ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 4030

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

закрытие гаваней, задержание людей и товаров на прибывавших кораблях в 

течение  40  дней,  откуда  и  возник  термин  «карантин»  (итал.  Quarantena;  от 

quaranta  gironi  –  сорок  дней).  Первые  карантины  были  введены  в  портовых 

городах Италии в 1348 г. В 1403 г. На острове св. Лазаря близ Венеции были 

организованы  лазареты  для  заболевших  на  морских  судах  во  время 

карантина; к 1485 г. была разработана целая система морских карантинов и 

лазаретов,  в  которых  лечили  больных  и  изолировали  людей,  прибывших  из 

зараженных местностей и стран. Так были заложены первые основы будущей 

карантинной служба. 

           Медицина Средневековой Европы не была бесполезной. Был накоплен 

огромный  опыт  в  области  хирургии,  распознавания  и  предупреждения 

инфекционных заболеваний, противоэпидемические меры. 

 

Лекция № 6. Медицина Позднего Средневековья (XV – XVII вв.). 

Развитие опытного знания и клинического наблюдения. 

План 

1.

 

Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения: 

2.

 

Становление анатомии и хирургии как науки. 

3.

 

Медицина в Московском государстве. 

 

1.

 

Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения: 

        На  рубеже  XIV  –  XV  вв.  создались  условия  для  коренных 

преобразований      в  экономике,  духовной  жизни,  медицине.  Великие 

географические  открытия  положили  начало  мировой  торговле,  новым 

знаниям,  например,  медицина  Европы  получила  новые  лекарственные 

препараты – кору хинного дерева, опий, камфару и др. Так как гуморальная 

теория  Гиппократа  перестала  удовлетворять  врачей,  появились  попытки 

объяснить  работу  живого  организма  с  позиций  физики  (механики)  и  химии 

(алхимии)  –  ятрофизика  (ятромеханика)  и  ятрохимия.  С  позиций 


background image

ятромеханики,  организм  подобен  машине  (сердце  –  насос,  конечности  – 

рычаги,  теплота  –  за  счет  трения  и  т.п.),  а  все  жизненные  процессы  можно 

объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения 

этого  учения  четко  изложены  в  сочинениях  итальянских  физиологов 

Дж.А.Борелли

  (1608-1679)  «О  движении  животных»  и 

С.Санторио

  (1561-

1636) «О статической медицине». 

Большое  влияние  на  развитие  естествознания  (и  физиологии  в 

частности)  оказала  деятельность  выдающегося  английского  философа 

Ф.Бэкона

  (1561-1626),  который  во  многом  определил  пути  дальнейшего 

развития  медицины.  В  своем  труде  «О  достоинстве  и  усовершенствовании 

наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в 

сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении 

жизни».  Занимаясь  экспериментальными  работами  в  области  физиологии, 

Бэкон  поставил  перед  медициной  несколько  конкретных  вопросов:  об 

изучении  анатомии  не  только  здорового,  но  и  больного  организма,  о 

введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных 

факторов и развитии бальнеологии.  

Современник  Бэкона,  французский  ученый 

Р.Декарт

  (1596-1650) 

которого считают одним из творцов ятрофизики, был не только выдающимся 

философом  и  математиком,  но  также  выполнил  ряд  физиологических 

исследований.  Так,  он  в  простейшем  виде  разработал  схему  рефлекторной 

дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы 

поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к 

органам.  Декарт  считал,  что  жизненные  действия  имеют  рефлекторную 

природу  и  подчиняются  механическим  законам.  Декарт  изучал  также 

физиологическую оптику. 

 Радикальным  пересмотром  всей  средневековой  схоластической  медицин 

была вся деятельность Теофраста Бомбаст фон Гогенгейма (Парацельс 1493-

1541  гг.).  Парацельс  является  основоположником  ятрохимии,  направления 

ознаменовавшего  привлечение  химии к  решению  медицинских  проблем  (он 


background image

применял  химические  исследования  для  решения  вопросов  физиологии, 

патологии, диагностики), и опытного метода в науке.

 

Он учил студентов не 

только  на  лекциях,  но  и  у  постели  больных  или  во  время  прогулок  за 

минералами  и  лекарственными  растениями

.

  С  Парацельса  началась 

переориентировка  химических  исследований  «от  делания  золота»  к 

приготовлению  лекарств.    Химические  средства  состояли  из  препаратов 

металлов из соединений свинца, сурьмы, меди, железа и ртути. Его внимание 

было  постоянно  обращено  на  изучение  живого  человека,  на  изыскание 

действенных  лечебных  средств.

 

Парацельс  разработал  свою  классификацию 

факторов, влияющих на здоровье человека,  разделив ее на 5 видов: 

1) естественные факторы, свойственные конституции каждого человека. 

2)  яды  и  факторы,  привносящие  заражение  или  возбудители  инфекций  и 

отравляющие вещества. 

3) факторы психологического характера. 

4)  астральные  воздействия  такие  как,  атмосферные  и  климатические 

факторы. 

5) божественное влияние, связанное с верой и могущее давать исцеление. 

  

 Он  впервые  разработал  приемы  выделения  из  растительных  лекарств 

действующего начала и изготовлял из них тинктуры, экстракты и эликсиры. 

