны Восточного
Срединоземноморья (1096-1270 гг.) В эпоху Возрождения в связи с
улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти
полностью
исчезла.
Задолго до разработки научного обоснования мер борьбы с
инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять