ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 4006

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

улучшении  здоровья.  Как  область  эмпирических  знаний  она  зародилась  в 

глубокой  древности  и  развивалась  вместе  с  народным  врачеванием. 

Самостоятельной  научной  дисциплиной  гигиена  стала  во  второй  половине 

XIX столетия.  

 

Становление  общественной  медицины,  учет  заболеваемости  и 

смертности и связанный с ними анализ вредных условий труда приводили к 

необходимости разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, 

в результате чего сформировалась новая наука – экспериментальная гигиена, 

основоположником  которой  стал  немецкий  врач  Макс  Петтенкофер  (  1818-

1901  гг.)  –  профессор  Мюнхенского  университета  и  основатель  и 

руководитель  Института  гигиены  в  Мюнхене.  Петтенкофер  ввел  в  гигиену 

экспериментальный  метод  исследования.  Он  разработал  объективные 

методики  гигиенической  оценки    воздуха,  одежды  и  почвы,  занимался 

гигиеной  водоснабжения,  установил  гигиенические  нормы  и  рационы 

питания. 

 

2.

 

Возрождение  клинического  направления  в  медицине.  Новые  методы 

клинического обследования. 

 

Обучение  искусству  врачевания  у  постели  больного  было  свойственно 

древнегреческой медицине и медицине народов Древнего и Средневекового 

Востока.  В  Западной  Европе  периода  классического  Средневековья 

господствовала  схоластика,  и  преподавание  медицины  велось  по  текстам 

античных  и  средневековых  авторов  снабженных  комментариями  отцов 

церкви.  Однако  передовые  университеты  в  значительной  степени  были 

свободны  от  схоластики.  Для  медицины  18  век  стал  по  преимуществу 

временем  обобщения  и  усвоения  предшествующего  знания,  а  не  великих 

открытий.  Были  открыты  новые  медицинские    школы  в  Вене,  Эдинбурге, 

Глазго. 

 

В  конце  XVII  -  начале  XVIII  в.  решающая  роль  в  разработке  и 


background image

внедрении  клинического  метода  в  Западной  Европе  принадлежала 

Лейденскому  университету  (Голландия),  в  котором  долгие  годы  работал 

Герман Бурхааве

 (1668-1738) – врач, химик и ботаник.  Отдавая приоритет 

лечебной  практике,  он  утверждал,  что  «клинической  называется  медицина, 

которая    наблюдает  больных  у  их  ложа;  там  же  изучает  подлежащие 

применению  средств».    Тщательное  обследование  он  сочетал  с 

физиологическим 

обоснованием 

диагноза 

и 

анатомическими 

исследованиями.  Бурхааве  первым  ввел  в  терапевтическую  практику 

обследования 

с 

помощью 

инструментов, 

первым 

применил 

усовершенствованный  термометр  Фаренгейта,  использовал  оптику  на 

вскрытиях. В клинической медицине этого периода заметен прогресс в такой 

важной отрасли, как акушерство. Было изобретено несколько типов щипцов 

для  родовспоможения,  которые  стали  широко  применяться.  Росло  также 

число мужчин-акушеров. 

 

Несмотря  на  отсутствие  анестезии  и  антисептики  хирургия  18  в. 

продвинулась  далеко  вперед.  В  Англии  Чизлден  (1688-1752),  автор 

Остеографии  производил  иридотомию  –  рассечение  радужной  оболочки 

глаза. Он был также опытным специалистом по камнесечению (литотомии). 

Во Франции Пти изобрел винтовой жгут, первым стал проводить успешные 

операции на сосцевидном отростке височной кости. Основателем гомеопатии 

был  С.  Ганеман  (1755-1843),  системы  имеющей  приверженцев  и  сегодня. 

Гомеопатия базируется на принципе «подобное лечится подобным», т.е. если 

лекарство вызывает какие то симптомы у здорового человека, то очень малые 

дозы  его  лечат  заболевание  с  теми  же  симптомами.  Его  требование 

применять  лекарство  в  малых  дозах,  с  большими  интервалами  и  только  по 

одному лекарству за один прием, позволяло восстановить собственные силы 

организма,  в  то  время  как  другие  врачи  изнуряли  пациентов  частыми 

кровопусканиями,  клизмами,  слабительными  и  чрезмерными  дозами 

лекарств. Фармакология, обогатившаяся уже хиной (корой хинного дерева) и 

опием,  получила  дальнейший  толчок  к  развитию  с  открытием  лечебных 


background image

свойств наперстянки (дигиталиса) У. Уитерингом. 

 

В  начале  18  века  в  клиниках  Европы  не  применялось  ни  одного 

диагностического  прибора  или  инструментального  метода  обследования 

больного.  При  постановке  диагноза  врач  исходил  из  результатов  опроса 

больного  –  анамнеза,  прощупывание  пульса,  осмотра  больного  и  его 

выделений. 

 

Термометрия.

  Диагностике  способствовало  широкое  применение 

специальных  одноминутных  часов  для  подсчета  пульса.  Первый  надежный 

спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 

до  600  градусов  предложил  один  из  выдающихся  ученых  – 

Даниэль 

Габриэль  Фаренгейт

.  В  дополнение  ученый  предложил  212  градусную 

температурную шкалу. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую 

практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение. 

В  1730  г.  французский  естествоиспытатель 

Рене  Антуан  Фершо  Реомюр

 

изобрел  спиртовой  термометр  со  шкалой  от  0  до  80  градусов.  Однако 

последнее  слово  принадлежит  шведскому  астроному  и  физику 

Андреасу 

Цельсию

.  

 

Перкуссия.  (простукивание) 

Этот  метод  обследования  больного  не 

применялся  до  середины  18  века.  Впервые  этот  метод  предложил  венский 

врач 

Леопольд  Ауэнбруггер

.  В  1761  г.  было  издано  сочинение  «Новое 

открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки 

человека,  как  признака,  обнаружить  скрытые  в  глубине  грудные  болезни». 

Открытие  этого  метода  не  было  своевременно  замечено  и  стало  известно 

только  благодаря  личному  врачу  Наполеона 

Ж.  Корвизару. 

Корвизар 

заложил  основы  семиотики  болезней  органов  кровообращения.  Пользуясь 

данными  расспроса,  осмотра,  ощупывания  и  выстукивания  он  описал 

дифференциальные  признаки  левожелудочковой  (цианоз,  одышка)  и 

правожелудочковой  (расширение  вен,  слабость  и  неправильный  пульс) 

сердечной недостаточности. 

 

Аускультация  (выслушивание).  Рене  Теофил  Гиацинт  Лаэннек  –

 


background image

будучи  студентом  Парижского  университета,  Лаэннек  начал  работу  по 

изучению  чахотки,  уносившей  огромное  число  людей.  Вскрытия  умерших 

выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек 

назвал туберкулами (бугорок, узелок). Первые стетоскопы Лаэннек клеил из 

плотной бумаги, затем стал вытачивать их из дерева на специальном станке. 

Его  стетоскоп  состоял  из  двух  цилиндров,  которыми  можно  было 

пользоваться в собранном или разобранном виде. Лаэннек изучил клинику и 

патоморфологию  портального  цирроза  печени,  установил  специфичность 

туберкулезного  процесса  задолго  до  открытия  этого  заболевания.  В  1819  г. 

вышел  в  свет  труд  «О  посредственной  аускультации  или  распознавания 

болезней  легких  и  сердца,  основанном  главным  образом  на  этом  новом 

методе  исследования».  Лаэннек  создал  не  только  метод  аускультации,  но  и 

почти заново создал диагностику, клиническую и анатомическую патологию 

органов  дыхания.  Им  были  найдены  и  описаны  аускультативные  и 

перкуторные признаки эмфиземы, пневмоторакса, туберкулеза легких. 

 

3.

 

Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII веке. 

В XVIII веке в России было положено начало подготовки отечественных 

врачей и впервые для этого времени система обеспечения армии и флота. В 

отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, 

книжным, обучением будущих докторов медицины на медицинских 

факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы 

России с первых лет своего существования построили обучение будущих 

врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и 

заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени 

метод обучения студентов у постели больного. Не случайно, поэтому школы 

для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача 

подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, 

самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для 

подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей. 


background image

Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 

г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты школы 

при сухопутном и адмиралтейском (морском) госпитале в Петербурге, 

адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в 

каждом. В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском сухопутном 

госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 

г. была открыта рассчитанная на 15 учеников школа при Колывано-

Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 

по 1796 г. существовала госпитальная школа при Елисаветградском 

госпитале, выпустившая 152 врача. 

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому 

врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом 

которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при 

госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в 

госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским 

языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и 

иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). 

Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, 

нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских 

врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную 

школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев. 

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все 

теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, 

чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Пре-

подавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, 

элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, 

«материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику,, 

фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ 

в медико-хирургические училища были введены химия, математика к 

физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и бота-