Парацельс при всей своей научной деятельности не был свободен от многих 

мистических,  астрологических  и  алхимических  верований  и  традиций.  В 

своих приемах  лечения  он применял  «многие  тайные  средства»  (арканы).  С 

времен  Парацельса  ученые-химики  стали  выходить    из  среды  врачей  и 

фармацевтов,  химию  стали  преподавать  в  университетах  на  медицинских 

факультетах, что способствовало дальнейшему развитию ятрохимии. 

Развитие  медицинской  химии  в  эпоху  Возрождения  привело  к 

расширению  аптекарского  дела.  Аптека  как  самостоятельное  учреждение 

возникло во второй половине VIII в. городе Багдаде в 754 г. В Европе первые 

аптеки появились XI в. в испанских городах Толедо и Кордове. Из простых 

лавок они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые 


background image

включали помещение для приема посетителей , кладовые, где размельчались 

и  хранились  лекарства  и  сырье,  и  собственно  лаборатории  с  печью  и 

дистилляционным  аппаратом.  Культивировались  аптекарские  ботанические 

сады – сады здоровья. Крошечные оконные садики постепенно «разрослись» 

в настоящие «сады здоровья»: участки рядом с аптекой использовались для 

выращивания  лекарственных  трав.  В  качестве  лекарственного  сырья 

аптекари  использовали  также  минеральные  вещества  и  части  животных. 

Большой  популярностью  пользовались  заморские  лекарственные  средства, 

которые привозились главным образом из стран Востока.  

Становление  физиологии  как  науки  связывают  с  именем  У.Гарвея. 

Уильям Гарвей

 (1578-1657 гг.) – выдающийся английский врач, физиолог и 

эмбриолог. Основываясь на достижениях своих предшественников – Галена, 

Везалия,  Коломбо,  Фабриция  Гарвей  математически  рассчитал    и 

экспериментально  обосновал  теорию  кровообращения,  согласно  которой 

кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому 

кругам непременно возвращаясь к сердцу.   

Опустошительные эпидемии инфекционных заболеваний в XV  – XVII 

вв.  как  и  в  средние  века  продолжали  оставаться  огромной  трагедией 

населения Европы. В средневековых городах Западной Европы весь мусор и 

пищевые  отходы  выбрасывались  прямо  на  улицы.  В  городе  было  трудно 

дышать из-за едкой зловонной пыли. В таких условиях повальные болезни не 

прекращались,  а  во  время  эпидемий  чумы,  натуральной  оспы  и  других 

болезней именно в городах была самая высокая смертность. В то же время в 

Америке  в  процессе  конкисты  были  завезены  новые,  неизвестные  ранее 

болезни.  Среди  них  –  оспа.  Эта  печальная  страница  истории  континента 

становиться  еще  более  трагической  в  связи  с  тем,  что  конкистадоры 

использовали  инфицированную  оспой  одежду  в  целях  истребления 

непокорных  аборигенов.  В  крупных  портовых  городах  Европы,  куда 

торговыми  судами  могли  быть  занесены  эпидемии,  появились  особые 

противоэпидемические  учреждения  –  изоляторы,  обсерваторы,  был 


background image

установлен карантин.  До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера 

(1796 г.) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, 

из которых умирало от 25 до 40%.  

Первая  научно  обоснованная  концепция  распространения  заразных 

болезней  была  выдвинута  Джироламо  Фракастро.  Фракастро  написал  свой 

основополагающий труд  «О  контагии,  контагиозных болезнях  и  лечении» в 

трех  книгах.  Словом  «контагия»  называлась  живая  размножающаяся 

сущность,  выделяемая  пораженным  организмом.  Будучи  уверен  в 

специфичности  возбудителя  заразы,  Фракастро  ввел  понятие  «инфекция» 

(внедряться,  отравлять).  Тогда  же  в  медицине  прижилось  слово 

«дезинфекция»,  а  в  XIX  веке  последователь  итальянского  медика,  врач  из 

Германии  К.  Гуфеланд  впервые  применил  обозначение  «инфекционные 

болезни».  Согласно  его  учению,  существуют  три  способа  передачи 

инфекционного  начала:  при  непосредственном  соприкосновении  с  больным 

человеком,  через  зараженные  предметы  и  по  воздуху  на  расстоянии.  Он 

полагал,  что  на  расстоянии  передаются  не  все  болезни,  а  через 

соприкосновение  –  все.  В  связи  с  ростом  производства  и  развитием 

мануфактурного  производства  начинает  появляться  интерес  к  изучению 

условий  труда  и  особенностей  патологии  рабочих,  занятых  в  различных 

отраслях производства. 

 

2.

 

Становление анатомии и хирургии как науки. 

 

Специфической особенностью науки, эпохи Возрождения была тесная 

связь  ее  с  искусством.  Внимание  к  человеку,  столь  характерное  для  эпохи 

Возрождения, породило живой интерес к человеческому телу и его строению. 

Стремление  показать  живого  реального  человека,  красоту  и  гармонию  его 

тела потребовали, прежде всего, знания анатомии. Сохранившиеся до наших 

дней анатомические зарисовки Микеланджело и Рафаэля свидетельствуют о 

том, как серьезно занимались они анатомическими исследованиями строения